Обрезан из-за ошибки. Могли ли Авраам и его потомки избежать обрезания?

14-10-2011, комментариев 12 Просмотров: 2 267

Вопросы, которых невозможно избежать, размышляя над тем, каков смысл заповеди об обрезании.

Как случилось, что Бог заповедал 99-летнему Араму обрезание? Почему эта заповедь не появилась раньше, хотя бы в тот момент, когда Бог повелел Авраму выйти из Ура Халдейского? Почему эта заповедь появилась только через 24 года после того, как Бог начал вести Аврама?

Почему обрезание не было заповедано Адаму, Авелю, Еноху, Ною, т.е. никому до того, как оно было дано Авраму?

Почему апостол Павел утверждает, что обрезание не имеет смысла, ведь тем самым апостол словно бы противоречит Ветхозаветным Писаниям. «Обрезание ничто и необрезание ничто…»; «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание…» (1Кор.7:19; Гал.6:15).

Давайте внимательно посмотрим на историю, которая предшествовала появлению заповеди об обрезании:

Господь Бог Вседержитель обращается к 75-летнему (Быт.12:4) Авраму с повелением о том, чтобы он вышел из своего язычества и стал бы слушать голос Бога, который и поведёт его, Аврама: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе»

К чему поведёт Бог? Только ли к земле? Читая дальше, видим, что Бог поведёт Аврама к исполнению Своего обещания. Какого?

«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3).

Обещание делился на 3 части:

  1. от Аврама произойдёт великий народ, у него будет множество потомков;
  2. Аврам будет благословением для всех других народов;
  3. обещание о земле, к которой Аврам должен жить и быть хозяином «в землю, которую Я укажу тебе». Оно дополняется особым образом чуть позже: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт.12:6-7).

Эти потрясающие обещания Бога были очень важны для человека по имени Аврам, потому что он прожил уже 75 лет, уже начал стареть, а его жена Сара оказалась бесплодной, её бесплодие было подтверждено, вероятно, не одним годом семейной жизни. Ещё до того, как Бог начал говорить Авраму, Библия чётко обозначает для нас правду о том, что Сара не могла зачать и была бесплодной (Быт.11:30).

Итак, Аврам начинает путь, по которому ведёт его Господь. Этот путь пролегает по земле, которая обещана ему и его потомству, но пока не принадлежит ни ему, ни тем более потомству, т.е. его как такового всё ещё нет. «И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую». Мы знаем, что вместе с Аврамом из Ура Халдейского вышили так же его домочадцы, слуги, скот и семья его племянника. Т.е. это была достаточно большая группа людей. О том, насколько большой она была, можно судить по истории, в которой рассказано, как Аврам спас Лота и его людей из плена. «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана…» (Быт.14:14)

Далее мы читаем, что после событий по освобождению Лота, Господь вновь явился Авраму и уже во второй раз произнёс ему Своё слово, Своё обещание. Однако здесь мы уже читаем о том, что Аврам вступает в диалог с Богом:

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано:

не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. …вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. …посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. … столько будет у тебя потомков.

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

Что происходило в сердце Аврама? Он уже давно вышел из земли своих родственников, он уже давно ходит по земле, которая была обещана ему, но всё ещё не его, а Сара всё ещё не зачала! Его сердце, жаждущее служить Богу и ходить, как Бог говорит, всё же плачет: «что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным», почему так долго, Господь? Почему Ты медлишь? Ты ведь обещал, почему Ты всё ещё не исполнил своего обещания? Может быть, Ты хочешь, чтобы я передал всё, что имею и все Твои благословения человеку, который как сын мне, – Елиезеру?» И Аврам предлагает Богу свой план исполнения Божьего обещания. На это Господь отвечает не информацией о том, когда Он собирается исполнить Своё обещание, а заверением в том, что Он его исполнит, и исполнит Сам, без плотской помощи человека по имени Аврам: «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником…» Да, без помощи со стороны человека, однако – по вере этого человека, ведь если бы в тот момент Аврам отказался бы верить СЛОВУ Бога, он тем самым отказал бы Богу в возможности исполнения Его СЛОВА. Но Аврам поверил, и посему Бог простил ему его волнение-недоверие и попытки помочь Богу собственными планами и усилиями: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).

Итак, мы видим уже два обращения Бога к Авраму. Второе обращение было закреплено заветом: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Быт.15:18). Однако возникает вопрос: почему этот завет не был заключён при первом обращении Бога к Авраму? Почему Бог не сделал этот шаг при начале Своих отношений с Аврамом, но в тот раз ограничился только обещанием?

Ответ находим в том самом разговоре, который мы только что читали (Быт.15)

Господь: Я с тобой!

Аврам: я знаю, но Ты обещал мне потомков, а их нет. Может, объявить моим потомком Елиазара?

Господь: Нет. Помнишь ли ты Моё обещание тебе? Я исполню его в точности и это сделаю Я. И землю Ханаанску тоже дам тебе в наследство.

Аврам: «Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?»

Здесь мы видим потрясающую картину того, как человек спрашивает Бога… «а точно ли Ты это сделаешь?» и Бог снисходит к человеку, потому что видит, что тот верит Ему, и доказывая человеку то, что Он, Бог, всегда исполняет Своё слово, заключает с человеком завет на тех основаниях, которые будут понятны этому человеку. А ведь и у нас бывает так же! Вот вроде верим слову Бога, а где-то в глубине сердца сидит недоверие — а сделает ли Он то, что обещает? Сделает ли Он это для меня? И Бог не оставляет нас, но напротив, подходит к нам ещё ближе и старается показать нам, что Он всегда исполняет Своё слово. Потому что только так Он может поддерживать в нас не только веру, но и абсолютное доверие Ему.

Продолжаем читать историю Аврама… Прошло уже 10 лет с того момента, как Аврам начал странствовать по земле Ханаана. Авраму уже 85 лет, его жена тоже уже немолодая, и её желание иметь ребёнка уже выросло до таких размеров, что она уже не может думать ни о чём другом. Теперь уже она предлагает Авраму план помощи Богу в исполнении Его обещания: «вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (Быт.16:2). С точки зрения людей, которые жили в то время, это был очень даже хороший план, но не смотря на это, он является делом плоти, которая не желает более ЖДАТЬ времени, когда Бог Сам исполнит Своё СЛОВО.

После осуществления этого плана в семье Аврама начинаются проблемы, которых и врагу не пожелаешь. Две женщины ненавидят и презирают друг друга. Родившийся ребёнок растет посреди этих раздоров и зависти. Сам Аврам тоже в раздёрганном состоянии между ними двумя. И всё это длится, нарастая, целых 13 лет!

Авраму было 86 лет, когда родился Измаил (Быт.16:16), и только когда ему исполнилось 99 лет, Господь вновь явился ему (Быт.17:17). И что же мы читаем? Господь в третий раз разворачивает перед Аврамом Своё СЛОВО, Своё обещание:

«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».

Не смотря на то, что Аврам явно повел себя неправильно, Бог всё же не отказывается от Своего СЛОВА, которое Он произнёс уже дважды, и от того завета, который Он заключил с Аврамом. Однако Господь явно вносит нечто новое в этот завет. Нет, это не новый смысл. Читая 15-ю главу, мы видим что обещание не меняется, но Господь повелевает Авраму совершить некое плотское дело и даже больше – завещает совершать это всегда:

«ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой».

Почему этот завет не был дан Авраму в первый раз, почему не был дан во второй раз? Ведь и тогда обещание было то же самое! Что изменилось, что случилось, если Богу понадобилось утвердить этот завет обрезания?

А случился Измаил. Произошло то, что Аврам всё-таки понадеялся на свою плоть, на свою мудрость, на то, что он, человек, сможет исполнить слово Бога. В связи с этим он оказался мужем не одной жены, как Бог того желал, а двух, при этом второй женой была женщина даже не из его родства, а их Египта. Бог не планировал ничего из этого. В Его планах не было Агари, как жены Аврама, и не было Измаила, как его наследника. И то, и другое, явилось делом плоти, делом плотских рассуждений Сары и Аврама, делом их недоверия СЛОВУ Бога, которое «не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11).

Человеческой измышление вмешалось в планы Бога и принесло боль людям, но Бог не остановил исполнение Своих планов, однако повелел людям (народу, потомкам Аврама), которые в последствии должны были начать жить по Его заповедям, по Его воле и нести другим людям свет его праведности и святости, — носить на своём теле напоминание о том, что БОГ всегда Сам исполняет то, что обещает, что никакая плоть никогда не сможет сделать то, что только Он в состоянии совершить. Только Он способен сделать бесплодную женщину матерью, только Он способен дать Своим людям землю, которая сейчас находится под властью других народов, только Он способен восстановить человека из мёртвых. Никто из смертных это сделать не может. И обрезание крайней ПЛОТИ должно было стать постоянным, длящимся всю жизнь напоминанием о том, что ПЛОТЬ не может ничего, но БОГ может всё. Поэтому Его дети должны надеяться не на себя и свои возможности, но исключительно на Бога и Его возможности.

Вот и получается, что если ты обрезан, но при этом продолжаешь надеяться на свою плоть, на то, что ты сам всё можешь, сам всех умнее, то твоё обрезание не имеет никакого смысла: ведь его смысл, его предназначение как раз в том, чтобы напоминать тебе о ПЛОТСКИХ надеждах Авраама, которые, когда стали осуществляться, внести в его жизнь горечь и боль. Само по себе обрезание не является ни спасением, ни даже знаком принадлежности к Избранному народу, но только напоминанием о той истории, которая произошла с Авраамом, чтобы ты, обрезанный, не стал бы повторять её в своей жизни, когда услышишь обещания Бога, обращённые к тебе.

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:18-19). Всё – в желании ходить так, как БОГ говорит, в желании жить по Его воле, по Его слову.

«Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15).

Апостол Павел, когда говорит об обрезании, не ставит под сомнение распоряжение Бога, но проповедует истину о том, что обрезание, как действие, совершаемое над плотью человека, само по себе не имеет никакого значения. Главное, чтобы человек понимал смысл этого действия. Каков же он? Не пытайся своими плотскими усилиями делать то, что может сделать только БОГ, но учись доверять БОГУ беззаветно, чтобы Он Сам мог исполнять в тебе то, что Ему угодно (Матф.18:3). И тут появляется такой вопрос: если я всем моим сердцем и умом понимаю смысл обрезания, нуждаюсь ли я в плотском действии, в знаке на моём теле, который постоянно напоминал бы мне об этом?

Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание (т.е. какое-то действие по плоти), но вера, действующая любовью» — вера СЛОВУ Бога, и эта вера должна быть основана на любви к Богу. Вот тогда в человеке будет обитать сила, преобразующая всё нутро этого человека.

Вот почему апостол Павел так уверенно говорит: «потому что обрезание мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…» (Фил.3:3)

«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием» (Рим.2:25).

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым…» (Кол.2:11).

Настоящее обрезание – это когда наша греховная плоть умирает в водной могиле, и уже не может командовать нами, и тогда командование переходит к Господу, и Он делает так, что мы перестаём грешить. И это может сделать только БОГ!

 

Александра Ланц

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (12):

  • Александр Дулгер

    |

    Согласен в сестрой Сашей, но хотел бы добавить, что обрезание носило также «техническую» функцию. Это был видимый знак принадлежности к особенному Божьему народу — к израильской нации. И не только знак принадлежности для потомков Авраама по плоти, но и людей других национальностей. Вот главный закон о «получении израильского гражданства» иностранцами во времена Ветхого Завета:
    «Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее…» (Исх.12:48)
    Для того, чтобы стать израильтянином нужно было: 1) согласиться жить по законам Божьим; 2) обрезаться; 3) один раз совершить Пасху Господу.

    Поскольку этой особенной нации больше нет, а есть только потомки Авраама по плоти (евреи), то возникает вопрос — а нужно ли обрезываться уверовавшему во Христа еврею? И вообще, почему адвентисты не обрезываются, если желают исполнять закон? Так нас с подковыркой спрашивают многие верующие из других деноминаций.

    Хотел бы поделиться одной мыслью. Если еврей (или даже не еврей) уверовал во Христа и желает обрезаться, то он как минимум не понимает, что во Христе он уже обрезан. Иисус был обрезан по закону Моисееву (Лук.2:21). Теперь, через мою веру, Он живет во мне. Его обрезание стало моим — это аспект праведности по вере. Через Его обрезание я становлюсь потомком Авраама по вере, частью всемирного тела Христова, частью духовного Израиля, как раньше люди становились частью народа израильского, приняв обрезание.


  • Славик Анпилов

    |

    Спасибо большое Александре Ланц, и Александру Дулгеру. Для меня было важно понять то что было написано в статье и в комментарии.


  • Максим Гордиенко

    |

    В это время Аврааму было указано на обряд обрезания, как «печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании» (Рим. 4:11). Обрезание должно было стать обязательным для патриарха и его потомков, тем самым они посвящали себя на служение Богу, отделяясь, таким образом, от идолопоклонников, а Бог принимал их как Свое личное сокровище. Посредством этого обряда они давали обет исполнять условия завета, заключенного с Авраамом. Они не должны были связывать себя брачными узами с язычниками, ибо в противном случае утратили бы благоговение к Богу и Его святому закону, соблазнились бы греховными обычаями других народов и втянулись бы в идолопоклонство. Уайт. ПП.


  • Еlena

    |

    Спасибо, Александра Ланц. Вы записали мои мысли. Только вчера на уроке Субботней школы мы обсуждали этот вопрос. Если бы Аврам всецело доверился Богу, то не пошел бы к Агари даже по совету жены. И тогда не было бы ни Измаила, ни обрезания. (См. Гал.4, 22-31) Но Аврам больше поверил жене, чем Богу — Сара уже старая, не может рожать, а я еще ого-го. От этого «ого-го» и получился Измаил. Но это путь плоти, а не духа, а значит путь рабства и смерти. Потому что живущий по плоти Богу угодить не может. Поэтому Бог и дал такое повеление Авраму и потомкам его, чтобы всегда помнили, что надеющийся на плоть, пожинает проклятие, а надеющийся на Бога — благословение. И потому обрезание стало знаком веры и доверия Богу.


  • Еlena

    |

    И знак был дан именно человеку, знавшему живого истинного Бога, Который говорил с ним, как напоминание того, что однажды он уклонился от пути веры и пошел путем плоти. Чтобы и потомкам своим он заповедал всегда помнить об этих двух путях. Живущему верой этот знак не нужен.


  • Бэлла Березина

    |

    комментарий в соцсети Facebook: Прочла с комментарием. Не понятно, как обрезание может являться «видимым» знаком? Скорее наоборот. И вообще, почему «напоминание» выражено именно в такой странной форме? И почему до Христа евреи страдали склерозом и нуждались в таких знаках все поголовно, а после живут с твердой памятью и не нуждаются? Может есть и другая сторона вопроса?


  • Александра Ланц

    |

    Вообще-то оптимальным вариантом знака могло бы стать клеймо на лбу каждого человека из избранного народа, что-то вроде «сын Вседержителя». Очень полезная штука: каждый раз, когда смотришь на себя в зеркало, вспоминаешь, кто ты. А если пытаешься совершить плохой поступок, то люди смотрят на тебя и говорят: «И ты — сын Вседержителя? Это что за Вседержитель такой, что у него такие мерзкие сыновья?»

    Думается, что если бы на лбах современных христиан сейчас стояло бы такое клеймо, то было бы меньше зла на этой земле. Почему? Потому что людям, действительно, свойственно забывать, КТО ОНИ ТАКИЕ. Вот поманит христианина какая-то юбка, и он уже забыл, что должен воздерживаться от блуда. Вот замаячит перед носом не совсем честный, но всё же хороший заработок, и всё христианство … боком-боком. вы спрашиваете, зачем напоминать о том, что и так понятно. А мне хочется спросить: не пора ли тем, кто называет себя христианами начать ВСПОМИНАТЬ, что это означает в действительности.

    Думается, что современное христианство страдает очень жестокой формой склероза. Мало кто помнит, что крешение — это не что иное, как обещание Богу чистой совести (1Петр.3:21), только единицы как-то где-то помнят, что Христос пришёл освободить людей ОТ их грехов (Матф.1:21), а не для того, чтобы позволить им творить что угодно под защитой Его крови (Евр.10:29; 2Петр.2:22). Может, в самый раз начать хотя бы обрезываться и тогда, возможно, и смысл крещения вновь проявится в памяти?

    Да, обрезание — это весьма интимный знак, однако для человека, на чьём теле он имелся, этот знак был видимым и человек был обязан понять его смысл, изучая Писания, а не слова своих раввинов.

    Почему Бог не стал заповедовать Своим детям клеймо на лбу, хотя ведь мог бы, и это принесло бы большую пользу для сдерживания их греховных склонностей. Потому что тогда это было бы насилием над личностью, тогда получилось бы, что Бог заставляет человека жить праведно, не оставляя ему никакого другого выбора. А когда только тебе известно, что ты обрезан, когда только тебе известно, что ты был погружен в воды крещения, то у тебя появляется безбрежная свобода выборов: повести себя, как обрезанный-крещёный, или повести себя, как обычный язычник. Выбор за тобой, потому что довольно часто мы живём так, что об обрезании-крещении (особенно о крещении) известно только тебе и БОГУ.


  • Александра Ланц

    |

    Вечеря важна настолько, насколько человек понимает её смысл. Если смысл не понят, то лучше в ней не участвовать. На этот случай в Библии есть весьма и весьма серьёзное предупреждение (1Кор.11:27, 29-30). Впрочем, это правило о необходимости понимания смысла происходящего относится ко ВСЕМ повелениям Господа Бога. Если человек не понимает смысла крещения, то лучше не участвовать в нём… зачем лишний раз намокать да ещё в одежде, да ещё, может в холодной воде?

    Всякое действие по плоти, заповеданное Господом, заповедано не ради плоти, а ради спасительного духовного смысла. Обрезание — это напоминание о необходимости жить по Слову Бога, в Слове Бога, Словом Бога. Вечеря — это напоминание о том, за счёт чего верующие оказываются прощёнными и спасёнными, не смотря на всё их ужасное несоответствие стандартам Неба. Впрочем у Вечери есть ещё как минимум два важных духовных смысла, упуская которые, мы не можем называться полноценными верующими.

    Возможно, мы всё ещё здесь, а не с Господом в Его Царствии, где будет уже не празднование смерти Спасителя, а празднование Его Воскрешения, по той простой причине, что не осознали эти важнейшие духовные смыслы и не начали жить по ним?


  • Морозенко Эдуард, пресвитер

    |

    Почему «напоминание» выражено именно в такой форме? — спрашивает Бэлла Березина. Да просто представляте , когда он захочет какие то отношения иметь с женщиной, Бог словно этим говорит : «без Меня ты ни чего не можешь». Представляете, что значит для мужчины ни чего не мочь в интимных отношениях. Это для него сильный удар. Бог мудро поступил. Лучший метод подчеркнуть человеческую несостоятельность. Да и женщины часто упрекают мужчин, что они только и умеют «штамповать» детей, а ответственность за них ложиться на плечи наши прекрасных женщин. Словно мужчины ни чего больше не умеют. Сегодня не нужен этот знак потому , что мы с этим фактом, бьемся лоб в лоб. И без этого «паспорта совершеннолетия мы понимаем нужду в Боге.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.