Вопрос служителю: Гнушайтесь одеждой, которая осквернена плотью
Вопрос: Доброе утро! У меня вопрос: В уроке за эту неделю упоминается стих из Иуды 1:23. «Гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью».
Что, нельзя у неверующего человека брать одежду, чтобы носить ее?
Ответ: Благодарю за вопрос. Отвечая на него, приведу прежде всего весь контекст, чтобы ясно было, о ком здесь идет речь, и тогда по аналогии с другими текстами Священного Писания разберем, что имел в виду апостол Иуда.
4 Дело в том, что незаметно проникли к вам некоторые люди. Эти нечестивые безбожники обращают благодать Бога нашего в оправдание своего распутства; и тем самым отрекаются от единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Их участь давно уже предречена.
10 Эти же своевольные и наглые отступники непочтительно злословят то, в чем они несведущи, а в отношении Божьего они осведомлены не больше бессловесных животных, их осведомленность распространяется на единственную сферу – сферу естественных инстинктов и на удовлетворение чувственных вожделений; с бездумностью бессловесных животных они отдаются половым удовольствиям, растлевая и постепенно уничтожая себя.
11 Горе им! Они пошли путем Каина и, гонимые жаждой наживы, предались тем же заблуждениям, что и Валаам. В упорстве своем они обрекли себя на уничтожение точно так, как и те, кто участвовал в восстании Корея.
12 Эти люди подобны подводным камням. На ваших дружеских совместных приемах пищи они таят в себе скрытую угрозу. Пиршествуя вместе с вами, они без угрызения совести думают только о себе: они приходят для того, чтобы только поесть; они словно тучи без дождя, гонимые ветром; они как бесплодные деревья во время урожая, за что остается лишь вырвать их с корнем, а значит – они дважды умершие;
13 Они словно свирепые морские волны, вздымающие пену своей срамоты; они как блуждающие звезды, которым навеки уготована беспросветная тьма.
14 Это о них пророчествовал Енох, седьмой патриарх от Адама, сказавший: «Вот пришел Господь, и с Ним тысячи тысяч святых Его,
15 Чтобы совершить суд над всеми и уличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие; и во всех дерзких словах, которые произнесли против Него эти нечестивые грешники!»
16 Это люди, которые постоянно ропщут, они вечно недовольны своей судьбой, они потакают своим похотливым и низменным желаниям, их напыщенная и надменная речь сквозит хвастовством, и ради собственной корыстной выгоды они готовы льстить другим.
17 Вы же, дорогие мои, помните заранее предсказанное вам апостолами Господа нашего Иисуса Христа;
18 Они неоднократно предостерегали, что в последнее время появятся люди наглые, для которых нет ничего святого и которые идут на поводу у своих низменных желаний.
19 Это те люди, которые возбуждают разногласия и затем производят разделения; они поступают по требованию их собственных эгоистичных желаний, потому что нет в них Духа.
20 Но вы, дорогие мои, основываясь на самой святой вере, которую вы приняли, продолжайте укрепляться в ней, молясь в единении со Святым Духом.
21 Сохраняйте себя в любви Божьей, терпеливо ожидая, когда Иисус Христос, Господь наш, вернется и даст жизнь вечную по милости Своей.
22 Относитесь с милостью к тем, кто колеблется в вере;
23 Других же спасайте, вырывая их из грозящего им судного огня; к третьим относитесь с особой предосторожностью: молясь и проявляя к ним милость, будьте осторожны, гнушаясь даже одеждой, оскверненной их греховной плотью (Иуды 1:4,10-23 ПС).
Речь здесь идет не просто о неверующих, которые сдали свою одежду в гуманитарную помощь, и к нам она попала, и мы ее носим. Нет, речь здесь о тех, кто проник в церковь, ведет распутный образ жизни и обольщает верующих. Выражение «гнушайтесь даже одеждой, оскверненной их плотью» — это гиперболический оборот речи. Бог тоже пользовался такими выражениями. Например:
Бытие 3:3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Бог знает, что стоит только прикоснуться, а там уже недалеко, чтобы понюхать, лизнуть, укусить и, наконец, съесть. Основное непослушание в том, чтобы не есть; но, чтобы не было соблазна съесть, лучше даже и не прикасайся, а еще лучше – держаться подальше от соблазна, в данном случае, от дерева познания добра и зла.
Числа 16:26 И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их.
Здесь то же самое выражение, означающее, что мы к делам этих людей не причастны, и поэтому, как знак протеста их нечестивым делам, мы даже и прикасаться не будем к вещам, которые им принадлежат.
Второзаконие 14:8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
В буквальном смысле имеется в виду, что к трупам свиней прикасаться нельзя? Нет. Нечистой является не только свинья, но и многие другие животные: лошади, кошки, собаки, мыши, крысы и т.д. В данном случае, в выражении «к трупам их не прикасайтесь» — предостережение, чтобы не было искушения сварить и съесть свинину, подальше от искушения – даже не прикасайся. Сегодня, если издохнет собака или кошка, мы что, будем неверующих звать, чтобы они утилизировали труп этого животного? А если сосед попросит нас помочь ему издохшую свинью погрузить на машину, мы что ли скажем ему, что нам нельзя к трупам свиней прикасаться? Нет, мы поможем ему, потому что здесь заложен другой смысл в прикасании к трупам свиней.
Псалтирь 104:15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла «.
Что, и к пророкам нельзя прикасаться? Нельзя прикасаться, чтобы причинить им зло.
2 Коринфянам 6:17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас.
Апостол Павел тоже применяет это гиперболическое выражение. Он воплощает выражения, относившиеся к израильтянам, в жизнь духовного Израиля. В данном случае он опирается на текст Писания:
11 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! (Ис.52:11).
Историческая ссылка относится к отбыванию плененных израильтян из древнего Вавилона, на что Павел здесь ссылается как на иллюстрацию отделения народа Божьего от мира и от духовного Вавилона. По возвращении из плена евреям было приказано не брать с собой ничего, даже напоминающее языческое идолопоклонство. Аналогичным образом, духовному Израилю предписано «не прикасаться к нечистому», как это было сказано древним (Ис.52:11).
Вот теперь мы обратимся к тексту из Иуды. Иуда также, пронизанный выражениями Ветхого завета, применяет это гиперболическое выражение к духовному Израилю. Он хочет сказать: «Будьте подальше от этих людей, настолько далеко, чтобы даже не прикоснуться к их одежде». В буквальном смысле: «Гнушайтесь даже того, в данном случае их одежды, которая напомнит вам об их гнусных делах».
С уважением пастор Александр Серков