Летописное повествование о проповеди апостола Андрея на территории Скифии: факты и домыслы

19-02-2013,

Источники раннего христианства указывают на факт проповеднической деятельности апостола Андрея – ученика Иисуса Христа – на территории украинских земель. Об этом сообщает и легенда об Андрее, записанная в «Повести временных лет». Если это древнее сказание действительно имело место в истории, то как его понять современному человеку, который руководствуется совершенно другими представлениями? Для этого необходимо обратиться к древним документам, которые отображают мировоззрение христиан первого века нашей эры.

Сказание об апостоле Андрее уже давно из более или менее достоверной легенды перешло в разряд составляющих национальной идеи. Как и все летописные сказания, легенда имеет не только свои истоки, но и некоторые черты осовременивания летописцами, которые записали её в соответствии с реалиями XIV века, а не первого, когда жил апостол Андрей. Поэтому повествование об Андрее необходимо исследовать и анализировать на основании реалий I века, то есть понять, какой смысл мог вкладывать сам Андрей в сказанное им на Киевских горах в то время, и отделить факты от домыслов.

Три основные детали легенды

Вот как звучит древняя, датированная 1377 годом, Лаврентьевская летопись об апостоле Андрее на днепровских холмах, в переводе на современный язык: «Андрей прибыл в Днепровское устье, а оттуда пошёл вверх по Днепру. Случилось так, что Андрей пришёл [в одно место и остановился здесь на ночлег] под горы на берегу. А утром он встал и сказал своим ученикам: «Видите ли вы горы вон те? На горах тех воссияет благодать Божия, здесь восстанет город великий, и Бог воздвигнет много церквей». И сошёл Андрей на те горы, благословил их, поставил крест и помолился Богу, спустился с горы той, а здесь позже появился Киев».

Прежде всего, из этого сказания вырисовываются три основные детали:

1. Путешествие Андрея и его учеников.

2. Пророчество Андрея: воссияет благодать Божия, восстанет город великий, Бог воздвигнет здесь много церквей.

3. Действия Андрея – поставил крест.

Эти три детали вызывают ряд логических вопросов. Если город будет построен – то неужели Андрей проповедует в безлюдной местности? С какой целью он пришёл туда со своими учениками? Что означает выражение «воссияет благодать Божия»? Водружал ли вообще крест Андрей в то время, когда крест ещё не был символом христианства?

Конечно, можно с лёгкостью ответить на эти вопросы с помощью современного мировоззрения: некая «туристическая группа экстремалов», которая путешествует по диким и безлюдным лесам Гипербореи, ставит кресты на горах и провозглашает мистические пророчества с днепровских холмов о появлении огромного мегаполиса с сияющими куполами и крестами. Но не будем себя запутывать представлениями, которые претерпели двухтысячелетнюю трансформацию, а попытаемся разглядеть основные возможные детали повествования с позиций самого Андрея. Это не так уж сложно. Достаточно обратиться к ключевому документу той эпохи, который сформировал мировоззрение христиан первого века. Это Священное Писание. Есть также и другие источники периода жизни Андрея, которых предостаточно для того, чтобы понять предполагаемое сказание об этом апостоле.

1. Путешествие Андрея и его учеников

Какова цель путешествия апостола Андрея? Туристическая поездка на необитаемые горы? Нет! Он выполняет Великое поручение Господа нашего Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Библия. Евангелие от Матфея 28:19-20). Итак, апостол возвещает Евангелие людям, а не горам, организует церкви (общины верующих людей) и готовит учеников для дальнейшего служения в распространении Благой Вести по всему миру!

«Зачем бы пошёл в эту неведомую пустыню апостол Андрей? – спрашивает профессор Голубинский. – Он мог пойти в неё только тогда, когда бы у него не было дела в черте самого тогдашнего мира и было свободное время ходить по пустыням. Но это, как всякий знает, было вовсе не так… Если бы вести апостола в Русь нарочно, то нужно было бы вести его для проповеди христианства людям, а не для благословения необитаемых гор»[1]. Другие летописи, например, Степенная книга митрополита Макария повествует, что Андрей, прибыв в Славянскую землю, в Новгород, «был здесь некоторое время, проповедовал Слово Божие, водрузил и оставил свой жезл».

2. «Восстанет город великий»

Интересно, что летописный вариант легенды избегает прямого провозглашения Андрея просветителем Руси. Апостол посещает не Киев, а «горы Киевские». Это вполне понятно: в сознании хрониста основание Киева связано с именем исторического Кия, жившего в начале VII в. Андрей не проповедует новую веру, а ограничивается пророчеством. Вообще из текста неизвестно даже, было ли в то время какое-то население в районе будущего города.

Но исторические источники и открытия подтверждают факт наличия поселений в дни Андрея на территории современного Киева. Известный ученый Русской православной церкви протоиерей Стефан Ляшевский в своей книге «История христианства в Земле Русской с I по ХI в.» заявляет: «На Приднепровье на рубеже нашей эры уже было множество поселений и городов. Киев существовал непрерывно, начиная с поселения, относящегося ко II веку до н. э., а в I веке н. э. там были уже три большие поселения на территории теперешнего города, и таким образом ап. Андрей мог бы, если бы он туда приехал, благословить не только Киевские горы, как думали раньше»[2].

«Бог воздвигнет здесь много церквей»

Что имел в виду Андрей, говоря о том, что Бог построит много церквей? Это культовые здания или сообщества христиан? Библейская энциклопедия Брокгауза так определяет понятие «церковь» в апостольские времена: «Церковь – греческое слово «экклесиа» – означает собрание членов общины. В Новом Завете под словом экклесиа в первую очередь подразумевается церковь, т. е. сообщество людей (Деян. 2:47; 1 Кор. 15:9; Кол. 1:18, 24), которые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим... Церковь – это община «святых и верных в Иисусе Христе» (Еф. 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян. 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд крещения (Деян.2:41)».

Церковь в библейском смысле – это никак не здание, это люди. В первом веке н. э. Андрей ни в коем случае не мог говорить о церквах как о строительных сооружениях. В истории христианства культовые сооружения стали называть церквами гораздо позже. Более того, «активное храмовое строительство развернулось после официального утверждения христианства в Римской империи, то есть в IV в. (римские базилики и баптистерии, церковь Гроба Господня в Иерусалиме, церковь Рождества в Вифлееме)[3]. «Когда начали сооружаться первые церкви (христианские культовые сооружения – прим. ред.) в Причерноморье, точно не известно. Древнейшие базилики Херсонеса датируются второй половиной V в.»[4].

«Воссияет благодать Божия»

Выражение «воссияет благодать Божия» в конце первого века могло иметь отношение только к просвещению умов людей Евангелием Иисуса Христа, которое в силе облагораживать очерствелые человеческие сердца. Об этом также пишет апостол Павел во второй половине первого века н. э. в своём послании к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке…» (Библия. К Титу 2:11-12).

Но как практически происходило просвещение умов Божественным Евангелием? Конечно же, в результате проповедования этого Евангелия последователями Иисуса Христа, а также посредством добрых дел, которые они бескорыстно совершали для нуждающихся в помощи, поддержке и ободрении людей. Как мы ранее выяснили, если рассматривать возможное пророчество Андрея с позиции христиан первого века, то в нём он предвозвещал, что на территории будущей Киевской земли образуется много церквей-общин христиан, жизнь которых будет изменена под воздействием благодати Божией. Здесь апостол, скорее всего, имел в виду благодать и свет, которые воссияют на днепровских землях при распространении Евангелия посредством своих же учеников. Ведь сам Христос, некогда обращаясь к Своим ученикам, образно сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Библия. Евангелие от Матфея 5:14-17).

3. Действия Андрея: воздвиг крест

Что же за символ поставил Андрей на Киевских горах? Мог ли он поставить там крест? В наше время и во времена Нестора-летописца это выглядит весьма правдоподобно. Сегодня крест является символом христианства. Но был ли крест символом христианства в дни Андрея и хотя бы на протяжении первых трёх веков истории христианства? Ответ любого историка христианства будет однозначным – нет! Крест стал символом христианства намного позже. В первые века символом христианства был знак рыбы, за которым скрывалась аббревиатура в самом слове «рыба». Древнегреческое слово «рыба» (ихтус), в качестве аббревиатуры, включало в себя начальные буквы слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Что же тогда мог поставить Андрей на Киевских горах, если не крест? Уточнение можно найти в других летописях, которые также рассказывают о миссионерских путешествиях Андрея.

Степенная книга митрополита Макария свидетельствует, что Андрей, прибыв в Славянскую землю, где теперь Новгород, «пребысть здесь некоторое время, проповедовал Слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в веси, нарицаемой Грузине…[5]. Далее Андрей был на Ладожском озере, на одном острове, и оставил там свой жезл…[6].

Если Андрей оставил нечто на Киевских горах, то это, скорее, был его жезл, который на древнеславянском звучит как «Кий», но никак не крест. Но об этом подробнее в другой раз.

Иван Огиенко писал: «Апостол Андрей, безусловно, был и проповедовал на нашей земле. И те самые христиане, которых обратил ко Христу Андрей, уже никогда не переводились у нас в Украине[7].



[1]               Голубинский Е. История русской церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 29

[2]              Стефан Ляшевский. История христианства в Земле Русской с I по ХI в. М.:Фаир-Пресс, Грант, 2002.

[3]              Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. К.: Наукова думка, 1989. С. 21.

[4]              Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес // МИА, 1959. С. 63.

[5]              Малышевский И. Сказание о посещении русской страны апостолом Андреем // Владимирский сборник. К., 1888. С. 37.

[6]              Огієнко І.І. Українська Церква. К., 1993. С. 17.

[7]             Там же, с. 18.

Виталий Нероба, магистр религиоведения, для газеты «Акцент»

Иллюстрация: Хосе де Рибера (XVII в.), «Апостол Андрей»


Рубрика: История Церкви, Наука и религия, Образ жизни, Церковь и общество

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"