Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. «Погибни день, в который я родился»
Что лучше, жить или умереть? Глупый вопрос, не правда ли? Одна девочка сказала: «Я жить хочу, не умереть, хочу не плакать я, а петь». Да, мы хотим жить и петь. Но Иову было не до песней, и даже не до жизни. В этом уроке для нас есть две новости: одна доктринальная, другая житейская. Одна о состоянии мертвых, другая – о живых. С какой начнем? Давайте с бытовой, жизненной, а потом поговорим и о доктринальной, и сделаем некоторый вывод, как нам справляться с горем.
I О чем думает живой?
Говоря на эту тему, можно констатировать, что живой думает о живом. Его мысли настолько разнообразны, что перечислять их нет смысла. Но о том, что ожидает человека после смерти, об этом мало кто думает. А зря. Но о том, что нас ждет там, после смерти, мы поговорим во второй части, а сейчас перед нами живыми самый больной вопрос: «Где же Бог?» Всякий раз, сталкиваясь с тяжелой ситуацией в жизни, мы озадачиваемся именно этим вопросом: «Где же Бог?»
Мир переполнен страданием и болью. В истории земли не найдется ни одного человека, которому удалось бы избежать страданий. В наше время зло и страдания настолько умножились, что их трудно совместить с традиционными представлениями о любящем и милосердном Боге. И у многих верующих людей, не говоря уже об атеистах, неизбежно рождается вопрос: если Бог милосерден и благ, то почему Он молчит, когда я или мои ближние переживают тяготы и невзгоды?
Нередко страдающие люди хотели бы любить Бога, но их сердца настолько переполнены обидой и горечью, что им кажется: а за что Его любить? Он предал меня. Вопрос: «Где Бог, когда я страдаю?» — неоднозначен. Богословы прошлого, такие, как Фома Аквинский, Мартин Лютер, Жан Кальвин и блаженный Августин, видят в страданиях и скорбях Божий промысел, который в конечном итоге несет благо. Они спокойно относятся к испытаниям и не сомневаются в действиях Бога.
Нынешние авторы стоят на иной позиции. Бог перестал быть для наших современников всемогущим Покровителем, и они отдали Его под суд своих умозаключений. Современные писатели гневно требуют от Бога ответ за все происходящее в мире, они по-другому объясняют себе Его любовь, они усомнились в Его способности противостоять злу.
Вопрос о страдании не дает человеку покоя. Страдание раздражает тех, кто убежден, что, развиваясь, человек достиг совершенства – а совершенному существу нужны идеальные условия жизни. Христианство же полагает, что человек деградировал и Бог имеет дело с несовершенными человеческими душами, развитие которых до первоначального состояния еще не закончено.
Жизнь на земле воспитывает человека, и страдание необходимо, прежде всего, для нашего духовного роста. Оно шлифует душу, устраняет греховные наслоения, чтобы в конце концов выявить скрытый под ними драгоценный камень – образ Божий, по которому сотворен человек.
Кто же прав? Или, может быть, существует третий подход к решению проблемы страданий? Приведу пример:
Это происходило в один из дней современной жизни и современной войны. В небольшой церкви небольшая группка благочестивых мужчин и женщин собралась на богослужение. С высоко летящего самолета была сброшена большая бомба. Подобно дьявольскому приспособлению, придуманному в какой-то неземной адской области, она с жалобным воем устремила свой жестокий путь к земле, чтобы совершить свое нечестивое дело разрушения. Это не была атомная бомба с ее исключительной взрывной силой и ужасными последствиями, отражающимися на будущих поколениях. Это не была неизвестная ракета со сверхзвуковой скоростью. Это не была химическая бомба, которая после взрыва распространяет смертельно ядовитые газы, причиняет серьезные ожоги телу, вызывая у своих жертв смерть от удушья, причиняя страдания ничего не подозревающим душам. Это не была биологическая бомба, наполненная болезнетворными микробами, несущими болезни и ужасные язвы. Это была обычная, старомодная фугасная авиабомба крупного калибра. Люди довольно хорошо знали, какие разрушения она приносит. Когда она упала прямо на маленькую церковь, — раздался оглушительный взрыв и дом молитвы был уничтожен. Опытные работники спасательной команды знали, что вызывать машины скорой помощи не потребуется и не придется организовывать похороны для некогда бывших в церкви людей. Бомба позаботилась обо всем.
Место происшествия окружила толпа людей, сдерживаемая полицейскими. Среди них был молодой, глубоко взволнованный человек, который, уходя, прошептал: «А где же Бог?» Он совершенно произвольно высказал вопрос, который тревожит умы многих миллионов людей. Они совершенно искренно стараются познать: «Где Бог? Почему Он ничего не сделает с ужасами, посещающими жизнь на Земле? Почему Он не явит Себя и не «истребит разрушающих землю?» Почему Он не истребит все злое?»
Давным-давно Бог сказал Адаму в раю: «Где ты?» Современный же человек, наоборот, спрашивает: «Боже, где Ты?» Со времени Адама, вероятно, не было ни одного человеческого существа, достигшего зрелого, ответственного возраста, которого не беспокоил бы вопрос: «Где проявилась рука любящего Бога в моей жизни?»
Молодая женщина, вступившая в брак лишь несколько месяцев назад, может горько рыдать на краю могилы мужа, которого она любила больше самой жизни.
Малые дети лишаются родительской ласки и заботы, иногда по воле злого рока, а иногда—благодаря низкому греху.
Люди часто теряют жизнь по воле стихийных сил природы. Молния бьет как пылающий меч. Как бы отправляясь на отмщение, в яростном вихре проносятся ураганные ветры. Наводнения насмехаются над беспомощными. Пылающий огонь не оставляет ничего, кроме большой кучи костей и груды пепла. Землетрясения колеблют землю во все стороны, и она шатается, словно пьяная.
Человек умирает при самых различных обстоятельствах, от воздействия машин, изобретенных им же. Тысячи людей погибают при крушении поездов, самолетов, пароходов и автомобилей. От несчастных случаев умирают миллионы людей — дома, на заводе или на ферме; или они остаются искалеченными в страшном и, по-видимому, бесконечном деле сатанинской, научно подготовленной современной войны на земле, на море и в воздухе.
Путь сильного человека, ходившего по залитым солнцем тропам успеха, вдруг круто повернул в глубокую тень, о существовании которой он вряд ли предполагал. Там во мраке на его борющуюся душу набросили мучительный груз почти невыносимой печали. Тяжелее морского песка печаль, которая старается подавить именно дух самой жизни. В агонии своего бедствия человек восклицает: «Погибни день, в который я родился… Душа моя желает… лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов. 3:3; 7:15).
Но мысли Иова мятутся с одной стороны в другую, он не соглашается с тем, то Бог оставил его. Он вырывается сквозь облака неверия и восклицает:
17 Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое,
18 посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?
19 Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?
20 Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?
21 И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет (Иов 7:17-21).
Иногда страдания заставляют нас произносить неприятные вещи. Например, Иов проклял день, в который родился, вроде бы виня Бога за то, что Он подарил ему жизнь. Однако он никогда не проклинал Бога. Из-за страданий наше терпение достигает своего предела, и мы начинаем думать, что Бог нас оставил. Но, даже пытаясь понять причины своих бед и найти выход из положения, мы не должны позволять горю отлучить нас от Того, Кто нас создал. Иов не имел ни малейшего представления, почему ему пришлось страдать. Друзья ошибочно полагали, что причиной тому были его грехи. По этой причине, не получая ответа на вопрос, почему нам приходится пройти через то или иное испытание, лучшее, что мы можем сделать, это довериться Богу.
Хотя Иов не понимал, какая великая борьба происходит на фоне его страданий, он оставался верным Богу. Иов полагался на милость Божью и Его способность исправить ситуацию. История Иова учит нас тому, что народ Божий время от времени будет страдать и что нельзя оценивать собственную духовность, основываясь на наличии либо на отсутствии страданий или успеха. В конце концов, значение имеет лишь наша способность прославлять Бога и продолжать верить в Него независимо от ситуации.
В то время как для многих людей страдания ассоциируются с виной и непослушанием, история Иова показывает, что не всякое страдание есть последствие греха (см. Иов.1:8). Для каждого христианина поведение Иова в момент страданий является важным примером. Несмотря на то, что Иов порой жалел, что родился на свет, он, тем не менее, остался верным Богу.
Иов пережил период страданий, во время которого размышлял о своем прежнем положении и о постигших его трудностях. Он пытался подтвердить обоснованность своих жалоб, потому что мысли о гневе Божьем лишали его мужества и решительности. В какой-то мере боль Иова можно сравнить с муками Христа в ту ночь, когда Он отправился молиться на гору Елеонскую и когда тяжесть наших грехов сокрушила Его дух на Голгофе.
Такую же скорбь можем испытывать и мы. Будучи христианами, мы знаем, чем все закончится. Мы знаем о начальствах и властях (см. Ефес.6:12), которые ведут закулисную игру. И если Иов, не имевший представления о великой борьбе между добром и злом, смог сдержаться и сохранить свою верность Богу, насколько больше сил и возможностей у нас остаться верными Богу во времена бед и скорбей!
Все мы испытываем боль и муки, когда на нас внезапно обрушиваются несчастья. Бог может использовать страдания, чтобы испытать нашу веру и преданность Ему. Библия говорит о том, что Бог — верен и что Он не пошлет испытаний сверх того, с чем мы можем справиться (см. 1Кор.10:13). Он дает нам способность рассуждать и возможность делать выбор, поэтому давайте принимать решения в согласии с Его волей и прославлять Его, даже терпя скорбь и страдания.
II О чем думает мертвый?
Для кого-то это неразумный вопрос. «О чем там может думать мертвый?» А кто-то считает, что после смерти жизнь продолжается, но только уже без тела. Души там то в одном месте находятся, то они планомерно кочуют в другое место, прежде чем обрести постоянное место жительства в раю или в аду. Многое зависит от живых, как они справляют определенные дни после смерти, какие они молитвы произносят за умерших. Вот такие разные представления о загробной жизни. Где правильные представления? Давайте поговорим и об этом.
Хотя Иов не задавался целью изложить библейское учение о состоянии умерших, утверждения патриарха ясно показывают, что он понимал смерть как бессознательный сон. Этот взгляд подтверждается всей Библией. Примечательно, что книга Иова, стоящая наряду с книгой Бытие у истоков написания Библии, поднимает вопросы страдания и смерти. На протяжении многих веков люди будут искажать эти вопросы из-за неправильного понимания Божьего характера, что приведет их к вере в бессмертие души. Эти две темы страдания и смерть — указывают на первоначальную ложь сатаны в Эдеме (ср. Быт.3:1-5). Иов говорит о скоротечности человеческой жизни (см. Иов 14:2). Он противопоставляет смертность человека Божьему исключительному бессмертию (сравните с 1Тим.6:16). Затем сравнивает смерть человека со сном (Иов 14:10-12. ср. Пс.12:4: Иер.51:39,57: Дан.12:2), во время которого не наблюдается сознательной деятельности (Еккл.9:5-6). Вы можете прочитать все эти тексты, они очень полезны в направлении представления о том, что же происходит с человеком после его смерти.
Образ смертного сна использован не только в Ветхом Завете, но и в Новом. Сам Иисус назвал смерть Своего друга Лазаря сном (Иоан.11:11-14). Его ученики и апостолы в своих посланиях неоднократно сравнивают смерть со сном (Деян.7:60: 1Кор.15:51-52: 1Фес.4:13-17: 2Петр.3:4). Наконец, завершающие сцены книги Откровение указывают на время, когда уже не будет страданий и смерти (Откр.21:4). Это случится после того, как одни воскреснут для вечной жизни, а другие — для вечной погибели (1Кор.15:26: Откр.2:11; 20:14: 21:8).
Никакая библейская антропология не будет полной, если рассматривает исключительно смерть человека. В действительности библейская метафора смертного сна подразумевает пробуждение, что приводит к учению о воскресении. Доктрина о воскресении, в свою очередь, направляет наш взор к Иисусу Христу. На важный вопрос «Что такое человек?», прозвучавший в тексте Иов 7:17. можно ответить, только взирая на жизнь, смерть и воскресение Божьего Сына. Его возвращение к жизни служит гарантией нашей победы над смертью (см. Иоан.5:28-29). Иов имел представление об этом воскресении (см. Иов 19:25- 26). Отец, пославший Своего Сына умереть за наши грехи, ответит однажды и навсегда на все вопросы о жизни и смерти (Иоан.3:16).
Страдания Иова были так велики, что он не мог понять, как справедливый и любящий Бог мог создать человека, а затем подвергнуть его мучениям, заставляющим желать смерти. В этом смысле желание Иова перекликается со словами из Еккл.9:5: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению».
Мы с вами оказываемся сегодня в таких же обстоятельствах, в которых был Иов. Прочитав его историю, мы понимаем, что тоже можем потерять все имеющееся у нас, пережить самые тяжелые болезни и столкнуться с нищетой. Однако история Иова не заканчивается описанием его страданий. Мы тоже, подобно Иову, можем возродиться из праха своих страданий и быть детьми Божьими вечно, если наше сердце останется верным Богу.
III Как справиться с горем?
Страдания и смерть тесно переплетаются в книге Иова. В речах патриарха прослеживается желание скорой смерти и звучит проклятие дня своего рождения. Из его высказываний мы можем многое узнать о жизни и смерти. Но мы коснемся и новозаветных авторов Писания, а также посмотрим, как Бог во Христе победил смерть и грех. Нам надо узнать Библейское понимание этих вопросов, чтобы дать правильную ориентацию окружающим нас людям при их страдании, переживании и отчаянии у могилы любимого человека. Древняя индейская поговорка гласит: «Чтобы понять человека, нужно пройти милю в его мокасинах». Существует несколько вариантов данного высказывания, но все они имеют одинаковый смысл: мы должны поставить себя на место другого человека, чтобы как следует понять его действия и переживания.
Прочитаем текст Писания:
7 До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.
8 О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! (Иов.6:7-8).
Мы видим — Иов оценивает, в каком положении находится человек и чего ожидает от него Бог. Он понимает, что предназначение человека — служить Богу. Осознав, что Бог — всемогущ и благ, бедный страдалец приходит к выводу, что даже в самый мрачный час страдания человек должен служить Богу и соблюдать Его повеления. Он подчеркивает тот факт, что человеку дано время на земле, чтобы провести его в служении Господу (см. Иов.7:1–4). При этом он также понимает, что человек слаб и уязвим (см. Рим.3:23). Иов не хочет ждать, когда придет его смертный час, и умереть грешником. Наоборот, он предпочел бы принять смерть раньше, чтобы избежать всякой возможности совершить грех. В этом случае смерть предстает перед нами не просто как способ покончить с эмоциональным давлением, но как продуманное решение избежать греха. Библия подтверждает, что умершие во Христе воскреснут при Втором пришествии и будут жить с Ним (см. Рим.6:8).
Исходя из такого понимания смерти, мы должны осознать, что жизнь коротка. Когда она подойдет к завершению, мы больше ничего не сможем сделать для защиты своего доброго имени. По этой причине, пока вы еще живы, прославляйте Бога и следуйте Его повелениям. Только Он достоин «приять славу, честь, и силу, ибо Он сотворил все, и все… по Его воле существует и сотворено» (Откр.4:11).
Но как нам все же справиться с горем, нависшим над нами? Читаем текст Писания:
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18).
Сильный стих, не правда ли? Поскольку нам известно о великой борьбе между добром и злом, нам следует переносить горе так, чтобы показать свою веру. Одной из причин, почему Бог позволяет нам страдать, является Его стремление совершенствовать нашу веру в Него, чтобы мы смогли перенести самые тяжелые испытания. Страдания — это способ испытать нас и сделать сильнее перед лицом несчастья.
Греческим аналогом слова «испытания» в Иак.1:2 является ????????? — пирасмос, нечто, что рассматривает, испытывает и проверяет характер или целостность чего-либо. Слово «проверка, испытание» означает тест, разработанный специально для того, чтобы проверить что-то и одобрить его. Страдания проверяют наш характер и нашу целостность на предмет наличия и качества веры. Сравните с 1Петр.1:6-7, где стоит то же самое греческие слово ????????? — пирасмос, что означает «испытывать» или «проверять испытанием, как золото». Как же нам реагировать на горе, чтобы показать свою веру?
Помните, что в случае с Иовом Бог замолчал не навсегда. В Иов.1:12 мы читаем, что Он позволяет сатане искушать Иова только до определенного предела. Поэтому, когда к вам приходит беда, оставайтесь сильными. Помните, что с Богом вы сможете все победить (см. Зах.4:6). Богу нужна наша вера. Возможно, Он не всегда будет объяснять нам, почему мы страдаем. Его волнует наша реакция на страдание. Сможете ли вы остаться верными Ему, даже когда ваша жизнь будет рушиться? Помните, что Бог ближе к вам, чем сатана. Страдания приближают нас к Богу, потому Он хочет, чтобы мы полностью полагались на Него. Становясь к Нему ближе, мы откажемся от своей гордости, эгоизма и любой другой черты характера, которая не дает Ему трудиться в нас и через нас.
Как и в случае с Иовом, Бог контролирует каждую ситуацию, которая касается Его верных слуг. Мы не можем знать, что будет завтра. Сегодня мы можем быть успешными людьми, жизнь которых бьет ключом, а завтра будем чахнуть в нищете, страдая от боли. К счастью, Бог знает конец от начала. Страдания причиняют боль. Если же мы храним добропорядочность и осознаем, что страдания нужны для нашей же пользы, мы сможем понять смысл истории Иова и увидеть преимущество неизменной преданности Богу. Господь наградил Иова, увеличив его состояние в два раза. Это еще раз показывает, что тех, кто хранит свою непорочность до конца, ожидает великая награда, если не здесь, то в вечности.
Необходимо понимать, что Бог желает, чтобы мы развивали в себе характер Христов. Помните также, что Он использует страдания как средство, признанное помочь нам возрастать духовно. Если мы храним себя в чистоте и непорочности, как это делал Иов, если мы стойко переносим все беды и горести, с которыми сталкиваемся в своей жизни, наградой нам будет жизнь вечная. Чтобы сохранить добропорядочность, необходимо понимать, что Господь есть Бог всемогущий и всеведущий, что Он благ во всякое время, и что Он избавит нас от зла.
Заключение
Говорят, что страдание превращает в трусов даже самых храбрых мужчин и женщин. «Время может сломить тебя. Время может поставить тебя на колени», — поет в одной из своих песен гитарист, исполнитель блюза Эрик Клэптон (Eric Clapton, „Tears in Heaven“). Он написал эту песню после того, как Коннор, его четырехлетний сын, упал с 49-го этажа жилой многоэтажки в Нью-Йорке и разбился насмерть. Этот отец, Иов и бесчисленное количество других, живущих на планете Земля, слишком хорошо знают, что такое страдание. Но в лице Иисуса Христа Бог дарует нам Спасителя, Который принимает на Себя нашу боль и берет на Себя наши страдания, Который может «посочувствовать нашим слабостям» (см. Евр.4:15). У нас может не быть всех ответов, объясняющих происходящие трагедии, но у нас есть Иисус, и Он — все, что нам нужно.
Пастор Александр Серков