Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Взыщите Господа — и будете живы (Амос и Авдий)
Мы продолжаем изучение книги пророка Амоса.
Взыщите Господа — и будете живы! Все та же весть, те же слова милости и желание спасения Своего народа.
«Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами» (Ам.5:14) — прозвучало из уст пророка. Этот текст является стержнем нашей сегодняшней темы. Амос напоминает нам, что и мы можем приобрести жизнь, если взыщем Господа. Пророку открыто было, что «День Господень» действительно придет, но придет он не внешним торжеством Израиля, как думали многие, а Судом Правды Божьей, которая всех подвергнет испытанию.
«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет,
То же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. (Амос 5:18-20).
Господь через Амоса выносит приговор и традиционному благочестию, потому что они пыталось «задобрить» Бога дарами и жертвами, успокоить свою совесть неукоснительным соблюдением обрядов и праздников. Но, поскольку нарушено главное требование Декалога — служить Богу соблюдением нравственных заповедей, — культ становится кощунством.
«Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их, и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.
Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток»! (5:21-24).
Пророк ссылается на простоту культа, который существовал при Моисее в пустыне (5:25), и предсказывает, что праздники будут обращены в сетование (8:10). Ему известно, как расправляются власть имущие со всеми недовольными (5:12), но он, не колеблясь, бросает им обвинение: они превращают правосудие в отраву, попирают бедных, берут взятки, собирают сокровища грабежом и насилием.
«Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, —
Вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами;
Чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви…» (8:4-6)
Социальные и нравственные преступления в глазах Божьих также являются преступлением, это измена Завету и вере. Не случайно обличитель «храмового благочестия» Амос предсказал, что наступят дни, когда люди будут жаждать Слова Господня, но оно отнимется у них (8:11-12). Их не спасут древние святилища, на которые они надеются (8:12-14). Как возмездие, придут черные дни: опустеют роскошные дворцы, умолкнут песни, упадет «дева Израилева», все будет разрушено, и народ Божий будет рассыпан, словно «зерна в решете» (9:9). Пророк сам ужасается своих слов и восклицает:
«Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? Он очень мал (7:2)
Он взывает к народу:
«Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых; и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.
Возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (5:14-15).
Здесь впервые в Ветхом Завете звучит обетование об остатке. Поскольку слово Божье не отменимо, то ввиду недостоинства народа Бог сохраняет его освященное ядро, корень будущей Церкви, которая устоит среди всех невзгод, сохранив верность. Тема остатка будет проходить по всем пророческим Писаниям и найдет свое завершение в Новом Завете.
«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим 11:5).
В поисках ответов
Жизнь полна вопросов. Некоторые из них не настолько обескураживающие, как на уроках геометрии, но это все равно вопросы. По сути, каждый раз просыпаясь утром, мы начинаем отвечать на ряд вопросов. Как я себя чувствуя? Что я буду есть на завтрак? Что я надену? Список можно продолжать до бесконечности. Однако, в конечном счете все наши ответы зависят от того, как мы ответим на один большой вопрос, шокирующий, меняющий жизнь, вопрос последнего экзамена, на который жаждут получить ответ не первое столетие. Буду ли я наслаждаться этой жизнью и жизнью вечной с Иисусом? Принял ли я Его смерть за меня на кресте? То, как я отвечаю на этот вопрос, определяет не только вектор поиска других ответов, но и направление самой моей жизни.
Когда я читаю ветхозаветную историю об израильтянах, они представляются мне неразумными. Думаю, что, подобно тому, как Павел назвал галатийцев неразумными, и Амос должен был написать: «О, неразумные израильтяне!» Разве они не видели? Бог дал им ответы на последний вопрос экзамена: «Взыщите Меня – и будете живы» (Ам.5:6) и «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых» (Ам.5:14).
Зов о справедливости
Израиль находился на пике своей силы, когда пророчествовал Амос, но социально он был испорчен. В народе процветали прелюбодеяние, грабежи и убийства. Бог послал Амоса, чтобы обратить внимание народа на их грехи, чтобы они покаялись. Он призывал к справедливости по отношению к другим и указывал на то, что, так как народу израильскому была дана особая возможность познать волю Божию, ожидалось, что и жить он будет согласно высоким стандартам праведности.
Пророк призывал, с одной стороны, ненавидеть зло. С другой стороны, любить добро, держаться ближе к Богу и делать то, что направляет внимание на Него.
Но народу его проповеди не нравились. Истинные пророки всегда конфликтовали с устоявшейся религией. Амос бросил вызов «религиозным лидерам, мирившимся с порочной системой эксплуатации и привилегированного положения, так как это было выгодно финансово. Они были слепы, чтобы видеть страдания угнетаемого народа. Главным мотивом проповеди Амоса было:
«Пусть, как вода, течет суд, и правда как сильный поток»! (Ам.5:24).
Бог не был доволен показательным богослужением Израиля, их праздниками и особыми жертвоприношениями. Вместо этого Он искал искреннего покаяния и поклонения.
Как начала разворачиваться обстановка в Израиле после вести пророка?
«И сказал Амасия Амосу: провидец! Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.
И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю «.
Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков «.
За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей» (Ам.7:12-17).
Амос принес свою весть в «среду дома Израилева», где было идолопоклонство и отступление. Но Амасия не желал чтобы Божья весть была услышана. Он выгонял пророка из страны. Но Амос заявил, что он пророк не по профессии, а по призванию.
Распространенная ошибка сегодня состоит в предположении, что не получившие богословского официального обучения находятся не в своих санях, когда что-то пытаются провозглашать. Господь учил Амоса в одиночестве полей, долин и холмов Иудеи, когда он пас овец и собирал плоды с сикоморов. Богу нужен был представитель, который охотно откликнется на Его зов, не отступится, когда облеченные властью люди попытаются заглушить Божью весть. Таким представителем стал Амос.
Израильтяне так долго не слушались Бога, что было уже невозможно избежать Его суда. Иногда глубокая скорбь побуждает людей прислушиваться к Священному Писанию. Но, к сожалению, подобная скорбь зачастую приходит слишком поздно, чтобы привести к полезному результату. И это не от того, что Божья любовь была далека от грешника, а потому что грешник стал настолько закоснелым в своем беззаконии, что он лишь только желает избежать последствий своих плохих поступков, а не оставить свои злые пути. Оскорбление им Духа Святого перешло все границы надежды истинного покаяния и изменения характера.
Бог создал нас свободными в вопросах морали. Он позволяет нам выбирать направление действий, но мы должны принимать все последствия этих действий. Прямо перед Вторым пришествием Христа избравшие путь зла будут страдать от семи последних язв. Они будут жаждать облегчения, и будет казаться, что они обратились к Богу. Но это будет неистинным покаянием, и Он не сможет ответить на их молитву.
Читаем Амос 9:11-15
«В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние,
Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.
И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них.
И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой».
Теперь Амос обращается к обещанию будущего восстановления. Оно было бы исполнено, когда израильтяне вернулись из вавилонского изгнания. Но так как Израиль не жил согласно Божьим ожиданиям, язычникам были даны его потерянные возможности. Божьи обещания будут исполнены для всех тех, кто следует Ему. Они не признали грешную, эгоцентричную природу человека.
Вопрос каждому из нас лично: Как мы можем научиться распознавать нашу греховную природу? Что мы можем сделать, когда видим эту греховность в себе?
Все Божьи пророки
Читаем Амос.7:10-11
«И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его.
Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей».
Большинство христиан не считают себя пророками. Однако каждому из нас Бог доверил определенную весть: покайтесь и вернитесь к Богу, чтобы быть спасенными. Это не такое обязательство, которое можно с легкостью исполнить или переложить на других. «Повсюду наблюдается тенденция к замещению индивидуальных усилий деятельностью организаций…Множество людей предоставляют учреждениям и организациям самим заниматься благотворительной деятельностью, они освобождают себя от контакта с миром, и их сердца охладевают. Они замыкаются в себе и становятся невосприимчивыми. Любовь к Богу и человеку исчезает из души.
Христос поручает Своим последователям совершать индивидуальную работу, которая не может быть выполнена кем-то другим по доверенности. Служение больным и бедным, проповедь Евангелия погибающим и потерявшим ориентиры в этом мире не следует оставлять комитетам и благотворительным организациям. Личная ответственность, личные усилия, личная самоотверженность вестника – вот повеление Евангелия.
Призыв: ненавидьте зло и любите добро
Амос 5:1-15
«Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев.
Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее.
Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева.
Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.
Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!
Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость.
А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.
Итак, за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите дома из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных.
Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.
Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.
Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов».
Почему в этом мире так много ненависти? Кажется, что люди заботятся только о себе. А как насчет тех, кто называет себя христианами? Как насчет адвентистов седьмого дня? Иисус скоро грядет, принимаем ли мы в расчет это событие? Или наше «я» руководит нашими решениями? Где люди, ненавидящие зло и любящие добро?
В книге Амоса Бог призывает израильтян отложить мирское влияние и дела, захватившие их, и вернуться к Нему. Если они этого не сделают, то будут потеряны. В Ам.5:18 написано, что день Господа – тьма. События будут подобны тому, как если бы человека, который убегает от льва, укусила змея, когда он вернулся домой (ст.19). Для боящихся
Господа день Его – свет. Но для тех, кто глумится над Господом, неискренне соблюдая праздники и принося жертвы, для них этот день будет глубокой тьмой, где нет света и выхода.
Разве это не похоже на нашу жизнь? Разве мы не посещаем субботнюю школу или церковь по привычке или из-за эгоистических мотивов? Возможно, мы приходим только потому, что так делают наши друзья и семья. Что нужно, чтобы мы изменились? Израильтянам потребовалось унижение и изгнание в чужую землю. Что понадобится нам? Смерть? Сгоревший дотла дом? Или просто доброе слово помощи чтобы мы поняли, где нам следует находиться?
Бог призывает нас быть его народом. Он дал нам Свое Слово, чтобы мы имели жизнь. Он призвал нас из тьмы. Дьявол рыскает вокруг в поисках людей, которых можно обмануть. Когда мы позволяем миру оказывать влияние на нашу жизнь, то Божье слово может оказать на нас лишь небольшое влияние. Будем ли мы искать Божьего Слова и жить?
В поисках Бога
Читаем Амос.5:4
«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы».
В книге Амоса Бог призывает людей стоять за правду и искать Господа. Ищем ли мы Бога? У народа израильского было много того что отвлекало его от служения Богу. А у нас что есть? Есть ли у нас то, что может нас отвлекать от Бога? О, этого полно и в компьютере: всевозможные игры; и в интернете и на прилавках магазинов и из-под полы нелегальные наркотики. Кто что ищет тот то всегда найдет.
Сами мы не в силах преодолеть то, что отвлекает нас от Бога, особенно когда это превращается в зависимость. Бог зовет нас и дает нам желание познавать Его. Подлинный вопрос состоит в том: желаем ли мы позволить Богу вести нас и развивать в нас христоподобный характер?
У кого есть время?
Читаем Ам.5:5-6
«Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле».
Бог призывает нас искать Его. Но в наши дни, в наш век поиски Бога – это не легкая задача. Так много всего требует нашего внимания: работа, семья, друзья, школа. Не говоря уже о средствах массовой информации, с которой нам приходится постоянно сталкиваться, дьявол знает, как загрузить нас настолько, что у нас не останется времени для развития личных отношений с Христом.
Бог хочет спасти нас. Он хочет разделить с нами жизнь на личностном уровне. Он хочет быть нам Другом.
Так или иначе, все сводится к великой борьбе между добром и злом. Каждый выбор, предпринимаемый нами сегодня и всякий день, зависит от этой борьбы: изберем мы путь Бога или сатаны. Если мы изберем Божий путь, то мы должны отдать ему всю нашу жизнь. Нам следует стать лучшими друзьями с Христом. Иначе нет смысла говорить, что мы – христиане. Если мы не собираемся отдать себя Христу, то можно просто жить мирской жизнью. Нет смысла лицемерить и пытаться казаться хорошими перед теми, кто нас окружает.
Христос умер на кресте, чтобы быть нам Другом. Он хочет быть нашим Спасителем. Он хочет лично общаться с нами. Кто-то скажет: на земле так много людей, какое Ему дело до меня. Но он желает быть с нами, с каждым из нас. У него есть в сердце место для каждого.
Бог посылал Амоса к Своему народу. Но народ был слеп, глух и не хотел слушать призыв пророка. Бог ищет современных Амосов, чтобы привлечь к Себе Свой народ, который также слеп, глух, да еще и богат; и что хуже всего, не имеет ни в чем нужды. Бог приглашает нас к глубоким отношениям с Ним.
Читаем 9:15 стих:
«И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой».
Вот такими словами наполнена книга пророка Амоса. Заканчивается она на оптимистической ноте. В принципе, тема книги Амоса та же что и у пророка Ионы. Наказание звучит, но его можно избежать. Оно жестоко, оно справедливо, но оно отвратимо. Можно отвратить гнев Божий, если покаяться.
Авдий
Пару слов следует сказать еще о книге пророка Авдия, чтобы эта книга не осталась у нас без внимания.
А?вдий (Овадия, ивр. ??????????, «служащий Богу») — четвёртый в ряду 12 малых библейских пророков. Книга Авдия состоит из одной главы, большей частью составляющей повторение из Иеремии (49, 7-16). Когда и где жил Авдий, не говорится, но что он жил во время первого разгрома еврейского царства вавилонянами, то есть в одно время с Иеремией, — это видно из его речи, обращённой к идумеянам с укорами в предательстве по отношению к их братьям израильтянам, которым во время их поражения они преградили путь к спасению.
Пророчество Авдии также заканчивается обнадеживающе:
«И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд. 21ст).
Таким образом, мы рассмотрели еще две книги Малых пророков: книгу Амоса и книгу Авдия.
Пастор Александр Серков