Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 2. Ученичество через метафору

09-01-2014, комментарий 21 Просмотров: 1 013

Продолжая темы об ученичестве, во втором уроке нам предлагается рассмотреть метафоры ученичества. Как и в каждом уроке, мы имеем эпиграф. К данной теме он взят из Евангелия от Матфея:

«Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Матф. 13:34, 35).

Рассматривая Библейские тексты, мы сталкиваемся со многими метафорами — иносказаниями, например:

«Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».

От нас требуется быть «солью», «светом». Нам предлагается насыщать человечество и вести его к Великому Свету.

А Христос изображен и Божьим Агнцем и Львом из колена Иуды.

Поэтому вполне разумно изучать метафоры, используемые Христом, чтобы понять, как учить других.

Притчи Христа содержат разные образы, которые помогают нам понимать Его царство. Важной отличительной характеристикой метафоры является дееспособность принести новый смысл в старую идею, помочь кому-то понять «новую» истину, соотнеся ее с чем-то знакомым. Будучи учениками, давайте учиться использовать метафоры и притчи, чтобы привлекать людей к Спасителю. Делая так, мы воистину станем солью этого мира. Итак, давайте об том поговорим подробно.

Воскресенье Притчи Иисуса о спасении

Не в вакууме проходила жизнь Иисуса Христа. Как и сегодня, была политическая нестабильность, духовные интриги. Народ встретил Христа по разному: кто-то из-за хлеба и рыбы, кому-то хотелось получить физическое здоровье. Мало кто искал духовного выздоровления. А руководящая верхушка искала, ждала, когда Он сделает ошибку. Они придирались к каждому Его слову, надеясь уловить Его. Поэтому Ему часто приходилось изъясняться в притчах, чтобы доносить истину простым людям. Такой стиль проповеди также стал исполнением пророчества:

1Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил (Пс. 77:1-4).

Этот метод говорить притчами был важен для Христа. Он делал это для того, чтобы беспрепятственно распространять Евангелие.

Однажды, отвечая на вопрос: Почему Ты изъясняешь притчами? — Христос процитировал Ис.6:9,10. Суть этого текста в том, что сердца, уши и глаза людей стали грубыми, глухими и слепыми. Используя притчи, Он возбуждал любопытство участников. Но Он также прятал истину от мятежников. Притчи не мешали людям узнавать истину, напротив, притчи возбуждали их интерес и заставляли их учиться.

Таким образом, притчи были своеобразным мостом ко всем слоям общества, все могут получить спасение, но иногда истина не лежит на поверхности, для ее распознания надо где-то глубоко копнуть и раскусить этот крепкий орешек.

А для чего существуют сегодня ребусы, кроссворды? Ну, и дали бы сразу готовые ответы. Но разве не интересней раскусить загадку, нежели просто так прочитать готовый ответ?!

Вот, например, математическая самая простая задача. Ну-ка, ученики первого класса и выше, ответьте: сколько будет, если 1+1х 0=

Многие изумляются: почему в Библии нет прямых и конкретных ответов на те или иные острые богословские вопросы? А это как в пословице: «Без труда — не выловишь и рыбку из пруда». Вот тем и ценна Библия, что в ней надо искать сокровище, а не грести его руками. Все, что добывается с трудом – наиболее ценно.

Никто не может сказать, что он не сведущ в вопросах спасения. Вопрос стоит в желании познать истину или в нежелании ее познавать. Недаром, рассказывая притчами, Иисус показал, что нужно быть мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби (Матф.10:16).

Понедельник Если ловить, то ловить людей

Христос сказал однажды Петру и Андрею:

«Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19).

Это тоже метафора. Петр и Андрей были рыбаками. Христос использовал их профессию и метафорически призвал их быть ловцами людей. Обычно трудно человеку оставить любимое занятие и поменять профессию. Особенно если он и его семья зависят от этой работы. Ученики оставили все. О чем это говорит? Дав однажды им большой улов рыбы, Он заверил их в успехе и на миссионерском поприще. В обеспечении обилия рыбы Иисус дал доказательство о Своей силе, предусмотренной согласно нужд своих последователей и их смиренной веры.

Со стороны учеников не было ни малейшего колебания. Решение обменять свое успешное занятие как рыбаков на более высокое участие с Иисусом, как ловцов человеков, было сделано немедленно и сознательно. Они не нуждались во времени для размышления об этом предложении или чтобы позаботиться о нуждах своих семей. Они бросились в глубину, как привычные рыболовы; когда они возвратились на берег, они устремились верой «в глубины», к которым Христос теперь призывал их – быть ловцами людей.

Павел – великий апостол, миссионер по ловле языческих душ, был готов с легкостью отметить потерю всего своего земного имущества, ибо он рассматривал «превосходство познания Иисуса Христа» беспредельно более великой ценностью. То, что ему прежде казалось ценным, теперь оказалось бесполезным. Найдя жемчужину великой ценности, ученики взамен отдали все свое земное обладание и интересы, и вложил все свои физические и умственные силы в дело царства небесного.

Вторник Если строить, то строить на надежном фундаменте

Прочитаем текст:

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Матф. 7:24-27).

В связи с чем были сказаны эти слова: «кто слушает слова Мои сии и не исполняет их»?

Это резюмирующие слова к нагорной проповеди, описание о которой идет с начала 5 главы. Вот смотрите, с чего начинается пятая глава:

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» (Матф. 5:1-2)

Она начинается нагорной проповедью. А вот конец Нагорной проповеди:

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа (Матф. 8:1).

А пятая по седьмую главы — это нагорная проповедь. Вот в конце Нагорной проповеди и рассказал Христос метафору о благоразумном строителе. И всякого слушающего эти слова, слова, которые Он произнес в Своей знаменитой проповеди, уподобляет Он этому благоразумному мужу. Что же Христос хотел сказать этими словами? Здесь Он, безусловно, имеет в виду больше, нежели обыкновенное слушание. Если мы читаем всю Нагорную проповедь, она вся составлена из символов, сравнений, одним словом, вся в метафорах.

И как нам следует поступать после того как мы прочитываем Нагорную проповедь? Просто прочитать ее и все? Христос делает легкий упрек: «и не исполняет…». И кому Он тогда уподобляет такого человека? Строителю, построившему дом на песке. А что может означать песок в нашем духовном строительстве? Все зыбкие и шаткие человеческие учения, не основанные на камне, то есть на Христе.

Сегодня кажется, все дома стоят, но это до поры, до времени. Испытания покажут, чье здание основано на песке, а чье – на камне.

Среда Если взялся за плуг, то не озирайся назад

Притчу о сеятеле мы знаем хорошо. Хотя наглядно могли себе представить эту картину только древние. Мы по историческим фильмам, по мультфильмам о древней Руси только можем понять как это «вышел сеятель сеять». Нам больше понятно: Дядя Ваня завел трактор и за день вспахал все поле. На другой день подцепил сеялку и за-полдня все поле засеял. А вот как это идти по полю с лукошком и сеять, разбрасывая равномерно зерна, нам уже понять гораздо трудней. Но суть одна — семя было в лукошке, и вот оно оказалось в земле, и это главная задача сеятеля.

Но это метафора. Поток наших мыслей этой процедурой сеяния не исчерпывается. Мы ищем для себя урок, и урок в другой сфере деятельности, где семя что-то означает, и почва – тоже, да и сам сеятель. Да и появляется еще некто ночью, кто между семенами пшеницы сеет еще и семена плевелов. Вот тут уже ребус становится интересным. Но суть ребуса не в том, чтобы увидеть недостатки в ближнем, в церкви, в руководителях церкви, что, как правило, является нашим неотъемлемым атрибутом, но нам надлежит рассматривать эту метафору в ракурсе зеркала. Вот мы подходим к зеркалу и что мы там видим в свете этой притчи? Христос желал, чтобы каждый как в зеркале своей души, мог оценить свои личные корыстные побуждения, свое упорство и упрямство, проанализировать, насколько мир захлестнул его своей суетой, и вобрать жизнь бескомпромиссного ученичества. Если мы это сделаем, то мы истинные ученики в школе Христа.

Ученичество отдает суд в руки Учителя, а не учеников. Если мы судим ближнего, то фактически занимаем место Христа. Может мы начинаем делить еще до урожая верующих на пшеницу и плевелы? Может мы делим церковь на овец и козлов? О, мы не своим делом тогда занялись. Мы призваны сеять и при том – пшеницу, а не плевелы, а отделять пшеницу от плевел давайте позволим Христу.

Четверг Реакция Давида на метафору

Метафора – не нечто новое в устах Христа. В ветхозаветное время ее уже применяли.

О том, как Нафан предстал пред царем Давидом с метафорой, мы читаем 2 Цар.12:1-7.Эта история нам хорошо известна, позвольте изложить смысл всего произошедшего с Давидом и о том, как обличил его Бог через Нафана в стихотворной форме.

Давид и Вирсавия

(БИБЛИЯ, 2Царств 11-12 главы)
Давным-давно в обетованной
Земле, где мед и виноград,
Жил царь – гроза врагов незваных.
Обстроил он престольный град.

Случилось как-то вдруг под вечер,
Наш царь как раз опочивал…
Нет! Нет! Ни град, ни смерч, ни ветер,
Ни враг пред ним с мечом предстал.

Проснувшись, царь пошел на кровлю,
В досуг на город свой взглянуть;
А Эрос уж готов на ловлю.
Без слов, без лести, зная суть,

Предстал он в образе прекрасной:
И стан, и талия, и грудь…
И клюнул царь,- план не напрасный.
Вот так: Расслабиться чуть-чуть!

С врагами Урия воюет.
Сверкают в битве меч и щит;
А Елиама дочь целует,
Кипя от страсти, царь Давид.

Вирсавия невозмутима:
-Ведь царь позвал! Да, он же сам!…
И оба в оргии интимной,
В пылу страстей…позор и срам!

Всё как обычно: пыл унялся…
И снова будни впереди.
В своих чертогах царь остался…
-А ты, красавица, иди…

Но недалек был тот нежданный,
Царя встревоживший «звонок»:
-Мой милый царь, мой друг желанный,
Родится вскоре наш сынок.

Услышав, царь, что там во чреве…
-О, что же делать? Как тут быть?
Узнают люди…Он во гневе,
Никак не может в зле остыть.

-Пусть с фронта Урия вернется,-
Спешит приказы царь давать.
-Женой своей пускай займется…
О, царь! Ты в промахе опять.

Так зло на зло: прелюбодейство,
Обман, убийство, — грех на грех,-
Приказ был отдан на злодейство:
Пал воин всем врагам на смех.

Таких солдат — не уйма в стане.
В руках таких – побед ключи.
И слышен глас с небес Нафану:
-Иди, Давида обличи.

Войти велит в помпезном нраве
Пророку властный жест царя.
Принять его иль нет, — был вправе
Монарх, и слов не говоря.

-Ты с чем пожаловал в чертоги?
Не учит Тору детвора?
В Израиле чужие боги?
От зла спасать народ пора?

-Пришел к тебе, Давид, есть дело:
Молва худая в царстве сём.
Хотел сказать всё прямо, смело,
Да не решусь сказать о нём…

Ты что?! Нафан, давай, в чем дело?
Казнить кого?! – Проблем тут нет.
Чтоб злу в глаза добро глядело, —
Пусть правду знает Божий свет!

-Да, дело в том: Один богатый
В селенье рядом барин есть.
Овец – не счесть, и скот рогатый…
Но запятнал свою он честь.

Его сосед – не сотни в стаде –
Всего одну овцу имел;
Она ему как дочь в отраду.
Её обидеть он не смел.

Пришел к богатому недавно,
Устав с дороги, путник в дом.
И сделал барин ужин славный…
Но дело здесь совсем не в том;

Овцу на ужин не из стада
Зарезал-то он в попыхах;
Прошла вся пышная услада
С овцой соседа на зубах.

Вскипел от гнева царь на троне:
-Какая наглость у людей!
Не будет в царстве больше стонов.
Достоин смерти тот злодей!

-Ты – тот злодей, бай из аула!
Тебе Господь дал царство, власть,
Богатство, жен, престол Саула.
Ты ж, насладившись жизнью всласть,

Как поступил с «овечкой» друга?
А что ты сделал с ним? Забыл?
Ласкаешь ты его супругу…
И вдруг Давид как столб застыл.

Что сделалось с монархом гордым?!
Куда девались: форс, задор?!
И вырвалось со вздохом скорбным:
-Убийца я, блудник и вор.

Мы тоже можем опуститься
В беспечной праздности во грех.
Не лучше ль нам в досуг молиться?!
В молитве сила и успех!

Автор стихотворения Александр Серков

Пятница Высшая цель

Прочитаем текст:

6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11:6).

Речь здесь, конечно не идет о сеянии пшеницы или овса. Здесь также метафора, из которой следует извлечь пользу на духовном уровне. Цель Божия во все века была одна: сеять семена истины в сердца людские. Христос пришел с той же целью, чтобы призвать грешников к покаянию. Он прожил образцовую жизнь и призвал учеников, обычных людей, следовать за Ним и стать ловцами других людей в царствие Божие. Его слова были ярче всякой критики в Его адрес.

Что мы можем извлечь для себя? Не следует ли и нам сиять так, чтобы люди могли видеть Христа, а не нас?!

Когда Нафан предстал пред царем Давидом и рассказал ему историю про овечку, не было сомнений, что Давид понял эту метафору. Это видно из его быстрого осуждения виновного в преступлении. Возможно, если бы Давил знал, что пророк говорит о нем, он не был бы так скор с ответом. Люди всегда готовы указать пальцем на других, забывая, что, когда они указывают одним пальцем на другого человека, желая его обвинить, четыре пальца указывают на них самих.

Нам следует с молитвой изучать метафоры, используемые в Писании, чтобы понимать, как Христос обращался с различными слушателями в притчах. Тогда мы сможем использовать возможность указать людям на вечные библейские истины.

Иисус говорил, используя метафоры, потому что иудеи и язычники находили их интересными и легко их понимали. Когда Он облекал новую истину в известную историю или сравнение, эта истина легко запоминалась и имела большую силу. Простота метафор часто позволяла Иисусу скрывать такие идеи, которые, если их открыто возвещать, могли привести к Его преждевременному аресту. И сегодня доказана сила преподавания с использованием метафор и притч, потому что среди разнообразия систем передачи информации в нашем мире рассказы и иносказательные рассказы это лучшее что может пробудить интерес и в чем-либо убедить человека.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (21):

  • Максим Балаклицкий

    |

    Руслан,

    когда же мы наконец поверим, что не мое или Ваше решение избавляет от греха, а Кровь Иисуса?


  • Александра Ланц

    |

    Адвентисты, как церковь, тогда решат жить без греха, когда познают любовь Христа, потому что весь закон и пророки основаны на заповедях любви Христовой. Человек только тогда будет избегать грешить простив кого-то, когда любит этого кого-то больше самого себя.

    Однако и остальные христиане не решаться избавиться от греха, пока не признают, что согрешая, не смогут войти в Вечную жизнь, впрочем они даже любовь Христа по-настоящему не смогут принять, если не поймут всю греховность греха. Разглагольствовать о ней будут, но жить и спасаться ею не смогут.


  • Александр Серков

    |

    руслан
    09/01/2014 в 22:16 | Ссылка на комментарий
    Когда же адвентисты решат жить без греха?

    Решить — это одно, а не грешить — это другое.
    Когда неадвентисты и решат и перестанут пальцем указывать на других? Когда они решат подойти и подойдут к зеркалу? Я думаю: самое эффективное решение, это решения для себя лично. Блудный сын в первую очередь решил для себя самого: «Встану и пойду к отцу моему…».


  • Руслан

    |

    Серкову.И всё же нужно для начала решить , а потом искать почему не получается.


  • Александр Петров

    |

    «Когда адвентисты решат жить без греха». Это такой же вопрос некорректный как и вопрос:»Когда же наконец комментатор руслан перестанет служить сатане?»


  • Александр Серков

    |

    Руслан
    10/01/2014 в 10:58 | Ссылка на комментарий
    Серкову.И всё же нужно для начала решить , а потом искать почему не получается.

    Решение есть со дня крещения и даже еще раньше. Но часто приходится констатировать вместе с ап. Павлом: » Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

    И еще Павел писал некоторым самоуверенным христианам, которые заявляли о своей праведности в противоположность другим христианам: » Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

    И наконец, скажу Вам, Руслан: после проповеди Христа на одну тему, Ему фарисеи ставили совершенно на другую тему заготовленные заранее компрометирующие вопросы. Как к данной теме об ученичестве через метафоры «прилепить» Ваш вопрос о грехах адвентистов? Неужели в этом и заключается вся Ваша безгрешная жизнь? Вы к каждой теме ставите почти одинаковые вопросы. Расширьте горизонты Вашего мышления.


  • Руслан

    |

    Серкову .Вы со дня крещения даёте установку жить людям по плоти, а не по Духу всегда(((


  • Петров А.

    |

    Руслану.А увас есть основания считать ,что адвентисты живут в грехе?


  • Аркадий

    |

    Руслан
    10/01/2014 в 21:21 | Ссылка на комментарий
    Аркадию .Что такое ЦР?

    Церковное Руководство-служители.


  • Руслан

    |

    Петрову.Я пока не встречал ни одного адвентиста который бы по совести сказал подобно хотя бы Павлу , что ничего не знает за собой.


  • Руслан

    |

    Более того почти все служители в один голос утверждают что сейчас жить без греха не получится.


  • Аркадий

    |

    В АСД,даже у реформистов, вопреки библейским текстам и трудам Е. Уайт, продвигается доктрина вавилонская «Невозможности святой и совершенной жизни христианина». Говорятся бредовые вещи по типу:» Пусть ты во Христе -всё равно грешник»,или :»Кровь Христа омывает все грехи,но всё равно ты грешник»,» В этом мире и теле мы не можем жить не греша…» и т.д. и т.п.


  • владимир

    |

    Комментарий удален. Пожелания админу просьба не публиковать в комментариях к статьям, а направлять на эл.почту в редакцию сайта: http://www.asd.in.ua/about.
    Админ.


  • Александр П

    |

    все верно
    вот к примеру рассказ про хлеба есть арифметическая задача
    которая решается только в том случае если Иисус отдает свой хлеб
    людям.Только в этом случае всем делится поровну.
    Вот идея притчи.Равенство.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.