Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9
Начиная с этого урока, мы приступаем к изучению Второго послания Петра. Фактически в этом уроке мы рассмотрим первые 15 стихов 1-ой главы. Мы увидим, как Петр раскрывает методы, благодаря которым верующий может делать твердым свое звание и избрание, никогда не преткнется и получит «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр 1:10-11).
I Драгоценная вера
Прочитаем текст Писания:
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Петр 1:1-4).
Начиная второе послание, Петр делает, как и в первом послании, акцент на центральном положении Христа. Притом он говорит о Нем, как о Божественной личности. Посредством Его Божественной силы нам даровано все потребное для жизни и благочестия. Согласно стиху второму, мы получаем в изобилии благодать и мир через познание Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Петр также призывает нас возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для Петра познание Иисуса Христа как Господа и Спасителя является определяющим фактором успешного христианского роста. Бог также даровал нам великие и драгоценные обетования. Посредством веры в эти обетования мы можем стать причастниками Божеского естества, удалившись от царящего в мире растления по причине похотей, вызванных греховной природой.
В четвертом стихе автор обращается к читателю с прекрасными словами ободрения, а именно, что Божьи обетования драгоценны, неисчислимы и доступны каждому верующему! Более того, мы получаем эти драгоценные обетования, когда вступаем в отношения с Богом для того, чтобы иметь возможность жить «праведной жизнью»! Именно такая жизнь нам нужна. Жизнь, наполненная великими обетованиями. Жизнь, наполненная Божественным благоволением. Праведная жизнь.
Когда мы размышляем о том, какие бывают степени «благочестия», трудно представить себе праведность больше той, что исходит от Бога, сотворившего ее. Вопрос заключается только в чем, как? Как нам вступить в эту жизнь и стать ее частью? В первом стихе этой главы Петр дает ответ на данный вопрос. Но, читая невнимательно эти строки, мы можем пропустить самое серьезное и важное утверждение во всей главе. В первом стихе мы читали: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа». Петр начинает письмо с описания своей личности и называет себя рабом. Не Петром-воином, который отсек ухо одному из пришедших арестовать Иисуса. Не крутым парнем, который слишком боялся критики со стороны собратьев-иудеев и страшился возможных гонений из-за своей привязанности ко Христу. Не тем Петром, который был готов выйти из лодки в самый разгар шторма, чтобы пойти по воде, подобно Иисусу. Петр называет себя рабом.
Петр открыл для себя «благочестивую жизнь», которая требовала от него изменений в восприятии самого себя. Он должен был позволить Богу исправить свое мнение о себе и своем месте в этом мире. Он должен был быть самим собой или тем, кем он есть на самом деле. Он просто раб и апостол Иисуса Христа. Поначалу он пытался выдать себя отличным от других учеников. Когда Иисус сказал, что Петр отречется от Него, тот ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26:35). К сожалению, Петр, подобно многим из нас, ошибался насчет источника своей силы. Из-за чего и был ужасно расстроен, когда трижды отрекся от Иисуса еще до того, как пропел петух, что и было предсказано Христом.
Праведность, которая нам так нужна, не входит в число наших врожденных качеств. Она — дар от Бога, дар, который мы получаем, связав с Ним свою жизнь. Только благодаря Божественной силе мы обретаем способность жить благочестивой жизнью. Петр хотел всей своей жизнью прославить Бога, но одной силы воли было для этого недостаточно. К счастью, Петр многому научился после своего предательства, и ко времени написания первой главы Второго послания он уже не был тем шумным и хвастливым Петром, который в стремлении жить благочестиво полагался только на собственные силы. Теперь мы видим перед собой мудрого слугу, знающего, что жить праведной жизнью можно только с помощью силы Божьей.
II Лестница Петра
Прочитаем текст Писания:
5 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2Петр 1:5-7).
Это так называемая лестница Петра, состоящая из восьми ступенек: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Мы можем стать причастниками Божеского естества и удалиться от господствующего в мире растления похотью. Мы можем быть успешными в христианской жизни и получить свободный вход в вечное Царство Господа нашего. Говорят, что Христос все сделал за нас для нашего спасения, а нам остается сказать Ему лишь за это «спасибо». Да, мы благодарны Ему за дар спасения, но неужели с нашей стороны ничего не остается для спасения? Если «ничего», тогда почему не все спасутся? Вот в том-то и дело, что что-то еще остается за нами, хотя бы принять дар спасения. А кто за нас будет совершать добродетель, терпение, братолюбие? Кто будет любить врагов?
Углубляясь в этот вопрос, мы видим, что и принятия дара спасения недостаточно. Почему тогда среди тех, кто принял дар спасения, будут те, которым Христос заявит: «Отойдите от Меня делающие беззаконие, Я никогда не знал вас» (Мф 7:23)? О каком старании говорит тогда Петр? К чему оно нужно? Да, некоторые так и говорят, что Христос за нас все сделал, живи и радуйся, что ты уже спасен. А кто за нас будет удаляться от господствующего в мире растления похотью? Тоже Христос? Павел так говорит Филиппийцам 4:13: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Кто все может, Павел или Христос за Павла? Павел. Но он это «всё» сам может? Нет. А каким образом? В укрепляющем его Иисусе.
В изучаемом нами отрывке Петр говорит о том, как мы можем достичь поставленной цели. Кто-то будет за нас достигать или мы сами? Мы должны иметь успех и плод в познании Господа нашего Иисуса Христа, призвавшего нас стремиться к Его святости (ср. 1Петр 1:15-16). После описания лестницы христианских добродетелей Петр говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр 1:8). Через Божественную силу, доступную посредством драгоценных обетований Его Слова, Бог позволяет нам стать причастниками Божеского естества и избавиться от испорченной природы, унаследованной нами в этом мире. Таким образом, Он подготавливает нас к вечности. Вы заметили, каким образом? «Через Божественную силу». Чья сила? Бога. Но не без нашего участия, иначе мы были бы не людьми, а марионетками.
Говоря о лестнице Петра, или можно назвать ее еще лестницей христианских добродетелей, мы видим здесь, как Петр перечисляет качества, которые должен приобрести и практиковать христианин, чтобы иметь успех и плод в познании Господа Иисуса Христа. Те, кто помнит об очищении прежних грехов своих (см. ст. 9) и стремится делать твердым свое звание и избрание (см. ст. 10), будет развивать эти качества (см. ст. 8). Они могут быть уверены, что, поступая так, они никогда не преткнутся (см. ст. 10) и получат «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (см. ст. 11). Вот какая удивительная здесь закономерность.
III Две крайности
Прочитаем текст Писания:
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Петр 1:8-11).
Христианское возрастание (стихи 5-7) приносит духовные плоды. Словом гип`архонта — владеть, переведенным как «есть в вас», подчеркивается, что вышеперечисленные духовные достоинства должны быть принадлежностью христианина. Но верующему недостаточно просто иметь их. Духовность христианина все более проявляет себя, все более дает плодов по мере того, как эти качества возрастают и умножаются в нем.
Тот же, в ком упомянутые качества в «лестнице Петра» не прогрессируют, останавливается, т. е. «делается бесплодным», в своем познании Господа нашего Иисуса Христа. К сожалению, многие христиане знают Господа как «силу к нашему спасению», но плода Духа не имеют и духовно не возрастают. Они остаются «младенцами во Христе» (1Кор 3:1), нуждающимися в духовном «молоке» (Евр 5:12-13). Между тем, как увещевал верующих апостол Петр, им необходимо возрастать «в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр 3:18).
В отличие от христиан, растущих духовно, плотские верующие «слепы и закрыли глаза». Употребленное здесь греческое слово миоп`адзон буквально означает «близорукий» и встречается в Новом Завете только один раз. Верующий, который страдает духовной слепотой, не возрастает в познании Христа. Поскольку в его жизни не проявляются те добродетели, которые перечислены в стихах 5-7, он и выглядит как духовно слепой (не спасенный) человек. Таковой забыл об очищении прежних грехов своих, т. е. о тех, которыми он грешил до своего обращения.
Вообще-то, в вопросе спасения есть две крайности, в которые впадают христиане. Первая крайность – либерализм. При этой крайности нам ничего не надо со своей стороны: услышал, что ты спасен уже на кресте, скажи спасибо за это Богу и радуйся жизни дальше. И никакой борьбы, Христос все сделал за тебя. Это очень опасная крайность, она выхолащивает бдительность и вселяет псевдонадежду.
Другая, не менее опасная крайность, это перфекционизм. Некоторые христиане верят, что верующие должны достигнуть абсолютного совершенства, и о себе они уже возомнили, что они уже не грешат. Другие полагают, что достигаемое совершенство носит относительный характер, подразумевая скорее зрелые убеждения и поступки, нежели абсолютное совершенство. Эллен Уайт говорит следующее относительно повеления Христа в Мф 5:48 быть совершенными: «Мы можем быть такими же совершенными в своей сфере деятельности, как Бог в Своей» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 455). Это утверждение говорит о сходстве моральных качеств. Приведу пример относительного совершенства. Ученик первого класса имеет совершенство и получает пятерки, но нельзя сравнить его совершенство с совершенством академика. Каждый имеет совершенство в своей сфере и по мере своего возрастания.
Поэтому нам следует быть осторожными, чтобы не впасть в эту крайность. Во 2Петр 1:8–11 ничего не говорится об абсолютном совершенстве, но лишь о победе и уверенности. Нам следует придерживаться основной мысли данного текста.
Говоря о первой либеральной крайности, мы читаем 10 стих и утверждаемся в несостоятельности такого взгляда на данный богословский вопрос о спасении, когда заявляют, что спастись легче, чем погибнуть. Текст десятый предлагает не пассивное и беззаботное жизнепроведение, Петр пишет: «старайтесь». В этой фразе смысловое ударение делается на том, что, хотя христианин и уверен в «призвании и избрании» Господом, да, верующий имеет право, данное ему Богом, испытывать такую уверенность, но он должен «делать твердым» (в значении «утверждать») это звание. Употребленное здесь греческое слово «вэв`эан» соотносимо с современным понятием «гарантии», скажем, на дома или другие виды собственности.
Благочестивое поведение верующего и является для него «гарантирующим документом» или свидетельством в том, что Иисус Христос действительно очистил его от прошлых его грехов, и, значит, он в самом деле призван и избран Богом. Слово «вэв`эан» передано как «якорь безопасный и крепкий» в Евр 6:19.
Если первая крайность (либеральная позиция) опасна раскрепощенностью и потерей бдительности; то вторая (перфекционизм) делает христианина фарисеем 21 века. Во всем должна быть золотая середина, и в вопросе спасения – особенно.
IV Вера перед лицом смерти
Прочитаем текст Писания:
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Петр 1:12-15).
Первые слова в этой фразе: «для того» показывают тревогу апостола и чувство его личной ответственности по отношению к опасностям, угрожающим церкви его дней. Петр готов исполнять свою духовную ответственность, продолжая учить истинам, представленным в ст. 3-11. Он осознавал необходимость твердой веры, включающей в себя верное исполнение практических обязанностей.
Вспоминая, с чего Петр начинает письмо, он описывает свою личность и называет себя рабом. Он открыл для себя «благочестивую жизнь», которая требовала от него изменений в восприятии самого себя. Он должен был позволить Богу исправить свое мнение о себе и своем месте в этом мире. Когда Иисус сказал, что Петр отречется от Него, тот ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф 26:35). К сожалению, Петр, подобно многим из нас, ошибался насчет источника своей силы. Из-за чего и был ужасно расстроен, когда трижды отрекся от Иисуса еще до того, как пропел петух, что и было предсказано Христом.
Праведность, которая нам так нужна, не входит в число наших врожденных качеств. Она — дар от Бога, дар, который мы получаем, связав с Ним свою жизнь. Только благодаря Божественной силе мы обретаем способность жить благочестивой жизнью. Петр хотел всей своей жизнью прославить Бога, но одной силы воли было для этого недостаточно.
К счастью, Петр многому научился после своего предательства, и ко времени написания первой главы Второго послания он уже не был тем шумным и хвастливым Петром, который в стремлении жить благочестиво полагался только на собственные силы. Теперь мы видим перед собой мудрого слугу, знающего, что жить праведной жизнью можно только с помощью силы Божьей.
Вам когда-нибудь приходилось испытывать голод? Я имею в виду настоящий голод, до рези в желудке, когда пересыхает во рту? И вот вы видите пищу, чувствуете, как в предвкушении рот наполняется слюной, и вдруг оказывается, что эта восхитительная еда все время была вашей. Иногда мы как христиане хотим жить праведно своими собственными силами, полностью пренебрегая тем фактом, что Бог уже обеспечил нас всем необходимым для победы над врагом.
Среди библейских авторов кто лучше Петра может донести эту истину до своих читателей? Петр хотел, чтобы его читатели узнали Того, Кто изменил и сделал насыщенной его жизнь.
Дух прор. «Его послания способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносивших испытания и страдания, и обновлению веры тех, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений. Эти письма несут на себе отпечаток личности написавшего их человека, в котором умножились и страдания Христовы, и Его утешение; того, чья жизнь полностью изменилась под действием благодати Божьей, и кто твердо и неизменно уповал на вечную жизнь» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 361, 13 декабря).
Подобно Петру, мы своей жизнью свидетельствуем о том, что Бог может совершить в нас и через нас, если мы верим. Наши испытания могут носить не только физический характер. Но они также будут ослаблять нашу веру в то, что Богу не все равно и Его волнует наша борьба с грехом. Наша душа жаждет хоть ненадолго освободиться от оков грешной человеческой природы, и мы забываем, что представляем собой «письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3). Победу можно обрести, только полностью подчинив свою жизнь Господину жатвы. Помните, что «испытания и препятствия — это избранные Богом методы воспитания и предлагаемые Им условия успеха. Они предназначены для того, чтобы очистить детей Божьих от приверженности суетности, материальным благам» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 362, 14 декабря.). По этой причине крепко держитесь за Божьи обетования! Зачем страдать от голода, когда можно наслаждаться победой, обретенной силой Его благодати?
Вот четыре совета, я думаю, они помогут нам в нашей христианской жизни выбирать верный путь:
Узнайте, что означает следовать за Христом. Нам нужно хорошо разбираться в Слове Божьем и понимать, что означает следовать примеру Христа.
Примите решение, будете ли вы следовать за Христом. Взвесив все «за» и «против», спросите себя: стоит ли человек, место или вещь вашего будущего в вечности?
Поставьте в известность своих друзей и родных. Сообщите дорогим для вас людям о своем выборе. Используйте такие моменты для того, чтобы напомнить им — причиной решений, которые вы принимаете каждый день, является Тот, за Кем вы следуете. Подражайте поведению Христа. Для этого потребуется каждый день отказываться от своих собственных желаний.
Заключение
Читая Первое и Второе послания Петра, мы видим, что автор обеспокоен тем, как помочь неокрепшей церкви Христовой понять, что означает жить святой жизнью. Его письма содержат множество полезных наставлений по всем возможным проблемам — от рабства и до лжеучителей. Однако суть вести Петра — это призыв к святой жизни, источником которой служит благодать Божья, даруемая нам благодаря смерти Его Сына. Быть святыми — означает отвести взгляд от себя самих. Мы призваны горячо любить друг друга и хранить свое сердце от всего, что может заставить нас сосредоточить внимание не на других, а на себе. И главный объект нашего взора и подражания – Иисус Христос.
Пастор Александр Серков
Комментарии (5):
шписс сергей
| Ссылка на комментарий
В мыслях о двух крайностях ,меня смущают не крайности, а именно золотая середина. Почему то мне видится форма » золотая середина» , как какая то неопределённость. Куда я направляю человека , когда говорю о золотой середине? О чём он думает? Что такое представляет? Наша нужда в живом Христе в нас, по мне , так Пётр пишет о себе как о рабе, так как он полюбил, покорился Христу, и в не Его себя не представляет, а апостольство это следствие этого покорения: (кого нам послать? кто пойдёт для нас? Вот я пошли меня!), письма Петра это его апостольство в широком смысле слова. Посредством писем , он достигает нас своим апостольством. Наша жизнь , в своих обыденных делах должна быть таким же апостольством, читаемым и узнаваемым всеми, что мы с Иисусом. Благодаря живому присутствию Христа в нас, опыты веры преобразовывают не только нас, вокруг нас , но и всех кого хоть тень нашего путешествия коснётся. Если это не так, тогда стоит проверить на месте ли путевые знаки, или мы по бездорожью да в пустыню. Золотая середина, как и золотое начало и золотой конец — это Христос. Мы должны быть людьми точными , а не приближёнными к точности, Святой Дух ведёт точно по писанию , что Пётр особенно отмечает в первой главе. По видимому он основательно усвоил урок на счёт того , кто знает точно путь которым идти. И его попытки быть первым всё таки разбились о камни Христового долготерпения. Ещё такая мысль : никто из нас не может быть самим собой без помощи Христа( как от Божественной силы Его даровано нам ВСЁ потребное для жизни и благочестия..) без Христа мы самые обычные грешники, способные только на грех. А вот покорённые Им , мы становимся самими собой, без прищур и масок, такими какими Он нас посеял и будет взращивать до полного возраста. Такие вот у меня мысли. С уважением ко всем.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Шписсу Сергею:
У меня мысль не о неопределенности, как золотой середине, а о «золотой середине» между двумя крайностями: либерализмом и перфекционизмом.
По делу
| Ссылка на комментарий
Тогда нужно чётко обрисовать что такое совершенство христианина на данный момент.Ученик например должен получать по всем предметам пятёрки и всем известно как это достигается .Что должен делать желающий называться именем Христа?И это должно быть так же очевидно как пятёрки в дневнике или табеле наверно.
По делу
| Ссылка на комментарий
Забыл заметить что Пётр для нас далеко не пример совершенства по некоторым важным вопросам.Именно апостолы завалили работу по совершенству равно как и АСД .Потому и Христос не пришёл до сих пор.
По делу
| Ссылка на комментарий
НУХ
«Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». — Христос со страстным желанием ожидает проявления Самого Себя и Своей церкви. Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в народе Его, Он придет, чтобы объявить его Своим собственным.
Преимущество каждого христианина в том, чтобы не только желать, но и ускорить пришествие нашего Господа Иисуса Христа. Если бы все, кто исповедуют имя Его, приносили
[70]
плод, как скоро весь мир был бы засеян семенами Евангелия! Скоро созрела бы последняя великая жатва, и Христос пришел бы собрать драгоценное зерно.