Кто спровоцировал царя Давида исчислить народ — Господь или Сатана?
Вопрос: Как так может быть? В двух текстах об одном и том же событии действующие лица разные — Господь и Сатана. 2 Царств 24:1 и 1 Пар. 21:1.
Ответ. Цитирую эти два текста:
1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду (2 Цар. 24:1).
1 И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян (1 Пар. 21:1).
Мы знаем, что в прямом смысле Бог не мог дать Давиду такое указание. Да, на первый взгляд между этими двумя текстами есть противоречие, но его не должно быть, да его и нет. Мысль как в одном тексте, так и в другом одна и та же: Господь попустил сатане подтолкнуть царя на поступок Богу неугодный — с тем, чтобы наказать Израиля и преподать урок Давиду.
Такие выражения в Библии мы находим неоднократно, например, «Бог ожесточил сердце фараона». Или случай из книги Иова, где Бог позволил сатане испытать Иова. Только разница в том, что в Иова и в Исход мысли, если они и дублируются, но дубляж у них одинаковый. Но могло бы быть написано и так: в одном месте было бы сказано, что сатана ожесточил сердце фараона, а в другом – Бог. В одном месте могло бы быть написано, что сатана искушал Иова, а в другом мы могли бы прочитать, что Бог его испытывал, потому что в любом случае Бог ответственен за все, Он либо разрешает сатане что-либо делать, либо нет. Мы имеем еще один подобный текст Писания:
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1Цар.16:14).
Но мы понимаем, что это такой оборот речи, Бог допустил, чтобы сатана возмутил Саула, но раз Он допустил, значит этот злой дух от Господа, так автор и выразился.
Так и в текстах из вопроса: Давид был возбужден сатаной, и в 1Пар.21:1 так прямо и сказано. А во 2Цар.24:1 прослеживается мысль Божьего допущения сатане возбудить Давида к переписи.
Вывод такой: Бог не может быть источником зла, однако злые дела людей и сатаны, подстрекающего людей, не находятся за пределами компетенции Бога. Сатана и люди подчинены Богу, и они делают то, что Бог им допускает.
С уважением, Александр Серков