Перевод и комментарий Александра Серкова. Матфея 6 глава (1 часть)

23-02-2016, Комментариев нет Просмотров: 238

Hand drawing a black process diagamГЛАВА 6 (1 часть)

Удерживайтесь от того, чтобы выставлять напоказ свою праведность, чтобы привлечь внимание людей; иначе не будет вам награды от Отца Небесного.

2 Поэтому, когда подаете милостыню, не трубите во всеуслышание, так поступают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди похвалили их. Говорю же вам: они уже сполна получают награду свою.

3 Ты же, когда даешь милостыню, делай это так, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая;

4 Чтобы милостыня, которую ты даешь бедному, совершалась втайне; и тогда Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И когда будете молиться, не будьте как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться напоказ перед людьми. Истинно говорю вам: они уже сполна получают награду свою.

6 Ты же, когда собираешься помолиться, пойди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись Отцу Небесному, Который незримым образом и в тайном месте присутствует; и Отец твой, видящий тебя втайне, воздаст тебе явно.

7 И молясь, не говори попусту лишних слов, как это делают язычники, которые считают, что чем больше слов в молитве, тем больше гарантии быть услышанными.

8 Итак, не уподобляйтесь им! Знает ведь Отец ваш, в чем вы нуждаетесь еще прежде, чем вы об этом Его попросите.

9 Молитесь же так: “Отец наш Небесный, да святится имя Твое!

10 Да наступит Царство Твое! Да будет воля Твоя повсюду, как на небе, так и на земле!

11 Необходимый хлеб дай нам сегодня;

12 И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим;

13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” {Ибо Твое есть Царство, могущество и сила во веки [веков]! Аминь}.

14 Если вы будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит Отец ваш Небесный;

15 А если вы не будете прощать людям их проступки, тогда и Отец ваш не простит вам ваши проступки.

16 Когда же будете поститься, не будьте угрюмы, как лицемеры; это они помрачают лица свои, чтобы люди видели их постящимися. Истинно говорю вам: вот в этом и заключается вся их награда.

17 Ты же, когда постишься, приведи в порядок волосы на голове, умой лицо свое,

18 Чтобы люди даже и не заметили, что ты постишься. Пусть об этом знает только Отец, видящий и знающий все тайное, и пусть Он воздаст тебе должное.

Содержание первой части главы:

  1. I. Милостыня (1-4 стихи)
  2. Молитва (5-15 стихи)

III. Пост (16-18 стихи)

  1. I. Милостыня (1-4 стихи)

Шестая глава – это продолжение Нагорной проповеди Иисуса. Эта глава начинается с милостыни, как ее подавать, чтобы при этом не прославиться перед людьми своими добрыми делами, чтобы все было скромно и не напоказ. Но здесь Христос коснулся не только проблемы милостыни, Он по полной программе разбивает в пух и прах праведность фарисеев и призывает к праведности, которая превосходит праведность фарисеев и книжников. В пятой главе мы разбирали начало этой мысли, Иисус сначала в общих чертах нарисовал картину ложной, притворной праведности, теперь же Он подошел конкретно к тонкостям праведности показной в таких моментах, как милостыня, молитва и пост. Христос раскрывает всю наготу этого шоу и ставит все на свои места, какой подход должны иметь мы в отношении этих трех компонентов праведности. Фактически Христос продолжает раскрывать устав и долг граждан Небесного Царства. Он мог бы шире затронуть этот вопрос, но этих трех примеров хватило, потому что это самые яркие моменты, когда фарисеи выставляли себя перед людьми напоказ.

Итак, милостыня, подаяние или на современном языке благотворительность. Давайте посмотрим, что происходило на самом деле, и к чему призывал Иисус? Христос предостерегает: «удерживайтесь от того, чтобы выставлять напоказ свою праведность»; воздерживайтесь от того, «чтобы привлечь внимание людей» и «когда подаете милостыню, не трубите во всеуслышание». Такое наблюдалось во дни Христа? Если бы подобное не происходило, Христос и не предупреждал бы. Когда пару лет я жил в Узбекистане, это было еще до армии, помню, когда приезжал передвижной цирк, наверно полчаса или дольше один человек трубил в длинную трубу, созывая народ. В цирке это понятно, надо обратить внимание людей на то, что мы приехали, пожалуйста, приходите. Фарисеи буквально не трубили, но это уже стало поговоркой: трубить, значить созывать народ к какому-то мероприятию. Ведь было же у Израильтян: трубили тревогу при военных действиях, трубили в новомесячия и праздники и при всесожжениях, да и при мирных жертвах тоже. Это все правильно. Но вот трубить, хоть и образно, то есть, пытаться обратить на себя внимание при подаче милостыни, это уже хвастовство, это дела напоказ. Христос однажды наблюдал, как клади в сокровищницу фарисеи свои пожертвования. Он не рассказывает подробности, но, по всей видимости, они высоко поднимали руку и с высоты сыпали монеты, чтобы было слышно, как они падают, бряцая о сосуд для пожертвований. Что Христос сказал об их награде? Они получили ее уже, сейчас и вполне. Христос сказал фактически, что, если вы жертвуете на дело Божие или оказываете милость бедному с целью блеснуть своей щедростью, удивить людей, чтобы они вами восхищались, награду вы уже получаете от этих, может и не буквальных, но аплодисментов. Иисус констатирует, что, в таком случае, не ждите больше никакого воздаяния от Бога, вы свое получили.

Что хотел сказать Иисус словами: «Ты же, когда даешь милостыню, делай это так, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая»? Эти слова в буквальном смысле понимать мы не можем, потому что рука не способна мыслить, и она ничего не знает, это член тела, выполняющий наше указание. В буквальном смысле это означает выставить напоказ доброе дело, похвастаться перед друзьями, видите, мол, а я сегодня, знаете сколько пожертвовал? Или, знаете, сколько я отдаю на благотворительность? Христос не против благотворительности, Он даже поощряет ее, но предлагает делать это втайне.

Видите, в чем негатив того, от чего Христос предостерегал: Он не против правильных поступков, но против правильных поступков из плохих побуждений. Иудеи считали милостыню, молитву и пост тремя самыми великими деяниями. Им казалось, что этими делами чаша весов на суде будет перевешена. Но из каких побуждений они все это делали? Они действительно любили бедного? Нет, все вращалось вокруг их собственного «эго», это самый настоящий эгоцентризм в высшей форме своего проявления, и Христос поэтому его разоблачал и учил, как следует поступать. Он объяснял, что дела, совершенные с целью тщеславия, в данном случае с целью шумной демонстрации подаяния, чтобы привлечь внимание к себе, теряют всякую ценность в глазах Бога.

Христос раньше еще говорил, мы читали об этом в 5 главе, в чем заключается истинная праведность, Он констатировал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Теперь же Иисус освещает этот же предмет с другой стороны и предостерегает от того, чтобы праведность наша не стала предметом пристального наблюдения со стороны других людей. А для достижения истинной праведности в основе нашей праведности должна быть любовь к ближним.

  1. Молитва (5-15 стихи).

Теперь Иисус затрагивает еще один вид лицемерия, это молитва напоказ. Какие негативные оттенки у этого вида лицемерия? Место молитвы и многословие во время молитвы. Иудеи установили жесткий график для молитвы: в девять утра, в полдень и в три часа дня. Так что же предпринимали фарисеи, чтобы напоказ выставить свою молитву? Они так подгоняли все под часы молитвы, чтобы в это время оказаться на самом людном месте: на площади, или на перекрестке дорог, где обычно происходила торговля мелкими товарами. И при наступлении часа молитвы они останавливались и начинали громко молиться, поднимая руки к небу. И главное, они делали это показательно долго. А что можно произносить в молитве долго? Наверно заезженную молитву, повторяя одни и те же слова, фразы, не задумываясь о сказанном. Естественно, произносить молитву три раза в день, и так изо дня в день, там уже готовые стереотипы будут сами произноситься, а мысли все по сторонам, как на меня смотрят люди? а что они о мне думают? ну, как, я действительно выгляжу человеком набожным? Кому такая молитва нужна? Богу? Нет. А кому? Только самому молящемуся, кто хочет показать перед людьми свою набожность. А награда? Он ее уже получает, наслаждаясь тем, что на него смотрят люди и удивляются, как же он долго молится, он наверно очень набожный человек!

Чему учил Иисус? «Ты же, когда собираешься помолиться, пойди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись Отцу Небесному, Который незримым образом и в тайном месте присутствует; и Отец твой, видящий тебя втайне, воздаст тебе явно». Осудив иудейскую практику, Иисус дал наставление, чтобы молитва была направлена к Отцу Небесному, Который втайне, и Который знает, в чем мы имеем нужду.

Но это одна сторона вопроса. А как теперь быть, может вообще не молиться общественной молитвой? Нет, Христос не осудил общественную молитву, Он осудил показную общественную молитву. Общественная молитва на богослужении после проповеди объединяет всех присутствующих общей темой проповеди и как бы закрепляет мысль сказанной проповеди. В общественной молитве не стоит перечислять все свои нужды, это можно сделать дома в тайной молитве. Есть, конечно, исключения, когда особую молитвенную нужду выносят на общее собрание, и тогда все желающие молятся об этой проблеме. Но после проповеди следует молиться по теме услышанного.

И вот Иисус дает пример молитвы, которую мы так и называем: «Отче наш». Но слово «Отче» — это звательный падеж, который уже почти утратил свое значение, и мы сегодня сказали бы «Отец наш». Что из себя представляет эта молитва? Некоторые буквально слово в слово повторяют по образцу, данному Христом, и считают, что они выполняют поручение Иисуса, Который сказал: «Молитесь же так». Да, Христос сказал: «Молитесь же так», но Он имел в виду что-то другое, нежели формальное и каждодневное повторение заученной молитвы. Представьте себе, если бы мы с друзьями имели такое общение: встретились с другом, заученную фразу ему высказали, а он нам те же самые заученные слова высказал, и так изо дня в день, что было бы? На Востоке есть нечто подобное, заученная фраза приветствия, при которой перечисляют формально всех родственников, справляются, как дела, как здоровье, и это при каждой встрече, эквивалент нашего «здравствуйте». Сегодня иногда спрашивают: «Как дела», на которое нет смысла распинаться, что у меня болит голова или печень что-то пошаливает, сегодняшнее «как дела?» — это тоже самое, что и «здравствуйте», и на это «как дела» стоит ответить просто «хорошо», потому что человеку, который не является сочувствующим родственником или близким другом, не очень-то нужны наши подробности, он проявляет просто дань уважения. Вот так и заученная молитва не приемлема в отношениях с Богом. Он нам гораздо ближе, чем сосед, с Ним можно поговорить в молитве от всей души.

Но что из себя представляет молитва «Отец наш»? Это образец, это бланк, который надо заполнить, не отправлять же Богу незаполненный бланк! Этот бланк состоит из семи пунктов:

  1. Обращение.
  2. Благоговение.
  3. Выражение тоски и стремление к скорой встрече.
  4. Просьба о воле Божией, чтобы она пребывала также на земле, как она пребывает на небе.
  5. Просьба о повседневных нуждах.
  6. Просьба о готовности прощать.
  7. Просьба об избавлении от всякого рода искушений.

Если в общем разбить эту молитву, то она имеет две составляющие:

  1. Первые три пункта – прославление Бога.
  2. Пятый по седьмой пункты – наша повседневная духовная и материальная жизнь.
  3. Центральный четвертый пункт – мост между небом и землей.

Вы не заметили некоторую аналогию между молитвой «Отец наш» и десятью заповедями? Первая половина соизмеряет наши взаимоотношения с Богом, прославление Бога, а вторая половина – наша повседневная духовная и материальная жизнь и взаимоотношения с ближними. Это и в десяти заповедях Закона Божьего, и это же вырисовывается в молитве «Отче наш». Давайте разберем теперь эти семь пунктов молитвы:

  1. Обращение – «Отец наш Небесный».

Что примечательно в этом обращении к Богу, так это то, что Иисус предлагает молиться не «Отец мой», а «Отец наш». И вообще во всей молитве не встречается обращение от первого лица единственного числа, речь идет о множественном числе. О чем говорит это множественное число? Это идея солидарности с другими братьями и сестрами. С самых первых слов молитвы мы выражаем мысль объединенного братства с небесным Отцом. А это уже подготовка к мысли о прощении друг другу тех обид, которые были нанесены.

  1. Благоговение «Да святится имя Твое».

Как мы можем святить имя Божие? Относиться к имени Бога, как к святому, то есть, уважать, почитать, прославлять и возвеличивать Его имя.

  1. Выражение тоски и стремление к скорой встрече – «Да наступит Царство Твое!»

О каком царстве идет речь? О царстве благодати? Так царство Божьей благодати уже «внутрь вас есть», — сказал Иисус (Лк.17:21). Так, о чем же тогда говорит здесь Иисус? О Царстве Небесном, царстве славы, которое наступит. Эта мысль была одной из главных в учении Иисуса. Говоря о царстве благодати, которое уже наступило, Он в то же время направляет взор слушающих Его на эсхатологические события будущего, на грядущее царство славы.

  1. Просьба о воле Божией, чтобы она пребывала также на земле, как она пребывает на небе – «Да будет воля Твоя повсюду, как на небе, так и на земле!»

Четвертый пункт – это как бы мост между небом и землей. Человек, желающий получить гражданство какого –либо государства, в котором он не родился, получает сначала, как временное явление, вид на жительство. Чтобы иметь гражданство, надо соблюдать законодательные принципы того государства, вид на жительство которого мы имеем. Имея вид на жительство в царстве небесной славы, мы должны молиться о том, чтобы воля Божия царила не только на небе, но дух Неба чтобы царил и в нашем царстве благодати, в наших сердцах. Видите, как тесно взаимосвязаны две констатации: 1) Да придет Царство Твое и 2) да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Если воля Божия не будет распространена на земле, то для кого тогда придет оно, это Царство Божие, Царство Его славы? Это серьезные слова, и их мы должны включать в свою повседневную молитву, чтобы здесь на земле, в наших сердцах, а каждый в отдельности просит о своем сердце и о сердцах ближних, чтобы в них пребывал дух неба. Вот в таком смысле Царство Божие одновременно может быть на земле и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Каждый человек, который когда-либо в истории исполнял волю Божию, находился в Царстве. Но в виду того, что не все на земле исполняют волю Божию, завершение Царства все еще находится в будущем, и потому молитва об этом не утратила своей актуальности.

  1. Просьба о повседневных нуждах – «Необходимый хлеб дай нам сегодня».

Какова особенность этой просьбы? Вы заметили, не «дай мне», а «дай нам». Это дух неэгоистичной просьбы, когда человек просит о необходимом пропитании не только для себя, но и о тех, кто рядом с ним, его близкие, его семья, друзья. Этими словами можно молиться и тогда, когда у нас есть уже пища, просьбы будет касаться тогда нужд наших близких. Этим самым мы проявим дух, который не стремится удобней устроиться, а что там с моим ближним – мне все равно. А ведь у нас такая склонность есть — грести все только под себя. Поэтому использование этих слов молитвы, каждый раз должно пробуждать наше сознание ответственно относиться не только к своим нуждам, но и к нуждам наших ближних.

  1. Просьба о готовности прощать – «И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим».

Почему здесь, когда речь идет о прощении грехов ближним нашим, выражено в словах о прощении долга? Это своего рода метафора, которая подразумевает именно грех. Этот образ взят из того, что в жизни Израильтянина обыкновенно случалось. Приходилось брать взаймы, но порой нечем было отдавать. А взаймы кто мог давать? Только богатый человек. Но это если большая сумма. А если маленькая сумма, то и у них самих мог кто-то перехватить на малый срок некоторую сумму денег. В 18 главе Матфей записал историю о безжалостном должнике, которому заимодавец простил большую сумму денег, а он не пощадил соседа и требовал у него малую сумму, которую тот задолжал ему. Нам приятно, когда нам прощают, и мы должны прощать. Но это о деньгах. Христос применил этот образ и предложил, прежде чем молиться о том, чтобы Бог простил нам долги наши, то есть, наши грехи, сами простили должникам нашим, то есть, простили им все обиды, которые они причинили нам. Это золотое правило взаимности – как мы, так и нам.

Раз мы уж коснулись вопроса греха, то давайте посмотрим в полном объеме: что такое грех, какое значение он имеет и какими словами на греческом языке отражается то или иное значение слова грех, которое мы употребляем на русском языке. В Новом Завете употребляются пять разных слов в значении «грех», хотя и на русском языке они не всегда выражены именно словом «грех», но все другие слова подразумевают именно это, в любом случае можно сказать, что это грех.

ἁμαρτία гамарт`иа.

παράβασις пар`авасис.

παράπτωμα пар`аптома.

ἀνομία аном`иа.

ὀφείλημα офи`лима.

Давайте разберем их.

ἁμαρτία гамарт`иа. Буквально это слово имеет значение «неспособность». История возникновения этого слова такая: когда стреляли из лука в цель и не попадали в нее, то это считалось «гамартиа» — не попал в цель. Если человек жаждет жить праведной жизнью, но спотыкается, срывается, это гамартиа, сделал грех, не попал в цель, он не способен жить без греха, это его неспособность быть тем, кем он мог или должен быть. Приведу три текста со словом ἁμαρτία гамарт`иа:

  1. «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов (ἁμαρτία гамарт`иа) их» (Мф.1:21).
  2. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (ἁμαρτία гамарт`иа)» (Мф.26:28).
  3. «Если говорим, что не имеем греха (ἁμαρτία гамарт`иа), — обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8).

παράβασις пар`авасис. Это второе слово со значением грех. Его значение «преступление» или переступание, перепрыгивание через границу нормы, Богом установленной; выходить за пределы закона Божьего. В государстве такого человека называют преступником, он преступает установленный закон. Приведу три текста со словом παράβασις пар`авасис:

  1. «Хвалишься законом, а преступлением (παράβασις пар`авасис) закона бесчестишь Бога?» (Рим.2:23).
  2. «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению (παράβασις пар`авасис) Адама, который есть образ будущего» (Рим.5:14).
  3. «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений (παράβασις пар`авасис), сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:15).

παράπτωμα пар`аптома. Это третье значение слова грех. Буквальное значение этого слова «поскользнуться», «непреднамеренно оступиться». В отношении греха оно имеет значение «непреднамеренно согрешить». Приведу три текста со словом παράπτωμα пар`аптома.

  1. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения (παράπτωμα пар`аптома) их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения (παράπτωμα пар`аптома) их, то и Отец ваш не простит вам согрешений (παράπτωμα пар`аптома) ваших» (Мф.6:14-15).
  2. «Признавайтесь друг пред другом в проступках (παράπτωμα пар`аптома) и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).
  3. «Который предан за грехи (παράπτωμα пар`аптома) наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25).

ἀνομία аном`иа. Это четвертое слово со значением грех. Буквальное значение этого слова «беззаконие». Применяется оно, когда человек проявляет необузданность, он знает, что так делать нельзя, но идет напролом, поступая неправильно, он просто игнорирует закон, потому что ему так хочется делать. Это явный бунт против Бога. Приведу три текста со словом ἀνομία аном`иа.

  1. «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (ἀνομία аном`иа)» (Мф.7:23).
  2. «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (ἀνομία аном`иа)» (Мф.13:41).
  3. «Всякий, делающий грех (ἁμαρτία гамарт`иа), делает и беззаконие (ἀνομία аном`иа); и грех (ἁμαρτία гамарт`иа) есть беззаконие (ἀνομία аном`иа)» ( 1Ин.3:4).

ὀφείλημα оф`илима. Это пятое слово, с которого мы начинали рассуждение. Христос использовал его в образце молитвы. Буквально это слово означает «неспособность выплатить долг». За долги садили в тюрьму, пока человек не отдаст все, в чем он задолжал. Мог человек, сидя в тюрьме, отдать долг? Если на свободе он задолжал и не мог рассчитаться, то, сидя в тюрьме, он тем более этого сделать не мог. Можно было рассчитывать лишь на то, что найдется добрый спонсор, который расплатится за задолжавшего и выпустит его на свободу. Вот это как раз и сделал за нас Христос. Он заплатил наши долги и желает, чтобы и мы точно так прощали долги ὀφείλημα оф`илима нашим ближним. Приведу три текста со словом ὀφείλημα оф`илима (долг) или ὀφειλέτης офил`этис (должник).

  1. «И прости нам долги (ὀφείλημα оф`илима) наши, как и мы прощаем должникам (ὀφειλέτης офил`этис) нашим» (Мф.6:12).
  2. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен (ὀφειλέτης офил`этис) был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф.18:23-27).
  3. «Итак, братия, мы не должники (ὀφειλέτης офил`этис) плоти, чтобы жить по плоти» (Рим.8:12).

В Израиле брали рыжую тёлку и приносили в жертву на алтаре для отпущения грехов. Грехи этого виновного за год были покрыты. Но это не могло убрать желания грешить. Это не было совершенным жертвоприношением. Это было лишь тенью до времени прихода реального. Итак, каждый год этот человек приносил жертву и каждый год возвращался, потому что у него оставалось то же самое желание грешить. Жизнь этого животного возмещала его грех, но проливалась кровь животного и отдавалась жизнь животного, и это не могло вернуться к человеку. Если бы она и вернулась, всё равно никакой пользы не принесла бы. Но когда был отдан Христос — совершенная заместительная жертва — и пролилась Его кровь, тогда жизнь, бывшая во Христе, вернулась на кающегося грешника. И жизнь покаявшегося грешника становится совершенной жизнью Христовой, безгрешной и праведной. Тогда виновный, омытый в крови Христа, может идти, свободно дыша атмосферой благодати Христовой, потому что у него уже нет желания грешить. Жизнь Иисуса вернулась к нему. Вот что означает сказанное в Рим. 8:2: «Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

  1. Просьба об избавлении от всякого рода искушений – «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

О чем здесь идет речь? О каком искушении Иисус дает совет просить, чтобы Отец Небесный нас не ввел в него? Слово, которое стоит в греческом оригинале: πειρασμός пирасм`ос – на русском имеет два значения 1. искушение; 2. испытание. Видите, если в Древней Греции понятие любви, делилось на семь составляющих элементов, а грех – на пять, то со словом πειρασμός пирасм`ос все наоборот: на греческом одно слово, а на русском их два – «искушать» и «испытывать». Что имел в виду Иисус в данной молитве, какое значение из двух слов: «искушать» или «испытывать»? Бог испытывает, а сатана искушает. Вы согласны с этим? Иаков пишет по этому поводу следующее:

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13).

В просьбе об избавлении от всякого рода искушений речь идет именно об искушении, как в синодальной Библии и перевели, и как я перевел это слово. Слова «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» — являются параллелизмом, в котором вторая часть предложения усиливает и уточняет значение первой части. Если речь идет о лукавом во второй части, то и в первой части речь идет об искушении, а не об испытании. Вот об этом и должна быть наша просьба, чтобы Бог не дал нам попасть в сети сатаны, потому что у него одна цель – погубить. А если мы уже попали в поле искушения, следует молиться, чтобы Бог сохранил нас от падения.

Итак, если вначале молитвы мы должны молиться о прощении совершенных грехов, то не надо забывать молиться и о защите от грехов, которые могут «свалиться на нашу голову» в будущем.

III. Пост (16-18 стихи).

Давайте посмотрим, для чего нужен пост, и во что превратили его фарисеи. Баркли предлагает пять элементов пользы поста:

«1. Пост полезен для здоровья. Многие ведут такой образ жизни, что могут стать болезненными и слабыми. Некоторые и живут лишь для того, чтобы есть, а не едят для того, чтобы жить. Большому числу людей было бы очень полезно поститься чаще, чем они это делают.

  1. Пост полезен для самодисциплины. Очень нетрудно потворствовать себе почти во всем. Наступает время, когда мы не отказываем себе ни в чем, что мы можем достать и за что мы можем заплатить. Хорошо, если бы большинство людей каждую неделю хоть на какое-то время не позволяли своим желаниям быть над собой хозяевами, и развивать в себе как противоядие строгую самодисциплину.
  1. Пост предохраняет нас от того, чтобы мы стали рабами своих привычек. Многие из нас потворствуют своим привычкам. Эти привычки стали столь существенной частью их жизни, что они не могут бросить их; некоторые люди испытывают такую страсть к некоторым вещам, что испытывать постоянное наслаждение становится необходимостью, а если их лишают этого удовольствия, жизнь становится для них адом. Для того, кто мудро постится, ничто не может стать цепью, и никакая привычка не станет господином. Мы стали бы господами наших наслаждений, а не они – нашими господами.
  1. Пост развивает способность обходиться без определенных вещей. Важным критерием жизни человека являются те вещи, которые он считает важными и необходимыми. Совершенно очевидно, что чем меньше вещей мы считаем необходимыми, тем более независимыми и свободными мы будем. Когда необходимыми становятся всевозможные вещи, мы оказываемся во власти роскоши. Хорошо, когда человек может пройти по улице, вглядываясь в витрины магазинов и отмечая про себя, что без всего этого изобилия он может обойтись. Некоторые формы поста помогают людям обрести способность обойтись без вещей, которые не должны стать совершенно необходимыми.
  1. Пост заставляет нас еще больше ценить вещи. В жизни бывают моменты, когда какое-либо наслаждение становилось такой редкостью, что действительно доставляет удовольствие, когда удается вкусить ее. Нынче аппетит и вкус у многих притупился. То, что когда-то приносило большое наслаждение, стало опиумом, без которого нельзя обойтись. Пост сохраняет остроту наслаждения, поддерживая его новизну и свежесть». [1]

Но во что превратили фарисеи пост? Это уже третья форма фарисейского лицемерия, которую осуждает Иисус. Милостыня напоказ, молитва напоказ и напоказ пост. Лицемеры постились не по причине плохого здоровья, не для самодисциплины, не ради борьбы с привычками, а для того, чтобы показать свою набожность. И чтобы все видели постящимся лицемера, надо было внешне как-то это показать. И вот они делали лица унылыми, чтобы казаться истощенными, измученными, страдающими. Христос все это разоблачил и предложил привести себя в форму, умыться, причесаться и быть радостным, чтобы внешне никто даже и не заметил, что человек постится.

Итак, пост – не самоцель, а средство для более возвышенной цели. Если возвышенная цель не преследуется постом, то лучше совсем не поститься. Пост для прославления себя не угоден Богу. Все, что мы ни предпринимаем в своей повседневной жизни, должно способствовать нашему возрастанию в духовной жизни. Закончим эту часть главы словами: «Удерживайтесь от того, чтобы выставлять напоказ свою праведность, чтобы привлечь внимание людей; иначе не будет вам награды от Отца Небесного» (Мф.6:1).

  1. Баркли.

Рубрика: Библейские исследования


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.