Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3 (часть1)
Этот урок, да и 4 урок тоже, я бы сказал, самые ключевые в этом квартале. Все упирается именно в этот аспект: Дух Святой – Личность Божества или это какое-то влияние? Святой Дух – это трансформированный Христос или это самостоятельная Личность? Мы имеем хороший ключевой эпиграфический текст к этому уроку, в котором ап. Павел в своем приветствии упоминает все три личности Божества:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
Вот здесь упомянуты открытым текстом, без всяких символов или иносказаний три Личности Божества, Каждая из Которых имеет Свою функцию в плане спасения. Давайте теперь подойдем к этому богословскому вопросу более основательно и серьезно.
I Божественные свойства Святого Духа
Сегодня очень остро стоит вопрос о тринитаризме в дебатах не только с представителями других деноминаций, но и в среде адвентистов. Несмотря на то, что все приходят в церковь, отвечая положительно на все доктринальные вопросы, все же некоторые подвергаются воздействию ложного антитринитарного учения, уже находясь в церкви. Давайте подойдем к этому вопросу с разных сторон: и с исторической точки зрения, и как понимали пионеры адвентизма этот вопрос; а самое главное – как Библия освещает данную проблему.
Не удивительно, что учение, похожее на арианство, дает о себе знать и в наше время. Во все времена появлялись люди, которые противостояли Божьей истине. Это было и учение ариан; и учение манихеев (смесь христианства и гностицизма). Последние утверждали, что Святой Дух – это эманация Отца. И учение модалистов; его приверженцы утверждали, что Святой Дух – не отдельное от Бога и Сына лицо, а лишь сила или проявление Божественного Логоса; и учение эбионитов-гностиков (смешение христианства, иудаизма и греческой философии), приверженцы этого учения говорили о Духе, как об инструменте Отца; и учение пневматомахов, его приверженцы также не причисляли Духа Святого к личностям Божества.
Наряду с этими учениями в их доктринальных воззрениях присутствовали целые наборы небиблейских, полухристианских, полуязыческих концепций. Все эти движения, инициированные дьяволом, пытались расшатать церковь на протяжении первых 3-4 веков, когда она еще боролась и держалась истины. Сегодня, перед закрытием двери благодати, это же ложное учение активируется и начинается просеивание в Церкви Божией.
Эллен Уайт неоднократно предупреждала: «Самый последний обман сатаны будет направлен на то, чтобы обезоружить свидетельство Божьего Духа. Сатана будет проявлять максимальную изобретательность, чтобы подорвать доверие» (Избранные вести т. 2 с.78).
Те, кто попал под влияние антитринитарных верований – это, как правило, очень ревностные люди, замечающие всякую неискренность. Они готовы многое сделать ради Бога. Большинство из них – любят Его. Но их слабость заключается порой в их сильных сторонах. Их беда – это узость мышления, склонность к индивидуализму, фанатизму и ощущению себя мучениками. Таковые с легкостью поддаются замаскированному обману, имеющему вид Божьей реформы. Они пытаются разобраться самостоятельно с яркими аргументами новых веяний, совпадающими с их настроением. А если уж им попали в руки печатные издания, критикующие церковь, ее руководителей, это как бальзам для души, мол, не я один так думаю. Постепенно, даже позитивная критика перерастает в нечто большее, и человек начинает сомневаться в истинности Церкви. А дальше – часто все идет по одному и тому же сценарию: высказываются мысли вслух, суть которых сводится к тому, что церкви слабые, трехангельскую весть не возвещают, ее члены – мирские, и что удивительно, начинают уже говорить не «мы», не «наша церковь», а все чаще и чаще слышишь: «они», «у них». И если кто-то скажет им, что они не правы, что они ошибаются, таковые начинают чувствовать себя отверженными пророками, страдальцами за «истину». И чем дальше в лес – тем больше дров. Человек оказывается вне церкви, вне членства. Но он убежден, что истина и Бог с ним. И жизнь теперь посвящается борьбе с заблуждениями, с родной некогда церковью. Точно по такому сценарию разыгрывалось восстание на небе.
А что произошло на самом деле? На самом деле человек был просеян. Это серьезный вопрос. Попросту говоря, невидимый фронт зла одержал победу и завладел еще одной душой. Я не собираюсь быть судьей. Не хочу делить церковь на овец и козлов. Не собираюсь выявлять, кто именно плевел, а кто пшеница. Это прерогатива Бога. Предоставив все аргументы, мы можем только молиться, чтобы Бог Сам вмешался и остановил это ложное движение. Я уверен, — многие искренние души опомнятся и присоединятся к церкви, у которой 28 Библейских доктрин, и примет их все.
Я хочу показать вам, что Эллен Уайт никогда не одобряла антитринитарной позиции, и ее высказывания не носили арианский характер, хотя в самые первые годы становления Церкви она эту тему просто умалчивала. Но потом она заговорила об этом, что для многих показалось действительно весьма революционным. Как следствие, Церковь при ее содействии встала на путь принятия учения о Триедином Боге. Действительно, на раннем этапе развития Церкви доктрина о Триединстве Божества не принималась однозначно. До полного принятия этого учения Церковь прошла через нелегкий путь переосмысления этого непростого для понимания вопроса. На основании ряда публикаций можно считать, что с 1844 до 1888 года большинство адвентистских пионеров не принимали доктрину о Троице, поскольку они считали ее непоследовательной, небиблейской, противоречащей здравому смыслу, папской или просто нехристианской.
Говоря о том, были ли адвентистские пионеры антитринитаристами (унитаристами), по крайней мере, необходимо отметить, что их убеждения были основаны на определенных гипотезах:
1) Бог един и не может разделиться на отдельные личности.
2) Было время, когда Иисус Христос не существовал.
3) Христос получил Свою власть и силу от Бога и поэтому был Ему подчинен.
4) Дух Святой не является третьей Личностью Божества, а только силой или влиянием Бога, или Христа.
Вот в этот ранний период от Церкви АСД откололся Чарльз Рассел и основал новое движение «Сторожевая башня», которое потом было переименовано в «Свидетели Иеговы». И вот с этим наследием пионеров Адвентизма СИ и остались в понимании природы Божества.
В чем была их ошибка? Ошибка адвентистских пионеров состояла в том, что они пытались постичь Бога на рациональном уровне. А ведь Бог человеческим разумом непостижим. Мы ровно настолько можем постичь Бога, насколько Он нам открылся в Им созданной природе и в Священном Писании. В понимании теологии Божества им мешал буквалистский подход к Библии, вот почему учение о триедином Боге не имело для них никакого здравого смысла. Также следует отметить, что в эпоху зарождения адвентистского движения были весьма популярны арианские взгляды на Бога, и многие адвентисты были подвержены этому влиянию. К сожалению, потребовались годы, прежде чем церковь пришла к библейскому пониманию триединого Бога. На протяжении многих лет влиятельные адвентистские пионеры, такие как Иосиф Бейтс, Урия Смит, Джеймс Уайт и другие придерживались антитринитарной позиции.
Что послужило причиной такого разрозненного понимания природы Божества пионерами Адвентизма? Следует не забывать, что в новое движение они пришли из различных протестантских деноминаций. Присоединившись к Адвентистской Церкви, они не могли сразу отказаться от всех своих прежних взглядов. Будучи утверждены в своих представлениях о природе Бога, они привнесли их в учение развивавшегося движения.
В своей книге «Движение, предначертанное Богом» Л. Фрум приводит имена адвентистских пионеров, указывая их прежнюю религиозную принадлежность. До своего прихода в адвентистское движение ее пионеры состояли в различных протестантских деноминациях:
Баптисты – 9 человек, включая Уильяма Миллера.
Методисты – 11 человек, включая И. Литча и Елену Гармон.
Пресвитериане-конгрегационалисты – 2.
Конгрегационалисты – 3.
Христианский союз – 5, включая Джосефа Бэйтса и Джеймса Уайта.
Епископалы – 1.
Протестанты-методисты – 1.
Христиане – 2 и другие.
Таким образом, вышедшие из различных деноминаций адвентистские пионеры принесли в учение нового движения свои прежние взгляды. Помимо других истин, они не полностью понимали учение о сущности Божества в трех Личностях. И эта истина для них была великой тайной. Понадобилось много лет, пока Церковь пришла к полному пониманию этого учения, благодаря откровениям вестницы Божьей Эллен Уайт.
Что мешало ускоренному принятию трех Личностей Божества? Неправильное, искаженное представление о триединстве. С одной стороны, они не могли представить себе Бога в трех лицах, это что-то вроде языческого трехликого бога Януса. С другой стороны, они не могли представить трех Богов. Сегодня нас многие обвиняют в том и в другом, до конца, не зная истинное наше Библейское понятие о триединстве Бога. Бог не Один, Он – Един. И в то же время не три Бога, а Один Бог в трех Личностях.
Да, адвентистским пионерам тяжело было принять и тот факт, что Дух Святой является третьей Личностью Божества. Им тяжело было понять ряд библейских текстов, поскольку они толковали их буквально. Они считали, что поскольку Священное Писание описывает различные особенности и функции Духа Святого, такие как «излиться на всякую плоть», «излиться в сердце», «наполнить дом», «вдунул в них», — то это не позволяет Ему (Духу Святому) быть Личностью. В понимании Урии Смита Дух Святой не принимал бы в Писании различные формы (голубя, огненных языков или «семи Духов»), если бы Он был Личностью. Он также утверждал, что поскольку Дух Святой назван то Божьим, то Христовым Духом, Он не может быть личностью. Урия Смит еще писал: «Есть много выражений относительно Духа Святого, которые показывают, что Его нельзя считать Личностью» (Урия Смит, Ревью энд Геральд 23 март,1897). Он писал также: «Но уважая этот Дух, Библия использует выражения, которые не могут гармонично сочетаться с идеей о том, что Он является Личностью как Отец и Сын» (Урия Смит, Ревью энд Геральд 14 нояб. 1854).
Вот почему так много охотников сегодня на труды Урия Смита. Их желание – опереться на эти труды, как путник на свой посох. Но эти пионеры заблуждались и потребовалось немало времени для того, чтобы прийти к правильному пониманию различных аспектов учения о сущности Божества. И здесь нужно помнить о роли Эллен Уайт, которая оказала значимое влияние в понимании этих сложных вопросов. И те, которые сегодня отвергают ее, именно они попадают в арианскую или полуарианскую ловушку.
Адвентистские пионеры, пришедшие в Адвентистское движение, должны были сформулировать учение нового движения. На протяжении 1848-1850 гг. проходили, так называемые, субботние конференции, на которых и происходило доктринальное становление нового движения. Следует отметить, что на этих конференциях изучались отличительные доктрины Адвентистского движения. Они должны были определиться, какие доктрины их отличали от других протестантских деноминаций и обусловили зарождение нового движения. Среди этих отличительных доктрин были такие как: учение о служении Иисуса Христа в небесном святилище, роль закона Божьего, важность субботнего дня, видимое и личное Второе пришествие Христа, тысячелетнее царство, имеющее место после Второго пришествия Христа, бессознательное состояние мертвых. Стоит здесь отметить, что в период доктринального становления, когда рассматривались отличительные доктрины Адвентистского движения, доктрина о сущности Бога не рассматривалась, так как она не отличала новое движение от традиционного понимания учения о Троице в большинстве протестантских церквей.
Роль Эллен Уайт в субботних конференциях велика. Она писала, что наш народ не знает о том, как пионеры Церкви прилежно исследовали Священное Писание на субботних конференциях. Они искали истину, словно сокрытое сокровище. До поздней ночи, а иногда и всю ночь они проводили в молитве и исследовании истины. Эллен Уайт говорила, что, когда они во время исследований приходили в ситуацию, когда они больше не могли понимать некоторые библейские тексты, Дух Божий сходил на нее, и она получала пояснение текстов посредством посылаемых ей видений от Бога.
Как раз в это время зарождения нового Адвентистского движения, когда неадекватные взгляды о Боге угрожали прочно укорениться в учение церкви АСД, стала неоценимой роль Эллен Уайт. Благодаря открытиям, которые Бог посылал ей, Церковь пришла к пониманию этого учения. Ее высказывания были как раз ответом на все ошибочные понимания Адвентистских пионеров. Там, где они неверно понимали Библейские тексты, она привела их к правильному пониманию Священного Писания.
II Личность Святого Духа
Приведу некоторые выдержки их трудов Духа пророческого через Эллен Уайт:
«Сила Божья в третьей Личности. Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе» (1897 г., Особые Свидетельства Серия А, №10, с.36 Евангелизм, с.617).
«Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духу Святому, Который проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества» (1898 г., Желание Веков, с. 671).
«Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906).
«Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходит по нашей земле» (Рукопись 66, 1899. Из беседы с учащимися Авондэйлской школы).
«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими» (Евангелизм, с. 616).
«Нам вовсе не обязательно давать точное определение Святому Духу. Христос говорит, что Дух – это Утешитель, “Дух истины, Который от Отца исходит”. О Святом Духе ясно сказано, что, когда Он будет направлять людей на всякую истину, Он “не от Себя говорить будет” (Ин.15:26; 16:13). Природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам. Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит Церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания и молчание здесь – золото» (Деяния апостолов, 51-52).
Мы видим, как очень осторожно Эллен Уайт говорит о природе Святого Духа. И хотя она ясно называет Дух Святой третьей Личностью Божества, все же Его природу она считает великой тайной. И мы должны заметить, обращая внимание на год публикации этих мыслей, это конец 19 и начало 20 веков.
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного Спасителя» (Особые Свидетельства, серия Б, №7, с. 63).
«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими. Когда это свидетельство явлено, Он несет вместе с ним Свое Собственное свидетельство. В такие моменты мы веруем и знаем, что являемся истинными детьми Божьими…
Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, сокрытые в разуме Бога. ”Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906).
«Христос объяснил: приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения. Те, кто выступал против Самого Иисуса, не понимая Его Божественной природы, могут получить прощение, потому что под воздействием Святого Духа способны увидеть свою ошибку и покаяться. Каким бы ни был грех, но, если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать. Именно через Духа Бог проникает в сердце человека, но если кто-то добровольно отвергает Дух, утверждая, что он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него» (Желание веков, с. 322).
Подумайте, не происходит ли нечто подобное и в наше время, когда отвергающие Духа Святого как Личность утверждают, что если мы называем Дух Святой Богом, то поклоняемся сатане. Я заметил еще нечто: отвергающие Эллен Уайт, как правило начинают отвергать Святого Духа, Который руководил вестницей. Но на этом они не останавливаются, проходит не продолжительное время, и они начинают отвергать Божественную природу Христа, так как функция Святого Духа наставить на истину и возвеличить Христа.
«Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе» (Особые свидетельства, серия А, №10, с. 37).
III Божество являет Себя в трех Личностях
Приведу здесь также некоторые выдержки:
«Вечные Небесные Личности Трио (Троицы) – Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их (апостолов) неземной энергией… помогали им в работе и в обличении мира в грехе» (1901 г., Рукопись 145).
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот – три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил – Отца, Сына и Святого Духа – каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (Рукопись 212, 1906 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 62,63).
«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами Небесными – с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом» (1905 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 51, Евангелизм, с. 617).
Давайте возьмем свидетельства других источников:
В наше время сохранились исторические свидетельства того, что адвентисты до 1931 года уже верили в Троицу. Почему именно до 1931 года? Наши оппоненты заявляют, что именно в этом году адвентисты приняли «католическую Троицу». Так, в книге «Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России» (издана в 1929 г. в Киеве) Г. И. Лебсак – один из руководителей церкви в России — писал следующее:
«Дух Святой, третье лицо Божества, во имя Которого, как во имя Отца и Сына нужно совершать крещение, многократно открывался как в апостольской общине, и во все время христианской церкви, так и в адвентистском движении. Он тысячи обличал во грехе, о правде и о суде (Ин.16:18), так что они, как чада Божии, были омыты кровью Христа и присоединены к народу Божьему».
Эллен Уайт пользовалась разумным методом по отношении к молодой, только что сплотившейся из разных деноминаций церкви. Она была мудрой и осторожной. Так произошло и во время тринитарных дебатов на раннем этапе развития Церкви АСД. Проанализировав все высказывания Эллен Уайт, нельзя не заметить ее последовательности в них. Ее высказывания не были случайными или хаотичными. Они были ответом на нужду и положение соответствующего времени или этапа. Давайте обратимся к ним:
1846 – упоминает о существовании 2-х Личностей – две Личности: Бог и Сын.
1850 – конкретно говорит о том, что Отец и Сын – это две отдельные Личности.
1869 – говорит о Божественности Христа: «Христос равен Богу».
1878 – говорит о предвечном существовании Христа: «Христос – вечный Сын Божий».
1887 — говорит о тайне воплощения Христа: «Вечное Слово согласилось стать плотью. Бог стал человеком».
1898 – говорит о третьей Личности Божества, о Духе Святом.
1901 – говорит о Троице: «Вечные Небесные Личности Троицы – Бог, Христос и Святой Дух».
Развивающейся молодой церкви АСД Бог также не сразу послал весь свет. Эта постепенность открывания света после средневековья идет еще от дней Лютера. Если бы через Свою вестницу Бог открыл Церкви сразу весь свет, она не смогла бы выдержать весь натиск для нее новой доктрины и сразу же рассыпалась бы. Для восстановления всех доктрин ей понадобились 70 лет, в течение которых Бог чудесным образом через Свою вестницу выводил церковь из средневековой тьмы. Руководимая Святым Духом, вестница Господня открывала свет по мере необходимости, по мере роста, развития Церкви.
Прошу прощение, тема настолько обширная, не хочу ее вставлять в один урок. Мы этот третий урок продолжим во второй части.
Пастор Александр Серков
Комментарии (7):
Андрей
| Ссылка на комментарий
Сложная тема.
А сложность заключается в том, что доктринальные понятия приходится объяснять и доказывать не прямыми текстами Библии, а высказываниями толкователей.
Бог есть дух (Ин 4:24)
Это утверждение Иисуса отнесено к Отцу ибо сказано в контексте истинного поклонения Отцу в духе и истине.
Теперь позвольте задать один вопрос.
Если первая и третья личности Божества согласно доктрине это разные личности, в чем выражаются эти отличия?
Можете ли Вы определиться, чем отличается личность Бога Отца, который есть дух, от личности Духа Святого?
Можете ли Вы ответить, чем дух Христа отличается от Духа Святого, если это разные личности?
Др.
| Ссылка на комментарий
Наши высказывания о Боге (первой, второй третьей личности, не важно), если они не повторяют в точности слова самого Бога, нельзя считать истиной, поскольку никто никогда Бога не видел и не имеет поэтому понятия, о чем говорит
Но судя по тому, что говорит Библия, ответ на этот вопрос рисуется примерно следующий — Господь во святом храме своем (Авв.2:20), а Дух дышит где хочет (Ин.3:8)
По делу
| Ссылка на комментарий
Опять обсуждаются вопросы которые не влияют на спасение , а порождают никому не нужные споры .А между тем важные вопросы игнорируются и даже зачастую считаются провокационными и не желательными.Как и во времена Христа многие считают что имеют монополию на толкование Писаний и с фанатизмом отстаивают свою любимую точку зрения не уделяя достаточного внимания методам взвешивания аргументов и критическому подходу ко всему прошедшему через человеческие руки и таким образом Святой Дух не может достучаться и спасти от вредоносной деятельности так называемых «христиан «даже в АСД .Почему многие так уверены что можно терять время на пустые разговоры и отворачиваться от досконального обсуждения важных вопросов ?!Потому что фанатизм и тщеславие не выявляются вовремя и не устраняются, а наоборот названы «стойкостью в вере», «верностью доктринам»…(((
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Андрею:
Андрей, прочитайте 2 часть 3 урока, там будут и Библейские тексты.
http://www.asd.in.ua/archives/1188336608
Дождитесь 4 урок, там это есть. Если хотите раньше, пройдите по ссылке на мой канал на ютубе:
https://www.youtube.com/watch?v=AC9g7rDYNPw
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Извините, Андриан. Но должен уточнить. Есть люди, которые заявляют, что верить нужно только тем словам в Библии, которые являются прямой речью Бога. Это не верно. Мы читаем: «Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16). И это тоже не слова Бога, но под воздействием Духа Святого ап. Павел написал их Тимофею.
Это верно, но и это не прямые слова Бога. Пророк Аввакум видел видение. А Вы этим текстом подтверждаете, что «Наши высказывания о Боге (первой, второй третьей личности, не важно), если они не повторяют в точности слова самого Бога, нельзя считать истиной, поскольку никто никогда Бога не видел и не имеет поэтому понятия, о чем говорит»
Пророк Аввакум Бога напрямую не видел, но в видении он Его видел, о чем и свидетельствует. И многие другие пророки, и Эллен Уайт тоже, будучи под воздействием Святого Духа, в видении видели Бога. Но и они видели Бога не буквального, а в символе.
Др.
| Ссылка на комментарий
Да, это важное уточнение.
Вот этого вам никто не скажет, что они на самом деле видели.
Но точно можно сказать, что они видели только то, что им было показано.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Я согласен с Вами. Пророк, видевший видение, не сообщает о том, что оно символическое, он просто описывает то, что видел. К этому выводу приходит сам читатель, что это не буквально. Нам в нашем измерении вообще невозможно увидеть реально Бога, так как Он вообще в другом измерении. Чтобы как-то открыться человеку, Он открывается образно. Например, может ли это быть буквально: поставлены престолы, сел Ветхий днями, судьи сели и раскрылись книги»?