Закон свободы

22-06-2015, Комментариев нет

jesuslawЧто для вас означает слово «свобода»? В древнееврейском языке слово «свобода» — «дрор» — это воробей, который летает, где захочет. Его свобода в движениях и вольный полёт сравнимы с понятием свободы.

Сегодня мы будем размышлять о вещах, которые многим знакомы и дороги. Даже если разбудить человека ночью и попросить его процитировать Десять Заповедей, он их расскажет. Это самые важные слова в жизни каждого верующего человека. Когда Господь открывал их Своему народу, тот уже был свободен. Это очень важный момент, потому что многие люди отождествляют Закон с чем-то обременительным, какими-то сковывающими обязанностями и запретами. Но Священное Писание говорит, что это «закон свободы» Иакова 1:25, потому что он дарует человеку то, что тот никогда не сможет познать, если будет жить во грехе.

Перед нами отрывок Втор.5:1-33, в котором записаны Десять Заповедей, провозглашенные Моисеем для поколения пустыни. Это совсем другое поколение, чем их отцы и деды, которые умерли в пустыне. Эти люди родились свободными и познавшими полноту Божьей славы и Его заботы о их жизни во время странствования в пустыне. Но теперь Моисей, перед тем как ввести их в землю, обещанную отцам, повторяет слова Завета.

Если сравнить описание Дести Заповедей в книге Исход, мы увидим существенную разницу. В книге Исход рассказывается о том, как Бог провозглашал эти заповеди, и весь процесс подготовки народа к этому величайшему откровению. Во Второзаконие 5:1-33 Моисей рассказывает другому поколению о том, как это было 40 лет назад. Что отличает эти две версии заповедей в Исходе и во Второзаконии?

Во-первых, Моисей говорит, что этот Завет Бог заключил в ними, а не с их отцами, и что именно они являются теми, кому Он дал Свои Заповеди. Почему Моисей говорит это потомкам рабов, родившимся в пустыне, так, будто это они были в рабстве, и Господь вывел их из Египта? Разве этот Завет был заключён не с их отцами и дедами? Раввин Йосеф Цви Герц в своем «Комментарии на Тору» объясняет это так: «Союз был заключен не только с тем поколением, которое стояло у горы Синай, но и со всеми будущими поколениями. Он не изменился и не был расторгнут после того, как большинство из тех, кто стоял у горы Синай, были наказаны и умерли в пустыне (Абарбанель). Другие комментаторы понимают эти слова как указание на то, что союз, заключенный одним поколением, имеет юридическую силу закона, обязательного для всех последующих поколений».

В этих словах заключена важнейшая идея о вечности и непреложности Синайского откровения Закона. Если этот Завет был заключён только с поколением Исхода и не имеет прямого отношения к их детям, внукам и потомкам, то тогда этот Завет, подобно другим законам древности культурно и исторически обусловлен, следовательно, он не имеет важности и не актуален не только для христианства, но и для современного иудаизма, и человечества вообще. Но Моисей желает показать, что Декалог – это история и Закон каждого человека, и Исход – это освобождение каждого человека, который принимает Бога Израиля и отождествляет себя с еврейским народом. Теперь все, кто стоял у горы Синай и в степи Моава перед Иорданом, — это один народ (и евреи, и язычники). И Тора была дарована им всем, как и всем другим народам! Это подчеркивает и Герц в своём комментарии: «Первым выражением нового союза стали Десять Заповедей, представляющие собой квинтэссенцию веры, религиозных обязанностей и основных принципов поведения человека как члена общества».

Провозглашение Декалога сравнивается с брачным контрактом, которому дается объяснение: это был момент, когда Бог заключал завет со Своим народом. Некоторые ученые говорят, что древнееврейское слово «берит» — «завет» происходит от слова «бирту» или «буру», что значит «связывать», «заключать», — делать человека несвободным. Какой парадокс: Бог, Который недавно освободил рабов из-под ига рабства в одной из могущественнейших империй того мира, сокрушил и разрушил Египет, чтобы спасти детей Израиля и исполнить обетование, данное Аврааму, Исааку и Иакову, и теперь желает сделать их «рабами», связав Своим законом.

Но что это за узы? Они подобны узам брака: Бог заключает завет со Своим народом. Поэтому в 1-м стихе 20-й главы книги Исход написано не «заповеди», а «слова». Это что-то особенное, отличающееся от простых повелений или законов. Это нечто большее: слова завета, брачного контракта, который Творец желал навсегда заключить со Своим народом. Это говорит об особых отношениях Творца и народа. Недаром описание в Исход 19:16-19 напоминает брачную церемонию: облака, тьма и огонь подобны брачному чертогу, в котором Господь как жених ожидал Свой народ. Народ же должен был готовиться: омыть одежды, осветиться и подойти к горе. Еврейское слово «кадаш» — освятиться – тождественно тому, что в еврейском языке называется браком. На иврите брачный обряд описан словом «освящение» — «кидушин». Поэтому Бог говорит: «Освятитесь, потому что вы вступите в особые отношения со Мной. Эти слова – не одно из Моих требований, а особое заключение завета, которым я свяжу вас с Собой». Как сказано во 2-й главе книги Осии: «Обручу тебя заветом любви навеки».

Мы обратим внимание на эти слова завета. Каждая заповедь несет особое, важное значение. Бог говорит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Второзаконие 5:6). Великий Творец объявляет Свое имя. Он говорит: «Я – твой Бог. Ты еще недавно был под игом рабства и не помнил обо Мне. Только когда начались твои страдания, ты вспомнил обо Мне и возопил ко Мне, и тогда Я пришел и спас тебя. Я этот Бог. Я твой спаситель, Тот, Кто вывел тебя. Не человек, не мудрость твоя или какие-то особые твои заслуги, а Я даровал тебе свободу». Теперь эти слова имеют значение не только к тем, кто непосредственно вышел из Египта, но и к тем кто слышит их через 40 лет. Никогда не забывай, что если ты не считаешь опыт исхода своим и свою жизнь до заключения Завета рабством, то Завет этот и освобождение, дарованное Всевышним, тоже к тебе не относится.

Это важнейший момент: Закон Божий начинается с описания того, что Бог сделал для человека. Иными словами, Всевышний говорит: «Ты стоишь сейчас здесь (а совсем недавно мог погибнуть, ты мог и не родиться вообще) по милости Моей. Ты (в чреслах отцов, как будто сам это сделал) поверил и помазал косяки кровью агнца. Этой кровью ты был искуплен (вместе с отцами, евреями и неевреями). Поэтому ты уже свободный, искупленный народ, рожденный в пустыне, и слышишь, как Сам Бог на древнееврейском языке говорит о Себе».

Бог не говорит сразу: делай или не делай. Он говорит: «Я есть Бог твой. Нет у тебя других богов. Никто другой не вывел тебя: ни египетские боги, ни хананейские. Я даровал тебе свободу». Закон был дарован свободному народу. Поэтому человек, который не свободен, не принял искупление кровью Иисуса Христа, не возрожден и не пережил опыт обращения, Закон исполнять не может и не будет. Только свободный человек, переживший опыт искупления кровью агнца, может принять и исполнять это Закон. Поэтому человек не спасается Законом, но принимает его как спасенный. Это очень важно помнить. Мы исполняем Закон не потому, что желаем им спастись, но потому, что уже спасены кровью Господа нашего Иисуса.

Поэтому Бог говорит о Своем характере, о Своей великой любви, проявленной в этих чудных и могущественных деяниях, спасая Свой народ Израиль. Одновременно Он показывает, что каждый, вспоминая об Исходе, вновь участвует в этом великом событии. И это говорится к поколению пустыни в первую очередь (Второзаконие 5:2-4): «Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, здесь сегодня все живы. Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня». Каждый из них должен видеть себя вышедшим из Египта, из рабства греха. Мы были рабами зла и беззакония, пороков и привычек, но Господь освободил нас. Он напоминает: «Всегда помните, что Я сделал для вас. Всегда помните о великом искуплении, которое Я совершил для вас.

Господь говорит дальше: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Второзаконие 5:7). Некоторые спрашивают: «А что, могут быть другие боги, но только не перед лицом Бога?». Древнееврейская форма глагола «ло йигье» может означать «их нет и не должно быть». «Я есть Бог твой, и других богов не существует. Но Я повелеваю, чтобы у тебя никогда их и не было. Не придумывай и не создавай себе богов». Когда еще не был создан свет, Бог сказал: «Йигье ор» — «да будет свет». Но когда стоит форма «ло йигье», это означает, что эта вещь не существует, и никогда не будет существовать. Человек может сотворить себе бога, но Бог повелевает в первой заповеди: «У тебя нет других богов и никого не должно быть в твоей жизни кроме Меня». Слово «ло» звучит не просто как запрещение или отрицание «не», — оно стоит в категоричной форме и означает «никогда, без исключений». Только Бог – истинный и единственный Господь и Творец.

Бог говорит: «перед лицом Моим». Слово «пане» — «лицо» — употреблено во множественном числе «паним» и передает понятие вездесущности, всемогущества и всезнания Бога. Он говорит: «Где бы ты ни был, ты всегда будешь находиться перед Моим лицом». Нам трудно это понять, но именно эти черты говорят о характере Бога, который все знает и пребывает всюду. Где бы ты ни находился (в тайной комнате или в своих мыслях) – это будет пред Его лицом. «Ничего не скрыто от лица Его». Нам трудно это понять, потому что мы живем в четырехмерном пространстве. Бог вне пространства, вне наших измерений. «Куда убегу от Тебя? Взойду я на небо – Ты там, сойду в преисподнюю – и Ты там». Бог вездесущ. Поэтому в нашей жизни не должны быть вещи или мысли, которые могут встать между нами и Богом.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» (Второзаконие 5:8). «Не созидай себе». А если не себе – то можно созидать? Имеется в виду «не созидай вообще» изваяние или изображение из какого-либо материала. Слово «кумир» в оригинале «темуна» означает копию. Господь говорит: «Посмотри на прекраснейший мир, который Я создал. Все, даже самая маленькая букашка, неповторимо. Пожалуйста, не твори копий. Не повторяй Мои творения и не делай из них для себя идолов. Они даны для познания Меня, но не созидай для себя предмет для поклонения». Поэтому с древних времен в еврейском народе было запрещено рисовать любые изображения живых существ. Могли использовать только растительные орнаменты. Единственное место, где изображались ангелы, было Святилище, которое видели только священники. Это было закрыто для других людей, но даже эти изображения были прообразом служения ангелов в Небесном Святилище. Они только напоминали и указывали на него. Этим ангелами никогда не поклонялись.

«Не делай себе кумира и никакого изображения нигде». Все, что вокруг тебя, и ты сам не должны быть идолами. Даже близкий и родной человек, любимое дело, занятие или увлечение не должно быть идолом, которым человек заменит Бога. Господь запрещает в категоричной форме: «Не делай, не твори. Не превращайся в идолопоклонника и язычника».

«Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Второзаконие 5:9-10). Здесь употребляется глагол «шаха», означающее «встать на колени, поклониться». Не просто выразить уважение и почет, а поклониться божеству. Другое слово «не служи» говорит о служении: молитва идолу, приношение ему жертв и все, что связано со священнодействием по отношению к идолу. Если наши действия и поступки говорят о том, что мы преклоняемся перед каким-то предметом (это может быть все, что угодно, — тот же компьютер, за которым можно сидеть с утра до вечера и «поклоняться» ему), — мы служим ему, уделяем время. Телевизор, какие-то книги, — все, что может занять место Бога, молитвы и Библии в моей жизни. Мое отношение к этому предмету будет свидетельствовать о том, что я служу ему. Даже прекрасные вещи, созданные Богом, которые занимают Его место или время, а также мешают нашим усилиям и стремлению познать Его и поклониться Ему, — являются идолами.

Бог говорит, что Он Господь, а идолы в нашей жизни расцениваются Им как измена. Бог видит идолопоклонство так же, как муж – измену, предательство жены. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Это ревность мужа, которому изменила жена. Именно так Господь расценивает служение предметам и всему, чему угодно, вместо Него.

«…наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (5:9). Бог сравнивает идолопоклонство с ненавистью. Мы можем говорить о любви к Богу, о своих эмоциях, но наши действия говорят, что мы Бога не любим. Потому что если ты кого-то любишь, то слушаешься его. Ты не будешь считать минуты, чтобы поскорее убежать от него. Говорят, что счастливые и влюбленные часов не наблюдают. А если мы забываем помолиться, почитать Его Слово или вообще подумать о Боге, это говорит о том, что мы Его ненавидим. Бог расценивает это как ненависть. В Библии говорится о вполне определенном отношении: или ты любишь и исполняешь, или не исполняешь, значит, ненавидишь. Третьего не дано.

«…наказывающий детей до третьего и четвертого рода» — буквально – «посещающий», обращающий внимание. Это слово не означает, что Он грозный и жестокий как ревнивый человек. Ревность Бога проявляется иначе: Он приближается к человеку, обращает на него внимание, чтобы узнать его проблему. Еврейское понятие «Покед авот» означает, что Бог видит, что человек почему-то не хочет иметь с Ним близкие отношения. Он приходит поговорить с ним: «Что произошло?» Когда Адам согрешил, Бог приходит и говорит с ним: «Что случилось?». Вопрос Всевышнего, переведенный на русский язык: «Где ты?» на древнееврейском языке звучит: «Как ты? Что случилось? Почему?» Вот это Бог называет посещением (а не наказанием). Но если в сердце человека есть грех и нежелание раскаяться, то этот грех станет наказанием. Не Бог накажет человека, а сам грех станет наказанием. Грех несет с собой смерть.

Здесь неспроста упоминается третье и четвертое поколение: «…наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Дети видят то, что делают родители, учатся у них и поступают еще хуже. А потом внуки поступают еще хуже, чем поступали родители и деды, а правнуки и того хуже. Почему нет пятого поколения? Потому что люди гибнут, уничтожая самих себя. Это говорит не о Божьей жестокости, а о разрушительной силе греха, когда за четыре поколения род может прекратить свое существование. Дети, внуки и правнуки видят, какие мы на самом деле. Мы можем говорить им о любви, о Боге, но они видят наши поступки. Именно поступки являются примером для подражания, мы можем говорить прекрасные слова, но если они расходятся с делами, дети очень хорошо замечают этот обман. Поэтому Господь говорит, что если Он посещает одно поколение, и у них нет исправления, то Он посещает другое поколение, третье и четвертое. И все это – особенная забота Бога: Он неравнодушен к человеку, даже ели тот не верит в Бога и не поклоняется Ему. Господь желает помочь человеку прийти к Нему.

При этом Бог творит милость до тысячи родов любящим Его и соблюдающим Его заповеди. Заметьте: не «исполняют заповеди и любят», но любят и исполняют. «Любовь есть исполнение Закона», — говорит апостол Павел. Кто любит, тот исполняет Его заповеди, и Бог благословит его до тысячи родов. Бог благословляет до сих пор поколение Исхода. Евреи, живущие сейчас, несут это благословение. Если они продолжают соблюдать Его заповеди, то получают благословения еще стократно. Божье обетование и благословение работает.

Третья заповедь говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно» (Второзаконие 5:11). Что значит «не произносить имя Божье напрасно»? заповедь говорит не просто «не произноси», а употребляет древнееврейское слово «ло наса» — «не носи». Имеется в виду «носить на устах, носить как характер и как звание, призвание». Когда Данил молится (9 глава), он говорит: «Ведь имя Твое зовется над городом сим и над народом сим». То есть здесь проповедуется имя – это характер Божий. Имя Господне является сосредоточием Его сущности и естества. Не произноси… не только не клянись, не употребляй зря, попусту, но и не носи его для того, что не существует, что не имеет смысла. Если мы носим имя Христа, называясь христианами, мы не должны совершать в своей жизни или говорить то, что не имеет духовного смысла. На иврите «лашав» — это пустое место, то, чего не существует. Имя Господа должно употребляться только для прославления Бога и для спасения человека. Мы должны думать о том, как употребляем это имя даже в молитве и проповеди.

Евреи, чтобы не осквернить это Имя, даже не упоминают его, а говорят иносказательно: гаШем – Имя, или гаМаком – Место, или гаШамаим – Небеса. Они считают, что лучше не назвать это Имя, чтобы не согрешить, чем произнести, а потом просить у Бога прощения. Даже в Писании они читают это Имя по-другому, чтобы не злоупотребить. Нам есть, чему учиться у еврейского народа. Нельзя и в молитве через слово говорить «Господи», потому что это звучит оскорбительно. Если ты в молитве постоянно употребляешь имя Божье, это означает, что ты абсолютно не понимаешь, к Кому обращаешься. Если ты придешь к руководителю или начальнику и в беседе с ним постоянно будешь упоминать его имя, он возмутится и скажет: «Что Вы себе позволяете?» Если ты хочешь сказать о Боге, то лучше использовать прилагательные или деепричастия: «милующий, благословляющий, святой». Не произносить имя, а использовать слова, говорящие о Его характере и действиях. Нужно думать о том, как произнести Его имя.

«…ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно». Слово «не оставит без наказания» — «ло йинаке» — буквально означает «не очистит». То есть когда человек будет так себя вести и просить у Бога прощения, Бог его не простит. Не потому, что Бог жестокий, а потому, что человек не понимает, что такое прощение и спасение. Человек, который так себя ведет, на самом деле не принимает это спасение. Бог его не очистит, потому что он не понимает, что Всевышний совершает в его жизни. Повторение формальных молитв или употребление в разговоре имени Бога, не дает прощение или спасение. Подобное «славословие» считается пустословием, когда имя Божье употребляется всуе, используется недостойным образом без понимания того, каков на самом деле характер Всевышнего.

Господь говорит: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;. и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Второзаконие 5:12-15). Бог говорит о том, что мы должны вспоминать об этом не только в седьмой день утром, но на протяжении всей недели, а саму субботу соблюдать. Слово «наблюдай» в русском переводе не передает значения слова в оригинале. «Шамор» — это хранить и беречь, соблюдать. На протяжении шести дней помни о субботе, а субботу храни и береги как драгоценность и сокровище.

Когда Моисей повторяет эту заповедь поколению пустыни, он пересказывает ее слова иначе, чем в Исход 20:8. Почему? Что это значит? Раши толкует это противоречие так: «А прежде (в Исход 20:8) было сказано: «помни (день субботний)». Оба они («помни» и «соблюдай») были изречены в одном речении и в одном слове, и восприняты слухом одновременно [Mеxuльтa]».

А раввин Гирш объясняет: «Соблюдай (ивр. – «шамор») буквально — «храни». В книге Шмот –« захор» («помни»). Мидраш разъясняет, что в тот момент, когда заповеди прозвучали с горы Синай, евреи услышали два слова в одном звуке. Это могло произойти только потому, что возможности восприятия людей были расширены чудесным образом: в обычной ситуации мозг человека не в состоянии обработать путем разложения на две информативные группы по частотным или амплитудным признакам два слуховых сигнала, поступивших одновременно. Впоследствии на первых скрижалях было записано «захор» («помни»), а когда Моше вернулся с горы Синай во второй раз, на новых скрижалях это слово было заменено на «шамор» («храни»). Мудрецы Талмуда разъясняют, что эти слова указывают на две самостоятельные заповеди. «Захор» повелевает хотя бы один раз на протяжении субботы вспомнить об основных особенностях этого дня и его смысле, и придать словесное выражение своим мыслям. (Ни одна позитивная заповедь не ограничивается обязанностями, распространяющимися только на мыслительную деятельностью. В каждом конкретном случае закон требует словесного выражения мыслей. Заповедь «помни день субботний» не является исключением.) Для того, чтобы человек не забыл исполнить это важное повеление, мудрецы обязали каждого еврея начинать субботнюю трапезу с «Кидуш» — благословения Сотворившему плод виноградный, и сразу же вслед за ним — благословения Всевышнему, освятившему Свой народ заповедями и повелевшему соблюдать субботу. «Шамор» указывает на запрет совершения определенных действий, являющихся началом работ, нарушающих субботний покой. На вторых скрижалях было начертано «шамор», так как обращение к народу и требования, предъявляемые к нему после греха золотого тельца, всегда формулировались в более жесткой форме».

В книге Исход 20:11 написано помнили о субботе, потому что Бог шесть дней творил, а в седьмой день почил. Бог, прекратив творить в седьмой день, показал тебе пример, поэтому ты тоже должен прекратить в субботу все свои дела. А во Второзаконии 5:12-15 дается другое объяснение. Можно согласиться с толкованиями Раши и Гирша, но есть и другое объяснение кажущемуся противоречию. В новой версии 4 заповеди Моисей не просто пересказывает ещё раз заповеди для тех, кто родился а пустыне и не слышал их от Бога лично, но он истолковывает их с целью подчеркнуть для них что-то важное, что не было сказано раньше их отцам. Призывая их «соблюдать» он практически взывает не к их памяти, как их отцов и дедов, но к практическому пониманию субботы. Моисей обращает их внимание на сохранение и исполнение заповеди о субботе, о чем они знают уже от родителей. Он возлагает на них обязанность самим нести ответственность за верность Господу. Слова «коль мелаха» — «никакого дела» — говорят о том, что даже если твое занятие может казаться тебе невинной, ангельской (от ивритского «малах» — ангел) работой, его следует отложить дл следующего дня. Никакая работа не должна совершаться в субботу. Допустимо только то, что касается спасения жизни человека и служения Всевышнему.

Этот день был дан еще в раю, Адаму и Еве, задолго до появления национальностей и конфессий. Господь говорит «соблюдай», употребляя абсолютный инфинитив. Это означает, что нет никаких исключений. Эта заповедь настолько же определенна и не терпит исключений, как и первая заповедь о том, что есть лишь один Бог. Кто нарушает субботу, так же виновен, как если бы он поклонялся идолам или чужим богам, или убил бы. Писание четко говорит: «Кто согрешил в одном, тот виновен во всем». Разорвите одно звено цепи, и она станет негодна. Божий Закон – это цепь любви, которой Он связал нас с Собой. Разорви в ней одно звено, и твоя связь с Богом нарушится.

«…и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». Отличие в Второзаконие 5:15 от Исход 20:11 существенно. В первой версии Бог аргументирует причину исполнения заповеди о субботе тем, что Он Творец, и если Он почил в седьмой день, то это пример и заповедь для всего Его творения. Здесь видится обращение к универсальному доводу в связи с тем, что из Египта вышли и евреи, и неевреи, и они все стояли у горы Синай, и только вера в Единого, Живого Творца объединяла их жизни и опыт. Ещё не был достаточно прочувствован и понят опыт Исхода из рабства для одних и оставления бывшей родины для других. Всех их объединяло только творение. Но теперь их дети, рожденные в пустыне и осознавшие чувство свободы с Вседержителем, и ощущавшие только Его власть и заботу, могли понять новое прочтение святой заповеди «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской». Их отцы (и евреи, и египтяне) все были рабами в Египте. Одни – под властью и идолопоклонства и суеверий, другие – страха и неверия обетованиям, данным Владыкой небес и земли Аврааму, Ицхаку, и Яакову. Именно воспоминание о чудесах освобождения из рабства души и духа должно было еще больше связать Израиль со Всемогущим Господом и друг с другом.

Суббота – великий день свободы для каждого человека. Потому что в древние времена никто не мог отдыхать, кроме свободного человека. У раба не было выходных, а у свободного человека был день отдыха. Если мы рабы греха и этого мира, то мы не будем соблюдать субботу. Мы будем желать, как бы побольше совершить дел и отодвинуть эту субботу подальше. Это говорит о том, что мы – рабы этого мира, мы несвободны. Только свободный человек, искупленный кровью агнца, будет исполнять эту заповедь. И он будет свидетельствовать, что Бог освободил его. Поэтому он в этот день ничего не совершает для своего спасения, а только принимает Божьи благословения, которые приготовил Всевышний. Он принимает великий дар шаббата как память о творении, освобождении и искуплении. Я поклоняюсь Творцу и Освободителю так, как это повелел Он, а не как говорят люди: в среду, пятницу, воскресенье. Только шаббат установлен Богом как день покоя и поклонения Ему. В то же время шаббат указывает на великий, вселенский шаббат, который однажды наступит для всех искупленных. Соблюдение субботы выражает веру в Творца и Избавителя из рабства греха и в то, что Он даст Обетованную Землю, символом которой является суббота.

«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 5:16). Что значит «почитать»? Как почитать? Слушаться всего, что они говорят? Словом «почитай» переведено еврейское слово «кабэд», что означает «слава». Это же слово употребляется по отношению Богу. Относиться к родителям как к Богу. Заметьте, сразу после четырех заповедей по отношению к Богу, говорится об отношении к родителям. Почитание – это и послушание, и благоговение, и любовь, и материальная забота, поддержка.

Посмотрите, как это проявлялось в жизни древних людей. Почитание родителей было даже большим, чем мы можем это представить. Как относился к отцу Авраам: он ждал, пока тот умрет, прежде чем отправиться в Ханаан. Как велика была его любовь к отцу, который даже и не послушал Господа. Авраам заботился о своем отце до его смерти, хотя тот оставался идолопоклонником. Это пример для наших отношений с родителями. «Кабед» буквально означает «делать тяжелым». «Кавад» еще означает «вес, тяжесть». Когда-то ценность денег заключалась не в их количестве, а в весе металла: чем больше вес, тем больше ценность. Пусть родители будут так же ценны для тебя, как своего рода сотворцы. «…чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», — что это за заповедь? Апостол говорит: «Это заповедь с обетованием». Твоя вечная жизнь зависит от отношения к родителям. Как ты относишься к родителям, так Господь будет относиться к тебе.

«Не убивай» (Второзаконие 5:17). Мы должны понимать эту заповедь не просто как запрет забирать чужую жизнь, но, как сказал Иисус: «Даже не думай о человеке плохо». Не только не убивай, не говори, но и не думай. Часто мысль и побуждение – это неисполненное действие. Если бы наши мысли могли материализоваться и стать поступками, то мы все могли бы стать убийцами. Наши мысли – это тоже действия. Еще древние раввины понимали, что если заповедь говорит «не…», это означает, что ты не только не должен не делать плохого, но это стимул и призыв делать добро. Заповедь «не убий» можно толковать как «даруй жизнь». Не только не забирай чужой жизни, не только не думай о человеке плохо, но даруй ему жизнь и делай все, чтобы он жил. Это есть исполнение заповеди «не убий».

«Не прелюбодействуй» (Второзаконие 5:18) — не только не нарушай супружескую верность, завет, но сделай все, чтобы даже твои мысли по отношению к собственной супруге никогда не были плохими или порочными. Сделай все, чтобы супруг, данный Богом, был счастлив. Не только не предавай и не изменяй, но, наоборот будь всем для своей жены или мужа, чтобы она или он видели в тебе Господа Бога.

«Не укради» (Второзаконие 5:19) — не только не бери чужое, но дай кому-то свое, поделись, поддержи, помоги. Не только не забери, но сделай все, чтобы тот, кто не имеет чего-либо, обрел это.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Второзаконие 5:20). Эта заповедь повелевает: не только не лжесвидетельствуй, но говори о человеке хорошо. Мы можем не врать, но сплетничать или осуждать человека за его спиной, критикуя его, унижая его авторитет или репутацию. Господь говорит, что тем самым мы разносим ложь. Он повелевает: «Не только не ври, но вообще не говори о человеке плохо. Наоборот, говори правду, даже если тебе это невыгодно. Говори только ему во благо». Прославь Господа своим отношением к ближнему. Будь не только верным, честным свидетелем, но прояви особую заботу и уважение, даже если твоего ближнего сейчас нет рядом.

«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Второзаконие 5:21). Не только не завидуй, но даже не думай, что тебя чем-то обделили. «Ло тахмод» означает, что кому-то что-то дали, а тебя обделили. Не желай того, что тебе не принадлежит, но более того: желай твоему ближнему больше, чем себе. Как говорит Иисус: «Молитесь, благословляйте, давайте», — даже о врагах. Слово «ближний» на иврите – «рээ» — пишется так же, как «раа», что значит «зло». Даже если твой ближний может быть твоим врагом или приносящим тебе зло, — не только не думай о нем плохо, но желай ему добра. Все то, что его – это не твое. Твое отношение к нему должно быть таким, как отношение Бога – к тебе.

Закон Божий – это Закон особенных отношений, которые должны быть между человеком и Богом, между человеком и человеком, между человеком и имуществом. Этот Закон регулирует все отношения. Пусть Господь поможет нам быть верной Его супругой, исполняющей Его Завет. Давайте будем ценить Его любовь и свободу, выраженные в Десяти Заповедях!

Виталий Обревко


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"