Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу: Блаженство книги Даниила (1 — часть)

06-01-2014, 1 комментарий

Что ж, довольно таки немало мы поговорили о микроструктуре, особенно по первой главе, пора перейти к макроструктуре книги Откровение. Как бы с высоты птичьего полета взглянуть на книгу, таким вот общим планом.

Приведу три выдержки из Духа пророческого, в которых вестница Господня общим планом дает характеристику двух книг, книги Даниила и Откровение.

«В настоящее время необходимо более тщательно исследовать Слово Божье; в особенности книге пророка Даниила и Откровению мы должны уделить такое внимание, как никогда прежде. Свет, полученный Даниилом от Бога, был дан в особенном смысле для нашего последнего времени» (СП 112, 113. 1896).

«Прежде чем наступит конец времени, станем читать и изучать 12 главу книги пророка Даниила. В ней находится предостережение, которое всем нам необходимо понимать» (Опубликованные рукописи т. 15, 228. 1903).

«Когда верующие будут лучше понимать книги Даниила и Откровение, их религиозный опыт полностью изменится. Они так отчетливо увидят открытые врата рая, что уразумеют всем сердцем и умом, какой характер нужно развить у себя, чтобы наследовать блаженство, обещанное в качестве награды тем, кто чист сердцем» (Вера, которой я живу 345).

В этом цикле мы изучаем книгу Откровение. Но так как книга Откровение тесно переплетена с книгой Даниила, то прежде чем говорить о блаженствах книги Откровение, просто необходимо разобраться с блаженством книги Даниила; и тогда мы рассмотрим блаженства Откровения. Книга Откровение распростирает перед нашим взором «радугу», состоящую из семи блаженств. Книга Даниила также имеет блаженство, но только одно. В общем-то, эти две книги тесно связаны между собой; и анализ всех восьми блаженств дает удивительную их взаимосвязь и притом в хронологическом порядке.

Что ж, давайте приступим к этому анализу. Рассмотрим сначала блаженство из книги Даниила12:12, а затем проанализируем и семь блаженств из книги Откровение.

Вся эта тема будет посвящена блаженству из Дан 12:12. Разобьем мы тему на три части.

БЛАЖЕНСТВО КНИГИ ДАНИИЛА (1 – часть)

Если «тысяча триста тридцать пять» выразить цифрой, то перед нами предстанет семисловное блаженство:

«Блажен, кто ожидает и достигнет 1335 дней» (Дан.12:12).

Этот текст имеет свои неясности, и сделать экзегезу можно только при помощи Библейского синтеза и анализа.

1- неясность.

Нет точки опоры для определения начала отсчета.

2 – неясность.

Не указана историческая обстановка, определяющая конец периода.

Давайте начнем искать решение этих проблемных неясностей.

Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что этот текст (12:12) имеет корреляцию (взаимосвязь) с предыдущим текстом (12:11), в котором содержится еще один отрезок времени в 1290 дней. В отличие от 12 – го текста, текст 11– ый дает начальную точку отсчета:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения…» (Дан. 12:11) .

Таким образом, временные данные обоих текстов имеют одну исходную дату. 12 – ый текст, фактически, включает в себя период 11 – го текста (1290 дней) и еще продлевает его до 1335 дней. Поразмыслите над этими двумя текстами, и вам станет это совершенно очевидно.

Вот они два текста подряд:

11. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней.

12. Блажен, кто ожидает и достигнет 1335 дней (Дан. 12:11-12).

Ключевое слово «достигнет» дает повод для тесной связи этих двух текстов. Оно, по сути, ставит 1290 дней в статус недостаточности по количеству дней (конец этого срока определяет другое событие) и продлевает их до 1335 – ти.

Но нам неизвестна пока дата начала этих периодов. Мы знаем только событие:

«Прекращение ежедневной жертвы и поставление мерзости запустения».

Дату мы выявим позже. А теперь у нас возникает еще одна неясность:

3– неясность.

Буквальные или символические дни содержит это пророчество?

В качестве экзегезы для выяснения этой неясности давайте выдвинем семь тезисов — аргументов:

1 – аргумент. В апокалиптических пророчествах книг Даниила и Откровения мы обнаруживаем семь пророческих периодов, на протяжении которых происходили какие-либо преследования или были в чем-то ущемлены чьи-либо права.

Начнем с самого короткого:

1 Божьи свидетели будут лежать мертвыми на улицах в течение трех с половиной дней, прежде чем воскреснуть (см. Откр. 11:9).

2 О другом периоде, периоде преследования протяженностью в 10 дней, говорится в Откр. 2:10.

3 Людей, которые не имеют печати Божией на челах своих, ожидают мучения на протяжении пяти месяцев в пятой трубе (см. Откр. 9:5).

4 А в шестой трубе в течение часа, дня, месяца и года будут убивать людей (см. Откр. 9:15).

5 1260 дней (42 месяца, 3,5 времени), в течение которых народ Божий будет терпеть преследования. В книгах Откровение и Даниила говорится об этом периоде, между прочим, семь раз: дважды в Даниила (7:25 и 12:7); и пять раз в Откровении (11:2; 11:3; 12:6; 12:14 и 13:5).

6 Мерзости запустения дано властвовать 1290 дней, в течение которых совесть и права истинно верующих будут попираемы (см. Дан. 12:11).

7 И наконец, рассматриваемый нами текст: «Блажен, кто ожидает и достигнет 1335 дней (Дан. 12:12). Логика подсказывает: если в этом периоде надо что-то ждать, ожидать чего-то блаженного, чего-то лучшего, — значит, до окончания этих дней народ Божий был еще в чем- то ущемлен. В какой-то кабале, если не в физической, то в духовной, он еще находился.

Все эти семь периодов связаны в одну логическую связку. И они либо все буквальные и исчисляются днями, либо все символические и исчисляются годами. Последующие аргументы расширят это понимание.

2 — аргумент. Когда временные периоды в апокалиптических пророчествах сопровождают символические фигуры, осуществляющие описанную через символы деятельность, или описание событий происходит каким-либо неестественным способом, — будет естественным принять, что эти временные периоды должны быть также символическими по своей природе.

Цифровые данные пророчеств Даниила являются неестественными по своей сути, например:

Нормальный способ выразить 1290 дней из Даниила 12:11 был бы: «3 года и 7 месяцев».

То же самое и с временными пророчествами в 2300 вечеров и утр – «6 лет, 4 месяца и 20 дней»;

И с семьюдесятью седминами – «1 год, 4 месяца и 10 дней».

«Время, времена и полвремени» и его эквиваленты «1260 дней» и «42 месяца» — также ненормальное определение времени. Оно должно было бы быть обозначенным: «3 года и 6 месяцев».

И это же самое и с временным пророчеством в 1335 дней из Даниила 12:12 = 3 года, 8 месяцев и 15 дней».

Сравните, как выражают время Иисус Христос и Иаков, когда речь не идет о символизме:

«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лук. 4:25).

«Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).

Временные пророчества Даниила не выражены тем способом, каким были бы выражены, если бы использовались для обозначения буквального времени. Это говорит о том, что речь здесь идет не о буквальном, а о символическом времени.

3 — аргумент, опровергающий толкование о том, что данные периоды исчисляются буквальными днями и нашли свое исполнение в далеком прошлом.

Поскольку все пророчества Даниила ведут, в конечном счете, ко времени конца, за которым должно следовать окончательное установление Божьего царства, — временные периоды, упомянутые в этих пророчествах, следует, естественно, рассматривать как простирающиеся в истории до этого времени конца. А это еще раз свидетельствует о том, что эти временные периоды надо рассматривать не как буквальные дни, которые нашли свое исполнение в далеком прошлом, а как пророческие дни, равные буквальным годам и простирающиеся до событий последнего времени. И вообще, немыслимо было бы заявление Ангела о том, что в последнее время умножится ведение и книга будет раскрыта (см. Дан.12:4), если события, предсказанные в ней, исполнились задолго до последнего времени.

4 — аргумент. Если взять такие пророческие периоды, как 10 дней испытания (см. Откр. 2:10); 3,5 дня, когда два Божьих свидетеля будут лежать мертвыми и непогребенными на улицах (см. Откр. 11:9), – возможно ли в действительности такое, что эти периоды пророчества могли совершиться в течение полунедели или чуть больше недели?!

Если взять пророчество о «небольшом роге», можно ли допустить мысль о том, что борьба между «небольшим рогом» и Всевышним решится в течение всего лишь 3,5 буквальных лет? Всеобъемлющий размах истории спасения, данный в этом пророчестве, не соответствует периоду времени, необычайно короткому для того, чтобы завершить событие такой важности.

Если апокалиптические временные периоды истолковывать как буквальные, то в великой борьбе не сработает принцип справедливости. Посмотрите, ведь 120 лет благодати было отпущено допотопному миру; 400 лет израильтяне были угнетаемы в Египте; 70 лет они были в Вавилонском плену. А если бы временные периоды пророчеств Даниила и Откровения, связанные с преследованием церкви, были буквальными, то родоначальник зла имел бы все основания жаловаться на то, что ему было дано слишком мало времени для того, чтобы продемонстрировать превосходство его программы. Что значили бы тогда эти 3,5 дня, 10 дней и даже 3,5 года?!

Поэтому эти короткие периоды пророческого времени поддерживают идею о том, что временные периоды в апокалиптических пророчествах обретают более ясный смысл, если они истолкованы не на буквальной, а на символической основе.

5 – аргумент. В исторических повествованиях слово «ДНИ» нередко используется для обозначения общего количества прошедших лет, например:

Даниил и его друзья предстают перед царем «по окончании тех дней», хотя на их обучение ушло три года (см. Дан. 1:5,18).

Навуходоносор вновь обрел здравый ум «по окончании дней тех» (Дан. 4:31), хотя период, о котором идет речь, длился семь времен (лет) (см. Дан. 4:22).

Из этого видно, что связь, которую нам необходимо установить между словом «день» и «год», формировалась из общего лингвистического использования и типа мышления людей того времени, из которого позже между этими словами развилось более узкое отношение в пророческих текстах.

6 – аргумент. Богословы многих вероисповеданий на протяжении многого времени придерживались этого принципа толкования «день за год» за многие века до появления церкви Адвентистов седьмого дня.

7 – аргумент, направленный против толкования, якобы 1260,1290 и 1335 дней являются буквальными днями ближайшего будущего.

Заметьте, продолжительная речь ангела, начавшаяся в 11 главе, закончилась в 12:4. Текст 12:5-13 – это эпилог к видению 11 главы и, в некотором смысле, также ко всей книге. Это не новое видение на другую тему, но объяснение определенных элементов видений, уже содержащихся в книге. Такое понимание подтверждает и вопрос в Дан. 12:6:

«Когда будет конец этих чудных происшествий?» (Дан.12:6).

Выражение: «Этих чудных происшествий» — относится к видению пророка в 11 – главе, которая сама по себе просто развила тему, поднятую в 8 – главе, и даже в седьмой, а ещё точней, во второй, в которой, в отличие от остальных видений, раскрывается основная концепция будущего.

Но сторонники толкования, якобы 1260, 1290 и 1335 дней являются буквальными днями ближайшего будущего, заявляют, что, дескать, да, эти пророчества исполнились в прошлом, но они найдут также свое второе буквальное исполнение в будущем. Логично ли такое толкование? Оно было бы более логичным, если бы повторное буквальное исполнение имели бы все временные пророчества. Но ни 3,5 дня (см. Откр. 11:9); ни 10 дней (см. Откр. 2:10); ни пять месяцев (см. Откр. 9:5); ни час, день, месяц и год (см. Откр. 9:15); ни 70 седмин; ни 2300 вечеров и утр двойного исполнения не имеют. Почему же тогда 1260, 1290 и 1335 дней должны как-то по-особому выделяться из общей связки временных пророчеств?!

Учитывая этот аргумент, а также утверждение Е. Уайт, что после 1844 года не будет определенного пророческого времени, мы, Адвентисты седьмого дня, отвергаем попытки отнести эти пророчества к будущим событиям. Они принадлежат прошлому.

Выдержка из трудов Е. Г. Уайт:

«На лагерном собрании в Джексоне я прямо заявила этим фанатикам, что совершая работу великого противника человечества, они находятся во тьме. Они утверждали, что обладают великим светом и что время благодати окончится в октябре 1884 года. Я публично заявила, что, согласно откровению Господнему, с 1844 года Бог не мог даровать вести о каком-то определенном времени» (ИВ 2, 73. 1885).

Таким образом, мы рассмотрели пока три неясности из семи. Они суть следующие:

1 — неясность.

Нет точки опоры для определения начала отсчета.

2 – неясность.

Не указана историческая обстановка, определяющая конец периода.

3 – неясность.

Буквальные или символические дни содержит это пророчество?

В следующих темах мы углубимся в этот вопрос и подойдем ближе к его решению.

Пастор Александр Серков.


Рубрика: Библейские исследования, Изучаем книгу Откровение, Церковь и общество

Комментарии (1):

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"