Вопрос пастору: Имел ли право Давид возвращать Мелхолу, выданную за другого?

04-01-2015,

вопросМаксим спрашивает: Имел ли право Давид во свете Втор. 24:1-4 возвращать себе Мелхолу как жену, если второй муж Мелхолы был жив, любил Мелхолу и явно развода не хотел (2 Царств 3)?

Царь Саул сватал Мелхолу за Давида, ища способа Давида погубить (1 Царств 18). Саул использовал симпатию дочери к Давиду, чтобы убить Давида, не отдав за него Мелхолу. План провалился и Саулу пришлось породниться с Давидом. Вместо смерти царев заговор принес Давиду официальное право на престол (не говоря уже о помазании его Самуилом на царство).

То есть союз Давида и Мелхолы начинался со злого умысла, но формально был безупречен.

Враждуя против Давида, Саул без ведома и согласия Давида, отдает Мелхолу за другого человека. Возможно, это действие было ответом Саула на то, что беглый Давид начал собирать свой гарем (1 Царств 25). Саул же был одноженец и явно ревновал, что Давид берет жен помимо Мелхолы. Богослов А. Болотников говорит, что на древнем Востоке богатые отцы в брачном контракте устанавливали огромные штрафы, а по возможности и запрет зятю брать других жен, кроме их дочери.

Подобную манипуляцию женами мы находим в поступке Рувима (Быт.35:22). По одной из версий, он после смерти Рахили хотел таким образом сделать Валлу запрещенной для отца и привлечь-таки его внимание к Лии, матери Рувима.

Позже женами Давида будет манипулировать Авессалом (2 Царств 16:22). Во свете поступка Авессалома возникает предположение, что распоряжаясь женой Давида, Саул образно сжег мосты к примирению. мол, «мертвецу / изгнаннику» жена-принцесса ни к чему.

И после гибели Саула Давид, осознавая, что поддержка главного военачальника Иевосфея, ключевого наследника Сауловой династии, сулит Давиду воцарение и над 10 израильскими племенами, ставит Авениру условие: вернуть Мелхолу в царский гарем. Чтобы показать 10 племенам, что Давид, а не Иевосфей, является приоритетным претендентом на израильский трон, т.к. имеет возможность, подобно Саулу, создать сильное централизованное государство, объединив и Иудею, и Израиль.


 

Дорогой брат Максим,

Думаю, что ссылка на Второзаконие 24 не совсем подходит, так как Давид не писал разводное письмо Мелхоле, он не разводился с нею. Это Саул коварно отдал ее за другого в то время, как она была законной женой Давида.

«И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саулову, сказать: отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний Филистимских.» (2-я Царств 3:14)

Коварство и беззаконие Саула, и то, что он отдал Мелхолу другому при живом муже, который старался быть честным с Саулом, не лишало Давида прав на Мелхолу, которая на тот момент была законной, а не разведенной его женой.

 

С уважением,
пастор Сергей Молчанов


Рубрика: Библейские исследования, Вопрос служителю

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"