Культура злословия
В Украине этот грех имеет характер эпидемии.
Профессиональная этика забыта. Вы, наверное, замечали, как часто врач, услышав о диагнозе, поставленном коллегой, спешит очернить последнего перед пациентом.
В семьях идет тяжелая борьба за первенство. Стремясь «поставить друг друга на место», мужья грубят, жены язвят. Родители боятся делегировать ответственность детям, не желая потерять контроль. Дети пренебрегают родительским опытом; все вместе унижают бабушек и дедушек.
Позавчера молодая девушка, проходя мимо на улице, говорила по телефону: «Им надо сказать: Да подпишите мне (матерное слово) эту бумажку! Потому что иначе не подпишут!» Она уверена, что это лучший метод решения вопроса.
СКОРЫЙ СУД
К сожалению, даже церковь не свободна от злоречия. Верующий знакомый с чувством полной уверенности в своей правоте рассказал такой случай. Его дочь учится в средней школе. Ее учительница истории привела на уроке свидетельства об одном короле, которые ее начитанный папа — наш рассказчик — был готов опровергнуть. Но важнее его реакция, выраженная во фразе: «В школе ничему хорошему не учат. Не уверен, что моим детям нужно туда ходить. Я сказал дочери, что учительница ничего не знает и чтобы дочь дала той книжку об этом короле, которая откроет учительнице глаза».
Дело не только в том, может ли учительница ошибаться. Может ли ошибаться дочь, передавая ее слова. Может ли наш брат, занимающийся евроремонтами, с полуоборота учить дипломированного историка. Может ли истфак выпускать не только отличников. Могут ли зарплата и соцпакет школьного учителя привлекать хороших специалистов. Папина реакция преподала дочери более важный урок: Взрослые ничего не знают. Их авторитет ничего не стоит. Кто бы ни стоял перед тобой, его можно хаять, не выбирая выражений. За глаза и в глаза. И как горько будет отцу, когда завтра такое высокомерие и самоуверенность его дочь проявит к его словам и его личности.
Пасторов мы злословим со знанием дела, годами, при детях и внецерковных родственниках. Потом удивляемся, что дети и родственники не хотят посещать нашу церковь.
Нас коробит матерщина через слово. Критиковать молодежь — нет слаще темы. «Ну, мы в их возрасте такими не были!» При этом в церкви и дома, на работе и на досуге, с друзьями и родными, соседями и коллегами наши слова постоянно сообщают о высокомерии, неуважении к себе и другим, безответственном и аморальном личном примере, презрении к нормам и циничном пессимизме.
А РАЗВЕ ЕСТЬ ПРИЧИНЫ ДУМАТЬ ПО-ДРУГОМУ?
С наслаждением обвиняем других в своих грехах: евреи вылезли нам на шею, русские 300 лет угнетали украинцев, мигранты у нас «понаехавшие», американцы тупые, немцы скупые, японцы жестокие, а представители менее могущественных наций и рас вообще не люди. Это чурки, черти, вахи, чучмеки, зверьки, черные… Хаос, бескультурье и эгоизм украинского общества приписываются кому угодно. Главная же причина всех бед — всемирный жидо-масонский заговор.
При этом Библия ставит знак равенства между словом и делом: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Писание пестрит примерами, когда человек оправдывался или осуждался от своих слов. Насмешка Хама над отцом привела в рабство миллиарды его потомков. Иов оказался прав, когда в страшную годину не сказал ничего неразумного о Боге. Самей пожал проклятие, потому что злословил помазанника Господня.
Грех злоречия, сопровождающий нечестивые поступки, проходит рефреном через послание Иуды:
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, —
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. (высокомерие, блуд, пренебрежение к авторитетам, злословие)
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». (смирение, самообладание, благородство)
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —
15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. (ропот, самоугождение, самопревозношение, спесь)
17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. (критиканство как прикрытие своей распущенности)
19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
КАКОВА ЖЕ АЛЬТЕРНАТИВА?
20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.
Слова христианина должны выражать веру, любовь, милость, самообладание и непорочную радость.
ДЕЛИКАТНЫЙ КАМЕНЬ
Погоди, скажут мне. Чему радоваться, если все плохо? Теперь что, и замечание сделать нельзя? Я что, черное белым должен называть?
Обратите внимание на два образа, которыми Мессия описывает Себя в книге пророка Исаии: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (42:3) и «Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис. 50:7). Трудно представить себе человека, который бы соединял изысканную деликатность с несгибаемой стойкостью. Но Христос заявляет, что Он может проявлять чуткость и такт, в то же время не давая Собой манипулировать. Очень ярко это проявилось во время суда над Христом. Когда слова были лишними, Он просто молчал. Когда Его ударили по щеке, Он спросил: «За что?» Когда Пилат пытался Его запугать, Христос сказал только, что власть прокуратора над Мессией дарована ему не Иерусалимом или Римом, а Небесным Отцом.
И предыдущие три года Христос не молчал. Причем высказывался Он куда жестче, чем максималист Павел, к примеру. У Павла светские силовики — Божьи слуги, и просил он суда цезаря в надежде на оправдательный приговор. По словам же Христа, земные владыки ищут только власти и самообогащения, а обращаться в светский суд нет смысла, потому что там тебя обдерут как липку. Павел советовал жениться, чтобы не разжигаться, а Христос говорил, что один похотливый взгляд — все равно что ночь в чужой постели.
Христос произнес массу суровых обличений, а проклятий в Его речи было не меньше, чем благословений. Он за глаза назвал Ирода лисой, рискуя тем, что посланцы донесут на Него, а при встрече с царем вообще не удостоил его беседы. В диспутах с книжниками и фарисеями игнорировал их комплименты, хотя прилюдная похвала уважаемых людей польстила бы любому. В короткой проповеди Он восемь раз провозгласил им проклятие («горе вам!»), назвал их лицемерами, слепыми вождями, худшими сына геенны, безумцами, окрашенными гробами и змеиным отродьем. Иоанн Креститель говорил не менее резко, но исключительно в глаза обличаемым.
ПРАВО НА КРИТИКУ
Что же получается? Им можно ругаться, а мне нет? Они после этого святые, а я нечестивый? Как мне выразить накопившийся на греховный мир гнев?
Часто наш гнев понятен и объясним. И наш Господь, и праведники говорили резкие обличения. Но их поносили незаслуженно. Мы же часто критикуемы за дело. Большинство библейских праведников не защищало себя и не злословило в ответ. Даже в Ветхом завете, когда Бог разрешал самозащиту, многие из пророков погибали от рук нечестивых, сказав лишь «видит Господь и да взыщет!» (2 Пар. 24:22). Когда Христос критиковал лицемеров, Он хотел их спасти, а не добиться их признания ценой компромиссов.
Не всякому человеку Библия разрешает критиковать других. Если кто-то выше тебя по статусу, поносить его считается геройством. Вон, мол, какой смелый! В реальности же критики в лицо почти не бывает. Как правило, за глаза критикуем сильных и открыто «кусаем» слабых. Наше недовольство вышестоящими лицами чаще всего не выливается в реальные действия. Поточили лясы, потешили свое «я», выпустили пар — и разошлись. Сегодня многие политологи предостерегают против увлечения протестными акциями, потому что проявление стихийного недовольства — отличный повод власти критиковать оппозицию, мол, там одни сторонники насилия без всякой конструктивной программы. Даже в миру признают, что и возмущаться надо уметь.
А Библия советует десять раз подумать, прежде чем поливать грязью и земные власти. Как мы увидели на примере с учительницей, злословие и критиканство подрывает моральные устои, уничтожает авторитеты и разлагает общество. Земной порядок призван указать нам на порядок небесный, приучить к дисциплине и уважению. Писание призывает чтить царя, уважать церковное братство, почитать родителей, повиноваться мужу. И если эти призывы режут наш слух, значит, светская пропаганда разложила наше мышление, и нам нужно в покаянии преобразоваться обновлением нашего ума, а не спешить всюду городить свое неприкосновенное мнение.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КУЛЬТУРУ ЗЛОСЛОВИЯ?
- говорить только проверенные факты.
- по возможности говорить их в лицо обличаемому.
- развивать культуру — веры, любви, милости, самообладания и непорочной радости.
Иллюстрация: http://motivators.ru/sites/default/files/imagecache/main-motivator/motivator-19104.jpg
Комментарии (56):
Руслан
| Ссылка на комментарий
Др.Если бы вы решили жить без греха всегда то знали бы что Иаков советует начать с контроля языка.Попробуйте и если не получится обращайтесь ,я помогу вам .Такому в формальном АСД не научат
Аркалий
| Ссылка на комментарий
Есть такой сайт Андриана.Украинского эмигранта в США. Он выложил на нём проповедь,что ГК является госкорпорацией США. Это говорит о том ,что ГК продалась зверю.что бы не платить налоги.
У УАЙТ в 1т.СЦ есть видение о ГК в виде католической процессии.
руслан
| Ссылка на комментарий
Аркадию. Всё же самые главные враги себе мы сами.
Аркадий
| Ссылка на комментарий
Ну это смотря как вы сами к себе относитесь. Я например люблю жизнь.
Руслан
| Ссылка на комментарий
Аркадию.А как вы побороли грех?
hbc
| Ссылка на комментарий
русские гнобят 300 лет-а нас кто, в лагерях и т.д. мы так же страдаем от безнаказанности и беспредела. вот все на Америку-мол она нас- так им и делать ничего не надо-нас в своем государстве уничтожают. так как нет законов, для защиты человека-у нас цари правят и т.д. Беспредел и беззаконие. так что вы, что мы…и мы такие вот ваших то принимают-так тоже разваливают и разваливают……