Почему Господь навёл тьму на Египет?

04-09-2014, комментария 2

Око Амон-Ра 1Часто в проповедях из-за кафедры, когда речь заходит о 10 казнях египетских, в частности о 9-й казни, в которой Господь наводит тьму (осязаемую тьму) на весь Египет (Исход 10:21-23), можно услышать такие выражения: «Господь указал египтянам на их духовное состояние, что они находятся во тьме», а также, что «Бог, таким образом, навёл великий страх на всех египтян через тьму», и подобные выражения… В чём же, на самом деле, причина таких действий Бога, что за этим стоит, и что это значило для фараона, египтян и для народа Израильского?… Исследуем это место в его историческом контексте и посмотрим, каким нам откроется Господь, в Которого мы верим, в этом библейском отрывке…

Для того, чтобы мы могли объективно рассматривать эту казнь, нам необходимо взглянуть на создавшуюся ситуацию глазами людей, живших в то время, так сказать посмотреть на мир через очки, через которые его видели древние люди. Христианам, живущим в наше время будет немного странно слышать то, что для людей в те времена мир (в основном небо) был переполнен разного рода богами. Обычно эти боги делили между собой сферы влияния и функции, которыми они занимались. Так на мир смотрели и древние египтяне и израильтяне не были исключением, поскольку, будучи в Египте, они стали поклоняться и служить богам Египта (Иисус Навин 24:14,15). Это означает, что мировоззрение у них было практически одинаковым.

В то время, когда Господь (Яхве) послал Моисея вывести Свой народ из египетского рабства, Он ставил перед Собой цель спасти еврейский народ не только от физического рабства, но и от духовного, от тех ложных мировоззрений, в которых находились древние люди. Итак, почему же именно осязаемая тьма? — В древнем Египте на момент, когда Моисей пришёл освободить своих братьев, главным архи-божеством был Амон-Ра-несут-нечер — он был богом солнца и его считали творцом этого мира. Это был бог над богами, а также сам фараон считался видимым воплощением Амон-Ра. Каждый новый фараон считался именно богом, причём воплощением именно верховного бога, а не каких-то там второстепенных богов.

Компания «Евина-Декор» производит монтаж лепнины и во дворцах, и в домах простых смертных.

Итак, Господь поражает религию древних египтян и самого фараона в самое сердце, поскольку солнце, которому они поклонялись, по слову Яхве не даёт света, Амон-Ра вместе с фараоном оказываются бессильными перед Господом. Это было большим свидетельством (которое в том числе вызвало и страх) для самих египтян и для евреев, Бог унижает в их глазах тех богов, которым они поклонялись, показывая Свою силу и указывая на Себя, как на единственного, Кто достоин поклонения. Примечательно, что тьма была также «осязаема», чтобы показать беспомощность фараона, который тоже считался «осязаемым» воплощением Амон-Ра. Как видно из Библии, эта казнь оказала внушительное действие, как на самого фараона, так и на его жрецов, несмотря на то, что каких-то серьёзных разрушительных катаклизмов не произошло, поскольку они уже были готовы отпустить евреев в пустыню…

Что же эта история говорит нам о самом Боге и чему учит нас?

— Первое: обратите внимание, что Господь обращается к людям на их языке, учитывая их понимание мира и взгляды на жизнь, не пытаясь при этом сразу разрушить эти взгляды, но использует их для того, чтобы найти точки соприкосновения, открыть людям Самого Себя и, таким образом, привести их ко спасению.

— Второе: Господь в этой казне даёт как бы время для фараона и его народа, чтобы подумать над тем, Кто есть настоящий Бог богов, даёт им ещё одну возможность подумать над всем, что уже произошло, и покаяться, хотя мог бы их давно всех уничтожить (Исход 9:15,16). В Его глазах ценна каждая человеческая душа. Он не хочет, чтобы кто-то погиб, но чтобы все были спасены.

Пусть Господь благословит нас действовать Его методами, когда мы хотим открыть кому-то спасение в Иисусе Христе. Аминь!

Юрий Денисов


Рубрика: Библейские исследования

Комментарии (2):

  • Юрий Тимошенко

    |

    Полностью согласен с выводами автора. Историю с фараоном я рассматриваю в контексте борьбы сил добра, ведомых Богом с силами зла во главе с сатаной, описания которой были продолжены в Божьих откровениях в книге Иова. И основной вопрос, который здесь решается, состоит не столько в спасении зазнавшегося самоуверенного фараона, твердо держащегося идолопоклонства, сколько в признании и утверждении верховенства Божьей воли, как в Израиле, так и в окружавших его языческих народах: «2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им; 4 и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. 5 И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. 6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; 7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; 8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх.6:2-8).

    Считается, что начало разгоревшемуся конфликту положил фараон, когда сказал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2).Однако, Писание говорит, что этот конфликт был спланирован Богом: «13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:13-16). Об этом же упоминает и апостол Павел в Римл. 9/17: «17 Ибо, Писание говорит фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле»

    Кто ожесточал фараона: Бог или он сам? Писание говорит, что во время первых пяти казней фараон ожесточал свое сердце сам. Далее же ожесточение приписывается Господу (Исх. 9:12; 10:1, 20, 27; 11:10, а также 14:4, 8, 17), и отчасти фараону (13:15). Предполагается, что это «очевидно означает, что сначала Господь попытался убедить фараона, побудить его признать Божье самооткровение».

    Но в этом нет логики: на примере проявления Своей власти над фараоном Бог хочет привлечь доверие Своего народа на Свою сторону окончательно и бесповоротно. Это Его цель в данном эпизоде. К этому времени фараон имел свою твердую позицию в отношении Бога. Как же Он может отговаривать самоуверенного зазнавшегося фараона? Правильно указывала Е.Уайт, что своим упорством фараон спровоцировал то, что от него отошел Святой Дух Бога и он остался сам на сам перед сатаной и Богом. И если до пятого бедствия в сердце фараона, возможно, теплилась надежда на помощь его волхвов и их идолов, то после пятой казни в его сердце вполне возможно, наряду с прочим, поселяется и нарастает страх перед неизвестностью и реальностью грядущих бед. И будет логичнее предположить, что: до пятой казни фараон, лишенный участия Святого Духа, проявлял свое упорство сам. После же Бог поддерживал возбуждение его сердца к противлению в назидание Израилю и языческим народам: «чтобы показать над тобою (фараон) силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Римл.9/17). «1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, 2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:1,2).
    ……………………..
    Вся Библейская история жизни человечества демонстрирует постоянную и кропотливую работу Бога по воспитанию человека. Приняв решение создать Свой народ-проводник Божьих уставов и заповедей, Он стремился сформировать народ духовно сильных личностей, полностью доверявших Ему абсолютно во всем. Поэтому Израилю после рабства нужна была моральная и духовная встряска: страдания рабства должны были смениться ликованием радости от освобождения и обретения могучего Защитника и Покровителя в лице Бога. И, демонстрируя Свое влияние на сильных земного мира, Он по праву рассчитывал на такую реакцию освобождаемого Им народа. Но, хотя укоренившийся за сотни лет рабский дух Израиля и не дал оправдаться этим надеждам, все последующие поколения людей до наших дней имеют мощное откровение-свидетельство могущества, характера и отношения к людям нашего Творца. После Потопа спасение Израиля из рабства было первым явным крупномасштабным вмешательством Бога, имевшим целью демонстрацией Своей власти над природой земли и ее обитателями утвердить Свой статус Господа среди людей. Сатана через волхвов пытался противостоять Богу, однако не в его силах и власти было очистить кровавую реку и сделать воду пригодной для питья, удалить жаб (хотя волхвы все это смогли произвести), создать и удалить мошкару, песьих мух и т.д. И расступившиеся перед беглецами, но сомкнувшиеся над их преследователями морские воды завершили эту демонстрацию силы над природой. Цунами и тайфуны, землетрясения и вулканы, засухи и обильные ливни, нашествия саранчи и др. насекомые-вредители, пожирающие урожаи плодов, овощей, фруктов; жабы и шершни, ослы и медведи, земноводные и млекопитающие, … — вся флора и вся фауна, как творенье Божье, являются Его природным оружием в борьбе за спасение человека. И ни одно существо на земле – ни человеческой, ни ангельской природы – не способно противостать этому оружию. Но Бог ОДИН есть Господь над всем этим миром: «2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им;… 6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; 7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского…» (Исх.6/2-6).

    ………………………………
    История выхода Израиля под Божьим водительством открывает характер и волю нашего Господа. Его искренние откровения и последующие действия дают нам основание для веры в Его обетования и в то, что наши ожидания оправданы, а праведные усилия принесут свои плоды.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"