Мы должны отображать нашу эпоху в ее лучшем смысле

24-11-2013, Комментариев нет

Геннадий Касап, руководитель молодежного отдела Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД), ответил на вопросы участников харьковского молодежного форума «Безлимит».

— Информационный отдел Генеральной Конференции возглавляет Уильямс Коста, звезда христианской эстрады Бразилии. Ближайший аналог — белорусский ансамбль «Новый Иерусалим», чьи песни возглавляли национальный хит-парад. Песню фронтмена этой группы купила Алла Пугачева. Уильямс Коста с супругой и детьми провели тур по шестнадцати городам Бразилии, направленный на возвращение охладевших в вере адвентистов (видео здесь). На своём семинаре в Москве Уильямс Коста подчеркнул, что адвентистам нужно применять творческий подход в служении, использовать современные технические средства, учитывать новые тенденции и говорить на языке современной культуры.

Брат Геннадий, как творчество проявляется в молодёжном служении Евро-Азиатского дивизиона и поощряют ли молодёжных руководителей искать современные средства служения молодёжи?

— В отделе адвентистской миссии есть пять центров работы по различным направлениям: диалог с православными, буддистами, мусульманами, евреями, и еще один – с постмодернистским обществом. Я возглавляю отдел по диалогу с постмодернистами.

На прошлой неделе в Заокской духовной академии мы проводили форум по работе в секулярном обществе. В нём участвовало около 150-ти человек, приезжали братья из Генеральной Конференции.

Адвентистская церковь понимает, что время и общество меняются, и желает нести весть об Иисусе Христе актуально и понятно для современного человека. Открывая тот форум в Заокском (хотя в нём участвовали очень серьёзные люди), я привёл очень не серьёзный пример.

Прихожу домой (у меня жена и двое детей). Чешется спина. Говорю жене: «Слушай, почеши спину. Да левее, ну правее». И, как правило, она не удовлетворяет мою нужду. Подхожу к дверному косяку и начинаю о него тереться.

Когда мы нашими евангельскими инициативами «не чешем людям там, где чешется», – мы, к сожалению, не только не удовлетворяем их нужду, но ещё и раздражаем их. Мы призваны, не искажая Божью весть, менять ее культурную форму (обертку), чтобы она была понятна современному человеку.

Пример инновации в служении ЕАД — молодежные кафе, куда приглашают внецерковных знакомых для обсуждения околохристианских тем. Не всякого человека можно привести в церковь, но люди спокойно приходят в кафе, чтобы посидеть за чашкой чая, попробовать вкусностей, послушать музыку. А мы пытаемся потихонечку донести им весть об Иисусе Христе.

Развивается спортивный евангелизм. Недавно я был в Москве, в Нагатинской общине. Две смены в большом зале и международная церковь в малом. В международной церкви проходит программа кафе, а среди недели ребята выносят оттуда все стулья, ставят теннисные столы, и туда приходят двадцать-сорок абсолютно неверующих людей, чтобы через спорт познакомиться со Христом. Когда посетители видят наше отношение к ним и друг другу, завязывается знакомство, и есть примеры, когда так обращаются к Богу.

В Заокске периодически собирают футболистов и проводят турнир между адвентистскими футболистами: приезжают из Беларуси, Украины, местные ребята играют. Но специальных спортивных турниров у нас нет, потому что у церкви другая задача: нести весть Евангелия. А спорт и всё остальное – это побочные инструменты, которые могут нас вдохновлять, сближать. Мы можем дружить, но делать из этого спортивные состязания олимпийского или иного уровня, – не думаю, что в этом есть смысл.

— Как сделать адвентизм актуальным для молодёжи там, где он совсем не интересен?

— Для постмодернистского человека факты, аргументация, доводы не имеют никакого значения. «Ты веришь так? Верь. А я понимаю по-другому. И мы с тобой будем друзьями». Для него важен только опыт. Мы должны показать, что значит христианство для моей жизни. К примеру, если я говорю: «С Христом здорово жить! Христос решает мои проблемы! Христос мне помогает!», а сам каждый день хожу в депрессии, то у человека, которому проповедую, возникает вопрос: «Если Он не помог тебе, с какой стати Он поможет мне?» А потом я ему говорю: «Приходи ко Христу!» Только наш личный опыт может оживить интерес к Иисусу Христу в нашем собеседнике или друге.

— Не кажется ли Вам, что новомодные методы работы с молодёжью, – признак отступления, предсказанного Эллен Уайт?

— Отступление было всегда. Но не могу согласиться, что всё новое — автоматически греховно. Наша весть должна быть актуальна для человека. Мы – часть общества.

Мы сегодня уже говорили о моде: просто у нас люди малоимущие, и им не хватает денег на длинную одежду. Или о музыке. Если вы откроете сборник «Псалмы Сиона», то эти пения в большинстве своём отражали эпоху, в которую были написаны. Как пели в обществе, похоже пели в церкви.

И конфликт поколений существовал всегда — в церкви и вне ее. Понимая, что мы пришли из мира и, желая, чтобы к нам приходили люди из мира, мы должны отображать нашу эпоху в ее лучшем смысле. Потому что и в нашем обществе тоже есть крайние взгляды, которые и там многими не принимаются. А есть умеренные новшества. И когда мы ультрасовременные взгляды и действия привносим в церковь, возникает конфликт. Я говорю не о вероучении, а о методах работы. Не думаю, что молодежные пения — признак какого-то отступления.

Должен ли человек, называющий себя христианином, участвовать в каком-либо служении?

Должен, если он настоящий христианин. Но не из-под палки, а это должно быть его естественным желанием откликаться на Божью любовь, в чём-то себя проявлять. Потому что мы созданы Богом как социальные существа, и реализуем себя, когда служим кому-то. Так устроен мир. В природе всё служит друг другу. Так и в церкви. Быть только потребителем, брать всё себе, – это не христианство.

— Как практически сделать Бога центром своей жизни?

— Есть два способа, через которые Бог общается с человеком: молитва и Слово Божье. Нам нужно научиться разговаривать с Ним. Если проводить аналогию с парнем и девушкой, то между ними не всегда чувство возникает сразу. Иногда бывает, что парень вроде бы полюбил с первого взгляда одну девушку, а женился на другой. Потому что когда начинается общение, личность открывается. И когда понимаешь, что Бог это личность, начинаешь с Ним общаться, у тебя возникает это желание лучше узнать Его, и оно усиливается по мере того, как ты узнаёшь Его больше.

— Церковь адвентистов страдает от проблем в семьях. Молодёжь не придерживается христианских принципов. Нужно что-то делать, и не семинары — отдельно для юношей и девушек, — а что-то более серьёзное. Существующая сегодня методика не работает.

— Если есть гармония с Господом, тогда и между парнем и девушкой будут правильные отношения. Не согласен, что наши семинары и обучающие программы ничего не дают. Очень часто совершают ошибки не потому, что хотят ошибиться, а когда не знают, как поступить. Поэтому и нужен комплекс таких мероприятий: пособия, семинары, консультации.

В свое время я проходил курс по добрачному консультированию не как вступающий в брак, а обучался как преподаватель. И когда анализировал свою дружбу с моей будущей женой, то увидел, что если бы я всё это знал, то многих шишек (хотя у меня хорошая семья) мог бы избежать.

— В Библии сказано, что на небе не будут ни жениться, ни выходить замуж. Там же сказано, что после вознесения на небо ангелы принесут умерших младенцев их матерям. Парадокс: получается, ребёнок будет расти без отца?

— Изучая Библию и читая труды Духа Пророчества, я сделал для себя вывод, что хочу жить в Царстве Божьем со своей женой: она мне не надоела и, надеюсь, не надоест. Но вы помните, что Христу задали этот вопрос в немножко другом контексте. Там речь шла не о совместной жизни, а о супружеских отношениях между мужчиной и женщиной. Их, как написано, не будет в Царстве Божьем, потому что половая близость дана для определённой цели: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». После Второго Пришествия земля будет наполнена, и супружеских отношений не будет.

— Что можно допускать в отношениях парня и девушки?

— Это вечный вопрос на молодежных мероприятиях. Потому что каждый раз молодые люди думают: а вдруг что-то поменялось? Разочарую: ничего не изменилось. Начинайте свидание с молитвы, и у вас не будет проблем с рамками, потому что Господь будет с вами.

— Какую музыку можно слушать: христианскую или нет? Что и на чём можно играть, и какой жанр подходит для служения Богу?

— В Советском Союзе если в песне было слово «Бог» – это была христианская музыка. Помню, мой друг и дальний родственник, который был «околоадвентистом», как-то дома включил забойную английскую музыку. И папа подходит к нему и говорит: «Сынок, ну как можно эту музыку слушать? Пожалуйста, выключи». Он говорит: «Папа, это «Воспойте, братья, бодро» в современной обработке» (это такая песня из церковного сборника «Псалмы Сиона»). «Ну ладно, сынок, слушай-слушай».

Теперь это различие не работает. Сейчас все поют о Боге. Любую светскую песню включи – везде слово «Бог» звучит. Могут в церкви петь такое, что «в миру» поют лучше[1]. В своё время я был музыкальным руководителем униона, и у меня есть семинар на эту тему.

Музыка состоит из трёх вещей: гармонии, ритма и слов. Гармония должна дополняться ритмом и усиливать слова. Песня призвана нести смысловую нагрузку. Я когда-то слышал одну песню (её крутили по радио в России), смысл её в том, что какой-то парень нашёл гирю, поднял её на пятый или седьмой этаж и стал бросать из окна, а по домом был люк. И вопрос такой: пробьёт гиря люк или не пробьет?

Иногда мы христианские песни поём подобным же образом — не вкладывая особого смысла. Поэтому первостепенную важность должны иметь слова. Гармония должна украшать слова, а ритм – дополнять и усиливать их.

Сейчас много дискуссий вокруг ударных инструментов. Но бывает, считается, что «ударные использовать нельзя», а звучит фонограмма с такими ударниками, что… Любой инструмент можно использовать, если он славит Бога.

— Как пробудить в себе желание рассказывать о Христе? И хочется, и понимаю, что нужно, – но не могу начать: стесняюсь.

— Найдите единомышленников. Есть различные миссионерские программы. Страшно работать в своём городе – может, друзья увидят, знакомые, – что скажут? Съездите в другой город на миссионерскую программу, конгресс, где проводят миссионерскую акцию. Начните там, почувствуйте вкус служения Богу.

В этом году я с большим удовольствием раздавал литературу в Африке на Всемирном молодёжном конгрессе. Не ожидал, что южноафриканцы настолько открытые люди. В дом зовут (у меня есть несколько фотографий), просят помолиться о них. Эти негритянские рэперы – знаете, – кепка набекрень, штаны почти сползли, сигарета в зубах, музыка сотрясает машину. Останавливается, опускает окно, начинает говорить о Боге и просит книгу. Когда вернулся, с новым энтузиазмом взялся распространять литературу в наших краях, хотя у нас это не так просто делать. Начните, и Господь поможет.

— Почему я могу доверять Библии как книге Божьей?

— Наверное, Вы не знакомы со Священным Писанием, раз такой вопрос задаёте. Библия доказала, что ей можно верить. Факты, описанные там, имели место, пророчества исполнились. И важнейший аргумент в пользу того ее авторитетности, особенно для современного человека, – это изменённая жизнь людей благодаря влиянию Библии, Духа Святого, Который воздействует на разум при чтении Священного Писания.

— Как понять, когда нужно уходить из городов? Могут ли электронные паспорта, биометрические чипы быть начертанием зверя? И если нет – что тогда?

— В произведениях Эллен Уайт в три-четыре раза чаще звучат призывы идти с проповедью в города, чем уходить из них. Поэтому всё зависит от того, что читаем. По поводу того, что надо уходить из городов, – пишет Э. Уайт, – Господь даст знамение. Но сегодня слишком много работы в городах, чтобы уходить. Современное общество урбанизируется (переселяется в города) всё возрастающими темпами. Мы как церковь не имеем права уйти из городов, не выполнив Господню миссию: не рассказав о Христе. Надо евангелизировать города.

Начертание зверя заключается в отделении от Бога, признании антихриста высшим авторитетом. В своё время шла большая волна: боялись идентификационного номера (ИНН), и некоторые его не получали из-за этого. Не бойтесь. Это слишком примитивное понимание. Оно кроется гораздо глубже – в отношениях человека и Бога.

— Реально ли в современном мире прожить без лжи?

— Можно обмануть, а можно не сказать всю правду, когда знаешь, что эта правда человеку не поможет, а то и повредит. Руководствуйтесь этим, и Господь будет с нами.

— Как Вы пришли к Богу? Кто Вам помог?

— Я в третьем поколении адвентист, но я не пришёл к Богу по наследству. Это я точно знаю.

Кто помог? Я никому не рассказывал свою историю. Это моя тайна. У меня был непростой путь к Господу. Я искал Его и в других церквях. Было и разочарование, и желание посмотреть: как это живётся без Бога, почему стоит идти по жизни с Ним?

Большую роль сыграли родители. Я неоднократно слышал, когда шёл в свою комнату спать, как они преклоняли колени и молились за меня. Это очень сильно воздействовало. Работал пример определённых пасторов, проповедников.

И была одна женщина. Когда я решал уходить с пасторского служения, она ко мне подошла – рядовой член церкви – и говорит: «Хочу, чтобы ты провёл евангельскую программу». Это было толчком. Провёл программу – община организовалась. Через месяц другую – еще одна возникла. Открылось второе дыхание, и я почти два года был евангелистом. Организовал где-то пятнадцать общин.

— На каком музыкальном инструменте Вы играете?

— Сейчас — на пианино, когда некому аккомпанировать в офисе ЕАД во время богослужения. Немного на гитаре, когда просят мои дети. А когда-то играл на скрипке в оркестре (мы и в Харькове побывали), закончил музыкальное училище. У меня, кстати, очень хороший инструмент, мастеровой. Последний раз играл на альте, когда женился: показал жене, что действительно умею, и благополучно сложил скрипку до сего дня.

— Какие традиции есть в Вашей семье?

— Есть традиция встречать субботу, но она проходит зачастую без меня. Любим сесть за столом, поесть чего-нибудь вкусненького, попить чаёчку и просто поболтать. Вообще, мы в семье любим болтать. Дети с удовольствием делятся с нами всем. Иногда мы засиживаемся до десяти, до одиннадцати, потому что они должны нам всё рассказать. Старшая дочь более кратко излагает свои мысли, но у младшей такие словесные обороты… Если её не слушать, – она не обижается, но всё равно скажет.

И ещё есть хорошее обыкновение – чтение Библии. Мы очень серьёзно восприняли инициативу «молитва в семь утра и семь вечера», потом перешли на чтение Священного Писания — главу в день. Мои дети регулярно ведут специальные дневники, у них есть уже три тома. Они описывают свои мысли по прочитанной главе. Делимся выводами из прочитанного.

Фото Анны Муленко, Игната Меренкова


Рубрика: Жизненные истории, Образ жизни, Церковь и общество

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"