Первые плоды земли

22-06-2015, Комментариев нет

imagesМоше Даян, великий человек и политический деятель государства Израиля, начал свою книгу «Жить Библией» словами Генриха Гейне: «Библия – портативное отечество еврея». Человек, берущий Тору в руки, на самом деле прикасается к своей отчизне. Отрывок Торы Второзаконие 26:1-28:8 непосредственно говорит об отечестве народа Израиля – Ханаане.

«Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его; и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам. Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего. Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя» (Второзаконие 26:1-11).

Глава начинается со слов «когда ты войдешь». Слово «ки» на иврите может иметь четыре значения. Этот предлог может означать «если», «когда», «что» и «потому что». Какое значение употребляется именно в этом контексте? Слово «ки» не говорит об условии или аргументе, но это утверждение — «когда». Мы видим, что Всевышний передает народу Израиля через Моисея идею, что их вхождение в Ханаан не является чем-то обусловленным, потому что глава начинается словами «и будет» (не «если будет», а «будет, когда ты войдешь»). Иными словами факт вхождения — алии — в Ханаан является еще одной вехой истории народа. Но остается актуальный вопрос: кто туда войдет, и буду ли я частью народа, который войдет в Ханаан? Народ обязательно войдет, это не ставится под сомнение, но буду ли я среди этих людей, — это вопрос.

Моисей, говоря эти слова, обращается к уже другому поколению народа. За 40 лет пребывания в пустыне все те, кто вышел из Египта, умерли, и теперь перед Моисеем стояли их дети и внуки. Это совсем другой народ, изменившийся, с другим сознанием и мыслями. Его ведет облачный и огненный столп как единственный знак, на который они должны равняться, и единственное, что они должны видеть перед собой и за кем следовать.

Это Общество Израиля, «поколение пустыни» практически стоит у порога Обетованной Земли, и с Моавских высот уже видит эту землю. Осталось совсем немного, и он туда войдет. Кажется, что сделать шаг – это не проблема. А что делать там, в этой земле? Интересно, что Всевышний говорит все эти наставления народу еще тогда, когда он туда не вошел. Бог видит человека, знает его будущее и предвидит, как человек будет жить.

Если интерпретировать это боле символично, сегодняшний Ханаан – это не просто территория. Да, он существует на Земле, но более того, говорит о еще одной, особой реальности, в которой мы живем уже здесь. Это то, что означает «обрести «олам ѓаба» – Царство Небесное – в своем сердце», то есть жить еще не осуществившейся во всей полноте духовной реальностью уже теперь.

Иными словами, Всевышний обращается ко мне и спрашивает: «Ты знаешь, что будет с тобой, когда перейдешь этот рубеж?» В еврейском мышлении это «перейти» означает «стать евреем». Корень «авар» на иврите означает «переходить». Сейчас, находясь в пустыне, ты достиг того уровня, когда нужно сделать только шаг, перейти грань и оказаться в Земле Обетованной. Человек, живущий в земной, материальной реальности, если еще не сделал этот шаг и не совершил переход, все еще живет по другим законам. Чтобы перейти, нужно еще что-то сделать, и позже Недельная глава «Ницавим» будет говорить о том, что это – заключение завета. Этот переход означает заключение завета, после чего человек станет истинным евреем. Перейдя эту грань, он попадет в другую реальность. Разве он перестает жить? Разве в земном Ханаане не было греха и не было проблем? Но это уже другая реальность, и человек, попадая в нее, меняется. Значит, он должен жить по другим законам и делать то, что он не делал до этого времени.

Всевышний говорит: «Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе». Интересно, что глагол «придешь» стоит в будущем времени, а «дает» — в настоящем. Не странно ли это? Не было бы правильнее сказать: «которую Господь даст тебе»? Почему этот глагол стоит в настоящем времени? Это означает, что даже тогда, когда ты еще не сделал шаг, земля уже принадлежит тебе.

Когда Бог заключил завет с Авраамом, Он пообещал ему землю, и уже с того времени дает ее Своему другу. С каждым годом полное исполнение этого обетования приближалось, и перспектива становилась все более реальной. И сейчас наступил момент, когда обещание исполнилось. Это очень хороший пример и для нас: на каком бы расстоянии от границы осуществления этой духовной реальности мы ни находились на своем жизненном пути, нужно помнить, что грядущая вечность всегда принадлежит нам. Бог предлагает и дает ее нам сегодня, в настоящем времени. Но от меня кое-то зависит. Для того чтобы туда войти, надо что-то сделать.

Читаем дальше: «…и овладеешь ею». Это очень интересный момент. «Овладеть» означает, что ты не войдешь в эту землю как кочевник, — ее надо сделать своей собственностью, быть на ней хозяином. Более того, Господь говорит: «…и поселишься в ней». То есть ты построишь дома, «пустишь корни», разобьешь виноградники, вспашешь поля, и эта земля станет твоим жилищем.

Что это означает для нас, если духовная реальность – это то, к чему мы прикасаемся, заключая завет со Всевышним? Что должен делать я, «переходя»? Что для меня означает овладение этой реальностью? Кем вы являетесь в вашей духовной реальностью? Гостями? Вы заходите в субботу на эту духовную территорию, поклоняетесь Богу, общаетесь с братьями и сестрами, а когда суббота кончается, вы вновь выходите на прежнюю территорию? Или, может быть, вы делаете это только по утрам, а потом идете на работу и попадаете в другую реальность, живя по другим законам? Вы общаетесь как люди этой реальности, этого мира? Или вы зашли на «территорию» духовной реальности и полностью живете там? Бог дает ее вам, но от вас зависит, как с ней поступить.

Чтобы эта земля стала вашей, нужно приложить усилия. Не все так просто. «Рай» в твоей жизни не наступает, как только ты вступил на духовную территорию. Многие, заключая завет со Всевышним, думают, что тут же наступит рай. Но на самом деле борьба только начинается. Израиль перешел границу, и началась война, завоевание земли. Надо было победить врагов. Сначала был Иерихон, потом Ай и другие города, которыми надо было овладеть, изгнать врага.

Скажите, на нашей духовной территории кто хозяин: вы или тот враг, который все еще живет на ней? Может быть, у меня очень много врагов, и я с каждым нашел компромисс, сумел примириться? Может, враг говорит мне: «Ты можешь заходить иногда, — я не буду тебя трогать. Я не против, если ты зайдешь ко мне в гости. Но если ты захочешь чего-то большего, я скажу тебе: я хозяин этой территории, а ты здесь просто гость. Так что не командуй»? Может быть, и в вашей жизни хозяин – кто-то другой, а не вы, и вы не изгнали своих «врагов» и не овладели этой землей? Это все зависит от вас. Ваша борьба может быть долгой, но от вас зависит, какие усилия вы прилагаете для победы. Если вы верите, что эту землю дал вам Бог, то, в конце концов, вы сделаете то, что говорит Господь: «и поселишься в ней». Эта земля станет вашей отчизной, вашим домом, вашим уделом, вашим наследством. Вы построите дом и будете обрабатывать землю, и это будет говорить о том, что вы не просто гость. Итак, поселиться – это полностью изгнать врага, получить свой надел и обработать его, то есть сделать так, чтобы эта духовная жизнь стала возможной для обитания. Чтобы ее внешний вид и содержание были привлекательными.

Господь продолжает: «…возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его». Что это значит? О каких плодах здесь говорится? На первый взгляд можно предположить, что текст говорит о вообще всех первых плодах, которые произрастали в земле Израиля. Как известно, в то время было три урожая плодовых и зерновых культур: месяц авив (начало апреля) – урожай ячменя, сиван (начало мая) – урожай пшеницы, тишре (конец сентября — начало октября) – урожай винограда, олив, граната, инжира, фиников. Тора говорит об этом так: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исход 23:19); «Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего» (Исход 34:26); «Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему» (Второзаконие      18:3-4).

Еврейский комментатор Раши не относит к определенному времени и урожаю этот закон, но считает, что это общий закон для принесения всех первых плодов земли: «(От начатка), но не весь начаток, потому что не все плоды подлежат (принесению из них) первинок, но только семь видов. Здесь сказано «земля» и выше сказано: «На землю пшеницы и ячменя, (и виноградной лозы, и смоковницы, и граната, на землю масличной оливы и меда)» [8, 8]. Подобно тому, как выше (речь идет о) семи видах, которыми славится земля Исраэля, так и здесь (говорится о том) чем славится земля Исраэля, а это семь видов (плодов) [Сифре; Meнaxот 84 б]».

Раввин Йосеф Цви Герц, автор известного комментария на Пятикнижие, поддерживает его точку зрения, уточняя, кем и куда приносились плоды, и что это были храмовые приношения: «Эта глава посвящена законам принесения первых плодов урожая в Храм. Каждый из сынов Израиля, владевший участком земли, должен был отметить первый плод, появившийся в его саду, и, когда он созреет, сорвать его и принести в Храм. Он мог добавить к нему и другие фрукты с принадлежащих ему деревьев, положив свои дары в корзину. Принесение первых плодов отличалось от всех остальных жертв тем особым заявлением, которое должен был сделать владелец земельного участка в Эрец-Исраэль, когда он передавал корзину коѓенам. Мудрецы Талмуда разъясняют, что закон о принесении первых плодов в Храм распространяется только на тех людей, в чьем владении произрастает хотя бы один из пяти видов плодов, которыми славится Страна Израиля: финики, инжир, гранаты».

Раввин Гирш относит данный закон к отдельному случаю, который происходил раз в год: «Как правило, эти приношения люди не несли в Иерусалим каждый по отдельности. Все жители городов, принадлежащих к одному маамаду (округу; весь Израиль был разбит на округа, по очереди посылающие своих представителей предстоять на Храмовой службе), обычно собирались в определенном месте, где проводили ночь на открытом воздухе. Они не входили ни в один из домов из-за опасения, что могут стать ритуально нечистыми и, следовательно, не смогут появиться в Храме. На рассвете староста возглашал: «Подымайтесь! Взойдем в Сион к Дому нашего Бога!» Процессию сопровождал оркестр флейтистов. Во главе ее вели молодого быка, чьи рога были позолочены и увенчаны венком из оливковых ветвей; он предназначался для жертвы мирной трапезы. Так они шагали до иерусалимских пригородов. Когда они приходили туда, они посылали в город известить о своем прибытии и затем начинали украшать свои корзины первых плодов. Начальник храмовой стражи, его помощники и официальные лица Храма выходили им навстречу. Число встречающих должно было соответствовать числу пришедших. Все работники Иерусалима прекращали работу, даже если это была работа, которую они обязались закончить, и приветствовали пришедших словами: «О, братья из такого-то и такого-то места, мир вашему прибытию!» Оркестр флейтистов во главе процессии продолжал играть до тех пор, пока процессия ни достигала Храмовой горы. По прибытии туда каждый, включая царя, брал корзину на плечо, и все двигались по направлению к храмовой передней. Когда они приходили туда, левиты начинали распевать тридцатый псалом: «Превознесу Тебя, Бог, ибо Ты поднял меня из глубины и не позволил моим врагам ликовать надо мной» (Бикурим 3:2-4)».

Есть еще одно мнение по поводу принесения первых плодов. В тексте не говорится, когда, в какое время необходимо было приносить эти плоды, но можно прочитать слова «когда войдёшь» как указание на время их принесения. Другими словами, этот закон – не просто постановление о принесении плодов в Святилище как благодарности Творцу, поскольку уже были постановления о первых плодах земли (тексты выше) и десятины, и каждый из храмовых праздников так или иначе был привязан к разным временам урожая. Но этот закон о том, что должны сделать израильтяне, завоевав Ханаан (и его следовало исполнить только один раз). Именно этот закон обязывал помнить, что когда они завладеют землей аморреев и хананеев, то первые плоды первого урожая на новой – старой родине будут доказательством о том, что они выполнили заповедь Всевышнего Бога и получили от Него наследие, обещанное отцам – Аврааму, Ицхаку, Яакову. И тогда декларация об Исходе и искуплении становится на свое важное место: приносимые плоды – это дар свободной земли от Бога отцов их детям, исполнившим древнее обетование и пророчество, – эта Земля принадлежит Израилю.

«Сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам…» Оказывается, плоды земли служат доказательством, что я действительно хозяин на этой земле. Разве Израиль смог бы исполнить эту заповедь, если бы попал в Ханаан на год-два, а потом был бы изгнан оттуда? Господь говорит, что усилия для овладения земли должны быть очень значительными и постоянными, чтобы в итоге ты смог в покое растить свои плоды и приносить урожай Всевышнему.

Что служит доказательством того, что я не просто гость, кочевник или странник, который непонятно как попал на эту территорию духовной жизни, но эта земля действительно принадлежит мне? Ответ очевиден: это плоды мой жизни. Здесь говорится, что человек должен был взять свои плоды и принести их в место, которое Господь изберет. Если я возьму плоды своей жизни и приду в то место, которое Он назначил, чтобы поклониться Ему, служить Ему и отдавать их Ему, то эти плоды в первую очередь и будут свидетельством того, что я овладел этой духовной землей. Эти плоды являются доказательством, что я уже живу там, и что это неслучайно и надолго. Интересно, что это можно интерпретировать еще и так: это говорит о нашей молитве. Место, которое избрал Господь, чтобы там пребывало Его Имя – это Святилище. Но более того – это еще и место, где Он пребывает сегодня, то есть Небесное Святилище. Именно туда мы должны приносить все то, что имеем (благодарность и хвалу), чтобы поклоняться Ему.

Мы читаем дальше: «Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего». Если вы сделаете это, если придете ко Всевышнему и принесете плоды, то, поверьте, Бог примет эти дары. Но я должен не только приносить плоды, но и исповедовать свою веру. Сейчас, говоря о религиозной принадлежности, человек просто называет свою деноминацию: «Я христианин такой-то конфессии, я буддист или мусульманин». Как древний еврей мог сказать о том, кем он является? Интересно, что он исповедает веру, не сообщая лишь «я иудей». Он говорит о том, что Бог сделал для него: «…отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою…» и так далее. Он практически пересказывает историю своего народа. Для древнего еврея вера – не абстрактное понятие. Это его история. Другими словами, если я говорю о своей религии с точки зрения Библии, это значит, что я говорю о том, что Бог сделал для моего народа и сделал лично для меня.

Кроме того, то место, где человек находится, является свидетельством того, во что он верит. Важно то, что он делает, а не думает или чувствует. Человек приносит плоды, приходит в Святилище и говорит, что Бог сделал для него, и это свидетельствует о том, что он действительно живет на этой земле. Он получил от Всевышнего эту землю, и плоды – доказательство этого и благодарность Господу. «И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему». Это все дал тебе Господь, поэтому принеси Ему свои плоды, благослови Его Имя и веселись перед Ним.

Еще очень интересный момент: когда говорится «возьми от начатков плодов», в оригинале буквально написано «от начала» в единственном числе. Господь говорит в книге Откровение: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец». Мы видим аллюзию на то, что это «начало» – не просто начало чего-то. «Взять у Начала» означает взять у Того, Кто есть началом всего, – у Мессии!

Таким образом, понимаем, что плоды не являются результатом наших личных усилий. Мы приходим к Творцу, создавшему все, и получаем от Него эти плоды. Он дает их нам, а мы потом возвращаем их Ему.

Этот отрывок перечисляет то, что Израиль будет делать в Ханаане. Далее говорится о проклятиях и благословениях, о десятине, которую евреи отделяли раз в три года. Здесь сказано о том, что случится, если человек будет исполнять завет, и если не будет. Оказывается, верность Богу в правильном образе жизни, в приношении духовных плодов, в десятине и во всех других заповедях являются условиями Его благословений. И только тогда мы можем просить у Господа благословение, если делаем со своей стороны все, что Он заповедал нам. Если же мы не делаем этого, не верны Всевышнему, если не живем на этой духовной территории как хозяева, то наша жизнь навлекает проклятия: «Проклят каждый, кто не исполняет всех слов закона».

Дорогие братья и сестры, наша жизнь зависит от нас. Всевышний уже дал вам эту землю, но что вы сделаете с ней, как будете жить, какие плоды принесете, — от этого зависит, будете ли вы прокляты или благословенны. Пусть Господь поможет вам понять, что Царство Небесное придет, и для кого-то оно начинается уже сегодня. От вас зависит, как вы поступите с ним.

Виталий Обревко

Иллюстрация


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"