Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Доверяя Божьей благости
Настало время приступить к изучению еще одной пророческой книги из малых пророков. Сегодня нам предстоит рассмотреть книгу пророка Аввакума.
Прежде всего, хотелось бы познакомиться с этим пророком. Что Священное Писание открывает нам о нем?
Воскресенье
Аввакум – обнимающий или обнимаемый пророк.
О пророке Аввакуме известно не много, да так же, как и о многих других малых пророках. О значении его имени высказываются разные предположения. Большинство богословов видят его происхождение в еврейском глаголе «хабак», означающем «складывать руки» или «обнимать». Но, применительно к автору книги имело ли его имя «активный» или «пассивный» смысл? «Обнимающим» или «обнимаемым» был он? Мартин Лютер склонялся к «активному смыслу» и видел в Аввакуме того, кто «обнимал» свой народ, желая утешить и поддержать его. Блаженный Иероним воспринимал этого пророка как «объемлющего» тему Божественной справедливости, действующей в мире зла. Комментаторы книги, склонявшиеся к «пассивному смыслу» имени пророка, представляли Аввакума «в объятиях» небесного Отца, как Его дитя и посланника.
Но, независимо от значения своего имени, Аввакум был пророком. В начале других пророческих книг обычно дается та или иная информация об авторе, к примеру: имя отца пророка (см. Ис. 1:1), или имена царей, в дни которых служил пророк (Ос. 1:1), или город, из которого он был родом (Ам. 1:1). Но лишь в трех случаях авторы книг названы в начале самих книг, это Аввакум, Аггей и Захария. На основании его заключительных слов «Начальнику хора» (3:19) можно предположить, что Аввакум мог быть музыкантом-левитом. В одном из греческих апокрифов «О Виле и драконе» говорится о пророке Аввакуме, сыне Иешуа из колена Левиина. Но едва ли из этого можно сделать уверенный вывод о левитском происхождении автора этой книги.
Существует раввинистическое предание о том, что Аввакум был сыном сонамитянки (упоминаемой в 4 главе 4-ой книги Царств), которого воскресил пророк Елисей. Это предание основано только на том, что благочестивая сонамитянка услышала от пророка обещание, что через год она будет обнимать своего сына (4 Цар. 4:16; в русском тексте — «держать на руках»). Но против этого предположения говорит его хронологическая несообразность: пророк Елисей жил в конце X — начале IX века, тогда как пророк Аввакум жил в VII веке.
Об Аввакуме с той или иной степенью уверенности можно сказать, что он носил официальный пророческий титул и принимал участие в храмовом литургическом пении. Он был образован. Само его послание свидетельствует о тонкости его души и о том, что в не меньшей степени он был поэтом. Но более всего он был призванным Богом служителем, оставившим человечеству одну из самых проникновенных книг Ветхого Завета.
Время написания.
В целом принято считать, что ссылка на вавилонян в 1:6 относит книгу Аввакума к VII веку до P. X. При попытках более точного датирования этого пророчества возникают разногласия. Предполагаемая дата приходится на один из трех периодов времени: период царствования Манассии (697-642 гг. до P. X.), царствования Иосии (640-609 годы) и царствования Иоакима (609-598 гг. до Р.Х.). Сторонники самой ранней даты ссылаются на сказанное в 1:5 «Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказали». В этой фразе они видят указание на время, предшествовавшее появлению Вавилонии на мировой арене как сверхдержавы. Другими словами, на время до битвы при Кархемисе (605 год до P.X.), в которой Навуходоносор нанес поражение египетскому фараону Нехао II (именно это событие положило начало невиданному возвышению Вавилона), и, скорее, до 612 года, когда вавилоняне расправились с Ниневией. Однако, если пророчество Аввакума, записанное в 1:5, исполнилось в падении Иерусалима под ударами «халдеев» (в 586 году), то книга не могла быть написана и в первой половине царствования Манассии, ведь в ст. 5 сказано, что то, что произойдет, произойдет «во дни ваши», между тем как если бы пророчество Аввакума было обращено к людям, жившим в начале правления Манассии, то до дней его исполнения они попросту не дожили бы.
Поздние годы правления Манассии или годы правления царя Иосии могли бы показаться подходящим временем написания, если бы не жалоба Аввакума, содержащаяся в 1:2-4, в ней явно подразумевается тот период в истории Иудеи, когда беззаконие и насилие в ней достигли угрожающих размеров. Таким образом, ко времени реформ, начавшихся в конце царствования Манассии (2 Пар. 33:15-16), и тем более ко времени активных перемен, осуществлявшихся царем Иосией (2 Пар. 34), отчаянный вопль Аввакума относиться не мог.
Во фразе о невозможности для иудеев поверить в то, что совершит Бог (ст. 5), лучше видеть указание на намерение Бога сделать орудием суда над Израилем нечестивых и бесчеловечных язычников, а не в то, что народ, доселе не слишком известный, внезапно обретет могущество. Ведь о том, что «халдеи» уже обрели его, явно свидетельствуют стихи 7-11 в первой главе книги. Таким образом, наиболее вероятная дата написания ее видится между 606 и 604 годами до P.X., где-то около времени победы Навуходоносора при Кархемисе (605 год).
Историческая обстановка.
Аввакум писал в период крайнего обострения «международной обстановки» и социального разложения в самой Иудее. Вавилония лишь недавно заявила о себе как о мировой державе. Когда халдеи подняли мятеж против Ассирии, для Иудеи наступила краткая передышка, которая благоприятствовала реформам, проводившимся царем Иосией. Ведь все свои силы в ту пору ассирийцам пришлось сконцентрировать на подавлении вавилонского мятежа. Но, сокрушив, в конце концов, Ассирийскую империю, халдеи вслед за тем нанесли поражение и некогда могучим египтянам. Едва родившись, новая могущественная империя стала простирать свои «щупальца» по всему тогдашнему миру. Скоро ей предстояло нанести поражение Иудее и увести в плен ее жителей. Тогда-то, в канун надвигавшейся гибели, в период неопределенности и страха, и выступил со своим пророческим посланием Аввакум.
Международное положение Иудеи становилось все тревожней. Но едва ли не большую тревогу могло вызывать положение внутри страны, усугублявшееся нараставшими беспорядками и волнениями. Царствование Иосии было угодным Богу. Но вот он погиб, и на престол Иудеи сел его сын Иоахаз. Однако уже через три месяца в страну вступил со своей армией фараон Египта Нехао, который низложил Иоахаза, а на его трон посадил его брата Иоакима, человека злого, мятежного нравом, нечестивого (см. 4 Цар. 23:36—24:7; 2 Пар. 36:5-8). По всей вероятности, вскоре после того, как у власти утвердился Иоаким, и записал Аввакум свое пророчество, пронизанное сокрушением сердца о вновь воцарившемся вокруг насилии, о раздорах и нравственном разложении его сограждан, о торжестве в Иудее «суда превратного». Не удивительно, что горестное «Почему же Ты, Господи, не вмешаешься, не воспрепятствуешь происходящему!?» звучит между строк в первых же стихах книги Аввакума. Как не удивительно и то, что уповающие на Господа мужчины и женщины не перестают с болью и надеждой вопрошать о том же. Сквозь века и тысячелетия, немало не утихая в наши дни, продолжает подниматься к небу все то же горестное «Почему?»
На фоне темных дней Иоакимова царствования, незадолго до вавилонского пленения, пророк Аввакум обращается к Божьему народу с необычным посланием надежды и ободрения. Хотя сомнения и смятение неизбежно воцаряются там, где свирепствует грех, встреча человека с Богом может обратить смятение в доверие, и тогда на смену сомнениям придет надежда и уверенность.
Книга пророка Аввакума начинается с «вопросов» к Богу, а завершается мольбой к Нему и хвалою. Страх превращается в веру. Восторг преклонения перед Господом не оставляет места страданию. Вопросы, заданные Аввакумом в смятении сердца находят разрешение в пришедшем к нему понимании: нет в мире ничего, что не было бы под контролем, и контроль этот осуществляется Богом.
Планета Земля кажется невыразимо прекрасной тем, кто смотрит на нее из космоса. Но тем, кто живет на ней, все происходящее на Земле видится скорее в мрачном свете. Смятение, неразбериха, возрастающая угроза терроризма и загрязнения окружающей среды — все это отбрасывает зловещие тени на повседневное существование землян. Мир все более уподобляется гигантской бомбе с коротким запалом, из недр которой ясно слышится тиканье часового механизма. Не удивительно, что люди, способные думать, задаются вопросами: Откуда все эти беды? Вся эта несправедливость? Почему люди, лишенные совести, благоденствуют? А совестливые и добрые страдают? Почему Бог не вмешается, не предпримет что-либо? Почему не внесет разумное светлое начало во весь этот хаос? Почему? Почему? Почему? Но эти душераздирающие вопросы едва ли появились только сейчас. За столетия до прихода на Землю Иисуса Христа древний пророк Аввакум, окинув мысленным взором землю полную насилия и зла, воззвал из глубины души к Богу: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?… Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв. 1:3, 13). И пророк этот услышал ответы на свои вопросы. Отвеченное ему Творцом записано в этой маленькой книге Аввакума. Эта книга по-своему уникальна. В отличие от других пророков, которые возвещали сказанное Богом людям, Аввакум вступил с Богом в диалог, в разговор о людях. Большинство ветхозаветных пророков предупреждало о близящемся суде Божьем. Аввакум же просил этого суда. Начинается диалог с первой главы. В ответ на горячие жалобы пророка Господь повелевает ему во второй главе: «Запиши… и начертай ясно…». Сказанное Богом включает как бы погребальную песнь по вавилонянам, с неоднократно провозглашаемым в ней «Горе» им! Третья глава — это торжественное славословие, песнь хвалы. Из нее следует, что наилучший ответ на звучащее в веках и тысячелетиях «Почему?» кроется в извечном понятии веры и доверия. Когда видимое вокруг вызывает ужас, взгляд, обращенный вверх, приносит надежду. Разрешение жалоб Аввакума, как и его предшественника Иова, именно в вере и доверии. Бог ответил пророку. И теперь он знает, что мир и полнота жизни будут обитать в тех, кто вопреки всей видимой реальности не усомнится в Боге, и до конца будет доверять Ему. У надменного душа не устоит, «праведный же верою своею жив будет» (см. 2:4).
Это мы в нескольких словах познакомились с пророком Аввакумом. Рассмотрели историческую обстановку, о которой описывает пророк и время написания книги.
Теперь в деталях.
Памятный стих:
«Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв.2:14).
Как и у других пророков, книга содержит не только обличения, но и надежду. Это главная цель Божия, и она слышна из уст пророка.
Нет границ Божьей благости, любви и милости.
Понедельник
Как нам стать верными Богу в несправедливом мире?
Читаем Аввакум 1:12-17
12 Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его.
13 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его,
14 и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?
15 Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует.
16 За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.
17 Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?
Аввакум начинает с вопросов к Богу: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой?» Затем пророк словно повторяет по памяти то, что знает о Божьем суде над теми, кто от Него отвернулся. Однако стиль Аввакума лишен убежденности. Он сразу же переходит к вопросам Богу о плохом обращении к окружающим его людям, тем, кто больше не боится Бога. Как и многие из пророков, Аввакум жил в стране, которая отвернулась от Господа. Вера в Него больше не имеет значения, когда нет никакого внешнего знака Его присутствия. Несправедливость накладывается на несправедливость, что заставляет Аввакума взывать в отчаянии. В конечном счете, он никогда не ставит свою веру в силу Господа освободить заблудших. Во всяком случае, это является наивысшим проявлением веры.
Аввакум остался верным до конца своей жизни, хотя он и не дожил до того, чтобы увидеть исполнение Божьих обещаний. Он показывает, как можно иметь веру в Бога, даже когда кажется, что Господь ничего не делает, чтобы исправить зло. В конце своей книги Аввакум написал: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв.3:13). Хотя он и не видит последствий своей молитвы в жизни, он упорен, и в конце своей книги пишет, словно предсказывая Божью окончательную победу над злом.
Читаем Аввакума 2:2-4
«2 И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать,
3 ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
Аввакум предполагает, что прежде чем Бог спасет Свой народ от злых людей, может быть промедление: «Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (3 ст.). Божье освобождение происходит по Его расписанию, а не по-нашему. Он держит под контролем исход наших проблем, каким бы страшным он ни был. Бог делает акцент на том, что мы должны оставаться верными до конца. Аввакум также сравнивает два взгляда, царившие в его время, — верность и неверность. В четвертом тексте он говорит, что нечестивые думают только о себе, и их души не стремятся ка Богу. В тоже время верующие живут верой. Павел вторит Аввакуму в послании к Римлянам, когда говорит, что «открывается правда Божия от веры в веру».
Как нам стать верными? Неверующие поворачиваются спиной к Богу. Они нетерпеливы, не склонны ждать, когда Его слово полностью осуществится. Напротив, верующие обращаются к Богу даже в самых тяжелых обстоятельствах. Они смотрят на Него, они доверяют Его обещаниям, даже если эти обещания не избавляют их от настоящих переживаний.
Вторник
Жить верой
Читаем Аввакума 2:4
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
4 Эта весть не поможет тем, кто отказывается её слушать, но праведные люди поверят ей и будут жить за свою веру. (совр. пер).
В годы, предшествовавшие воцарению Иосии, и во время его правления иудеи задавались вопросом: исполнятся ли когда-либо обетования Божьи, данные древнему Израилю? Эти мучительные вопросы волновали и пророка Аввакума. Видя положение верных Богу современников, он выразил то, что тяготило его душу, вопросом: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты не слышишь!» Затем, с верой взирая в будущее и полагаясь на драгоценные обетования, полные любви Божьей к Его детям, пророк добавляет: «Мы не умрем!» С этими словами, выражающими его веру, а также веру каждого искреннего израильтянина, он предал свою судьбу в руки милосердного Бога.
Вера, которая поддерживала Аввакума и всех святых и праведных в те тяжелые дни суровых испытаний, поддерживает и сегодня народ Божий. В самые мрачные часы жизни, при самых ужасных обстоятельствах христианин должен всей душой полагаться на Источник света и силы. Изо дня в день через веру в Бога его надежда и мужество должны обновляться. «Праведный своей верой жив будет».
Среда
Надежность Бога.
Читаем Аввакума 2:3:
3 ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
Многие люди сегодня верят только тому, что видят. По этой причине они не верят в Бога. Как мы можем распознать Божье присутствие и Его надежность? Вот несколько советов, как найти основание нашей веры в Господа.
Нам следует понять, что Бог всегда выполняет Свои обещания. Библия наполнена Божьими обетованиями. И Он сдержал их все. Из Аввакума 2:3 мы узнаем, что Его обещания иногда исполняются не сразу, а лишь спустя некоторое время. Так Он побуждает нас быть терпеливыми, верить, что хотя какие-то обетования не исполняются теперь, они обязательно будут исполнены.
Нам следует понять также систему Божьего спасения. Большинство людей руководствуются системой ценностей «вещь за вещь». Мир, в котором мы живем, научил нас тому, что мы должны что-то отдать, чтобы что-то получить. И все же для Бога мы ничего не можем сделать или дать, что бы помогло нам заслужить спасение.
Четверг
Бог укрепляет нашу веру
Прочитаем Авв.3:17-18:
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
В мире, где депрессия и боль поражает всех, словно чума, очень легко разочароваться и впасть в безнадежность. Для некоторых Второе пришествие кажется настолько далеким событием, что они не могут думать о нем как о чем-то реальном. Какие слова утешения могут принести нам тексты:
2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости (Авв 3:2).
13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха (Авв.3:13).
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1:17).
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал. 3:13).
Какое утешение мы могли почерпнуть из этих текстов? Мы должны оставаться твердыми и непоколебимыми, когда все кажется потерянным.
Время, в которое была написана книга пророка Аввакума, мы можем охарактеризовать пророческим воплем: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв.1:2). Сложно верить, когда всё окружающее нас говорит о страдании и боли, когда мы видим, что враги Евангелия процветают, а Божий народ с трудом пытается выжить. Однако весть Аввакума, обращенная к нам, ясна: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4).
Пятница
Заключение
Позвольте в заключение прочитать несколько Библейских текстов:
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его (Пс. 31:6).
22 По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Пл. Иерем. 3:22-23).
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? (Рим. 3:3).
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:2-4).
Несмотря на то, что в Израиле было много людей, решивших больше не следовать за Богом, группа верных твердо и с надеждой следовала за Ним. Мы можем не понимать, почему в этом мире происходят бессмысленные события, но мы и не призваны иметь полное понимание этого. Напротив, мы призваны иметь веру, даже когда наши глаза не могут видеть. Мы призваны верить, даже когда кажется, что все рушится вокруг нас. Наша вера не может быть субъективной. Она должна основываться на Божьем Слове, которое, как мы знаем, изменяет нашу жизнь. Наградой за такую веру станет вечная жизнь. Аминь? Аминь.
Комментарии (3):
Игорь
| Ссылка на комментарий
Интересно описание времени Аввакума. В качестве комментария вы используете комментарий Лопухина. Признает ли Церковь АСД данный комментарий ?
Согласно Здравко Стефановича — пророк написал книгу спустя примерно 20 лет после разрушении Ниневии в 612 г. Был современником Иеремии (комментарий Кулакова)
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Игорь, благодарю Вас за размышления. А теперь давайте расставим все на свои места.
Чем оно интересно? Вы вникли в аргументы или просто проверили цифры у других богословов?
Аввакум был современником не только Иеремии, но и Софонии. И это можно найти не только в комментарии Кулакова, но и в других комментариях.
Игорь, попрошу Вас следующий раз цитировать точней. Цифры – это штука такая, они любят точность. Не примерно 20 лет, а цитирую: «Прошло менее 20 лет после того, как Аввакум написал свою книгу, и вавилоняне разрушили также Иерусалим и увели руководителей Иудеи в плен» (Пособие стр. 131).
«Примерно 20 лет», как Вы пишите, это «от 17 до 23»; а меньше 20, как пишет Здравко, это от 11 до 19. Девять или восемь лет, это было бы уже меньше десяти. И вторая Ваша ошибка состоит в том, что Вы пишите о 20 годах после разрушения Ниневии в 612 году, а в Пособии говорится о менее 20 годах не от разрушения Ниневии, а от написания книги до разрушения Иерусалима.
А если еще учесть, что Иерусалим был разрушен в два этапа, тогда к чему мы придем?
605 г. — Навуходоносор вторгается в Иудею и окружающие страны, и берёт в плен Седраха … и Даниила.
587 г. — год разрушения Иерусалима.
Теперь поразмышляйте над абзацем, который стоит в статье:
«Во фразе о невозможности для иудеев поверить в то, что совершит Бог (ст. 5), лучше видеть указание на намерение Бога сделать орудием суда над Израилем нечестивых и бесчеловечных язычников, а не в то, что народ, доселе не слишком известный, внезапно обретет могущество. Ведь о том, что «халдеи» уже обрели его, явно свидетельствуют стихи 7-11 в первой главе книги. Таким образом, наиболее вероятная дата написания ее видится между 606 и 604 годами до P.X., где-то около времени победы Навуходоносора при Кархемисе (605 год)».
Познакомьтесь и с этим комментарием:
«С 605 г. халдеи (после победы над Египтом при Кархемише) стали господствовать на Востоке (царем их с 604 г. был Навуходоносор II). Таким образом книгу Аввакума можно датировать периодом между 609 и 597 г., когда Иерусалим был впервые взят Навуходоносором. http://www.bible-center.ru/commentbook/brs89/hab
Мы вновь приходим к дате 605 год.
В любом случае, в статье я написал: «При попытках более точного датирования этого пророчества возникают разногласия». Так что, не важно, 5-10 лет туда-сюда в определении даты написания книги, главное, что написал пророк, и как это соотнести к нам, в наше время и на нашу жизнь.
Я использую разных комментаторов, и как адвентист седьмого дня в комментариях различаю исторические справки от доктринальных. Если Лопухин пишет о бессмертии души, я его понимаю, но не принимаю, а исторические справки беру не только у православных толкователей, но и у мирских историков. А пионеры адвентисты только адвентистскими комментариями пользовались?
Елена Володченкова
| Ссылка на комментарий
В Ав.2,4 вижу две группы людей в конце времени — верующих и неверующих. Надменная душа не успокоится, т.е. не войдет в покой, «А входим в покой мы, уверовавшие» (Евр.4, 3). Значит надменные — это люди не верующие, а праведные — кто полностью доверился Богу, «хотя бы не расцвела смоковница…» и т.д.