Субботняя школа «Книга Откровение» с Денисом Медведевым. Урок 13.
На этой неделе мы завершаем квартал, посвященный книге Откровение.
Нам нужно изучить четыре главы. Стоит отметить, что было бы неплохо иметь на один урок больше, чтобы все же 20-22 главы изучить отдельно, но что есть, то есть.
Три идеи.
- Замечания по структуре.
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; (Rev. 17:1 RSO)
9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я— сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Rev. 19:9-10 RSO)
9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. (Rev. 21:9 RSO)
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я— сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
(Rev. 22:8-9 RSO)
Как мы видим, отрывок 17:1-19:10 и 21:9-22:9 начинаются и заканчиваются одинаково. Первый отрывок посвящен блуднице Вавилону, второй — невесте Агнца Иерусалиму. Два города, два народа, две судьбы.
В Откровении очень много символов, говорящих о двух возможных исходах для человека. Две жатвы в четырнадцатой главе.
Две вечери в девятнадцатой.
9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. (Rev. 19:9 RSO)
17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,
18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. (Rev. 19:17-18 RSO)
Книга Откровение не дает третьего варианта. Если я не откликаюсь на одно приглашение, придется принять другое.
- Праведность святых.
7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. (Rev. 19:7-8 RSO)
8 ей одежда дана— тонкий лен, блестящий и чистый! (Тонкий лен— это праведные дела святого народа Божьего.) (Rev. 19:8 CRV)
Праведные дела — это более точный перевод, чем просто «праведность». Этот текст — один из примеров сбалансированного библейского учения о делах. С одной стороны, текст явно говорит, что именно дела являются одеждой праведности. С другой стороны, текст однозначно заявлет, что эта одежда дана народу, эти дела сделаны силой благодати Божьей.
- Божественность Иисуса.
11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. (Rev. 21:11 RSO)
23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его— Агнец. (Rev. 21:23 RSO)
5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо ГОСПОДЬ Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (Rev. 22:5 RSO)
22 Храма же я не видел в нем, ибо ГОСПОДЬ Бог Вседержитель— храм его и Агнец. (Rev. 21:22 RSO)
27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Rev. 21:27 RSO)
31 И возвратился Моисей к ГОСПОДУ и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
33 ГОСПОДЬ сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; (Exod. 32:31-33 RSO)
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. (Rev. 22:1 RSO)
3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
4 И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.
(Rev. 22:3-4 RSO)
Квартал заканчивается. Но это не повод прекращать исследование книги Откровение. Эта книга требует хорошего знания Писания, культуры первого века. Также для понимания этой книги нужна молитва и сильное желание знать истину. Но все это окупается. Эта книга призывает к верности в любых обстоятельствах. Эта книга обещает блаженство тем, кто читает ее и повинуется ее словам.
Благословение — на расстоянии одного клика.
Пастор Денис Медведев
Комментарии (1):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
НЕБЕСНЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМ
Прекрасный Вышний Небесный Иерусалим из 21-22 глав книги «Откровение» — вожделенная мечта неисчислимого числа верующих всех поколений и сокрвенная надежда на святую праведную жизнь в вечности по справедливым Законам Небесного Царства, установленным от начала Богом Творцом. В этих главах он представляет собой символическое описание спасенного святого народа Божьего. Параллельные описания содержат также Послание к Евреям (Евр.12: 18,19,22-24), главы Откровения (Откр.5:8-12; гл.7; и 14:1-5), …
Например, в 5-й главе Иоанн передает увиденное им: «11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11, Синод. перевод). Кто эти Ангелы, животные и старцы? Из греческого перевода этих слов следует, что под животными (номер Стронга 2226) здесь понимаются «живые существа, твари (творенья)» — т.е. общество живых творений Бога, — а применительно к нашему контексту – общество святых и праведных людей (см.еще 2Кор, 2:17 и Гал.6:15). Слово «старцы» (номер Стронга 4245), имеющее еще значения в греческом переводе «старейшина, пресвитер», также говорит само за себя, что здесь понимаются вожди Божьего народа. Поэтому смысл текста рисует общую картину тех, кто находится у престола Всевышнего Бога: общество святых Божиих Ангелов, общество святых праведных людей и сонм вождей Божьего народа (в греческом тексте число Ангелов и святых праведников обозначено, как десятки тысяч десятков тысяч, а число вождей — тысячи тысяч).
Предлагаю интересующимся братьям и сестрам к обсуждению еще один вариант представления о святом вышнем городе – Новом Иерусалиме, – изображенном в 21-22 главах Откровения.
…………………………………………………………………
«9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» (Откр.21:9, Синод. пер.)
Греч. перевод: «9 И пришёл один из семи ангелов имеющих семь чаш, полнящихся семью ударами последними, и заговорил со мной говорящий, Сюда, покажу тебе невесту жену Агнца».
Здесь возможны три трактования:
1. «невеста жена» — это «молодая жена» или «новобрачная».
2. «Невеста жена Агнца» — это Апостольская Новозаветная Церковь («невеста») и Ветхозаветный Божий народ Израиля и Иуды («жена»).
3. Если Иоанн использовал здесь духовный образ жены из 12-й главы (как Истины, родившей Слово Божие, т.е. Иисуса), которая фактически объединяет собой всех детей Божиих (как Ангелов, так и людей) в единое общество-город, то выражение «невеста жена Агнца» может иметь смысл «истинной невесты» или, др. словами, обозначать все сообщество святых (Ангелов и людей), пребывающих в Истине живого Бога и готовящихся стать избранными подданными «Царя царей» и гражданами вышнего града – всех тех, кого Небесный Отец дол в царствование Своему Сыну.
………………………………………………………………………….
«Вознес меня в духе на великую и высокую гору» (21:10) — символизирует высокодуховное возвышенное состояние Иоанна во время общения его с Ангелом Бога.
Иоанн видит «святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (21:10), и который имеет славу Божию.
……………………………………………
«Светило его (города) подобно драгоценнейшему камню…» (21:11).
Исходя из слов Откр.21:23, что светильником города есть Агнец, можно предположить, что и это светило символизирует Иисуса, Которого Писание называет еще «драгоценностью для верующих» (1Пет.2:7) и «краеугольным камнем, отвергнутым строителями» (Пс.117:22; Матф.21:42; 1Пет.2:7).
……………………………………………….
«15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» (Откр.21:15,16).
Комментарий Баркли по этому вопросу:
«54 1. Мы должны принять во внимание четырехугольную квадратную форму города. Это не было чем-то необычным; такую форму имели и Ниневия, и Вавилон. Но святой город имеет не только квадратную форму, но и совершенную кубическую. Его длина, ширина и высота равны. Это очень важно, потому что в античном мире кубическая форма считалась совершенной. Платон и Аристотель указывают на то, что доброго человека называли тетрагон, четырехугольник (Платон: «Протагор», 339,Б; Аристотель: «Никомахова этика», 1.10.11; «Риторика», 3,11).
55 Так же считали иудеи. Жертвенник всесожжения, жертвенник курения и наперсник первосвященника были выполнены в форме куба (Исх. 27,1; 30,2; 28,16). Эта форма вновь и вновь встречается в видениях пророка Иезекииля нового Иерусалима и нового храма (Иез. 41,21; 43,16; 45,2; 48,20). Но важнее всего: в Соломоновом храме Святое Святых было выполнено в форме совершенного куба (3 Цар. 6 20). Не приходится сомневаться в том, что Иоанн вложил в свою картину символический смысл. Он хочет показать нам, что весь святой город — это Святое Святых, обиталище Бога. (Откр.21:54-55)»
Это предположение вполне оправдано и имеет хорошее основание в истории. Поэтому, кубическая форма (размеры пока во внимание не берем) святого города символизирует его идеальное совершенство. Это – Святое Святых всех Божьих творений – и духов (человеков) и Ангелов.
…………………………………………………………………………………….
«Двенадцать тысяч стадий» (21:16) — здесь, видимо, также подразумевается не столько практический (измерительный) подход, сколько смысловой, духовный: двенадцать тысяч избранных из всех колен сынов Израилевых (Откр.7:4-8), ограничивая своим числом духовные границы города, являют собой целостный Израиль, спасти который Бог обещал Аврааму, Исааку и Иакову. Город наполнен великим множеством спасенных святых и праведных людей, а также Ангелов, о чем говорит и текст Откр.7:9-11: «9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. 10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! 11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу».
…………………………………………………………………………….
«17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр.21:17-20)
Выражение «Стена во сто сорок четыре локтя», очень вероятно, подразумевает применение здесь правила: «один – как тысяча и тысяча – как один». В Откр. 14:1-5 дано описание авангарда Божьего народа – ста сорока четырех тысяч искупленных первенцев из людей для Бога и Агнца. Они «следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел». Это те, кто охраняют вместе с Господом целостность, чистоту и святость Его народа. В духовном Иерусалиме они, вполне возможно, символически изображены в виде стены, защищающей город со всех сторон. Каждый из них имеет духовную силу, как тысяча, и тысяча из них имеет святые мысли, устремления и волю, как один.
«Стена его построена из ясписа» (21:18).
Согласно номера Стронга камень яспис упоминается еще в Откр.4:3 (о Боге: «и Сидящий подобен видом камню яшме и сердолику, и радуга вокруг престола подобна видом изумрудной»), в Откр.21:11 (город, «имеющий славу Бога; свечение Его подобно камню драгоценнейшему, как камню яшме кристаллической») и в Откр.21: 14,19 («14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца», «19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис…»). Т.е. стена и первое основание имеют одну природу с сиянием Божьей славы. Это подтверждают и тексты Писания: сто сорок четыре тысячи носят на своих челах имя Бога (Откр.14:1). А Симона Господь избрал основоположником Церкви (Иоан.1:40-42; Матф.16:16-19).
……………………………………………………………………………..
Двенадцать оснований стены (21:14) – скорее всего, это символический образ Двенадцати Апостолов, но возможно, и собирательный образ всех святых Первоапостольской Церкви, ставших пионерами Новозаветной христианской эры.
……………………………………………………………………………….
«город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (21:18).
Согласно обращения Иисуса к Лаодикийской Церкви в Откр.3:18, а также послания Павла к коринфянам (1Кор.13), пророчеств в Откр.21:18,21 город Иерусалим есть город Любви (т.к. состоит из «золота, огнем очищенного»). Об этом же говорит и текст Лук.10:25-28: только искренняя Любовь к Богу и к ближним может гарантировать участие в вечной жизни. Уподобание золота, из которого построен город, чистоте и прозрачности стекла говорит об искренности, а также кристальной чистоте помыслов и устремлений Бога и всех пребывающих с Ним жителей духовного Иерусалима: ведь, Любовь пребывает в сердце, а сердце, как известно, является источником помыслов и устремлений.
……………………………………………………………………..
21 А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
(Откр.21:21)
Все двенадцать ворот – из цельных одинаковых жемчужин. Само наличие никогда не запирающихся ворот говорит о символичности их использования. Ворота используются обычно для пропускного режима. Наивысшая ценность материала, из которого они изготовлены, говорит о высоких требованиях к нравственным и духовным качествам тех, кто будет через них проходить. Это подтверждает и притча Иисуса о брачном пире в Матф.22:11-14 и Откр.21:27 («27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни»).
«Улица города» — см. ниже.
………………………………………………………………………
«22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец»
(Откр.21:22).
Текст Откр.7:13-17 говорит, что в духовном Иерусалиме «великое множество» спасенных святых и праведников «15 … пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них (в греч. – «возле них»). 16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: 17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:15-17). Этот текст еще раз подчеркивает пребывание Божьих творений в духовном единстве в Духе Своего Творца, которое было возвещено Иисусом в Его молитве за Апостолов и за всех нас перед Небесным Отцом (Иоан.17).
……………………………………………………………………
«23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26 И принесут в него славу и честь народов. 27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:23-27)
Божий Свет Истины будет сиять чрез Господа Иисуса Христа всем спасенным народам, преклоняющимся перед духовным величием своего Искупителя.
………………………………………………………………………
«1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. 2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр.22:1,2)
Греческий текст:
«1 И он показал мне реку воды жизни светлую как кристалл, выходящую от престола Бога и Агнца. 2 В середине улицы его и реки отсюда и оттуда дерево жизни творящее плодов двенадцать, в месяц каждый отдающее плод его, и листья дерева на исцеления/служение народов»
Река, «исходящая от престола Бога и Агнца» есть Святой Дух Божьего Слова (Иер.2:12,13; 17:13; Иоан.4:14; 7:38,39; …), Которым питаются все творения Бога. Река течет посреди единственной в городе улицы. Т.е. улица является руслом реки. Что это за русло? Согласно обращения Иисуса к Лаодикийской Церкви в Откр.3:18, а также пророчества в 21:18 город Иерусалим есть город Любви (т.к. состоит из «золота, огнем очищенного»). Уподобание города и его улицы (Откр.21:21) чистому золоту с прозрачностью стекла говорит об искренности, чистоте помыслов и устремлений Бога (т.к. Любовь пребывает в сердце, а сердце является источником помыслов и устремлений). Поэтому оправданным будет и предположение, что единственная в городе золотая улица (улица «реки воды жизни») – есть Любовь Бога, действуя Которой, Святой Дух Бога («река воды жизни») изливается в сердца Его творений.
«Дерево жизни» — это жизнь и деятельность творений Бога, пребывающих в Его святой Истине. Плоды жизни в Божьей Истине помогают развитию Божьих творений. Бог питает дерево Жизни Своим Святым Духом Истины, дающим всякое познание, в т.ч. и о вечности жизни. Адам и его жена Ева (греч. «Жизнь» — как мать всех живущих на земле) от начала имели возможность питаться от дерева жизни, т.е. получать знания и плоды деятельности святых Ангелов. Однако, согрешив познанием запретного плода (вероятнее всего, прельстившись на знания отступивших ангелов), они, по воле Бога, утратили доступ к этим знаниям – утратили доступ к дереву жизни.
«Дерево познания добра и зла» (греч. «абсолютного добра, гармонии, благополучия, благоприятности, благодетели, изысканности и т.п.» и «плохого, скверного, худого, негодного, дурного, лукавого, злого») – это собирательный образ жизни и деятельности отступивших от послушания Истине Бога ангелов и людей, и характеризующийся достижением благополучия и добра посредством лукавства и незаконных действий (см., н-р, Иез.28:11-18).
В книге Бытие сказано:
«7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (это весь растительный мир природы), и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла…»
Из последующего описания можно предположить, что эти два дерева являются духовными понятиями, т.к. действие первого дерева сопряжено с благодатью Святого Духа, дарующего истинные знания и жизнь вечную; а второго – с обретением знания о добре, посредством познания зла, т.к.: согрешая, человек осознает, что есть добро и что есть грех, т.е. зло.
О том, что эти деревья являются духовными понятиями говорит и тот факт, что дерево познания добра и зла в Откровении уже НЕ упоминается (см. Откр.2:7; 22:2). И это логично: Иак.1:13,14 и Откр.21:27 опровергают мысль о присутствии какого-либо искушения в Небесном Иерусалиме. Горнило испытаний, через которое Небесный Отец провел Своих детей, не оставляет шансов новому грехопадению, но гарантирует мир и гармоничные отношения среди всех Его творений.
Рассуждая в этом направлении, можно предположить, что на земле нам все еще открыт доступ к дереву познания добра и зла. И каждый человек, как и наш прародитель Адам, испытывается отношением к плодам этого дерева, поступая, либо по своим вожделенным желаниям, либо по слову Небесного Отца. И тем, кто выбирает второе, Святой Дух Бога дает силы и поддержку, чтобы идти улицей Божьей Любви навстречу Господу.
………………………………….
Небесный и земной Иерусалим, как символы поклонения.
«…вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам…» (Гал.4:26)
ИСРАЭЛЬ первый сын Авраама – символ всех живущих под законом иудеев (по учению фарисеев соблюдающих Пятикнижие Моисеево).
ИСААК – второй сын Авраама, сын по обетованию Бога – символ (семя) всех праведных людей и в Новом Завете всех христиан, т.е. надеющихся на праведность от веры (Гал.5:6: «5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» + «поверил Авраам Богу», собираясь, во исполнение Божьей воли к нему, принести в жертву своего сына Исаака – как позже и Бог принес в жертву за грехи людей Своего Сына Иисуса). Поэтому, «живущие по Духу, не грешат», являясь истинно телом Христовым.
«В Исааке наречется тебе семя…» (Рим.9:1-18). Символ Исаака – прообраз Иисуса Христа, как Сына Божьего, принесенного Богом в жертву за грех перед Законом Божьим (Вселенским).
Духовное семя – Иисус Христос.
«Прочие от семени ее» в 12-й главе Откровения – последователи Иисуса, Его ученики, верные слову Его.
Вывод: Духовный Иерусалим – город рожденных от Истины Бога, матерь ВСЕХ святых и праведных, источник духовного истинного поклонения Богу (поклонения в Духе и Истине).
Значит, образы двух жен (как символические образы духовных городов) – из 12-й и 17-й глав Откровения – можно трактовать еще и как символы двух видов поклонения – плотского и духовного:
— плотское поклонение – это п. по учению людей и Бога (что есть «Вавилон» или «смешение»); эта жена уверена, что имеет мужа (Откр.18:7) и, поэтому, уничижает и преследует всех верных Бога (как Каин Авеля, Исраэль Исаака, Исав Иакова, исповедующие Тору принимающих Новозаветное учение Христа, …), несмотря на многочисленные предупреждения Иисуса-Пророка (н-р в Матф.8:11,12: «11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»);
— духовное поклонение – это п. по учению Бога и в соответствии с Его волей.