Об отчаянии

27-02-2010, Комментариев нет Просмотров: 1 299

no03_4«Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…» Это слова из дневника Роберта Скотта, руководителя британской экспедиции по покорению Южного полюса. Его опередил норвежец Руал Амудсен — тщеславный охотник за рекордами, который втайне отправился в путь, чтобы обеспечить себе фору. Команда Скотта добралась до полюса 33 дня спустя и погибла на обратном пути, не дойдя до базы 240 километров.

Первым погиб унтер-офицер Эдгар Эванс, при падении с ледяного холма получивший сотрясение мозга; 17 февраля 1912 года он умер, пробыв сутки без сознания. Вторым был капитан Оутс, отморозивший обе ноги. Он просил не задерживаться ради него, но товарищи не могли его оставить. Тогда Оутс утром 16 марта спокойно сказал: «Пойду пройдусь» и выполз из палатки; тело его так и не было найдено. Путешественников осталось трое. Последний лагерь Скотта находился в 20 километрах от лагеря «Одна тонна» с запасом продовольствия, но выйти из палатки и двигаться дальше им помешала сильнейшая вьюга; силы полярников были уже на исходе. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта: «Мы знали, что идём на риск. Обстоятельства против нас, и потому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!..»

Тела Скотта, Уилсона и Боуэрса и их дневники были найдены только 12 ноября. Судя по тому, что Скотт лежал в незастёгнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей, он умер последним.

Что такое отчаяние? Каковы его признаки? Как верующему выразить свое отчаяние? Это крайнее разочарование, дезориентация человека.

Язычники по-разному выражают отчаяние. Это может быть последняя попытка умилостивить богов: (4Цар.3:26-27) «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене». Очень часто это самоубийство: согласно греческой мифологии, Тесей отправился вместе с афинскими юношами и девушками на Крит, убил чудовище Минотавра, но, возвращаясь домой, забыл в спешке сменить черные паруса на белые, как они с его отцом по имени Эгей условились в случае победы Тесея. Увидев черные паруса, Эгей от отчаяния бросился в море (линк). Псевдоверующие тоже следуют этой практике: перед угрозой плена бросались на меч Саул и Нерон, вешались, «потеряв лицо», Ахитофел (2Цар.17:23) и Иуда.

Некоторые люди признавались мне, что боятся преследований и язв последнего времени. Мне тоже не по себе. Какой же мыслью утешаемся? Что Бог успокоит нас раньше этих страстей. А если не успокоит? И возникает вопрос: можно ли просить Бога, чтобы он Сам лишил тебя жизни, чтобы не совершать грех самоубийства?

ВОТ ПРИМЕРЫ ТАКОЙ МОЛИТВЫ. С РАЗНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Иов просил смерти во время Божьего испытания — Иов 7:16. Когда испытание закончилось, он был оправдан и вознагражден вдвое против потери: 1:3, 42:12.

Израильтяне просили смерти во время ропота в пустыне: Исх.16:3. Когда такая молитва повторилась несколько раз, Бог ответил на нее: все оставившие Египет, кроме Халева и Иисуса Навина, не вошли в Ханаан.

Моисей просил убить его, если Бог решит уничтожить израильский народ (Исх.32:32). Такая молитва была величием самопожертвования. Бог Моисея благословил, а виновных наказал. Подобную готовность отдать свою жизнь за спасение народа Божьего находим у апостола Павла (Рим. 9:3-4). Естественно, что Бог и не подумал исполнять просьбу апостола, а, напротив, дал ему заверение в спасении (2Тим.4:8).

Иона был спасен из желудка кита, чтобы проповедовать в Ниневии. Когда же вопреки его ожиданиям ниневитяне покаялись, он был огорчен до смерти: Иона 4:8. Бог не покарал его, а попытался объяснить, почему пощадил злейших врагов Израиля.

Илия просил смерти в момент разочарования (3Цар.19:4): несмотря на его победу на горе Кармил над языческими пророками, царица Иезавель — их начальница — не только не была убита, изгнана или покаялась, но поклялась… убить Илию.

Таким образом, Бог понимает, что тяжесть испытаний, выпавших на долю человека, может быть огромной (1Кор.10:13), и регулирует, чтобы она была переносимой (Матф.24:22). Т.е. молиться о смерти точно не стоит.

КАК ЖЕ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СВОЕ ОТЧАЯНИЕ в момент кризиса, чтобы не попасть в бОльшие неприятности?

1) В молитве. Бог понимает, что человеку нужна помощь в трудных обстоятельствах, и постоянно предлагает Свое плечо (Пс.45:2, Иер. 33:3, Ис.41:10). На земле Иисус просил поддержки учеников (Матф.26:38). Мы видим, что Божьи мужи сомневались, задавали Богу вопросы, вызывали Его на суд, высказывали свой гнев, несогласие, боль, разочарование, обиду (см. книги Псалмов и Иова). Например, Иов проклял день своего рождения (Иов 3), и Бог не разгневался на него.

2) В действии: идите к тем, кому хуже, чем вам. Праздник жалости к себе — одна из любимых песен Дьявола. Огромное количество случаев депрессии происходит из-за этого. Есть библейские примеры и того, что можно было бы назвать, извините за выражение, психами: Моисей разбил скрижали, а позднее ударил жезлом по скале, хотя Бог его об этом не просил, Илия 40 дней бежал, так сказать, из своей общины. Были распространены разрывание своих одежд, посыпание головы пеплом и надевание вретища (грубой одежды из верблюжьей шерсти).

Но я не нахожу ни одного из этих проявлений в жизни Христа. Более того, и в Ветхом завете не всегда такие ситуации сходили с рук. Бог велел Моисею изготовить новые скрижали, а вторая упомянутая вспышка гнева лишила его земного Ханаана. В ответ на молитву Илии Бог назначил преемника, пророчествующего вместо него, и лишь спустя годы снова дал Илии откровение, возвращая, таким образом, его достоинство пророка. Думаю, за эти годы Илия сотни раз пожалел о том проявлении слабости.

РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ

Мы видим, что Божья реакция разнится в зависимости от того, мучится человек из-за своих грехов (Плач.3:39) или страдает за Христа. Первое требует стыда и раскаяния, второе — величайшая честь, которой не всякий достоин (1Пет.4:14-16).

Вспомните, как Давид с утонченной жестокостью расправился с жителями осажденной столицы аммонитян Раввы: (2Цар.12:31) «А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми (!) городами Аммонитскими». Не очень похоже на мужа по сердцу Божьему. А случилась эта резня после того, как пророк Нафан объявил царю, что за его грех с Вирсавией и убийство ее мужа у Давида умрет четыре сына. Такое вот выражение царского гнева: адские муки врагов ни прибавили Давиду Божьего благоволения, ни отклонили приговор, а лишь стали черной страницей его правления. Вот она — сильная власть, которой люди этого мира приносят в жертву всё, вплоть до своей жизни. Бывало и так, что Бог вообще запрещал выражать отчаяние (Лев.10:6). Когда сыновья Аарона принесли чуждый огонь и погибли в храме, Бог запретил отцу разрывать первосвященнические одежды в знак скорби.

Ситуация может быть отчаянной лишь с нашей точки зрения. Обманутый Роберт Скотт пренебрег необходимой подготовкой к походу. Поначалу ничто, кроме уязвлённого самолюбия, не угрожало его команде. Как часто мы делаем смыслом жизни смертоносные гонки и сведение счетов, а потом впадаем в отчаяние и еще требуем от Бога, чтобы Он поддерживал нашу сторону!

ЧУЖОЕ ОТЧАЯНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ НАС

Люди могут впадать в отчаяние, игнорируя свой грех, и требовать от нас облегчения их состояния, через которое они должны пройти для исправления своего мышления и поведения.

Люди могут доводить нас до отчаяния, манипулируя чувством вины или жалости. На жалость давят неверующие. Я сейчас прохожу через такой опыт: пригласил плиточника, вроде бы не в первый раз. Он начал просить предоплату, ссылаясь то на тяжелую болезнь матери, то на ее похороны (как оказалось, она до сих пор жива). В результате ни работы, ни денег.

На чувство вины — верующие. У некоторых что не по-их, начинается шантаж: не буду ходить в церковь! Или попытки склонить тебя взять непосильную нагрузку по служению. Ты должен, а иначе какой ты верующий?

Но это не аргумент. Служение вне твоих возможностей ведет к депрессии, психологическому и физическому «выгоранию».

В психологии есть понятие созависимости. Как оказалось, в случае с химически зависимыми лицами — алкоголиками и наркоманами — поведение их родственников играет большую роль в поддержании их разрушительного образа жизни. Оказывается, недостаточно молиться и любить этого человека, как полагаем мы. Именно  христиане являются сторонниками жестких мер в этих ситуациях, и именно в христианских реабилитационных центрах произошло 99% исцелений от химической зависимости, известных в Украине. Как не быть созависимым в своей семье и этим помочь зависимому родственнику, читайте в статье Аллы Капацыной.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Когда отчаяние приходит к вам или окружающим вас людям, не поддавайтесь ему. Отчаяние сильно свести с ума и лишить жизни, или же заставить совершить действия, о которых вы будете жалеть до конца дней.

Не ужасайтесь и не падайте духом, чтобы не сорваться с ледяного холма. Просите у Бога сил прославить Его в сложившихся обстоятельствах.

Не допускайте мысли, что ваша жизнь вышла из-под Божьего контроля. Дыхание Его любви сохранит от обморожения ног.

Исследуйте, не является ли эта ситуация последствием вашего греха. Если да, попросите Иисуса простить и удалить этот грех. Возможно, вам нужно столкнуться с его последствиями. Приложите все старания, чтобы исправить и облегчить ситуацию. Лагерь с продовольствием уже близко. После этого успокойтесь и никого не обвиняйте. Отдайте свою жизнь в руки Бога и пережидайте вьюгу.

Если же греха нет, благодарите Бога, что удостоились страдать за Него.

Вы непременно столкнетесь с попытками людей манипулировать вами на том основании, что они попали в отчаянные обстоятельства. Вполне возможно, уже сейчас у вас есть родственники, которые пытаются использовать вас, чтобы вести паразитический образ жизни. Одалживайте лишь то, что можете подарить, служите лишь теми ресурсами, которые есть в избытке. Результат зависит от Бога, от вас —  максимум стараний.

Открыть Южный полюс почетно. Научиться доверять Богу в ЛЮБЫХ обстоятельствах гораздо важнее. Да сохранит нас Господь от отчаяния.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: картина норвежца Эдварда Мунка «Крик» (1893)

Рубрика: Библейские исследования, Здоровье, Искусство, История Церкви, Образ жизни, Опыт с Богом, Церковь и общество

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.