«Христос… умерщвлен по плоти, но ожив духом, проповедовал духам»

13-05-2017, комментария 24

Прочитаем текст Писания, затем рассудим, о чем говорит в нем Петр:

18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:18-20).

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:6).

Довольно-таки странный текст. Не так ли? Оказывается, не только у Павла есть неудобовразумительные высказывания, мы видим, что и Петр, который подчеркивал неудобовразумительность Павла (см. 2Петр 3:16), сам написал нечто весьма непонятное, и богословы, по-разному понимая этот текст, не одно столетие уже спорят, доказывая свою правоту. Чем неудобен этот текст для понимания? Какие высказывания автора заставляют нас задуматься?

Первая часть 18 стиха в общем-то понятна: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». Но вот дальше мы читаем несколько непонятных выражений:

«Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

«Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал».

«Ибо для того и мертвым было благовествуемо».

«Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом».

Вы заметили здесь повторяющееся противопоставление плоти и духа: «Умерщвлен по плоти, но ожив духом» и «подвергшись суду плотью, жили духом»? И в центре этого — проповедь о спасении. Это общий план этой мысли. Давайте разберем теперь этот текст подетально, что это все значит.

«Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

Сразу начнем с неправильного понимания. Те, кто верит в бессмертие души (и духа), говорят, что Христос ожил духом, чтобы спуститься в ад для проповеди и три дня — в промежутке между смертью и воскресением — там проповедовал, об этом говорит якобы и последующий текст. То есть, умерщвление по плоти и оживание духом, по их понятиям, происходило одновременно, и пункт А, в таком случае, – это поверхность земли, где умер Христос, а пункт Б, куда Христос спустился и где проповедовал три дня, — это глубины земли, где находятся бестелесные духи нечестивых людей. Но что тогда получается, и что в итоге такой концепции мы имеем? Тогда у нас выходит, что часть человеческого естества Христа из трех (дух, душа и тело), а именно дух был у Него при жизни мертв, если он ожил только при умерщвлении тела. А если до Своей смерти Христос был полностью жив (и дух, и душа, и тело, что является нормой для любого живого существа), то в таком толковании нет никакой логики, ведь не может же ожить то, что живо. Нет, так толковать не пойдет. Значит здесь другое время оживания духом, не тогда, когда умерщвлен Он был по плоти, а именно при Его воскресении. То есть, Христос умер плотью, а через три дня ожил духом, и иначе здесь понимать нельзя.

Но тут же у нас возникает другой вопрос: как понять «ожил духом»? О каком духе идет речь? Может о Духе Святом, Который воскресил Христа? А может о Его Божественной природе, которая не умирала и которой Он воскресил Свое тело? Греческое слово «пн`эумати», переведенное как «духом», потенциально может относиться к третьей Личности Божества, действием и силой Которого мог быть оживлен Христос, но оно может также относиться и к человеческому духу Христа, в отличие от Его человеческого тела. Можно вложить понятие и в отношении Его Божественной природы. А может «ожил духом» относится еще к чему-то другому? Давайте поймаем «ниточку» или, говоря на языке богословия, возьмем контекст, чтобы понять, о чем, собственно, говорит здесь Петр. Контекст начинается с 13 стиха. Цитирую:

13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

И сразу же он пишет: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (18 стих).

Начинает автор эту мысль с призыва жить благочестивой жизнью, за что можно и пострадать, и тут же он ободряет: ведь и Христос пострадал, ведя праведный образ жизни. Но словами «праведник за неправедных» автор этого текста прокладывает некий «мостик» к более глубокой мысли. Он теперь иллюстрирует принципы, изложенные в стихах 13-17, и приводит — в качестве совершенного примера — Христа, Который страдал за то, что делал добро (2:14). Его безгрешная жизнь вызывала неоправданно враждебное отношение к Нему со стороны людей. Но Он не боялся их, поскольку вверил Себя Богу. Христос ясно заявил о Своей цели и посвятил Себя делу, ради которого пришел на землю. Он умер за людей, сохранив Свою совесть чистой (2:23). И вот получил Он величайшее благословение и награду — в воскресении Своем и последующей славе. Ключевыми словами к пониманию выражения «ожил духом» являются именно эти: «за грехи наши», это те грехи, за которые в Ветхом Завете нужно было приносить жертву искупления. Но, в отличие от ветхозаветного времени, когда жертвы следовало приносить ежегодно в День искупления, Христос пострадал однажды, т. е. раз и навсегда, и это свидетельствует о совершенстве Его жертвы. На заместительный характер смерти Иисуса Христа указывают слова «праведник за неправедных». А раз Он взял грехи всех людей на Себя, значит Он — Праведник — стал условно неправедным (грешным), чтобы нам неправедным стать условно праведниками. Видите, какая здесь запутанная, но логически правильная система. А раз Он умер грешником (взяв на Себя грехи мира), то воскрес Он духом. Вот эти два антонимичных слова фигурируют в Писании: «плотский и духовный»; «жить по плоти — жить по духу». Жить по плоти – это негативное явление, а жить по духу – это позитив.

В Синодальном переводе стоит «ожив духом». Это искаженная мысль. Слово «духом» предлагает искать ответ на вопрос: кем? – чем? Но, согласно древней рукописи, чтение «духом» не имеет основания. Последняя часть стиха поэтому должна быть переведена: «умерщвлен в плоти, ожив в духе». Не плотью и не духом, а в плоти и в духе. Давайте посмотрим другие современные переводы, как это место переводят:

«Они убили Его тело, но Он был оживлен в Духе» (перевод Слово Жизни).

«Быв умерщвлён во плоти, но оживлён в духе» (перевод Макария-Кассиана).

«Умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе ‘Своем’» (перевод ИПБ).

Что это значит? Восприняв на Себя человеческую плоть, ослабленную грехом, Он понес нашу греховность. Воскрес Он снова «в духе», в духовном естестве – в противоположность плотскому. Этот контраст от плоти к духу мы можем сравнить со словами Павла. Цитирую:

3 О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем (Рим 1:3-4).

Воплотившись, Христос стал человеческим существом; после же воскресения, хотя Он и сохранил Свою человеческую природу, Он стал снова духовной личностью. Сам Христос подтвердил эту мысль словами:

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).

Также Павел пишет:

16 А тайна благочестия воистину велика: во плоти был Он явлен, в духе ‘Своем безгрешном’ оправдан, ‘по воскресении’ ангелы узрели Ею, в народах Он возвещен, в мире верою принят и во славу ‘небес’ вознесен (1Тим 3:16 ИПБ).

Здесь тот же контраст: «во плоти» и «в духе». Что Петр хотел этим сказать своим читателям? Вы страдаете или вам предстоит пострадать за истину, но вы мужайтесь, и Христос страдал. Он победил в этой битве, и Его победа посредством страданий является для вас гарантией вашей победы в «огненном испытании». В виду всего этого, читатели Петра не должны были стыдиться страдать как христиане (1Петр 4:16), но радоваться, зная, что, когда Его слава будет открыта, они возрадуются и восторжествуют. Они могут почитать себя счастливыми, когда их злословят за имя Христово. Но благодаря смерти Христа и Его воскресению, когда Он снова принял прославленное Свое естество, и вы вместе со всеми искупленными будете иметь также новые прославленные тела при вашем воскресении. Так что, не бойтесь, если вас убьют за имя Христа и за истину Божью. Или другими словами: Факт, что Христос действительно умер «в плоти», не означает конец Его существования вообще. Через воскресение Он сделался вновь живым, хотя теперь Его природа стала более совершенной или «духовной природой», чем, когда Он жил на земле, как человек среди людей. Факт, что распятый Христос живет, представлен здесь Петром как заверение тем, которые приняли участие в Его страданиях. Нет нужды страшиться, что гонение и страдание навсегда прекратят их существование.

Вот теперь эту мысль мы можем сразу же увязать с текстом, который многие тоже неправильно толкуют:

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:6).

Вот видите, говорят: Христос умер, и между смертью и воскресением Он духом спускался в ад и там проповедовал. На самом деле, мертвым было благовествуемо не тогда, когда они были уже мертвы, но когда они были еще живы. Говорят же, например, «мой покойный отец говорил то-то и то-то». Это же не означает, что покойник что-то говорил. Говорил отец, когда он был еще жив, но ныне он покойный. Так и мертвым было благовествуемо, когда они были живы, потому что, после смерти нет жизни — ни дух, ни душа без тела не живут.

О чем было проповедано мертвым? Чтобы они осудили свою жизнь по плоти и стали жить по Богу духом. То есть, им была напоминаема воля Божия и предложено жить не по плотским влечениям, а по велению духа, им предлагалось оставить плотскую жизнь и стать духовными личностями. К чему Петр провел эту мысль? Он дальше напишет, что речь идет именно о людях, живших перед потопом во дни Ноя. Эти люди не приняли весть стать духовными, и их печальный конец был предостережением для тех, кому писал Петр, что и с ними будет тоже самое, что и с допотопными жителями, если они не оставят дела плоти.

И наконец, последняя и главная мысль:

19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр 3:19-20).

Этот текст, в отрыве от учения всего Писания, также толкуют неправильно. Некоторые понимают его так, что Дух Христа сошел в преисподнюю, в период между Его смертью и воскресением, с тем, чтобы там предложить людям, жившим до потопа, вторую возможность спастись. Однако, Писание не подтверждает такого толкования, после смерти человека нет никакой жизни до самого Второго Пришествия Христа, когда мертвые праведники будут воскрешены, а мертвые нечестивые воскреснут только через тысячу лет. Да и вообще, не лицеприятен ли дух Христа, что проповедовал только допотопным духам?! А как остальные духи нечестивых? И еще, неужели духи не праведных людей в преисподней находятся отдельными поселениями: допотопные, послепотопные. В общем, нет здравого смысла в таком толковании.

Другие полагают, что Христос сошел в ад после Своей смерти с тем, чтобы провозгласить о Своей победе падшим ангелам, при этом они ссылаются на 2Петр 2:4-5, приравнивая ангелов к «Сынам Божиим», о которых говорит Моисей (Быт 6:1-2). Однако, несмотря на то, что многое говорит в пользу такого толкования, все же речь здесь идет не об ангелах, а о людях, и как мы уже говорили, Христос ожил в духе только при воскресении, поэтому никуда Он не спускался, ни в какие преисподние места земли. Но текст говорит: «сойдя, проповедовал» и говорит, кому Он проповедовал: «находящимся в темнице духам» и дальше конкретизирует: «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега». Вот оказывается куда Христос спускался для проповеди, пункт отправки и пункт прибытия не А – поверхность нашей земли, Б – преисподняя земли, а А – небеса, Б – наша земля. Когда это было? Между смертью и воскресением Христа? Нет. А когда? Во дни Ноя.

Теперь остается непонятным выражения: «в духе» (в чем?), в котором Христос воскрес, и Он во дни Ноя проповедовал «духам» (кому). Вот в этом-то и вся неудобовразумительность Петра. Если у Павла путаница происходит со словом «закон», так как он пишет не об одном законе, и многие, запутавшись в разных законах, отвергают Божий десятисловный закон. Так и у Петра с духами происходит какая-то путаница. Давайте вникнем в это слово и во все оттенки его значения. Словарное определение дает нам тринадцать значений слова «пн`эума». Среди тринадцати есть такие, которые нам не понадобятся, это, например, грамматическое слово «придыхание», или риторическое «нарастание, градация», или «чутье животных». Поэтому рассмотрим основные значения: «ветер», «веяние, дуновение, порыв», «дыхание», «дух, жизнь» и философское значение «духовное начало, дух».

Почему такое разнообразие понятий этого слова, что их объединяет? Дух – это то, что невидимо, но видны его действия. Например, ветер мы не видим, но узнаем о наличии движения воздуха по предметам, на которые он действует. Как писал Пушкин: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Вот и получается, если это «пн`эума» — «тихое веяние, дуновение», то кораблик в царство славного Салтана доберется не очень-то и быстро. А если порыв ветра большой, а это то же самое слово «пн`эума», то и скорость корабля будет соответственной, если ветер, конечно, попутный.

Этим же словом «пн`эума» обозначено и «дыхание». А дыхание, это то же самое ритмичное движение воздуха, в легкие и из легких. Поэтому это дыхание названо еще «духом жизни». Выражение «испустить дух», а о животных говорят «издох», — означает, что последним был выдох, а вдох больше не произошел, а значит – наступила смерть. Начало жизни произошло в обратном порядке:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7).

Есть еще одно значение этого слова: «духовное начало, дух». Приведу Библейский пример:

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1).

Видите, если ап. Павел ставит в тупик начинающих исследователей его посланий словом «закон», например,

«Законом я умер для закона» (Гал 2:19).

Вот и гадайте, каким законом Павел умер, и для какого закона он умер? Многозначность слова «закон» надо учитывать при толковании этого места Писания. То же самое происходит и у ап. Петра со словом «пн`эума»: «ожил в духе» (в чем?), которым проповедовал «духам» (кому?). Говоря о духах, которым проповедовал Христос, почему-то у людей есть тенденция считать, про проповедование происходило в каком-то подземном царстве, где существуют духи умерших людей. Спроси сегодня на улице любого человека: когда Вы слышите что-либо о д`ухах, что Вам сразу же приходит на ум? Обычно начинают сразу рассказывать о каких-то привидениях и потусторонних силах. Это не удивительно, Священное Писание тоже дает понятию «духи» какой-то потусторонний оттенок:

«Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан 3:86).

«И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий» (Мк 3:11).

«Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:20).

«Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян 8:7).

«Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

«Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр 16:14).

Словом «духи» (пн`эумата) (именно во множественном числе) обычно называют сверхъестественных существ, но, надо заметить, по крайней мере, один раз этим словом названы в Новом Завете человеческие духи:

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

23 К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам [пн`эумаси]праведников, достигших совершенства (Евр 12:22-23).

Речь здесь идет о зрелых, совершенных христианах. Слова «вы приступили» обращены к живым христианам, как явствует из контекста. Автор не обращается к умершим праведникам прошлых веков, как если бы они действительно были собраны пред «судьей всех» людей на «горе Сионе» в «небесном Иерусалиме». Все согласятся, что это сказано лишь в образном смысле, что живые христиане могут собраться перед троном Божиим как изображено в 22-24 ст. В таком же самом смысле сказано в гл. 4:16, где он приглашает их «приступить с дерзновением к престолу благодати». В таком же образном значении живые христиане изображены «духами» всех других «достигших совершенства», собранных там в духе, а не в воображаемом, бестелесном состоянии. Если принять, что «духи праведников, достигших совершенства» — ссылка на предполагаемых бестелесных — «духов», обозначает поставить автора послания к Евреям в противоречие с ясными заявлениями Священного Писания относительно состояния человека в смерти (см. Еккл. 3:21; 12:7; Ин. 11:11).

Но мы снова попадаем в некое затруднительное положение, рассматривая послание Петра. Да, духи праведников, это те, которые живут не по плоти, а по духу, это, в отличие от плотских, духовные люди. Но тогда нам не понятно, почему Петр жителей дней Ноя называет тоже д`ухами? «находящимся в темнице духам [пн`эумасин], сойдя, проповедал». Мы уже говорили о многозначности слова «пн`эума», и как у Павла «законом умер для закона», так и у Петра «духом» проповедовал «духам». В данном случае, дух допотопного человека, это сознание человека. Есть такой текст Писания:

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим 8:16).

Бог говорит нашему сознанию не через рецептор слуха, а напрямую воздействуя на наше сознание. Так и на сознание допотопных людей, на их духи (ум, сознание) Иисус воздействовал, чтобы привести их к покаянию. Почему «духом» и на «дух человека», потому что это невидимая сила воздействовала на невидимую мыслительную способность человека. Это не была прямая проповедь Ноя, Ной не ходил по земле с проповедью. Но сам факт строительства ковчега сто двадцать лет далеко от воды и при том, на возвышенной местности, работал над духами, над умами человеческими, что бы все это значило? Они, естественно, задавали Ною вопросы, и Ной отвечал им, что Бог повелел строить ковчег, ибо придет на землю большой потоп и нераскаявшиеся в своих грехах погибнут. Вот так дух Христа, дух праведный, говорил духам грешным, чтобы привести их к покаянию, потому что они были в темнице греха, в рабстве дьявола.

Но для чего Петр проводит эту мысль, связывая смерть и воскресение Христа с потопом? Рассматривая главу до конца, мы видим:

21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Ной не боялся людей и был послушен Богу, проповедуя о Нем делом и словом. Он служит здесь примером человека, который, ради сохранения доброй совести перед Богом, не отступал от своего дела, несмотря на то, что непрестанно подвергался оскорбительным насмешкам. Наградой ему за то, что, страдая несправедливо, он сохранил свою совесть чистой, было спасение — его и всей его семьи; они были спасены от потопа в ковчеге, «в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

Такое объяснение, по-видимому, согласуется с темой этого раздела (1Петр 3:13-22) в целом — хранить добрую совесть и перед лицом незаслуженных преследований.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования

Комментарии (24):

  • Юрий Тимошенко

    |

    «Если мы хотим устоять во время испытания, то должны сейчас, в мирное время, обретать живой опыт Богопознания. Нам необходимо сейчас учиться понимать и постигать глубины Божьего Духа. Христос должен быть для нас всё во всём, Альфой и Омегой, первым и последним, началом и концом» (Е.Уайт, «Ревью энд Геральд», май, 3, 1892 г.)

    Для спасения человека Бог призвал сотворившего нас Своего Сына («8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы», Пс.81:8) и представил Его людям («18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд», Матф.12:18). Выполняя волю Отца в нашем мире, Господь назидал Своих учеников: «63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). На Субботних Школах и в реальной нашей жизни мы, как и многочисленные исследователи прошлых веков, убедились в верности этих слов Иисуса. Заканчивая земную миссию, Господь благословил Своих последователей посланием Духа Истины (другие значения этого слова в греческом – «правда, верность, истинность, правдивость, искренность»), дарующего верующим понимание Божьего Слова, утешающего пониманием хода исторических действ, а также, осмыслением сути и цели праведной жизни в Боге: «26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» (Иоан.15:26). Бога же в Своей горячей молитве Господь попросил: «17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. 18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. 19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан.17:17-19).

    Исходя из этого уже можно сделать вывод, что Божий Дух, Которым Бог благословил Господа, а через Него и всех искренне верующих братьев и сестер, есть Дух Истины = Дух Божьего Слова.

    В Послании к римлянам апостол Павел писал: «11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11; см. также Иоан.6:63). А живет в нас Дух Божий? Да, если человек принял Дух Христа и подражает Его праведности в своей жизни: «9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. 10 А если Христос в вас, то тело мертво для (греч.- «вследствие») греха, но дух жив для (греч. – «вследствие») праведности» (Рим.8:6-11). Поэтому, жить и поступать так, как жил и поступал наш Господь в Своей земной жизни – есть суть жизни в Духе Господа, что отражено, в частности, в Его Нагорной проповеди (см., н-р, Лук. 6:27-31, 35-38). А это, в свою очередь, для нас есть залогом того, что Божий Дух также пребывает в нас: «22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:22,23).

    Призыв Господа к человеку вести с Его помощью праведную духовную жизнь ради духовного возрождения и спасения записал в своем послании и Апостол Петр: «18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Петр. 3:18-20). Здесь более точный перевод выражения «умерщвлен по плоти, но ожив духом» будет звучать так: «умерщвленный по плоти, но оживленный Духом». Это согласуется со стихами, приведенными выше.

    Этим же Духом – Духом Истины = Духом Божьего Слова – Господь в Свое первое Пришествие просвещал и находившихся в духовной темнице человеческих духов (по контексту — «духи» здесь являются собирательным образом, символизирующим духовное состояние человека/человечества), предки которых «некогда» (т.е. во дни Ноя) уже проявили свое необузданное упорство долготерпеливому Богу, ожидавшего их покаяния и также, как и позже, призывавшего к духовному возрождению. Тогда это упорство привело к всемирной трагедии…

    Примечание:

    посмотрим другие современные переводы, как это место переводят:
    «Они убили Его тело, но Он был оживлен в Духе» (перевод Слово Жизни).
    «Быв умерщвлён во плоти, но оживлён в духе» (перевод Макария-Кассиана).
    «Умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе ‘Своем’» (перевод ИПБ).

    В этих переводах перед словом «дух» везде указан предлог «в», которого нет в греческом тексте. А это изменяет падеж существительного, а значит и смысл выражения. Текст Римл.8:11 однозначно говорит, что воскрешение производит Дух Бога Отца, пребывающий в верующем человеке.

    Так что является пробуждающей силой, которой Бог пробудит нас от смертного сна? В чем заключена эта духовная энергия пробуждения? И что явилось пробуждающим фактором для Господа Иисуса?

    Чтобы ответить на этот вопрос, я отталкиваюсь, в данном случае, от понимания духа, как системы духовных качеств, являющихся неотъемлемой частью духовной личности. Какими духовными качествами может обладать человек в своей жизни? К святым и праведным духовным качествам я отношу, в числе прочего, совесть, справедливость, благочестие, милосердие, братолюбие, любовь, … Со Своими святыми творениями Бог пребывает в отношениях Любви и Истины, подразумевающих взаимопонимание, благоговение и благодарность к Творцу, а также, добролюбие, равноправие и взаимоуважение между Его творениями. К грешным людям Бог Своей Любовью обращается прежде всего, через их совесть к их сердцам и разуму: человек, не утративший этого качества, способен к покаянию и обращению; а умышленно пренебрегающий совестью человек навсегда утрачивает связь со своим Творцом.

    Дух, данный Богом человеку, приводит в действие физиологическую систему человека (т.е. оживляет его), главными составляющими которой являются сердце, как центр нашей духовной жизни и Богопознания, и мозг человека – его разум. Жизнедеятельность этих органов под влиянием вышних духовных сил – как святых, так и падших – формирует помыслы и устремления человека, которые представляют собой объективную характеристику человека, как духовной личности, и побуждают его к определенным действиям, линии поведения, образу жизни… И человеческий дух становится носителем либо Божьего света, либо многоразличных заблуждений тьмы. Или иными словами, качественная характеристика духа человека определяется помышлениями и устремлениями его сердца, а также рассудительностью, здравомыслием и смиренномудрием его разума, — т.е. состоянием всей его души:
    «6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Римл. 8:6)
    «13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римл. 8:13). «Умерщвлять духом» — значит иметь постоянные мысленные духовные отношения с Богом и с Господом Иисусом, пребывать под их водительством и защитой.
    «3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. 4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор.10:3-6) Что это за оружие? Это – живое Слово Бога, меч духовный обоюдоострый (Ефес. 6:17; Откр. 1:16, 2:12,16; 19:15,21). Именно Оно руководит помышлениями, а значит, и устремлениями человека: «12 Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).

    Наш Господь с Богом пребывал в отношениях взаимной Любви. Он добросовестно с верой в Отца выполнял порученное Ему Богом дело. Его праведный Дух и святая Вера, движимая Любовью к Отцу и к Их земным твореньям были той основой, которая гарантировала в жизни Господа присутствие Божьего Духа и Его возрождающей силы. Этому же Он учил и людей: «56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6:56,57, также Римл.1:16,17; Евр.10:38,39; …).

    Поэтому, только дух, отражающий духовные качества Господа Иисуса, может пребывать в Божьем покое, имея дерзновение на первое воскресение.

    «Рабы Божьи не должны заранее составлять речь, которую скажут, когда их приведут на суд за веру. Они должны готовиться изо дня в день, слагая в своих сердцах драгоценные истины Божьего Слова, вкушая от учения Христа и молясь об укреплении их веры. А когда их приведут на суд, Святой Дух напомнит им именно те истины, которые найдут отклик в сердцах их слушателей. Бог в нужный момент высветит в их памяти знания, полученные в ходе усердного изучения Священного Писания» (Е.Уайт, «Советы по работе субботней школы»; 40, 41).

    Да поможет Господь духовному росту всем ищущим Его. Да благословит Отец Небесный мужеством, терпением, любовью, верой и верностью всех детей Своих перед последними испытаниями. Аминь.


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    Обратите внимание на мой текст. Цитирую:

    В Синодальном переводе стоит «ожив духом». Это искаженная мысль. Слово «духом» предлагает искать ответ на вопрос: кем? – чем? Но, согласно древней рукописи, чтение «духом» не имеет основания. Последняя часть стиха поэтому должна быть переведена: «умерщвлен в плоти, ожив в духе». Не плотью и не духом, а в плоти и в духе. Давайте посмотрим другие современные переводы, как это место переводят:

    «Они убили Его тело, но Он был оживлен в Духе» (перевод Слово Жизни).

    «Быв умерщвлён во плоти, но оживлён в духе» (перевод Макария-Кассиана).

    «Умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе ‘Своем’» (перевод ИПБ).

    Не греческий текст, который мы сейчас имеем, а согласно древней рукописи (смотрите комментарий АСД на этот текст).


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    Seventh-day Adventist BIBLE COMMENTARY volume 7, page 574 (у меня в бумажном издании).


  • Юрий Тимошенко

    |

    Еще вопрос — к братьям Куриленко: что Вы можете сказать по поводу перевода этого стиха?


  • Дмитрий

    |

    Статья понравилась, хвала Всевышнему и спасибо автору!

    Особенно ценно то, что на протяжении всей статьи не было упомянуто «авторитетное» мнение сестры Уайт, что делает эту проповедь привлекательной для христиан любой конфессии.
    По вопросу «ожил духом», мне представляется уместным следующее параллельное место:
    Рим.8:11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса…
    Когда Господь явился ученика по воскресении Своем из мертвых, Он сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.»
    Получается, хоть Христос и был умерщвлен по плоти (то есть, как обычный грешник), но, в отличие от простого нераскаянного грешника, был воскрешен Духом Божиим, на что последний надеяться не может.

    Что касается «духов праведников, достигших совершенства», здесь тоже все согласуется с Писанием, ибо Господь — есть Бог духов всякой плоти, а не только ангелов.

    Если у вас есть мнение, как связано в Дан.8:10 воинство небесное со звездами, буду весьма признателен…


  • Дмитрий

    |

    Юрию Тимошенко.

    (по контексту — «духи» здесь являются собирательным образом, символизирующим духовное состояние человека/человечества)

    Интересная мысль…)


  • Др.

    |

    Особенно ценно то, что на протяжении всей статьи не было упомянуто «авторитетное» мнение сестры Уайт, что делает эту проповедь привлекательной для христиан любой конфессии.

    Да, автор недосмотрел.. ведь эта статья как раз для адвентистов, для которых труды Вайт это слово Бога. Тем более у нее есть что прочитать по этому поводу.
    А христиане любой конфессии пусть думают, что хотят.


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    Еще вопрос — к братьям Куриленко: что Вы можете сказать по поводу перевода этого стиха?

    Кто такие «братья Куриленко»? Может Вы имели в виду двух братьев и их сестру Куриляк?


  • Дмитрий

    |

    Да, автор недосмотрел.. ведь эта статья как раз для адвентистов…

    Если вы будете продолжать учить в духе сестры Уайт, то вы ни чем не отличаетесь от других сект, например, СИ или мормонов…
    Если же ваша аргументация будет построена на Библии и только Библии, то для вас есть еще надежда…


  • Дмитрий

    |

    Др.
    Расскажите, как связано в Дан.8:10 воинство небесное со звездами.
    Что значит «низринул на землю часть сего воинства и звезд»?


  • Др.

    |

    Кто такие «братья Куриленко»? Может Вы имели в виду двух братьев и их сестру Куриляк?

    Тролль он и в Африке тролль.

    Если вы будете продолжать учить в духе сестры Уайт, то вы ни чем не отличаетесь от других сект, например, СИ или мормонов…

    И что с того? отступившее христианство считают АСД сектой, надо же беда какая, сейчас сядем все и будем плакать.
    Да, будем продолжать учить в Духе сестры Эллен Вайт. О следственном суде и о суде грядущем по приходу Христа.


  • Дмитрий

    |

    Да, будем продолжать учить в Духе сестры Эллен Вайт. О следственном суде и о суде грядущем по приходу Христа.

    Это учение не Библейское!
    Книга Даниила говорит о суде над «малым рогом» и зверем, на котором этот рог образовался..
    Если я не прав, покажите, где я не прав.


  • Др.

    |

    А малый рог это кто, не папство разве? А папство разве не считает себя единственной христианской церковью? Ну так вот это и есть следственный суд — суд над домом Божиим, как и написано «Ибо время начаться суду с дома Божия».

    Вот —
    http://velikayaborba.ru/read/read/?PAGEN_1=29&from=table_of_content
    читаем главу №28 «Судебное следствие».


  • по делу

    |

    Суд начинается с настоящего дома Божия ,а не с того что мнит себя таковым.


  • Дмитрий

    |

    Дан.7:11,12
    Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
    И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.

    Суд идет над зверями.
    Звери — это падшие сатанинские ангелы, которым уготован огонь вечный (Матф.25:41).
    Это они руководили земными царствами Мидо-Персией, Грецией, Римом…
    Это их видел Даниил в своих ночных видениях и снах.

    Дан.7:26
    Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.

    После суда Христос получает царство и власть со святыми:

    Дан.7:13,14
    Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

    Дан.7:21,22
    Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
    доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан (власть) был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.


  • Др.

    |

    Суд идет над зверями.
    Звери — это падшие сатанинские ангелы, которым уготован огонь вечный

    Все, гуляй, фантазер.
    Верь себе, во что хочешь.


  • Дмитрий

    |

    Я привел библейские тексты, а ты мне что приводишь??
    Сказки бабушки Уайт? Вы — не протестанты, ибо Слово Божие у вас в поругании, оно не приятно вам… Прощай.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Кто такие «братья Куриленко»? Может Вы имели в виду двух братьев и их сестру Куриляк?

    Совершенно верно. Прошу прощения за описку.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Суд идет над зверями.
    Звери — это падшие сатанинские ангелы, которым уготован огонь вечный (Матф.25:41).

    Суть зверей открывает сам автор книги и, поэтому, ссылка на книгу Матфея здесь не требуется: «16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 «эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут ОТ ЗЕМЛИ. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков», Дан.7:16-18.

    Дан.7:26
    Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.

    В своих рассуждениях Вы пропускаете стихи 23-25, в которых ясно показан ход развития событий: образование империи Рима (стих 23), распад ее на 10 государств; конец императорской власти, зарождение и укрепление папской власти Рима (стих 24), деятельность папской власти в отведенном ей Богом сроке (стих 25). Только после этого Ветхий днями открыл судебное разбирательство для определения тех, кому Он доверит жить и трудиться в царстве Его Сына – Иисуса Христа.

    Все, гуляй, фантазер.
    Верь себе, во что хочешь.

    Вы — не протестанты, ибо Слово Божие у вас в поругании, оно не приятно вам… Прощай.

    Грубость рождается там, где нет аргументов. Но, искреннее стремление в познании Божьей истины и обоюдное желание вместе со всеми быть оправданным и спасенным должны объединять. Накануне последних испытаний для нас это очень важно.

    Я за вас шел на Голгофу
    Я за вас терпел, страдал…
    За вас вознес молитву к Богу
    И любить вам завещал…
    Помните об этом, братья,
    Помните везде-всегда:
    Тот, кто любит – тот достоин,
    Другим – закрыты Небеса.
    И нет другой дороги к Богу,
    Ни дел, ни славы нет иной,
    Чем та, которой есть основа –
    Терпенье, Вера и Любовь.


  • Дмитрий

    |

    Юрию Тимошенко

    Суть зверей открывает сам автор книги и, поэтому, ссылка на книгу Матфея здесь не требуется

    Оставим на минуту зверей из Дан.7 и взглянем на зверей Иоанна.
    Откр.19:20
    И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
    Откр.20:10
    а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

    Вы, Юрий, не находите, что диавол, зверь и лжепророк — это сущности одного и того же духовного порядка?
    Кто такие, по-вашему, эти зверь и лжепророк?

    Не то ли мы видим и у Даниила?
    Дан.7:11
    Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

    Кто такой этот зверь, которого тело брошено в огонь? Это Рим?

    Зря вы не обращаете внимание на слова Господа нашего и Спасителя, что огонь вечный уготован диаволу и ангелам его.

    Рассмотрите внимательно следующие тексты и вы увидите, что они говорят о духовной борьбе между Святыми ангелами и падшими:
    2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
    3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

    С кем боролись четыре духа небесных (ангела) на великом море, из которого поочередно Бог выпускает четырех зверей, для наказания этого нечестивого мира?
    Не потому ли в видениях новой земли и нового неба Иоанн сообщает нам «моря уже нет», что море в видениях пророков — это темница для падших ангелов, которых Бог сохраняет на день суда?

    Иов так же дает нам пищу для размышления: «разве я море или морское чудовище (зверь), что ты поставил надо мною стражу?»
    Да и Иезекииль в своих видениях Славы Господней видит духовных существ в образе животных.

    Впрочем, если вам больше нравится традиционное толкование «моря», «зверей» и «ветров» — пусть так, но вопросы, выделенные выше, — остаются.

    В своих рассуждениях Вы пропускаете стихи 23-25, в которых ясно показан ход развития событий: образование империи Рима

    В прошлом своем посте я хотел показать, что суд, который происходит в Дан.7, — это суд над зверями, а не над народом Божиим.
    Я согласен, что зверь четвертый указывает на Рим в его языческой стадии (до разрушения его 476 году — смертельная рана одной из голов зверя), а небольшой рог, вышедший на месте трёх, исторгнутых перед ним, соответственно, указывает на Рим папский, появление которого показано у Иоанна исцелением смертельной раны той самой «одной из голов» его (зверя).
    Звери — это духовные покровители, соответствующих им, земных царств.
    Вспомните 10 главу книги Даниила:
    Дан.10:13
    Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
    Дан.10:20
    И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

    Эти князья, с которыми боролся Гавриил (когда Михаил пришел ему на помощь), и есть те самые звери из Дан.7. Духи злобы поднебесные, как говорит о них Павел.
    Повторюсь, это духовная борьба, происходящая на небе, до тех пор, пока дракон и ангелы его не были сброшены с неба на землю,будучи окончательно побеждены Михаилом и ангелами Его в небесной войне (Откр.12).

    Грубость рождается там, где нет аргументов.

    Вы считаете, что я нагрубил?
    Я и вас, Юрий, хочу спросить: помните ли вы главный слоган протестантизма — Библия и только Библия? Считаете ли вы себя протестантом?

    И, напоследок, не могу не спросить вашего мнения о волнующем меня вопросе:
    что значит «низринул на землю часть сего воинства и звезд» в Дан.8:10?
    Как в Писании связаны воинство небесное и звезды?
    Заранее благодарю за ответ.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Прежде, чем отвечать на Ваши вопросы, хочу еще раз подчеркнуть, что мне тоже далеко не все понятно в пророчествах, поэтому, высказывая наряду с официальным и свое субъективное понимание, я всегда рассчитываю на дальнейшее обсуждение вопросов братьями, чтобы рассматриванием с разных точек зрения найти верный подход, разумное толкование, … и, в конечном счете – Божью правду.

    Вы, Юрий, не находите, что диавол, зверь и лжепророк — это сущности одного и того же духовного порядка?

    Да, они водимы одним духом – духом диавола (отца лжи, инициатора восстания против Закона Бога и, как следствие — противостояния с Ним).

    Кто такие, по-вашему, эти зверь и лжепророк?
    Не то ли мы видим и у Даниила?
    Дан.7:11
    Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

    Я придерживаюсь мысли, что рог здесь папская власть, а зверь – папская империя. Разрушение тела символизирует прекращение деятельности папской империи в 19-м веке, которая в последующем возродилась в виде содружества стран (сторонников политики духовного Вавилона, возможно, ведомых неким мировым правительством) для осуществления событий последнего времени и для своего окончательного уничтожения. Огонь здесь может символизировать не только вечный огонь для падших существ, но и огонь войны, разрушившей империю и уничтожившей действие ее идеологии на какое-то время.

    Рассмотрите внимательно следующие тексты и вы увидите, что они говорят о духовной борьбе между Святыми ангелами и падшими:
    2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
    3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
    С кем боролись четыре духа небесных (ангела) на великом море, из которого поочередно Бог выпускает четырех зверей, для наказания этого нечестивого мира?

    «Ветры» – здесь Ангелы, «великое море» — человечество, «четыре зверя» – четыре земных царства.

    Один из Ангелов, освободившись, пришел к Даниилу истолковать его видение. И параллельно приоткрыл завесу над сутью этой борьбы: для осуществления воли Бога, провозглашавшему ее в своих откровениях, Его Ангелы укрепляли власть и могущество определенных Богом государств, низлагая при этом силу и власть противоборствующих им других. Это живой процесс реальности происходивших событий в динамике, показывающий нам, что как в то далекое для нас время, так и сейчас вокруг нас идет невидимая борьба за наши духи: Ангелы помогают сопротивляющимся сатане человекам укрепляться в праведной жизни в Духе Живого Слова Бога («…праведный да творит правду еще и святый да освящается еще …», Откр. 22:11).

    Не потому ли в видениях новой земли и нового неба Иоанн сообщает нам «моря уже нет», что море в видениях пророков — это темница для падших ангелов, которых Бог сохраняет на день суда?

    Да, «бездна» ассоциируется с морем. Однако, в Откровении Иоанн трактует «море», как «народы, племена и языки». Мог ли он в одном послании допускать такое разное смысловое значение одного и того же слова? Думаю, что нет, т.к. это было бы нелогично.

    Иов так же дает нам пищу для размышления: «разве я море или морское чудовище (зверь), что ты поставил надо мною стражу?»

    Здесь пример прекрасной образной поэтичности еврейского языка. Говоря о круге бедствий, в который, как считал Иов, Бог заключил его, он сравнивает свое положение с морем, пределы которого строго ограничены очертанием берегов, и с морским чудовищем, зона обитания которого ограничена пределами морской пучины.

    Эти князья, с которыми боролся Гавриил (когда Михаил пришел ему на помощь), и есть те самые звери из Дан.7. Духи злобы поднебесные, как говорит о них Павел.

    Предположение о том, что князья, противостоящие Ангелу (князю?) Гавриилу и князю (Архангелу) Михаилу, могут являться «духами злобы с Небес» (или падшими ангелами), вполне состоятельно. Однако, о зверях ясно сказано, что они представляют собой четырех царей «от земли» (Дан.7:17). Эти земные царства чередовались до Пришествия Господа в наш мир. Суд же над сатаной состоится позже — во время земного воплощения Господа (Иоан.12:31, Лук.10:18), а значит, и демоны (падшие ангелы) во времена Даниила еще были на Небесах и, поэтому, никак не могли быть «царями от земли».

    Вы считаете, что я нагрубил?

    Под словом «грубость» можете подразумевать «переход на личность оппонента», что будет более правильно выражать то, что я хотел сказать.

    Я и вас, Юрий, хочу спросить: помните ли вы главный слоган протестантизма — Библия и только Библия? Считаете ли вы себя протестантом?

    Основу своих выводов я ищу только в Библии. У сестры Уайт я нашел для себя много полезного, а также встретил много «родственных» (с моими) мыслей, однако, доказательную базу строю всегда только на Писании.

    И, напоследок, не могу не спросить вашего мнения о волнующем меня вопросе: что значит «низринул на землю часть сего воинства и звезд» в Дан.8:10? Как в Писании связаны воинство небесное и звезды?
    Заранее благодарю за ответ.

    Мое мнение, что, как и в случае с Откровением Иоанна Богослова, все иносказания следует искать в самой книге Даниила. Поэтому, для понимания стиха Дан.8:10 я соединяю его со стихом Дан.12:3 («2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. 3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда», Дан.12:2,3). Также, здесь можно использовать и стих Откр.12:1 («1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд», Откр.12:1), в котором под звездами мы понимаем родоначальников 12-ти израильских колен.

    Исходя из этого, можно предположить, что под «звездами» Даниил (Дан.8:10) и Иоанн (Откр.12:4) понимали духовных лидеров (начальства и власти на Небесах), принявшие сторону сатаны. «Воинства» же есть духовные силы (духовные существа), водимые этими лидерами, подобно как планетные системы «водимы» силами притяжения звезд.


  • Рихард

    |

    Да действительно, не только в посланиях апостола Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные превращают, как и прочие писания. Чему мы и свидетели в данном случае. Толкование автора статьи ложное, сколько бы он ни мудрствовал там. В Церкви Христовой не спорят об этих словах апостола Петра, как и о др. св. писаниях. В Церкви Христовой известен смысл этих слов. Читаем в толковой Библии Лопухина:
    Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог…» Страдательная форма глагола Zωοποιηθεις — собств. «будучи оживотворен» — стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: «Бог воскресил Христа» (Деян 2:24; 3:15); «Христос был вознесен десницею Божиею» (Деян 2:33). По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе — но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9-10) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23) находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф XXIV:37 сл. ; 2Пет. 2:5; III:6-7; Евр 11:7 и др.).


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"