Вопрос пастору: Кем был билейский Мелхиседек?
Саша спрашивает: Здравствуйте. Меня волнует вопрос относительно седьмой главы Послания к евреям и четырнадцатой главы книги Бытие. А именно, кем был Мелхиседек?
Особенно меня волнует третий и четвёртый стихи седьмой главы книги «Послание к евреям».
Дорогой брат Александр,
Ваш вопрос очень сложен потому, что Сам Бог в Слове Своем говорит о Мелхиседеке очень лаконично. Поэтому домысливать что-то по этой теме — это весьма ответственно.Исходя из контекста Послания евреям, перед автором, апостолом Павлом, стоит задача не исследовать историю Мелхиседека, а провести аналогию между ним и Христом. Павел показывает, что не только из чресл Авраама были великие священники. Павел показывает, что Дух направил Авраама к человеку, который не из его рода. То есть и до начала левитского служения было служение священства, которое признавал сам Авраам. По логике Павла это служение должны признавать и потомки Авраама, которые произошли из его чресл.
Согласно Павлу, Мелхиседек дан Богом, как прообраз Христа, то есть пришедший как-бы не от мира сего, так как Писание не указывает его родословия. Хотя он и не ангел, так как является земным царем и священником.
Об этом хорошо понятно из современного перевода под ред.Кулакова: «Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно Сыну Божьему, он остается священником на все времена.» (Кулаков, К Евреям 7:3)
Он прообраз Христа, так как в большой мере Бог в нем раскрывает суть служения Христа: он имеет символическое имя — Царь праведности (Царство Христа — правда), царь Иерусалима (Иерусалим — символ царства Христа в Писании), он царь мира («Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.» (Иоанна 14:27)
Поэтому, Мелхиседек не Христос «…без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.» (Евреям 7:3), Но по Павлу он настолько уподобился Христу, что является Его прообразом.
Павел говорит о том, что если Авраам признал Мелхиседека своим священником, то почему же иудеи, его потомки, не могут признать священником Того, Кто не из левитов, но Который явил Своей жизнью, что Он — Первосвященник от Бога и предсказан в пророчествах.
Апостол Павел желает ОТКРЫТЬ иудеям СЕРЬЕЗНЕЙШИЙ и труднейший для них вопрос — земной храм уже не нужен, левитское священство уже не актуально. Этот вопрос многие иудеи не понимают до сих пор. Они хотят отстроить храм и возобновить служение левитов. Чтобы открыть таким людям истину Истину, Павел и прибегает к таким сложным аналогиям.
Не знаю, правильно ли я Вас понял и удовлетворит ли Вас мой ответ.
Желаю Вам благословений от Господа. Да благословит вас Господь!
С уважением,
пастор Сергей Молчанов