Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12. Возвращение в Египет
Возвращение назад – это хорошо или плохо? А это, смотря откуда кто-то вышел. Блудный сын возвратился назад в отчий дом. Это хорошо. А возвращение в Египет, буквально или в мыслях, это хорошо или плохо? Народ Божий во дни Иеремии взор свой направил в Египет. Вот об этом наш урок. Рассмотрим его в трех аспектах. Но прежде напомню памятный текст, который является эпиграфическим к этому уроку:
«Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой» (Иер.42:5).
I Выборочное послушание
Возьмем 42 главу Иеремии (читать не буду – надеюсь, что вы ее читали).
Прежде чем отправиться в путь, Иоанан и все люди, спасенные им от Исмаила, обратились с настоятельной просьбой к Иеремии пророку. Пусть Иеремия помолится Господу Богу относительно их «малого остатка», чтобы Господь указал им путь, которым идти, и что им делать. По всей вероятности, решение их покинуть Иудею было твердым, не было, однако, уверенности, что идти следует именно в Египет.
Не допуская, возможно, и мысли, что Господь повелит им остаться дома, они клятвенно заверили пророка, что точно выполнят указания Божии, переданные через него. В пределах заранее решенного ими они готовы были слушаться Бога — тем более, что результаты неповиновения Ему народа в прошлом были не только у них перед глазами, но и испытаны ими на собственном горьком опыте.
Иеремия, естественно, вопросил Господа в молитве и, получив ответ через десять дней, сообщил его соплеменникам. Такого ответа они не ожидали. Господь повелел им оставаться в Иудее, и в этом случае обещал устроить их в земле сей. Фразу о «сожалении» Господа о том бедствии, какое Он сделал им, следует понимать в том смысле, что решения Бога относительно той или иной ситуации в человеческом обществе могут видоизменяться, в зависимости от поведения людей, изменения их нравственного и духовного состояния. Но также и в том, что страдания, людей, хотя они и заслуженные, заставляют страдать и их Творца.
«Пусть вопросившие Его не боятся царя Вавилонского, — говорил Господь устами Иеремии, — ибо Он с ними: невидимый им, Он станет беречь их и защищать (стих 11), и милость, которую Он явит им в случае их послушания, обратится милостью к ним Навуходоносора, который утвердит их в этой земле» (стих 12).
Иеремия знал, что настрадавшиеся его соотечественники хотят бежать от войны и от «голоса труб», возвещающих о начале атаки, и от возможного голода. Но, предупреждал он, осуществив это по-человечески понятное желание, они поступят вопреки воле Божией, за что Бог непременно поразит их всем тем, чего они так страшатся.
Перечисляемые Иеремией благословения в случае послушания (стихи 10-12; сравните со стихом 5-6) и проклятия в случае неповиновения (стихи 13-16) весьма схожи с таковыми в книге Второзакония, глава 28. «Ушедшие из Палестины, — грозно предупреждал пророк, — никогда больше не увидят родной земли, и все до одного погибнут» (стихи 17-18).
Заключительная часть речи Иеремии показывает, что он предчувствовал, предвидел, знал (о чем говорит употребление им прошедшего времени в стихах 20-21), как поступят люди, пославшие его вопросить о них Бога и поклявшиеся исполнить волю Его. Лучше бы им было не делать этого.
Анализируя все это, мы видим, что народ пришел за советом к Иеремии после убийства Годолии. В тексте четко говорится о том, что даже ранее презиравшие пророка просили его помолиться (Иер.42:1). Мы встречаем интересное чередование фраз: «Господь Бог твой» и «Господь Бог наш», иллюстрирующее нерешительность в отношениях иудеев с Богом.
В текстах 5 и 6 говорится о благочестивом намерении быть послушными тому, что скажет Бог. Эти слова являются отголоском обещания израильтян исполнить завет, заключенный на горе Синай (Исх.24:7), после чего последовало проявление непослушания — поклонение золотому тельцу. То же самое произошло и в истории Иеремии, когда народ последовал в Египет несмотря на предупреждение пророка оставаться в Иудее. Они начинают обвинять Варуха в подстрекательстве Иеремии против народа. Это напоминает нам историю из книги Исход, когда народ обвинил Моисея в том, что он вывел его из Египта. Последнее обращение Иеремии звучит строже, чем просто просьба. Фраза: «не ходите в Египет» в 19-м стихе является категорическим запретом. Она написана в той же форме, что и Десять заповедей. Это был не совет — уйти в Египет означало нарушить прямое Божье повеление.
Да, народ иудейский попал в беду. Разразилась война с халдеями. Поэтому иудеи попросили Иеремию обратиться к Богу с вопросом, что делать? Они не хотели оставаться в Иудее. Они хотели вернуться обратно в Египет. Иеремия возвращается с ответом от Господа и говорит, что людям надо остаться там, где они сейчас находятся. Народ стал спорить, называя Иеремию лжецом и обвиняя в том, что он работает на халдеев и хочет, чтобы их пленили и увели в Вавилон.
Происходящие далее события показывают нам характер Божий с такой стороны, которую мы часто не берем во внимание. Наши представления о Боге влияют на то, что мы думаем о Нем. Представляем ли мы Его Вселюбящим? Если Он Вселюбящий и Всемогущий, Он может сделать так, что не будет происходить ничего плохого. И мы удивляемся, почему же Он этого не делает? Мы полагаем, что Он дал нам свободу выбора, потому что любит нас и создал нас не для того, чтобы мы были похожи на роботов. Поэтому если мы выбираем грех, ничего страшного, ведь Бог с самого начала дал нам эту возможность выбирать.
Многие из наших представлений о Боге сформировались еще в младшей группе детской субботней школы. Мы пели такие песни, как «Любит мой Иисус меня» и подобные им. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы дети пели песни о гневе Божьем? Слышали ли вы, как они вспоминают, как проходили на уроке, что бывает с людьми, которые не слушаются Бога? Некоторые из нас были воспитаны в культуре, где считалось, что любовь Бога настолько сильна, что Он не обращает внимания на ужасные грехи, которые мы совершаем каждый день. Как же получилось, что мы стали относиться ко греху, как к чему-то совершенно незначительному?
Нечестие Божьего народа достигло такого уровня, что Бог говорит в Иер.44:27, что Он наблюдает за людьми не к добру, но предназначил им творить зло из-за их нечестивости. Что же должно было произойти, что заставило любящего, милостивого и справедливого Бога предопределить людей к злу? Правда заключается в том, что Бог предупреждал их. В Иер.44:4 говорится о рабах, которых Он посылал предупредить людей, чтобы они перестали творить беззаконие. Библия дает нам ясные указания, как жить счастливой жизнью и какими путями идти. Иногда Богу приходится наказывать нас и возвращать на верный путь, когда мы уходим с него. У Бога тоже есть всему предел.
II Еще один символ
Прочитаем текст Писания:
8 И было слово Господне к Иеремии в Тафнисе:
9 Возьми в руки свои большие камни и скрой их в смятой глине при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев,
10 И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатер свой
11 И придет, и поразит землю Египетскую: кто обречен на смерть, тот предан будет смерти; и кто в плен, пойдет в плен; и кто под меч, под меч.
12 И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжет оные, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно,
13 И сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжет огнем (Иер.43:8-13).
Последние цари Израиля всегда надеялись на силу Египта, который должен был помочь в их борьбе с Вавилоном. Следовательно, они считали Египет безопасным местом. Но Исаия уже определил его как надломленную трость, которая проколет руку тому, кто обопрется на нее (Ис.36:6). Одно из последних символических действий Иеремии было совершено в Египте и служило для того, чтобы разрушить ложные надежды иудеев относительно могущества Египта. Тафнис (современный город Тель-Дефен) располагался в северо-восточной части дельты Нила и служил своеобразными воротами в Египет. Иеремия должен был спрятать большие камни под тротуаром при входе в государственное здание. Это должно было стать местом, где Навуходоносор поставит свой престол после завоевания Египта, произошедшее в 568–567 гг. до н.? э. Весть звучала ясно: Иудея «пойдет в плен» (Иер.43:11), и побег в Египет не изменит ситуацию.
Не удивляет ли нас, а что делал Иеремия в Египте, а именно в Тафнисе (в современном Тель-Дефене), потому что мы читаем, что слово Господне к Иеремии было именно там? Если мы читаем стихи выше, то видим, что Иеремия был не волен делать то, что ему хочется, и уведен он был в Египет. И вот в Тафнисе он видит видение. Согласно этому видению, пророку предстояло совершить еще один символический акт, а именно — скрыть большие камни в мягкой глине при входе в дом фараона. Русскому «смятой» соответствует евр. ???????? малбэн, которое могло означать и «мостовую» из кирпичей. Можно предположить, что свершить упомянутый символический акт пророку было предложено в то время, когда площадь перед дворцом замащивали, или ему пришлось разобрать часть мостовой, и он мог положить под кирпичи несколько камней. Вот как этот текст переведен у Кулакова: «Возьми большие камни и закопай их под глиняной площадкой перед дворцом фараона в Тахпанхесе на глазах у всего народа иудейского».
Символика, возможно, состояла в скрытой до времени угрозе «мягкой глине», даже и обожжённой (Египту) со стороны «больших камней» (Вавилона). Заметим, что поскольку главная резиденция египетского фараона находилась в то время в Элефантине (в верхнем, или южном, Египте), то дом фараона в Тафнисе (стих 8) мог быть просто каким-то правительственным зданием, служившим при надобности временной резиденцией фараону.
«Скрыть камни» Иеремии следовало пред глазами Иудеев (стих 9) и при этом изречь пророчество о вторжении в Египет Навуходоносора. Камням предстояло отметить то место, где вавилонский царь раскинет свой великолепный шатер. То есть, с ними могла быть связана неоднозначная символика.
Вторжение Навуходоносора в землю Египетскую принесет смерть обреченным на нее, и те, кто думал спастись от плена в Египте, пойдут в плен (стих 11); очевидно, в обоих случаях пророк намекал на иудеев, которые направлялись теперь в Египет, вопреки воле Господа.
Грамматические категории 1-го и 3-го лица в стихе 12 И «(Я) зажгу огонь, и он сожжет» — подразумевают Навуходоносора: его руками Господь сожжет капища египетских богов. По воле Господа царь Вавилонский пленит Египтян. Он «управится» с этой страной так же легко, как пастух заворачивается в одежду свою.
Видите, пока Его народ жил в Египте, Бог посылал им и другие вести. Он сказал им, что Навуходоносор нападет на Египет и подчинит его (Иер.43:8–13). Позже Бог послал им весть об их грехах. С тех пор как израильский народ покинул Египет во дни Моисея, люди продолжали бороться с идолопоклонством. Теперь же они снова были там, откуда все и началось. В Иер.44:8 Бог спрашивает их: «Прогневляя Меня изделием рук своих, каждением иным богам в земле Египетской, куда вы пришли жить, чтобы погубить себя и сделаться проклятием и поношением у всех народов земли?» (Иер.44:8).
Иеремия напомнил народу о том, к чему привели грехи их отцов и их собственные прегрешения. Люди только что бежали из страны, охваченной войной, разразившейся из-за тех же самых грехов, которые иудеи продолжали совершать (Иер.44:2-3). Но народ не стал слушать Божьи слова. Открыто отвергая эту весть, люди показали свое окончательное решение поклоняться богине, которую они называли царицей небес. Они верили, что, поклоняясь ей, будут в безопасности и ничто не причинит им вреда. Иеремия понимал ситуацию намного лучше и напомнил иудеям, что именно их поклонение другим богам и послужило причиной всех их несчастий (Иер.44:15–23). Не остановившись на этом, Он произнес страшное пророчество о гибели практически всех иудеев в Египте за исключением малого количества тех, кому удастся спастись.
III Назад в Египет
Возьмем 44 главу. Если вы ее не читали, прежде прочитайте.
Один из самых поразительных моментов в истории о возвращении в Египет заключается в том, что Иеремия вынужден был последовать за народом. У него была возможность уйти (Иер.39:11–40:5) и прожить остаток своих дней в Вавилоне на обеспечении царя Навуходоносора. Но он решил быть с иудейским народом, который привел его в Египет.
В 44-й главе записано последнее обращение Иеремии к иудеям, которые обосновались в Египте и ассимилировались с ним. Это последняя весть о том, что искавшие безопасности в Египте столкнутся там с Божьими судами, как и те, кто был переселен в Вавилон (Иер.44:11–14).
Давайте рассмотрим ситуацию подробней. Грех людей заключался не только в воскурении благовоний и приношении возлияния. Когда они спорили, идти ли им в Египет или нет, начальники народа повели себя гордо и самонадеянно (Иер.43:2). Они считали, что знают, как надо поступить, лучше, чем Иеремия, и даже лучше, чем Бог. Они не верили. Они не доверяли. Они не слушали. Они пытались спасти сами себя, предпочитая следовать своим собственным суждениям и поклоняться своим собственным богам. Библия говорит: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).
Бог показал людям выход из сложившейся ситуации, но они отказались от помощи. Отказавшись от послушания, они отвернулись и от милосердия Божьего. Эти люди не смирились, даже потерпев поражение. Они не проявили к Богу никакого уважения. В Иер.44:10 сказано: «Не смирились они и до сего дня, и не боятся, и не поступают по закону Моему и по уставам Моим, которые Я дал вам и отцам вашим». Иудеи не желали принимать правду о том, что они ошибаются и что им нужен Бог. Они не признавали Его власти и силы и отказались поступать так, как Он сказал.
Реакция народа была еще более шокирующей, чем ранее. Иудеи открыто заявили о своей приверженности «богине неба» (ст. 15–19). Они полностью слились с Египтом. Это был обратный процесс выхода из Египта, окончательное возвращение в рабство греха и отказ слушаться Бога. Стефан в своей речи перед синедрионом сказал об этом, указывая на историю о выходе из Египта: «Обратились сердцами своими к Египту» (Деян.7:39). На протяжении столетий Израиль и Иудея обращались сердцами к Египту. Физическое возвращение в Египет после разрушения Иерусалима подтверждает факт, что в их сердцах много лет назад так и не произошло никаких перемен.
Фактически, Слово свыше прозвучало к Иеремии после того, как иудеи расселились по всей земле Египетской — как в Нижнем Египте (в Магдоле и Тафнисе, и в Нофе, или Мемфисе), так и в верхнем (в земле Пафрос). Это, конечно, не были только те иудеи, которые отправились в Египет по своему собственному желанию, но там были и те, которые попали в Египет против своего желания, такие как Иеремия и Варух. Полагают, что в Магдоле с какого-то времени существовала, постепенно разрастаясь, весьма многочисленная еврейская диаспора. Речь эта, о которой говорится в 44 главе, по всей видимости, была произнесена Иеремией долгие годы спустя после переселения в Египет, скорее всего, незадолго до падения Офры, около 570 года до Р. Х. Поклонение чужим богам, и в первую очередь, богине неба, или луны, — Астарте, получало среди египетских евреев все большее распространение. Многочисленное народное собрание, к которому обратился со словом от Господа Иеремия, могло быть созвано и по случаю какого-то празднества в честь Астарты, но никак не по случаю одного из священных еврейских праздников.
В своей речи ко всем иудеям пророк напомнил им, что все бедствия, обрушившееся на опустевшие города Иудейские, включая Иерусалим, навел на них Господь Саваоф, Бог Израилев в гневе Своем на нечестие их; прежде и более всего, говорил Иеремия, они прогневили Бога тем, что не уставали во след отцам своим поклоняться чужим богам, хотя Господь постоянно посылал к ним Своих пророков, чтобы отучить их от этого мерзкого в Его глазах дела (стих 4). Так говорит Господь, продолжал Иеремия: зачем вы и теперь продолжаете причинять это великое зло душам вашим, навлекая на себя погибель и проклятие? Ведь результатом пренебрежения законом Божиим и уставами Его станет для вас, как и прежде, истребление мужей и жен ваших, детей и младенцев, и постоянное преследование иудеев в среде народов, между которыми они будут жить! (стихи 7-10)
Трудно сказать, неожиданным ли для Иеремии был общий отпор его обличительной речи со стороны собрания. И мужчины, и женщины настолько растлились духовно, что дружно выступили в защиту богини неба, которой кадили, т. е. сжигали в ее честь хлебное приношение, перемешанное с ладаном и возливали возлияние. То же они непременно будут делать и впредь, заявили они, ссылаясь на издавна принятую в народе практику идолопоклонства, искоренить которую не удалось и благочестивым царям-реформаторам, таким, как Иосия.
Фраза «что вышло из уст наших» употреблялась при произнесении обетов. Ссылались иудеи (преимущественно иудеянки) и на то, что пока служили богине неба, были сыты и счастливы, и беды не видели. И мужья их, отвечали женщины пророку, не запрещали им этого (стих 19). Причину своих бедствий иудеи склонны были видеть в том, что на какое-то время перестали кадить богине неба (стих 18).
Так ли? — возражает пророк. Не прямо ли наоборот? Не это ли каждение, которое усердно совершали по всем городам иудейским и на улицах Иерусалима вы и отцы ваши и все ваши правители, воспомянул вам Господь? Не оно ли распалило сердце Его гневом? Ибо не мог Он более терпеть мерзостей ваших, потому и превратил землю вашу в пустыню!
Горькой иронией звучат слова пророка, предлагавшего иудеям и их женам и впредь угождать богине неба во исполнение обетов, которые они ей дали. Но пусть сохранится в их памяти и слово Господне относительно кар свыше, которые последуют за это. Господь отвернется от египетских евреев и не будет на всей этой земле принимать поклонение Себе (стих 26). Наблюдать над ними Он будет к погибели их, а не к добру, и все они истребятся отсюда (стих 27).
Как знамение того, что так будет, следует предсказание о незавидной участи фараона Офры, который, подобно последнему иудейскому царю Седекии, будет предан в руки врагов его. Согласно греческому историку Геродоту, Офра был свергнут с престола в 570 г. до Р. Х. при следующих обстоятельствах: в армии вспыхнул мятеж, и на подавление его фараон отправил генерала Амазиса, своего зятя, но тот возглавил мятежников, провозгласивших фараоном его. Последовало сражение между Амазисом и Офрой, в котором, будучи побежден, Офра взят был в плен. Какое-то время спустя Амазис отдал его на расправу искавшим души его, а именно египтянам, жаждавшим смерти бывшего фараона. Офра был, по свидетельству Геродота, задушен ими.
Что касается предсказания Иеремии об истреблении большей части египетских евреев, то оно, судя по историческим данным, не осуществилось. Известно, что Александр Великий даже выделил для них большой квартал в основанной им Александрии. Из этого делаем вывод, что предостерегающая речь Иеремии все-таки оказала благоприятное воздействие на его соплеменников. Воздействие это могло усилиться в результате гибели Офры — ведь она была обещана им в предзнаменование их собственной погибели. Вполне вероятно, что после этого идолопоклоннический пыл иудеев стал угасать, и они все более обращались к служению Господу. Так что, какое-то положительное влияние возымела смелая проповедь Иеремии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иеремия обнаружил, что, несмотря на многочисленные предупреждения и просьбы, израильский народ собирался сам решать, что ему делать. Выбор людей был основан на их чувствах и страхах и принес им только страдания, приведя к рабству. Все, о чем возвещал пророк Иеремия, актуально для христиан и в наши дни. У нас есть выбор — вернуться в «Египет» или последовать за Богом. Даже зная истину, позволим ли мы ей изменить наше сердце и наш характер? Предпочтем ли мы следовать за Богом и оставить свой «Египет» позади? От этого многое будет зависеть в нашей жизни в масштабах вечности.
С уважением, пастор Александр Серков.