Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 1. Ученики в Писании
С Новым годом вас, дорогие мои братья и сестры!
Начиная Новый 2014 год, мы открываем новое пособие по изучению Библии в субботней школе. В первом квартале мы будем рассматривать общую тему: «УЧЕНИЧЕСТВО».
Перед нами первый урок: УЧЕНИКИ В ПИСАНИИ
Начнем сразу с памятного стиха:
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Иоан. 5:39).
Прочитав этот текст, нам следует сразу же разобрать несколько вопросов, которые могут возникнуть:
Кому принадлежат эти слова?
В связи с чем они были произнесены?
Под «Писанием» что подразумевается в данном контексте, и что под этим можем сегодня подразумевать мы?
И наконец, почему именно этот текст взят эпиграфом к этой теме?
Резонные вопросы? Их стоит разбирать? Кто-то скажет: «Да, это же так элементарно, тут и разбирать-то нечего, и так все понятно». Если кому-то все понятно, это хорошо, тот может уже и уроки не учить. Но есть же те, кому всё-таки что-то и непонятно. Есть же и начинающие ученики в школе Христа. Вот эти уроки для начинающих, да и для меня каждый материал является новым, и я буду вместе с вами учиться и вместе с вами искать что-то насущное и полезное в каждом уроке.
Так в связи с чем Христос произнес слова: «Исследуйте Писания….»? Рассматривая события, происходившие перед этими сказанными Христом словами, перед нами предстает такая картина. За Христом ходили разные люди: кто-то желал получить исцеление; кто-то внимал словам, которые они раньше ни от кого не слышали; а кто-то ходил вслед и искал, как бы чем-то Христа унизить, поймать Его в какую-то богословскую ловушку.
Все началось с того, что Иисус исцелил больного, который 38 лет был в болезни. Все может быть и обошлось бы, но дело в том, что Христос исцелил больного в субботу, и бывший больной, по повелению Христа, встав, ходил в день субботний со своей постелью. Фарисеи спросили: Кто Тот Человек, Который сказал тебе: «Возьми постель твою и ходи»? Когда он объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус, стали гнать Иисуса и искали возможности чтобы убить Его. Вот здесь и начинается полемика. Христос увязывает Свою деятельность с деятельностью Бога Отца, этим самым Себя привязывает к Богу в гораздо большей степени, чем Он казался им в самом деле. Здесь Иисус произносит длинную речь, заключая ее конкретными словами:
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал (Иоан. 5:36-38).
И вот в доказательство приведенных слов Христос и произносит слова, которые стоят эпиграфом к этой теме. Что фактически Христос хотел сказать этими словами?
Это место можно перевести как простое заявление: «Вы исследуете Писания» или как повеление: «Исследуйте Писания!» Контекст, кажется, подчёркивает, что эти слова наилучшим образом могут быть поняты как ясное заявление Христа иудеям: Вы исследуете Писания, и правильно делаете, но только вот в чем ваша ошибка: вы думаете чрез них, через исследование Писания, иметь жизнь вечную, но не исследование Писания как самоцель даст вам спасение, а они (священные книги Писания) свидетельствуют обо Мне, и спасение вы можете получить лишь через Того, о Ком они свидетельствуют, то есть, обо Мне.
С древних времён бытовал иудейский взгляд, что познание закона уже само по себе гарантировало человеку вечную жизнь. Так Гиллель, раввин первого столетия до н.э., провозгласил: Тот, кто постиг сам для себя слова Торы, приобрёл для себя жизнь в грядущем мире (Мишна, абот, в талмуде издание Санкина стр. 17). В данном случае Иисус напомнил иудеям применение этого взгляда — что Священные Писания, в которых они думают найти вечную жизнь, были исключительно Писаниями, которые свидетельствовали о Нём. Если бы иудеи исследовали Священное Писание с взором веры, они могли бы быть приготовленными, чтобы признать Мессию, когда Он стоял посреди них. Вот так тот эпиграфический текст «вписывается» в канву данной темы.
Чтобы нам не совершить радикальную ошибку древних иудеев, мы и будем в течение квартала изучать тему ученичества. Давайте, подробно рассматривая эту тему, попытаемся увидеть в Писании Христа и будем Его учениками.
Воскресенье Дух Писания или его буква?
Как Христос относился к Писанию? Какое Писание имел Он в виду, говоря слова: «Исследуйте Писание…?». Естественно, ни Евангелий, ни посланий в то время еще не было, и Христос говорил о Писаниях Ветхого Завета. Он имел в виду Танах. Но в наше время под Писанием мы подразумеваем уже всю Библию. Да, все свидетельствует о Христе. Но иногда надо Писание копнуть немного глубже, чем мы копаем его обычно. Фарисеи очень тщательно изучали Писание, но поверхностно. Они заучивали наизусть большие отрывки из Писания, носили повязки на лбу и на руках с текстами Писания. Стоило им напомнить только одно слово, и у них всплывал весь контекст, связанный с этим словом. Они изучали Писание так, как пахали землю из года в год на одну и ту же глубину, тщательно бороня ее. Но стоило бы им только копнуть немного глубже, а это всегда тяжелей, особенно если копать не трактором, а при помощи волов или лошади, то можно было бы зацепить и найти бесценное сокровище, и этим сокровищем оказался бы сам Христос. Писание свидетельствовало о Нем.
Но Христа в Писании не видели иудеи, да и ученики первоначально ничего там не замечали, хотя Христос пытался им что-то приоткрыть. Сатана в пустыне подошел также с Писанием на устах, но и он слишком мелко плавал в Писании, а может и понимал его глубину, но пытался так хитроумно поставить вопрос, чтобы уловить Христа.
Представ перед Евой в Эдемском саду в виде змея, он также пытался исказить слова Бога, хотя Ева дала знать, что она правильно поняла их, все же свое дело соблазна дьявол довел до кондиции. Но в пустыне ему этого трюка проделать с Христом не удалось, потому что Христос изучал не поверхностно Писание, а вникал в его суть.
Сегодня немало есть поверхностных исследователей Библии, но они выдают себя за истинных блюстителей Писания и упрекают еще других в нарушении той или иной буквы Писания.
Пришел к нам как-то один человек на богослужение, он странно выделялся от всех людей. Небритый, не стриженный. Вы скажете: БОМЖ, да нет, не БОМЖ. После собрания он представился: «Я – ученик Христа, истинный Его ученик». В чем же заключалось его ученичество? Он заявил: «В Библии нигде не говорится, что Христос брился или подстригал волосы на голове, как это делаете вы». Это его первый упрек в наш адрес, что мы уже живем не так как Христос, значит мы не Его последователи и не Его ученики. Мало того, это было зимой, и он пришел по снегу босиком. «Христос не носил ни ботинки, ни сапоги, Он ходил босиком», — вот его свидетельство и аргумент в одной фразе. Потом оказалось, что мы нарушаем все 10 заповедей. После собрания несколько братьев уединились с ним, и он стал доказывать, что мы – нарушители всех заповедей. И на все у него были аргументы. Вот один из них: У вас есть паспорта, а там, в паспорте есть фотография, а написано: Не делай себе никакого изображения, и так далее. Но дело в том, что, не бреясь, не подстригаясь и ходя босиком, почему-то цельнокроеный хитон он не носил, ну, это уже не точно так, как Христос. А значит, нет никакой логики.
Сегодня мы сталкиваемся с подобного рода явлением типа: Соло Скриптура. И вот тогда под этим Соло Скриптура появляются такие заявления: Новый год по Библейски начинается в марте-апреле, а вы поклоняетесь языческим богам, начиная Новый год с января. Хотелось бы спросить у таких библеистов: А как обстоит дело у Вас с обрядом обрезания? Это же тоже библейское предписание. Может быть, и волосы перестать стричь и брить, ведь это римляне ввели брадобритие?!
Понедельник Отношение Христа к Священному Писанию
Дьявол попытался в пустыне взять Христа в оборот своими собственными ухищрениями, но видя что ничего у него не получается аргументами небиблейскими, в третьем искушении применяет также Писание.
В первом искушении он выдал себя одним словом, и при том, самым первым: «Если Ты Сын Божий…». Вот это слово: «Если» его и выдало.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз.
Во втором искушении сатана предложил Христу поклониться ему, и вновь Христос отразил искушение словами Писания.
Но вот в третьем искушении сатана тоже применяет Писание, но он его до неузнаваемости изменяет, он меняет его концепцию. Он цитирует 90 Псалом. Но суть этого текста в том: если ты споткнешься ногою твоею о камень, то ангелы тебя понесут. Но сатана-то предлагал Христу самому броситься вниз, а это уже не нечаянно споткнуться о камень, это уже искушение Бога.
Христос все три атаки сатаны отразил словами Писания, и сатана на время оставил Его.
Давайте посмотрим, как Христос применил Писание при самом первом общении с людьми.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лук. 4:16-21).
Используя Писание, Христос начал увязывать его со Своим приходом в этот мир: «Ныне исполнилось Писание сие». А в чем оно исполнилось? На какие слова Христос обратил внимание? «Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем и проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и отпустить измученных на свободу. Этот момент настал. И Христос вышел с этой деятельностью.
Вторник Секретное оружие Иисуса
Прочитаем текст:
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне (Иоан. 10:34-37);
Иисус был особенной личностью. Его действия и метод полемики резко отличался от обычного и традиционного. Он бросил вызов богословам того времени. Он поставил под сомнение их толкование Писания и пытался помочь им понять Свое учение. Этим Он пошатнул слабые опоры их веры. Иисус использовал их оружие против них же.
Одному борцу предстояло бороться с весьма тучным противником. К нему невозможно было подступиться, его невозможно было бросить. С этой громадиной невозможно было ничего сделать, и на близкое расстояние его тоже нельзя было подпускать к себе, он своей тушей буквально раздавит любого борца. Тренер дал дельный совет борцу: «Ты используй его вес против него же». Он так и сделал. Приблизившись к тучному великану, он сделал вид, что хочет бросить его через себя, а сам стал потихоньку задом отступать, привлекая противника на себя, и в конце ловко увильнул от него, и тот своим огромным весом ударился о натянутый огородительный трос, его откинуло обратно, и он упал на пол всем своим весом.
Христос часто применял выражения, понятия, богословские толкования законоучителей. Но отталкиваясь от них, выходил на чистое толкование и два толкования оставались в контрасте, и учителя оставались постыженными.
Что Христос хотел сказать текстом, который мы прочитали?
«Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?»
Христос здесь не отрицает Закон, который Он сам дал. Слово «вашем» может подчеркивать мысль о вескости закона, который они сами признали, как авторитетное высказывание. Говоря о Законе, что в сугубо узком смысле имелось в виду Пятикнижие Моисея, но иногда выражение «закон» имело и более широкое значение, означающее вообще все ветхозаветное Писание.
Цитата «вы боги»? — взята из Пс.81:6. Этот текст фактически содержит обвинение неправедным судьям, говорящим как «боги». Раввинское предание применяет термин «боги» к тем, которые приняли закон. Вот цитата из Талмуда:
Израильтяне, принявшие Тору настолько, что ангел смерти не имеет над ними никакой власти (Талмуд, Abodar Zarah 5 а, издание Сончино 21 стр.).
Христа пытались обвинить в богохульстве, когда Он высказался о Своем тесном отношении с Отцом. Они взяли камни, чтобы побить Его. И вот Христос берет их аргумент и использует его против них же. Хотя Христос был Богом совершенно в отличном смысле, чем в Псалме 81:6 говорится о судьях, но Христос использовал это выражение в терминах их понимания.
Согласно их толкования, следовательно, если Священное Писание называло Израильтян «богами», то если вы не желаете принять Меня как Сына Божия в идеальном понимании, то примите Меня Сыном Божьим в том смысле, как в 81 Псалме Израильтяне названы «богами». Но кто ищет повод, то его всегда найдет, и в словах Христа всегда что-то находили, чтобы Его осудить и найти повод для убийства.
Среда Какой была бы жизнь без Библии?
Как фотограф без фотокамеры, как воин без оружия, так и христианин без Библии.
Некто высказался так: «Человек не сможет уменьшить Божью славу отказом поклоняться Ему, так же как безумец не сможет убрать солнце, написав на стенах своей палаты «тьма». Как невозможна жизнь ученика без учебников, так и невозможна жизнь христианина без Библии, потому что христианин — он тот же ученик в школе Христа и без Библии он как без оружия.
Вот вопросы, о которых нам следует серьезно размышлять, если мы желаем быть Христовыми учениками. Он желает сделать нас учителями. Но прежде чем быть учителями, надо быть учениками в школе Христа. Бог хочет, чтобы мы трудились для Него и с Ним, но как часто мы упрямы и эгоистичны. Как часто мы забываем о тех прекрасных вещах, которые случаются в нашей жизни, когда мы Ему доверяем.
И все же Бог ждет нас. Иногда мы сами являемся препятствием, стоящим на пути служения Ему. Наша вера рушится всякий раз, когда мы недостаточно проводим с Ним времени. Иногда мы спотыкаемся и можем даже не очень хорошо себя чувствовать. Затем вина берет над нами верх. Однако Божьи обетования, находящиеся в Библии, могут устранить любое появившееся у нас сомнение. Его обетования могут все победить. Познание Слова может привести нас в такое соприкосновение с Богом, о котором мы и не мечтали. Мы всей душой почувствуем Его прикосновение и загоримся страстным желанием поделиться этим чувством с другими людьми. Вот что значит для нас как учеников Христа, Слово Божие!
Четверг Говорите об истине с любовью
Позвольте привести некоторые выдержки из трудов Э. Уайт. Они направят наш взор именно на Слово Божие.
«В Слове Спаситель предстает во всей Своей красоте и любви. Всякая душа обретет покой и утешение в Библии, которая наполнена обетованиями относительно того, что Бог сделает для всякого, обретшего правильные с Ним отношения. Больные будут получать особенное утешение в Слове, так как через Писание Бог дал человечеству лист с дерева жизни, которое есть исцеление народов. Как человек, читающий или слушающий Писание, может потерять интерес к небесному и находить удовольствие в развлечениях и удовольствиях мира?! (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т.5, с.1134,1135).
«Существует одна великая центральная истина, которая всегда должна находиться в сознании при исследовании Писания – Христос, и притом распятый. Все остальные истины облечены влиянием и силой пропорционально их отношению к этой истине. Только в свете креста мы можем понять возвышенный характер Закона Божьего. Душа, парализованная грехом, может быть наделена жизнью только через работу, совершенную на кресте Автором нашего спасения» (Э. Уайт. Дабы мне познать Его, с.208).
«Множество душ жаждет хлеба жизни. Они восклицают: «Дайте мне хлеб; не давайте мне камень. Мне нужен хлеб». Накормите же эти погибающие, изголодавшиеся души. Нашим служителям следует помнить, что младенцам, не познавших первоначальных основ истины, нельзя давать твердую пищу. В каждую эпоху Господь имел особую весть для живущих в то время; и мы имеем весть для людей века нынешнего. Но, имея многое сказать, мы, возможно, будем вынуждены удержать что-то до времени из-за неготовности людям воспринять некоторые истины сейчас» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 2000).
Христос недаром сказал однажды:
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан.16:12).
Пятница Иисус жил Писанием
Прочитаем текст:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф. 5:17).
Иногда мы как христиане не замечаем глубокое вечное значение, запечатленное в Писании, и заменяем его своими субъективными толкованиями. В Евангелии от Матфея мы читаем о том, как Христос говорил людям, которые не обращали внимания на Писание и учили заповедям человеческим. Согласно их заповедям им казалось, что Христос что-то нарушает. Христос заявляет, что нет, Я не для того пришел чтобы нарушать заповеди, Я пришел чтобы их исполнить.
И сегодня у людей есть интересный обычай: берут библейский текст за основу и добавляют к нему свои измышления вместо того, чтобы сопоставить все тексты Писания, что все Писание в совокупности говорит на эту тему. А может это иносказание? А может Христос применил метод раскрытия какой-либо идеи путем отталкивания от понимания иудеев того времени и вел потом их к правильном пониманию? А если вырвать какой-либо текст из Писания, можно прийти к совершенно неверному толкованию. Например: «Что входит в уста, то не оскверняет человека». А если рассмотреть весь контекст, мы видим, что речь вообще не идет о нечистой пище, которая, кстати, не входит человеку в уста, а люди сами ее туда засовывают.
Говоря о законе, о его соблюдении, и вообще о спасении, дьявол толкает людей то в одну крайность, то в другую. Одни заявляют, что вообще нам закон не нужен, Христос пригвоздил его ко кресту, мы спасаемся благодатью Христа. Другим он внушает, что единственный путь для получения спасения состоит в совершенном соблюдении всех заповедей. Оба эти взгляда упускают суть, которая есть Христос.
Сегодня многие христиане также неверно толкуют Писание, как фарисеи и саддукеи толковали его, когда не обращали внимания на центральные места Писания – пророчества, указывающие на Христа. Поэтому, когда Христос наконец-то пришел, они не узнали Его. Они упустили Его Божественную суть, потому что были слепы.
Не страдаем ли мы подобной слепотой?
Иисус жил Писанием, обучал Писанию и исполнил Писание. Писание указывает на Иисуса, а Он проповедует Писание. Таким же образом и мы призваны жить в Иисусе и узнавать о Нем больше через Слово, данное нам Богом. Нам следует через тщательное исследование Писание и Христа отвергать заповеди человеческие и устремлять наш взор на главное – на Иисуса. Только тогда мы по-настоящему сможем свидетельствовать о Нем и показывать другим, Кто Он есть.
Пастор Александр Серков