Вопрос пастору: Новый свет и адвентистский «синедрион»
Максим спрашивает: Много раз приходилось слышать такую рекомендацию: если у адвентиста есть учение, которое отличается от слышимого в церкви, то прежде чем учить ему, тем более с кафедры, надо представить его на суд опытных братьев. И если они не согласятся с его взглядами, ему необходимо отказаться от своего мнения.
С точки зрения церковного администратора эта идея выглядит безупречной. Она позволяет контролировать идеологию общин, сохраняет церковную организацию, поддерживает управленческую вертикаль. Если бы адвентисты владели полнотой истины, а всё новое было бы ересью — только так и надо поступать.
НО:
— Нашей церкви всего 170 лет, наше вероучение продолжает заметно развиваться (за время моего нахождения в церкви добавилась 28 доктрина, заметно трансформируются взгляды на ряд общественных вопросов, Всемирная церковь, как оказалось, иначе понимает многие моменты, чем постсоветский адвентизм, особенно в практических вопросах, вполне вероятно, на ближайших съездах ГК легализуют женское рукоположение, уже применяющееся в ряде стран). Насколько я могу судить, западные адвентисты практикуют куда больший плюрализм мнений по церковным вопросам, чем постсоветские собратья.
— Даже за эти 170 лет возникал ряд моментов, когда церковная администрация совершала крупные ошибки (если не сказать больше) в деле распознания нового света: миллеритская проповедь была отвергнута большинством церквей, и ее последователей исключили как еретиков; известная проблема 1888 года; как теперь оказывается, администрация немецкого адвентизма в ответ на репрессии к отказникам от общей мобилизации в России во время Первой мировой войны заняла непреклонную позицию, велев членам церкви идти на фронт с оружием в руках и по субботам выполнять приказы командиров. В ответ ряд немецких служителей и членов церкви Германии объявил Церковь АСД отступницей от библейского учения и образовал реформационное движение. http://www.adventistreview.org/church-news/adventist-leaders-in-germany-apologize-for-stance-in-world-war-i
— И главный момент: во всей Библии новый свет традиционно отвергался «церковной администрацией» своего времени. Бог суверенно воздвигал пророков, и их стабильно отвергали руководители Божьего народа, часто возглавляя преследования этих пророков вплоть до смертных приговоров (Матф.23:37). Ряд пророков и апостолов подчеркивал свою независимость от традиционных механизмов духовной преемственности: Самуил (1Цар.3), Амос (Ам.7:14-15), Креститель (Мф.3:1-4), Иисус (Иоан.7:15, 7:52), Павел (Гал.1:16-17). Из воспитанников школы пророков, созданной Илией, серьезное влияние приобрел только Елисей. По Торе претендующий на роль пророка проверялся постфактум, когда уже публично изрекал свою весть, а не после собеседования со священниками, например (Втор.13). Ни Иисус, ни апостолы не обращались в синедрион с просьбой проанализировать их новый свет. Их туда приводили под арестом, и всякий раз дело оканчивалось в лучшем случае спором (Деян.23) и угрозами (Деян.4:21), а в худшем бичеванием (Деян.5:40) и смертным приговором (Деян.7). Хоть Павел и утверждает, что всякий несогласный с его пониманием Евангелия неправ (Гал.1:8-9), однако в ряде моментов его взгляды были намного радикальнее, чем у двенадцати апостолов, и с иерусалимской общиной у него были не идеальные отношения (Гал.2). К тому же во втором письме в Коринф есть так много резких выражений в адрес неназванных «лукавых апостолов», что это заставляет подозревать и бо?льшие конфликты. Кстати, он же говорил о желательности разномыслия в церкви (в 1Кор.11:19 «разномыслия» переводятся как ??????? 1. выбор, избрание (только в LXX); 2. секта, (религиозное) учение или направление; 3. ересь, лжеучение; 4. разномыслие, разделение во мнениях).
Внимание, вопрос: каковы основания для такой практики? Есть ли у нее границы и главное — библейское основание?
Дорогой брат Максим,
Основание для такой практики то, что во Вселенной Богом заложен определенный порядок. Бог не допускает беспорядка ни в чем. Иерархия, присутствующая в народе Божьем, была изобретена не Моисеем, а дана Богом. Первосвященники, священники, левиты, тысяченачальники, стоначальники и т.д.
Представители этой иерархии, как и все люди на земле, ошибались. Бог, приглашая людей к руководству, понимает, что они не совершенны, но тем не менее, Он приглашает их к руководству. Бог регулирует это руководство. Саул был не самый лучший царь, но Давид понимал, что не в его Давида компетенции решать вопросы Саула: «Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?
10 И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня» (1Цар.26:9,10).
Давид понимал духовные законы, по которым руководство в церкви это не человеческое, а Божье. Бог судит Своих помазанников.
Сам Иисус, придя на эту землю, говорил о «гнилости» руководителей народа того времени, но нигде не поднимал вопроса об изменении системы.
Даже о Понтии Пилате Он утверждал: «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.» (Иоан.19:11)
Петр четко и ясно утверждает, что противящиеся власти безумны: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти: «…правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей…» (1Пет.2:13-15)
Приведенные Вами примеры говорят об одном, что мы имеем дело с системой утвержденной Богом, но работающей в условиях несовершенства людей. Тем не менее, несмотря на это, система работает, Господь ведет церковь, снимая непонятливых и заменяя их более понятливыми.
Ошибки исправляются, об этом говорит и история АСД. Может быть не так быстро, как бы хотелось, но и во времена апостолов некоторые вещи, например вопрос обрезания, находили решение не за один день.
Нам бы не стать безумцами и не нападать на то, что Господом установлено, а молиться о том, чтобы люди, приходящие в систему, были Божьими.
По поводу того, что новый свет должен обсуждаться со старшими братьями, есть четкое указание в Писании, где говорится (1Кор.12), что не одному человеку даются все дары, а различным членам Тела Христова. Поэтому в церкви кто-то богослов, кто-то целитель, кто-то пророк. На вопросы, следовательно, может дать ответ не отдельный человек, а Церковь, что у нас и осуществляется через руководство Генеральной конференции, которое реализуется в решениях, вносимых в «Церковное руководство».
Благословений вам.
С уважением,
пастор Сергей Молчанов