Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5
Урок – 5. Крещение и исполнение Святым Духом
Прежде чем приступить к теме: «Крещение и исполнение Святым Духом, позвольте сделать еще некоторые уточнения.
По ходу публикации уроков о Святом Духе, выявляются некоторые скороспешные высказывания, которые не согласуются с концепцией всего Писания. Вот с этого мы и начнем в первой мысли этого урока.
I Крещение и исполнение чем или Кем?
Текст Писания, являющийся преткновением:
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин.14:16-18).
Здесь два момента, которые берутся за основу утверждения, что не Дух Святой, как Личность Божества, придет, а Иисус Сам собственной персоной придет к ученикам и с ними пребудет. О словах: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» — мы говорили в 4 уроке. Не только Христос о Себе говорил, Он говорил это же и об Отце: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Каким образом? Посредством третьей Личности.
В тексте Ин. 14:16-18 находят еще один аргумент. Говорят, что Дух Святой назван «Духом истины», а Христос о Себе говорит, что: «Я есмь путь и истина». И говорят поэтому, что Иисус не просто имеет истину, Он Сам является истиной». Значит Дух Святой имеет кусочек, какую-то часть, а Иисус Христос — полнота истины на основании слов «Я есмь истина»; и тут же присовокупляют слова Христа «Я с вами пребуду до скончания века»; и Личность Святого Духа размывается и оказывается — Утешитель, Которого Иисус попросит у Отца – это Сам Иисус, только в ином качестве.
Но, исследуя Писание, мы видим, что Дух Святой назван не только «Духом истины», и Он является неким целым: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью, и Духом, не водою только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина (1 Ин. 5:6). Видите, и о Духе сказано, что Он некая целая величина.
С другой стороны, если опираться на факт того, что Дух Святой упомянут, как какая-то часть от целого в словах: «Духа истины», то точно так назван и Бог Отец, просто надо не отдельные тексты выбирать для своей аргументации, а изучать в совокупности все Писание. Вот два текста:
«В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» (Пс. 30:6).
«Которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих» (Ис. 65:16).
Видите, и Бог назван Богом истины. Может и Он — некая часть от целого?
Так что, этот аргумент: «Бог есть истина или Бог истины»; «Дух истины или Дух есть истина» никакой подоплеки не имеет и выдвигать его, тем более на высоком богословском, недоморощенном уровне – не основательно, потому что не аргументировано.
II Крещение Святым Духом
Прочитаем текст Писания:
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф.3:11).
Иоанн был голосом, громко взывающим в пустыне, его цель состояла в том, чтобы приготовить «остаток» Израиля к принятию Мессии. Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к нему, чтобы услышать его проповедь. Некоторые соглашались с ней, исповедовали грехи свои и принимали водное крещение, которое стало знаком служения Иоанна. Оно, однако, не то же самое, что крещение, принимаемое христианами, потому что Иоанн совершал над людьми религиозный обряд, символизировавший исповедание грехов и готовность жить святой жизнью в ожидании грядущего Мессии. А христиане крестятся уже во Христа, умершего и воскресшего, как символ того, что они христиане умирают со Христом и воскресают для новой жизни.
Не все, конечно, поверили Иоанну. Фарисеи и саддукеи, хотя и приходили посмотреть, что он делает, но призыв его отвергли. Их чувства кратко выразил в обращении к ним сам Иоанн (см. Мф. 3:7-10). Они считали, что, будучи по плоти сынами Авраама, они автоматически должны войти в царство Мессии. Иоанн же, начисто отвергавший иудаизм в его фарисейской форме, заявил им, что Бог, в случае необходимости, может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Другими словами, Бог может призвать, если потребуется, язычников и в их среде найти Себе последователей. А это значит, что иудаизм подвергает себя опасности быть отверженным Богом. Если дерево не приносит доброго плода (сравните «достойный плод покаяния» в стихе 8), его срубают и бросают в огонь.
Обратите теперь внимание на отношение самого Иоанна к грядущему Мессии. Он считал себя недостойным развязывать ремни Его сандалий и носить за Ним обувь Его. Эту роль обычно выполнял слуга. Когда господин заходил в дом, слуга нагибался, развязывал его обувь и шел, чтобы поставить ее в определенное место. Иоанн считает, что он даже ниже слуги Грядущего Мессии, он не достоин Ему даже прислуживать. Он всего лишь раб, который перед днями прибытия господина готовит дорогу, чтобы господин прошел по ней, не спотыкаясь. Иоанн был лишь предтечей, который готовил для Мессии остаток и крестил в воде тех, кто откликался на его проповедь.
«Грядущий же за мной будет крестить вас Духом Святым и огнем», — заявляет дальше Иоанн. Слушавшие должны были вспомнить ветхозаветное пророчество, записанное у Иоиля (2:28-29). Иоиль обещал излияние Духа Святого на Израиль. Такое излитие действительно произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).
А что же означает вторая часть выражения, а именно «крещение огнем»? Это выражение представляет из себя одно из трудных мест для толкования. Некоторые видят в этом огне огонь испытаний, очищающий характер человека от всякой нечистоты, другие увязывают это с последующими словами о сожжении соломы. Я бы сказал, что здесь и то и другое значение. В Откр.1:14 мы читаем: «Очи Его –как пламень огненный» (Откр. 1:14 ст. 2ч.).
В Библии слово «огонь» часто используется как символ присутствия Бога. В тексте Быт.3:24 Божественное присутствие, охраняющее дерево жизни, передается символом пламенного меча. В книге Исход Божье присутствие проявляется в горящем кусте (см. Исх.3:2-4), в огненном столпе, который вел Израиль ночью (см. Исх.13:21). Бог явил Себя в «огне поедающем» на горе Синай (см. Исх.24:17) и с помощью Шехины — славы, явленной во Святом святых израильского святилища (см. Исх.25:8,21-22; 40:34-38). Он представлен в огне, поглотившем жертву и жертвенник на горе Кармил, в горящем угле из небесного жертвенника, коснувшемся уст Исаии, а также в очищающем огне в книге Малахии (см. 3Цар.18:38; Ис.6:6-8: Мал.3:2-3: 4:1).
В Ветхом Завете Божье присутствие представлено в образе пламенного огня. Поэтому не случайно в Деян.2 явление Святого Духа изображено пламенными языками. В Новом Завете огонь является особенным библейским символом, представляющим славу, величие и силу Божьего вечного присутствия через служение Святого Духа.
Скажите: каково свойство огня? Он светит, согревает, сушит, испаряет, плавит, жарит и сжигает. Этих семи глаголов для примера достаточно? Пламенные очи Христа всё это совершают. Они либо плавят наши черствые сердца, либо разогревают духовную жизнь. Они испаряют нас из болота и грязи, делая чистой утренней росинкой. Они освещают нам путь. Они сжигают и уничтожают грехи, о которых мы сожалели и сокрушались в них перед Богом. А может произойти совершенно иная картина: либо Христос крестит нас Духом Святым и сжигает всю нечистоту в наших сердцах, либо мы будем сожжены как солома огнем неугасимым.
Иоанн не учился у ног знатных богословов того времени. Его самостоятельность и независимость была следствием воздействия на него Духа Святого, побуждающего его к этой деятельности. Дух побудил его идти к Иордану, и он пошел. Видя народ, шедший в Иерусалим, он стал им проповедовать и призывать к покаянию, аргументируя, что приблизилось Царство Небесное, довольно вам проводить жизнь в формальном хождении каждый год в Иерусалим. Когда народ стал спрашивать его: «Что же нам теперь делать?» — он указал им на воды Иордана и стал погружать в воду. Греческое слово ???????????, евапт’изонто как раз и имеет такое значение «погружать», «погружаться», но не окроплять и омывать, как этого хотелось бы некоторым экзегетам. В светской литературе это слово означало «погружать, утопать, промачивать насквозь, заливать, поглощать (о морских волнах)».
В вести Иоанна есть еще одна картина, в которой заключены и обетование, и угроза – это картина гумна. Так веяли зерно: брали его лопатой с земли и подбрасывали в воздух. Тяжелые зерна падали на землю, а мякину уносило ветром. После этого зерно собирали в амбар, а оставшиеся солома и мякина шли на топливо. С приходом Христа происходит разделение: люди либо принимают Его, либо отказываются от Него. Встретившись с Ним лицом к лицу, они обязательно должны сделать выбор – за или против. И вот этот выбор определяет судьбу человека. Людей разделяет их отношение к Иисусу Христу.
Христианство не оставляет никакой возможности уйти от этого выбора. В сельской тиши английский писатель Джон Буньян, автор «Путешествия пилигрима», услышал голос, который внезапно остановил его и заставил взглянуть в вечность: «Оставишь ты свои грехи и взойдешь на небо, или останешься с ними и войдешь в ад?» Конечно, Джон Буньян писал под влиянием своих представлений о загробной жизни, но что-то поучительное в его высказываниях есть: в конечном счете, каждый человек должен сделать свой выбор.
III Исполнение Святым Духом
Прочитаем некоторые тексты Писания:
52 А ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян.13:52).
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом (Еф.5:18).
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9).
Книга «Деяния Апостолов» начинается с прощальных слов, которые Иисус говорит Своим ученикам перед вознесением на небо. В Деян. 1:4-5 написано, что Иисус велел им не покидать Иерусалим и что они должны ожидать исполнения «обещанного от Отца». И началось это в день Пятидесятницы, когда ученики исполнились Святым Духом. Слово «исполнились» в данном контексте подчеркивает, что инициатором происшедшего явился Божественный Креститель — Сам Бог. Более того, в книге «Деяния Апостолов» Петр недвусмысленно констатирует два вида крещения: излитие особого дара — Святого Духа, и водное крещение — таинство, символизирующее прощение грехов (см. Деян. 2:38; 11:16). Иисус дополняет обетование, записанное в Мф. 3:11 и Мк. 1:8, говоря: «Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец! Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы получите силу и станете Моими свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее, и Самарии, и до самых пределов земли» (Деян. 1:7-8, РБО).
Чтобы ученики смогли проповедовать и свидетельствовать о своей вере миру, они должны были получить особый дар — Духа. В результате крещения Святым Духом к Церкви присоединились тысячи людей, приняв водное крещение. Затем мы видим, как Павел подтверждает эту идею, говоря:
«И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).
Хотя крещение (водное и Духом Святым) не является гарантией спасения, но крестившись и исполнившись Духа, мы сможем обрести вечную жизнь (см. Мф. 28:19, 20; Мк. 16:16; 1 Петр. 3:20, 21). Мы верим, что крещение является символом союза с Христом, прощения грехов и принятия Святого Духа.
Нам нужно с осторожностью выстраивать свои отношения с окружающим нас обществом. Если мы не сосредоточим все свое внимание на Иисусе, существует опасность, что мирская жизнь, с которой нам приходится сталкиваться, может легко разрушить наши души, как это делают, например, алкоголь и наркотики.
Есть или пить то, что разрушает наше тело, — означает противостоять работе Святого Духа в нас (см. Рим. 13:13; 1 Кор. 5:11; Еф. 5:18). Павел, вероятно, считает этот порок не просто потворством аппетиту, но и социальным злом, которое восхваляет расточительность, эмоциональное возбуждение, достигаемое ценой потери здравомыслия, и бездумную охоту за удовольствиями. Все, что лишает человека рассудка, причиняет вред душе и непригодно для Божьего Царства.
Радость в Иисусе помогает раскрыть душу и разум и прославить Творца. Кроме того, у нас будет здоровое тело и мудрый разум, что особенно важно при принятии решений. И все это — результат работы Святого Духа, Который сошел на землю, чтобы помочь людям с готовностью отвергнуть дух этого мира, способный разрушить целостность их личности. Более того, Святой Дух поможет нам с воодушевлением свидетельствовать о своей вере.
IV Пребывание Духа условно или безусловно?
Это интересный и насущный вопрос. Приходится слышать такие слова: «Господь обещает быть с нами и в нас независимо от нас самих, это Его, так сказать, дар Самого Себя нам». Вы слышали эти дословно высказанные слова? Я слышал. Но так ли это? Да, ключевой текст к этому уроку гласит: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Да, потенциально все люди имеют жизнь с избытком. А сколько это – с избытком: шестьдесят, семьдесят, сто? Нет, Бог обещает вечную жизнь, и обещает ее всем. Но все ли получат жизнь вечную? Если мы скажем, что все, то мы под влиянием ложного учения Кальвина, который выдвинул теорию всеобщего спасения.
Что нужно для того, чтобы иметь жизнь с избытком? Надо принять этот дар Божий. Как? Быть крещенным водой и Духом. Иисус сказал Никодиму: «Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога!» (Ин. 3:5, РБО). Иисус, Которого мы приняли как своего Спасителя, пройдя водное крещение, подчеркнул, что нам еще нужно креститься Святым Духом. Что произошло в день Пятидесятницы? Мы читаем:
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2:1-4).
Кто исполнился Духом Святым? Мы читали: «Все исполнились Духом Святым». Все, это кто, все жители земли? Нет, те, кто был единодушно вместе и молился о Его получении.
А можно ли утерять этот дар? Это тоже не маловажный вопрос. Мы читаем:
«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4).
Есть ли потенциальная возможность отпасть от благодати? Мы видим – есть. Мы сейчас не говорим о законе, это другая тема. Закон на своем месте, но оправдываемся мы благодатью Христа и без Христа мы можем остаться без благодати. А чтобы не отпасть от благодати, надо признавать Христа. А какая небесная Личность возвеличивает и прославляет Христа? Мы читаем: «Он прославит Меня…» (Ин.16:14). Речь идет о Духе Святом. А если Дух Святой унизить до влияния Иисуса Христа, то кто будет прославлять Христа? Неужели Сам Христос Своим влиянием будет прославлять Сам Себя? Это нонсенс. Вот поэтому унижающие Дух Святой до уровня «ветра», «шторма», «движения воздуха», то есть, приравнивающие Личность до уровня символа, олицетворяющего Ее, перестают и в Иисусе Христе видеть Того, Кем Он является на самом деле. Это является в высшей форме примитивизмом видеть в символе буквально то, на кого символ указывает. В «руах» видеть не Дух Святой, как Личность, а движение воздуха, чем Дух Святой символизирован.
Мы должны исполняться Святым Духом каждый день. Во время Своего пребывания на земле Иисус постоянно находился в общении с Отцом. Больше всего Он нуждался в наставлениях, получаемых от Отца, а Святой Дух помогал Ему совершать дела. Каждое утро после часов, проведенных с Богом, Он приходил вновь к людям, чтобы являть им небесный свет. Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом.
V Условие для получения Святого Духа
Получить Святой Дух или исполниться Святым Духом – это синонимичные обороты речи. Какие условия мы имеем для получения Святого Духа? Прочитаем некоторые тексты Писания:
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:37-38).
Какие условия? Покаяние и водное крещение. «И тогда получите дар Святого Духа». Как разнятся эти слова (как день и ночь) со словами, которые приходится слышать: «Господь обещает быть с нами и в нас независимо от нас самих, это Его, так сказать, дар Самого Себя нам».
Или возьмем такой текст Писания:
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак.1:6-8).
Иисус обещал послать Духа в качестве Своего Представителя. Мы получаем обещанный дар по вере. Но если сомневаемся в обетовании Бога и не доверяем Его Слову, то уподобляемся двоедушному человеку и не можем рассчитывать на получение чего-либо от Бога. Вера — нечто большее, чем умственное согласие. Это полное доверие своей жизни Богу, уверенность в том, что Бог сохранит неизменным Свое Слово и не подведет, независимо от обстоятельств. Бог не удерживает Духа. Господь гораздо добрее к нам, чем мы по отношению к своим собственным детям. Наша настойчивая молитва не меняет Его отношения к нам. Наша молитва в первую очередь меняет нас самих и приводит в Божье присутствие. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Нему. Наши молитвы просто показывают нашу решимость и готовят нас к получению дара.
А вот еще одно условие:
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян.5:32).
Видите, послушание Слову Божьему является важным условием для получения Святого Духа. А вот что пишет Иуда:
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа.
20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуды 1:18-21).
Здесь еще один важный фактор, как условие для исполнения Святым Духом – воздержание от злых поступков. Огонь Святого Духа не может поддерживаться в нашей жизни, если мы живем мирской жизнью. Святой Дух очень чувствительно реагирует на всякий грех и суетность в нашей жизни. Поэтому нам необходимо лелеять в себе любовь к Богу и общаться с Ним посредством молитвы, чтобы мы могли избежать тлетворного влияния извне, проявляя дух силы, любви и целомудрия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Водное крещение символизирует посвящение всего себя Богу. Благодаря крещению Он очищает всякий наш грех и возрождает нас к новой жизни. Для того, чтобы процесс возрождения не прекращался, мы должны ежедневно принимать крещение Святым Духом. Без обновления в Иисусе Христе, совершаемого Духом, мы проживаем каждый день своей жизни, рассчитывая только на собственные силы. Во время земного служения Иисуса обновление от Отца изливалось на Него через молитву. Для того, чтобы поддерживать свою связь с Отцом и Иисусом, в течение дня мы должны молиться и размышлять над Словом Божьим. Эта связь исцеляет наши духовные недуги, помогая твердо отстаивать свою веру в Иисуса, общаясь с неверующими, например, в школе или на работе, да и с нашими соседями тоже.
Пастор Александр Серков
Комментарии (3):
петров А.
| Ссылка на комментарий
Может Иоанн чувствовал свою недостойность развязывать ремни сандалий не потому что он раб ничего нестоящий по рабски (по сути он и служил Господу до Его пришествия) ,а потому что его природа греховна от рождения.Нельзя сказать ,что Иоанн не получил вообще никакого образования.В семье что то в него заложили.Родители были его учителями.Отец его был не последним левитом хоть в официальной школе он не учился.Все точно также говорят об учениках Иисуса как о необразованных рыбаках.Невозможно представить,что ученики из рыбаков были полными валенками.Начальное образование они в синагоге получали как все дети .Другое дело не учились в равинской школе.
Похоже,что на тех кто не верит в Св.Духа как в личность и устоялись в этом не действуют никакие аргументы и доказательства.Как они укрепляются в своей лжи непонятно.Ходил человек 5 лет миссионером,закончил Заокский,на иврите читал с английского переводил а почитал калининградские брошюры и поминай как звали.
вопрос:Присутствие божественной славы ,например при освящении храма Соломоном,было присутствие Св.Духа.(шекина)?Или сияние славы вокруг престола Отца является ли видимым присутствием СВ.Духа?
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Ну а то что человек находится в здравом учении яляется ли свидетельством крещения СВ.Духа? Или крещение должно сопровождаться проповедью ведущей к обращениею тысяч людей и тому подобными проявлениями?Возьмем Илию.Разве после ключевых событий(огонь с неба пожравшим солдат или на горе Кармил) он не жил как обычный человек от проповеди которого не обращались тысячи иудеев? После телепроповедей Финли крестятся десятки тысяч по всему миру.Это является результатом крещения Св.Духом?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А.:
Во-первых, огонь, облако – это видимый символ Божьего присутствия, чтобы человек, особенно тот человек в те времена, мог наглядным образом удостовериться в присутствии Бога, хотя фактически Божье присутствие всегда и везде. Во-вторых, как мы читаем, так нам надо и понимать: «10 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; 11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень». Облако – символ присутствия Господа. Это не сам Бог превратился в облако, не какая-то Личность Божества превратилась в облако, не Бог превращался в горящий и несгораемый куст, когда Моисей пас овец; это символ присутствия Бога. В день Пятидесятницы Дух Святой тоже не превращался в огненные языки пламени; это тоже символ. Когда Христос дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого», Дух Святой не превращался в поток воздуха и не вылетал изо рта Иисуса в виде воздуха, это тоже наглядный символ. Поэтому, нельзя сказать, что это «присутствие Святого Духа, или Отца, или Христа. Это видимый символ Бога, а Бог – это три Личности Божества.
Отвечу словами Духа пророческого:
Так что, это тоже символ.
Да, человек, крещенный Святым Духом, будет здраво мыслить и здраво толковать Библейское учение, потому что Дух Святой наставляет на истину и прославляет Христа. Но крещение Святым Духом мы не можем ограничить каким-то одним результатом. Приведу некоторые выдержки:
С одной стороны, крещенного Святым Духом видно по результатам: крещение людей, доброе свидетельство. Но с другой стороны, обильное крещение – не гарант того, то человек крещен Святым Духом. Сегодня и харизматы крестят тысячами, но тот дух, который они имеют, ведет ли их к истине? Это большой вопрос.