Память, памятники, следы
«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22:1).
Много ли памятников, и какие вам приходилось видеть? Есть памятники очень распространённые, которые, особенно в советское время, мы видели на каждом шагу – вождям партии, и менее распространённые, порой даже редкие и скромные – памятники достойным людям и некоторым историческим событиям. И единичные в своём количестве – это памятники истинному Богу, Его Закону и Его деяниям. Удивительно, не правда ли, на планете, которую Он сотворил, совсем мало памятников Ему, Творцу этой планеты!
Слово «памятник» означает:
1) Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь;
2) Сохранившийся предмет культуры прошлого (археологии, письменности и т.д.),
Имеет в своём корне и происходит от слова «память».
Что такое «память»? В толковом словаре Ожегова даётся хорошее разъяснение – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. Отсюда мы можем сделать вывод: назначение памятника состоит в том, чтобы побуждать нашу память к воспроизведению в нашем сознании прежних определённых впечатлений, опыты, переживаний, действий.
Но есть особенные памятники, которые заставляют или побуждают наше сознание мыслить в сторону на 180 градусов противоположную от прошлого. Памятники, которые не подвластны временному старению или износу, которые обращены взорами в будущее и даже в вечность. Обратимся к Слову Божьему, читаем: «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во Святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх.28:29)
Наперсник, или нагрудник – это отрез ткани сложенной вдвое, из тонкого льна, золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи размером 20смХ20см (в пядь по всем сторонам) с двенадцатью гнёздышками на нём, в которые вставлены двенадцать драгоценных камней в четыре ряда, с врезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. Иисус Христос сейчас выполняет Своё Первосвященическое служение в Небесном Святилище, одет в одежды Первосвященника и у Него на груди надет этот наперсник. Дух Пророчества нам говорит: «Так и Христос, Великий Первосвященник, Который представляет Свою кровь пред Отцом, ходатайствуя за грешников, носит в Своём сердце имя каждой раскаявшейся верующей души» («Патриархи и пророки» стр 335).
Мы видим, что в те далёкие времена наперсник на груди первосвященника был своего рода памятником с именами двенадцати колен Израилевых, который указывал в Вечность, на вечную жизнь спасённых, принятых Богом через искреннее покаяние. А сейчас наш Великий Первосвященник не возле Своего сердца, а в самом Своём сердце носит имя каждого Своего сына и дочери, т.е. это памятник с нашими именами в Его любвеобильном сердце. Это памятник, установленный Богом. Есть ещё памятники, установленные Богом. Читаем: «Бог оглядел Своё творение – всё оно было очень хорошо. Настал вечер и настало утро – шестой день. Так были созданы небо и земля и весь строй творений небесных и земных. К седьмому дню Бог завершил работу Свою. В седьмой день, окончив Свой труд, Он пребывал в покое. Бог благословил седьмой день и сделал его священным, ибо в этот день, окончив труд творения, Он пребывал в покое» (Быт.1:31-2:1-3. совр.пер.).
Наша солнечная система, наша Земля и святая суббота так же являются памятниками, установленными Богом, и направляющие наше сознание в будущее, в вечность. Есть ещё самый важный для всего человечества и для Самого Бога один памятник, установленный Богом. Во всей Вселенной нет памятника важнее этого. «И вышел Иисус в колючем венке и пурпурном плаще…И тогда Пилат отдал им Его на казнь…Он шёл, неся на Себе крест, до места, которое называлось «Череп», а по-еврейски «Голгофа». Там Его пригвоздили к кресту…» (Ин.19:5, 16,17. Совр.пер.).
Как вам этот памятник? Кто может решиться воздвигнуть себе такой памятник? Очевидно, что никто и никогда из творений! А сейчас давайте обратим внимание на то, кому этот памятник был поставлен и для кого, какой символ сокрыт в Нём? Голгофский крест – это могила для грехов человечества. Голгофский крест Иисус воздвиг для нас, людей. Теперь каждый кающийся грешник приходит к подножию Голгофского креста, где Иисус был распят вместо нас и для нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Как здорово, что мы спасены, как здорово, что мы имеем Такого любящего спасающего Бога, и через такой величайший памятник мы приняты Небесным Отцом.
Мы увидели, какие памятники ставит Бог, их назначение и смысл. Но на какие памятники способны люди? «Тогда Самуилу было слово Господа: «Я жалею, что сделал Саула царём. Он отвернулся от Меня и повелений Моих не исполнил. Гнев охватил Самуила. Целую ночь он взывал к Господу, а рано утром пошёл искать встречи с Самуилом. Самуилу сообщили, что Саул ходил в (иудейское селение) Кармил и там воздвиг себе памятник, а затем вернулся в Гилгал»( 1Царст 15:10-12. совр.пер.)
Как видим, после первого предупреждения от Бога царь Саул не сделал соответствующих выводов, когда собственноручно совершил жертвоприношение, не дождавшись прихода пророка Самуила. И сейчас, после победы над Амаликитянами, мало того, что он, Саул, не предал всё закланию по повелению Господа, а сохранил жизнь Агага, царя амаликитян. Саул привёл овец и волов, захваченных у них, и, охваченный собственным тщеславием, поставил себе памятник в селении Кармил, чтобы увековечить свою славу и гордыню на виду у людей.
Есть ещё один интересный пример памятника, записанный в Слове Божьем для нашего наставления. «Авессалом же ещё при жизни установил в Царской долине священный камень в свою честь, рассуждая так: «Нет у меня сына, чтобы он помянул меня». Авессалом назвал священный камень своим именем. Он и сегодня называется «Памятник Авессалома» (2Царств 18:18. совр.пер.).
Мы видим из Писания и собственного опыта, что в нашем современном человеческом обществе люди стремятся к богатству, власти и мирской славе. Во всём этом таится большая опасность для каждой человеческой души. И эти неудержимые стремления, подстёгиваемые греховным состоянием сердца и внешним врагом душ человечества – сатаной, побуждают людей ставить себе эти памятники при жизни. «Ещё при жизни Авессалом поставил для себя пышный памятник в Царской долине, но единственным памятным знаком, отличающим его могилу, оказалась груда камней в пустыне» (Дух Пророчества «Патриархи и пророки», стр 743). Священное Писание так говорит об этом факте: «Тело Авессалома бросили в большую яму,…навалив сверху огромную кучу камней» («Царств 18:17. совр.пер.)
Во времена благочестивого иудейского царя Иосии, который «…делал угодное в очах господних, и ходил во всём путём Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4Царств 22:2). Он восстановил служение в доме Господнем, очистил Иудею и Самарию от идолопоклонства, разрушив все капища, высоты и домы блудилищние. Иосия «…заключил перед лицом Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей», и повелел совершить и совершил со всем народом Израильским пасху Господу, потому что не совершали пасху со времени судей Израильских. Самим царём Иосией был обнаружен памятник: «И сказал Иосия: «Что это за памятник, который я вижу?» И сказали ему жители города: «Это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским»(4Царств 23:17). Не случайно, но под Божьим руководством записана эта история, когда отделились от Израиля десять колен во главе с Иероваамом. Иероваамам сделал жертвенник в Вефиле, сделал истуканов и поставил их в Вефиле и Дане и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской,…и повело это к греху»(3Царств 12:28-30).
Господь послал пророка в Вефиль, который возвестил по Слову Господню, что родится царь Иосия, который принесёт на том жертвеннике в Вефиле в жертву священников высот, совершающих на нём жертвоприношения и человеческие кости сожжёт на нём. И в подтверждении того, что это слово от Господа непременно сбудется по знамению пророка, жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался. После этого пророк должен был возвратиться в Иудею без задержек другой дорогой и не есть в Вефиле хлеба и не пить воды как ему заповедал Господь. И он так и сделал когда царь Иеровоам, после исцеления его одеревеневшей руки склонял пророка зайти в царский дом подкрепиться пищей и получить подарок. Однако пророк Божий не выдержал второго испытания, когда лжепророк обманными уговорами склонил человека Божия зайти к нему домой поесть хлеба. «Его догнал старец, который выдавая себя за пророка Божьего, обманул его, говоря: «И я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «Вороти его к себе в дом, пусть поест он хлеба и напьётся воды». Неоднократно говоря эту ложь, он настойчиво просил пророка принять приглашение, пока, наконец, человек Божий не уступил его просьбам. Так как истинный пророк разрешил себе поступить вопреки своему долгу, то Бог допустил, чтобы он понёс наказание за грех. «И встретил его на дороге лев и умертвил его…это тот человек Божий, который не повиновался уставам господа»(3Царств 13). Наказание, постигшее неверного посланца, явилось ещё одним доказательством истинности пророчества, произнесённого над жертвенником» («Пророки и цари» стр.64). Поэтому спустя около трёхсот лет, минуя времена пятнадцати царей иудейских и двадцати царей Израильских при Иосии, царе Иудейском, сбылось слово Господне над жертвенником в Вефиле, священниками Ваала и костями их предшественников. Господь верен своему Слову и от нас требует точного следования Его воле: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». В современном переводе вторая часть стиха: «…но тот, кто отступится, не угоден душе Моей» (Евр.10:38).
На протяжении многих столетий «Бог посылал весть за вестью к отпавшему от веры в Него народу, через Своих пророков давая немало возможностей остановить поток отступничества и возвратиться к Нему» («Пророки и цари» стр.65).
Не то же происходит и сейчас в народе Божьем? Какими памятниками, мы, как верующие в Бога отмечаем следы нашего жизненного пути? Какие наши памятники фиксируются Ангелами Божьими в памятных книгах о каждом из нас? Ставим ли мы в повседневной нашей жизни памятники, о которых говорил Иисус в Матфея 25:35,36: «..Я голоден был – и вы накормили Меня, жаждал – и вы Меня напоили, был чужеземцем и вы Меня приютили, был наг – и вы Меня одели, был болен – и вы позаботились обо Мне, был в тюрьме и вы Меня навестили». И тогда услышим из уст Иисуса: «Идите сюда, благословенные Моим Отцом! Владейте, предназначенным вам со дня сотворения мира» (Мтф.25:34. совр.пер.).
Или же наоборот, оставляем за собой следы с такими памятниками: «Я голоден был и вы Меня не накормили, жаждал – и вы Меня не напоили, был чужестранцем – и вы Меня не приютили, нагим – и вы Меня не одели, больным был и в тюрьме – и вы не позаботились обо Мне»(Мтф.25:42,43). И услышим в итоге от Иисуса Христа: «Прочь от Меня, проклятые! Ступайте в вечный огонь, предназначённый дьяволу и его ангелам!» (Мтф.25:41. совр.пер.). Тогда очень трагично будет уничтожен памятник, предназначающий нам вечную жизнь – наше имя, которое будет вычеркнуто из Книги Жизни у Иисуса Христа. Дорогие собратья, давайте «будем проходить предлежащее нам поприще…» так, чтобы всё больше и больше памятников мы поставили здесь, на этой земле таких, которые простираясь в вечность, станут многочисленными звёздами, а значит, многими спасёнными для Вечности людьми, на венцах, которые нам на головы наденет Сам Иисус Христос, Царь Царей и скажет: «…все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мтф.25:40.совр.пер.)