Перевод и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 6 глава (2 часть)
19 Не скапливайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разрушают их, и где воры, проникнув к ним, крадут их;
20 Преумножайте лучше свое достояние на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортят, и где нет воров, и никто не подкапывает и не крадет;
21 Ведь там, где ваше богатство, там будет и сердце ваше.
22 Глаз – это светильник тела. Если глаз твой чистый, все тело сияет лучезарным светом.
23 Если же глаз у тебя скверный, тело твое – тьма. Итак, если свет, который в тебе, ни насколько не светлей тьмы, то какова же тогда тьма?
24 Никто не может служить двум господам одновременно: в таком случае, одного он будет любить, а другого ненавидеть; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. Невозможно одновременно служить и Богу, и мамоне.
25 Поэтому говорю Я вам: Не заботьтесь о том, что для поддержания жизни нужна еда и питье или одежда для тела; не важней ли жизнь пищи, и тело – одежды?
26 Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут и не собирают урожай, чтобы сохранить его. Однако Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Кто из вас, сколько бы он ни усердствовал, может прибавить себе к росту или к возрасту хотя бы чуть-чуть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не изнуряют себя трудом, не прядут.
29 Говорю же вам, что даже Соломон во всем своем великолепии не одевался так, как любая из них.
30 Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то разве Он не оденет вас, маловеры, еще лучше?
31 Итак, не будьте озабочены и не повторяйте: “Что мы будем есть? а что пить? а во что же будем одеваться?”
32 Это язычники только об этом и думают; но у вас же есть Отец Небесный, Который знает все ваши нужды.
33 Стремитесь же прежде всего к Царству Бога и к праведности, и все остальное вам тоже будет дано.
34 Поэтому не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день принесет с собой свои хлопоты. Для каждого дня достаточно своей заботы.
Содержание второй части главы:
- I. Сокровище (19-21 стихи)
- Глаз – светильник тела (22-23 стихи)
- Служение двум господам (24 стих)
- Забота о завтрашнем дне (25-34 стихи)
- Сокровище (19-21 стихи)
Продолжая наставление, Иисус, казалось бы, резко меняет тему, но фактически, Он нанизывает мысли одна на другую и продолжает начатую тему о праведности фарисейской, которую Он разоблачает. Говоря о лицемерной милостыне, о показной молитве и о посте, Он обращает внимание теперь на скапливание сокровищ на земле, как на негативное явление. На мой взгляд, это одна из главных проблем не только фарисеев, но и всего человечества. Невольно вспоминается сказка о рыбаке и рыбке. Нет целого корыта, хочется новое. Но это еще не беда, это насущная необходимость. Но когда есть все необходимое –почему-то очень хочется иметь роскошь. А когда и в роскоши купаешься, что хочется? Власти. А если есть власть, то пусть тогда золотая рыбка будет на побегушках. Вот так оно и получается, и не только в сказке, но и в жизни. Люцифер в свое время имел все, но захотел стать равным Богу. Вот она ненасытная жажда грести, грести и грести все под себя, и не только деньги, но и людей подминать и по их трупам подниматься все выше и выше. А где конец? Его нет и никогда не будет, и постигнет смерть человека на том этапе, на котором он греб и греб.
Видя эту проблему, Иисус наставляет: «Не скапливайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разрушают их, и где воры, проникнув к ним, крадут их; преумножайте лучше свое достояние на небе, где ни моль, ни ржавчина их не испортят, и где нет воров, и никто не подкапывает и не крадет; ведь там, где ваше богатство, там будет и сердце ваше».
Сребролюбие – это страсть, которой охвачено человечество, от бедного до богатого. Богатый еще больше богатеет, а бедный – как говорят — думкой богатеет. Иисус предостерегает людей от этой страсти, от эпидемии, охватившей всю планету. То, что человек приобретает не в меру, не для нужд своих, а для похвальбы перед другими – очень скоро выходит из моды, и надо приобретать что-то новое, чем можно было бы вновь удивить людей. Люди в роскоши своей меняют всю мебель лишь потому, что на стены наклеили другие обои, и теперь эта мебель не вписывается в данный интерьер; меняют машину не потому, что она пришла в негодность, а по причине, что сосед или брат купил лучшую, и как же я буду от него отставать! Иисус предостерегает от того, чтобы не заготавливали сверх меры надобности, потому что зерно в амбарах становится добычей мышей, если оно заготовлено не на зиму, а на десять лет; деньги в банке могут обесцениться. А что хуже всего, если все это богатство приобретено нечестным путем, тогда вполне может случиться так, что придется удобно расположиться на нарах, и может быть не на один год. Говорят, что деньги – это зло, но мы почему-то их любим. А еще хуже, если на них полностью полагаемся вместо того, чтобы положиться на Бога.
Где сокровище, а сегодня сокровище — это деньги, там и всевозможные пороки. Роскошь толкает людей на искание искусственных наслаждений, а это и алкоголь, и наркотики, и распутная жизнь. Многие ушли из жизни совсем молодыми после этих искусственных сатанинских наслаждений. Иисус предостерегал, что все это настолько бренно, настолько зыбко, люди буквально с ума сходят, в один день лишившись всего своего состояния, ради которого они недосыпали, трудились не в меру, даже недоедали, все копили, копили и вдруг… Я знаю двух братьев (мирские два брата по плоти), которые пошли и удавились, а у них остались семьи. И все из-за того, что накопленные сторублевые купюры 1961 года выпуска пришли в негодность и обменять они их не смогли.
У иудеев была знаменитая история о некоем царе Монобазе из Адиабена, обратившемся в иудаизм. В голодный год Монобаз раздал все свои сокровища бедным. Братья его послали к нему сказать: «Отцы твои собирали сокровища и прибавляли это к сокровищам отцов своих, а ты разбросал их и свои сокровища». На это Монобаз ответил им: «Отцы мои собирали сокровища для поднебесного, я же собрал сокровища для небесного мира; они хранили сокровища в местах, над которыми властна рука человека, я же поместил сокровища там, где не властна рука человека; отцы мои собирали сокровища, которые не приносили никакой выгоды; я же собрал сокровища, которые приносят выгоду; отцы мои собирали денежные сокровища, я же собрал душевные сокровища; отцы мои собирали сокровища для других, я же собрал сокровища для себя; отцы мои собирали сокровища в этом мире, я же собрал сокровища для мира грядущего».
Впоследствии это стало также принципом христианской Церкви. Ранняя Церковь всегда любовно заботилась о бедных, больных, опечаленных, беспомощных, и о тех, о ком никто не заботился. В дни страшного гонения в Риме, солдаты ворвались в христианскую церковь в поисках сокровищ, которые, как они полагали, должны там быть. Римский градоначальник потребовал у диакона Лаврентия: «Сейчас же покажи мне ваши сокровища». Лаврентий показал на вдов и сирот, которых в этот момент кормили в церкви, на больных, за которыми ухаживали, на бедных, которым оказывали помощь: «Вот, – сказал он, – это сокровища и богатство Церкви». Церковь всегда считала, что «то, что мы удерживаем при себе, мы теряем, а то, что мы тратим – мы имеем».
Эту мысль Иисус заканчивает словами о том, что сердце человека находится там же, где находится его сокровище. «Если человек ценит только земное и стремится только к земному, то у него не будет никакой заинтересованности в каком-либо ином мире; если же человек всю свою жизнь устремляет взор к вечности, то он не будет высоко ценить предметы мира сего. Если человек ценит только земное, то он с сожалением покинет этот мир; если же мысли человека всегда были в мире грядущем, он с радостью оставит этот мир, потому что, наконец, он идет к Богу. Он высказывает только правильный взгляд на земные богатства и говорит, что их свойства сами по себе должны препятствовать тому, чтобы люди относились к ним с особенной любовью, приобретение их ставили целью своей жизни». [1]
Фактически, в стихах 19-21 Иисус продолжает объяснять, как я уже подметил, чем является праведность, превышающая праведность книжников и фарисеев (5:20). Он говорит нечто противоположное тому, к чему люди стремятся и что они советуют другим в области обеспечения своего финансово безопасного будущего. Конечно, Христос не говорит этими словами о беспечности по отношению к себе и к своей семье, потому что необходимая заготовка на зиму нужна именно осенью. Он говорит о чрезмерном беспокойстве человека в связи с житейскими потребностями и указывает на веру в заботу и попечение Бога. Ап. Павел об этом пишет так:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фл.4:6).
Хотел ли Иисус и ап. Павел поощрить беспечность? Нет. Часто Иисус использует гиперболу, что-то вроде «выколи глаз», «оторви руку». Так и здесь «не накапливай богатство». Вот и Павел дает этот же крайний гиперболический вариант «не заботьтесь ни о чем». Но что он хотел этим сказать? Слово «забота» прежде всего, означает «полный забот». Предостережение Павла воспрещает мучительную озабоченность, которая неизбежна среди тех, которые полагаются на себя в жизненных трудностях. Эту озабоченность можно прикрыть легкомыслием и беспечностью или возвыситься над ней посредством обетования «все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7). Бог желает, чтобы мы имели всё, что будет служить для нашего блага. Тогда почему мы должны быть обременены заботами, которые можем возложить на Него? Апостол теперь показывает, почему христианин не имеет нужды беспокоиться о делах этой жизни: — посредством молитвы он может беседовать о всех своих нуждах с Богом. Он предлагает возносить наши желания к Богу не просто для того, чтобы осведомить Его о наших нуждах, Он знает все наши нужды прежде нашего прошения. Но размышление с Богом о нуждах насущных открывает дверь доверия Ему, а доверяя Богу свою жизнь, Бог откроет что нам необходимо, а что уже будет лишним и пробудит в нас желание вместо собирания лишнего и ненужного поделиться с нуждающимся тем, что мы имеем. Вот для чего нужна молитва и прошение: контакт с Богом стабилизирует наши желания и стремления.
Баркли пишет: «Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной, или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план, и наоборот». Да, действительно, порой мы стремимся к небесным обителям, но сердце наше сильно привязалось к земным сокровищам. Вот от этого и предостерегает Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди.
2. Глаз – светильник тела (22-23 стихи)
22 Глаз – это светильник тела. Если глаз твой чистый, все тело сияет лучезарным светом.
23 Если же глаз у тебя скверный, тело твое – тьма. Итак, если свет, который в тебе, ни насколько не светлей тьмы, то какова же тогда тьма? (Мф.6:22-23).
Если не знать иудейского представления о глазах, чем они являются для тела, то трудно и даже невозможно понять это выражение, в сочетание которого входят три слова, и как они вяжутся между собой: глаз, светильник и тело. Дело в том, что иудеи представляли, что глаза – это окна души. Или, то, чему человек позволяет через рецептор зрения проникнуть в мысли, определяет сущность человека. Мысль вообще-то правильная. Мысль порождает желание. Но желание откуда приходит? В основном через глаза. И тогда уже желание порождает действия. И вот по действиям человек раскрывает себя, кем он является на самом деле. Но Бог видит человека гораздо раньше, чем у него выливается все в действия. Поэтому у человека светлая душа, если глаз его светлый, то есть, душа его чиста, если глазам он не позволяет засорять мысли нечистым рассматриванием неугодных Богу дел.
Здесь Христос делает противопоставление: «чисто» – «скверно», «светло» – «тьма». И эти противопоставления условны. Ключевым словом является «если», а это уже условность или альтернатива, которую мы вправе выбрать.
Интересную аналогию избрал Иисус, Он сравнивает глаз со светильником. В чем тут аналогия? Светильник – это не сам свет, это источник света. Так и глаз – это источник того, чем является тело. Христос здесь продолжает увязывать мысль с предыдущей о накоплении земного имущества. Если повреждено духовное зрение, то обнаруживается темнота души. «Светильником» для тела является та духовная проницательность, которая определяет действительную цену предметов временных и вечных. Этой духовной проницательности недостает лаодикийцу (христианину лаодикийского периода). Поэтому Христос предлагает: «глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:18). Вот это и есть духовная проницательность, благодаря которой христианин видит, что есть добро, а что – зло. Таким образом человек, который желает иметь в своей душе истинный свет, должен собрать свое духовное зрение в остром фокусе. Иначе его зрение будет расплывчато и суждение об истине и служении несовершенны.
Иисус сознавал, что Его ученикам трудно будет понять, каким образом сможет сработать его неудобовразумительное учение о гарантии на будущее. Поэтому Он использовал аналогию с человеческим глазом, чтобы преподать урок о духовном зрении. Он сказал, что «глаз – светильник тела». Через глаза тело получает освещение и может видеть. Если глаз чист, то все тело наполняется светом. Если же глаз скверный, тогда духовное зрение ухудшается и вместо света наступает духовная темнота. Из этого следует, что чистый глаз принадлежит человеку, помыслы которого чисты и единственное желание которого – Божьи интересы, который желает принимать учение Христа в буквальном смысле. Вся его жизнь излучает свет. Он верит словам Иисуса, он оставляет земные богатства, он собирает себе сокровища на небе, и он знает, что это его единственная настоящая гарантия безопасности. С другой стороны, скверный глаз принадлежит человеку, который пытается жить для двух миров. Он не хочет лишиться своих сокровищ на земле и все же хочет иметь сокровища на небе. Учение Христа кажется ему непрактичным и невыполнимым. У него нет ясного водительства, потому что его наполняет тьма. Поэтому Христос заявляет, что упование на земные богатства очень зыбки и нет от них никакой перспективы на будущее, в лучшем случае, со смертью со всем этим человек расстается, а в худшем – лишится всего этого еще при жизни. Завистливый глаз искажает наше видение мира; лишь великодушный глаз видит ясно, потому что лишь он видит так, как видит Бог.
3. Служение двум господам (24 стих)
24 Никто не может служить двум господам одновременно: в таком случае, одного он будет любить, а другого ненавидеть; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. Невозможно одновременно служить и Богу, и мамоне (Мф.6:24).
Чтобы еще более утвердить Свои слова о том, что разделенное внимание не подойдет, Иисус приводит вторую иллюстрацию — о рабе. Это естественно, когда есть альтернатива, есть выбор, выбирается то или кто, что душе приемлемо более всего. И тогда человек начинает склоняться больше в одну сторону. Иногда мнения и правила двух господ разнятся, и приходится делать выбор, кому сделать предпочтение. Это случается обычно тогда, когда происходит брак между христианином и неверующим. Естественно, настает момент, когда надо идти на богослужение, а муж зовет в театр, это к примеру. Вот почему брак верующего с неверующим не приемлем, постоянно надо будет выбирать, кому отдать предпочтение, супругу (если он неверующий) или Богу. «Никто не может служить двум господам одновременно». Христос использует здесь гиперболу, как Он делал и до этого в других примерах, Он говорит о любви к одному и о ненависти к другому, это два крайних варианта. Да, мы не можем полностью сосредоточиться на Боге, если мир влечет нас к себе своими греховными соблазнами.
Согласно этому примеру, мы все рабы. Мы либо рабы мира сего, либо рабы Божии. То есть, кто наш хозяин, тому мы и рабы. Но Христос в этом примере не распыляется в том множестве, что может стать нашим «хозяином» или «богом», а это может быть и работа, и деньги, и собственные похоти и греховные желания и так далее, но Он берет один вариант – мамона. Что такое мамона? Хотя есть предположения, что это древний языческий бог богатства, но исторически это не доказано. Мамон – слово, обозначавшее в древнееврейском материальную собственность. Первоначально это слово не имело отрицательного оттенка. У раввинов, например, была поговорка: «Пусть мамон твоего соседа будет тебе так же дорог, как и твой». Другими словами, имущество соседа должно быть для человека так же священно, как его собственное. Но у слова мамон чрезвычайно интересная и многозначительная история. Происходит оно от корня со значением вверять, поручать, и мамон было то, что человек поручал или вверял банкиру или человеку на хранение. Мамон была ценность или сокровище, которые человек вверял кому-нибудь для надежного хранения. Но со временем слово мамон стало обозначать не то, что человек вверяет или доверяет, а то, во что он верит, или на что он полагается. В конце концов слово мамон стали писать с большой буквы и в нем стали видеть бога. Таким образом история этого слова ясно показывает, как материальные вещи могут незаконно занять место, которое им никогда не должно было принадлежать. В переносном смысле это слово имеет такое же значение: служить мамоне – значит отдать дань богатству и всецело посвятить себя приобретению земного состояния.
Библия не говорит, что: «Деньги – источник всех зол», а написано, что: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Видите, не деньги – зло, а любовь к деньгам, и не просто деньги зло, но они являются корнем всех зол. Некоторым может показаться, что они нашли в вещах, так сказать, «второе спасение». Человек может подумать, что, если он теперь богат, то он может купить все, может купить себе выход из любого положения. Богатство может стать для него мерилом всех вещей; богатство может стать для него единственным орудием, которым он противостоит жизни. Хорошо, если человек стремится к деньгам для того, чтобы обрести независимость, чтобы помочь своим близким и сделать что-нибудь для своих собратьев; но плохо, если они нужны ему только для того, чтобы доставлять себе новые и новые наслаждения, и утопать в роскоши, если богатство стало единственной целью его жизни, для которой он только и живет. Тогда богатство перестало играть второстепенную роль и заняло место, которое должно принадлежать только Богу.
Говоря о собственности, перед нами встает проблема: как человек обрел свою собственность и обрел ли он ее способом, который он всегда рад показать Иисусу Христу?
Человек может обрести собственность ценой своей совести и своей чести. Человек может увеличить свой банковский счет, обедняя, тем самым, свою душу. Человек может обрести собственность, сознательно погубив своего более слабого соперника. Успех многих построен на разорении другого. Многие достигали преуспевания и продвижения, оттолкнув кого-нибудь со своей дороги. Человек может обрести собственность, пренебрегши более высокими обязанностями. Трудно представить себе, как может человек, добившийся процветания таким образом, спокойно спать по ночам.
В данном случае вопрос может встать еще: как использовать имущество, которое досталось по наследству? Человек может по-разному отнестись и к этому вопросу. Он может вообще не использовать его. Им может двигать страсть приобретения еще большего состояния. И если он что-то и потратит из этого имущества, то опять же для того, чтобы приумножить его. Он может также находить удовольствие уже в том, что владеет вещами. Его собственность может быть совершенно бесполезной, а бесполезность всегда накликает беду и гибель. Он может использовать их исключительно для себя, эгоистически. Человек может желать повышения зарплаты лишь потому, что ему хочется купить автомобиль побольше, получше и поновей, новый телевизор, более роскошно провести отпуск. Он может думать о собственности исключительно для того, что она может дать ему.
Человек может употребить свое состояние для того, чтобы обрести личную независимость и обеспечить счастье других. Для этого не нужно даже иметь большое состояние, потому что человек может быть одинаково щедрым и с полтинником в кармане, как с парой тысяч рублей. Человек сделает неплохо, если он употребит свое состояние на то, чтобы посмотреть, сколько счастья он может принести другим. Павел приводит высказывание Иисуса, о котором забыли все другие: «Блаженнее давать, нежели принимать» – (Деян. 20:35). Бог отличается от большинства людей именно тем, что Он дает, и, если мы в своей жизни ставим задачу давать выше, чем получать, то мы правильно употребим свое состояние, каким бы большим или каким бы малым оно не было, это дух и принцип неба.
Проблема здесь не в деньгах как таковых, а в предпочтении денег (ср. 1Тим.6:10). Трагедия денег заключается в том, что нам их никогда не хватает, и вскоре оказывается, что не мы владеем ими, а они – нами. Чем больше у нас денег, тем больше мы беспокоимся, как бы не потерять их, и тем усерднее их оберегаем.
4. Забота о завтрашнем дне (25-34 стихи)
С 25 стиха и до конца этой главы Матфей описывает слова Иисуса, в которых Он раскрывает проблему, связанную с предыдущими. Сокровище, богатство, все это тесно связано с тем, чтобы заботиться о завтрашнем дне. А в чем выражена эта забота? Все в том же – беспокойство о том, что на завтра не припасено вдоволь еды, одежды и прочего богатства. Конечно, выражение «завтра» имеет значение не буквально «завтра», а забота о дальнейшем будущем. Что означает само слово «не заботьтесь»? Этими словами Христос ни в коем случае не поощряет лень и оставление семьи на произвол судьбы без пропитания и без необходимой заготовки на зиму. Забота, о которой пишет Иисус, связана с тем, чтобы имущество, состояние, накопление богатства не стало бы самоцелью. То есть, не забота о благосостоянии семьи волнует Христа, а постановка во главу угла всей жизни — накопление богатства. Он осуждает и расточительность не по нужде, а ради удовлетворения вожделений плоти. А к этому может относиться и ненужная одежда, которая приобретается, чтобы показать свою экстравагантность, это и ненужные роскошные дома, это все то, чем человек хочет просто похвалиться. Приобретать человек должен то, что необходимо ему и его семье для приличной жизни во благо ближним и во славу Бога, остальное все – гордость житейская, это то, о чем Христос сказал: «не заботьтесь…».
Человек, главная цель которого обеспечить себе пищу и одежду, упустил из виду самое важное в жизни. Нам следует есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть. Если Бог дал нам жизнь, то мы можем вполне полагаться на Него в менее важных делах; мы можем доверять Ему и в вопросе пищи для поддержания жизни. Бог дал нам тело, а это значит, что мы можем доверять Ему и вопрос одежды, чтобы одеться.
Говоря: «Не заботьтесь о завтрашнем дне», — Иисус наносит удар по склонности нашего сердца сосредоточить свою жизнь на пище и одежде, теряя при этом истинный смысл самой жизни. Дело не в том, что мы сегодня едим и что носим, а в том, что мы переживаем лет на двадцать, тридцать вперед: какая у меня будет пенсия, а где будут жить дети, когда вырастут? И это наши переживания о детях в то время, когда они только что пошли в школу. Вот о таком беспокойстве говорил Иисус, которое является греховным, потому что такой подход к жизни отрицает любовь, мудрость, силу и заботу Бога, ставя под сомнение Его способность обеспечить наши нужды во все дни нашей жизни, а потом и в жизни наших детей и внуков. Эта бессмысленная забота отнимает нашу энергию и время от основной цели, для которой мы существуем в этом мире, потому что мы сотворены по образу и подобию Божьему для более высокого предназначения, чем употребление пищи и забота об одежде.
Чтобы закрепить эту мысль Иисус приводит три примера из природы: птицы небесные, рост или возраст и цветы.
Говоря о птицах, Иисус хотел сказать, что их создал Бог и Он о них заботится, у них нет даже способности, чтобы заготавливать себе еду впрок. Хотя птицы очень трудятся непосредственно для обеспечения питания своему потомству, малым птенцам. Человек также не должен проводит жизнь в праздности, он должен трудиться о своих насущных нуждах и о тех, кто на его попечении. Но Иисус имел в виду, чтобы человек не был трудоголиком, чтобы он труд не ставил конечной целью своей жизни.
Вторая иллюстрация — это рост или возраст. Здесь стоит интересное греческое слово, которое имеет двойное значение. ?????? гилик`иа – 1. возраст, возмужалость; 2. рост. Будем считать, что ни то, ни другое человек прибавить себе не может. Одна королева предлагала все свое состояние тому, кто продлит ей жизнь хоть на малое время, но так она и умерла, и никто ей помочь не мог. И за уши себя как ни тяни, рост себе не прибавишь. Так что – это все лишнее беспокойство, ни волнением, ни беспокойством не добавить рост, не продлить жизнь невозможно. Вот тексты для примера, в которых применены разные значения одного слова:
21 А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах (?????? гилик`иа); самого спросите; пусть сам о себе скажет (Ин.9:21).
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста (?????? гилик`иа) родила, ибо знала, что верен Обещавший (Евр.11:11).
3 Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом (?????? гилик`иа микр`ос) (Лк.19:3).
Видите, одним и тем же словом описывается и возраст, и рост человека.
Третий пример, который приводит Иисус, это иллюстрация из мира цветов. Творец и здесь проявляет Свою заботу. Не важно, о каком именно цветке говорил Иисус, любой цветок не выбывает из поля зрения Бога и не остается вне Его заботы о нем. Я помню, как целые поля были красны от маков, какое это было зрелище! Но через некоторое время прошла по этому полю сенокосилка и все скосила. Маки цвели совсем мало, но люди с удовольствием смотрели на это прекрасное творение Божьего замысла.
«Старый шотландский пастух пас свое стадо на весеннем пастбище. Случайно он встретил человека, рассматривающего через увеличительное стекло полевые цветы. Новый друг старика сорвал крошечный цветочек, поднес его под стекло и пригласил пастуха посмотреть. Тот взглянул и долго не мог оторваться от увеличительного стекла. Вдруг губы его затряслись, по его обветренной щеке скатилась украдкой слеза.
— Что вас так взволновало? — спросил друг.
— Когда я рассматривал великолепную красоту этого маленького цветочка,- задумчиво отвечал старик,- я подумал, сколько тысяч их я растоптал своими тяжелыми пастушьими сапогами и никогда не уделял им никакого внимания». [2]
Хотя такая красота идет на корм скоту или вообще для растопки костра или как в Палестине сухую траву с завядшими цветами использовали на топку. Таким образом цветы жили всего один день, но этим однодневным цветам Бог уделил столько заботы. Если Бог дает такую красоту цветам-однодневкам, то сколь больше Он заботится о человеке? Конечно же, щедрость, дающая так расточительно цветам-однодневкам, не забудет и о человеке, который является венцом творения.
«Итак, не заботьтесь» — подводит итог Иисус сказанному. Мы должны помнить, что Бог не дает помощь для несения завтрашнего бремени прежде, чем это завтра настало. Это радикальная мысль всего Его высказывания. «Для чего тревожиться о завтрашнем дне?» -спрашивает Христос, — «завтрашний день будет заботиться сам о себе, когда он настанет». Каждый день приносит свою долю труда и забот и благоразумен тот человек, который не пытается нести завтрашнее бремя сегодня.
«Немецкий проповедник и ученый Иоганн Таулер (1300-1361 гг.) рассказывает, что однажды он встретил нищего. “Дай тебе Бог хороший день, друг мой”, – сказал он ему. ”Слава Богу, у меня никогда не было плохих”, – ответил нищий. ”Да пошлет тебе Бог счастливую жизнь”, – сказал Таулер. ”Слава Богу, – ответил нищий, – я никогда не был несчастлив”. Пораженный Таулер спросил: ”Что ты хочешь этим сказать?” ”Ну, – ответил нищий, – когда все прекрасно и погода тоже, я благодарю Бога; когда идет дождь – я благодарю Бога; когда у меня довольно еды – я благодарю Бога; ну, а коль скоро воля Божья – это моя воля, и все, что нравится Ему – нравится мне, разве я могу сказать, что я несчастлив, тогда, когда я счастлив?” Таулер в изумлении смотрел на нищего. ”Кто ты такой?” – спросил он. ”Я король”, – сказал нищий. ”А где твое царство?” – спросил Таулер. И нищий спокойно ответил: ”В моем сердце”. [3] Вот это и есть дух истинного христианина.
Давайте подведем итог этой мысли: Иисус говорит не об обычной благоразумной предусмотрительности, а о беспокойстве, тревоге за будущее, о лишней бесполезной суете. Он против того, чтобы предаваться изматывающему, мучительному страху, отнимающему всякую радость жизни. В этих десяти стихах Иисус приводит семь различных доводов против беспокойства. А потом Иисус выдвигает очень важный аргумент против волнения и беспокойства: это свойственно язычникам, а не тому, кто знает каков Бог (6:32). Беспокоиться и волноваться значит не доверять Богу; такое недоверие еще можно понять у язычника, который верит в ревнивого, капризного, непонятного в своих поступках бога; но оно совершенно непонятно в том, кто называет Бога Отцом. Христианин не может беспокоиться и тревожиться, потому что он верит в любовь Божью. Итак, давайте концентрировать все свое внимание на Царстве Божьем, и мы увидим, как воля Божья исполняется в нашей духовной жизни, и в материальном отношении тоже.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» — сказал однажды апостол Петр (1Петр.5:7).
Это утешительные слова, почему бы их не применить в своей жизни?!
Пастор Александр Серков.
- Толкование Лопухина на Евангелие от Матфея
- Артур Лики «Бог говорит современному человеку»
- Комментарии Баркли на евангелие от Матфея 6 глава: http://bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/06/ © bible.by