Алексей Опарин. Смирна: город фимиама. Монография. — Харьков: Факт, 2014. — 240 с. (Серия «Семь периодов церквей»)

22-09-2014, 1 комментарий

3214321532453451Оглавление.

Предисловие

ЧАСТЬ I

История города Смирны
Глава 1. Смирна: родина Гомера.
Глава 2. Смирна и Лидийское царство.
Глава 3. Смирна и сон Александра Македонского.
Глава 4. Смирна и Пергамское царство.
Глава 5. Смирна и царь Понта Митридат.
Глава 6. Смирна и Древний Рим.
Глава 7. Поликарп – пресвитер Смирны.
Глава 8. Смирна в эпоху средневековья.
Глава 9. Смирна становится Измиром.

ЧАСТЬ II

Античный мир времен Смирнского периода. Империя рабов

Глава 1. Империя рабов. Хлеба и зрелищ!
Глава 2. Империя рабов. Культ разврата.
Глава 3. Империя рабов. Институт семьи.
Глава 4. Империя рабов. Социально-экономическое положение.

ЧАСТЬ III

Смирнский период истории христианства. Причины триумфального шествия Евангелия

Глава 1. Кризис языческой религии и философии.
Глава 2. Кризис иудаизма.
Глава 3. Универсальность христианского учения.
Глава 4. Характер жизни и деятельности первых христиан.
Глава 5. Исполнившиеся пророчества.

ЧАСТЬ IV

Смирнский период истории христианства. Причины гонений на христиан

Глава 1. Христианство и государственная религия Рима.
Глава 2. Христианство и религия толпы.
Глава 3. Христианство и жречество.
Глава 4. Христианство и язычество.

ЧАСТЬ V

История Смирнского периода. Цезарь или Христос

Глава 1. Император Траян.
Глава 2. Император Адриан.
Глава 3. Император Марк-Аврелий.
Глава 4. Император Септимий Север.
Глава 5. Императоры Деций и Валериан.
Глава 6. Император Диоклетиан и его соправители

ЧАСТЬ VI

Смирнский период истории христианства. Христос или Велиар

Глава 1. Лукиан Самосатский.
Глава 2. Цельс.
Глава 3. Гиерокл Вифинский.
Глава 4. Античные альтернативы христианству. Культы восточных богов и богинь.
Глава 5. Античные альтернативы христианству. Синкретизм.
Глава 6. Античные альтернативы христианству. Неоплатонизм.
Глава 7. Античные альтернативы христианству. Гностицизм.
Глава 8. Наследие гностицизма.
Глава 9. Апологетическая литература. Причины возникновения. Школы.
Глава 10. Первые христианские апологеты.
Глава 11. Климент Александрийский.
Глава 12. Тертуллиан Карфагенский.

ЧАСТЬ VII

Послание к Смирнской церкви

Глава 1. Послание к Смирнской церкви. Понимающий Бог.
Глава 2. Послание к Смирнской церкви. Знающий Бог.
Глава 3. Послание к Смирнской церкви. Укрепляющий Бог.
Глава 4. Послание к Смирнской церкви. Спасающий Бог.

Постскриптум
Археологическое путешествие по Смирне
Список использованной литературы

***

Рецензия на монографию профессора А. А. Опарина «Смирна: город фимиама»

Представленная монография профессора Алексея Анатольевича Опарина «Смирна: город фимиама», посвященная изучению ранней истории христианства, продолжает начатую автором серию научных трудов «Семь периодов церквей», освещающих историю христианской церкви. Как и предыдущие работы, посвященные истории Эфесского, Пергамского, Лаодикийского, Сардисского периодов истории, данная монография построена по общему плану, в который входит освещение и анализ не только ключевых моментов, связанных с историей собственно христианства в тот или иной период истории, но и глубокого анализа общего исторического фона того времени, а также существующих тогда религиозных систем.

Все это позволяет автору комплексно подойти к изучению данного периода. Начатая автором серия книг, посвященная семи периодам истории христианской церкви, не имеет по своему историческому, религиоведческому и философскому охватам аналогии на русском языке.

Данная монография состоит из семи основных частей. В первой дается история города Смирны-Измира, по имени которой и получил свое название данный период истории христианства. Во второй части автором в сжатой, но емкой форме представлен портрет античного общества времен расцвета Римской империи, при этом автором выделены несколько характерологических ее черт, в которых и заключены причины ее будущего падения. Третья часть работы посвящена анализу причин необыкновенного успеха проповеди христианства в Римской империи: проанализированы и выделены основные причины этого. В четвертой части представлены причины гонения, осуществляемые имперским правительством и языческим миром на христианство. В пятой части дана история развития христианства в 100-323 г. г., в неразрывной связи с общей историей античного мира. Шестая часть, являющаяся одной из ключевых в работе, посвящена анализу истории последних языческих религиозных систем, ставящих своей целью соединение воедино всех языческих религий и философий в цельную систему. Среди них изучение синкретизма, этого экуменизма нашего времени, и неоплатонической философии, прямого аналога современной эзотерики, представляет в связи с этим далеко не только исторический интерес. В этой же части автором прекрасно проведен анализ апологетической литературы ? ответа христианского мира на всесторонние нападки язычества. Седьмая часть работы, посвященная анализу обращения к Смирнской церкви, содержащемуся в книге Откровение, логически завершает анализ этого периода и одновременно позволяет получить ответы и на духовные поиски современного человека и общества.

При написании настоящего труда автором были привлечены и проанализированы практически все отечественные и зарубежные источники по данному вопросу, что позволило комплексно проанализировать поднимаемые в работе темы, и с другой стороны, придти к важным открытиям и выводам.

Среди научной новизны данной монографии хотелось бы в первую очередь отметить, что это первая обобщающая работа по Смирнскому периоду истории христианской церкви, написанная в контексте Всемирной истории, истории христианства, библейской философии и анализа данных книги Откровение. В работе впервые проанализированы религиозные системы языческого Рима в контексте их альтернатив появившемуся христианству, в контексте Великой борьбы. В работе впервые проведено сопоставление древнего синкретизма, неоплатонизма с философиями Новейшего времени, такими, как экуменизм, спиритизм и эзотерика, в которых автор справедливо видит наследие языческой философской мысли. Работа написана прекрасным литературным языком, богато иллюстрирована редкими гравюрами и фотографиями.

Все это позволяет говорить о научной ценности данной работы, как отвечающей всем требованиям, предъявляемым к монографиям и одновременно интересе к ней самой широкой аудитории читателей.

Пастор Дмитрий Юнак, Тула

***

Глава 7

Античные альтернативы христианству. Гностицизм

Когда неоплатонизм стал показывать свою неспособность остановить проповедь Евангелия, мы видим, как в истории делается еще одна попытка победить христианство, попытка принципиально новая. «Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в дру­гой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаи­ло в душе мысль о реформе христианства. Одна часть язычников, под­даваясь господствовавшему тогда стремлению приобрести истину посредством выбора и слияния элементов разных систем, приняла хри­стианство. Эта часть языческого общества должна считаться наиболее религиозной.

Но это вступление язычников-синкретистов в христиан­ство было вступлением соглядатаев с намерением перестроить по-свое­му и захватить в свои руки христианский лагерь. Эти язычники думали, что они нисколько не обязаны с вступлением в христианство оставлять свои прежние теории, напротив, думали правильно истолковать и понять при помощи их христианство в высоком совершенном смысле». [Болотов. Указ. соч., т. 2, с. 339].

Итак, гностицизм (от греч. гнозис – знание) представляет собой соединение восточного мистицизма, греческой философии, иудейской каббалы и христианства. Причем, как тонко замечает профессор Ф. Шафф, соединение не механическое, а химическое, при котором настолько тонко все переплетено, и взаимно пропитано, что уже нельзя отделить одно от другого. [Шафф. Указ. соч., т. 2, с. 305]. В этом своем синкретизме, слиянии различных идей, гностицизм напоминает неоплатонизм, но в отличии от того, он не только признает христианство, но якобы ставит даже его во главу своей философской системы.

Неоплатонизм это открытая альтернатива христианству путем синкретизма языческих верований и оккультизма, а гностицизм – это попытка вливания языческой философии, оккультизма и религии в христианство и перестройка учения христианства по языческому образцу изнутри. [Шафф. Указ. соч., т. 2, с. 304]. Гностицизм это внесение язычества и оккультизма в христианство в христианских одеждах.

Гностицизм, это уже не открытая полемика с христианством по типу неоплатонизма, а попытка примирить, объединить в единую систему христианство с язычеством.

Гностики, таким образом:

? признавали, христианство, как религию, но отрицали его исключительное право на обладание истиной;

? предлагали взять лучшее из христианства и язычества и соединить это в единую систему;

? смотрели на христианство, как учение несостоятельное, поскольку оно отвергало языческую философию, знание которой якобы поможет пониманию тех особых тайн, которые заложены в самом христианстве. [Болотов. Указ. соч., т. 2., с. 339-340].

При этом, себя гностики, как выходцы из языческих философских школ, гордящиеся своим образованием и считали теми людьми, которые могут постигнуть тайные высшие знания, якобы заключенные в христианстве, но недоступные простым верующим.

Они полагали, что сущность христианства заключается в высшем знании, воображали себя единственными обладателями эзотерического философского учения, которое якобы делало их истинно духовными людьми, и с презрением относились к про­стым людям, как душевным и плотским. Они составляли интеллектуальную аристократию, высшую касту церкви. Более того, они искажали христианство, вводя в него различные совершенно чуждые элементы, тем самым, затемняя под­линную суть Евангелия. [Шафф. Указ. соч., т. 2, с. 304].

Гностики, это первые эзотерики. И, как новейший эзотеризм черпает свои корни из восточных учений, так и гностицизм II века своими корнями уходит в иранский зороастризм, буддизм и каббалу.

Высшим авторитетом для себя гностики считали тайное предание в противовес Священному Писанию. Этим тайным преданием были различные апокрифические Евангелия, которые сами гностики и создавали. Такой подход был не случаен, ибо Библия, безусловно, не поддержала бы их идей. Поэтому надо было создать источник, стоящий наравне с Библией. Сходным путем пойдет и средневековая церковь, когда приняв в свое вероучения откровенно языческие учения о бессмертии души, поклонения изображениям и тд. станет нуждаться в авторитете, который бы все это обосновал, вопреки ясному учению Библии. Так появится Священное Предание. И в этом предании, кстати, будут фигурировать и многие из апокрифов, созданных гностиками.

Итак, гностики, создают тайное предание, в основе которых лежат апокрифы, утверждающие положения их учения. Но этого им показалось недостаточно. Поэтому они Ветхий Завет отвергали целиком ли большую его часть, в Новом завете они предпочитали отдельные книги и места, в угоду себе, к примеру, они перестроили структуру Евангелие от Луки, добавив у него еще и произвольно ими выбранные места из Посланий ап. Павла.

Далее они применяли аллегорический метод толкования Библии, причем самым произвольным образом. За этими аллегориями, по их мнению, и скрывалось тайное знание, открытое только избранным, то есть им. В своем произвольном и аллегорическом толковании Библии они доходили до того, что превозносили Иуду и его дальновидность и роль в плане спасения. Именно одной из гностических сект и принадлежало написание и так называемого, «Евангелия от Иуды», ставшее столь популярным в наше время, что еще раз показало живучесть гностических идей.

Некоторые из гностиков (секта каинитов) вообще перевернули всю библейскую историю, утверждая, что на самом деле добрые герои были злыми и наоборот и потому, они провозгласили себя потомками Каина и поклонялись всем нечестивым героям, как Ветхого, так и Нового Заветов.

Общими положениями для всех гностических сект и учений было следующее:

? наличие противостояния между Богом и материей;

? утверждение, что земной мир, материя создана не Богом, а злыми силами;

? отрицание человеческой составляющей в личности Христа.

Итак, согласно, гностическому учению, Бог это невообразимая бездна, безымянная и непостижимая, которая исторгает из себя, так называемые, ионы, то есть идеи духовного мира: разум, мудрость, жизнь. Вся совокупность этих эонов образует идеальный мир или духовную полноту. В свою очередь материальный мир образует полноту тьмы.

Гностики утверждали, что раз в мире столько зла следовательно Бог создать такой мир не мог и потому говорили, что творцом материального мира является злая сущность, которая и правит миром, которую гностики именовали Демиургом (сатана). Именно этот Демиург и является творцом материального мира.

Исходя из этого гностики, признавая, что человек состоит из духа, души и тела, утверждали, что всех людей надо разделить на три класса: духовных, у которых преобладает Божественный элемент, материальных у которых преобладает плотский, и душевный (или психический), представляющий собой промежуточное состояние между первыми двумя.

Любая материя, в том числе и физическое тело человека греховно и, следовательно, для спасения необходимо умертвить греховное тело с его наклонностями. Таким образом, для гностиков грех ассоциировался с материей.

Они ненавидели не только созданный Богом мир с его горами, реками, морями, но и свое собственное тело, считая, что все это создал не Бог, а дьявол.

Для того, чтобы умертвить плоть гностические школы предлагали два основные пути. Первый, это умерщвление плоти путем страшного аскетизма, постов, отказ от брака и провозглашение его потаканием чувственности, а рождение детей – осквернение плотским и порождением нового зла. Они отрицали частную собственность, считая ее злом, призывали отказываться от обычных работ, даже занятий сельским хозяйством, ибо все это материальный греховный мир. Этого принципа придерживались школы Маркиона, Сатурнина, и особенно манихеев.

Второй путь был прямой противоположностью первому. Они учили, что чувственность надо преодолевать, уступая ей и умерщвлять плоть путем не лишений, а, наоборот, путем сексуальных излишеств. На этом пути стояла секта Николаитов, которую упоминает апостол Иоанн в своем послании к Семи церквям (Откр. 2:6,15).

И, если секты гностиков, стоящие на первом пути, практиковали низведение человека в могилу путем умерщвления плоти постами и неимоверными ограничениями, то вторые на своих служениях проводили самые настоящие сексуальные оргии, преподнося разврат на служении, как способ поклонения Богу. [Шафф. Указ. соч., т. 2, с. 311-312; Ренан Э. Марк-Аврелий и конец античного мира. ? Спб.: Изд-е Н. Глаголева. 1902. С. 74-75].

Понятно, что через подобные секты христианство страшно дискредитировалось в глазах языческого мира, многие представители которого слабо разбирались в этих сектах и полагали, что это и есть представители христианства.

В каждой гностической секте были разные уровни посвящения, называемые обычно слушателями, которые стояли на пути отказа от материального и совершенными, познавшими эзотерические тайны и отказавшимися в своей жизни от всего материального, то есть освободившими свой дух от власти материи.

Исследуя сегодня гностическое учение, мы видим, что оно отнюдь не ушло в небытие, а продолжает править умами людей.

Глава 8

Наследие гностицизма

Наследие гностицизма, дошедшее до нашего времени мы можем сгруппировать на несколько основных учений.

  • Бессмертная душа и греховное тело

Средневековая церковь эпохи Пергама и Фиатиры, которая придет на смену церкви Смирнского периода, вберет в себя очень многие гностические идеи и в частности идею о бессмертии души данной человеку Богом и греховном теле — источнике зла и греха. И потому для победы над грехом необходимо умерщвлять всячески тело.

Отсюда пойдут учения о самоистязаниях, длительных постах, столпничестве, отказе от брака, необходимости для священников целибата, монастырях и тд. При этом и гностики, и средневековая отступившая церковь не обращали внимания, на четкое библейское учение о том, что грех рождается не в теле человека, а в его мыслях. И подобно тому, как в аскетических сектах гностиков, процветал скрытый страшный разврат, он же будет процветать и в эпоху средневековой церкви и в современных тоталитарных сектах, проповедующих, как правило то же учения гностиков о необходимости умерщвления греховной плоти или путем строжайшей аскезы или страшного разврата.

  • Богословие, подчиненное не авторитету Библии, а авторитету философии

Мы, говорили выше о том, что в конце Смирнского периода, под влиянием входящих в церковь философских идей и приемов, простое исследование Библии, по принципу, что Библия всегда объяснит саму себя, пришли богословские труды, в которых стало больше человеческих рассуждений, чем библейских истин. И потому, стали все чаще приводить Библию и ее тексты в соответствии с философскими понятиями и категориями.

Так, «на исконный и существенный вопрос философии, каким образам из бесконечного произошло конечное, материальный мир — от духовного, христианство предлагало идею свободного творения из ничего и при­том в форме настолько простой, что здесь религия и по самому содер­жанию, и по изложению расходилась с философской постановкой этого вопроса, так как философия плохо мирилась с идеей творения, пред­ставлявшейся ей логическим противоречием, потому что из ничего ни­чего не бывает.

Положение философствующих умов I и II вв. в подобных вопросах, несмотря на резкое различие в форме, в сущности было то же, что совре­менное нам положение так называемого современного либерального богословия, которое хочет установить полное соответствие между чисто богослов­ским воззрением и естественнонаучными или всякими другими науч­ными гипотезами. Как гностики, так и современные посредствующие богословы не желают жертвовать ни религиозной верой, ни философс­ки-научным убеждением. Нужно было, следовательно, согласить их меж­ду собой во что бы то ни стало. Этого можно было достигнуть двумя путя­ми; или в самом в самом Св. Писания, найти тот философско-научный смысл, какой для гностиков или посредствую­щих богословов стал дорог, или, в крайнем случае, поискать такой прин­цип, который освобождал бы человека от авторитета буквы Св. Писания.

Известно, как данном случае поступают современные либеральные богословы. Если шестидневное творение представляется не научным с геологической точки зрения, то можно слово обозначающее день попытаться понимать не в буквальном смысле, и тогда мы будем иметь дело с целыми геологи­ческими периодами, которые можно растянуть в целые миллионы лет. Можно в известных местах подметить благоприятные фразы, отвечаю­щие, по-видимому, дарвиновской теории происхождении видов (Быт 1, 20, 24), а в конце концов всегда остается возможность признать, что Св. Писание в данном случае говорит только языком человеческим, что Моисей писал не для астрономов и геологов, а для современных ему евре­ев. Тогда первая глава Бытия не будет иметь того значения, чтобы из-за нее становилась неизбежной борьба с современным естествоведением. Во всех своих приемах, в филологии, критике и экзегезе, они хотят стоять на уровне современной науки». [Болотов. Указ. соч., т. 2., с. 344].

Идя этим путем, многие богословы двадцатого века, дошли до того, что стали утверждать, что теория эволюции и происхождение человека из обезьяны, якобы действительно имело место в истории. Просто Бог на заключительном этапе эволюции вдохнул в человекообразное существо разумную душу, благодаря чему человек и стал человеком в полном смысле этого слова.

Как же были посрамлены эти богословы, когда сама официальная наука признала, что так и не нашла ни одного промежуточного звена, показывающего эволюцию постепенного превращения обезьяны в человека. А те, кости, которые были до этого якобы найдены и были приписываемы переходным формам, оказались или костями, принадлежащими просто крупным обезьянам или вообще подделкой или, как неандерталец, оказались просто вымершей человеческой расой.

Точно также были посрамлены либеральные богословы, поспешившие в эпоху расцвета дарвинизма и атеизма объявить библейские сообщения о всемирном потопе, Содоме и Гоморре просто аллегориями, когда, спустя несколько десятилетий, сама официальная наука признала их полную историчность!

Точно также и те богословы, которые спешили объявить аллегоричными библейские сообщения о недельном творении земли, сегодня видят, как сама официальная наука четко говорит о том, что методов исследования позволяющих датировать тот или иной предмет, возраст которого превышает 4000 лет, отсутствуют. И все разговоры о миллионах лет нашей земли это просто общие отвлеченные построения, которые, кстати, базируются все на тех же принципах гностической философии, утверждающей, что из ничего образоваться ничего не может. И, следовательно, до образования нашей огромной земли с ее горами и океанами должны вначале были образоваться мельчайшие атомы, а чтобы из атомов образовались столь огромные объекты нужны миллионы лет. В то время, как Библия, утверждающая что Бог творил из ничего, показывает, что им сразу были сотворены реки, холмы уже в цельном готовом виде и потому миллионы лет на их естественное образование не требовались.

Либеральное богословие XIX-XX в.в. дошло до того, что стало вообще отрицать божественность Христа. Вдумаемся, богословы перестали верить во Христа, как Господа! [Опарин А.А. Тюбингенская мантия. Философия. Религия. Христианство. ? Харьков: Факт. 2011]. Но именно к этой идее в своих оккультных и философских мудрствованиях пришли и гностики в свое время. И это не случайно, ибо источник из которого они черпали свои вдохновения был один и тот же- языческая философия и восточный оккультизм.

В своем мудрствовании современное богословие, к сожалению. все дальше и дальше отходит от чистого и простого библейского учения, заменяя его хитросплетениями человеческими, являющегося нередко просто полным бредом воспаленного и амбициозного воображения.

  • Аллегорические толкования Библии

Первыми, кто применил метод аллегорического толкования Библии, были гностики. Благодаря ему, они выхолащивали из Библии то, что им мешало и вводили в ее учение то, чего там никогда и не было. Этим же путем пошла и средневековая церковь, желая убрать из Библии мешавшее ей, и особенно библейские пророчества, которые обличали ее ереси.

В наши дни понимание историчности пророчеств Даниила и Откровения является жизненно важным для каждого человека и потому не случайно, что сегодня силы зла прилагают максимум усилий, что бы скрыть от людей содержание этих пророчеств Библии о нашем времени. И здесь они очень широко используют либеральное богословие, которое все сильнее и сильнее пытается представить конкретные исторически пророчества Даниила и Откровения просто, как духовные туманные аллегории. При этом конкретные библейские пророчества о последнем времени, США, папстве, экуменизме просто расплываются и сходят на нет. В этой связи большой интерес представляют работы профессора Р.Н. Волкославского в которых он четко и полно раскрывает полную несостоятельность этих либеральных богословов, стоящих на позициях аллегорического толкования Библии.

  • Эзотерические учения

Эзотерические книги Блаватской, Рериха. Гурджиева, Андреева, Кастанеды, которые захлестнули современный мир стоят на тех же самых принципах гностицизма, принципах слияния христианского учения с языческими верованиями востока и оккультизма.

Эти философы утверждают, что, несмотря на кажущееся внешнее различие, все религии мира, по сути, имеют общий фундамент: этим фундаментом является вера и, как следствие, ритуалы поклонения тем, в кого верят. Каждую религию с самого ее зарождения они делят на два направления. Первое — массовое, или направление большинства, представляет собой церковную организацию (духовенство, храмы) и верующих (приходящих в храм для молитвы, выполнения обрядов, ритуалов). Второе — это малочисленное направление, закрытое для непосвященных, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках (медитации — погружения в себя и воссоединения с Высшим Разумом). Именно это и является эзотерикой (от греческого слова «эзос» — скрытый, внутренний). Для последователя эзотерики важно не выполнение обряда или соблюдение заповедей, а получение мистического опыта, который в силах изменить всю сущность человека.

Почти тождественным эзотерике является мистицизм (от греческого «мистикос» — таинственный). Мистика — это расширение границ своего восприятия и выход за пределы материального мира. В отличие от верующего мистик постигает тайны бытия человека и Вселенной, смысл жизни не с помощью веры, а на собственном опыте, изменяющем его жизнь. Этот опыт достигаются двумя основными путями (методами): 1. Экзотерическим (от греческого — «внешний»), который состоит в том, что человек, совершенствуясь в процессе жизни, переживает те или иные внешние ситуации, стрессы, события. 2. Эзотерическим, открытым для особо посвященных людей. Этот метод основан на философии, в основе которой лежит представление о строении человека.

Человек как бы состоит из двух частей: материальной (органы тела) и нематериальной (находящейся как в пределах самого тела, так и далеко за его пределами, в других пространственных измерениях). В этих нематериальных центрах находятся энергии, обеспечивающие жизнь организма и его сознание. От работы этих центров зависят черты характера человека, его эмоции, настроение. Поэтому человек должен научиться регулировать и управлять работой этих центров для своего самосовершенствования, исключения всего плохого, а также плотского. Для этого существуют мантры — таинственные заклинания, кроме того, повторение имен богов, специальная музыка, особые позы, которые необходимо периодически придавать своему телу, созерцание особых изображений, пребывание в специальных местах. С помощью этих средств человек как бы сливается с Высшим Разумом, то есть Всевышним. При этом человек забывает самого себя, ощущая свое полное единение с Божественным. Специальным методом является медитация — состояние, когда ум человека полностью отключен, лишен каких бы то ни было мыслей, памяти, эмоций. Очищенное от всего лишнего сознание человека входит в соприкосновение с Божественным Сознанием. Высшей точкой подобных опытов является дематериализация.

При этом явлении, которого достигают немногие, тело, пропитанное божественным совершенством, и сознание, полностью слитое с Океаном Божественности, приводит к тому, что человек трансформируется до такой степени, что покидает этот мир, дематериализуя свое тело, словом, на время исчезает.

Как же к ним относиться к эзотерическим учениям с библейских позиций, какую оценку дает им Священное Писание?

  • Во-первых, Библия не признает основного тезиса эзотерики о том, что все религии едины по своей сути. Писание признает только одну истинную религию: «Один Господь, одна вера…» (Ефесянам 4:5), все же другие имеют антибожественное происхождение.
  • Во-вторых, вера в бессмертие души тоже противоречит всему учению Библии: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния… И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем…» (Екклесиаст 9:5, 6); «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалтирь 113:25); «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).
  • В-третьих, вера в переселение душ противоречит учению Христа.
  • В-четвертых, следование мистическим упражнениям, которые могут обожествить человека, отвергает Голгофскую жертву Спасителя и библейскую истину о том, что спасение возможно только через Иисуса Христа, благодаря Его заслугам: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1-Тимофею 2:5); «Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).
  • В-пятых, общность и соединение с магией, оккультизмом отвратительны в глазах Божьих: «И когда скажут вам: «Обратитесь к вызывателям умерших и чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: «не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:19, 20); «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Второзаконие 18:10-12). И таких противоречий можно насчитать множество.

Кроме того, по своей сути эзотерика направлена на соединение всех религий, шествуя в ногу с экуменическим движением, а ведь в Библии указано на то, что в конце времени силы зла будет пытаться объединить, на основании все тех же эзотерических принципов, все религии мира в одну, спровоцировав гонение на единственную истинную Божью церковь, которая отвергнет этот союз с языческими и оккультными религиями. Точно также, как его в свое время отвергла христианская церковь Смирнского периода, испытав после этого на себе всю силу озлобленного языческого мира, но подобно тому, как христиане времен Смирны победили гностические учения, точно так же и церковь Божья последнего времени победит эзотерические учения и силы зла, стоящие за ними.


Рубрика: Библейские исследования, История Церкви, Наука и религия, Церковь и медиа

Комментарии (1):

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"