Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4. Божественная мудрость

21-01-2015, комментария 3 Просмотров: 898

4 урок Божественная мудростьДля начала позвольте привести несколько популярных цитат о мудрости:

«Познание себя есть начало всякой мудрости».

«Единственно истинная мудрость— это знание того, что ты ничего не знаешь».

«Самый печальный аспект современной жизни состоит в том, что наука приобретает знание быстрее, чем общество приобретает мудрость».

Я бы добавил со своей стороны еще одно изречение:

«Познавая себя, не забывай корректировать свою жизнь в соответствии с Божественной мудростью; потому что мудрость свыше – это единственно истинная мудрость».

Вот об этом тема этого урока: «Божественная мудрость». Базируется она на 8 и 9 главах книги Притчей.

Мы имеем памятный стих:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч.8:22).

По ходу размышления мы подойдем к этому тексту и разберем его значение. А сейчас все по порядку:

Воскресенье. Призыв Премудрости

Эту мысль мы рассмотрим на основании текста Притчи 8:1-21 и увидим, в чем состоит ценность мудрости, и к чему она призывает?

Воззвание премудрости начинается с двух риторических вопросов к людям. В общем-то, здесь проглядывает параллель с предыдущей главой. Если там развратная женщина выходила на улицы и площади, взывая к молодым людям с тем, чтобы втянуть их в порок и в погибель; то теперь мудрость персонифицирована и представлена как добродетельная женщина, которая взывает ко всем людям повсюду, предлагая послужить каждому, кто хотел бы принять ее услуги.

Если пути проститутки кривы и обманны, то пути, идти которыми предлагает людям премудрость, — прямы и открыты. Первые ведут к позору и смерти, вторые – к разумной и благодатной жизни.

Начиная с 4 стиха и дальше следует то, что названо «речью премудрости». Она обращена ко всем сынам человеческим, потому что мудрость доступна им всем, но в первую очередь к тем, которые более всего нуждаются в обретении мудрости, а именно к «неразумным» (евр. петаим) и «глупым» (евр. кесил). Под благоразумием и разумом здесь подразумевается проявление мудрости, разумный подход к жизни, проницательность и умение отличить доброе от злого.

Прочитаем текст:

6 Важно всё, чему я учу, я говорю вам о правильном.

7 Все слова мои истинны, я ненавижу ложь,

8 все слова мои справедливы, ничего в них плохого нет.

9 Все они для разумных ясны, в ком есть знание — их понимает (Прит. 8:6-9).

Мудрость сама перечисляет достоинства, прежде всего обращая внимание слушателей на то, что имеет сказать им нечто важное, и что все сказанное ею – правильно. Все, что не соответствует истине, справедливости и добру, мудрые люди произносить не могут, потому что это мерзость для них. Поэтому премудрость зовет людей к обогащению разума и сердца. Она предлагает «неразумным» научиться и утверждает, что «разумному» и тому, кто приобрел знание, все ее слова ясны.

В 10 и 11 стихах мы видим, что персонифицированная мудрость есть ничто иное, как Божья премудрость. Это она говорит о себе людям, что она лучше жемчуга, и что учение ее ценнее серебра, как и знание, исходящее от нее, лучше нежели высокопробное золото.

В дальнейших стихах (12-21) подробно обосновывается, почему это так. Но хотя речь здесь идет о дарах мудрости, или ее благословениях, обилие личных местоимений, таких как: «я», «мной», «меня», «мои» – ставит в центр этого отрывка саму праведность, а не ее дары.

Да, мудрость доступна всем, но приобретают ее дары лишь те, которые любят ее. И приобретение этих даров сравнивается с богатством и славой. Здесь сокровище, как синоним богатства, и при том это долговременное богатство в отличие от богатства земного и кратковременного.

Тем, которые понимают истинную ценность этих разносторонних даров того «существенного блага» (стих 21), которое мудрость сулит, ясно, что они лучше золота, и пользы от мудрости больше, чем от высокопробного золота или отборного серебра.

Понедельник. Мудрость и творение

Базируется эта мысль на тексте: Притчи 8:22-29.

В этом тексте мудрость таинственным образом связана с Господом как Творцом. Этот поэтический отрывок имеет много общих слов с историей сотворения, которая описана в первых главах книги Бытие.

Вот здесь как раз и стоит наш памятный стих:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (8:22).

То есть, мудрость была до начала творения.

Описывая творческий акт и комментируя Притчи 8 главу, Эллен Уайт пишет так:

«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. У Него был помощник, сотрудник, Который мог ценить Его намерения и разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Иоан.1:1-2). Христос, Слово, единородный Божий был одно с Вечным Отцом — един с Ним по природе, характеру и намерениям. Только Он один мог иметь доступ к советам и замыслам Бога …. Сын Божий говорит о Себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; От века я помазана … когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» (Притч.8:22-30)». (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 34).

Мудрость в Притчах 8 главе выходит за рамки простой поэтической персонификации и на самом деле символизирует Божественную Личность – предвоплощенного Христа, который был сотворцом с Отцом и служил Посредником между бесконечным Богом и сотворенными существами еще до греха.

В первые века христианской истории отрывок Притч.8:22-31 был одним из самых популярных мест Ветхого Завета, который отцы Церкви относили к Христу, и эта интерпретация преобладала в христианском мире вплоть до современной эпохи. Хотя многие ученые, начиная с XIX века, видели в Притчах 8 главе только поэтическое олицетворение мудрости, все же имеются убедительные библейские доказательства, подтверждающие, что этот отрывок говорит непосредственно о предвоплощенном Сыне Божьем. Эта интерпретация имеет огромное значение для понимания взаимоотношений между личностями Божества и помогает увидеть удивительный характер Творца, сошедшего к своему творению, чтобы быть близко к ним во время сотворения.

Что интересно, если в Притчах1-7 главы мудрость лишь наделяется человеческими качествами — персонифицируется, то в Притчах, в 8 главе язык повествования меняется и описывает мудрость такими терминами, которые можно применить только ко второй Личности Божества, предвоплощенному Христу.

Это ясно потому, что мудрость наделяется такими прерогативами, которые в других местах Писания относятся исключительно к Яхве:

1) Податель жизни и смерти (тексты. 35-36; ср. 14:27);

2) Источник законного правления (тексты 15-16; ср. Кол-11:16-17);

3) Тот, Кого нужно искать, и призывать (текст 17; ср. Втор. 4:29);

4) Тот, Кто любит и Кого нужно любить (текст 17; ср. Неем.13:26);

5) Податель богатства (тексты 18-21; ср. 1Пар.29:12.);

и 6) Источник божественного откровения (тексты 6-10,19,32,34; ср. 29:18; 30:3-5).

Таким образом, мудрость в Притчах в 8 главе говорит и действует как определенная, самосознающая божественная Личность, предвоплощенный Сын Божий. Такое использование атрибута мудрости указывает на конкретную Личность Божества, технически известную как «ипостась».

Эллен Уайт ясно понимает мудрость в Притчах 8 главе, как означающую предвоплощенного Сына Божия. Вот, например, что она пишет в «Знамения времени», 29 августа 1900 г.: «Через Соломона Христос сказал. . . [далее цитируется Притч.8:22-30]. Говоря о Своем предсуществовании, Христос переносит мысль обратно в незапамятные времена. Он уверяет, что никогда не было времени, когда Он не находился в тесном общении с вечным Богом».

Вторник. Радость во время сотворения

Прочитаем текст Писания:

30 Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,

31 Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Прит. 8:30-31).

О ком идет здесь речь? Кого олицетворяет мудрость, о которой здесь идет речь, что она была художницей, она радовалась и веселилась над шаром земным?

Когда мы читаем заключительные слова каждого творческого дня, то здесь наблюдаем так называемый рефрен. Рефрен [фр. refrain)] повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. Или это что-то вроде припева в песне. Вот этот рефрен мы наблюдаем в описании конца каждого творческого дня: «И увидел Бог, что это хорошо». Последний шаг идет еще дальше, это 31 стих 1 главы Бытие: «И вот, весьма хорошо». С чем связано это «весьма хорошо»? Сотворен венец творения – человек. В Притчах эта кульминация рефрена также сводится к 31 стиху 8 главы. И здесь также веселие на земном кругу и радость связана с сынами человеческими, то есть с человеком.

Еврейское слово «хорошо» содержит идею наслаждения. Сотворив человека, Христос, ну, и естественно, все три личности Божества, имел не просто наслаждение, но весьма сильное наслаждение, потому что они имели взаимоотношение с сотворенным человеком. Теперь Бог делает паузу в творческом акте, чтобы в полной мере насладиться Своим творением. Во время этой паузы благословляется суббота.

Подобным образом наша поэма из книги Притчей завершается картиной того, как мудрость наслаждается творением. В конце творческой недели, в субботу, Бог вошел в отношения с людьми. Этот Божий «отдых» и Его радость после недельных трудов имеют непосредственное отношение к соблюдению субботы человечеством. По примеру Творца, он [человек] тоже может оглянуться на законченную работу с радостью, удовольствием и чувством удовлетворенности.

Среда. Заключительный призыв мудрости

Прочитаем текст Писания:

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35 Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;

36 А согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть (Прит.8:32-36).

Теперь уже не Соломон, а сама премудрость, подводя итог всему сказанному прежде, обращаясь к детям, то есть, к людям, которых она как бы родила, как ап. Павел говорил о верующих Галатии, которых он родил в муках. И вот, мудрость, резюмируя свои наставления, призывает: «Послушайте меня, мои наставления». Это она, между прочим, повторяет два раза, обещая блаженство или счастье тому человеку, который слушает ее, потому что залог успешной жизни и благодати от Господа в познании Его откровений и в следовании мудрым Его наставлениям. Напротив, поступающий вопреки советам и наставлениям Божьей мудрости, вредит и душе и телу. Такой человек осознанно избирает не жизнь, а смерть.

Книга Притчей объясняет нам, что мудрость существовала до того, как Бог создавал основы земли. Это подразумевает, что все творение Божье, включая нас, было вызвано к существованию повелением Божьей святой мудрости. Та же мудрость, которая существовала от начала с Богом, направляет нас к Божьему нравственному закону. Как кульминация Божьего творения, мудрость призывает нас избирать ее пути и жить во славу Божью.

Как нам обрести Божественную мудрость? Каждый из нас должен искать ответ на этот вопрос. Многие из нас думают, что если у нас есть образование или хорошая профессия, значит, мы стали мудрыми. В контексте этого мира это может быть действительно так. Однако мудрость, которая должна быть у нас как у детей Божьих, зависит от посвященного развития прочных взаимоотношений с Ним.

Четверг. Трапеза, приготовленная мудростью

Прочитаем текст Писания:

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:

5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума « (Прит. 9:1-6).

Просторный дом, построенный себе премудростью, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. Семь, как помним, символ полноты, совершенства. Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого — отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти известных на то время планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак. 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома, символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность, как плоды мудрости.

Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на свадебное торжество (Матф. 22:2-3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на свадебное торжество могли бы услышать многие.

В стихах 4-6 слова премудрости, провозглашаемые ее слугами, обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, — к «неразумным» и «скудоумным». Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых, каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще люди, открытых, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Пятница. Приглашение безрассудства

Прочитаем тест Писания:

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею (Прит. 9:13-18).

Во внешнем сходстве двух приглашений скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость — жена, исполненная достоинств, то глупость, прямо названная женщиной безрассудной, выступает с облике проститутки — шумливой, вульгарной и невежественной. И она зазывает к себе с возвышенных мест, только делает это сама. В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо, надеясь, что среди них немало скудоумных, у которых достаточно глупости откликнуться на ее приглашение.

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15), которая может означать как то, что если бы не ловушка, расставленная совратительницей, то многие из прохожих проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных, идущих прямо. Естественно, здесь противопоставление двух характеров и двух трапез. Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и вином разума и радости, то безрассудство — соблазняет сладостью краденых вод. Поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15-16), то воды краденые, — блуд, и утаенного хлеба — символ всякого действия, которое следует совершать втайне. В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный распутной женой не знает, что принятое им приглашение, это фактически приглашение к смерти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя книгу Притчей, мы узнаем, что Божественная мудрость — это требование, предъявляемое к каждому христианину. Если мы хотим быть победителями в XXI веке, мудрость должна руководить нашими мыслями, словами и поступками. Мы должны задаваться вопросом: «Как нам приобрести мудрость?»

Многие христиане думают, что мудрость можно легко обрести, просто молясь об этом. Хотя Библия поясняет, что мы можем получить мудрость, прося об этом в молитве Бога, практически не бывает такого, чтобы человек помолился вечером и проснулся на следующее утро уже мудрым.

Как мы узнаем из книги Притчей, мудрость начинается с развития тесных взаимоотношений с Богом. Невозможно обрести Божественную мудрость, не проявляя почтение к Его наставлениям. Бог не может изливать мудрость в вакуум. Нам следует сделать все, от нас зависящее, чтобы получить ее. Это включает в себя само исследование, молитву и размышление, внимательное наблюдение за жизнью других людей. Бог не дает мудрости в зависимости от степени нашей образованности или профессии. Учитывается лишь наше почтение и благоговейное отношение к Его заповедям.

Следующие шаги помогут нам обрести мудрость.

Проявляйте смирение. В Притчах 8:5 мудрость взывает к людям, жаждущим большего знания и понимания. Мудрые люди не зависят от собственного мнения. Они получают знание из других источников, таких как родители, учителя, пасторы, и особенно из Слова Божьего.

Внимайте голосу мудрости. Библия ясно показывает последствия нашего выбора, выбираем ли мы мудрость или глупость. Путь мудрости — это путь жизни, наполненный всяким благом, какое только может предложить небесное царство. Глупость, с другой стороны, предлагает быстрое получение удовольствия, за которым скрывается смерть и которое не длится долго. Для того, чтобы обрести мудрость, мы должны внимать Божьим наставлениям.

Принимайте верные решения. Принятие неправильных решений зачастую является главной слабостью человека. Но Бог даровал нам свободу делать свой выбор, потому что Он не диктатор. Нас зовут за собой как мудрость, так и глупость. Мы должны решить, в каком направлении пойдем. Если мы обращаем внимание на голос мудрости, тогда мы делаем правильный выбор, решив идти по Божьему пути. Поэтому нам следует быть открытыми для Божественного исправления. Вместо того чтобы постоянно озираться на собственные представления, пусть нашим наставником будет Слово Божье. Размышляйте о нем день и ночь.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (3):

  • Валерий

    |

    На мой взгляд, здесь в притчах, и особенно в 7-й и 9-й главах, где речь идёт о женщине-блуднице, просматривается прямая параллель с ложной церковью-отступницей, которая в Откр.17 названа «Вавилоном великим, матерью блудницам и мерзостям земным». К сожалению, многие сегодня упиваются вином её блудодеяния. Они подобны » неразумному, неопытному юноше» (Притч.7), который идёт за блудницей, «как вол на убой, и как олень на выстрел». Сладки речи блудницы, заманчивы её обещания, но устами Соломона сам Господь, как Отец, обращается к нам с предостережением: «Да не уклоняется сердце твоё на пути её, не блуждай по стезям её..»,ибо «дом» блудницы, как бы красив и заманчив он не был, есть «путь в преисподнюю, нисходящий во внутренние жилища смерти».
    Так Господь предупреждал своих детей ещё во времена Соломона. Сегодня Он обращается к тем, кто из Его детей всё ещё находится в Вавилоне, «великом городе, царствующем над земными царями», и призывает их выйти от блудницы, «чтобы не участвовать в грехах её и не подвергнуться язвам её, ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её»(Откр.18).


  • Евгений

    |

    Глава 8
    1. Разве не мудрость взывает, и не разум подает свой голос?
    Не только отец и не только учитель, сама мудрость взывает к тебе, вслушайся в голос своего разума, который предостерегает от греха.
    2. С небесных высот над путями земными и над стоящими на распутье,
    Так Всесильный, благословен Он, взывал с Синая к евреям, которые вышли из рабства, но ещё не почувствовали себя свободными.
    3. у ворот городских и у входов в дома она возглашает:
    «Внимай, народ мой, учению моему, прислушайся к словам уст моих». (Теhилим 78:1)
    Мудрость взывает у городских ворот, где располагался суд и судили мудрецы. Слова мудрости на пергаменте, закреплённом на косяке дверей, с правой стороны входа.
    4. — К вам, люди, взываю, и голос мой к сынам человеческим!
    Взывает к мудрому и глупому, к старому и молодому, к богатому и бедному, к здоровому и больному. Каждый человек найдёт для себя пользу в этом учении.
    5. — Учитесь, несмышленные, благоразумию, и глупцы — разуму.
    Чтобы плохой советчик не смутил разум и чтобы сердцем понял, что хорошо, а что плохо для тебя.
    6. — Слушайте, потому что я буду говорить важное, и открываю уста мои, чтобы сказать правду.
    Правда эта может быть неприятна для тебя, потому что открывает в тебе не только хорошее, но и плохое. Будь честным с собой — если не увидишь своих плохих качеств, не станешь их исправлять.
    7. — Ибо истину произнесет мой язык, а нечестие — мерзость для уст моих.
    Не желаю скрывать правду, чтобы не быть мне с тобой заодно в твоих грехах.
    8. — Справедливы все слова мои, нет в них коварства и извращения.
    Правда тяжела, поэтому немногие её выдерживают. (Мидраш Мишлей)
    9. — Все они ясны для разумного человека и справедливы в поисках знания.
    10. — Возьми моё учение, оно важнее серебра, и оцени знание дороже золота.
    Когда юный Шеломо был коронован на царство, то просил в молитве своей не богатства и не славы, а мудрости просил он у Творца. И получил всё — и мудрость, и богатство, и славу.
    Владеющий богатством подвергает твою жизнь опасности. Всегда есть завистливые люди, у которых разгораются глаза на чужое.
    Артабан, царь Персии, подарил Раву огромный бесценный алмаз, а Рава послал ему в ответ мезузу и написал письмо, где объяснил, что, получив царский подарок, он теперь опасается за свою жизнь, могут его ограбить и убить за этот камень.
    11. — Ибо мудрость лучше жемчужин и все желанное не сравнится с нею.
    Но мезуза, маленький пергаментный листик со словами великой мудрости, дороже алмаза, потому что охраняет от грабителей и убийц. (Ирушалми, Пеа 1а)
    12. — Я — мудрость, ум — моё жилище, а знание порождает замыслы.
    Там, где обитает мудрость, нет места для ецер hа-ра. Знание законов Творца рождает добрые замыслы. Сказали мудрецы: «Важно изучение законов, ибо изучение приводит к действию». (Кидушин 40б)
    А мы прибавим к этому, что важно также и изучение Дерех эрец, законов морали.
    13. — Бояться Бога — ненавидеть зло. Я ненавижу гордыню и высокомерие, и жизнь во зле, и извращенные уста.
    «Нет в сокровищнице Всевышнего ничего более ценного, чем страх перед Всевышним». (Берахот 33б) Боязнь совершить злое, йират хет.
    О гордости предостерегает Тора: «И возгордится твоё сердце, и забудешь Всевышнего». (Деварим 1:14) Гордыня и высокомерие неизбежно ведут человека к преступлению. Он считает себя великим или особенным, жаждет почёта, явно или тайно, в душе своей, возносится над другими.
    Чтобы удовлетворить своё тщеславие, становится лжецом, извращает истину и даже убийство может совершить.
    Шауль преследовал Давида только из за почестей, хотел уничтожить его, но сам погиб. (Шемуэль 1, 18)
    Сказал Давид, что не встанут высокомерные пред очами Всесильного, ненавидящего всех совершающих несправедливость. Погубит Он говорящих ложь. (Теhилим 5:6.7)
    14. — У меня совет и мудрость, я — разум, сила от меня.
    Умный человек просчитывает все свои шаги наперёд и ошибается. Но только мудрое решение окажется верным. Поэтому принято спрашивать совета у мудреца Торы, от Торы — совет и истинный разум, и великая сила.
    15. — От меня власть царей и справедливые решения вельмож.
    Еврейский царь обязан всегда иметь при себе свиток Торы. (Рамбам) Благополучие граждан страны зависит от мудрого и справедливого правления правителей.
    16. — От меня воля правителей и великодушие всех справедливых судей.
    Так правил и так судил Санhедрин, Совет мудрецов Израиля.
    17. — Я, любящих меня, люблю и тот, кто ищет, тот найдёт меня.
    Мудрость помогает избежать ошибок. Великая радость — искать, добиваться и служить мудрости, ведь тогда и она будет служить тебе все дни твоей жизни.
    18. Со мной богатство и почёт, достаток прочный и справедливость.
    19. — Лучше красного золота мои плоды, и урожай мой лучше серебра.
    Почему не дано большое богатство мудрецам в этом мире? Одна причина в том, что нет таких денег, которые могли бы удовлетворить настоящую мудрость. Другая причина в том, что мудрый человек получает причитающееся ему в будущем мире, в Олам hа-ба.
    Рабби Меир вёл занятия со своими учениками в пардесе в цитрусовом саду. Пришёл один из его учеников, который год назад отправился торговать в Индию, и говорит:
    — Пока вы здесь сидели и учились, я заработал двести золотых монет. Вытащил из мешка и показал, как они блестят на солнце.
    Загорелись глаза учеников:
    — Мы тоже хотим золота, мы тоже пойдём торговать! — закричали они.
    — Хотите золота? — спросил рабби, — собирайте вокруг.
    Смотрят они — камни, что лежали под деревьями стали золотыми. Хватают, набивают карманы, а рабби говорит:
    — Однако, знайте, что это золото вам для Олам hа-зэ, для этого мира, а в будущем, в Олам Ьа-ба, вы останетесь ни с чем, да и будущего у вас не будет, потому что всё берёте здесь, сейчас.
    Посмотрели ученики на рабби Меира и выбросили всё из карманов на землю. И золотые слитки стали тогда обыкновенными камнями.
    20. — Пойду дорогой справедливости, по стезям правосудия.
    Однажды великий царь, Александр Македонский попросил Рабби показать, как он ведёт суд.
    Пришли судиться два еврея. Один продал другому поле и тот, когда пахал, нашёл кувшин с драгоценными камнями.
    Не хотел он брать чужое, пришёл к бывшему хозяину поля и говорит:
    — Я купил поле, но не этот кувшин, забери его.
    А продавший поле говорит:
    — Нет, дорогой, ты купил все, что на земле и в земле, драгоценности твои.
    Спорят они, а договориться не могут. Удивляется Александр, ждёт решения суда. А Рабби спрашивает у одного:
    — Скажи, есть у тебя сын?
    — Есть, слава Всевышнему, уже ищу невесту ему.
    Обратился Рабби к другому:
    — А у тебя есть дочь?
    — Да, благословен Творец, даст Он, чтобы она вышла замуж и подарила мне внуков!
    Говорит им Рабби:
    — Вот вам решение суда: устройте свадьбу для ваших детей и отдайте им кувшин с драгоценностями, который нашли в земле.
    И спрашивает у Александра:
    — А как бы ты рассудил их?
    Отвечает царь:
    — Я бы велел отрубить головы и тому, кто продал землю, и тому, кто купил, а клад забрал бы себе. Потому что всё, что на земле и в земле принадлежит царю.
    — А что, светит солнце над вашей землёй и идут дожди?
    — Конечно!
    — Слава Творцу, обрадовался Рабби, значит, растения и животные могут жить на вашей земле.
    21. — Любящие меня наследуют, наполню их сокровищницы.
    Как сказано: «Благословен Господь! Каждый день Он дарит нам блага». (Теhилим 68:20)
    22. — Творец создал меня в начале начал, прежде всех Своих созданий.
    Мудрость эта — Тора, которая стала строительным проектом всего мироздания. Так принято в мире: мастер сначала создает чертёж, а потом смотрит и строит дом. (Бэрешит раба 1:1) .
    23. — Я издавна помазана на царство, изначально, до сотворения земли,
    Все события в мире происходят в соответствии с замыслом Творца, и мудрости дана власть во всех его пределах.
    24. и не было ещё бездонного пространства и источников, полных воды.
    25. — Пока ещё горы утопали в водах, раньше холмов я родилась.
    «И Дух Всесильного парил над водой». (Брешит 1:2)
    26. — До сотворения, до раздела земли, до первых пылинок Вселенной.
    До сотворения была Мысль о Творении, Хохмат Элоким, Мудрость Творца.
    27. — Прежде, чем Небеса были готовы, я была там, в круге, очерченном над бездной.
    В круге, очерченном над бездной, впервые проявилась воля Творца, и «…отделил Всесильный Свет от Тьмы». (Берешит 1:3)
    28. — В сердце небесных высот крепли источники бездны.
    То, что было названо Шамаим, Небесами, место, где пребывает Суд. Из этих источников вышла живительная вода, маим, заполнившая земные водоёмы.
    29. — Когда постановил Он, чтобы морские воды не выходили из берегов, а земля была твердыней.
    Ибо Он на морях основал её и на реках утвердил её. (Теhилим 24:2)
    30. — А я была питомицей Его и отрадой Его день за днём и во все времена,
    Мудрость — орудие мастерства Создателя. Он «смотрел» в Тору и сотворял мир.
    31. радостью на обитаемой земле Его, и веселила я людей.
    Сказал рабби Ошия, что читать следует не оман (питомицей Его), а уман (мастером Его). Мудрость — орудие мастерства Всесильного. И дал Он человеку радость постигать мудрость и участвовать в завершении творения. Это брит-мила.
    32. — Теперь, внимайте, дети, мне — счастливы хранящие мои пути!
    Служите Всевышнему с радостью, предстаньте перед Ним с весельем. (Теhилим 100:2)
    33. — Внимайте наставлению и станете мудрей, и не отступайте.
    Во всех своих словах, делах и помыслах — в любое время — представляй себя стоящим перед Пресвятым, благословенно Его Имя, и что Его Шехина почиет на тебе. (Письмо Рамбана)
    34. — Блажен, кто слушает меня, усердно день за днём у ворот моих дежурит, на страже у дверей моих.
    И пусть она, мудрость, Тора, будет у тебя и изучай её все дни жизни своей. (Дэварим 17:19)
    Это то, о чём просил царь Давид: «Научи меня, Всевышний, пути Твоему, следовать правде Твоей, направь сердце моё единственно к страху перед Именем Твоим». (Теhилим 86:11)
    35. — Так как меня нашедший, жизнь нашёл — и будет он благословен Творцом.
    Того, «кто пользуется светом Торы (мудрости), того Тора оживляет». (Кэтубот 111б) И Всевышний благословляет для доброй долгой жизни.
    36. — А тот, кто предо мной виновен, вредит своей душе. Всех ненавидящих меня полюбит смерть.
    Здесь глагол «лесно» (ненавидеть) близок по звучанию глаголу «лишнот» (изменять). Это говорит о том, что у мудреца нет права изменять даже в малой степени великой мудрости Торы. А тот, кто оскверняет Слово Творца, бесславно погибнет.


  • Славик Анпилов

    |

    «Какое важное решение вам в ближайшее время придется принимать?» я собираюсь переходить на новый уровень отношения к Господу и ближним. Это уже другое состояние сердца. Прошу всех читающих помолиться об этом, чтобы молитвы стали как бы попутным ветром. «Если вы его еще не приняли, подумайте о том влиянии, которое ваш выбор может оказать на других, будь то положительное или отрицательное.»


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.