Из масонства может ли быть что доброе?
Вокруг масонов много спекуляций, потому что это было тайное общество. Расцвели масоны в эпоху Просвещения, когда провозглашался человеческий разум как критерий истины, наука казалась всесильной, страны становились абсолютными монархиями, а элита отходила от христианства. Ясно, что такая ситуация приводила к аморализму, деспотии и ничем не ограничиваемому своеволию (вспомните эпоху Петра Первого).
Духовные потребности уходили из общественной жизни. Духовно ищущие люди — само собой, это были дворяне — пытались совместить а) попытки сохранить духовную независимость в полицейском государстве, б) создать наукообразную и соответствующую времени версию веры (религии). Что у них было в руках? Элементы христианства, которые они считали нужным признавать, и результаты научных открытий, оккультизм, восточные верования, народный мистицизм и ряд других моментов.
О духовной атмосфере той эпохи в Российском государстве см. романы «Ледяной дом» Ивана Лажечникова и «Петр Первый» Алексея Толстого, рекомендую фильм Виталия Мельникова «Царевич Алексей» (1997 г.). О российском масонстве см. «Войну и мир» Льва Толстого.
Масоны создали тайную организацию, чтобы иметь внутреннюю свободу, верить согласно своей совести, иметь принадлежность к братству, возродить дух ритуалов, словом, это была квазицерковь своего времени, когда традиционные конфессии переживали кризис и были частью государственной полицейской машины.
Тайный характер масонства породил множество слухов, вошел в литературу и фольклор.
Т.к. подобные организации не могли не придти к критике существующего строя (а его всегда было за что критиковать — взять хотя бы кровавую тиранию Петра), то они приобретали, среди прочего, и политический характер.
Близкими к украинскому дворянству подобными кружками были декабристы и позже члены Кирилло-Мефодиевского братства (Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко). Ранее похожий характер имели православные братства в Речи Посполитой.
Можно ли назвать Пьера Безухова сатанистом? А декабристов? А Шевченко?
Это были ищущие люди. Ясно, что оккультизм надо было еще отделить от науки, с которой он был плотно связан в средневековье, когда ученые, особенно естествоиспытатели, находились на полулегальном статусе. Когда астрономия была еще не отделена от астрологии, а химия от алхимии. Закрытый характер и вольнодумство заводили масонов в мировоззренческие тупики. Оккультный элемент их поисков очевиден для любого.
Однако масоны сыграли большую роль в развитии гражданского общества, в распространении ценности свободы совести, в развитии клубов, общественных организаций и легализации неофициальных, негосударственных церквей — так называемых сект.
Скажем, протестантизм, особенно советского периода, развивался в условиях, породивших масонство: партийный абсолютизм, вера во всесилие науки и разума, преследование официального христианства и подчинение государством церкви, атеизация общества — и не мог не приобрести схожих с ним черт (вплоть до учения об (атеистическом) государстве как об Антихристе). Протестанты функционировали как подпольные кружки, которые также пытались отстаивать свободу совести. Некоторые традиции советского политического диссидентства перекочевали в современные масонские ложи.
И главное: российские масоны сыграли важную роль в появлении и функционировании библейских обществ, которые спровоцировали переводы Библии на русский (Британское библейское общество) и украинский (Кирилло-Мефодиевское братство) языки. Ранее православные братства создали условия для появления Острожской Библии.
Масонов демонизируют, потому что не понимают их мышления и справедливо боятся нелегальных организаций. Боятся свободомыслия и свободы совести, потому что узник совести ничего не страшится («не бойтесь убивающих тело…»). Боятся антигосударственных выступлений, а они были (те же декабристы).
Сказать, что масоны — дьявольская организация — значит не понимать человеческих мотивов создания этого движения. Большинство этих кружков ни к чему ультрасерьезному не звали, а были чем-то вроде клубов по интересам. Однако наряду с этим они сыграли огромную роль в современной политологии, богословии и социологии: в необходимости отделения церкви от государства, свободы собраний и создания общественных организаций, церкви-секты (т. к. собрания, к которому присоединяются не в результате рождения в верующей семье, а в результате сознательного выбора в зрелом возрасте), выборности власти и прав человека. С точки зрения библейской ортодоксии учение масонов крайне пестро и, конечно, и близко не укладывается в рамки традиционного христианства, поскольку таковым особо и не стремилось стать.
Максим Балаклицкий
Комментарии (3):
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
сама идея объединения граждан без ГОСУДАРСТВЕННОЙ санкции — это грех? идея, что люди ничего не могут хорошего сделать без указки чиновника — это тезис коммунистов. люди, критикующие масонов, что предлагают вместо этого? Компартию, демонстрации на Первомай и ГУЛАГ?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
горе-христиане, скандирующие по поводу (жидо-)масонов как мирового правительства, не поняли главного. дьявол предлагал Христу стать мировым правителем за один только жест поклонения (Мф.4:8-9). Иисус дал понял, что Ему это не интересно.
новозаветный антихрист («малый рог») из Дан.7-8, он же первый зверь из Откр.13 — вот настоящая проблема. это сила, 1260 лет открыто державшая в идеологическом порабощении европейскую цивилизацию. этот антихрист отнял у людей истину и попытался заступить собой роль и миссию Иисуса — Самого Бога.
по сравнению с этим кто там какой курс доллара поставит — вопрос мелкий и малозначащий.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Эллен Уайт о масонах. компиляция «Евангелизм»: http://vkasd.org.ua/files/books/evangelismus.doc
Тайные общества
Опасность тайных обществ. Предостережение Господа: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» относится не только к супружеству христиан с неверующими, но касается также любых близких союзов, которые нуждаются в гармоничном согласии в духе и действиях…
Через пророка Исайю Господь провозглашает: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!»» (Ис. 8:9-13).
Некоторые братья задаются вопросом: «Можно ли христианам вступать в ряды «свободных масонов» и других тайных обществ?» Им следует обратиться к вышеприведенному отрывку из Писаний. Если мы вообще христиане, то обязаны оставаться христианами везде, и должны внимать совету, дарованному нам для того, чтобы мы оставались христианами, соответствующими стандарту Слова Божьего…
Когда мы приняли Христа своим Искупителем, то приняли и условие стать соработниками с Богом. Мы заключили завет с Ним, обязавшись полностью принадлежать Господу, являясь верными управителями благодати Христовой, трудясь ради установления Его царства в мире. Каждый последователь Христа обещал посвятить все свои силы разума, души и тела Тому, Кто заплатил выкуп за наши души. Мы, следуя за Полководцем нашего спасения, вступили в ряды Его слуг, отдавшись активному служению, приготовившись к испытаниям, осмеянию, гонениям, к сражениям за веру.
Вступив в мирское общество, исполняете ли вы завет с Богом? Направляют ли эти общества ваш разум или разум других членов к Богу? Или же они, напротив, отвлекают интерес и внимание от Него? Укрепляют ли они ваши связи с божественными силами? Или обращают ваш разум к человеческому, а не к божественному?
Служите ли вы Богу, прославляя и возвышая Его, или же вы бесчестите Его и согрешаете против Него? Собираетесь ли вы вокруг Христа, или рассеиваетесь? Многие люди отдали мирским организациям все мысли, планы и усилия человеческие, купленные драгоценной Кровью Христа; но исполняете ли вы служение Ему, когда объединяетесь с атеистами и неверными, людьми, оскверняющими имя Бога, с пьяницами, наркоманами, курильщиками?
И хотя в этих обществах можно обнаружить нечто, кажущееся добрым, в них все же существует очень много такого, что сводит на нет это добро и губительно воздействует на души…
Я спрашиваю вас, находящих радость в этих обществах, вас, любителей собираться ради наслаждения остроумием, весельем и пиршеством: «Берете ли вы с собою Иисуса? Стремитесь ли вы спасти души ваших компаньонов? Является ли это целью вашего объединения с ними? Видят и чувствуют ли они, что в вас хранится живое воплощение Духа Христова? Проявляется ли это вашим свидетельством о Христе и о том, что вы принадлежите к особым людям, стремящимся к добрым делам? Заметно ли, что вашей жизнью управляют Божественные принципы: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»»?
Люди, не умеющие отличить служащих Богу от не служащих Ему, могут увлечься этими обществами, не имеющими отношения к Богу, однако ни один искренний христианин не сможет преуспевать в такой атмосфере. Воздуха жизни небесной там нет. Душа пуста и сам христианин чувствует отсутствие освежающего Духа Святого, подобного тому, что испытывали холмы Гелвуйские, тоскуя по росе и дождю.
Иногда обстоятельства могут привести последователя Христа к необходимости наблюдать сцены порочного наслаждения, но от них печаль ляжет на сердце. Язык, которым там общаются, не является языком Ханаана, и дитя Божье никогда не изберет подобные общества. Когда же христианину случайно придется попасть в общество, которое он не избирал, случайно пусть он положится на Бога, и Господь оградит его. Но в любом случае он не должен при этом жертвовать своими принципами, каким бы сильным ни было искушение.
Христос никогда не попросит Своих последователей взять на себя обязательства, которые свяжут их с людьми, не объединенными с Богом, не находящимися под управляющим влиянием Его Святого Духа. Единственным верным мерилом характера является святой Закон Божий, поэтому людям, сделавшим закон правилом своей жизни, невозможно соединиться доверительно и по-братски с теми, кто обращает истину Божью в ложь и ни во что ставит власть Бога.
Между мирским человеком и тем, кто с верностью служит Богу, существует великая пропасть. По самым монументальным вопросам — о Боге, истине и вечности — их мысли, мнения и чувства расходятся. Одни вызревают как зерно для кладовых Бога, другие же — как сорная трава для огня погибели. Какое же единство цели и действия возможно между ними? «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Могут ли христиане быть членами тайных обществ?, с. 3-10).
Решительное размежевание. Вечером я встретилась с братом N. и сказала ему, что имею для него весть от Господа. Он ответил: «Почему бы не сообщить мне ее прямо сейчас?» Я чувствовала себя очень слабой, но брат жил в десяти милях от школы, в которой я остановилась, поэтому я поднялась и прочла ему пятьдесят страниц относительно административной работы в целом и отдельных его сотрудников.
Я говорила… ясно и открыто о его прошлой работе и о вреде, который она причиняла его служению. Связь брата N. со «свободными масонами» поглотила его время и ослабила духовное восприятие. Его разум и мысли были посвящены этому обществу, состоявшему из всякого рода неверующих, пьющих и т. п. И он связался с этой тайной организацией. Для него был возможен лишь один выбор — порвать связи с ними и полностью перейти на сторону Господа, ибо он не мог служить Богу и маммоне одновременно.
Он сказал: «Я принимаю это свидетельство и последую совету» (Рукопись 17, 1892).
Брат N. был в тяжком состоянии, подобно человеку, который вот-вот потеряет равновесие и упадет в пропасть. Я знала, насколько замечательная это работа — обращаться с человеческими душами, и была благодарна, когда мне предоставилась возможность раскрыть перед братом всю опасность его положения. Господь Небесный вселил в нас боязнь осуждать друг друга; как существа бренные, заблуждающиеся, мы обязаны со всей тщательностью следить за собою, ибо мы оскорбим Бога, если повредим душам Его детей. Они искуплены Сыном Божьим, выкуплены Его Собственной драгоценной Кровью, и нельзя обвинять или оскорблять словом или делом, потому что Господь встанет на их защиту.
В среду мне пришлось рассказывать о принципах, на которых должна основываться наша работа с людьми при наставлении их на верный путь. Многие миряне сосредоточиваются на чувствах самих по себе добрых, но разум этих людей вполне
удовлетворен ими и не стремится к тому высшему добру, которое Христос желает дать им. Мы не должны, конечно, грубо лишать людей того, чем они дорожат. Откройте перед ними красоту и ценность истины. Показывайте людям красоту Христа, и они отложат в сторону все, что отвлекает их чувства от Него (Письмо 23а, 1893).
Послание одобрения. Я очень благодарна нашему милостивому Небесному Отцу, давшему вам силы уйти с помощью Его благодати от «свободных масонов» и от всего, что связывало вас с этим обществом. Вы были в опасности, пока состояли членом этого секретного ордена. Люди, вставшие под окрашенное кровью знамя Еммануила, не могут присоединяться ни к «свободным масонам», ни к любой иной тайной организации. Печать живого Бога не может оставаться на людях, поддерживающих такие связи после того, как свет истины засиял на их пути. Христос не разделен в Себе, и христиане не могут служить одновременно Богу и маммоне. Господь говорит: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому; и Я при-иму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (Письмо 21, 1893).