Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12
Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале. Давайте в этом заключительном уроке рассмотрим деятельность Святого Духа.
I Осуждение греха
Прочитаем текст Писания:
«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин 16:8-9).
О ком здесь идет речь? «Он» — Дух Святой; «в Меня» — в Иисуса Христа. Таким образом, говорится здесь о Святом Духе и о Христе. И раскрывается одна из самых насущных проблем, это «проблема греха». Какова функция Христа и Духа Святого в устранении этой проблемы? Мы читаем о Христе:
«Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21).
Скажите, а разве грех и спасение от него столь насущная проблема? Разве нет сегодня проблем более насущных и вопиющих к их разрешению? Не столкнулся ли мир сегодня с такими проблемами, как: голод, нехватка питьевой воды, исчерпывающиеся ресурсы ископаемых, экология? А болезни, такие, как: рак, СПИД, мозговой червь, куриный и свиной грипп? А как насчет вражды? Межнациональной, межрасовой, внутри церковной, семейной? Кто на земле может решить хотя бы одну из этих проблем: ученые, экстрасенсы, может Госдума? Эти проблемы встают перед человечеством в «полный рост» и всё больше усугубляются.
Но есть еще одна проблема. Проблема №1. Она самая глобальная. Это эпидемия всей нашей земли. Это проблема греха. Это радикал, корень всех проблем. Решив эту проблему, все другие решатся сами собой.
Есть ли такая личность в мире, способная решить эту проблему? Такая Личность есть! «Нареки Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей от проблемы №1 (от греха). Спасти человека от греха, — это главная цель спасительной работы Иисуса. Недаром Он назван Спасителем.
Но вот Спаситель оставил нашу землю, Его функция по спасению человека от греха продолжается, но теперь уже в другом формате. А на землю был послан Дух Святой. Его он назвал по-гречески пар`аклитос, дословный перевод этого слова – защитник, заступник, утешитель. На языке юриспруденции — это адвокат.
Именно Утешитель должен обличить мир, раскрыв сущность греха (Ин 16:8). Люди, не посвятившие свою жизнь Иисусу, часто не имеют никакого представления о том, что такое грех и насколько разрушительны его последствия. Идея заключается не в том, что Дух перечислит конкретные проступки. Вместо этого Он обличает в основополагающем грехе — отсутствии веры в Иисуса Христа (Ин 16:9). Наибольшая беда человека состоит не в его нравственном несовершенстве, а в отчуждении от Бога и нежелании принять Того, Кого Бог послал спасти нас и признать в Нем (в Иисусе) Божественную Личность.
Наша основная проблема заключается в том, что мы не верим в Иисуса по-настоящему и тем самым отвергаем Единственного, Кто может спасти нас от греха и вины. Это грех эгоизма, побуждающий нас делать себя центром Вселенной и отказываться верить в Слово Божье. Только Святой Дух может открыть нам, что нашей величайшей потребностью является нужда в покаянии и искуплении, которые стали возможны благодаря смерти Христа ради нас.
Обратите внимание: Иисус говорит, что Святой Дух обличит мир не о его грехах (множественное число), а о грехе (единственное число). Поймите правильно: Святой Дух, конечно же, обличает нас, указывая нам на наши конкретные грехи или действия, которые не согласуются с волей Божьей. Но этот отрывок имеет более глубокий смысл. В данном случае слово «грех» представляет состояние души. Это не обязательно только наши действия. Это наша сущность. Мы рождаемся в падшей человеческой природе, в греховном состоянии. Мы грешники — как по рождению, так и по выбору. Святой Дух открывает наше отчаянное положение без Христа. Предоставленные сами себе, мы не имеем никакой надежды на спасение. Мы не только грешники, мы пребываем в потерянном состоянии без возможности обретения спасения вне Христа-Спасителя.
В послании Римлянам 8 и 9 Павел напоминает, что Бог дал Духа Святого, чтобы избавить нас от самодовольства и неуверенности в себе. Дух Божий не подменяет Собой наш собственный дух и не подтверждает наших собственных убеждений, но свидетельствует о Боге как имеющий один с нами дух — нашу неповторимую личность, наши эмоции и желания. Отвечая нам, Бог учитывает нашу индивидуальность. Он не говорит через нас Своим собственным голосом, а позволяет нашему голосу свидетельствовать о Нем. Святой Дух Божий укрепляет и обличает нас, представляясь не каким-то диковинным вихрем, а «веянием тихого ветра» (3 Цар 19:12).
Бог работает на совесть, уверяя нас в Своей Божественной любви. Это не всегда выражается в ощущении какой-то силы или обновления. Скорее понимание приходит, когда сознание противостоит эгоистичным желаниям, и мы в агонии взываем к Богу, открывая Ему свои сомнения, может даже сопротивляясь или пытаясь отыскать какой-то смысл. Этот отказ от «типичного для человека образа мышления» и обращение к жизни под руководством Святого Духа снимает с наших плеч тяжелое бремя и помогает осознать себя детьми Божьими.
II Нужда в праведности
В тексте Ин 16:8 сказано, что Святой Дух обличит мир не только о грехе, но и о правде, или праведности. Другими словами, мир, который не знает, что такое грех, не знает, и что такое истинная праведность. Животворное влияние Духа Божьего пробуждает нас, а наше равнодушие и беспечность исчезают. Это дает нам великую надежду, потому что мы знаем, как часто бываем равнодушны к проблемам этого мира из-за его греховности. Порой нам кажется: «Какой смысл в моем свидетельстве, если никто не станет меня слушать?» или: «Разве я могу что-то изменить?» Наша проблема заключается в том, что мы больше обращаем внимание на свои способности или их отсутствие, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что могут совершить с моей помощью Бог и Святой Дух. В Рим 15:13 говорится:
«Пусть Бог, источник надежды, исполнит вас радостью и миром через вашу веру, чтобы вы преисполнялись надеждой в силе Духа Святого» (РБО).
Цель Святого Духа — привести нас в близкие отношения с Иисусом и наполнить наши сердца уверенностью в вечной жизни в Иисусе Христе, Господе нашем. Он совершает эту удивительную работу, убеждая нас, что без Христа мы погибнем. Грех — не просто наши действия, это состояние сердца. Святой Дух открывает, кто мы, кто такой Иисус, и что Он для нас значит. Дух свидетельствует о праведности, благости, благодати и силе Иисуса. Он привлекает нас к Господу, в Котором мы имеем дар вечной жизни и уверенность в спасении.
Слава Богу, Святой Дух не оставляет нас в таком безнадежном состоянии! Он не только обличает нас о грехе, но также предлагает нам праведность. Использованное здесь слово «праведность» (в Синодальном переводе «правда») в оригинале звучит как ?????????? (дикайос`юнэс) то есть личная праведность Христа. Его праведность является источником и мерилом всякой правды. Святой Дух обличает нас в наших грехах, Он указывает на наше недостоинство и абсолютное потерянное состояние без Христа. Затем Он открывает нам совершенство праведности Христа и чудо Его благодати. Дух взращивает в наших сердцах веру, чтобы мы могли получить праведность Христа, как свою собственную и жить как дети Божьи, принятые в Божью семью по благодати.
Данный урок является последним в этом квартале, и у нас есть время, чтобы вспомнить некоторые из предыдущих уроков. Нам надо иметь твердую уверенность, что Святой Дух является Третьей Личностью Божества, а не каким-то безликим существом или неопределенной силой, исходящей от Бога. В качестве личного Представителя Христа Святой Дух пребывает здесь, чтобы помочь нам в нашем путешествии к Небесам. Он осуждает грех, открывает нашу нужду в Спасителе и представляет нам праведность Христа во всей ее красоте. Дух Святой открывает нам праведный характер Христа и Его безусловную любовь к нам. Благодаря ей мы становимся похожими на Него и готовы посвятить свою жизнь Тому, Кто обещал никогда не покинуть нас. Святой дух — наш Учитель, помогающий понять величие благодати, славу Креста и чудо искупления.
Через служение Святого Духа мы побуждаемы и ведомы к тому, чтобы принять Христа как нашего любящего Спасителя и всемогущего Господа. Чем ближе мы ко Христу, тем больше недостатков увидим в своем характере, потому что духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством наши слабости видны более отчетливо. Но это не должно нас разочаровывать. Это говорит о том, что обольщение сатаны потеряло над нами власть, что животворное влияние Духа Божьего пробуждает нас, а наше равнодушие и беспечность исчезают. Когда мы приближаемся ко Христу, Святой Дух показывает нам наши грехи, чтобы мы смогли стать ближе к совершенной природе Бога. Удивительной работе Духа Святого нам стоит только удивляться.
III Обличение о суде
Иисус представляет три главные роли Святого Духа. Дух «обличит мир о грехе и о правде, и о суде» (Ин 16:8). Два из них мы рассмотрели: «Осуждение греха», «Нужда в праведности», теперь нам предстоит рассмотреть третью роль или деятельность Святого Духа: «Обличение о суде».
Последним в тройственном обличении упоминается слово «суд». В тексте Ин 16:11 Иисус объясняет, почему Святой Дух обличает нас о суде: «О суде же, что князь мира сего осужден». На кресте Иисус «отнял силы у начальств и властей» (Кол 2:15). Сатана — поверженный враг. Иисус одержал победу над злом, смертью и могилой. Святой Дух открывает нам, что мы находимся на стороне Победителя.
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Без Христа невозможно устоять во время окончательного суда, но во Христе, через Христа и с помощью Христа мы не погибнем. На Голгофе Христос выиграл битву за наше спасение. Каким образом Святой Дух ведет каждого из нас к уверенности в спасении? Какую роль Он играет в том, чтобы побудить нас принять праведность Христа? Почему служение Святого Духа так важно в жизни каждого христианина? Эти вопросы пусть будут риторическими, поразмышляем над ними сами.
IV Уверенность в спасении
Прочитаем текст Писания:
12 Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (1Ин 5:12-13).
Вечная жизнь, о которой говорит ап. Иоанн, начинается с возрождения христианина и продолжается в грядущем мире. Иисус о жизни вечной сказал следующее:
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин 10:10).
И еще Он сказал:
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин 8:51).
Поскольку Отец постановил, что вечная жизнь доступна через Сына, то отвергающий Сына, как Божественную Личность, отвергает единственный источник жизни. Иоанн в словах: «Сие написал я вам», возвращается к цели написания своего послания, чтобы читатели помнили или знали, что они, веруя в Сына Божия, имеют жизнь вечную.
Смотрите, как все взаимосвязано: Утешитель Святой Дух прославляет и возвеличивает Сына, наставляет на истину, а христианин, повинуясь влиянию Духа Святого и не отвергая Его Божественность, принимает и Христа, как Божественную Личность, и, соблюдая слово Христа, возродившись от Духа, имеет жизнь вечную. Или иными словами, Святой Дух ведет грешников к Иисусу. Заместительная смерть Иисуса примирила нас с Богом. Дарованное Иисусом прощение делает нас свободными, чтобы мы могли жить новой жизнью как усыновленные дети Божьи. Теперь мы больше не враги Бога (Рим 5:10). И это дает нам уверенность в спасении.
Прочитаем еще такой текст Писания:
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14).
Водимые Духом Божьим или движимые, представляет время, указывающее на непрерывное действие. Водительство Духа не означает мгновенный порыв, но постоянное, непрерывное влияние. Те, чьих сердец случайно касается Дух Святой, и которые лишь иногда поддаются Его влиянию, не могут быть сынами Божьими. Бог признаёт Своими сынами только тех, которые находятся под руководством Его Духа постоянно. Важно заметить, что руководящая и преобразующая сила Духа Святого изображается ведущей, а не принуждающей силой. В плане спасения нет никакого принуждения. Дух обитает лишь в сердцах тех, кто принимает Его верой. А вера включает в себя доброхотное повиновение воле Божьей и направляющему влиянию Святого Духа.
В чем еще выражена наша уверенность в спасении? Прочитаем текст Писания:
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа (2Кор 5:5).
Христианин является наиболее довольным человеком в мире; но он также наименее довольный миром. Он подобен путешественнику, который вполне доволен гостиницей, как гостиницей, но всегда имеющий курс к родному дому. Страстное желание христианина достигнуть вечной действительности, а не преходящих вещей земли. Плотский ум удовлетворён тем, что видят глаза. Ум же христианина – теми предметами, которые ещё невидимы (см. гл. 4:18). Серьёзное страстное желание вечности и вечного мира — вместо безделушек этого мира, — является доказательством подлинного обращения и христианской зрелости.
А как понять: «Дал нам залог Духа?»
Залог: греческое аррав`он, «залог», «задаток». Это слово было в широком употреблении еще среди Ханаанских и Финикийских торговцев. Аррав`он многократно обнаружено в папирусах, при обозначении залога денег, уплаченных за скот, землю, жену и т.д. Оно также употреблялось при помолвке. Оно составляло наличную уплату, залог суммы, которая должна быть уплачена, согласно обещанию. Таким образом подтверждалась сделка. Залог должен был быть оплачен одинаковым товаром или деньгами, как это было обусловлено за полную сумму, и был отмечен, как неотъемлемая часть его. В случае, если сделка не была завершённой по вине покупателя, залог денег взыскивался в пользу продающего.
Павел в данном случае образно употребил денежный залог, чтобы наглядно представить дар Святого Духа верующим, как первый очередной взнос, гарантию получения их полного наследства в будущем. Преимущество христиан получить твёрдую уверенность, что мы приняты Богом, как Его усыновленные дети при обращении, и сохранить его при всех обстоятельствах жизни, принять дар вечной жизни (см. Ин 3:16), пережить опыт преобразования характера, что стало возможным чрез пребывание Святого Духа. Но радость, которая приходит, когда воля человека вполне согласуется с волей Божией, когда сердце стремится к совершенному росту во Христе Иисусе и когда наблюдается непрерывное ежедневное общение со Спасителем, тогда наша радость является залогом ещё большей и вечной радости на новой земле.
Хотя надо отметить, что залог Духа Святого намного больший, чем залог в торговой сделке. Отличие именно в гарантии. Кроме того, земной залог возвращался, когда обязательства представлены. В противоположность этому «залог Духа» является частью самого обязательства. Денежный залог употреблялся в том случае, когда была некоторая задержка в завершении заключения сделки. Сыновья и дочери Бога являются наследниками всех благословений неба, так скоро, как они войдут в завет и связь с Ним и «залог Духа» даруется им в доказательство этого права. В известном смысле они уже живут в небесах (Еф 2:5-6; Фл 3:20). Истинные дети Божии, которые имеют этот «залог Духа», не находятся в состоянии неопределенности, хотя полная и совершенная уплата, фактическое, действительное допущение в небеса, отложено, чтобы иметь время для развития характера, таким образом, чтобы дети могли быть вполне приготовлены для неба. Звание христианин, или право на царство Божие автоматически становится его в тот момент, когда он переживает опыт оправдания через веру, вменяющий праведность Христа; пригодность же для царства достигается в течение всей жизни, через принятие праведности Христа и применения её в ежедневной христианской жизни.
В то время, как Дух Святой даёт благодать и силу, чтобы победить грех, христианин переживает «залог» совершенного триумфа и победы, который поведёт его ко входу к Небесам. Дружба со Христом и друг с другом здесь на земле подобна предвкушению общения с небесными существами. Только те, которые получили «залог Духа», только они могут познать, что это такое, и какую радость он приносит. Познание духовных вещей приходит только посредством опыта. Для тех же, которые испытывают недостаток подобного духовного познания, небеса являются более или менее нереальными. Этого состояния следует опасаться.
V Святой Дух и надежда
Прочитаем текст Писания:
4 От терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:4-5).
В этом тексте мы обнаруживаем инструменты, которые использует Святой Дух, даруя нам любовь и надежду. Святой Дух изливает Божью любовь в наши сердца. Он соединяет нас с Богом и делает так, чтобы Божья любовь обитала в нас. Вечная неизменная любовь Бога — причина и основание нашей надежды. Без любви не было бы никакой надежды. Только любовь Господа порождает надежду. Поскольку любовь Бога сочетается с Его верностью, мы имеем замечательную надежду на то, что Он придет и возьмет нас к Себе домой.
Но кроме Божьей любви что-то требуется с нашей стороны. Здесь Павел пишет о терпении и опытности, которые ведут к надежде. Терпеливое перенесение испытаний во время скорби укрепляет и очищает веру. В результате проявляется более твёрдая надежда. Именно надежда на то, что он будет участником Божьей славы, прежде всего она побуждает его перенести различные испытания. И по мере того, как он закаляется, он обретает спокойную твёрдую уверенность. Надежда и вера возрастают по мере того, как они подвергаются испытанию и закаляются в упражнениях. Например, вера учеников укрепилась и ещё более возросла после чуда, сотворённого Иисусом в Кане. Опыт Иова показывает, как суровое испытание характера может укрепить веру и надежду искренне верующего человека.
Надежда христианина основана не на чём-то своём, человеческом, но на уверенности в неизменной Божьей любви к нему. Это осознание нами Его любви, в свою очередь, побуждает нас любить Бога и наших ближних (1Ин 4:7), а также любовь укрепляет нашу надежду на будущее. В основе нашей уверенности в том, что наша надежда не может привести нас к стыду, или разочарованию, лежит любовь Божия к нам. Надежда окрыляет, дарует новые силы, побуждает петь и радоваться. Надежда имеет огромное значение для жизни. Может ли жизнь иметь цель, если нет надежды?
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).
Это весьма утешительный текст, текст, основанный на обетовании Божьем. По отношению к нам Бог имеет немало благих намерений. И среди них Он оставил нам верную и твердую опору, которая называется «надежда».
Какова история, взятая в основу этого текста? Это был тот период в жизни Израильского народа, когда он находился в вероломном состоянии против Бога. Мы читаем:
11 Ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь:
12 они солгали на Господа и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода» (Иер 5:11-12).
Да, так они заявляли, но вот пришел конец их самонадеянности, и притом мгновенно. Неожиданно их постигло бедствие. Иеремия в своей книге Плача так ясно и подробно описывает то состояние народа Божия, отступившего от своего Господа. И вот теперь, находясь в таком тяжелом положении, народ, переживая, остался совершенно безо всякой надежды на какое-либо избавление. Но Бог и тогда не оставил Свой народ. Допуская бедствие, Он имел цель – остановить их на тропе греха и направить их на путь древний. Вот что Он говорит: «Имею по отношению вас благие намерения, чтобы дать вам будущность и надежду».
Мы видим, что в том вероломном состоянии Бог не оставил народ Свой без надежды. А вы знаете, что такое остаться без надежды? Вы знаете, как это тяжело и даже невыносимо? Люди, не имея надежды в трудные минуты жизни, рвут на голове волосы, вешаются, бросаются под поезда или сходят с ума. Для многих истинная трагедия видится не в росте преступности, не в падении нравов, даже не в угрозе ядерной войны, но в отсутствии надежды. Приведу пример:
Герберт Норманн, канадский посол, покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку: «У меня нет никакого выбора. Я должен совершить самоубийство, я не могу жить без надежды!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед вознесением на небо Иисус обещал послать нам Помощника и Утешителя. Этот Утешитель Дух Святой обличает мир во грехе, показывая, что разделяет нас с Богом. Дух Святой работает в нашей жизни своеобразным фильтром, чтобы помочь нам уклоняться от греха. Без Духа наша решимость противостоять греху долго не продержится. После событий на Голгофе сатана не прекратил раздувать пламя греха. Дух предупреждает нас о готовящихся им искушениях. Чем ближе мы находимся к Иисусу, тем больше грехов открывает в нас Святой Дух. Наше духовное зрение улучшается, поэтому грех становится более явным. Иисус хочет, чтобы мы посвятили себя Ему без остатка, а Дух хочет привести нас ко Христу.
Заканчивая и этот урок, и все двенадцать уроков этого квартала, прочитаю призывной и утешительный текст Писания:
«Пусть Бог, источник надежды, исполнит вас радостью и миром через вашу веру, чтобы вы преисполнялись надеждой в силе Духа Святого» (Рим 15:13, РБО).
До встречи в следующем квартале, дорогие мои братья и сестры, в субботней школе с новым Библейским материалом. Аминь? Аминь.
Пастор Александр Серков
Комментарии (2):
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Часто приходиться вести СШ и каждый раз, особенно бабушки ,на конкретный вопрос из сш абсолютно не к месту говорят:»А я хочу рассказать свой опыт».И говорят совершенно посторонние вещи.Вещи правильные,но к изучаемому тексту имеющие отдаленное отношение.То ли это возраст,то ли неумение размышлять над изучаемым текстом,то ли недостаток общения….Как хочешь так и думай и проводи в таких условиях.
По делу
| Ссылка на комментарий
Петрову .Похоже что это всё проявления эгоизма которые можно исправлять приучая думать по делу.