И восстанут лжеадвентисты

13-05-2021, комментариев 16

И восстанут лжеадвентистыЭто третья тема из цикла «Критическое мышление». Предыдущие назывались «Время ли покидать города» и «Папа Римский и последнее время».

В этой теме тоже будет три части. Сначала мы глубже изучим принципы критического восприятия медийных сообщений, потом приведем пример популярного проповедника, систематически поносящего адвентистов в своих выступлениях, а затем попробуем увидеть, как Библия определяет разницу между критикой и критиканством.

Всякое сообщение имеет цель

Мы уже говорили, что критическое мышление требует проверки автора, источника и стиля сообщения. Сегодня мы сделаем новый шаг в освоении этой темы.

Важно понимать, что

А) всякое сообщение имеет цель,

Б) отражает взгляды авторов, но

В) читатель делает свои выводы.

Любое сообщение имеет как минимум человеческую природу. Всё, что мы слышим от других людей, читаем и смотрим, зачем-то было задумано, оформлено и донесено, и мы попали в число адресатов.

Легче всего это показать на примере фильма. Его появление в высшей степени неслучайно. Прежде чем Ютьюб предложит вам посмотреть видеоролик, или ссылку на него пришлет ваша подруга, сотни людей примут тысячи решений, пройдут месяцы или годы тяжелой работы, будут затрачены большие средства и усилия.

Например, фильм «Тіні забутих предків» 1964 года режиссер армянского происхождения Сергей Параджанов год снимал в настоящих гуцульских хатах. Сценарий опирается на повесть украинского писателя Михаила Коцюбинского, возникшую в ответ на его впечатления от посещения Карпат в 1911 году. Режиссер доходил до сумасшествия. В сцене прощания Ивана и Марички идет дождь. Снимали сцену в октябре. Поливальная машина давала воду с температурой 2 градуса тепла. Но актеры сделали около 10 дублей. На съемки эпизода с серебряным лесом команда выезжала несколько десятков раз. Чтобы записать народную гуцульскую музыку, карпатских музыкантов возили в Киев. Режиссер 10 трембитарей с их инструментами посадил в самолет, причем трембиты везли в пассажирском отделении. Напомню, это деревянные трубы от 2,5 до 8 метров длиной. Кинолента получила 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях в 21 стране, включена рядом международных организаций в число лучших фильмов всемирного кинематографа, ее показы использовались для политических акций. В хате, где жил режиссер во время съемок, создан музей фильма.

Всё, что достигает ваших глаз, ушей и мыслей, было задумано, оформлено и отправлено с какой-то целью. Важно пытаться эту цель уяснить. Вот присказка на эту тему: «Когда вам говорят, что хотят предложить выгодное дело, спросите – выгодное для них или для вас?»

Также стоит задавать вопрос, какие взгляды отражает это сообщение, будь то фильм, музыкальное произведение, новость по телевизору или в соцсети, книга, SMS-ка или пересказанные соседкой слухи. Эти взгляды могут совпадать с целью сообщения, а могут ей противоречить.

Наконец, вы сами решаете, какие выводы сделать из сообщения. Например, прогноз дождливой погоды одного человека заставит отказаться от прогулки, другой возьмет зонт, а третий заявит, что любит гулять под дождем – и назначит свидание на это время. Помпезное событие у одного вызовет гордость, у другого зубную боль, а у третьего смех. Вы решаете, бояться ли каждой тени или проявлять стойкость и оптимизм. Вы решаете, оставить последнее слово за Богом или за плохими новостями. Их всегда достаточно. Как и хороших, впрочем.

О лжеадвентистах

Не хочу делать рекламу этому человеку, но разговор требует конкретики. Поэтому придется называть имена и пароли, как говорят.

Есть в США такой проповедник – Эндрю Энрикес (Andrew Henriques). Его община Saved To Serve Church расположена по адресу 475 West Silver Star Road, Ocoee, FL 34761. Он возглавляет общественную организацию Prophesy Again Ministries.

Пусть бы он себе и был, но в русскоязычном Ютьюбе некие активисты дублируют по-русски сотни его проповедей. И в этом ничего особенного, да только он практически ни о чем не проповедует, кроме как неустанно изобличает реальные и надуманные грехи Церкви адвентистов седьмого дня.

Поэтому возникает вопрос: кто он такой? Ссылаюсь на исследование интернет-евангелиста Василия Юнака.

На сайте своего служения Энрикес нигде не называет себя адвентистом.

Вот на карте его церковь и адрес полностью. Отмечено красным по центру спутниковой фотографии.

Вот ссылка на Гугл-карту. В том городе есть только одна адвентистская община, испанская, по другому адресу.

По этой ссылке — список ближайших адвентистских общин к его индексу. В списке его церкви нет.

На запрос о связи этого служения с Церковью адвентистов седьмого дня ее представитель ответил, что служение Prophesy Again является независимым и не связано с каким-то из территориальных подразделений церкви. Как мы уже увидели, Эндрю Энрикес не является проповедником и пастором Церкви адвентистов седьмого дня. Почему тогда на постсоветском пространстве находятся активные сторонники и зрители его выступлений?

Ключевой фактор его выступлений – тотальная и неразборчивая критика одной церкви. К которой он не принадлежит. Есть аудитория, которой нравится критика адвентизма. Это то ли критики этой церкви внутри ее, то ли ее конкуренты из других конфессий, падкие на теорию заговора, то ли, в массе своей – бывшие адвентисты, пополнившие ряды адвентистов реформационного движения разного толка.

Полемика Сергея Молчанова с Энрикесом и его сторонниками здесь, здесь и здесь.

Есть ли у критики золотая середина?

Слишком удивляться популярности Эндрю Энрикеса не стоит. Религия требует такой убежденности, какая не всегда встречается в политических баталиях, не говоря уже о других сферах. Поэтому любой религии и церкви приходится находить универсальные ответы на важный вопрос: «Почему правы именно вы?» И значит, доказывать, почему остальные неправы.

В силу своей древности религиям не может быть присуща толерантность. В современном мире светское государство играет ключевую роль в недопущении религиозного насилия. Если религия будет учить, что правы все, то она потеряет своих сторонников.

В истории христианства православные и протестанты песочат католиков и друг друга. И чем меньше отличий, тем важнее эти отличия подчеркивать. Не секрет, что более всего человек конфликтует с очень похожими на себя людьми.

В адвентизме та же история. Мы говорили в прошлый раз, что протестантская критика того же католицизма имеет библейские основания. Если мы протестанты, то надо понимать, против чего протестуем.

Пример Энрикеса доказывает, что приятно критиковать других, но не хочется оказаться под шквалом критики.

Есть ли граница, золотая середина, после которой критика превращается в критиканство?

В Библии мы не находим систематической критики других религий. Любой историк и теолог скажет, что хотел бы, чтобы Писание содержало больше деталей о том, против чего выступали библейские пророки. Увы, этих деталей немного. Основное содержание Библии – это утверждение истины, а не обсуждение чужих грехов. И когда пророки критиковали своих современников, они в большинстве своем говорили о проблемах Древнего Израиля – народа и религии, к которой принадлежали сами. Их слушатели могли сравнить, отличается ли жизнь пророка от тех, кого он обличает.

В книгах апостолов находим тот же баланс. Там есть отдельные обвинительные тирады: Иисуса против фарисеев (Матф.23), Павла против греко-римского мира (Рим.1), однако основное содержание евангелий и апостольских писем вращается вокруг жизни Иисуса и Его последователей. Ни иудеи, ни тем более язычники не получают там сравнимого внимания. Положительное влияние личности Иисуса – вот секрет Его влияния, а не те резкие и обидные выпады, которыми Он награждал Своих оппонентов (царь Ирод – лиса как символ разрушения, фарисеи – слепые вожди слепых, лицемеры).

Богословская стратегия Иисуса

Давайте посмотрим на богословскую программу Иисуса как учителя. Это так называемая Нагорная проповедь (Матф.5-7). Здесь Он проявил Свою проповедническую манеру.

Его важнейшая проповедь обращена к ученикам, а не к широким иудейским кругам, не говоря уже о язычниках, перед которыми Он никогда не выступал.

Сначала Иисус произносит девять благословений, рисуя образ Своих идеальных последователей, и иллюстрирует их роль в мире при помощи метафор соли и света.

Далее утверждает неизменность Закона как мерила праведности и призывает учеников превзойти самих фарисеев в ревностности его исполнения.

Свой подход к толкованию заповедей Он показывает на примере ряда практических положений. К запрету убивать Иисус приравнивает запрет напрасного гнева, к запрету прелюбодействовать приравнивает похотливые мысли, устрожает правило развода, ограничивая его фактом супружеской измены, святость клятвы расширяет на любое слово верующего. К закону о равном возмездии добавляет запрет на попытки нажиться на судебных тяжбах, а заповедь о войнах Древнего Израиля дополняет призывом к миротворчеству.

Далее предлагает правила милостыни, молитвы, поста и бескорыстия. Большое внимание уделяет поиску душевного покоя. Призывает в первую очередь работать над исправлением своей жизни, а не чужого поведения.

В заключении Господь предлагает «золотое правило» этики, учит отличать лжепророков и приглашает положить Его учение в основу повседневной жизни.

Какие социальные группы упомянуты в проповеди Иисуса?

Кроме учеников-братьев, которые всегда находятся в центре Его внимания, Господь также упоминает:

  • гонимых пророков прошлого и древних израильтян, которые слушали Синайский Закон,
  • людей, видящих добрые дела учеников,
  • книжников и фарисеев, чью праведность нужно превзойти,
  • окружение ученика – соперника, чужую женщину и жену,
  • врагов – проклинающих, ненавидящих, обижающих и гонящих, желающего судиться, просящего денег, псов и свиней, лжепророков, мытарей и язычников.

Единственное критическое именование для учеников здесь – это маловеры. Остальное – предостережения или сравнения (не будь, как эти и те).

Конкуренты здесь едва угадываются. Они даны в обобщенном виде. Иисус не сводит жизнь церкви к вражде с конкурентами. Самое важное для Него, чтобы ученики работали над своей жизнью и своими отношениями друг с другом и другими людьми.

Высшая точка христианства – это любовь к врагам, а не бесконечное обличение противников. Дай нам Господь не перепутать эти цели.

И ключевой критерий – «золотое правило» всех поступков. Библия предписывает обличать грех. Однако меру и тон критики полезно постоянно проверять этим правилом. Критики в свою сторону не хочет и не любит никто. Поэтому, обличая, важно быть фактологичным, сдержанным и сбалансированным. И не забывать ставить себя на место критикуемой личности или религиозной системы.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни, Церковь и общество

Комментарии (16):

  • Галина

    |

    Уважаемый Максим, как быть с проповедями в нашей церкви о Трехангельской вести, где обличаются Папа Римский и католики? Пал, пал Вавилон.
    Падший протестантизм тоже обличаем.
    Мы готовы обличать других, но не готовы хотя бы услышать суть библейских обличений Энрикеса к нам, к адвентистам.
    Критическое мышление должно быть критическим, а не избирательно предвзятым.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Уважаемая Галина,

    Вот именно что совершенно сознательно поднял вопрос об Энрикесе после того, как в прошлой теме обсуждал критику адвентистами римского католицизма. Я не возражаю против взаимной критики церквами друг друга. Но разница здесь в том, что

    1) есть библейские основания критиковать средневековый католицизм как пророческого Антихриста,

    2) протестантизм возникает как движение внутри католицизма. Самые авторитетные реформаторы никуда из католицизма выходить не собирались. Они сделали там карьеру, и их критика была внутренним делом этой конфессии. Другое дело, что католики зачастую отвечали насилием.

    3) Энрикес не является адвентистом. Я ничего не знаю о его попытках лично встречаться с адвентистами и исправить их. Он просто делает бизнес, мусоля одну тему.

    Эллен Уайт много раз предостерегала против чрезмерного увлечения темой католических грехов. Наша весть — не грехи Вавилона, а Божья истина.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Однако Энрикес нигде не показывает свое отношение к адвентизму. Думаю, большинство его слушаетелей из адвентистских кругов понятия не имеют, что он не адвентист.


  • Олег

    |

    Максим вам наверное больше нравиться О. Вендель и ему подобных причем Ген. конференция ни каких мер до сих пор не приняла против этих адвентистов потому как они не критикуют не Ген. конференцию не папство не надо находиться в состоянии лицемерия


  • Галина

    |

    Уважаемый Максим,

    есть библейские основания критиковать средневековый католицизм как пророческого Антихриста

    Вы пишите о критическом мышлении, однако готовы ли критически проверить даже свое утверждение?
    Единственное, где упомянуто имя антихрист — это послания Иоанна. Он говорит, что в его дни было много антихристов (1 Иоанна 2:18). Там уже был средневековый католицизм? Но Иоанн пишет и о том, что антихрист еще придет. Посмотрите на 1 Иоанна 2:18 и 4:3. Поэтому Писание ставит нас перед фактом, что у слова антихрист больше, чем одно применение. (Елена Уайт также учила, что те, кто сопротивляются Христу, получают имя антихриста. Комментарий АСД 7 том, с. 950).

    Самые авторитетные реформаторы никуда из католицизма выходить не собирались. Они сделали там карьеру, и их критика была внутренним делом этой конфессии. Другое дело, что католики зачастую отвечали насилием.

    Так почему мы столь много внимания сосредотачиваем на отступлении других конфессий, которые не являются частью адвентизма? Мы рассказываем про плохих харизматов, наших конкурентов, про плохих православных что поклоняются идолам, про плохих католиков.

    Энрикес не является адвентистом. Я ничего не знаю о его попытках лично встречаться с адвентистами и исправить их. Он просто делает бизнес, мусоля одну тему.

    Проблема не в Энрикесе, как таковом. Звучит много различных обличающих голосов, как умных, так и глупых. Критическое мышление должно стимулировать нас не закрывать рот этим голосам, а анализировать себя, поднимаемые вопросы и исправлять ошибки. Или я не права?


  • Максим Балаклицкий

    |

    Уважаемая Галина,

    Я не обладаю властью закрыть кому-то рот. Моя цель указать на факт, что позиция Энрикеса деструктивна.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Олег,

    Мы отказались от сотрудничества с Венделем несколько лет назад.

    Нет, его подход к Библии также некорректный.

    Не преувеличивайте. Любая церковь имеет свои красные линии.

    Полгода назад Украинский унион в специальном письме призывал членов церкви не сообщаться с одним исключенным пастором.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Уважаемая Галина,

    Вы пишете:

    Так почему мы столь много внимания сосредотачиваем на отступлении других конфессий, которые не являются частью адвентизма? Мы рассказываем про плохих харизматов, наших конкурентов, про плохих православных что поклоняются идолам, про плохих католиков.

    Отвечаю:

    Но Библия предостерегает нас от того, чтобы сделать критику основной нашей вестью.


  • по делу

    |

    НУХ стр 69-70
    «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (2 Петра 3:12). Этот плод никогда не погибнет, но будет пожат в жизнь вечную.

    — «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». — Христос со страстным желанием ожидает проявления Самого Себя и Своей церкви. Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в народе Его, Он придет, чтобы объявить его Своим собственным.

    Преимущество каждого христианина в том, чтобы не только желать, но и ускорить пришествие нашего Господа Иисуса Христа. Если бы все, кто исповедуют имя Его, приносили

    [70]

    плод, как скоро весь мир был бы засеян семенами Евангелия! Скоро созрела бы последняя великая жатва, и Христос пришел бы собрать драгоценное зерно.


  • Галина

    |

    Уважаемый Максим,

    Вы говорите что критика из уст Энрикеса является грехом. Я согласна, мне не нравится то что высказывает Энрикес. Но спрашиваю о другом, что делать с нашей традиционной адвентистской критикой других конфессий? Особенно, с критикой католиков и харизматов?
    Где грань между адвентистской вестью второго ангела пал, пал Вавилон и тем что Вы пишите:

    Но Библия предостерегает нас от того, чтобы сделать критику основной нашей вестью.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Уважаемая Галина,

    Падение Вавилона — только часть Трехангельской вести. Но прежде чем мы к ней придем, нужно еще проповедовать основное Евангелие — о любви Иисуса — и это Евангелие проявить на деле, в нашем отношении к противникам.

    Иисус отдал за всех людей Свою жизнь. Вот это христианство. А ругать друг друга на чем свет стоит — здесь ничего нового мы не скажем. Язычники этим страстно занимаются.

    Поэтому я как раз и показываю в своей третьей теме границы критики иных конфессий, о чем я говорил в теме второй — «Папа Римский и последнее время». Что критиковать надо, но нужна серьезная подготовка и нас, и наших слушателей к этой критике. Без нее критика превращается и воспринимается как обычная конкуренция между религиями, как между политическими партиями. Те хотят быть избранными в парламент, а церкви хотят выдавить конкурентов и установить монополию. Мол, везде одинаковый раздрай.


  • Лиля

    |

    Максим Балаклицкий
    17/05/2021 в 13:04 | Ссылка на комментарий

    Уважаемая Галина,

    Падение Вавилона — только часть Трехангельской вести.

    ЧТО за падение Вавилона? Что за Вавилон?


  • Галина

    |

    Уважаемый Максим,
    Слава Богу, что Вы так понимаете:

    Что критиковать надо, но нужна серьезная подготовка и нас, и наших слушателей к этой критике. Без нее критика превращается и воспринимается как обычная конкуренция между религиями, как между политическими партиями. Те хотят быть избранными в парламент, а церкви хотят выдавить конкурентов и установить монополию.

    Будучи много лет в Церкви, приходится намного больше слышать обличений в нарушении заповедей и критики отступников в других конфессиях, нежели Евангелия и прощения. И проповедуется про падение Вавилона намного чаще, чем про Вечное Евангелие. Потому что про Вечное Евангелие проповедуют все протестанты, а обличают Вавилон в основном наши. Ведь наша весть строится на том, что другие протестанты забыли 4-ю заповедь про субботу и все из-за падшего Вавилона, а мы остались на их фоне верными. Это одна из отличительных черт адвентизма, которая упирается на сравнение с ересями других конфессий.


  • Дядя Вова

    |

    ЦерковьАСД протянула руку экуменизму. И подтверждением этому есть много фактов: дарили и дарт медали, учатся в вавилонских заведениях, поздравяют с праздниками, соучавствуют в общих мероприятиях и т.п. Одним словом — не за горами Вавилон и антихрист в храме.


  • Андрей

    |

    Тоже смотрел раньше Энрикеса и др. и Вас ни к чему хорошему это не приведет. Если у Вас есть проблемы в церкви, решайте их конкретно у себя, а посмотря этих проповедников только разочаруетесь. У них же только несколько тем: медаль для Папы, Гунун Диап, трехангельскую весть не проповедуют, иезуиты уже везде, Святой Дух не личность, Троица от католиков и все. Как послушаешь, так все пропало, церковь в экумене и «мы все умрем». Я думаю, что Бог не для того дал Елене Уайт весть, чтобы через 180 лет все розвалилось и проповедь прекратилась, не переживайте у Бога все под контролем. Думаю каждый в своей церкви видит где есть проблема, но ее нужно решать, а Вы только смотрите этих «горе» проповедников и ноете что все плохо. Рекомендую всем любителям Энрикеса занятся делом, спасением душ, а не критиканством. Причем, что интересно, такие «проповедники» есть в любой протестантской деноминации и руководит и направляет их я думаю один дух, уж очень все одинаково.


  • по делу

    |

    Дыма без огня не бывает .Вот только как будете определять что больше похоже на правду?


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"