Взаимодействие трех Личностей Божества

21-02-2013, комментариев 45

Произнося слово: «Бог», — что мы вкладываем в это понятие: Отец Небесный или все три Личности Божества? И как три Личности взаимодействуют? Вот об этом и будет эта тема.

Мы начнем с такого Библейского текста: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Переводчики недаром перевели слово «эхад» как «един».. Хотя это слово имеет более широкое значение: «один, единственный, единый, первый». Что это значит? Какое понятие мы вкладываем в слово «един»? Оно означает не просто единство, а сложное единство, т.е. одно, включающее несколько составных частей (от слова «меухад»-объединённый). Бог — это сложное триединство, т.е. три Личности, которые объединены единой сущностью и целью. Каждая Личность Божества имеет определенные функции, как в плане творения, так и искупления.

Это понятие не ново и для современного человека. Возьмите такое слово, как «совет», например: «совет церкви». Звучит как единственное число, один совет. Можно сказать: Един совет, потому что все его члены (5,7 или 9 человек) — едины в намерениях и целях устроения и содержания в порядке церкви, которая и выбрала их для этого служения. Вот таким единственным числом с несколькими членами, составляющими это единство, мы можем привести немало примеров. Это и «семья», и «президиум», и «редколлегия» и т.д.

Мы применяем еще такое слово, как «Троица». Но самого слова «Троица» в Библии нет. Это подчеркнутое выражение в отличие от слова Бог, вот этот вот теологический термин «Троица» стали применять в 4 веке после Никейского собора специально в пику тем, кто отрицал Троичность Бога. В частности, таким, как: Арий, Монтан, Маркиан и их последователям.

Теперь давайте обратимся к Новому Завету.
В Новом Завете есть текст, достойный внимания:1Иоан.5:6-8.

В синодальном переводе этот текст сильно искажен. Давайте возьмем перевод Кулакова:

«Вот Кто пришел водой ‘крещения’ и кровью ‘распятия’ — Иисус Христос; не одной лишь водой ‘пришел’, но водою и кровью; Дух ‘тому’ свидетель, а Дух ведь ‘сама’ истина.
Итак, три есть свидетеля:
Дух, вода и кровь и ‘в свидетельстве своем’ эти три едины».

Теперь давайте разберемся в том, что именно хотел сказать этим отрывком Иоанн.
Возьмем текст выше, так как оттуда начинается контекст:

«Не тот ли побеждает мир, кто верит, что Иисус — Сын Божий»? (1Иоан 5:5 пер. Кулакова).

Видно целью Иоанна было, чтобы читатели поверили в Иисуса. Поэтому он и приводит свидетельства. Вообще, в те времена очень большую роль играли свидетели. Если есть два-три свидетеля, считай, что дело сделано.

Иоанн приводит здесь три свидетельства: Дух, вода и кровь. Начнем с воды. На что может указывать свидетельство воды? На то, что при водном крещении Иисуса Сам Бог Отец дал глас с небес. Это есть первое свидетельство.

На что указывает свидетельство крови?
На свидетельство Иисуса, когда Он был распят. Помните, фарисеи искушая Иисуса, просили дать им свидетельство (знамение), что Он есть Тот, за кого Себя выдает? Что ответил Иисус на это?

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф.12:39-40).

Это свидетельство исполнилось, когда Иисус пострадал и пролил Свою кровь на Голгофе.

Таким образом, свидетельство Воды и Крови – это есть образные свидетельства Бога Отца и Его Сына. Иисус подтвердил еще раньше это словами, что Он и Его Отец – двое Свидетелей:

«Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Иоан.8:18).

Но уже в своем первом послании тот же Иоанн говорит, что имеется третий Свидетель! Кто это? Дух Святой, Который присутствовал при крещении и нисходил на Иисуса. Иоанн так и пишет: «Дух (тому) Свидетель», или «Дух есть Свидетель». И далее: «Поэтому три есть свидетеля…и трое есть одно (свидетельство)».

Прочтите теперь последующие стихи, где он говорит, что тройное свидетельство – это свидетельство не каких-то там безликих сил, а Самого Бога:

«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие…» (1Иоан.5:9).

Какой сделаем вывод? Тройное свидетельство – это одно сильное свидетельство Бога Отца, Сына и Святого Духа в том, что Иисус – наш Спаситель. Именно этого хотел добиться Иоанн своим посланием, — зарождению у читателей веры в Спасителя Иисуса Христа.

Возьмем еще один важный текст:
«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:30-32).

Обратите внимание на то, как назван здесь Дух Святой. Наряду с верующими, Дух назван Свидетелем. В тексте 1Иоан.5:6, который мы приводили самым первым, мы также заметили, что Дух – Свидетель. Что подразумеваем мы вообще под термином «свидетель»? Это очевидец событий, сторонний наблюдатель, живая личность. В отношении же событий распятия и воскресения Христа, этим Свидетелем был Дух Святой — Живая Личность.

Давайте проследим, каковы были взаимодействия Личностей Бога в Новом Завете.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:16-17).

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель сотворим» (Иоан.14:23).

Здесь мы видим, что Иисус обещал, что посредством Святого Духа, другого Утешителя Они с Отцом будут находиться в сердцах верующих. Иисус вовсе не заявлял, что Он придет буквально или в другой форме. Иисус говорил о Духе, Который, хоть и является частью их Самих – но все же обладает и собственным мышлением и независимой, но находящейся в полном согласии с Богом, собственной волей. Более того, у Духа Святого Своя часть очень важного служения.

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26-27).

Несмотря на то, что Иисус назван нашим Ходатаем, всё же, «воздыханиями неизреченными» ходатайствует за нас именно Дух Святой, а не Христос. Почему? Все очень просто. Ходатайство Духа Святого и Иисуса Христа – служения различного характера. Иисус – это наш Ходатай как Первосвященник. Его служение проявляется в защите грешников на суде. То есть, Иисус – это единственный Посредник между Богом и людьми, занимающийся служением оправдания грешников (см.1Тим.2:5). Служение Духа заключается в том, что Он представляет наши молитвы Богу Отцу, во имя Христа, «воздыханиями неизреченными».

Такому пониманию есть основание в Ветхом Завете. В земном святилище, наряду с ковчегом Завета, на крышку которого кропилась кровь жертвы за грех, перед завесой стоял жертвенник курений, где воскурялся фимиам, символизирующий молитвы. В Библии об этом сказано:

«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им; это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх.30:7-8).

Заметьте, это было особое ежедневное ходатайственное служение. И в то время, когда оно совершалось, зажигались лампады, то есть светильники. Светильник горел благодаря маслу, а масло – всегда являлось символом Святого Духа. Само курение – невозможно было осуществить без огня, который также является символом Святого Духа.

Ежедневное ходатайственное служение, символизирующее служение Духа, отличалось от служения Первосвященника, который входил однажды в год в Святое Святых с кровью жертвы и очищал от грехов свой народ, по их молитвам. Точно таким же является служение Святого Духа и Иисуса Христа. Иисус оправдывает нас благодаря свидетельству Духа Святого о нас, Который представляет наши молитвы через Христа Богу.

Часто при общении с приверженцами антитринитарных взглядов, и если разговор заходит о Святом Духе, можно наблюдать такую картину: когда оппонент не знает, как возразить на предъявленный аргумент, чаще всего он пытается как можно быстрей подменить тезис разговора, а чтобы тему о Святом Духе быстрей завершить, можно услышать такое: «Дух Святой – не Личность, потому что Он сравнивается в Библии с неодушевленными предметами». В доказательство обычно приводят Библейские примеры. Вот два из них:

«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лук. 11:20).

«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Матф. 12:28).

Некоторых это цитирование может смутить. Но это не доказывает правоту наших оппонентов, потому что Сам Христос неоднократно в Библии сравнивается с неодушевленными предметами, с проявлением Божьей силы.
Например:

Иисус Христос – «Слово» Бога (Иоан.1:1);

Иисус Христос – «Премудрость» Бога (Прит.8 глава);

Иисус Христос – «Мышца Господня» (Ис.53:1; Иоан.12:38);

Иисус Христос – «Я пролился как вода» (Пс.21:15).

Итак, весьма очевидно, что и Дух Святой, сравнивающийся в Ев. от Луки с перстом, вполне может являться также Личностью.

Вот другой текст:

«И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исх.14:8).

Разве израильтяне на самом деле, буквально, «шли под рукою высокою»? Не говорит ли этот текст о большем, чем просто о руке? Рука, перст – это всё лишь символы присутствия Бога. Присутствие это выражается в видимом проявлении силы Святого Духа.

При этом Дух Святой не может являться активной, безликой силой Бога, так как о Духе сказано, что Он Сам обладает силой (Рим.15:13). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Еще один момент. Дух может любить (см. Рим.15:30), поэтому Его чувства можно оскорбить (Ефес.4:30), как Анания и Сапфира, которые, вообще, солгали Духу.

Но не бывает же такого, чтобы оскорбилась рука, перст или что-то неодушевленное, пусть даже исходящее от Бога.

Вывод здесь один: Бог имеет Дух Живой, Который может осуществлять Свои намерения повсеместно. Через этот Живой Дух, Он ниспосылает человеку Божественную силу и благословения.

Вот таковы взаимодействия трех Личностей Бога. И ущемлять Бога на две третьих мы не имеем права.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Мир религий, Церковь и общество

Комментарии (45):

  • Др.

    |

    я недавно понял, что Бог и ближние — это одно.

    Бог и друзья Его, которые исполняют то, что Он заповедует — вот они одно, а ближние и братья — это таки две большие разницы.


  • Славик Анпилов

    |

    02/03/2013 в 04:35 — Интересная мысль.., мне она принесла пользу, а Вам?


  • Олег

    |

    Можно много писать по тебе «триединства»,да и много писано где только можно
    Но я хочу предложить вам самый что ни на есть авторитетный источник,а именно..слова самого Иисуса Христа о Себе;

    1)[Ин.10:36] Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий.

    2)Мф.16:16,17 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
    17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

    3)[Ин.14:28] Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

    4) Мк.12:32-34 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
    33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
    34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

    ЭТИ НЕСКОЛЬКО ТЕКСТОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НАПРОЧЬ ПЕРЕЧЁРКИВАЮТ ИДЕЮ «троицы», УКАЗЫВАЯ НА её НЕ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛНЫЙ АБСУРД!!


  • Др.

    |

    Олег, ты хочешь сказать, что ты почитаешь Бога больше, чем Его Слово? Или Его Дух для тебя не так важен, как Его слово или Он Сам?
    Боюсь, ты в сильном заблуждении.


  • Александр Серков

    |

    Ин.10:30 Я и Отец одно

    Да, это Библейский текст. Что Вы, Татьяна, хотите этим сказать?


  • Славик Анпилов

    |

    01/03/2013 в 18:08
    Татьяна Ф. , я имел ввиду — одно целое. Бог так любит каждого моего ближнего, что никуда его не отпустит от Себя, от Своей любви.(Здесь можно привести пример — кто трогает моего ближнего, тот касается зеницы ока Бога — кажется был такой стих)

    А также Бог смотрит на каждого моего ближнего как на Иисуса Христа, равноценно. — так любит.


  • Владимир Голуб

    |

    Уважаемые братья и сестры.
    Бог один в ветхом завете это
    необсуждалось.
    Я попытался сам исследовать этот
    вопрос, и вот что получилось.
    Отец — разум притчи 8:14
    Сын- слово Ис:9:6-8; иоанн 1:14
    Откр19:13
    Дух- это сила Божия
    Мы сохданы по образу и подобию.
    У нас есть разум,которым мы
    замышляем. У нас есть слово,которым
    мы творим. И у нас есть сила, которой
    мывсе это делаем. И это суть ЕДИНО


  • Александр Дулгер

    |

    Брат Владимир,

    Бог один не только в ветхом завете, но и в новом. Но Бог один, а личностей в Нем три. В нашем мире нет буквального эквивалента такому существу. Поэтому люди и не могут этого принять. Это не верно, потому что этого не может быть. Однако это верно только для нашего, тварного, мира. Бог же не есть часть этого мира и не живет в нем. Поэтому с Ним такое может вполне быть.
    В нашем мире есть аналоги, причем созданные Богом еще при творении, чтобы мы могли лучше понять сущность Бога.
    Один из примеров — это семья. Мы говорим — одна семья, но личностей несколько: «мама, папа, ты и я». В книге Бытие Библия говорит, Бог создал человека, однако там же в говорится, что человек — это две личности: муж и жена (Быт.1:27).
    Далее в Быт.2:24 говорится: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» Под словом «одна» (плоть) в этом тексте в оригинале стоит слово «ехад». Это не числительное, то есть не означает «один». Слово «ехад» обозначает единство. Причем не абсолютное единство, а составное. Абсолютное единство на иврите обозначается словом «йахид», а «ехад» указывает на то, что объект о котором мы говорим состоит из нескольких частей, хотя в совокупности он один.
    Интересно, что именно слово «ехад» используется для описания Бога в ветхом завете:

    «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един (ехад) есть…» (Втор.6:4)

    «Ты, Господи, един (ехад), Ты создал небо, небеса небес…» (Нм.9:6)

    «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един (ехад) творящий чудеса…» (Пс.71:18)

    В тоже время про человека в Библии нигде не сказано, что он «ехад» из-за того что у него есть составные части в виде разума, слова и силы. Да это и не составные части вовсе. Составная часть — это то, что может существовать отдельно от целого, как шестеренка существует отдельно от будильника, но разум или сила не могут существовать отдельно от человека. Это ложная предпосылка.

    Если я Вас правильно понял, брат Владимир, Вы разделяете взгляды, которые называются «савеллианство» или «модализм». Это учение возникло в 3-м веке по р.х. и признано ересью. Сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» (отсюда другое название ереси — модализм) Единого Бога. Это учение гласит, что в Своей глубине Бог абсолютно един, но проявляет Себя в мире в Трёх Лицах лишь по одному Ему известному произволу.

    Однако, Библия открывает, что Св.Дух — это не просто сила Бога или проявление Его силы. Это самостоятельная Личность. Вся деятельность Св. Духа носит личностный характер. Дух Святой в Библии:
    — научает;
    — наставляет;
    — обличает;
    — возвещает;
    — напоминает;
    — разделяет дары;
    — говорит;
    — прославляет;
    — утешает и т.д.
    Ни одно из этих слов не используется людьми в отношении неодушевленных сущностей (силы) или неразумных животных (собака не может обличать).

    Кроме того, авторы Писаний нового завета, говоря о Св.Духе на греческом, называют Его «Он» (ед.числ. мужского рода), в то время как в греческом языке слово дух («пнеума») среднего рода. В греческом языке, говоря о силе или другом неодушевленном объекте, используют местоимение «оно». Это в русском стол — это он, а скала — она, а облако — оно. Но в греческом, в английском и многих других языках все эти слова — это «оно». «Он» говорят только о человеке мужского рода или иногда о животном мужского рода. Поэтому в Писаниях нового завета мы видим умышленное грубое нарушение греческой грамматики авторами. Они нарушают правило согласования местоимений с существительным по лицу и роду. Что они этим хотели подчеркнуть думаю ясно.

    «Когда же придет Он (??????? — ед.числ.муж.род.), Дух истины, то наставит вас…»(Ин. 16:13)

    «…запечатлены обетованным Святым Духом, Который (?? — ед.числ.муж.род.) есть залог наследия нашего» (Еф. 1:14)

    Поэтому, при внимательном исследовании Библейского текста, мы видим, что действительно «Бог — суть едино», но только это единство 3-х личностей, а не силы, разума и слова.


  • руслан

    |

    Опять разговоры о не практичных доктринах ,а между тем продолжают грешить вполне известными поступками .Ищите прежде стиля жизни Христа .


  • Владимир Голуб

    |

    Брат Александр,
    Я бы не был столь категоричен.
    Нам советуют исследовать писание.
    В писании вы не найдете слова
    триедин. Прочтите ссылки которые
    я дал. Они однозначно говорят,что
    Христос это Слово. Корое может
    научить, обличить,успокоить,наставить
    и так далее.Святой Дух имеет те же
    характеристики.
    Христос имеет полную зависимость
    от Отца. Иоанн 12:44-50; 6:57; 10:29-32;
    5:26,30;
    Я высказал свою точку зрения на
    этот вопрос для обсужден ия и буду
    рад в дальнейшем участвовать в этом.
    С уважением Владимир.


  • Владимир Голуб

    |

    Руслану.
    Уважаемый брат!
    Библия дана нам, что бы мымогли
    понять сущность всего происходящего
    в этом мире. Что бы нам ближе
    познать Бога. Который пытается
    показать то великое и когдато
    недоступное. Христос пытался
    открыть ученикам суть происходящего
    но они не вникали в Его слова.

    Вникай в себя и учение.
    С ув владимир.


  • Руслан

    |

    Ну так всё же для какого такого крайне необходимого дела тратится столько времени обсуждая триединство


  • Др.

    |

    Ну так всё же для какого такого крайне необходимого дела тратится столько времени обсуждая триединство

    А это чтобы уже сегодня жить без ГРЕХА !


  • Руслан

    |

    Др.Вы наверно забыли добавить слово всегда?А если серьёзно то поясните механизм если вам не трудно.


  • Роман

    |

    Лично я больше доверяю Иисусу, который в Ев. Иоанна 17: 1,3 называет ЕДИНСТВЕННЫМ истинным Богом — только одного Небесного Отца, а не «троицу». См. в Современном Переводе.
    Я Ему больше верю, чем автору этой статьи:)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"