Вопрос богослову: левит из колена Иудина?
Объясните слова: Суд.17:7 «Один юноша из Вифлеема Иудейского, ИЗ КОЛЕНА ИУДИНА, ЛЕВИТ, тогда жил там…» Левит из колена Иудина?
Разве все левиты — не из колена Левия?
Почему левит уходит из своего города и ищет, где пожить?
Ответ: Левиты не имели удела (Чис 18:23). Они были рассеяны по всему Израилю (Чис 35:2,3,8; Нав 21:3-41). Этот левит жил на территории колена Иуды. То есть это территориальная принадлежность, а не этническая. А почему он искал другое место, где пожить? Вероятно, в то бездуховное время (Суд.17:6; 21:25) было сложно с десятинами, из святилища и от людей подаяний было мало, а он был молодой, левитам не позволялось трудиться на полях или заниматься иными делами, кроме служения при скинии, а их небольшие поля были только для десятинного скота (Чис 18:23-24; 35:3)… В общем, как и во время Неемии (Неем 13:10), левит кинулся искать подработку…
Василий Юнак, магистр богословия
***
Отвечая на данные вопросы, необходимо отметить, что читатель, который их задаёт, очень внимательно относится к тексту. Многие не обращают внимания на такие, казалось бы, незначительные детали. Тем не менее именно такие детали позволяют понять текст глубже, а иногда правильное понимание текста вообще невозможно без них.
Действительно, левиты по определению должны были принадлежать к колену Левия, а не какому-либо другому. Однако же местонахождение левитов не было ограничено каким-то одним городом. Моисей дал указание:
Чис 35:2 повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам.
Во времена раздела земли левиты не получили земельных наделов:
Ис.Нав.18:7 а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их.
Одной из причин такого указания свыше был план обучения Израиля. Левиты должны были знать закон и учить закону народ:
Втор.17:9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
Втор.17:10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
Втор.17:11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
Аналогично о левитах говорится в Втор. 24:8.
Поэтому левит из колена Иуды не был необычным явлением.
Однако же необычным в данном тексте являются два факта. Во-первых, текст последовательно повторяет название города Вифлеем, из которого левит выходит в поисках лучшей жизни. Во-вторых, в Синодальном тексте не вполне очевидна одна деталь. Дело в том, что дословно левит временно проживал в этом месте и шел опять-таки искать место временного проживания. В тексте Писания использована глагольная форма גור — в qal согласно лексикону HALOT — «dwell as alien and dependent» или же по-русски – проживать как иностранец или зависимый человек (иждивенец). Согласно разделению земли и назначению левитских городов, левит должен был проживать в одном из нижеперечисленных поселений:
Ис.Нав.21:8 И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию.
9 От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, дали города, которые [здесь] названы по имени:
10 сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия, так как жребий их был первый,
11 дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его;
12 а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.
13 Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы—Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее,
14 Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его,
15 Холон и предместья его, Давир и предместья его,
16 Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих…
Насколько мне известно, Вифлеем, в котором временно проживал левит, не перечислен среди левитских городов, а это говорит о том, что система по рассредоточению левитов по коленам Израиля и по их поддержанию не работала. А стало быть, народ не был научен закону Бога. Более того, по последующему поведению левита мы видим, что сам он был совершенно безграмотным в законе Бога и был абсолютно неспособным учить народ. Итак, в данном повествовании мы видим левита, который, как раз-таки не выходит из своего города, а по какой-то причине не живет в городе, определенном левитам. На мой взгляд, эта деталь подчеркивает упадочное состояние религиозной системы того времени и необходимость реформ. Автор книги Судей увязывает такое состояние с тем, что:
Суд.17:6 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.
Широкий исторический контекст показывает, что царем, прихода которого ожидала земля, был Давид, который сделал много, в том числе и для организации поклонения Богу.
Максим Гордиенко, магистрант богословия