Вопрос богослову: Тысячелетнее царство — реальный или символический срок?
Максим спрашивает: «Если Откровение — символическая книга, то ее образы надо понимать в первую очередь символически: 3,5 года — это 1260 лет, слово «ангел», по толкованию адвентистов, в этой книге в разном контексте может означать «руководитель церкви», «Иисус», «Святой Дух», «миссионер», «всемирный адвентизм» и многое другое.
Тысячелетнее царство — реальный или символический срок? Это 1000 буквальных лет или таки 36,5 млн, если применять принцип «день за год», как к 3,5 годам, времени, временам и полувремени и 42 месяцам?».
Уважаемый Максим,
Ответ на этот вопрос можно найти в статье Альберто Тимма «Миниатюрный символизм» и принцип «день за год»», опубликованной в Бюллетене Института библейских исследований Reflections (в русскоязычном варианте «Богословские размышления») № 44, октябрь 2013, стр. 8-16. Статью можно скачать на сайте bri.adventist.ru
В двух словах, почему период в тысячу лет в Откр. 20:1-6 следует понимать буквально, а не символически, используя принцип «день за год». Данный принцип толкования «временных» пророчеств применим только к тем пророчествам, которые связаны с какими-то образами или символами, указывающими на некую историческую реальность, не ограниченную одним действующим лицом (сила, власть, земные империи и пр.).
Например, в Дан. 7 «маленький рог» — символ папства, и поэтому время его действия (Дан.7:25) «до времени, времен и полувремени» истолковывается по принципу «день за год», а не как буквальные 3,5 года.
То же самое в Откр. 13, первый зверь, выходящий из моря — образ той же религиозной власти, что и малый рог, и поэтому время его власти — 42 месяца — также истолковывается по принципу «день за год».
Но «семь времен» в Дан. 4:13 не интерпретируются по принципу «день за год», а понимаются как буквальные 7 лет, потому что этот период соотносится с конкретной исторической личностью Навуходоносором и реальным временем его болезни.
Возвращаясь к Откр. 20:1-6, период в 1000 лет следует понимать буквально, поскольку дракон здесь на является символом или образом какой-то глобальной силы, власти, империи, а это сам дьявол или сатана, реальное существо. Если мы трактуем его как реальное существо, если мы трактуем святых, которым дано судить в этот период, буквально, то и сам период в 1000 следует понимать буквально.
Одним словом, должна быть корреляция между основным пророчеством и временем его исполнения. Если в пророчестве используется символ, указывающий на какую-то историческую реальность, то и временной период следует понимать символически и истолковывать его по принципу «день за год». Если же пророчество указывает на реальную сущность (как в Откр. 20, где представлен сатана и искупленные), то и временной период, связанный с этим пророчеством, следует понимать буквально.
Евгений Зайцев, доктор богословия