Вопросы об истечении: «Какие виды истечений делали древнего израильтянина ритуально нечистым?
В Лев.15 описаны такие примеры истечений: поллюция, эякуляция во время супружеского интима, месячные, женское кровотечение более долгое, чем месячные, половой акт с нечистой. Исчерпывает ли этот список случаи оскверняющих истечений? Если слюна нечистого также нечиста, только ли его/ее кровь и семя делают нечистым? Ведь истечением может считаться пот, слюна, слезы, урина.
Еще обсуждаемый вопрос: супружеский интим в пятницу вечером осквернял супругов или нет? Если да, то вечер для этих людей наступал аж в субботу вечером. Таким образом, нельзя было спать с женой в пятницу, если ты в субботу наметил идти в Храм? Возможно, этим вызван трехдневный запрет супружеских отношений в Исх.19:15?»
Ответ: Для того, чтобы понять суть 15 главы Левит, надо вникнуть в ее структуру, а самое главное – в замысел Божий, что достигалось этими запретами. В чем заключалось осквернение при нарушении этих предписаний? Прежде всего надо учесть уровень медицинских познаний народа в то время, а Бог не собирался давать им медицинское образование, Он просто повелел, что можно, а чего нельзя. Мы сегодня с нашими познаниями можем расставить все на свои места, понимая, какие эпидемии могли бы разразиться в народе, если бы он не соблюдал эти правила и постановления. Буквально несколько сот лет тому назад врачи не понимали роли микробов и операции делали, не обрабатывая ни часть тела, на котором собирались совершать операцию, ни руки, ни инструменты, занося в организм больного всевозможные болезни. Еще при жизни Эллен Уайт можно было за несколько месяцев получить медицинское образование и стать практикующим врачом.
Да, 15 глава Левит хотя и повествует в основном истечения из тела больных людей, но она затрагивает и истечения из тела здорового человека. Хотя это больше относится к санитарному закону, но и здесь усматривается церемониальная нечистота, указывающая на разлагающее влияние греха. Бог, мы видим, использовал все возможности и все обстоятельства, в том числе и болезнь, чтобы указать на основной недуг человечества – на проказу греха. Болезнь тела символизировала пагубное влияние греха, при которой больше усматривалась тенденция заражения от развращенного и разлагающего влияния греха, оскверняющего душу и делающего ее нечистой.
Я думаю, нам не обязательно раскладывать по полочкам все случаи истечений, мы выявим основную структуру этой главы, в которой изложены истечения мужчины (1-18 стихи) и женщины (19-33 стихи). Сюда входят любые истечения: кровь, слюна, продукты отработки пищи и воды, семяизвержения. Все эти виды истечений являются носителями и переносчиками болезни. Сегодня медицина шагнула вперед, и в связи с этим и средства гигиены тоже на высшем уровне.
Структура 15 главы в виде хиазма:
Течение больного мужчины (ст. 2-15)
Течение здорового мужчины (ст. 16-18)
Течение здоровой женщины (ст. 19-24)
Течение больной женщины (ст. 25-30)
Религиозно-обрядовое очищение от нечистот (ст.31-33)
Течение больного мужчины (ст. 2-15). Речь идет о половых болезнях мужчины. Определить болезнь в терминах современной медицины трудно, да это и не важно: это могла быть гонорея, триппер или другие половые заболевания.
Течение здорового мужчины (ст. 16-18). Речь идет о поллюции и коитусе.
Это истечение не требовало принесение жертвы как при болезни, оно удалялось простым омовением. Если это случалось вечером или ночью, то не следовало ждать следующего вечера, сразу же нужно было омыться и уже быть чистым. Это делает и сегодня каждый культурный человек. Это излитие не греховно и омытие тела после излития является обычной чистоплотностью. Здесь как раз и ответ на вопрос: «Еще обсуждаемый вопрос: супружеский интим в пятницу вечером осквернял супругов или нет? Если да, то вечер для этих людей наступал аж в субботу вечером. Таким образом, нельзя было спать с женой в пятницу, если ты в субботу наметил идти в Храм?»
Течение здоровой женщины (ст. 19-24). Речь идет о менструирующей женщине. Жертвенного очищения в этом естественном, нормальном явлении также не требовалось. Осквернением являлось то, что средства гигиены были на то время на низшем уровне. Сегодня этот вопрос решен, средства гигиены предусмотрены, так что менструирующие женщины могут не лишаться общения с народом Божьим в день субботний в молитвенном собрании. Но половое общение мужчины с нею в это время безусловно воспрещалось (Лев.15:24).
Течение больной женщины (ст. 25-30).
Если же кровотечения у женщины не были результатом месячных очищений, а явлением болезненным и продолжительным (как у исцеленной Господом женщины, Мф 9.20 и след.), то это состояние ее по степени нечистоты приравнивалось аналогичному болезненному состоянию мужчины (Лев.15:2-15). Так же, как в последнем случае, и по прекращении болезни продолжалось семидневное состояние нечистоты (ср. Лев.15:13); такие же и жертвы требовались: жертвы – греха и всесожжение (ср. Лев.15:14-15).
Еще один нюанс вопроса: «Возможно, этим вызван трехдневный запрет супружеских отношений в Исх.19:15?»
Сюда этот трехдневный запрет не относится. То был особый момент в жизни Израильского народа. Вот контекст:
10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
11 Чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
12 И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;
13 Рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам (Исх.19:10-15).
К этому особому моменту было особое приготовление:
Выстирать одежды свои.
Не входить на гору и даже не прикасаться к подошве ее (ни человеку, ни животным).
Особое освящение всего народа Моисеем.
Не прикасание к женам.
Все мысли в этот торжественный момент должны быть сосредоточены на важном событии. Такая особая подготовка подчеркивала значение события, которому предстояло совершиться. Бог небес готовился заключить завет со Своим народом.
Пастор Александр Серков