Небесное святилище — миф или реальность?

31-08-2016, Комментариев нет

Небесное святилище - миф или реальностьДоктрина о небесном святилище и о начале служения Христа во втором отделении этого святилища с 1844 года – уникальная по сути, и лежит она в основе адвентистского вероучения. Не понимая эту доктрину, мы не уразумеем до конца основную концепцию выхода из Вселенского конфликта. Кульминация откровения Божьей любви была явлена на Голгофском кресте, на котором Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира. Чтобы помочь нам понять значение этой не превзойденной никем Жертвы, Бог установил земное святилище, которое было всего лишь символом небесного святилища – истинного центра присутствия и деятельности Бога во Вселенной. Для чего нужно небесное святилище? Разве со смертью Христа не закончилось спасение человечества и окончательная победа над сатаной? Зачем нужно Христу еще продолжать какое-то служение? Видите, сколько вопросов возникает сразу же, как только мы касаемся темы о небесном святилище. Эти вопросы задают нам инаковерующие, да и некоторые адвентисты тоже, и на них мы должны дать ответ, и притом правильный.

Не знаю, или эта тема мало оповещается, или не до конца она раскрыта, хотя, не сказал бы, что мало литературы мы имеем на эту тему, как о святилище, так и о значении 1844 года. В 2013 году в четвертом квартале у нас были уроки субботней школы о святилище. Но почему-то постоянно находятся люди, которые восстают против этой доктрины; и что удивительно, эти искатели чего-то нового не из другой конфессии, они из среды адвентистов. В последнее время особо этот вопрос и обсуждение на эту тему «бурлят» в соцсетях. Огромная волна страстей накатилась после ряда видеозаписей, которые были поставлены на ютуб с проповедями Александра Степанова из Ростова-на-Дону. В основном вопрос остро стоит: буквальное ли святилище находится на небе, как выразился Степанов, «двухкомнатная обитель неба», или на небе нет буквальных залов и каких-то помещений, в которых происходит служение? Это одна сторона вопроса, но в связи с этим сразу же возникает другая проблема, которая более чревата последствиями. Второй вопрос стоит более серьезно: сразу после вознесения на небо Христос вошел в первое или во второе отделение святилища? И предлагается именно второй вариант. Если при вознесении Христос вошел во второе отделение, то тогда рушится под нами, адвентистами седьмого дня, все основание нашей веры, и грош цена нашим убеждениям; и 1844 год, при таком толковании, никакой роли в истории не играет, он лишь напоминает нам о великом разочаровании, которое произошло в тот год, и ничего больше. И вообще, в таком случае, на реплику о «двухкомнатной обители неба» мы можем отпустить встречную реплику об «однокомнатной обители неба», в которой Христос поселился сразу же после вознесения на небо. Хотя и то, и другое – слишком примитивное представление о Божьем обитании.

Вообще-то, эта весть о святилище была христианами забыта, и в середине XIX века она была поставлена вновь на повестку дня; адвентисты седьмого дня заново начали изучать концепцию спасения, и когда на истину о святилище вновь было обращено внимание, это исследование дало ключ, который помог вникнуть в тайну разочарования в 1844 году. Святилище и священническое служение Христа в нем по сей день остается одним из оснований веры Церкви адвентистов седьмого дня.

Но печаль в том, что эта уникальная доктрина вместе с доктриной о субботе встречают сильное сопротивление. О чем это говорит? О том, что врагу рода человеческого не нравятся эти доктрины, в которые заложена вся суть взаимоотношений человека с Богом и Божья работа по примирению человека с Собой. Суббота дает концепцию поклонения Богу, а небесное святилище раскрывает служение Бога человеку. Эту основу сатана через своих агентов пытается расшатать, чтобы эти доктринальные устои вышибить из-под наших ног. Я не сторонник того, что за что-то надо держаться только потому, что эту позицию церковь занимает уже долгие годы. Нет, я основываю свои рассуждения на экзегетической подоплеке, и подхожу к вопросам вероучения с Библейской аргументацией и со здравым смыслом. Вопроса субботы в этой теме я касаться не буду, а вот тему о святилище я предлагаю рассмотреть более внимательно.

Как-то один шестилетний ребенок задал довольно-таки наивный вопрос: «Где живет Бог?» Но этот вопрос оказался слишком сложным для взрослых. Ребенку можно ответить конечно так, как мы всегда и отвечаем: «Он живет на небе», при этом указательный палец мы направляем вверх к небесам. В это же самое время другой родитель на противоположной стороне земного шара, отвечая на этот же вопрос своему сыну, тычет пальцем хотя тоже на небо, но совершенно в противоположную сторону. Ребенок удовлетворен таким ответом, многие взрослые – тоже, а кто-то задумается: так где же Бог, далеко-далеко на небе над Америкой или Он в вышине небес в противоположной стороне, на небе над Россией? Мыслящий человек эти примитивные тыканья указательным пальцем вообще отвергает и заявляет: «Бог обитает в неприступном свете» и ссылается на текст 1 Тимофею 6:16. Евреи, читая текст Писания: «И мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу» (Числа 5:3), считали, что Бог живет в стане Израильском. Ну, и правильно они делали, хотя это слишком узкое представление о местожительстве Бога. Недаром другие спорили с ними и говорили: нет, Он живет вот где, и приводили такой текст Писания: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Кто из них прав? И вот, решая их спор, подключаются третьи и, улыбаясь, заявляют: «Читайте Новый завет, в котором говорится, и цитируют: «Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих» (Деян. 7:49).

Вот оно, оказывается, как: Бог сидит на престоле на небе, а ноги Его на земле. В таком случае, на параллельный вопрос: а как ангелы проделывают путь с неба на землю и обратно? — нам приводят текст Писания: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). «Так написано, – говорят, – и от факта никуда не денешься»! Ну, представьте: с земли на небо стоит длинная-длинная лестница, и одни ангелы по ней поднимаются, а другие по ней же спускаются. А как в Новом завете написано? Может в Новозаветные времена Бог дал ангелам уже какой-то эскалатор, чтобы быстрей спускаться им с неба на землю и помочь бедному человеку по его молитвенной просьбе? Мы читаем: «И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Вот как, все так же, как и в Ветхом завете, и никакого эскалатора, все так же они восходят и нисходят пешком.

На какую мысль наталкивают нас эти тексты? Мы приходим к выводу: небесное нам не понять точно так, как чайнику или утюгу не «поймать» волну с выступлением, например, Путина. Скажите, если Бог живет в каком-то месте, как тогда Он может быть везде? И вообще, нужно ли Богу место жительства, для чего оно Ему? Нам людям оно нужно, чтобы было где переночевать и куда стяжать богатство, которое моль будет потихоньку поедать. А Богу для чего хоромы для жительства?! Нам, мыслящим людям, пора оторваться от тех примитивных представлений о Боге, хотя Он дает нам – «чайникам», на нашем чайниковом понимании, и место Своего жительства и паломничество ангелов по лестнице, поставленной на земле и опертой на небе.

Нам пора усвоить, что реалии небесные нам не понять, и представлены они поэтому наглядными примерами. А что нам надо усвоить, и при том, раз и на всегда? Не предметное созерцание неба нам надо, а следует увидеть служение, которое там происходит, и понять, для чего оно необходимо? Сегодня, критикуя предметы небесных реалий, люди отвергают и само служение Христа в небесном святилище, а вот это уже глубокое заблуждение, вот об этом мы и поговорим в этой теме.

Да, Писание ясно показывает, что небесное святилище – это реальное место, благодаря которому мы можем многое узнать о характере Бога в Его служении. Так на что нам следует обращать особое внимание, на реальное место или на служение, которое там происходит?

Вопрос о двухкомнатной обители на небе не зря поднялся, потому что многие наши представления о небесных реалиях действительно абсурдны. А это потому, что нам людям, с нашими ограниченными возможностями, невозможно понять то реальное, что существует на небе; и как происходят взаимоотношения человека с Богом и с ангелами. Мы живем в разных измерениях, и это надо учесть и взять в основу нашего размышления.

Вокруг нас тысячи радио и теле волн, интернет, телефонные разговоры. Но они в другом измерении, и потому мы их не видим, не слышим, не ощущаем. В их измерение и в нужную волну мы можем влиться только при помощи какой-то точной аппаратуры: телевизора, например, и то нужна антенна или спутниковая тарелка; при помощи компьютера, и то для того, чтобы поймать нужную волну, нужна симкарта, и нужно чтобы абонентская плата была оплачена. И вот то невидимое и не слышимое, которое не уловишь при помощи утюга или чайника, вдруг оживает у нас в телефоне: «Алло, мама, это ты?» Мама за тысячи километров от нас, и она отвечает: «Да, это я, как у тебя дела?» Удивительно, не так ли? Все эти волны вокруг нас и без особых приспособлений мы их не видим и не слышим.

Что делает Бог, чтобы до нас, до «чайников» и «утюгов» хоть как-то донести определенную весть? Он прибегает к образам. А что делаем мы? Образы мы начинаем представлять буквально. А это уже не здраво с нашей стороны. Когда-то Моисей захотел своим ограниченным человеческим естеством увидеть Бога, Который фактически существует совершенно в другом измерении. Что сделал Бог? Что Он показал, Свои параметры: руки, ноги, туловище, голову? Моисей именно это и хотел увидеть, но Бог раскрыл перед ним Свой характер. Что для нас необходимо знать, физиологические параметры самого Бога, дворец, в котором Он живет, офис, где Он работает по спасению душ человеческих или дано познать Его характер? Физиологические параметры Бога и Его территориальное окружение, во-первых, нам и знать не надо; во-вторых, если бы Бог и захотел нам что-то объяснить в этом плане, Ему не удалось бы, потому что нам не понять то, что находится за пределами наших закономерностей, в которые поместил нас Бог. Приведу элементарный пример. Хоть он может показаться наивным, но он не больше наивный, чем мы пытаемся представить небесные реалии своим ограниченным умом и именно так, как они нам представлены в символах.

Пример такой. Представьте себе, вот мы приехали из своей цивилизации к каким-то диким племенам, которые до сих пор огонь добывают при помощи трения деревяшки о деревяшку. Как мы объясним им действие, например, электричества? Мы похвалились, что при помощи электрического тока мы и воду кипятим, и рубашку гладим, потому что у нас от электричества утюг нагревается до горяча и электроплита — до красна. Это уже не говоря о сложных электроприборах, которые работают от электроэнергии. Но о них мы молчим, это вообще им не понять, что при помощи электрического тока работает наш ноутбук, который мы, захватили, между прочим, с собой, но только теперь он работает от аккумуляторной батареи, которая фактически тоже является носителем электроэнергии. И вот мы говорим дикарям, показывая им наш ноутбук, да даже телефон, что мы, приехав к себе домой, будем смотреть, как вы тут живете, если мы заснимем сейчас вашу жизнь. Попробуйте объяснить им, как работает ваш ноутбук или телефон, поймут они нас и нашу цивилизацию в этом плане? Мы можем предложить им, что для них будет, конечно, сущая сказка, что, если мы сейчас в вашу сторону направим эту штучку (наш телефон) с таким вот глазком и в этой штучке вы останетесь и мы увезем всю информацию о вас. Вы уже подумали, как вы будете объяснять им работу вашего ноутбука или телефона и что такое электричество? Я пытаюсь это сделать, но после моего мнимого рассказа о каких-то электромагнитных волнах и цифровой технологии у дикарей, кроме широко открытых глаз, и рта, естественно, от удивления, — ничего не вижу. Тогда я пытаюсь объяснить им так, чтобы они хоть как-то поняли нашу цивилизацию. Я рисую им образ тысячи рабов, которые плотно-плотно идут цепочкой один за другим и несут в сосудах энергию. Но им не понятно и то, что такое энергия. Тогда я объясняю, что каждый из них в сосуде несет горючую жидкость, примерно такую, какая бывает в молнии, и это вещество из сосуда мы понемногу расходуем. Это элетроэнергия нагревает металлическую пластину электроплиты до красна и на ней можно закипятить воду и сварить мясо. Но им не понятно даже, что такое металлическая пластина на электроплите и что такое металлический утюг, тогда я пытаюсь им как-то объяснить, что металл, это нечто твердое и его зубами не прокусишь. Нам смешно, а как им объяснить? Вот только так.

Как Бог мог объяснить человеку небесные реалии, которые далеко за пределами нашего человеческого понимания? И мы начинаем спорить, ну, примерно так, я приведу некий библейский пример: на небе есть лоно Авраама, там все его потомки разместились на этом лоне. А лоно, это буквально передняя часть туловища от шеи и до пояса. Однако, какую-то часть этой притчи мы начинаем расшифровывать, понимая, что буквально не животе Авраама не могут разместиться все его потомки. И вот мы заявляем, что «лоно Авраама» это такая поляна на небе, и вот там потомки Авраама, евреи, естественно, находятся, и они там возлежат, заметьте, именно возлежат, так как принято было тогда и в том народе, которому об этом говорилось. И мы заявляем, что это же написано в Библии, об этом сказал сам Иисус Христос. Так в основном понимают некоторые инаковерующие. Тогда мы с недоумением спрашиваем их: «А как же Лазарь, находящийся на лоне Авраама, мог в ад, который находится, по их же представлению, в центре земли, мокнув перст в воду намочить губы богачу, находящемуся там в аду? Тут такая дилемма, что ее в течение всей вечности нам не решить, если не поправить нам чуть-чуть мозги. Либо у Лазаря перст такой огромной длины, что он с рая (с лона Авраама) этим перстом (пальцем) мог достать с неба в центр земли и помочить губы богачу. Либо, в таком случае, лоно Авраама и ад где-то рядом, ну, как нам сбегать к соседу, который живет на нашей улице и помочить ему губы водой. Здравый смысл подсказывает, что притча, она и есть притча. Мы же понимаем иносказательные жанры повествований, такие как сказки, басни. В сказках и баснях звери и птицы разговаривают и при том на русском языке, а у киргизов птицы разговаривают даже на киргизском языке. Но мы понимаем, что не детали басни играют свою роль, и мораль басни имеет существенное значение. А какова цель притчи? Не в том, чтобы мы разбирали детали притчи буквально, а в каждой притче есть своя концептуальная идея или определенная мораль. Не буквально Лазарь находится на лоне Авраама, а богач в аду, Христос этой притчей хотел сказать, что наша вечная судьба решается пока мы живы, там после смерти ничего изменить уже невозможно. Это всего лишь имеется в виду в этой притче, и никакого больше детализированного значения.

Давайте, углубляясь в наши размышления, подойдем ближе к проблеме, которую обозначили. Как Бог мог объяснить нам людям план спасения и роль Небесных Представителей в этом плане? Если мы дикарям не сможем объяснить действие электрического тока и попытаемся через образы рабов что-то им объяснить, то и Бог не вынужден ли нам открывать небесное служение через символы и образы? Он давал пророкам видения и в видениях что-то образное показывал, а мы эти образы берем и детализируем их, разбирая каждую деталь, как нечто реальное, точно так как дикари представляют, что там, где-то в другой части земли, рабы цепочкой ходят и носят в глиняных сосудах энергию электричества. Ну, дикарей понять еще как-то можно, а нам-то зачем уподобляться дикарям, заявляя: «Так в Библии же об этом написано, такой-то и такой пророк это видел на небе». И что очень интересно, если образы были показаны Эллен Уайт, скептики раскритиковывают их и тут же заявляют: «Она лжепророк, она лгунья, где такое написано в Библии?» Они не видят, что в Библии у пророков, таких как Даниил, Иезекииль, Иоанн сплошные символы. Если бы Бог Эллен Уайт показал такие символы, какие Он давал пророкам древности, то ее кости наверно сегодня из могилы достали бы и сожгли на костре. Но для Библейских пророков это вполне допустимо, а для нее почему-то нет. Вот что значит, читать и даже изучать труды Эллен Уайт с заранее намеренным замыслом, поймать ее на слове и обвинить в лжепророчестве. И наши некоторые богословы приходят уже к выводу, что пророчества древних пророков цитировать в проповеди можно, а вот приводить цитаты из книг Эллен Уайт, это уже по их меркам, какое-то кощунство, это якобы уже никто из адвентистов не делает, приводить цитаты из книг Уайт могут только адвентисты с приставкой «верный остаток». До чего докатились некоторые видные адвентистские богословы. На деталях, как в трудах Эллен Уайт, так и в пророчествах древних пророков мы еще остановимся. Да, пророки видели интересные картины, от этого никуда не денешься, но что они видели? Они были что ли на небе, ходили там, как на экскурсии и видели все своими глазами или это было видение? А в видении что ли все дается реально, как оно буквально существует на небе или пророкам дается все в символах, так, чтобы мы как-то могли представить небесные реалии, как и мы объяснили бы дикарям принципы цивилизации? Подумайте над этим вопросом.

Давайте возьмем пророческий текст Писания и проанализируем его:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9).

Даниил, что ли был на небе и видел реальную небесную жизнь? Читаем с первого стиха:

1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела (Дан.7:1).

Оказывается, это был сон и во сне он видел пророческие видения. Текст дает ясное понимание этого:

2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

И начинает он описывать те символы, которые видел: первый, второй, третий, четвертый зверь, рога, малый рог. И вот мы подошли к тексту, который я привел сначала: видение о поставленных престолах и о Ветхом днями. Даниил понимал, что это не буквально, что за всеми этими символами кроется что-то реальное, и он пишет:

15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.

16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:

И вот ангел объясняет ему значение этого видения. Но мы, когда говорим о зверях, понимаем, что, да, это символы, и они имеют какое-то значение. Но когда в этом же видении говорится о престолах, мы как-то хотим это детализировать и представить в реальном плане эту картину. Что у нас получается? «Были проставлены престолы». Престол – это в нашем понимании очень удобное кресло. Были поставлены кресла и Ветхий днями, в нашем понимании это Бог Отец, сел в это кресло. Мы — люди садимся в кресло, в котором есть еще подлокотники, и нам удобно, сев, мы можем начинать заседание. Только разница в том, что у нас креста деревянные и на поролоне, а Даниил видел кресло (престол) огненный. Вы как представляете, это происходило буквально или Даниилу было показано образно? Люди сидят на заседании в креслах, и нам людям Бог явлен садящимся на огненный престол (в огненное кресло). Мы садимся для чего? Чтобы не устать. А Бог для чего сел? Что хотел сказать Бог через пророка этим видением? Посмотрите, люди, как в деталях происходит на небе суд, или заострить внимание на том, что там что-то происходит, без расшифровки деталей происходящего? Вот тут адвентисты разделились в мнениях на два лагеря, я имею в виду: присутствие буквального помещения, буквальных престолов огненных на небе или это образное описание небесного служения.

Мы часто говорим, что Бог присутствует повсюду. Мы не без основания так заявляем. Мы читаем, что Он «вездесущий», то есть присутствует во всей Вселенной. «Разве Я — Бог только вблизи… а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23:23-24). Давид также понимал, что никто не может убежать от Бога (Пс. 138:7–12). Действительно, как утверждает Павел, Бог близок к каждому (Деян. 17:27-28). И пророк Исаия в деталях описывает Бога, сидящего на престоле:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1).

Будем ли мы подетально изучать эту обстановку и так буквально все представлять: «престол высокий и превознесенный». Это как? А как представить, что «края риз Его наполнили весь храм»? Можем ли мы представить, что Он в каком-то одеянии, в какой-то ризе, да такой обширной, что она заполнила вообще весь храм. Я думаю, что мы еще до этого не дошли. Ну, и правильно, мы улавливаем общую концепцию увиденного пророком в видении.

Итак, не вдаваясь в детали, мы понимаем, что Бог присутствует везде. Это примерно так, как мы сидим перед компьютером и при помощи мышки, нажимая и листая, можем присутствовать где только захотим: и в Сирии, и на Украине, и на заседании Думы, можем побывать на лекции Болотникова и на канале «Надежда». Все в наших руках, и все это перед нашими глазами и ушами. Но как мы можем, сидя перед компьютером, задать выступающему вопрос, прямо туда в видеозапись, которую мы смотрим? Никак. Либо с тем человеком, которого мы слушаем, надо встретиться в нашем реальном измерении и поговорить с ним, либо нам надо как-то попасть в его измерение, вот в то цифровое, которое записано у нас на жестком диске компьютера. Можем мы это сделать? Нет, мы в разных измерениях.

Человек что-то достиг уже в области коммуникации, когда цифровая технология соединяет людей из разных мест, и мы имеем общение, возьмите тот же Скайп. А вот как соединить живые существа, которые находятся в разных измерениях, например, Бога с человеком, или ангела с человеком? Кто-то из своего измерения должен в таком случае перейти в другое измерение, в то, с кем он хочет иметь очную встречу. Что для этого нужно? Например, ангел или Бог хочет иметь прямое общение с человеком, что Он делает? Он предстает в образе человека, иначе два разных измерения невозможно сопоставить. Вспомните хотя бы случай с Авраамом. Я цитирую:

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,

3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,

5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт.18:1-8).

Кто явился Аврааму у дубравы Мамре? Господь. А каким образом Он явился? В виде трех мужей. Предположительно это был Сын Божий, и Его сопровождали два ангела, но они должны были явиться в наше человеческое измерение людьми, иначе коммуникация не получилась бы. Мы же не видим ангелов, ни злых, ни добрых, которые вокруг нас. Для того, чтобы им общаться с нами реально, им надо войти в наше измерение в виде человека. Вы согласны с этим?

Это мы говорим о коммуникабельности в нашем измерении. А что, если Богу надо как-то нам показать реалии того измерения, в котором обитают ангелы и Он Сам? Мы люди с нашим ограниченным умом просто в нашем ограниченном состоянии из нашего пространственного измерения не сможем понять небесное, так же, как дикари не могут понять, что такое электричество. Мы довольны тем и соглашаемся, что нас хоть как-то понимают, когда дикари имеют перед собой картину идущих цепочкой рабов, и несущих в сосудах электроэнергию.

Бог также довольствуется тем, что как-то дал нам понять, хоть и в образах, небесное, а иначе Он не может нам объяснить, как только так: «поставили престолы», «сел Ветхий днями», «судьи сели», «раскрылись книги» (смотрите Дан.7:10). А книги во дни Даниила не были такими, как сегодня, переплетенные листики, это были свитки. Может быть разница в том, что земные свитки надо было раскрывать, а здесь Даниил увидел, что они сами раскрылись. Это что, вся небесная цивилизация, что свитки сами открылись? Если бы это было показано сегодня какому-то пророку, может ему было бы показано, что судьи сели и каждый мог открыть свой ноутбук и каждому судье были даны флешки с записями дел всех умерших, и вот суд над мертвыми начался. Но и это в реальности для Бога в глазах мыслящего человека выглядит слишком примитивным. Богу не нужны ни компьютеры с памятью жесткого диска даже не только в один терабайт (десять в двенадцатой степени), но и петабайт (10^15), или эксабайт (10^18), а может зеттабайт (10^21) и даже диск в один йотабайт (10^24), а точней = 1 208 925 819 614 629 174 706 176 байт [1]. Ему не нужны и всевозможные книги, тем более, на которых написано тростниковой палочкой. Но пророку было показано именно так: «Судьи сели и раскрылись книги».

Говоря о небесном святилище, мы не против того, что оно есть на небесах. Мы просто не имеем права расписывать его по тем деталям, которые были показаны пророкам. Небесные реалии были раскрыты нам людям согласно нашей ограниченности в понимании природы Бога и того, что окружает Его. Факт остается фактом, что небо и небесное святилище являются местами, где Бог удостаивает Свое творение встречей с Ним. И там в небесном святилище совершается суд.

Возьмем для анализа еще такой текст Писания:

7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,

8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.

9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем (Пс.46:7-10).

Это псалом, который воспевали, чтобы подчеркнуть возвышенный статус Бога. Он преподан в человеческом понимании высокого положения. Бог, подобно царю земному, «воссел на святом престоле Своем». Вы как это представляете? Бог сел в удобное кресло и сидит там на небе? Да, так написано, но это образы, подчеркивающие Его статус и величие, а не Его буквальное восседание в кресло и воссиживание в нем во всю вечность.

А как вы понимаете эти тексты Писания?

15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим (Пс.88:15).

2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его (Пс.96:2).

Буквально их и понять невозможно, если мы даже это попытаемся сделать, здесь заложена духовная подоплека, и духовно ее и надо понимать. Божьи принципы правления включают в себя правосудие и правоту наряду с любовью и верностью. Эти принципы отражают нравственные качества Господа и то, как Он действует в мире людей и во Вселенной.

А вот если мы открываем текст Писания Откровение 4 и 5 главы, в этих главах описано пребывание Бога на небесах. Здесь перед нами раскрыта сцена тронного зала на небесах, это видение небесного святилища. Это что, Иоанну был показал видеорепортаж со сценой, происходящей на небе или это было видение в символах?

Давайте посмотрим еще одно описание этим же автором того, что он видел на острове Патмос:

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний (Откр.1:12-17).

Это что, Христос там на небе только этим и занимается: расставил семь светильников, нарядился в подир, по персям опоясался золотым поясом, взял в правую руку семь звезд, в рот взял острый с обеих сторон меч и расхаживает туда-сюда среди семи светильников? Может эту сцену Иисус проиграл перед Иоанном на Патмосе? Нет, и еще раз нет, это видение, и при том образное. Читая ниже текст 1 главы Откровение, мы убеждаемся в этом, потому что сам Христос дает объяснение некоторым символам:

20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Вы согласны с тем, что буквально там на небе никто не расхаживает среди буквальных светильников, нарядившись в первосвященнические одежды? Если согласны, то хорошо. Но для чего было дано это видение? В нем сокрыт какой-то символ и значение. То есть, что-то там на небе происходило, но оно представлено в символах.

Возвращаемся к видению о небесном святилище и тронном зале. Вы заметили, в этом видении используется язык, относящийся к еврейской религиозной системе. Например, слова «дверь» и «труба» из Откр.4:1 часто встречаются в Ветхом Завете, когда говорится о святилище. Три драгоценных камня, о которых мы читаем в Откр.4:3, являются частью нагрудника первосвященника. Семь светильников напоминают светильники в храме Соломона. Двадцать четыре старца напоминают нам череду служения священников в храме в течение года и их молитвенные приношения фимиама в золотых чашах (Пс. 140:2). Все эти тексты указывают на ветхозаветное служение, которое было

сосредоточено вокруг земного святилища.

Неужели значение земного святилища имело целью описать подобное служение в небесном святилище с теми же примитивными наглядными пособиями, только уже не на земле, не в земном храме, а в небесном храме? Там также находится какой-то тронный зал, пусть весь из золота, или даже из жемчуга? Дверь на петлях, пусть даже на алмазных креплениях, чтобы никогда они не протерлись. Там также семь светильников, горящих пусть не на елейном масле, а на каком-то масле самого высшего качества? Там фимиам дымит в золотых чашах? Нет, это тоже символы, подобные тому, как Иисус ходил среди светильников с мечом во рту и с семью звездами в правой руке. Но только здесь не все детали сразу же расшифровываются, но намек дан на то, что это символическое видение. Кое-чему дается разъяснение, и мы вправе остальное принять за символическое и дать всем деталям расшифровку. Вот мы читаем:

5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих.

Направление дано, оказывается буквально никакие светильники на жидком топливе там не горели и не горят, это «семь духов Божиих». Направление дано, и мы имеем право дальше расшифровать, что такое «семь духов Божиих». И вот мы приходим к выводу, что это буквально Дух Святой, Который присутствует на заседании небесного святилища. Вы хотите эту расшифровку проанализировать подробно? Давайте сделаем это.

Первый раз это выражение мы находим в 1 главе Откровения. После приветствия от Того, Который есть и был и грядет, Иоанн передает приветствие «от семи духов, находящихся пред престолом Его». Речь здесь идет о Святом Духе, деятельность Которого является нам людям во всем разнообразии и полноте.

Можем ли мы эту мысль о Духе Святом как-то аргументировать? Только методом сопоставления библейских текстов, говорящих что-либо на эту тему. Итак, начнем это сопоставление. Мы возьмем семь текстов:

1) ОТКР. 1:4. Это рассматриваемый нами текст. Он раскрывает Духа Святого как «семь духов, находящихся пред престолом Его» (пред престолом Того, Который есть, был и будет всегда).

2) ОТКР. 3:1 «Так говорит имеющий семь духов Божиих…». Этот текст повествует, — от кого исходит Дух Святой, Который здесь также назван «семь духов Божиих».

3) В ОТКР. 4:5 сказано также: «Семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих».

4) Обратимся теперь к ЗАХАРИИ 3:8-9:

«Выслушай же, Иисус, Иерей великий, вот, Я приведу раба Моего, Отрасль.

Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей»;

5) Возьмем текст: ОТКР. 5:6 :

«Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных на всю землю».

6) ЗАХАРИИ 4:10:

«Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Заровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю»?

Вы обратили внимание на то, что «семь духов», «семь светильников», «семь очей» и «семь рогов» — одно и то же?!

7) И наконец, седьмой текст, который конкретно отвечает на вопрос, что собой представляют эти семь… ЗАХАРИИ 4:2,4,5,6:

  1. «И сказал он (Ангел) мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
  2. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
  3. Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
  4. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Заровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф».

Итак, Дух Святой из Зах. 4:2, что касается природы Его существования, то это один светильник, а что касается Его функций, то это семь лампад. Какой сделаем вывод? «Семь духов», «семь светильников», «семь очей», — это Святой Дух. Он — всё во всём во всех делах восстановления падшего человечества.

Возвращаясь к 4 и 5 главам Откровения, мы видим, что там фигурирует закланный Агнец. Это что, там буквально закланный Агнец присутствует в тронном зале или это символ, и он на что-то или на кого-то указывает? Он указывает на жертвенную смерть Христа. Христос, Агнец, является единственным Посредником Божественного спасения. Он признан достойным благодаря Своей победе (Откр. 5:5), жертве (Откр. 5:9, 12) и Божественности (Откр. 5:13).

Картина, изображенная в этих двух главах, сосредоточенных на Божьем престоле, это описание деяний Бога по спасению человечества. Мы также можем увидеть, что эти деяния раскрыты перед другими разумными существами на небесах, что является ключевой темой в лейтмотиве великой борьбы. Многие псалмы говорят о том, что Господь не безразличен к нуждам праведников и к их несправедливости, с которой они часто сталкиваются. Вот, например, такой текст:

4 Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс.10:4-7).

Это что, буквально Бог сидит в храме Своем и дождем поливает на нечестивых горящие угли, огонь и серу, а также в руке у Него чаша, из которой Он посылает палящий ветер? Это атеисты в свое время представляли Бога сидящим на облаках и поливающим из лейки воду в виде дождя на землю. Может они сами прочитали в Псалмах эти образы, а может кто-то из верующих помог им прийти к такому выводу, потому что иногда верующие понимают слишком буквально многие вещи, о которых говорится в Библии. И вот, когда Юрий Гагарин полетел в космос, и естественно, он поднялся выше облаков, то, приземлившись, он заявил, что никакого Бога на облаках сидящего с лейкой не увидел. А значит Бога нет.

Мы тоже порой не можем себе представить то, что нам описано в символах, и тогда мы это описание критикуем и вот мы впадаем в другую крайность, мы начинаем отвергать вообще все, что происходит на небе. И вот начинается: раскритиковав небесные обители Бога и представив их в иронии двухкомнатной квартирой, кто-то отвергает вообще служение Христа в небесном святилище. И это все происходит вместо того, чтобы внимательно разобраться со всеми теми описаниями, которые нам даны.

Мы имеем такой текст Писания:

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8:1-2).

Конечно, если понимать, что Бог все, чем Он там на небе занимается, так это только и сидит на престоле величия, а значит во Святом святых небесного святилища, и вот Христос как Первосвященник, сел рядом с Отцом и тоже с Ним сидит рядом. И так Они двое сидят на двух престолах. А сел Христос рядом с Отцом сразу после Своего вознесения на небо. Да, так некоторые богословы сегодня это представляют слушателям. Если уж на то пошло, то я скажу так, что это представление Бога и Иисуса Христа еще примитивней, чем традиционное представление о служении Христа сначала в первом отделении, а потом во втором после 1844 года (если мы тоже представляем, что Отец и Сын сначала сидели в одной комнате, потом переехали в другую комнату).

Прочитаем такой текст Писания:

2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (Откр.8:2-6).

Это что, детали небесного святилища: трубы, жертвенник, золотая кадильница, фимиам, золотой жертвенник или они тоже имеют какое-то значение? Ангел буквально взял кадильницу, наполнил ее огнем с жертвенника и поверг ее на землю? Или это тоже символы?

А как вы относитесь к этому тексту?

5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов (Откр.15:5-8).

Тексты Писания, которые я привел — это лишь некоторые места из книги Откровение, в которых изображено святилище. Фактически

большая часть основных разделов этой книги либо начинается с происходящего в святилище, либо чуть позднее описывает происходящее там.

Первая, вступительная сцена изображает Христа, одетого в одежды первосвященника, ходящего среди семи светильников (Откр. 1:12–20).

Во втором эпизоде показаны небесный тронный зал и целый ряд образов, касающихся святилища: престол, светильники, море, закланный Агнец, кровь, золотые чаши с фимиамом (Откр. 4:5).

Третья сцена направляет наше внимание на непрерывное служение, происходящее в первом отделении небесного святилища (Откр. 8:2–6).

Четвертый, центральный эпизод дает нам возможность «взглянуть» на Ковчег Завета, находящийся во втором отделении (Откр. 11:19).

Пятая сцена представляет нашему взору всю небесную скинию (Откр. 15:5–8).

Шестой эпизод уникален тем, что в нем не содержится явных указаний на святилище. Возможно, это указывает на окончание

служения Христа в святилище (Откр. 19:1–10).

Заключительная седьмая сцена посвящена славному святому городу, сходящему на землю (Откр. 21:1–8) и названному «скинией Бога с человеками».

Внимательное исследование этих сцен помогает увидеть их взаимосвязь и внутреннюю прогрессию процесса спасения, совершенного Богом: от пребывания Христа на земле до Его небесного служения в первом, а затем и во втором отделениях святилища, а далее до завершения Его первосвященнического служения и установления новой земной скинии.

Давайте обратимся теперь к тому, что было показано в видении Эллен Уайт в отношении небесного святилища.

«Во Святом святых я увидела ковчег; сверху и со всех сторон он был отделан чистым золотом. Прекрасные херувимы, стоявшие по обеим сторонам ковчега, простирали над ним свои крылья. Лица херувимов были обращены друг ко другу, а взоры направлены вниз. Между ангелами находилась золотая кадильница. А над ковчегом поднималось яркое сияние славы, подобное трону, на котором восседает Бог Иисус стоял возле ковчега, а когда молитвы святых восходили к Нему, фимиам в кадильнице начинал куриться, и Христос обращал их мольбы с курением фимиама к Отцу Небесному В ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и каменные скрижали, которые складывались вместе, как книга. Иисус открыл их, и я увидела Десять Заповедей, начертанных перстом Божьим. На одной скрижали было четыре заповеди, на другой — шесть. Первые четыре заповеди на каменной скрижали сияли ярче, чем остальные шесть. Но четвертая, заповедь о Субботе, светилась ярче остальных, ибо Суббота была отделена, чтобы ее соблюдали во славу святого имени Божьего. Ореол славы обрамлял заповедь о святой Субботе. Я поняла, что заповедь о Субботе не была «пригвождена» ко кресту. Если бы это было так, то и другие девять заповедей были бы пригвождены, и мы имели бы право нарушать их, как и четвертую. Я поняла, что Бог не изменил Субботы, ибо Он никогда не изменяется» («Ранние произведения», с. 32,33).

У людей возникает вопрос по этому видению. Я копирую один из вопросов:

«Вопрос по поводу жезла Аарона и сосуда с манной. Откуда они взялись в небесном храме. Разве они не были в единственном эксклюзивном варианте земной скинии Моисея?»

Да, во свете того, что я осветил в этой теме, стоит лишь обратить внимание на то, что в видении ей даны детали не только сосуда с манной. Я больше подчеркну: она видела и ковчег, со всех сторон отделанный золотом. Откуда она узнала, что этот ковчег не полнотелый, не из чистого золота, а обложен золотом? Может у Бога недостаток в золоте, чтобы сделать ковчег весь из золота? Вот в том-то и дело, что Эллен Уайт не ОНЛАЙН было показано небо и Святое святых на небе, это было такое же символическое видение, какое было дано в свое время и древним пророкам. И, описывая золотой ковчег, она описала его так, каким он был изготовлен в земном святилище. И два херувима там на небе буквально стоят и крылья простирают над этим полу золотым сундучком с направленными друг ко другу лицами и с направленными взорами вниз? И между ангелами стоит золотая кадильница, и что, дым из нее постоянно поднимается с благовонными курениями? Кто-то представляет это буквально совершающееся на небе, в небесном святилище, во Святом святых? И Христос там восседает. И как только святые начинают молиться, фимиам в кадильнице начинает куриться. И вот там же ей был показан в ковчеге золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и скрижали. И что интересно, «ореол славы обрамлял заповедь о святой субботе».

Это что, Эллен Уайт лжепророк или она описывает то, что ей было показано? А показано ей было что, небесные реалии святилища или образы? Цель Божия показать ей атрибуты небесного святилища или Бог имел какую-то определенную цель, давая это видение с такими подробностями и утварью, которая один в один была в земном святилище? Ключ к пониманию этого видения она описывает тут же. Она заключает эту мысль словами: «Я поняла, что заповедь о Субботе не была «пригвождена» ко кресту. Если бы это было так, то и другие девять заповедей были бы пригвождены, и мы имели бы право нарушать их, как и четвертую. Я поняла, что Бог не изменил Субботы, ибо Он никогда не изменяется». Вот она единственная цель этого видения – показать незыблемость святого закона и особенно четвертой заповеди, и Бог достиг Своей цели этим видением, она убедилась в святости субботнего дня. А что делаем мы? Обращаем внимание на детали, такие как жезл Аарона и сосуд с манной, да и ореол, обрамляющий заповедь о святой субботе, и обвиняем тогда Эллен Уайт в шарлатанстве. Давайте, братья и сестры, здраво подходить к этим вещам.

Приведу еще один текст Священного Писания:

«Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: „смотри“, сказано, „сделай все по образу, показанному тебе на горе“» (Евр. 8:5).

«По образцу», — интересное повествование. Это что, была сделана фотография небесного святилища и с нее составлен уменьшенный план того, что Моисей должен был построить? То, что на небе существует святилище, мы говорили и пришли к выводу, что оно существует и функционирует, и Христос совершает в нем служение, но чтобы детали там были такими, по которым надо было точно такое же святилище построить на земле, это уже не вмещается в рамки логики. Хотя бы по тому, что на земле и параметры храма, начиная от палатки в пустыне и заканчивая храмом в Иерусалиме, менялись. Так какой храм на небе, по которому был дан образец, он из шкур животных или из каменных плит? Вот в том-то и дело, что изменяемость внешней оболочки храма здесь на земле говорит о том, что и на небе играет роль не стены здания, тронный зал ли это или двухкомнатная квартира, нет, Моисею была дана концепция храма. А в выражение: «по образу» не сказано даже, что сделай по образу небесного храма, и читаем мы: «сделай все по образу, показанному тебе на горе». В чем схожи храм земной и храм небесный? В деталях или в служении, совершающемся в них? Конечно, в служении. И для того, чтобы нам не ошибиться в том, что происходит на небе, куда Иисус вошел после вознесения, в первое отделение или во второе, надо тщательно изучать земное святилище и служение в нем, и мы поймем, что, не совершив служение сначала в первом отделении, Христос не мог войти сразу во второе отделение, как бы кто не пытался это доказать. Это совершенно не последовательное, не Библейское и не здравое учение.

Вот смотрите, мы имеем жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы. В небесном храме есть эта утварь? Где исполнение того, что совершалось на жертвеннике всесожжения? Павел ссылается на этот жертвенник, как на образ Христа (Евр. 13:10). Смерть Христа на Голгофе. Жертвенник был вне здания храма, и Христос был пригвожден ко кресту вне небесного храма, на нашей земле. Уже одной буквальной детали в небесном святилище мы не найдем, но жертвенное служение состоялось.

Вне храма был еще умывальник медный. Где он на небе? Каково его предназначение? Умывальник находился между медным жертвенником и входом в святилище. И умывальник, и его подножие были сделаны из меди. В нем всегда была вода, чтобы священники умывали свои руки и ноги перед вступлением в святилище для проведения любого служения. Наказанием за совершение служения на жертвеннике или внутри скинии без омовения в умывальнике прежде того, была смерть (Исх. 30:17-21). Неужели люди во дворе, наблюдая за тем, как священники умываются водой прежде, чем совершать работу в святом месте, не учились истине, которую Христос преподал Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5; Тит. 3:5; Еф.5:26)? Медный умывальник в небесном храме есть или его нет? Нет. А служение, на которое этот умывальник указывал, есть? Есть. Люди возрождаются от воды и Духа.

Давайте теперь посмотрим, что находилось во святом отделении святилища? Начнем со стола с хлебами предложения. На небе эта утварь есть? Там буквальные хлебы лежат в первом отделении святилища? Нет. Мы читаем: «Христос сказал: “Я есмь хлеб жизни”» (Ин. 6:48).

Светильник, который был в земном святилище в первом отделении, есть в небесном святилище? Христос, объясняя Иоанну значение всего того, что он видел сказал: «Семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Возлюбленный ученик на небе видел также светильник с лампадами, — земной светильник которого был прообразом. И он видел пред престолом Божьим семь светильников, «которые суть семь духов Божиих». (Откр.4:2-5.) Церковь Христа — это есть светильник, который должен поддерживать свет среди моральной тьмы. Спаситель сказал: «Вы свет миру». О Духе Божьем сказано, что Он подобен очам Господа, «которые обозревают землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Богу» (2 Парал. 16:9). Поэтому сияние нашего светильника зависит от состояния нашего сердца. Дух Божий обозревает землю и ищет сердца тех людей, которые вполне преданы Богу, и Он поддерживает их, а поэтому свет их не померкнет. Светильник в земном святилище должен был гореть непрестанно. (Лев. 24:2). Так же и христианин должен допустить, чтобы Дух Божий управлял его жизнью, и таким образом свет его будет разливаться повсюду.

В первом отделении находился еще жертвенник курения. Алтарь и благовонное курение в земном святилище было образом работы нашего

Первосвященника, которую он совершает ради нас (Евр. 8:5). Наш разум должен быть обращен на работу Христа в небесном святилище. (Евр. 3:1). Иоанн несколько раз видел в видении Спасителя, Который служил в небесном святилище. Он видел небесное существо, стоящее на славном золотом жертвеннике, он так же видел фимиам, курившийся на золотом жертвеннике. Как должно быть трепетала душа его, когда он видел, как прилагался тот драгоценный фимиам к бедным трепещущим молитвам борющихся святых здесь на земле. Он видел, как эти молитвы, после того, как к ним был добавлен фимиам, восходили к Богу, и они были приняты, потому что они сделались благовонными благодаря фимиаму (Откр. 8:3-4). «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». «Испытывающий же сердца знает, какая мысль Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 3:26-27). Но даже Дух не мог представить молитвы смертных грешных перед чистым и святым Богом, без добавления к ним благовонного курения. Да, так было показано Иоанну в видении. Но неужели там травяной состав сжигают, как только молитва от грешника поступает в небесное святилище? Благовонное курение на небе – это буквальное курение или что-то более возвышенное? А вы подумайте сами.

Переходим в Святое святых. Что там находилось в земном святилище? Там был ковчег завета. Ковчег был центральным и основным предметом во всем святилище. Нарушенный закон, который находится в ковчеге был единственной причиной для всех жертвенных служений, как прообразных, так и первоначальных. Ковчег находился во Святом святых святилища, где ни один смертный глаз, кроме высшего Первосвященника, не мог смотреть на него, да и первосвященник делал это только раз в год, когда он обрызгивал кровью агнца престол благодати и около него, чтобы загладить нарушенный закон, находившийся в ковчеге. «Наказание за грех — смерть» и нарушенный закон требовал смерти каждого грешника. В прообразном служении кровью кропился закон (Лев. 16:15) с той целью, чтобы показать веру в кровь Христа, которая освобождает праведных от требований клятвы закона (Гал. 3:13.) Бог со Своим народом общался посредством облака славы, которое простиралось над престолом благодати между херувимами (Исх. 25:21-22). Эти золотые херувимы со своими распростертыми крыльями, представляли собой осеняющих херувимов, которые окружают престол Божий на небесах (Иез. 28:14, 16). Ни одно правление не может существовать без закона. Каждый совет в царстве всегда соединен законом. Не может быть суда без закона, потому что закон является основанием закона. Бог провозглашает, «что все согрешившие под законом, по закону осудятся» (Рим. 2:12.) Все заповеди Божии праведны (Пс. 118:172). Правда и суд основание Его престола (Пс. 96:2). «В ковчеге не было ничего, кроме двух каменных скрижалей» (3 Цар. 8:9.). Так нам гласит Божественная запись. Сосуд с манной был поставлен пред Господом (Исх. 16:33-34) и жезл Ааронов, который расцвел был положен пред «ковчегом откровения» (Чис.17: 10). Павел, перечисляя все содержимое, т. е. все предметы святилища согласно своему порядку, приводит некоторых к предположению, что сосуд с манной и жезл Ааронов, в определенное время, был помещен в ковчег; однако ковчег был предназначен исключительно для одной цели, для того, чтобы святые скрижали были положены в него.

Мы видим, что все детали земного святилища не имеют своего буквального аналога в небесном святилище, они все имеют более возвышенное значение. Это и сам Христос, и Дух Святой, и молитвы святых, а в основе всего лежит закон Божий, который является выражением Его характера. Богу на небе не нужен закон, написанный на камне, он написан на сердцах небожителей. Там фимиамом являются сами молитвы кающегося грешника, потому что это самое приятное для Бога, когда грешник сокрушается в своих грехах. Вот это и есть тот благоухающий фимиам.

Итак, служение началось на земле со смертью Христа на кресте, и оно продолжилось в первом отделении, а с 1844 года во втором отделении небесного святилища. Еще раз повторяю, не кресла переносились с одной комнаты в другую, не Отец с Сыном переезжали из зала в зал, хотя эти образы даны нам и в Библии, и в Духе пророческом. Нет, и еще раз нет. Главное, что нам надо знать, так это то, что происходит в небесном святилище. И 1844 год имеет свое особое значение: с этого времени началось служение Христа в том направлении, которое в прообразном служении в земном Святом святых совершалось первосвященником один раз в год. Для того, чтобы не ошибиться в небесном служении, нам надо очень тщательно изучить земное служение. И тогда у нас исчезнут те вопросы, которые возникают сейчас. И мы поймем те детали, которые были показаны и пророкам, и Эллен Уайт, и они нас перестанут больше смущать.

Вот Павлу, например, были показаны какие-то другие обители неба в реальном режиме, и, размышляя об их славе, самое лучшее, что он мог сделать, не пытаться их описать. Он просто не мог это сделать. Он говорит, что ничего подобного мы не видели и не слышали, даже на сердце нам не приходило то, что Бог приготовил для любящих Его. Мы можем напрягать свое воображение, можем употребить все свои способности, чтобы как-то постигнуть, охватить вечную славу, но наше ограниченное восприятие, ослабленное и изнуренное предпринятыми усилиями, не сможет охватить этого, так как это вечность, находящаяся за пределами нашего понимания.

Давайте подведем итог этой теме. Как увязать понятия: «Бог вездесущ» и «Бог обитает в каком-то определенном месте»? Небесный храм – это жилище Бога или это (если выразиться нашими понятиями) Его офис? Прежде всего, давайте хоть немного представим себе Бога по отношению к Его творению. Всевышний Бог пребывает над и независимо от сотворенного Им мира. Это особое Его качество. На языке философии и теологии — это Его свойство называется трансцендентностью. Все, что вне Бога, вся природа, Им сотворенная – это эксклюзивная среда обитания ограниченных существ. Но что достойно особого внимания, так это то, что Бог, хотя по природе и трансцендентен, но по особому укладу Его характера, по Его имманентности, Он не оставил на произвол сотворенную вселенную, в этом смысле, по Его собственному выбору, Он вездесущ. Библия говорит о вездесущности Бога в смысле, что ничего в космосе не происходит за пределами Его присутствия и в полной независимости от Его компетенции. Каким примером можно проиллюстрировать это на нашем бытовом уровне? Давайте попытаемся это сделать.

Некто решил создать свой сайт. Он пригласил дизайнера, сайт оформили и запустили. Этот некто стал администратором сайта. Поставил он помощников, разбил сайт на отделы, и вот сайт функционирует. Где находится администратор, где он живет? Для участвующих на сайте это не важно, администратор может вообще обозначить себя ником каким-нибудь, и не важно, в Америке он живет или на Украине, или на крайнем севере в России. Но, хотя он где-то живет, и у него есть дом, семья, дети, хозяйство, но на сайте для участников он администратор, остальное их не волнует. Он присутствует в каждой рубрике сайта, просматривает постинги участвующих в обсуждении какой-либо статьи или видеоролика. Если надо, дает команду модераторам, чтобы какого-либо нарушителя порядка поместили в черный список. Вот теперь вопрос: администратор на сайте или он живет в Америке за пределами сайта вообще? Да, он и на сайте, и дома, и может быть в одно время и там, и здесь.

Где живет Бог? Он трансцендентен, Его обитание вне сотворенной Им вселенной. С другой стороны, где Он? И с Израильтянами в пустыне, и в земном святилище, и даже в сердцах, сокрушенных и смиренных. Я думаю, что пример с администратором сайта нам хоть как-то наглядно дает понять Божие присутствие везде и в то же время Его нахождение вне нашего мира. Мы имеем два текста из Писания, они раскрывают нечто из общения Бога с сотворенными не павшими мирами.

«Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81:1).

Второй текст:

«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (Ис.14:13).

Эти два текста интересны, но загадочны, и требуют некоторое пояснение. Возьмем этот текст в переводе Кулакова:

А говорил ты себе: «Поднимусь в небеса, выше звезд Божьих вознесу свой трон, воссяду на Горе, где сходятся боги, на дальней Северной горе;

В оригинале стоят два слова, которые буквально переводятся: «гора собраний». Почему в этих текстах перевели: «в сонме богов»? Северная гора, или гора Цафон – эквивалент Олимпа, горы, на которой встречаются и беседуют боги. Поэтому при переводе на греческий язык переводчики, пытаясь достичь читателя, перевели именно так.

Бог, войдя в наше пространство в особом месте Вселенной, являл Себя сотворенным существам, и вот Люцифер возмечтал на этой горе собраний, на горе, где Бог встречался с сотворенными Им разумными существами, поставить свой престол. Круто? Но неразумно. Поэтому Писание и свидетельствует:

«Престол Твой утвержден искони: Ты — от века» (Пс. 92:2). Для псалмопевца Божий престол находится в Его небесном храме (Пс. 10:4). Это уникальная часть пространства, где Бесконечный и смертные пересекаются друг с другом, и где Божья близость видна и ощущается Его разумными творениями — вот что мы называем небесным храмом. Небесный храм — это реальное место, которое показывает личный характер Бога и Его сильную любовь к Своему творению. Этот храм является космическим центром поклонения для множества разумных существ (Пс. 88:5:6; Дан. 7:9:10) и центром Божьего космического царства. Не даром мы читаем:

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс. 102:19).

Отсюда Он сообщает Свою волю Своему творению (Пс. 102:20:21). В этом величественном храме Бог работает над разрешением вселенского конфликта посредством суда (Пс. 10:4-6; 32:13-15). Отсюда Он дарует прощение грехов (3 Цар. 8:30, 38, 39), а также благословляет и оправдывает Свой народ (Втор. 26:15; 3 Цар. 8:32). В этом уникальном месте Христос служит ради нас перед Отцом (Евр. 7:25). Через Христа Бог пришел в наш грешный мир, и мы ощутили Его спасительную близость (Ин. 1:14).

Что нам из этой темы следует усвоить? Понять основное назначение небесного святилища, не его символические детали, а основное назначение небесного святилища, служение в нем. Второе, ощутить близость небесного святилища, представленного в виде дома и жилища Бога в наших реалиях, которые нам открыты как тронный зал с престолами, судьями и раскрытыми книгами. Эти символы, которые мы имеем здесь на земле, дают нам лучше понять «небесный дом Бога», но не больше, чем дикарям понятно действие электрического тока, представленного в образе рабов с сосудами, наполненными электроэнергией. И третье, не беря во внимание детали небесного святилища, не отказывайтесь от концепции наличия небесного святилища на небе и о том служении в нем, которое совершает Христос.

В 1906 году Э. Уайт писала: «Правильное представление о служении в небесном святилище является основанием нашей веры» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 221).

Заметьте, она обращает внимание не на детали небесного святилища, а на служении в небесном святилище. Будем твердо держаться этого основания нашей веры, потому что оно выдерживает все критические замечания и даже нападки противников истины.

Пастор Александр Серков

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%98

 


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"