Будь прочным звеном

03-11-2012,

Какой вес может выдержать веревка? Этот вопрос станет очень сложным, если на ней сделать надрез. Теперь прочность веревки определяется не ее толщиной, а глубиной надреза.

Место надреза на веревке — это ее слабое звено. Любой скажет: если веревка и порвется, что именно в этом месте.

Истрепанная веревка не выполняет своей роли. Больная рука не может работать. Со сломанной ногой невозможно идти. В дырявой кастрюле невозможно приготовить суп. На автомобиле с пробитой покрышкой далеко не уедешь. Большое и важное целое нередко зависит от малой детали.

Не было гвоздя —

Подкова

Пропала.

Не было подковы —

Лошадь

Захромала.

Лошадь захромала —

Командир

Убит.

Конница разбита —

Армия

Бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя[1].

То же относится и к человеческому сообществу. В любой культуре слова «надежный», «серьезный», «ответственный», «твердое плечо» являются похвальными. С такими людьми стремятся заводить дружеские и деловые отношения, вступать в родственные союзы. Они становятся прочным звеном семьи, организации, нации. Напротив, слабым звеном коллектива являются лентяи, дармоеды, трусы. Рано или поздно их стремление избегать напряжения, ответственности, позиции приводит к необратимым последствиям и становится преступным. Они подводят и предают не только себя, но и многих других.

Мы рассмотрим историю двух человек, которые действовали вопреки любым стереотипам и радикально изменили судьбу сотен людей. Они, возможно, виделись мимоходом и вряд ли думали, что кто-то будет сравнивать их жизненный путь. Слишком разными звеньями их считали. Она — женщина, язычница, уцелевшая жительница обреченного города обреченной страны, наконец, блудница. Он — мужчина, респектабельный глава семейства, иудей хорошего происхождения (известны его предки в трех поколениях), взявший ценный трофей в разрушенном Богом городе.

Слабое звено — Раав блудница (так считали). Прочное звено — Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина (так считали). Среди еврейского большинства Ахан мог посчитать себя вправе плюнуть блуднице в лицо, обозвать собакой и натравить на нее общественное мнение вплоть до изгнания или побития камнями. Среди языческого большинства Раав могла бы попытаться его соблазнить, а если бы он не клюнул на ее наживку, открыто выказать свое презрение к его личности и его вере. Тем не менее, она спасла всю свою родню и стала жить среди народа Божьего, а он навеки погубил жизнь свою и своих родственников и всё их имущество. Ее предки неизвестны, но Раав обрела будущее. У Ахана было только прошлое. От его поступков осталось одно бесславие.

После сорока лет странствования по пустыне Израиль подходит к границе обещанной им Богом земли. Перед ними лежит вышедшая из берегов из-за поздних дождей река Иордан. За ней виднеется грозная крепость Иерихон.

Ис. Нав. 2:1-20.

На сорок лет раньше Моисей отправлял, чтобы осмотреть Ханаанскую землю, двенадцать лазутчиков  — по одному от каждого колена израильского народа. Бог признал эту землю хорошей, но десять из них вынесли уничтожающий вердикт: Ханаан не завоевать. Двое оставшихся уверяли, что если Бог обещал отдать им землю, то так оно и будет. Пришедшее в панику собрание израильтян хотело тогда побить этих двоих камнями. Десятерых пессимистов Бог поразил в тот же день, те двое и через сорок лет были живехоньки. Одним из тех двоих был Иисус Навин, теперешний вождь Израиля. Теперь он послал разведгруппу тайно, и только из двух человек. И отчитывались они теперь лично перед ним: Ис. Нав. 2:24. Узнаёте эти слова?

Свидетельство блудницы стало пророчеством о завоевании Иерихона. Бог остановил воды Иордана, чтобы Израиль перешел посуху, как сорок лет до этого он раздвинул воды Красного моря. По слову Господа в одночасье обрушились стены Иерихонской крепости, после того как евреи семь дней обходили их в молчании и трубили в рога. Это было такое же выдающееся завоевание, как перед этим иудеи захватили земли заиорданских царей Ога и Сигона и поселились на них.

Чтобы эти уроки не стерлись из памяти, Бог велел двенадцати мужам из всех колен Израиля взять со дна Иордана во время перехода реки по камню и позже создать из них памятник: Ис. Нав. 4:21-23. Узнаёте эти слова?

А вот как Навин оценивал военную обстановку: Ис. Нав. 5:1. Узнаёте эти слова?

С точки зрения обреченного города, Раав была предательницей. Она купила жизнь семьи ценой измены своему народу. Имущество жителей Иерихона подлежало уничтожению, город — сожжению, металлические изделия надлежало положить в Божью сокровищницу. Раав должна была верить, что милость Божья настолько велика, что, истребив целый город, Господь готов пощадить целый ее род. Что рукотворные божки иерихонцев не смогут ни спасти род Раав, ни отомстить за веру в единого Бога евреев. Что верность иудеев настолько велика, что они захотят выполнить клятву, данную презренной язычнице, блуднице из вражеского лагеря. Что она и ее род не будет убит или продан в рабство, что ему дадут возможность восстановить свое имущество, что иудеи захотят принять их в свой круг.

Иерихон требовал от нее быть прочным звеном языческого мироустройства. Но вера говорила ей, что, следуя этим путем, она потеряет всё. И Раав решила стать прочным звеном в Божьих рядах. Она отреклась от языческого прошлого, от заблуждавшегося большинства, и Бог дал будущее ей, блуднице из обреченного города. Она выполнила свою клятву, и Бог позаботился о ней и ее семье.

Когда Иерихон пал, Навин проклял всякого, кто дерзнет восстановить этот город.

Ис. Нав. 6:26, 7:1-15.

Бог велел при осаде Иерихона не брать личных трофеев. Ахан взял заклятое, и в бою погибло 36 человек. В ряде других случаев Бог прямо называл виновника. Здесь же совершили целую следственную процедуру. Согласно Моисееву закону, высшей мерой за кражу было побитие камнями. Здесь же к этому добавилось и сожжение, полагавшееся в особых случаях типа впавшей в блуд дочери первосвященника.

Всё это показывает, что тогдашний духовный и моральный уровень народа Бог оценивал очень высоко. Мы видим, как войско Навина сдает экзамены, оказавшиеся непосильными для их отцов сорок лет назад.

Ис. Нав. 1:18.

Сорок лет назад десять разведчиков говорили о великанах, населявших северо-запад Ханаана, и толщине стен ханаанских крепостей. В этот раз лазутчики приносят одну определенную весть: «Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас».

Сорок лет назад каждое препятствие и трудность (а они были нешуточными) вызывало бурю негативных эмоций, спонтанных решений типа побить Моисея камнями и вернуться в египетское рабство. Здесь же реакции народа мы почти не видим. Есть повиновение Божьей воле и спокойное молчание. Молчат израильтяне и тогда, когда после форсирования реки сорок тысяч воинов — всё израильское войско — Бог велит в виду иерихонской крепости подвергнуть обрезанию. Т. е. три дня эти воины были зажаты между разлившейся рекой и вражеской твердыней и к тому же обессилены из-за хирургического вмешательства.

Именно поэтому присвоение Аханом заклятых вещей вызвало такую суровую реакцию. Бог предпринял медленное выявление вора, чтобы, во-первых, подвигнуть Ахана к добровольному признанию и в случае его раскаяния спасти жизнь этого человека и его семьи, а во-вторых, чтобы побудить каждого израильтянина исследовать свои мысли и действия и отречься от сребролюбия и своеволия. Ничто не помогло: ни скорбь об убитых собратьях, ни страх наказания. Изобличенный Ахан будто очнулся от сна, из комы вышел: Ис. Нав. 7:20-21. Ты взял заклятое? Ну да, а как иначе?

Раав была слабым звеном иерихонского царства. Стала прочным звеном Божьего народа. Призванный быть прочным звеном Божьей армии, Ахан духовно ослаб и тем погубил 36 воинов и всю свою семью.

В Библии есть много аналогий для идеи слабого звена. Вот одна: Евр.12:15. Собирали коренья в похлебку, и если горький корень портил всё кушанье, то сборщики кореньев оставались голодными. Вот вторая: 1Кор.5:6.

Какое я звено в Божьем плане — слабое или прочное? Блудница Раав жила среди языческого большинства, и это не помешало ей стать прочным звеном Божьего народа. Ахан имел все преимущества Божьего воспитания, жил в хорошей компании, но его жадность перекрыла остальные голоса. Погиб сам и других увлек в погибель.

Какое я звено в своем окружении: в семье, на работе, с соседями? Какой пример я подаю другим? К чему их побуждает моя жизнь: расти или деградировать? Развиваться или спиваться? Совпадают ли мои жизненные цели, привычки, реакции, желания с Божьими? Поступаю ли согласно ожиданиям людей или Бога? Я стремлюсь выделяться или быть как все? Если выделяться, то чем? Если как все, то какие эти «все»? Кто они? Чьим одобрением я действительно дорожу?

Невозможно быть хорошим для всех. Становясь для кого-то прочным звеном, для кого-то я покажусь звеном слабым.

Что выражают мои слова: сомнение, цинизм, осуждение, или веру, надежду, любовь? Я вспоминаю имя Божье, чтобы укрепить себя и других в добрых намерениях, или это для меня часть литургической фразы, а то и вовсе пустой звук?

Рано или поздно Бог призовет меня выполнить мое жизненное предназначение.  И если я сегодня приучаю себя прятаться на задних скамейках за чужими спинами и мнениями, то завтра могу стать предателем Божьих интересов, подвести зависящих от меня людей, стать виновником вечной гибели людей, для которых моя жизнь была единственной Библией, которую они прочитали.

Какое я звено?

Максим Балаклицкий

Фото: http://4.bp.blogspot.com/-a4vmaY5rvHo/TwNHuLzL9sI/AAAAAAAAE7U/vds_HvhxH3g/s1600/snapping_rope.jpg



[1]             Самуил Маршак, «Гвоздь и подкова».


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"