Что такое адвентистская музыка

07-04-2011, комментариев 14

45634737Телеканал «Надія» организовывает Всеукраинский музыкальный фестиваль «7 нот», который пройдёт 13–15 мая в Черновцах. Идея этого проекта в том, чтобы дать практический импульс для формирования и развития адвентистского стиля музыки.

Каждый, кто желает участвовать в фестивале, может зарегистрироваться на сайте www.7not.info и заполнить заявку участника. Во время регистрации нужно загрузить аудиофайл того произведения, которое претендент на участие в фестивале хотел бы там исполнить. Эти заявки рассмотрит комиссия, после чего она отправит приглашение тем участникам, которые пройдут этот предварительный конкурс. Позвольте обратить ваше внимание на тот факт, что качество самого аудиофайла не является критерием для принятия решения. Для комиссии важно услышать качество и стиль самого исполнения.

Есть ли какие-то стилевые рамки для представленных на фестиваль произведений?

Адвентистский стиль – это очень широкий спектр музыки. Говоря о нашем видении адвентистского стиля музыки, мы не претендуем на объективность. В отличие от качества музыки, которое, безусловно, может быть оценено объективно. Наше видение адвентистского стиля музыки основано на документах, которые вы можете увидеть на сайте фестиваля. В этих документах отображена официальная позиция Церкви адвентистов седьмого дня относительно музыки. Но как музыкант я могу сказать, что ограничить музыку стилистическими рамками сложно. Разве можно сказать: пойте до ноты «си» первой октавы, а что выше «си» – это уже неправильно? Конечно, это не так. Сами по себе, в отдельности ноты не имеют никакого значения, но, когда несколько нот объединяются, то образуются интервалы, аккорды. И тогда формируется уже определенный стиль музыки.

Время от времени мы, адвентисты, затрагиваем тему о необходимости формирования своего музыкального стиля. Говорим о том, что харизматы сформировали свой стиль, кто-то другой тоже сформировал свой стиль, а мы ищем возможности подражать этим стилям. И тогда мне хочется спросить: зачем подражать?

Давайте для примера возьмём харизматическую музыку. Она не была создана просто так. В её основе – определённая теология, определённое понимание религии. Поверхностность, максимум эмоциональности, а глубина смысла не имеет значения. Одна и та же фраза может повторяться много раз. И это выражается в музыке. Почему? Потому что теология такая. Существует научное определение харизматической музыки. В частности, музыковеды говорят:

– харизматическая музыка охватывает очень узкий диапазон нот;

– в ней много повторений каких-либо музыкальных или словесно-музыкальных фраз;

– харизматическая музыка не несёт глубокой смысловой нагрузки. Она, в основном, прославляюще эмоциональная.

Приведу еще один пример. Китайская традиционная народная музыка. Она тоже основана не просто так. Она базируется на представлениях китайского народа о религии, о медитации.

Когда адвентисты седьмого дня, не баптисты, не китайцы, не харизматы, спрашивают: «А что такое адвентистская музыка? Какой это стиль?», я считаю, что в первую очередь мы должны осмыслить основы адвентистского богословия. На самом деле адвентистская музыка имеет свои четкие очертания, которые тоже обусловлены теологией. Что я имею в виду? В первую очередь, в нашей теологии, даже в самом названии Церкви, отображен принцип славной надежды на Второе Пришествие Христа, то есть адвентистская музыка – торжественная, вдохновляющая. Это музыка не подавляющая, не усугубляющая, не стенающая.

Послушайте гимны первых адвентистов. Сколько в этих псалмах надежды! Я не имею в виду то, что музыка не должна развиваться и что мы обязаны исполнять лишь то, что пели адвентисты в 1800-х годах. Современная адвентистская музыка, конечно, тоже должна быть. Однако важно не утратить этого принципа надежды.

Кроме этого, следует помнить, что адвентистская идеология построена не на эмоциях и не на основе личного опыта, как у некоторых других вероучений. В адвентизме на первом месте стоит Библия. Поэтому адвентистская музыка – это музыка, которая несёт глубину, глубину Слова Божьего. Она, безусловно, не лишена и эмоциональной составляющей. Ведь любая музыка должна передавать эмоции, и это абсолютно нормально. Но в адвентистской музыке эмоциональная составляющая не доминирует над смысловой.

В свое время католические клирики считали: «Тритон от нечистого, этот интервал ни в коем случае нельзя использовать в церковной музыке». Вот таким было их представление. Мы же говорим о том, что в адвентисткой музыке могут быть и тритон, и септима, и синкопа, и множество других музыкальных элементов и приёмов, влияющих на эмоциональность произведения. Но эти элементы в адвентистской музыке не  становятся доминирующими, они не должны стать значимее смысла.

Третья отличительная черта: адвентистская музыка подчинена принципу богопоклонения и богопрославления. Исходя из этого, она стоит в стороне от тех стилей музыки, которые сформировались под влиянием духа восстания, бунта и имеют отчетливые оккультные корни.

Сегодня некоторые христианские музыковеды заявляют, якобы музыка нейтральна. Но это не так. Вот самый простой и банальный пример. Почему «Happy Birthday» не исполняют на похоронах? Потому что она не нейтральна. Аналогично похоронную музыку нельзя спеть на свадьбе. И здесь речь идет не о тексте и содержании, а о стиле. Музыка несёт смысловую нагрузку, она не нейтральна. И это нужно учитывать адвентистским музыкантам.

В церковь люди приходят такими, какими они сформировались, живя в мире. Но церковь – это мастерская. Новопришедший постепенно проходит процесс освящения, и его таланты отшлифовываются, приобретают иную окраску. Вместе с тем, я хотел бы, чтобы мы помнили, церковное служение – это не церковная студия, это БОГослужение. Хотелось бы, чтобы мы возвратились к корню этого слова. Церковное служение – не служение самим себе. Оно нужно не для того, чтобы самих себя развлекать и сделать свою жизнь более весёлой. Позвольте повториться: это БОГослужение. И когда именно Бог будет в центре нашего служения, тогда и музыка в церкви зазвучит немного другая.

Когда некоторые молодые люди говорят: «А мне нравится такая музыка», то у меня возникает вопрос: «Разве это является определяющим фактором для выбора церковной музыки? Разве это поклонение тебе? Тебе нравится такая песня – хорошо, мы споем её для тебя на Дне рождения. Но в Церкви мы поклоняемся Богу.

То, что мы наблюдаем в последние десятилетия, это не просто развитие музыки. Это смена парадигм. И она началась с того, что в современном обществе человек рассматривается в центре всего и является мерилом всего. Именно это породило совершенно другой подход к музыке, в которой фактор эмоций и собственных предпочтений стал играть доминирующую роль.

Я не говорю о каком-то радикальном консерватизме. Напротив, я сторонник миссионерской открытости. Но фактор богопоклонения должен быть доминирующим в нашем служении.

Вячеслав Демьян, директор телеканала «Надія»


Рубрика: Искусство, Образ жизни, Церковь и общество

Комментарии (14):

  • Аноним

    |

    Вопрос к автору статьи.
    В Африке (и многих других уголках планеты) на богослужениях ЦХАСД всех уровней постоянно используется музыка, которую на постсоветском пространстве адвентисты считают крайне неприемлемой. Чем это объяснить? Возможно, этот вопрос следует рассматривать в т.ч. и сквозь призму культурно-исторического развития той или иной цивилизации, народности, нации и т.д.? Не получается ли порой, что мы хотим зачесать всех под одну гребенку? В творестве совершенство заключается в разнообразии. К сожалению, адвентиская музыка на просторах СНГ разнообразием не блещет, более того, очень часто является довольно примитивной и пресной.


  • Павел Фестер

    |

    С большим интересом прочитал статью. Во многом согласен с автором, но выскажу свое субъективное видение этого вопроса. Лично мне кажется не правильным постановка вопроса о формировании адвентистского стиля музыки. Вот список стилей взятый из Википедии :
    1 Народная музыка 2 Духовная музыка 3 Индийская классическая музыка 4 Арабская классическая музыка 5 Европейская классическая музыка 6 Латиноамериканская музыка 7 Блюз 8 Джаз 9 Кантри 10 Шансон, романс, авторская песня 11 Электронная музыка 12 Рок-музыка 13 Ска, рокстеди, реггей 14 Поп 15 Рэп (Хип-хоп)
    Каждый из этого, далеко не полного списка стилей вмещает в себя еще десятки подстилей и течений. Неужели мы претендуем на то , чтобы в этом списке был пункт «Стиль АСД» ? Ведь понятие стиль включает в себя: особенности построения мелодии, метро-ритма, гармонии , строя (диатоника, пентатоника и т.д.) характерных инструментов и многого другого. Вряд ли мы придумаем что-то новое в этом смысле. Как говорил один музыкант, все лучшее уже написано)) Нам остается выбрать из этого разнообразия то, что гармонизирует с нашим богословием и мировоззрением. Опять же, даже приемлемая для нас музыка может разделяться на несколько направлений, например : храмовая музыка (для исполнения на богослужении) , музыка связанная с нашим бытом (дни рождения, свадьбы, похороны, дружба, любовь и т.д. ) , детская музыка… наверное если подумать можно еще привести несколько примеров, но это не главное сейчас. В каждом из этих направлений может отражаться наша вера, наше богословие , но не каждая песня может звучать в храме . Исходя из этой цитаты «Тебе нравится такая песня – хорошо, мы споем её для тебя на Дне рождения. Но в Церкви мы поклоняемся Богу.» , я делаю вывод что Вячеслав тоже разделяет музыку на ту, которая может звучать в храме, и которая нет, и насколько я понял статья посвящена в основном храмовой музыке.
    Не сочтите это критиканством, а скорее желанием поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу )))


  • Марина К.

    |

    Интересная, статья, но не со всем лично я могу согласиться. Хотелось бы поправочку внести , в средние века «дьявольским » интервалом считалась не терция, она-то как-раз была благозвучным консонансом всегда, даже во времена «Пифагорова строя»….»дьявольским» считался тритон (diabolus in musica — дьявол в музыке), это увеличенная кварта или уменьшенная квинта, (источник-любой музыкальный словарь) . Это , конечно не столь важно, но раз уж говориться о стиле АСД музыки, который хочет претендует на совершенствование ,то лучше быть точным, извините, за вставочку.
    Если честно, мне кажется, что скорее всего, нельзя принимать позицию «чисто адвентистский» стиль. Во-первых потому, что это причина многих дискуссий и споров. особенно среди молодежи, и поверьте, каждый обычно остается при своем мнение, а во-вторых, чтобы его сформулировать, нужно буквально по крупицам разбирать каждую песню. Например, можете ли вы сказать, о девушках, которые поют красивые песни под фонограмму, или некоторые группы, например «Алатея», что это стиль музыки «Pop»?? Мне кажется, что сильно сразу ограничивает и понижает смысл и значение их прославления Бога..поэтому, не совсем точное определение, в рамках церкви.
    Не всякая песня, где есть барабаны — рок, и не всякий ритм-джазовый, где есть синкопа. Мне кажется, что в итоге окажется, что этот стиль всё равно не найдется, потому. что его не было.. Не интервалы и аккорды формируют стиль, в этом принимает участие целый симбиоз факторов : музыкальный, образный..и часто социальный.
    Люди, которые писали псалмы Сиона, тоже были под влиянием своей эпохи, менталитета, личных обстоятельств и духовных переживаний, и они вряд ли думали, что их музыка — имеет адвентистскую направленность…её просто не существовало.
    Вы правы, нам нельзя стоять на месте, верующие люди — не должны быть ограниченными людьми, поэтому лучше больше в церквях на вопросах о музыкальном служении руководствоваться не выяснением » что есть правильный стиль», а » что есть музыка вообще» , и как через нее мы должны славить Его имя, и вот тут уже поднимать вопрос о харизматах и о том, что есть не правильного в «их » служении. Согласна с вами на сто процентов, что к сожалению, при всей своей бравурности и симпатиях молодежи, музыкой это сложно назвать))) В ней не хватает ни самой музыки, как таковой, ни возвышенной направленности.
    Сейчас в церкви мы можем наблюдать, что молодежь, Слава Богу, еще ищет пути прославить Создателя. Но не редко сталкивается с непониманием, конечно иногда это действительно достойно замечания. Но лучше бы муз.служителям быть еще и хорошими психологами, чтобы искать общий язык с паствой в этих вопросах, иначе вы сами можете стать причиной того, что они начнут в церкви поднимать настроения недовольства.
    По личному опыту знаю, что дискуссия на тему музыки бесконечна, надеюсь я не сказала здесь ничего в ущерб статьи, но все равно прошу прощения, где возможно ошибаюсь.
    Желаю мудрости нашим служителям в просвещении людей по этому вопросу. Божьих вам благословений1


  • Алекс

    |

    Было сказано мнение по поводу того что позиция церкви принимать во внимание стиль музыки, который приветствуется в определённом регионе континента! К примеру, поскольку культура африканских стран построена на джазе, в церкви — тоже джаз!
    Тогда у меня вопрос: почему, если в Украине преобладает разнообразие музыки (джаз, поп, рок, шансон и другое) — в церкви по-прежнему — псалмы сиона! Разве не перечит автор статьи сам себе?!


  • андрей

    |

    Церковь АсД , согласно Библии. выбирает такие стили музыки . которые прежде всего воздействуют на дух. т.е. на ту часть человеческого существа. которая непосредственно общается с Богом. и адвентисты. если они хотят гармонии в общении с Ним. должны навсегда расстаться с , музыкой, извращенной дьяволом. чтобы принуждать человека к насилию. похоти. все поглощающей болезненной тоски. Эти стили музыки изначально связаны с оккультизмом. протестом против моральных норм, самоубийствами и даже с сатанизмом(самый безобидный пример — «Битлз») — это рок и джаз. рэп во всем их разнообразии. не исключая спиричуэлс . Кроме того эти стили музыки используют синкопированный и чрезмерно подчеркнутый ритм .. светомузыку . зомбирующее повторение мелодии. целью которых является лишить человека воли и перевозбудить чувства . всё это субъективно оценивается как удовлетворение. наслаждение. Исходя из вышеперечисленного эти стили никак нельзя назвать духовными, возвышенными. и попытки через них донести весть о Боге подобны тем как во время канонады(залпа множества орудий) и шума взрывов мы пытаемся услышать голос раненого Бога и от этого шума многих слов мы не понимаем и пытаемся домыслить и воссоздать целое из обрывков фраз музыкой.см.http://adventisty.ru/audio_files/audiobook.php?ELEMENT_ID=12019#postform


  • vladimir

    |

    lyter ychyl chto myzika dolgna bit takoi kakyiy slychaiyt obichnie lydi.est myzika
    dlia detei.dlia genshin.dlia mygchin.nelzia vsem naviazivat dlia lydei neestestvennyiy myziky 1kor.9 19-23


  • евгений холодов

    |

    адвентистская музыка это: рок всех направлений ( рок-н-ролл , хеви металл , и .т .д ) , разные ВИА типа Орион, мирские певцы типа сони манукян которые обычно играют и поют в кабаках , ресторанах , у олигархов , на дискотеках , но зато на праздновавние так называемого рождества ( в уездном городе N 12 января 2013 года !) они за большие деньги приглавшаются в концертные залы асд , потому что молитвенными домами их язык назвать не поворачивается после этого и там проводят свои программы , привлекая в в АСД новых членов , которые став адвентистами благодаря подобной музыке сами организуют такие же мероприятия , превращая все молитвенные дома в концертные залы , и не только молитвенные дома , но и лагеря где эта молодежь отдыхает , не ограничивается все мирской музыкой …


  • Роман.

    |

    Согласен, музыка в церкви в первую очередь должна быть духовной а не тусовочной как харизматская. В результате такие церкви превратились в несерьезных тусовщиков. «Вау ууу есс ооо» ))) Это все от дьявола!


  • Алексей

    |

    Музыка выражает внутренний мир автора и отображает внутренний мир аудитории? или музыка создаёт эмоции, под влиянием, которых человек примет решение (погрузит ум человека в некое состояние)? Есть такое — вокало терапия (Саул успокоение). Если человек стабилизируется (не возбуждён и не угнетён) посредством музыки — то это благо. Если человек переведён в определённое состояние (напр. марш) — то ради чего или кого? То что раньше на балах было попсою — сейчас это классика… Самый первый вопрос — музыка делает индивида плотским, как посредством звука начинает меняться тело? напр: для колыбельной выбрать Время Вперёд Свиридова или музыку Рейки — разное по результату. Большинство звуков и мелодий, которые сейчас доступны не воспроизводились 500 лет назад и утверждать что данная мелодия наша или их — субъективно. Христос имел дело с музыкою? Где в посланиях музыка?


  • Евгений Житников

    |

    Башенка муму, хочу ответить на вопрос, что такое синкопа.
    Синкопа — это смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим (цитата из Википедии). Другими словами, акцентирование слабой доли такта. Синкопа является очень важным выразительным средством в музыке, наряду с другими (громкость или динамика, темп, высота звучания, тембр, метр, гармония, агогика и т.д.).
    Примеры синкопы:
    !). Псалмы Сиона № 516 «Там, где Иисус распятым был». В припеве почти все половинные ноты формально образуют синкопу, так как в такте отсутствует третья доля, ее поглощает «половинка» со второй доли.
    2). Гимны надежды (ГН) № 6 «Боже, мы поём Тебе». В 8-м такте вторая нота звучит как синкопа, так как, за счет паузы, она фактически длиннее первой ноты и ощущается акцентированной.
    3). ГН № 19 — во 2-м такте «бо-овь» — синкопа, так как первая нота воспринимается более короткой.
    4). ГН № 334 «Утром в небе звёзды гаснут» — весь построен на синкопах. Здесь синкопированный ритм создает ощущение затаённости, ожидания и торжественности.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"