Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Лучший дар небес
Мы продолжаем изучение книги пророка Захарии.
Начнем с эпиграфического памятного стиха. Он вселял великую надежду народу избранному Божьему в дни Захарии; он и нам несет утешение:
«И спасет их Господь их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах.9:16).
Давайте в этой перспективе, перспективе надежды и утешения рассмотрим этот урок.
Книга пророка Захарии содержит семь мессианских пророчеств. Давайте на них и сосредоточим наше внимание.
Первые два пророчества мы частично коснулись в прошлом уроке. Для целостности давайте увяжем их с последующими пятью мессианскими пророчествами.
Воскресенье
Первое и второе мессианские пророчества
Первое мессианское пророчество
Читаем: Зах.3:8-9
8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратья твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
В этом отрывке мы обнаруживаем три титула Мессии. Мессия назван «Божьим Рабом»; Он выступает как «Отрасль» и как «камень». Но говоря о камне, мы видим что-то особенное, у него есть семь глаз, и на нем предвозвещено вырезать начертания. В 9 стихе показано, что Мессия изглаживает грех и очищает людей, и притом в один день. Видение завершается картиной безопасности, мира и счастья, когда люди наслаждаются добрыми отношениями друг с другом, потому что царствует Мессия (это уже 10 стих).
Мессия был чаянием народа, и Бог через пророка предрекает явление раба Божия, имя которому Отрасль. Хотя стрелки в пророчестве сводятся на Заровавеля как основателя и строителя храма, но тождество Заровавеля с Мессией не подлежит сомнению. Именем Отрасль обозначается, в конце концов, Мессия, так как дальнейшие слова: «изглажу грех земли сей в один день» стоят в непосредственной связи с начертаниями на том камне, который в предыдущем стихе назван Отраслью. Это выражение не может быть применимо к Заровавелю в буквальном смысле, оно относится к Мессии, которого он был прообразом и предком по плоти. Более того, вырезание начертания на камне дает намек на шрамы от гвоздей и заглаживание грехов в один день – на день искупительной жертвы Христа. Совмещение в одном лице царской власти и священнического достоинства, о чем говорится в 6:13, тоже нельзя отнести к Заровавелю: царем и священником мог быть только Мессия.
Второе мессианское пророчество
Читаем: Зах.6:12-13
12 И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
13 Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим.
Возложение венца на голову великого иерея Иисуса (стих 11) изображено здесь также как прообраз, указывающий на Мессию. Иисус Христос, Отрасль, будет в итоге коронован как Царь и Священник. В Израиле эти две должности были разделены, но Мессия соединит их в Самом Себе. Он Сам будет и Царем и Священником, восседающим на престоле. К тому же если подойти к этому вопросу юридически, то на земного первосвященника не имели права возлагать венец, это атрибут царя. Мессианский царь и священник создаст храм нерукотворный, в отличие от Заровавелева храма, который был лишь прообразом. При том храме и том престоле, на котором сядет небесный Мессия и в царстве том не будет места разногласиям и вражде между царской и первосвященнической властью, прискорбные примеры чего бывали в еврейской истории.
Понедельник
Третье мессианское пророчество
Читаем: Зах.9:9-10
9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
Захария изображает Мессию как праведного и кроткого Царя, сидящего на молодом осле. Исполнение этого пророчества описано в Матф.21:1-6
1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус.
Так что это пророчество тоже напрямую относится к триумфальному въезду Иисуса в Иерусалим. Это было в первый день недели, в последнюю неделю перед распятием.
Почему именно на молодом осленке должен был ехать Христос, тот обещанный Мессия? Кони были на вооружении армии, но въезжая в Иерусалим на животном, которое не употреблялось для военных целей, Христос показал, что Его вступление в город с мирной целью. Это с одной стороны, а с другой – здесь мы видим смирение Христа, так как ни цари, ни знатные люди это животное не употребляли для езды на нем. Если бы сегодня явился Христос во плоти, какой автомобиль выбрал бы Он? А может Он въехал бы в город на общественном транспорте?! Ну, это так, для размышления.
Цель Христа – не возвеличиться и не прославиться, а спасать Своих подданных, поэтому Его въезд в Иерусалим с Его стороны был весьма скромным. Но народ увидел в этом въезде исполнение пророчества Захарии и придал ему пышную торжественность.
Интересные здесь предсказания: «се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Зачем два животных? Да, так было предсказано, так оно и исполнилось. Для Христа, конечно, необходимо было одно животное, но как было предсказано через Захарию, так Христос и повелел сделать, чтобы вполне представить предначертанный образ.
Вся эта обстановка представляла что-то не совсем обычное. Но это еще не все. Можно было послать учеников за ослицей и осленком, но вот хозяин не был против, чтобы отдать животных, да они даже и не спрашивали у хозяина разрешения. Христос повелел ученикам: «Найдете ослицу, привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Но и это еще не все: как можно было побудить толпу, в значительной части, враждебно настроенную против пророка из Галилеи и кричавшую через неделю: «Распни Его», — возгласить сейчас: «Осанна Сыну Давидову»! В данном случае, смягчить ожесточившиеся сердца было столь же трудно, как заставить камни восклицать подобным восклицанием.
Вторник
Четвертое мессианское пророчество
Читаем: Зах.10:4
4 Из него будет краеугольный камень, из него — гвоздь, из него — лук для брани, из него произойдут все народоправители.
С первых же слов возникает вопрос: «Из него», — это из кого? Если связать 4 стих с предыдущим третьим стихом, то становится все на свои места. Если в 3 стихе речь идет о Боге-Отце, значит, Мессия придет от Него, от Господа, от Небесного Отца. Иоанн впоследствии напишет крылатые слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» (Ин.3:16). Этот очень краткий мессианский стих содержит четыре удивительных титула, которые указывают на Иисуса Христа. Он есть «краеугольный камень», то есть основание всего. Он также «гвоздь», прикрепляющий нас к Нему в праведности, на который люди могут «повесить» все свои беспокойства, страхи, волнения и тяготы. Он – «лук для брани», то есть, будучи Божественным Воином, Он является символом отражения всех атак врагов народа Своего как в дни древние, так и в наши дни.
Среда
Пятое мессианское пророчество
Читаем: Зах.11:4-14
4 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание,
5 которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: «благословен Господь; я разбогател!» и пастухи их не жалеют о них.
6 Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их.
7 И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец.
8 И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня.
9 Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой.
10 И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
11 И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа.
12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников.
13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника.
14 И переломил Я другой жезл Мой – «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем.
Здесь мы видим избранный народ, наказываемый Богом за грехи и непокорность, который уподобляется стаду овец, обреченных на заклание. Никто не чувствует к ним никакой жалости; всякий о том только и думает, чтобы извлечь себе от них как можно больше выгоды. Купившие режут овец, когда захотят, не испытывая при этом никакой ответственности; продавцы радуются полученной прибыли, а пастухи совершенно равнодушны к участи своих овец.
Однако Господь не оставляет без Своего попечения грешный и преступный народ. Ради сохранения его от окончательного уничтожения, Он изливает гнев на тех жителей земли, которые столь жестоки по отношению к Израилю, который терпит бедствие порабощения.
Далее пророк символически изображает деятельность доброго Пастыря, то есть самого Бога Отца или Христа, деятельность Которого за период времени, обозначенный символически одним месяцем, проявляется главным образом, по тексту пятого мессианского пророчества, в том, что Он уничтожает трех пастухов, очевидно тех, которые угнетали овец, обращались с ними несправедливо и жестоко. В знак этого Он ломает жезл, именуемый «благоволением» или «благодатью», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день (ст. 11), чем Он парализовал то зло, Которое могли бы языческие народы причинить избранному народу.
Но это действие доброго Пастыря не все поняли, а кто-то и вообще превратно понял. Пастырь предлагает овцам высказаться, насколько они ценят Его деятельность, — находят они ее заслуживающей вознаграждения или нет; и Он получает в награду за Свое попечение о стаде тридцать сребреников – цену раба, которой, очевидно, не вознаградить хотели Пастыря за Его труды, а нанести Ему тяжкое оскорбление.
Но часть овец, смиренных и послушных уразумели истину божественного посланничества доброго Пастыря и отдались Ему всецело, что и спасло их от гибели, постигшей непокорных овец.
Четверг
Шестое мессианское пророчество
Читаем: Зах.12:10-14
10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.
12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;
13 племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.
14 Все остальные племена — каждое племя особо, и жены их особо.
Мрачная картина: люди смотрят на Мессию и горько плачут о Нем, потому что пронзили Его.
Дух прор: «Торжественный въезд Христа в Иерусалим был лишь отдаленным подобием Его пришествия на облаках небесных, в силе и славе, с ликующими ангелами и радующимися святыми. Тогда исполнятся слова Христа, сказанные священникам и фарисеям: «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне (Мф. 23:39). В пророческом видении Захарии показан этот день окончательного торжества святых. Он видел также участь тех, кто во время Первого пришествия отверг Христа: «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10). Это же видел Христос, когда смотрел на город и плакал о нем. В разрушении Иерусалима, которое внезапно постигнет его. Он видел и окончательное истребление народа, виновного в пролитии крови Сына Божьего» (Желание веков, стр. 580).
Пятница
Седьмое мессианское пророчество
Читаем: Зах.13:6-9
6 Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня.
7 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.
8 И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней.
9 И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!».
Картина, описываемая в этом пророчестве, явно предвозвещает будущее. Вы наверно уже заметили хронологию всех семи пророчеств о Мессии. Начальные пророчества больше говорили о грядущем Мессии (первое Пришествие Христа); затем Его приход и отвержение Его, то седьмое пророчество направляет наш взор на события в будущем даже в будущем от наших дней. Поразмыслите над такими словами: «Отчего же на руках у тебя рубцы»? Кто может задать такие слова? Явно жившие до смерти Христа, люди, для которых очень смутно было, даже хуже чем через тусклое стекло жертвенное служение Мессии. И вот они видят у Него на руках шрамы. Когда это будет? Явно при втором пришествии Христа.
А что могут означать слова 8 и 9 стихов? О каких частях идет речь? Что это за две части? Что это за одна часть? Кто будет истреблен? Кто вымрет? А кто будет переплавлен и очищен? Нет, только не лимит. Не процентовка, не 67% погибнут, а 33% спасутся. Никакого лимита у Бога нет. Его желание чтобы все спаслись. Но мир, как это было во все века, так и последнее время, особенно перед днями испытания займет три ярко выраженные позиции:
1 Люди, отвергающие благодать Божию и не желающие вообще ничего даже слышать ни о Боге, ни о спасении. К ним можно отнести такой Библейский текст: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иерем. 8:20).
2 Люди верующие в Бога, но не доверяющие Ему. Они больше полагаются на свои дела в плане спасения, чем на Бога. К ним можно отнести такие слова:
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лук.13 глава).
3 Третий класс людей, который возложил свое упование на Бога во всем, и в плане спасения тоже. О них мы можем прочитать такие слова:
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лук.13 глава)
Какова участь первой и второй категорий людей? Ни кому я не пожелал бы их участи.
А одна часть, это те, которые упование свое возложили на Господа, они будут очищены и переплавлены. О них Господь скажет: «Это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!»
Утешительные слова? Не переживайте, места в небесных обителях хватит всем, главное доверьтесь Христу, и Он доведет вас до намеченной цели.
14 глава Захарии описывает уже новую землю. «И все святые, — мы читаем, — с Ним» (Зах. 14:5).
Вы желаете быть в том числе? Я тоже. Да благословит нас Господь быть среди спасенных по великой благодати Божией.
Пастор Александр Серков