Фундамент прощения. Из личных наблюдений
Что легче – просить прощение или прощать? На этот довольно часто задаваемый вопрос отвечают по-разному. Кто-то считает, что гораздо сложнее признать свою ошибку, подавить свое «я», набраться смелости и сказать пострадавшей стороне «прости меня, пожалуйста». А кто-то говорит, что труднее забыть причиненную боль, никогда при этом не упрекая обидчика за его прежний проступок. Мнения людей, как видим, расходятся.
Однако важнее не ответ на этот вопрос, а то, насколько искренне проситься прощение и насколько искренне прощается. Ведь и то, и другое может делаться из корыстных побуждений. Ну, например. Стоят перед директором два мальчика: обидчик Вася и обиженная сторона Петя. «И что же ты решаешь, Вася? Будешь просить у Пети прощение, или будем применять к тебе более жесткие меры наказания?», – спрашивает директор школы. «Петечка, прости меня», – со слезами на глазах умоляет Василий. А лишь выйдя из кабинета, Васька уже грозит своему ровеснику кулаком. В этой типичной ситуации нет ни истинного сожаления, ни истинного раскаяния.
А что хорошего в том, когда прощают из чувства собственного превосходства, из-за особого рода гордыни, как бы снисходя к обидчику, чтобы потом всю жизнь напоминать ему о проявленной милости? Так, например, «простил» согрешившую Анну Каренину, героиню одноименного романа Льва Толстого, ее муж.
Фундамент истинного прощения – любовь. Без этого чувства настоящее прощение быть не может. Имея в сердце любовь, легче и простить, и попросить прощение. Да и вообще, скажу по своему опыту, что умение прощать и просить о прощении сильно облегчает жизнь. Вспоминаю такой случай, который произошел, когда я встречалась со своим теперь уже мужем. Была у него в гостях. Вдруг ему нужно было уехать на пару часов по работе. Я осталась в доме вместе с другими гостями – его маленькими племянниками. Мы решили навести порядок в тумбочке для телевизора. Вот нам попались фотографии. Увлеченно начали их рассматривать. Неожиданно я прислонилось спиной к стеклянной дверце тумбочки, которая была открыта. Дверца выскочила из петель, ударилась об пол (к счастью, хоть не об мою спину), и разломалась надвое. Мне было обидно и досадно до слез. Что же я скажу своему жениху?! Это же ведь еще совсем новая тумбочка! И с волнением стала ждать возвращения своего любимого. Наконец, он пришел. «Я должна тебе признаться, что сломала дверцу твоей тумбочки. Прости меня, пожалуйста, за то, что так вышло». «Ничего, дорогая», – сказал он, обняв меня. И ни слова упрека! И как камень упал с моей души…
Если люди умеют прощать, то насколько способен прощать Христос, который и есть воплощение Любви. Любя каждого человека (а, как написано в Библии, все согрешили и лишены славы Божьей), Христос отдал на кресте свою жизнь, чтобы мы с вами обрели прощение и получили право на вечную счастливую жизнь. Но нам и самим нужно приложить кое-какие усилия: попросить прощение. Ведь Бог, уважающий свободу выбора каждого человека, никогда не будет навязывать Свое прощение. И важно просить прощение снова-таки не формально, а, имея в сердце любовь к Богу и сожаление о причиненной Нашему Создателю боли. Кроме того, важен еще и такой момент: принятие прощения. Вспомните два библейских героя – Петра и Иуду. Оба были апостолами. Оба ходили со Христом. Оба Его предали. Оба признали свою ошибку. Но первый принял Его прощение и стал жить дальше, говоря другим людям о Боге. Второй же не поверил, что Бог способен простить его грех и удавился. Иуда, к сожалению, забыл слова, записанные пророком Исаией: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:18).
Дорогие читатели! Прощайте обиды, просите прощение и умейте принимать его. И вы увидите, как изменится ваша жизнь. Пусть же в основе вашего настоящего прощения будет настоящая любовь.
Галина Кушнир
По материалам «Вечного сокровища»
..