Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок 1 — Всеобщее восстановление
Перед нами новое «Пособие по изучению Библии в субботней школе». В этом квартале нам предлагается изучать «Роль церкви в жизни общества». Это не маловажная тематика, она затрагивает вопросы нашего существования, как церкви, здесь на земле. А так как церковь состоит из отдельных членов, то затрагивается вопрос нашего личного вклада в предназначенную Богом миссию церкви. Субботняя школа – это сердце общины, поэтому изучить еще раз роль церкви в жизни общества – это наша насущная необходимость; и мы к ней приступаем.
Итак, перед нами первый урок:
Всеобщее восстановление.
Когда речь заходит о восстановлении, это значит, что что-то было разрушено и утрачено. Да, наш памятный стих свидетельствует о чем-то совершенном. Я цитирую его:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27).
Но, смотря на окружающий нас мир, не трудно понять, что что-то пошло не так, человек деградировал. Это что – неудачный эксперимент Бога или что-то другое? Нет, никакой ошибки не было. Но что же произошло? Позвольте проиллюстрировать вторжение греха в наш мир стихотворением:
Грех пришел как шторм к нам с моря.
Сколько в мире горьких слез.
Сколько воплей, сколько горя
Он с собой в наш мир принес.
Друг, оставь греховный путь,
Ко Христу спеши прильнуть!
Со Христом — в душе покой,
Ты иди Его тропой.
(Последующие слова приведу в конце урока).
Эти слова стихотворения раскрывают перед нами не только мрачную сторону этой проблемы, но высвечивается и светлая сторона, она заключается в том, что великая борьба не будет длиться вечно, а главное, в процессе борьбы мы можем найти покой душам нашим на груди Иисуса Христа. А это уже процесс восстановления того, что было утрачено первым человеком.
Давайте рассмотрим теперь этот урок подробно.
I Образ Бога в человеке
Прочитаем текст Писания:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:26-27).
Из прочитанного мы видим, что прежде чем сотворить человека, это новое и удивительное создание, Бог держал с кем-то совет. Вопрос о том, с кем может совещаться Бог, стоял еще перед ветхозаветным пророком: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он»? (Ис.40:13–14). И лучший ответ на него дан в Евангелии Иоанна, где говорится о Слове, искони бывшем с Богом и в союзе с Ним создавшем все (Ин.1:1–3). Этот Логос, в русском — Слово, – предвечный Сын Божий, называется у пророка Исаии еще «чудным Советником» (Ис.9:6). В другом месте Писания Он, под видом Премудрости, прямо изображается ближайшим участником Бога-Творца во всех местах Его творения, в том числе и в деле создания «сынов человеческих» (Притч.8:27–31).
Еще больше поясняют эту мысль те толкователи, которые данный совет относят к таинству воплощенного Слова, благоволившего воспринять телесную природу человека в единстве со Своей божественной природой (Флп.2:6–7).
На этом совете было решено создать человека «по образу Нашему», — читаем мы. В еврейском тексте стоит здесь слово адам. Когда это слово употреблено без артикля, то не выражает оно собой собственного имени первого мужчины, а служит лишь нарицательным обозначением «человека» вообще; в этом смысле оно одинаково прилагается как к мужчине, так и к женщине (Быт. 5:2). Как это видно из последующего контекста, в таком именно смысле употреблено это слово и здесь – обозначая всю первозданную чету, которой и преподаются божественные благословения к размножению и владычеству над природой (Быт. 1:27). Употребляя единственное число нарицательного понятия «человек», Моисей тем самым яснее оттеняет истину единства человеческого рода, о которой и писатель кн. Деяний говорит: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий» (Деян.17:26).
Что включает в себя понятие: «по образу Нашему и по подобию Нашему»? Это насущный вопрос. Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое – реализацию этого идеала, копию с указанного образца. «Первое (???? ?????? кат икона – по образу), а последнее (???? ???????? кат гом`иосин – по подобию). Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке. Что касается самого образа Божия в человеке, то он отображается в многоразличных силах и свойствах его сложной природы, в умении проявлять творчество в бытовой жизни, и в познании своего Творца, и любви к Нему, и в тех царственных полномочиях, которыми обладал первый человек по отношению ко всем низшим тварям (Быт. 27:29).
Если в 26 стихе мы читаем о том, что состоялся совет о сотворении человека, то в 27 стихе Моисей вновь пишет о человеке, как об образе и подобии, теперь уже производя констатацию:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». И добавляет: «человека… мужа и жену сотворил их».
Ошибочно толкуя данное место, некоторые (особенно раввины) хотят видеть в нем основания для теории андрогинства первого человека (т. е. совмещения в одном лице мужского и женского пола). Но это заблуждение всего лучше опровергается стоящим здесь же местоимением «их», которое в том случае, если бы речь шла об одном лице, должно было бы иметь форму единственного числа – «его», а не «их» – множественное число.
На этом примере, на примере образа и подобия человека по отношению к Богу мы видим в какой-то степени триединство Бога. Подобно тому, как одним словом «адам» — «человек» названы Адам и Ева, хотя их двое, но это одно целое в определенном смысле, так и Бог, по образу и подобию Которого был сотворен человек, един, но состоит из трех Личностей. Многие, недопонимая эту целостность отдельных Личностей, претыкаются и впадают в антитринитаризм.
Хотя в самой идее сотворения «по образу Божию» заложен намного более глубокий смысл, Библия говорит ясно: человеческие существа уникальны и отличаются от всех других существ на Земле. Никакое другое существо не может сравниться с человеком. Поэтому так важно всегда помнить об этом.
II Последствия грехопадения
Последствия грехопадения сразу же проявились во всей свой отвратительности. Мы читаем текст Писания:
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт.3:8-10).
Появление Бога на склоне дня, когда тихое веяние ветерка освежало рай, всегда приносило молодой чете необычную радость. Теперь же приближение Божие внушало им тревогу. Они оба чувствовали, что у них нет смелости встретиться со своим Творцом. Причиной их страха были не смирение и унижение, а глубокое сознание своей вины. Адам, всегда приветствовавший появление Господа, теперь скрылся от Него. Но мог ли он в самом деле скрыться от Бога? Нет. Богу все известно: и где Адам, и то, что он согрешил. Но почему же тогда Бог задает такой странный, казалось бы, вопрос: «Адам, где ты?» А разве мы так не поступаем со своими детьми? Приходим домой, а ребенок спрятался, может просто для того, чтобы родители его поискали. Он стоит за занавеской, а ноги его видны, но родители все равно пытаются вроде бы искать своего спрятавшегося ребенка, они нисходят в данном случае до уровня ребенка. Читаем дальше:
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Мы видим — в ходе диалога с Адамом Господь вновь задает вопрос: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Дело в том, что это первые отголоски последствий грехопадения – нежелание общаться с Богом. Тут же проявляются и другие последствия: один из горьких плодов греха – черствость сердца, отсутствие милости. «Жена, которую Ты дал мне». Вопрос, который Бог задал Адаму, показал, что Он знает о преступлении Адама. Он был задан для того, чтобы пробудить в нем сознание греха. Ответ Адама был фактически укрывательским извинением. Всю вину он пытался свалить не только на жену, которая дала ему плодов, и он ел их, но и на самого Бога, Который дал ему эту жену. Таким образом, как только Адам вступил на путь непослушания, его характер изменился. Тот, который так любил жену, что сознательно согласился нарушить заповедь Божью, только бы не разлучиться с ней, теперь говорит о ней холодно и грубо. Мысль Адама о том, что Бог виновен в его несчастье, потому что Он соединил его с такой непостоянной женщиной, таит в себе глубочайшую неблагодарность.
Как оправдывалась жена? Мы читаем:
«Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:13).
Жена тоже нашла, что сказать, она обвинила змея в том, что он обольстил ее. Заметьте: ни Адам, ни его жена, не отрицали сделанного, от факта никуда не уйдешь. Но каждый из них старался взвалить свою вину на кого-нибудь другого. Фактически, ни тот, ни другой не признали себя виновными. Но в их признании все-таки есть какая-то разница. Жена заявила, что она обманута, тогда как Адам признал, что он совершил грех сознательно, хорошо осознавая его последствия.
Но это только начало последствий греха. Все еще впереди. Бог вполне раскрыл последствия их грехопадения. Мы читаем:
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:16-19).
Еще при творении человек получил повеление: «Плодитесь и размножайтесь» (1:28). Поэтому беременность предназначалась быть благословением, а не проклятием. Хотя и после грехопадения беременность была благословением в том плане, что есть надежда на рождение ребенка, но отныне она будет сопровождаться скорбью.
Жизнь мужчины отныне тоже станет не из легких. Проклятие легло на землю. Здесь следует подчеркнуть, что Бог не проклинал ни Адама, ни его жену. Проклятие было произнесено только над змеем и над землей. «Проклята земля за тебя» — сказал Господь. Если до грехопадения на земле произрастали только те растения, которые были либо пригодны для пищи, либо приятны на вид. Отныне на ней будут произрастать также всевозможный бурьян.
Усиленный труд, необходимый для возделывания земли, умножит тяготы человеческой жизни. На своем горьком опыте он должен убедиться, что жизнь, независимая от Бога, несет лишь несчастье и горе.
Наказание Божье проявилось также в изменении питания и в тяжелом труде. Но и труд, даже пусть тяжелый, никогда нельзя презирать, потому что в нем также сокрыто не только проклятие, но и благословение.
И самое печальное последствие грехопадения – это смерть и предшествующая ей болезнь. Господь возвестил Адаму: «в прах возвратишься», то есть, неизбежная его участь – могила. Ему было ясно сказано: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Если бы в день грехопадения человек не был бы помилован, то смерть его постигла бы в тот же день, и при том вечная смерть, как возмездие за грех. Справедливость Божья требовала жизнь человека, но Его же милость предусмотрела заместительную смерть и предоставила человеку возможность принять жизнь вновь.
III План искупления
Прочитаем текст Писания:
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:14-15).
Проклятие греха лежит не только на змее, но и на всем животном царстве. Не следует, однако, думать, будто неразумные звери сделались предметом гнева мстительного Бога. Это проклятие было для Адама благом, поскольку оно свидетельствовало ему о далеко идущих последствиях греха. Видя, что эти существа, покровителем которых он считал себя, несут на себе последствия его греха, он глубоко переживал и этим фактом сердце его было ранимо.
Змею было высказано особое проклятие, не лишенное замысловатости и глубокого символического смысла. За змеем стоял сатана, и приговор в основном был произнесен над ним. Этот приговор, выраженный на пророческом языке, во все времена христианской церковью понимался, как предсказание о пришествии Избавителя. Такое толкование, бесспорно, правильно. Но, наряду с этим, следует признать, что оно верно и в буквальном смысле: между человеком и змеем при встрече обычно возникает смертельная вражда.
Под семенем змея мы можем подразумевать последователей сатаны во главе с самим сатаной. А семя жены – это кто? Иисус Христос назван «семенем» (Откр.12:1-5. Гал.3:16-19). Он пришел, чтобы разрушить дела дьявола (Евр.2:14; 1Иоан.3:8).
Борьба дьявола со Христом оставила свои следы. Дьявол мог «жалить» Иисуса только в плоть, после чего остались рубцы на Его теле. Но Христос поразил дьявола в голову, то есть, Он поразил сатану идейно. Сатана был полностью разоблачен, он раскрыл себя вполне как Богоубийца.
IV Восстановление в Иисусе
Прочитаем текст Писания:
19Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас (Гал.4:19-20).
Сам Павел всегда руководствовался чистыми побуждениями в своих отношениях с галатами. Он и теперь обращается к Ним с нежностью: «дети мои». Это выражение больше свойственно Иоанну, он так обращается к верующим христианам, но у Павла это выражение встречается только здесь. Этим подчёркиваются не только нежные чувства Павла к ним, но также подразумевается их духовная незрелость. Принимая во внимание, что Павел рассматривает всех, которые приняли от него благовествование, как своих духовных детей, это выражение едва может быть рассматриваемо, как упрёк с его стороны, как полагают некоторые толкователи. Это было просто напоминанием о чувстве обязанности к нему. Как их духовный отец с его стороны справедливым и надлежащим было лишь проявить заботу об их благополучии. Между прочим, он оказал такую же заботу и о Коринфянах и представил себя как их отец (см. 1Кор. 4:15).
Обращаясь к галатам, Павел сравнивает себя с матерью, претерпевающей предродовые муки. Нечто подобное произведению на свет ребенка Павел и в самом деле пережил, когда трудился над их спасением; и вот он снова испытывает похожие муки, силясь освободить галатийских христиан из-под влияния лжеучителей. К Коринфянам Павел написал: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (см. 1Кор. 4:15). Чтобы привести галатийцев ко Христу, Павел также перенёс острые боли, подобно рождению детей. Теперь чтобы они возвратились к их вере, он должен был пройти через весь этот горький опыт снова.
Павел будет настойчиво проявлять свои усилия до тех пор, пока Христос снова не будет управлять их сердцами посредством веры. Символ рождения всё ещё кажется, был в мыслях апостола. Иисус говорил об опыте рождения свыше Никодиму (Ин. 3:3), и Павел желал, чтобы Христос изобразился внутри тех, которые приняли Его. Когда в сердце живёт Христос, Он откроется везде Своей совершенной жизнью через жизнь христиан. Мысли христианина будут тогда подобны мыслям Христа. Этот процесс продолжается до тех пор, пока христианин достигнет полноты «возраста» Христова (Ефес. 4:13).
Здесь Павел прибегает к неожиданной метафоре, заявляя: доколе не изобразится в вас Христос. Апостол страстно желал, чтобы эти верующие изменились по образу Иисуса Христа. Мы уже говорили в этом уроке о том образе и подобии, которым Бог наделил человека. Но это было человеком утеряно, и Павел говорит о восстановлении этого образа. Употребленное им выражение – «доколе не изобразится в вас Христос» — свидетельствует, что христианская жизнь каждого верующего как бы предполагает воплощение в нем Иисуса Христа. Это и в самом деле цель и идеал, поставленные Богом, — чтобы Иисус жил в каждом христианине и действовал через него. Однако апостол выразил галатам свое горестное недоумение, потому что чувствовал, что их духовный рост приостановился. Тем более, он хотел бы быть с ними, чтобы иным, не столь суровым, как в послании, тоном («голосом»), задушевно, хоть и с твердостью, обсудить все те вопросы, которые серьезно волновали его.
V Восстановительная роль церкви
Какие шаги нам следует предпринять, чтобы образ Бога был восстановлен в нашей жизни? Что означает восстановление Божьего образа в людях? Как мы можем содействовать этому? Эти вопросы вас не волнуют?
Бог создал человека со свободой выбора — характерным признаком Божьего образа. К сожалению, Адам и Ева неправильно использовали этот дар, и в результате грех практически уничтожил образ Бога в человеке. Как последователи Христа мы призваны помочь восстановить этот образ, ожидая того времени, когда Он полностью восстановит Свой образ в человеке.
Результаты разрушительного влияния греха можно наблюдать каждый день в мировых новостях: войны, голод, природные катастрофы, терроризм. Этот список можно продолжать до бесконечности. Мы видим проблески Божьего первоначального творения, такие как любовь, радость, красота природы. Но мы также являемся свидетелями разрушенных отношений, разобщенности в семьях, бедности, болезней и преступлений. Как адвентисты седьмого дня мы ожидаем момента возвращения Иисуса, когда Он принесет исцеление, сотворит все новое и восстановит в нас образ Бога (Быт.1:27).
Но ждать, это одно, а что церковь может сделать в плане восстановления утерянного человеком уже теперь и сейчас? Это практический вопрос. И на практический вопрос есть практический ответ, а ответ мы находим, читая один исторический пример, связанный с парализованным человеком. Иисус находился в доме, и дом был переполнен слушающими наставления Его. Вот пришли к Нему четверо мужчин; они пришли с практической целью. А их целью было не удовлетворить свои потребности, они не пришли просить себе почетные места, например, в его Царстве, нет, они принесли человека, больного духовно, морально и физически. Но к Иисусу подойти было невозможно. Как мы поступили бы на их месте? Как мы поступаем на своем месте, когда нас просят оказать услугу больному? Не находим ли мы оправдания, чтобы не выполнить просьбу? Эти четверо могли бы сказать больному: «Видишь, ко Христу не пробраться, что мы можем сделать?» Но они все же нашли что делать и как это сделать, как добиться желаемого результата и попасть на прием к Иисусу. Они прокопали глиняную обмазку крыши, раздвинули камыш, и вот больной перед самим Иисусом. Иисус восстановил его здоровье, простив грехи, даровав душевное спокойствие и повелев ему встать и идти. Спаситель показал, что истинное исцеление носит комплексный характер.
В тексте Иоан.10:10 кратко изложена весть церкви адвентистов седьмого дня. Давайте прочитаем этот текст:
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
В этих словах ясно представлена миссия Христа. Основное призвание Тела Христова, Его Церкви, — следовать Его примеру, сотрудничать со Христом в деле физического, умственного и духовного восстановления людей по образу Божьему. Церковь призвана взамен смерти нести жизнь с избытком. Мы читаем:
6 Из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.2:6).
Дважды здесь употреблено «в Нем» — «мы в Нем» и «пребывает в Нем». Это не случайно, но таково развитие мысли апостола. Выводя идею познания Бога из идеи послушания Ему, Иоанн дальнейшие свои мысли основывает на беседе Иисуса Христа с Его учениками в горнице (Ин. главы 13-16). И прежде всего на рассказанной Господом притче о виноградной лозе и ветвях (Ин. 15:1-8). В образе лозы и связанных с ней ветвей Он выразил идею ученичества и опыт послушания со стороны тех, кто осознал свою зависимость от Христа. Он сказал:
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Ин. 15:8).
В 1Иоан. 2:5-6 тоже, в сущности, подразумевается идея ученичества, как это видно из ссылки на необходимость подражания Христу (стих 6). Здесь и в Иоан. 15:4 употреблено одно и то же слово – «пребывать в Господе».
Некоторые общины предлагают физическое восстановление посредством проведения различных медицинских программ для населения. Система церковных больниц и клиник работает для достижения этой же цели. Задача умственного восстановления может быть достигнута благодаря проведению обучающих семинаров для населения по поведению в различных жизненных ситуациях. Церкви также могут создавать и развивать школы, учить профессиональным навыкам, проводить программы по ликвидации безграмотности среди населения, давать частные уроки, практиковать наставничество и психологическое консультирование. Стремясь к физическому восстановлению и жизни с избытком, многие люди поймут, что также нуждаются в духовном и умственном восстановлении. Фактически это ключевые аспекты восстановления Божьего образа в человеке. Церковь обладает большими возможностями и ресурсами для удовлетворения этих нематериальных потребностей, чем любая светская социальная или медицинская организация.
Заключение
В воссозданном мире люди должны жить так, как сотворенные по этому образу. Во-первых, они должны с уважением относиться к человеческой жизни и никогда не проливать крови человека (Быт.9:6). Падшие люди убивают, а живущие по Божьему образу любят, исцеляют и восстанавливают. Во-вторых, Бог призывает людей плодиться (Быт.9:7). Человек, созданный по образу Бога, может производить на свет подобных себе, и не только в физическом плане, но, подобно Павлу, приобретать последователей Христа подобных нам. Вот в этом и заключается всеобщее восстановление утраченного.
Пастор Александр Серков
P.S. Как я и обещал, привожу заключительные строфы того стихотворения, которым я начал этот урок:
Он – больной душе Целитель
От страданий, мук и слез;
Смерть за грех наш Искупитель
На кресте за нас понес.
Друг, оставь греховный путь,
Ко Христу спеши прильнуть!
Со Христом — в душе покой,
Ты иди Его тропой.
Не смущайся, не печалься,
Выше голову, мой друг!
В руки Господа отдайся,
Слыша в сердце нежный стук.
Двери сердца и души
Отворить Ему спеши;
Со Христом — в душе покой,
Ты иди Его тропой.
Скоро поздно будет слову
Божьей милости внимать,
Пред судом тогда суровым
Будешь ты один стоять.
Двери сердца и души
Отворить Ему спеши;
Со Христом — в душе покой,
Ты иди Его тропой.
(Александр Серков)