Перевод текста и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 10 глава (часть 1)

15-01-2017, Комментариев нет

ГЛАВА — 10 (1 часть)

И подозвав двенадцать учеников Своих, дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякую болезнь и всякую слабость.

2 Вот имена двенадцати апостолов: первый из них Симон, прозванный Петром, и Андрей – брат его; Иаков и брат его Иоанн — сыновья Зеведея;

3 Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей — сборщик податей; Иаков, сын Алфея, и Фаддей;

4 Симон Кананей и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Вот этих двенадцать послал Иисус, дав им повеление: «На дорогу, ведущую к язычникам, не сворачивайте и в город Самаритян не входите;

6 Идите же прежде всего к пропавшим овцам дома Израиля.

7 Идя, возвещайте о том, что приблизилось Царство Небесное!

8 Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте; даром получили, даром и давайте.

9 Не приобретайте ни золота, ни серебра, ни медных монет, чтобы положить их в пояса свои,

10 Ни дорожной сумки, ни сменной одежды, ни запасной обуви, ни посоха, потому что трудящийся заслуживает свое пропитание.

11 В какой бы город или селение вы ни вошли, найдите там человека, которому можно доверять и оставайтесь у него до тех пор, пока не отправитесь дальше.

12 Входя в дом, поприветствуйте его, [говоря: “мир этому дому”];

13 Если дом будет достоин, придет мир ваш в него; если же не будет достоин – мир ваш к вам возвратится.

14 А если вас не примут и даже не пожелают выслушивать ваших слов, то, оставляя дом тот или город, отряхните пыль с ног своих.

15 Истинно говорю вам: терпимее будет земле Содома и Гоморры в день суда, чем городу тому.

   Содержание первой части 10 главы:

  1. I. Двенадцать вестников (1-4 стихи)
  2. II. Поручение вестникам (5-8 стихи)

III. Снаряжение вестника (9–10 стихи)

  1. IV. Этика вестника (11-15 стихи)
  1. Двенадцать вестников (1-4 стихи)

Десятая глава начинается с переломного момента. До этого ученики были лишь свидетелями того, что совершал Иисус. Он проповедовал по городам и селам, а они шли за Ним и слушали, радуясь доброй вести. Иисус исцелял, воскрешал, освобождал от демонов; ученики же были свидетелями совершения чудных дел. Но вот настал момент, когда двенадцать, избранных на ученичество, должны были принять новый статус, им предстояло стать апостолами. Они сами должны были быть вестниками, исцелителями, воскресителями, ну, не совсем сами, они должны были быть орудием в руках Божьих для совершения всего того, что делал Иисус. Для этого их Учитель и подозвал двенадцать к Себе и дал им власть совершать все это.

В конце прошлой девятой главы мы читали о том, как Иисус уже начал подготовительную работу в этом плане, Он просил Своих учеников молиться о том, чтобы было больше делателей. Для того, чтобы эта молитва была искренней, ученики должны сами желать идти на труд. И вот теперь Он собирает их и санкционирует на миссионерскую деятельность.

Нам предоставляется уникальная возможность из повествования Матфея познакомиться с каждым из двенадцати апостолов. По Матфею, эта возможность дана нам впервые. До этого он делал какие-то упоминания о призвании некоторых из учеников, но здесь он собрал их всех вместе в один перечень. Я не буду останавливаться со всеми подробностями на каждом из апостолов: на его происхождении, деятельности и смерти, лишь кратко опишу каждого из них. Давайте начнем с Петра, так как он и был поставлен Матфеем на первое место в этом перечне.

  1. Петр

Мы читаем: «Симон, прозванный Петром». Сегодня мы имеем имя, отчество и фамилию, и это все мы указываем, если перед нами серьезная и ответственная идентификация. Среди узкого круга все это может выглядеть очень коротко и даже сокращенно, Петр, например, может быть просто Петей. Во дни Христа не было ни отчеств, ни фамилий, но, тем не менее, к очень часто повторяющемуся имени могли добавлять «сын такого-то» или добавляли прозвище, которое давалось по каким-то характерным признакам. Первоначальное имя Петра было Симон (Шимеон, то же, что Симеон), которое на еврейском означает «слышание». Таких имен было немало, поэтому было дано еще прозвище, которое на еврейском звучит «Кифа», а на греческом «Петр», что значит буквально «камень». Это прозвище дал ему Иисус (Ин.1:42).

Что мы можем сказать об этом человеке? Он – врожденный лидер, его характер об этом свидетельствует. Родом Петр из Вифсаиды (Ин.1:44), в последствии жил в Капернауме (Мк.1:29). Он везде фигурирует первым: может потому, что первым Иисус призвал его, а может потому, что он был старшим из всех учеников по возрасту. Хотя о первенстве у евангелистов разные свидетельства: по Матфею, Иисус призвал Петра и Андрея вместе и сразу (Мф.4:18-19); а Иоанн пишет о том, что Андрей первый узнал о Христе и, найдя Петра, говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин.1:41). Хотя, это здесь не совсем разночтение, просто евангелисты описывают разные моменты: Иоанн пишет о первом знакомстве Андрея и Петра со Христом, а Матфей описывает уже сам момент официального их призвания стать Его штатными учениками. И вот Петр среди учеников проявил лидерство. Он был одним из тех, кого Иисус избрал в самый узкий круг, он был в числе трех, которых Христос приглашал на самые ответственные моменты в Его жизни. Хотя лидерство Петра было очевидным и после вознесения Христа, но тот статус, который дали ему в католической церкви, не оправдан. Если бы Матфей хотел означить через ?????? (первый) высшее достоинство Петра, то поставил бы это числительное с артиклем, но он этого не сделал. Жизнь свою Петр закончил в Риме в середине шестидесятых годов, когда повесили его по его же просьбе вниз головой. Об этом свидетельствует Евсевий в книге «История церкви». Имеются многие другие исторические свидетельства об этом же.

  1. Андрей

Андрей был братом Петра. Андрей на греческом значит «мужественность». Он был из Вифсаиды и вместе со своим братом Симоном промышлял на рыболовстве. Об Андрее мы знаем, что он был учеником Иоанна Крестителя, евангелист Иоанн свидетельствует об этом:

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин.1:35-37,40).

Матфей, да и другие евангелисты оставили о нем очень скудное описание, но, тем не менее, он в скромности своей трудился по мере сил и возможности на ниве Божией. Если выйти за рамки свидетельств евангелистов и обратиться к «Церковной истории», то для нас имя Андрея приобретает другой статус. Согласно Евсевию, он проповедовал в Скифии. А по преданию русской летописи Андреем было положено начала христианства на Руси. А профессор И. Знаменский пишет: «Проходя со своей проповедью Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев». По преданию он тоже был распят на кресте.

  1. Иаков

Иаков Зеведеевич, если так можно выразиться на сегодняшнем языке, вложил свой вклад в дело становления церкви. Он, как Петр и Андрей, был до призвания рыбаком на Галилейском озере. Иаков – это чисто еврейское имя, с этим именем мы знакомы еще из книги Бытие. Хочу сразу предупредить, чтобы этого Иакова не путали с Иаковом, братом Иисуса, который написал послание и был епископом в Иерусалимской церкви (Деян.15:13). Иаков Зеведеевич погиб очень рано мученической смертью, его самого первого из двенадцати постигла эта участь. Убил его Ирод Агриппа I, приказав обезглавить (Деян.12:1-2). Это случилось около 44 года, чуть больше десяти лет после вознесения Христа.

  1. Иоанн

Иоанн тоже был Зеведеевич, так как он был младшим братом Иакова. Как и его брат, он был рыбаком до призвания, но по призыву Иисуса он с братом своим Иаковом оставил сети, отца Зеведея и пошел с Иисусом. Имя Иоанн на еврейском означает «милосердный Господь». Иоанн отличился от других учеников тем, что его любил больше всех Иисус, об этом он сам свидетельствует в своем Евангелии. Что было этому причиной? Вряд ли лишь тот факт, что он был самым молодым из учеников, он сам больше всех любил Иисуса, и всегда в тесном кругу оказывался у Него на груди. Он входил в число трех самых избранных Иисусом, которых Тот приглашал в такие места, в которые других не приглашал, например, на гору преображения (Мф.17:1-2). Он единственный из всех учеников, который умер естественной смертью в глубокой старости. Нам он оставил литературное наследие, свои пять книг (три послания, Евангелие и Откровение).

  1. Филипп

Сразу же хочу предупредить и о Филиппе: это не тот Филипп, о котором описано в книге Деяний и который был одним из дьяконов. Филипп, ученик Иисуса, был жителем Вифсаиды, это он привел Нафанаила к Иисусу. Значение его имени интересное, оно означает в переводе из греческого «любитель лошадей». Об этом ученике также не очень-то много и описано в Евангелиях. Он упомянут лишь как тот, кто спросил Иисуса: «Покажи нам Отца, и довольно для нас». Ответ он, естественно, получил: «Видевший Меня, видел и Отца» (Ин.14:9).

«Церковное предание гласит, что он проповедовал во Фригии (Римской провинции в Азии). В Иераполисе апостол Филипп «был раздет донага, повешен вверх ногами и пробит острыми гвоздями в лодыжках и бедрах, чтобы медленно истекать кровью до наступления смерти»» [1].

  1. Варфоломей

По очень распространенному преданию, хотя и не особенно древнему, Нафанаил был одно и то же лицо с Варфоломеем. Это предание подтверждается тем, что в Евангелии Иоанна вовсе не упоминается о Варфоломее, а только о Нафанаиле (Ин. 1:46–50, 21:2). Вообще-то, само слово «Варфоломей» — это не имя, это скорее отчество. Бывает же и сегодня, когда пожилого человека, но все-таки близкого приятеля и друга называют просто по отчеству. Например, Ильич, Михалыч, Степаныч. У евреев отчество не выражалось с применением суффикса «ич», у них говорилось «сын Михаила, сын Ильи, сын Степана. «Вар» или «бар» — это «сын». Таким образом Варфоломей, это «сын Талмая или сын Фалмая» или по-русски, Фалмаевич (по просту «Фалмаич»). Матфей и Марк называет его Фалмаичем или сыном Фалмая, а Иоанн называет его по имени Нафанаил. О нем мы также не имеем обширной информации, но знаем, что этот человек был без лукавства (Ин.1:47). Мы знаем также, что жил он в Кане Галилейской (Ин.21:2). Ну, пожалуй, это и все, что мы о нем знаем из Библейских повествований. В предания сильно вдаваться не будем.

  1. Фома

Да, это тот самый сомневающийся Фома. Это имя происходит от арамейского, что в переводе означает буквально «Близнец». О нем евангелисты также не очень-то распространились в описании его деятельности, и лишь у отцов церкви есть упоминания о том, что он нес Евангелие в Парфию, Персию и Индию, где и был замучен до смерти.

  1. Матфей

Матфей – это тот, кто написал это Евангелие. Сам он до призвания Господом был мытарем или сборщиком податей. Его имя означает «Бог дал». Он тоже имеет еще одно имя Левий Алфеев (это по Марку 2:14). Предания говорят о том, что Матфей совершал служение в Эфиопии и там был предан мученической смерти (Скрогги, «Руководство к Евангелиям», 120).

  1. Иаков

Иаков, сын Алфеев. Об этом апостоле тоже почти ничего не известно из Библейских источников. Хочу сразу предупредить, это не Иаков, сын Зеведея, о чем свидетельствуют разные отцы, это и не Иаков, брат Иисуса, сын Иосифа. Мы можем предположить, что он был братом Матфея, потому что у Матфея отец тоже был Алфей, но это настолько шатко, потому что, если имена могут совпадать, то почему бы и имена отцов не совпадали, ведь имена, как и сегодня, не у всех разные, они могут повторяться. МакАртур говорит, что «он проповедовал в Персии (современный Иран) и был там распят на кресте, как мученик» (стр. 168), в то время как Скрогги говорит, что он «проповедовал в Палестине и Египте и в последней стране был предан мученической смерти» (стр. 120). Вот такую скудную информацию мы имеем об этом апостоле.

  1. Леввей

Леввей имел прозвище Фаддей. По Евангелию от Луки, у него имя Иуда Иаковлев (сын Иакова) (Лк. 6:16). И в Деяниях апостолов Лука тоже называет его Иудой [сыном] Иакова; (в Синодальной Библии стоит [брат] Иакова, но это не верно). Иоанн лишь одним стихом упоминает о нем: «Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин.14:22). Скрогги говорит, что он проповедовал в Ассирии и Персии и был замучен насмерть в этой последней стране (Скрогги, 120). МакАртур говорит, что он исцелил много сотен людей в Сирии, включая даже царя, которого он также привел к Господу. Предполагаемое покаяние вызвало в этой стране такую суматоху, что неверующий племянник царя приказал бить Фаддея до смерти палкой, которая и стала символом этого апостола («Матфей» 8-15, 170).

  1. Симон Кананей?

По Луки, он Симон, прозываемый Зилотом. Почему такие разные прозвища имел этот Симон? В общем-то, эти два прозвища имеют одно и то же значение, Зилот (зелот) – греческое слово, а Кананей – арамейское, и значение этих слов «ревнитель». Само значение «ревнитель» не несет в себе никакого негативного оттенка, но дело в том, что ревнителями или зелотами была политическая партия среди иудеев, члены которой были не просто ревнителями, но крайне ревнителями и даже фанатиками. Это были националисты, и даже националисты из националистов. Савл в свое время был не просто фарисеем, он свидетельствовал о себе, что он был фарисеем из фарисеев, а это были националисты из националистов. Они ревновали о внешней свободе, и их ревность выходила за рамки истинной ревности. Ненавидя римлян, они носили под полой меч, и в удобный момент, выждав какого-либо римского солдата в одиночестве, убивали его, радуясь, что какой-то вклад в ликвидацию римлян они уже вложили.

Эта религиозно-политическая партия (секта) имела и ревность по Боге, они отказывались платить дань кесарям, признавая над собой господство только одного Бога. Они будоражили народ, учиняли мятежи, и даже убивали своих соотечественников, которые не разделяли их мнение. Можно представить, что было бы, если бы Симон Зилот встретил мытаря Матфея, не в среде учеников и во главе с Иисусом, а где-нибудь в другом месте и до призвания стать последователем Христа, то не миновал бы Матфей острия его кинжала. Партия зелотов постепенно довела Иерусалим до падения.

Вот к этой партии принадлежал Симон, который стал учеником Христа и Его апостолом. Чтобы отличить его от Симона Петра, его называли Симоном Зелотом. Скрогги говорит, что умер Симон Кананей через распятие на кресте.

  1. Иуда

Иуда Искариот, это тот, который впоследствии предал Иисуса. Иуда – единственный из двенадцати, который не был из Галилеи и единственный, закончивший свою жизнь самоубийством. Хотелось бы и об этом ученике сказать что-то хорошее, но увы. И имя его Искариот несет негативный оттенок: арамейский термин значит «лживый»; а из латинского «сикариус» — убийца или человек с кинжалом. А само имя Иуды отображает профессию – красильщик. Имя это стало настолько отрицательным, что сегодня такого имени не встретишь, никто не хочет называть своих сыновей именем Иуды.

Иуда был казначеем в среде учеников и понемногу воровал из денежной казны. Но все это делал он тайно, и никто не подозревал в нем негативного героя в этой истории. И лишь в последний момент он обнаружил себя. Буквально за несколько часов до предательства он вместе с остальными учениками смело заявлял: «Не я ли, Господи?» (Мф.26:22). И в эту же ночь он предал Иисуса за тридцать сребреников. В эту же ночь он повесился; и в эту же ночь веревка порвалась, он упал и «расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян.1:18-19).

Но интерес у нас может возникнуть: «Для чего Иисус допустил предателя в Свой круг»? Резонный вопрос? Неужели Иисус был настолько непредусмотрителен, что этим избранием его в число учеников, допустил оплошность? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить другие факты: зачем Бог поставил в Эдеме дерево познания добра и зла? Для чего Бог спас в ковчеге Хама? И вообще, почему Бог создал Люцифера и тех ангелов, которые восстали против Бога вместе с ним? Ну, не создавал бы их, ведь Он все знал наперед. Так что, не будем задавать подобные вопросы, Бог дает возможность каждому принять истинный путь в жизни, но кто-то избирает все же путь зла. Бог в этом не виноват.

  1. Поручение вестникам (5-8 стихи)

Познакомившись с двенадцатью апостолами, давайте теперь перейдем к главной теме: поручение, которое дал Иисус этим вестникам. Он дает им своего рода инструкцию стратегии миссионерства. Начинается эта инструкция с того, куда идти, а куда не ходить. Спрашивается, почему не ходить к самарянам и к язычникам? Чтобы не распыляться. Надо начинать со своего дома, с Иудеев. Сегодня многие горят желанием ехать в дальние страны, в то время, как их собственные дети погибают. Начинать надо со своих; и Христос это поручил апостолам в первую очередь. До проповеди язычникам очередь еще дойдет, но в свое время.

Какая главная тема их проповеди? Тема та, которую поднял Иоанн Креститель, о чем проповедовал Иисус, об этом же должны были возвещать и апостолы своему народу: «приблизилось Царство Небесное». Народ Иудейский стоял перед конкретным выбором — принять новое Царство Небес во главе с его Царем или отвергнуть. На последнем суде они не посмеют заявить о том, что весть до них не дошла, что об этом проповедовалось только самарянам и язычникам. Нет, в первую очередь эту информацию и призыв принять Царство Небесное получили именно они – народ иудейский. Этого принципа придерживался и ап. Павел, когда он заявил: во-первых, Иудею, потом и Эллину (Рим.1:16).

Что из себя представляло само Царство Небесное? Это дух, принцип, характер Неба здесь на земле. Это воля Божия, исполненная в сердцах людских. Христос пришел воплотить дух Неба на земле, Он исполнил волю Отца. Вестники Царя должны были показать людям и сказать им: «Вы мечтали о Царстве, вот оно пришло, оно явилось в Иисусе Христе. Царство Божие, Царство Небес – это не царство террора, не царство насилия и не царство вражды и уничтожения врагов. Это не политическое царство, о котором вы мечтали, дух этого царство – не господствовать, а быть смиренными и кроткими.

Но задача апостолов не должна была ограничиваться тем, чтобы говорить; им предстояло также действовать. В их миссию входило исцелять больных, воскрешать мертвых, очищать прокаженных и изгонять демонов. В общем-то, их миссия заключалась в проповеди и в освобождении народа от недуга, как физического, так и духовного. А этого как раз и не хватало людям. В плане вечности народу нужно было менять свою жизнь, оторвавшись от сухой и формальной религиозности и направив взор свой к небу, а не утопать в мечтах и грезах о царстве земном без врагов и притеснителей. Им надо было оторвать взор свой от земного к небесному. Апостолы эту весть им понесли. Что они за этот труд имели? Ничего. Проповедь Евангелия – это не средство для заработка, но это, с одной стороны. Но здесь есть и другая сторона, когда «трудящийся достоин своего пропитания». Обогащаясь на проповеди Евангелия, человек подменит цель своего назначения, в таком случае, он будет подсчитывать не души, а деньги. С другой стороны, не имея на пропитание, он не сможет проповедовать, он должен будет вместо проповеди идти и руками трудиться, но тогда не будет ни силы, ни времени для проповеди Евангелия. В этом тексте Иисус заложил как раз тот баланс, который необходим между корыстью и нищетой, заявив: «Даром получили, даром и давайте» и «трудящийся заслуживает свое пропитание».

III. Снаряжение вестника (9–10 стихи)

Мысль здесь также интересная и назидательная — снаряжение вестника Евангелия. Чем должны были вооружиться апостолы, выступая с проповедью Евангелия? Давайте по порядку рассмотрим это обмундирование.

«Не приобретайте ни золота, ни серебра, ни медных монет, чтобы положить их в пояса свои».

Пояс служил в те времена чем-то вроде нашего кошелька. Деньги заворачивали в пояс и им подпоясывались. Но что хотел сказать Иисус тем, чтобы они не брали с собой деньги? В те времена не было бумажных банкнот, они имели монеты из натурального ценного металла: из золота, серебра и меди. Иисус показал, что для начала служения нет надобности беспокоиться о финансовой поддержке. В чем здесь предостережение нашим современным начинающим благовестникам? Если кто-то скажет: подождите, я заработаю деньги, потом пойду проповедовать. Это чревато тем, что вскоре он скажет: подождите, братья, не торопитесь посылать меня на проповедь Евангелия, вот я сделаю карьеру на моем бизнесе, потом займусь Евангелием. Где гарантия, что он не скажет впоследствии: вот, пойду на пенсию, только потом. А там уже и смерть заглянет в окошко. Иисус сказал: идите, а Бог обо всем позаботится. Он побудит сердца людей, которые предложат вам ночлег и не оставят без ужина и завтрака, и дадут вам паек на обед.

Не носите с собой также гардероб запасной одежды и сменную обувь на случай, если одна порвется, чтобы можно было ее поменять. В пустыне у Израильского народа одежда не ветшала и обувь не рвалась. Бог и здесь что-то предусмотрит в случае, если ваши сандалии вдруг порвутся. Хозяин дома, в котором вы остановитесь, даст вам инструмент, и вы зашьете свою порвавшуюся обувь; а может сжалится над вами и даст вам свои запасные сандалии. Вы только доверьтесь Богу и не отвлекайтесь на всякие излишества. Не приобретайте посоха. Вот здесь надо обратить внимание на исходный глагол, который стоит в самом начале и является ключевым для всех дальнейших действий. Это глагол «не приобретайте», и дальше мы читаем, что не следует приобретать: ни золота, ни серебра, ни медных монет, ни дорожной сумки, ни сменной одежды, ни запасной обуви, ни посоха. Так что, «не приобретать» — это не означает «не брать», это означает – не суетиться о запасе. В оригинале стоит именно это слово без альтернативного значения. Если есть – берите, может пригодится. А если нету – не приобретайте, не идете на заработки, чтобы запастись валютой на дорогу, гардеробом с одеждой и запасной обувью и мешком или сумкой с провизией. А посох служил в основном двум целям: опираться на него во время путешествия и отбиваться от бродячих собак.

Эта идея не новая, она была известна в то время. В Талмуде сказано: «Никто не должен ходить на храмовую гору с посохом, башмаками, поясом денег или с пыльными ногами». В чем заключалась концепция этих слов? Ее смысл в том, что человек, переступивший порог Храма, оставляет позади всякие деловые отношения и мирские дела. Поле деятельности миссионера, хоть и не храм в прямом смысле, но деловые отношения и мирские дела надобно оставить и на этом поприще.

Идея о привилегии миссионера также не была новой. Любой раввин в те времена пользовался преимуществом гостеприимства. Люди понимали, что принять раввина в свой дом, дать ему должное пропитание – это его честь и обязанность. Раввин – это учитель и наставник. Иудеи понимали, что апостолы Христа пришли с вестью, с вестью о Царстве Бога, они исцеляют, очищают от болезни, как же их не приютить в своем доме и не накормить. Им оказывали услуги, как и раввинам. Между прочим, у язычников не было такого гостеприимства, как у иудеев. В этом урок и миссионеру и тем, кто должен принять их в свой дом. Миссионер никогда не должен быть слишком занят материальными делами, а люди должны всегда заботиться о том, чтобы человек Божий получал надлежащую помощь и поддержку. Здесь урок как миссионеру, так и простому народу.

  1. Этика вестника (11-15 стихи)

В отношении жилья во время миссионерского путешествия Иисус дал особое повеление. И вообще, Он преподал им инструкцию этики, как вести себя. Придя в село или в город, апостолы должны были искать себе ночлег. Что вкладывается в понятие «кто достоин»? Это тот, которому можно доверять, он восприимчивый для евангельского Слова. Если такого человека нашли, не надо на каждую ночь искать нового хозяина, прежний даже обидится, что его оставили и перешли к другому, ему может показаться, что он чем-то не угодил гостям, или что последние ищут более богатого хозяина с целью иметь лучший прием и уют. Видите, это первое из правила этики поведения, которого должны были придерживаться апостолы, идя в миссионерское путешествие – они должны были оставаться в одном доме до тех пор, пока ни намеривались оставить это село и идти в другое.

С чего должно было начинаться общение? Со слов приветствия. Текст у Матфея не предписывает, какими именно словами приветствовать, сказано просто: «Входя в дом, поприветствуйте его». В древних рукописях нет слов, которые добавлены в синодальном переводе, поэтому они и стоят в квадратных скобках или написаны курсивом: «[говоря: “мир этому дому”]». Однако, исходя из последующих слов, они как бы напрашиваются. Мы читаем дальше текст: «Если дом будет достоин, придет мир ваш в него; если же не будет достоин – мир ваш к вам возвратится». Особенно вторая часть текста «мир к вам возвратится» свидетельствует о том, что слова мира были адресованы дому, в который они вошли. Но это не нам судить, были эти слова написаны Матфеем или они приписаны позже, но «мир» они должны были предложить дому, в который вошли, и, если с миром их принимали, в этом доме они должны были оставаться на весь срок пребывания в этом населенном пункте.

Само приветствие «мир» или «шалом» — было традиционным у израильтян. «Салом», «салам» (по-русски «мир») – это слово и сегодня используют мусульмане в своем приветствии. «Ас-саля?му ‘але?йкум (араб. ??????????? ??????????? — «Мир вам» или «Мир с вами»? — арабское приветствие, укоренившееся в исламе и используемое мусульманами разных национальностей, его также используют арабы-христиане и арабские евреи. Эквивалент слова «здравствуйте». В ответ на это приветствие традиционно отвечают уа-але?йкуму с-саля?м (араб. ????????????? ??????????? — и вам мир)[2].

Это арабское приветствие, которое применяется во всем исламе, берет начало из еврейского приветствия «мир вам», и христиан Иисус учил использовать это же приветствие. Но что, по словам Христа, должны были сделать апостолы, если их не принимали и даже слышать ничего не хотели о той вести, с которой они к ним пришли? «Отряхнуть с ног пыль». Это тоже некий ритуал, который также применялся среди иудеев, и он был всем хорошо известен, это символ отказа. Иудеи считали землю языческую нечистой, и, если случалось им проходить по языческой земле, и вот, дойдя до своих иудейских пределов, они отряхивали языческую пыль с ног и вступали на свою землю. Иисус использовал этот традиционный обычай, сравнивая не принявшее селение вестников Царя с землей языческой. Подобные моменты случались у апостолов. Вот что мы читаем про ап. Павла:

50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.

51 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию (Деян.13:50-51).

И другой случай:

6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам (Деян.18:6).

Это повеление Иисуса Христа:

14 А если вас не примут и даже не пожелают выслушивать ваших слов, то, оставляя дом тот или город, отряхните пыль с ног своих.

15 Истинно говорю вам: терпимее будет земле Содома и Гоморры в день суда, чем городу тому.

Итак, жителям Содома и Гоморры будет терпимей в день суда, чем этим неверующим из среды народа иудейского. Какая истина кроется в этом? Дело в том, что, отвергнув истину однажды, можно навсегда отвернуться от милостиво протянутой руки благодати Христа. Сердце, однажды ожесточившееся для вестника правды, может этой возможности больше не иметь. Очень правдива поговорка: «Три вещи не приходят назад: сказанное слово, выпущенная стрела и упущенная возможность». Трагедия жизни, это очень часто – трагедия упущенного момента или неиспользованного шанса. Интересно отметить, почему сравнение сделал Иисус с трагедией Содома и Гоморры? Содом и Гоморра являются символом не только порока, но и пренебрежительного отношения к гостеприимству. Они также не приняли вестников, даже больше того, имели цель глумиться над ними. Но, в отличие от посещаемых вестниками Христа сел и городов, Содомляне не имели возможности принять или отказаться от вести о Христе и Его Царстве, а жителям городов и сел Галилеи эта возможность была предоставлена. А принцип здесь таков: «Чем больше привилегий, тем больше ответственности».

  1. Мак-Артур комм. на Матфея
  2. Ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81-%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D1%83_%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D1%83%D0%BC

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"