Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Чтобы нам не забыть…

24-06-2013, комментариев 30

Давайте нашу заключительную тему в этом квартале начнем сразу же с памятного стиха.

«Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Вступление

Хорошее перспективное предсказание. Но исполнилось ли оно в истории израильского народа? Нет. Это исполнилось уже в христианстве, когда имя Господне возвеличилось между народами и на всяком месте стали приносить фимиам имени Его.

Эта тема о поклонении Богу. Что такое поклонение? Может это пение? А может молитва? Или пожертвование и принесение десятины? А может все вместе взятое? Когда мы поклоняемся чему-то или кому-то, мы провозглашаем наше почтение и воздаем честь этому предмету или человеку. Есть фанаты, поклонники кумирам, например, выдающимся певцам. Они ищут встречи со своими кумирами, где только могут.

Мы же поклоняемся Богу, и в нашем поклонении присутствует все, чем мы можем Его прославить: и молитва, и пение и принесение даров – все это провозглашает почтение и воздает честь Богу. Поклонение должно стать неотъемлемой частью выражения веры в Бога верующего человека. Божья любовь к нам побуждает нас к лучшему поклонению Ему.

Служение Малахии приходится на 5-ый век до P. X. Прошло примерно сто лет после издания Киром его декрета, позволявшего иудеям вернуться в их землю, когда прозвучали пророческие речи Малахии, автора последней книги Ветхого Завета. Служение двух предшествовавших ему пророков, Аггея и Захарии, много содействовало восстановлению евреями храма. Восстановлены были и жилые дома в Иерусалиме. Скорее всего, уже в дни Малахии отстроена была городская стена. Книга Малахии представляет несколько неудач Израиля в поклонении, которые дают нам представление относительно истинного почтения Бога.

Фактически эта книга содержит в себе шесть речей пророка. Давайте так по порядку и рассмотрим эти речи.

Воскресенье

Первая речь Малахии

Читаем Малахии 1:2-5

2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и, однако же, Я возлюбил Иакова,

3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни.

4 Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.

5 И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!»

Современный читатель может испытать при чтении этих стихов смешанное чувство удивления и даже смущения, как бы сделавшись свидетелем сугубо личного разговора между двумя собеседниками, давно и хорошо знающими друг друга. Назвав свое обращение к согражданам бременем, возлагаемым на них, Малахия тем уведомил их, что из его уст им придется услышать горькие упреки и серьезные обвинения. Однако первую свою речь он начинает не с упреков, а с заявления о любви к ним Бога — увы! — любви неразделенной.

«Я возлюбил вас», — эти слова не являются общим заявлением Бога о Его любви к человечеству. Эти слова произносятся Богом через пророка непосредственно к Израилю. Бог конкретно говорит: «Я — Тот, Который вызвал тебя, Израиль, к жизни и воспитывал тебя, руководя тобою на протяжении более чем тысячи лет, и все это — на основании Моего завета с тобой. Завета любви.

Важно отметить, что более всего пророк, прислушивавшийся к звучанию голоса Бога в себе, стремился пробудить в иудеях сознание того, сколь многим обязаны они этой любви Бога к ним.

В этом диспуте с Израилем Бог приводит аргументы о предпочтении, оказанном Израилю перед Едомом, то есть Исавом.

Любовь Господня к Израилю подтверждается в этих стихах двумя обстоятельствами. Прежде всего, тем, что она явилась следствием свободного выбора, совершенного Богом. Он избрал Иакова и его потомков как наследника Своих обетований Аврааму, вопреки сложившейся практике избирать старшего сына. Исав, названный впоследствии Едомом, — и родоначальник едомлян, первым из двух близнецов вышел из чрева матери их Ревекки. Но Бог еще прежде рождения близнецов избрал Иакова, который позже стал называться Израилем, как наследника обетований Своих. Еврейские слова «возлюбил» и «возненавидел» выражают не эмоции Бога по отношению к двум братьям, но именно избрание Им одного, а не другого — для последующих взаимоотношений с ним и его потомками в рамках завета. Ненавидеть кого-то означало для еврейского менталитета отказ от каких бы то ни было отношений с ним на основе любви. Таким образом, упомянутые слова указывали не на предопределение от вечности лично для Иакова и Исава, но — на действия Бога в истории применительно к двум народам, которые произошли от этих двух братьев.

Какова судьба потомков Исава?

В третьем стихе предречены пределы его опустошению и владения его — шакалам пустыни.

Ведь оба народа не избежали суда Божьего от рук Вавилона в 6-ом веке до Р.Х. Однако, если Израилю Бог неоднократно повторял, что «восстановит» его на основании обетовании завета, то Едом Он обрек на полное уничтожение. Он предал горы, населенные идумеями, опустошению, и владения их — шакалам пустыни. И какие бы усилия ни прилагали идумеи к «восстановлению разрушенного», все они будут сведены на нет Господом Всемогущим. О каком именно опустошении Едома говорится здесь, нельзя сказать наверняка. По мнению одних исследователей, тут намек на опустошительные походы персидских царей: Дария Гистаспа, Ксеркса и Артаксеркса. Хотя целью этих походов был Египет, персы проходили по территории Едома и, видимо, каждый раз разоряли его, тогда, как известно, что к евреям персидские цари относились милостиво. Другие, однако, склонны связывать «опустошение» Едома с военными действиями против него арабского племени наватеев. В 5-ом веке до Р.Х. они захватили территорию едомлян простиравшуюся на юг и на восток от Иудеи и вынудили их бежать в западном направлении — в земли, тогда пустынные, которые позднее получили название Идумеи. В 4-ом веке наватеи овладели, однако, и Идумеей.

Идумеи не раз предпринимали попытки «подняться», обрести самостоятельность, государственность. Но все они решительно «пресекались» Господом. Считается, что окончательно пророчество Малахии исполнилось около 130 года до Р. X., когда иудейский правитель Иоанн Гиркан нанес идумеям сокрушительное поражение и заставил всех их мужчин подвергнуться обрезанию. Судьба нечестивого Едома заставит евреев еще раз убедиться в том, насколько велик их Господь, решениям Которого никто противостоять не в силах, велик не только в Израиле, но и за пределами.

Понедельник

Вторая речь Малахии: о почитании Бога (1:6-2:9)

Если первая речь пророка кончается провозглашением несравненного величия Господа как в Израиле, так и за пределами его. То во второй речи Малахия обвиняет Израиль в недостаточно почтительном отношении к Богу. «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне»? (Мал.1:6).

Мы видим, что Господь любит Израиля, но Израиль не отвечает Ему взаимной любовью. И это противоестественно, как противоестественна нелюбовь сына к отцу.

Но до израильтян это как-то не доходило. Вы говорите: «Чем мы бесславим имя Твое»? (1:6 часть 2).

Дальнейшие слова пророка свидетельствуют о крайнем духовном бесчувствии тех, которые должны были служить Богу благоговейно.

Вот какой ответный аргумент приводит Бог:

7 «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения «.

8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.

9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.

10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне.

11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

12 А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная «.

13 Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.

14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (1:7-14).

Слово хлеб употреблено здесь в значении жертвы, всякой жертвы. Малахия обвиняет священников в том, что они приносят на жертвенники «нечистые приношения».

Подразумевалось, животных с теми или иными пороками, которые Богу угодны быть не могут, и благоволения Его «жертвователю» не принесут. Правила жертвоприношений левитам были отлично известны, но они по небрежению и равнодушию нарушали их, чем бесславили Господа.

Во фразе «трапеза Господня» (по другим переводам «стол Господень»), видимо, подразумевался жертвенник. Прямо священники едва ли говорили, что он не стоит уважения, но об этом свидетельствовали их неуважительные действия, которые, согласно закону, делали их «повинными смерти» (см. Лев. 22:9). Грех их еще более усугублялся тем, что они, «питавшиеся от жертвенника», употребляли нечистое в пищу.

Высказывается предположение, что практика приношения к алтарю больных животных могла возникнуть в среде послепленных иудеев сразу после их возвращения — по причине реальной бедности всех и каждого. У них было мало скота, и лучших животных просто могло не быть. Желая хоть как-то выразить свою верность Господу, они отдавали Ему то, что в состоянии были отдать. И священники принимали эти неполноценные дары. Постепенно, поскольку непосредственной гневной реакции на них свыше не следовало, это могло сделаться чем-то привычным.

И вот во второй главе мы читаем, что Господь предупреждает священников (см. 2:1-9)

Обосновав и конкретизировав Свои обвинения против священников, Господь, устами Своего пророка, обязует их слушаться Его, исправиться в сердце своем. Иначе всем им, левитам, грозят суровые наказания. Проклятие влекло за собой наказание болезнями, физическими и душевными, бедностью и несчастьями разного рода; об этом предупреждал израильтян Моисей: (см. Втор. 27:15-26; 28:15-68).

Особое избрание, которого удостоились потомки Левия от Бога, то положение, в котором они были им поставлены, обязывало их и налагало на них высокую ответственность. Им дано было знание закона, преимущественно в той его части, которая касалась отправления богослужений. Вестниками Господа они были в том смысле, что обязаны были извещать народ о воле Божией. Точнее, открывать им ее, как она открывалась им в законе, и, подобно тому, как открывал ее теперь иудеям Малахия, поскольку лично получил откровение о ней свыше, сделавшись вестником вместо них. Между тем, они, современники Малахии, сыны Левия. соблазняли многих, толкали их к нарушению закона, и тем разрушили завет, который Бог даровал Левию. «Так говорит Господь Саваоф, — подчеркивает Малахия, — за это Бог не только лишит их благословений, но и сделает презренными в глазах народа, т. е. лишит их всякого в нем авторитета. Люди перестанут обращаться к ним за научением и наставлениями.

Вторник

Третья речь: Призыв хранить верность завету

Читаем: Малах.2:10-16

10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

11 Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.

12 У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу.

13 И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.

14 Вы скажете: «за что?». За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.

16 Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно.

В этой речи пророк касается проблемы брачных союзов. Выдвигая в этой связи обвинения против своих соплеменников, Малахия исходил из того, что Бог создал евреев как особый на земле народ. Он напоминает им, что они — дети одного Отца, Бога, и, значит, братья. Но, вместо того, чтобы сообща исполнять завет отцов своих, т. е. закон, данный им через Моисея, они враждебно ведут себя друг по отношению друга, поступая вероломно и тем… нарушая завет.

Первое доказательство: вступление в незаконные браки.

Это вероломство иудеев заключалось в том, то они заключали браки с язычницами. Это мерзость перед Господом, напоминает он. Понятие «святыни Господней» в этом контексте может относиться и к завету и к еврейскому народу, отделенному Богом для Себя, либо оно может соответствовать понятию святости как «особого качества», которое должен был усвоить себе «Израиль». Так или иначе, «святыня Господня» подвергалась унижению практикой межнациональных браков, распространившейся в после-пленной еврейской общине. Если евреи — дети Бога, то их языческие жены были дочерями чужого бога, вовлекавшими их в идолопоклонство. Подобная практика, отвратительная в глазах Господа, это мерзость, это предательство, вероломство, так как порой женившиеся на язычницах, бросали ради них своих жен-иудеянок. А по обычаю их времени для развода хватало небольшого повода, который можно было в любое время просто спровоцировать.

Последствия этого вероломства заключалось в том, что жены, которых мужья бросили, обливали слезами жертвенник Господа, жалуясь Ему на тех, кем были брошены, и Господь, в наказание, переставал принимать из рук обидчиков умилостивительную жертву.

Предвидя, что неверные мужья из иудеев вины своей не осознают и, сочтя себя жертвами Божией немилости, будут задаваться вопросом «за что?», пророк еще раз растолковывает им, в чем состоит их вина. Господь был невидимым свидетелем тех брачных обетов, которыми они связали себя со своими женами-еврейками. «Жена юности» — это та, с кем человек пережил лучшее время жизни и потому всегда должен сохранять к ней чувства любви и благодарности.

Среда

Четвертая речь: Надейтесь на Бога. Мал.2:17-3:6

Бросается в глаза контраст между началом и концом этой речи. Прежде всего, заметим, что слово «прогневляете» в русском тексте не совсем точно. Лучше читать «надоедаете», «досаждаете». Чем же досаждали иудеи Господу, Который некогда устами пророка Своего Исаии, сказал, что Он, «сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает»?

И вот мы читаем ответ от имени Бога. Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит». Не трудно заметить, что здесь сформулирована живущая в тысячелетиях болезненная проблема: видимое преуспевание злых и страдания праведных. Есть основания думать, что в ветхозаветное время проблема эта стояла особенно остро. И вот почему, в награду за повиновение Его закону Бог, как известно, обещал Израилю материальное процветание. Однако многие из данных ему обетований предназначались народу в целом, между тем, в сообществе «избранных» злые (нечестивые) и добрые (праведные) были, что называется, перемешаны между собой. Вследствие этого и возникало и все более распространялось в народе смущение и непонимание и неверное истолкование Божией справедливости. К тому же древние знали, что Бог, в свидетельство о Себе, благословляет злых, наряду с добрыми. И что праведные, с другой стороны, страдают, наряду с нечестивыми, — по причине грехопадения человечества. Знали они и то, что дилемма человеческого страдания осложняется тем, что до определенного времени Бог попускает действовать в материальном мире сатане, как это следует из книги Иова. Все это, затрудняло понимание того, почему праведные страдают, а злые нередко благоденствуют. Эта проблема глубоко волновала иудеев, и они ставили Божию справедливость под вопрос, позволяя себе кощунственно полагать, будто злые люди Богу по душе. Между тем, они и сами были виновны перед Богом — тем уже, что утратили веру в Него. И Господь, по ходу речи Малахии, отвечал и этим сомневавшимся — словами о грядущем Боге правосудия.

«Вот, Я посылаю Ангела Моего…». На основании грамматического строя еврейской фразы правильнее было бы читать ее в будущем времени. Сочетанием частицы «вот» с причастием настоящего времени, употребленным здесь: «Вот, Я посылающий…» выражалось действие (событие), которое рано или поздно, но произойдет. Словом «Ангел» («Ангел Мой») в принципе мог быть назван кто-то из ангелов, но и обычный человек, посылаемый Господом к его собратьям, чтобы возвестить волю Его. «Ангел» — «вестник»; еврейское Малеахи, дававшее некоторым повод видеть здесь намек на автора книги. Однако Сам Господь Иисус отождествлял этого Ангела со Своим предтечей — Иоанном Крестителем (см. Мат. 11:7-10). Он приготовит путь предо Мною, т. е. проповедью своею приготовит евреев — в нравственно-духовном смысле — к встрече с Господом. Образ «приготовляющего путь» взят из практики восточных царей: при путешествии их по своим владениям особые вестники посылались перед ними, чтобы подготовить население той или иной области к встрече с владыкой.

И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете. Во второй части этой фразы намек на сомнение евреев в том, что Бог правосудия существует. Малахия дает им понять, что, прежде всего Он явится, чтобы подвергнуть очистительному суду потомков Левия, а затем и всех евреев, оскорбляющих Господа как настроениями своими, так и действиями и
поведением. Заметим, что во фразе «Господь, Которого вы ищете», видят и другой намек—на недовольство современников Малахии отсутствием видимых признаков пребывания Господа в храме, как-то ковчега, облака; это обстоятельство тоже, видимо, подтачивало их уверенность в том, что Господь все еще со своим народом.

Нельзя в то же время не заметить, что Бог, посылающий Ангела завета, отличает Его от Себя как особое Лицо, действующее, однако, в полном согласии с Ним. Тут, несомненно, откровение о пришествии Сына Божьего Иисуса Христа, Который, будучи по существу Своему един с Богом Отцом, явится как Сам Господь и Ангел завета.

Часто пророки говорили о дне Господнем в связи с карами небесными, которые изольются на языческие народы и будут содействовать избавлению Израиля. Малахия нигде, однако, не упоминает о других народах. Для него день пришествия Его — это, прежде всего время суда над Израилем и, особенно над левитами — духовными вождями и учителями Израиля. В образах «огня расплавляющего» и «щелока очищающего» выражена непреодолимая сила духовного очищения, которому Бог подвергнет народ Свой. В результате его левиты уподобятся очищенному золоту и серебру, и жертвоприношения их Господу не будут более сопряжены с обманом, как в дни Малахии, и как в дни древние… жертва Иуды и Иерусалима… благоприятна будет Господу.

Подвергнутся суду и рядовые евреи (ср. с Иез. 20:34-38) за все преступления их против закона. Скрыть их от Господа никому не удастся, ибо ничто не происходит втайне от небесного Свидетеля, Которому немного понадобится времени, чтобы разоблачить виновных. Тогда и получит народ ответ на свои предположения, будто Господу угодны делающие зло.

Но значит ли этот суд, что с Израилем будет покончено? Что народ его будет сожжен грядущим огнем? Нет. Ибо, как предсказано было и другими пророками, Малахия заявит (см. ст. 7), что день Господень явится для Израиля и «днем» избавления. Как не уничтожились… сыны Иакова до сих пор, несмотря на их бесчисленные отступления от Господа на протяжении их истории, так не будут уничтожены они и в день Господень. И это потому, что Господь, Который не изменяется, неизменно хранит и верность Своим обещаниям. Так что у надежды Израиля — прочное основание.

Четверг

Пятая речь: повинуйтесь Богу

Читаем: Мал. 3:7-12

7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»

8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.

9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.

10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?

11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.

Пятая речь Малахии начинается с общего, так сказать, обличения Израиля в неповиновении уставам Божиим, которое резко контрастирует с заявлением Господа о неизменной Его верности жестоковыйному Своему народу, завершающим предыдущую речь пророка (ст. 6). Это приводит на память слова Бога Моисею относительно упрямого нежелания Израиля повиноваться Ему, которые законодатель народа повторит ему перед вступлением его в землю Ханаанскую (см. Втор. 9:6-8, 13, 23-24; 31:27-29). Всей историей Израиля от тех дней до дней Малахии обвинение, которое Господь высказал устами этого пророка, подтверждалось. Вслед за тем Малахия доносит до сограждан призыв к ним Господа и Его обетование. Если Израиль вновь обратится к Нему (в вере и послушании), то и Он обратится к нему (в знач. возвратит ему милость Свою и защиту), как предусмотрено это в завете (Втор. 4:30-31; 30:1-10).

Снова ставит Малахия гипотетический вопрос, который, как это известно Богу и Его пророку, звучит в сердцах израильтян: «как нам обратиться?» В ст. 7 — призыв к покаянию, который у жестоковыйных иудеев вызывает «недоумение»: что это значит, что им вновь надо «обратиться»? разве они в чем-нибудь виновны перед Богом?

Бог через пророка начинает отвечать народу, в чем состоит их грех. Он обвиняет их в воровстве. Он говорит, что они воры, причем воры, обкрадывающие Бога.

Они снова в изумлении и в недоумении: Чем мы Тебя обкрадываем? И Бог конкретизирует: Неуплатой десятины и приношений.

Если во второй своей речи (1:6-2:9) Малахия обличил иудеев в неуважительности их подхода к жертвоприношениям (1:6-14), то есть в качественной несостоятельности их приношений, то здесь он касается количественного их несоответствия. Десятина составлялась десятой частью всего урожая и всего поголовья скота, которым владел народ (см. Лев. 27:30, 32). Предназначалась десятина левитам, которые в свою очередь должны были давать десятую часть ее священникам (Чис. 18:21-32). Кроме того, десятины от всего, что произрастало у них, и от поголовья своих животных израильтяне должны были приносить и приводить в Иерусалим, чтобы съедать это вместе с левитами перед Господом в праздничные дни (см. Втор. 12:5-18; 14:22-26). Далее. В каждый третий год десятина (от всего) должна была отделяться и сохраняться в городах — на нужды тех же левитов, а также чужеземцев, вдов и сирот (Втор. 14:27-29). Хотя слово «приношениями» могло подразумевать всякие приношения, приношения вообще, здесь оно, вероятнее всего, относится к той части этих приношений (как и десятин), которая предназначалась для священников. Ведь недополучая свою часть десятин и приношений, левиты и священники вынуждены были искать дополнительных источников для прокорма себя и своих семей, а в результате страдало богослужение в храме.

В девятом стихе Бог через пророка прямо говорит: «Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня».

Так оно и происходило на деле. И справедливо должно было рассматриваться Богом как попытки обворовывать Его Самого. Поступая так, евреи наводили на себя проклятие, предусмотренное законом.

Проклятие это выражалось в засухе, поражавшей землю, и в опустошении ее полчищами саранчи.

Но заповедь повиновения предусматривала и благословение. По сути своей завет был залогом высшей милости для Израиля. Ни один другой народ в мире не был удостоен таких обетований от Бога, какие были даны Израилю. Поскольку слово Бога всегда остается неизменным, не приходилось сомневаться в том, что со своей стороны Бог завет исполнит. Исполнит, благословляя и наказывая. Израиль мог засвидетельствовать об этом на опыте проклятий, постигавших его за нарушение закона в той его части, которая касалась уплаты десятин.

И вот Господь, через Своего пророка, ссылается на обетования завета, чтобы призвать Израиля принести все десятины в дом хранилища — да будут обеспечены пищей священники! Сделав так, народ увидит, как Бог откроет для него отверстия небесные, чтобы излить на него благословения до избытка. То есть благословит его обильными урожаями и защитит от пожирающей поля саранчи, и плодоносящими виноградными лозами (ст. 11) — так что блаженными назовут их все другие народы (ст. 12). Но условием этих благословений должно быть послушание Израиля.

Пятница

Шестая речь: Бойтесь Бога (3:13-4:3)

Здесь мы видим характерный для Малахии прием: предполагаемый вопрос со стороны народа, утратившего духовное чутье и потому не сознававшего дерзости своей, свое вины. Вы скажете: «Что мы говорим против Тебя?»

Шестая речь Малахии во многом параллельна его четвертой речи. Вопросы относительно Божьего правосудия, питавшиеся непониманием и смущением при виде того, как страдают люди, кажущиеся праведными, и на глазах у всех преуспевают нечестивые, злые здесь достигают своего апогея.

Сомневающиеся приходят к выводу, что служение Богу… тщетно, как и соблюдение постановлений Его. Их настроения вполне схожи с теми, которые отражены и в книге Захарии (к примеру, о постах в Зах. 7). Вот, они и в печальной (черной) одежде… ходили… пред лицом Господа Саваофа. Здесь, вероятно, подразумеваются дни постов, назначенных по собственной их инициативе. И есть ли польза от того? Люди, задававшиеся подобными вопросами, были, по всей видимости, убеждены в том, что со своей стороны договор исполняли, и, значит, Бог, не благословлявший их в ответ, не был верен Своему слову.

Из пылких речей Малахии следовало, что Бог завету верен и, если до сего момента не благословлял возвратившихся из плена, то имел на это веские причины. В общих чертах они, по-видимому, соответствовали этому по двум причинам.

1) Сердце народа оставалось неправым перед Господом; в людях не было подлинной искренности в их взаимоотношениях с Богом, а, значит, и настоящего послушания быть не могло.

2) Кто-то из жалующихся (3:14) мог быть повинен в своего рода близоруком законничестве, которое в конце-концов выродилось в то, что в 1 веке по Р. X. известно нам как фарисейство. Законничество сосредоточено было на скрупулезном исполнении каких-то вещей (действий, ритуалов, положений) и на неделании других вещей; при этом целью законника было доказать Богу свою праведность. Это, однако, лишь преграждало путь проявлению той внутренней праведности, которая только и нужна Богу в человеке. Да, Он требует и послушания, проявляющегося внешне, но такого, которое коренилось бы в сердце и было бы направлено не на доказательство праведности повинующегося, а на явление в нем Божией праведности. С этой точки зрения христиане находятся в гораздо лучшем положении, чем ветхозаветные верующие, потому что пребывающие во Христе имеют в себе Духа Святого, Который в состоянии подавлять в них желания и порывы плоти и тем являть в них действие праведности Божией.

Иудеев тревожило, почему грешники не подвергаются наказанию у всех на глазах. Раз так, то не лучше ли поступать, рассуждали они, подобно «надменным», т. е. таким, которые с требованиями закона не считаются, а живут себе в свое удовольствие, ведь они остаются целы. Малахия говорит им, что таковые не избегнут суда.

Усомнившимся в Божией справедливости и дерзко судившим о Господе пророк противопоставляет тех, кто не перестает благоговеть перед Ним. Такие в сообществе Израиля оставались всегда. Они говорят друг другу: внимает Господь и слышит. Перед нами как бы образ Царя, под «диктовку» Которого в особую «памятную книгу» записывается все, что делают во имя Его на земле те, кто боится Господа и чтит Его. «Память» о них постоянно хранится на небе.

Тема «праведных и нечестивых» и конечного разрешения этой дилеммы Богом продолжается. Нет, не всегда будут благоденствовать нечестивые. В день завершающего суда Господня с ними будет покончено. В 3:2-3, пророк видит «суд» в образе огня, «пылающей печи». Но если там подчеркивается очищающее действие этого «огня» (направленное прежде всего на служителей Божиих—левитов), то здесь назначение его — в истреблении нечестивых (ср. с Ис. 66:15; Соф. 1:18; 3:8). Истребление это будет настолько полным, что нечестивые уподобляются горящей соломе: в грядущий день, возвещает Малахия, не оставит от них… Господь Саваоф… ни корня, — ни ветвей (т. е. Всемогущий не пощадит ни их самих ни их потомство.

Для праведных же в день тот взойдет Солнце правды (праведности); выражение это встречается в Библии только здесь. Многие толкователи воспринимали эти слова как ссылку на Иисуса Христа, но правильнее отнести их ко дню Господню в целом. В Царстве Христа свет и дыхание праведности, правды, будут (подобно лучам солнца) распространяться повсюду и всюду проникать, все наполняя собою и пропитывая. И, подобно солнечным лучам, действие праведности будет целительным (в евр. тексте слово, переведенное как исцеление, имеет и значение «восстановления») для благоговеющих пред именем Господним, которые будут постоянно обновляться духовно, передано в образе «упитанных, радостно играющих тельцов».

Заключение: Будьте готовы к приходу Господа.

Читаем: Мал.4:4-6

4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

В этом призыве Малахии отражена самая суть того мировоззрения, которого держались благочестивые евреи в послепленный период. Именно в соблюдении закона видели они главный залог силы Израиля и его преуспевания. «Помните» — означало таким образом повинуйтесь Господу. В дни Малахии народ весьма нуждался в обновлении в сердце своем страха Божьего. Это обновление, невозможное без покаяния, послужило бы им в грядущий день Господень к благу, защитило бы от невыносимых страданий.

Книга Малахии завершается двумя наставлениями, характеризующими библейскую веру. Первое — это призыв помнить Божьи откровения, данные через Моисея. Второе наставление говорит о пророческой роли Илии. Исполненный Святого Духа, этот пророк призывал людей покаяться и возвратиться к Богу. Хотя Сам Иисус видел исполнение этого пророчества в миссии Иоанна Крестителя, мы также верим, то оно еще раз исполнится в последнее время, когда у Бога будут люди, бесстрашно провозглашающие Его весть миру.

Желаем ли мы быть в этом числе возвещателей и провозглашателей вести миру? Этой возможности мы не лишены. Пусть Господь нас в этом благословит.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (30):

  • Александр

    |

    Не видел проповедника на дорогой машине которой работник банка не может купить.Впрочем это его проблемы.Стал бы такой работник банка проходить уроки у проповедника ездящего на ушастом «Запорожце » и ходящего в дедушкиных штанах это ещё вопрос.А вот Авраам был богатейшим человеком на ближнем Востоке как и Иов,что вовсе на его духовности не отразилось.


  • Др.

    |

    Не видел проповедника на дорогой машине которой работник банка не может купить

    А он по-видимому видел.
    Но у меня такое впечатление, что вы не поняли слов Христа..
    Обьясните, что по-вашему Он имел ввиду, говоря «раздай имение нищим, возвращайся и следуй за Мной».


  • Михаил

    |

    2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
    3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.Вот пример,СКОЛЬКО ПОЗВОЛИТ ЕМУ СОСТОЯНИЕ,ни какого указания на десятину нет.Это может быть и 50 процентов и 100 процентов,кто как понимал.Тоесть закон уже вписан в сердце.Кто как любит Господа тот так и жертвует.


  • Петров А.

    |

    (Др)Ему было трудно раздать нищим и следовать за Спасителем только по одной причине.Это -«возьми крест свой».Без этого пункта раздать всё нищим не имеет смысла.И потом во времена Христа люди(согласно библейскому справочнику) умирали от нищеты и голода ,отсутствия элементарной медицины.Сейчас в цивилизованных странах это не проблема-никто в лаптях не ходит и поэтому если служитель ездит не на сверхдорогой ,а на хорошей машине по церковным делам в этом ичего плохого нет.Да и зарплата служителя( Беларусь) меньше чем зарплата минского дворника.Но многие служители ездят на хороших машинах которые им подарили неверующие родители.Ездят на них в миссионерские поездки и по деревням с литературой.В нашей общине нет машины ни у кого .Мы с пастором ездим или на велике,или на поезде.А будь машина наши возможности бы увеличились намного(Когда мы ездим в деревню на вечерю на поезде домой можно попасть к 12 ночи,а на машине к 6ти вечера а у него дети малые и жене помощь нужна).и такая проблема и в других местах.Машина уже давно не средство роскоши как и моб.телефон с интернетом.


  • Др.

    |

    Без этого пункта раздать всё нищим не имеет смысла.

    А я думаю, что имеет, и ещё какой. Христос предложил ему стать апостолом, да деньги перевесили. Думаете, многие, ездящие на мерсах, смогут от них отказаться ради Христа, которого они не видят? Если думаете, что многие, то посмотрите вокруг и найдите, сколько уже отказались.

    Но многие служители ездят на хороших машинах которые им подарили неверующие родители.

    Давайте лучше не будем это развивать, про неверующих родителей, подаренные машины и двух-этажные дома. Я не знаю как там в Белорусии, но вам надо приехать на Украину и посмотреть на эти подарки.
    Тогда все вопросы снимутся.
    Да и дело даже не в этом.
    Принцип у апостолов был другой, изучите Деяния внимательно на предмет их личной собственности, которой они обладали. ДА И ВСЯ ПЕРВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТОМ ЧИСЛЕ.
    Потому и дары Святого Духа в ней преизобиловали.
    А сейчас.. Лаодикия, короче. Этим всё сказано.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"