Природа Божьего Сына

09-06-2012, комментариев 9

Ошибка пионеров адвентизма состояла в том, что они считали Христа, Сына Божьего, рожденным Богом Отцом, то есть, имеющим начало. Отсюда вытекало следующее заблуждение:

Одно из главных имен Бога в оригинале начертано так: Это всего лишь четыре буквы древнееврейского алфавита, так называемый тетраграмматон. В древнееврейском этими четырьмя буквами были: ивр. ? (йод) ? (хей) ? (вав) ? (хей): ????? (читается справа налево). Если этот тетраграмматон начертать латинскими буквами, то это будет выглядеть так: YHWH (здесь слева направо). Так как на еврейском письме не ставились гласные буквы, текст состоял только лишь из согласных, то сегодня трудно узнать, как оно вообще произносилось. Можно подставить вот так гласные буквы: YaHWeH. У нас получится Яхве. Можно подставить вот таким образом: YeHoWaH. Тогда получится Иегова. Как это имя звучало в оригинале в те древние времена, трудно сказать, потому что это знал только первосвященник, простой народ не знал, как оно произносится. И лишь один раз в году первосвященник произносил его в Святом святых во время жертвоприношения в праздник Йом Кипур — День искупления. Позже было запрещено произносить это имя и в богослужениях. Согласно одному из преданий, этот запрет возник после смерти первосвященника Симона Праведного (III веке до н. э.).
По-русски больше принято этот тетраграмматон произносить как Иег`ова. Что означает это имя? Сущий, Самосуществующий, Имеющий жизнь в самом Себе. Адвентисты первого поколения считали, что это имя относится только к Вечному и Единому Богу Отцу.

Изучая все тексты Священного Писания, связанные с Иисусом Христом, мы сталкиваемся с такими выражениями, относящимися к Нему, как «Ангел». Что это означает? Мы знаем из Священного Писания, что ангелов создал Бог, и слово «ангел» означает «вестник». Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, Который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете всей Библии, а также контекста, можно сказать, что этим Ангелом Господним является Сын Божий — Иисус Христос. Адвентисты с самого начала разделяли такую точку зрения, но не придавали особого значения тем стихам, в которых упоминалось об Ангеле Господнем как о равном Богу. Давайте рассмотрим эти тексты:

В 16-й главе книги «Бытие» говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сары. Давайте проанализируем этот текст.
Быт. 16:7-11,13.
«И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. …Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. …И нарекла Агарь Господа ???? (YHWH), Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня».

Мы видим, что Агарь называет Ангела Господня – Богом. «Но обождите, — возразит кто-нибудь, — да, что там Агарь, стоит ли обращать внимание на слова какой-то служанки?! Ей все, что неестественно, — кажется уже Богом». Да, это может показаться действительно так. Но давайте подойдем с другой стороны к этому вопросу. Как вы думаете, допустил бы сотворенный ангел такое обращение к себе, как к Богу? Ни в коем случае. Здесь два выхода, либо это был обычный ангел и он поступил богохульно, молча принимая по отношению к себе имя Бога, либо это был Тот, Кто «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2:6).

А Моисей, записывавший этот случай, как вы думаете, мог бы такие богохульные слова, которые по неведению Агарь вдруг приписала сотворенному ангелу, — пропустить и без всякого зазрения совести записать в книгу Бытие? И о чем же всё это говорит? О том, что ни Агарь, ни Моисей не ошиблись. Этим Ангелом Господним действительно был Иисус Христос. Но Иисусом Христом Он тогда не назывался. Это мы, зная Его как Иисуса Христа, условно называем так, чтобы было ясно, о ком идет речь. Для древних это был ???? YHWH – Яхве или Иегова.

Второй текст:
Исх. 3:1-6.

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога».

Этот текст красноречиво свидетельствует о божественности Иисуса Христа и о Его равенстве Богу.

Обратите внимание на второй стих. Кто является Моисею в пламени горящего куста? Ангел Господень. А кто этот Ангел Господень? Единородный Сын.

В 4 и 5 стихах Сын Божий назван Господом и Богом.

А в 6 стихе уже сам Иисус Христос говорит о Себе, что Он является Богом Авраама, Исаака и Иакова, чем, фактически, — заявляет, что Ему поклонялись как Богу все патриархи.

Если читать следующие тексты, — можно увидеть еще большее тождество.

Цитирую Исх.3:13-15.

« И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [???? YHWH –Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род».

Вы, может быть, заметили такую закономерность: ну, пока вот в этих двух текстах, связанных с Агарью и с Моисеем? Начинается описание со слов, связанных с Ангелом Господним: «И нашел на нее Ангел Господень…»; «Ангел Господень сказал ей…»; «И явился ему (Моисею) Ангел Господень…». Это первый момент встречи человека со сверхчеловеческим Существом, с Божеством, с Иисусом Христом. Ну, а как же еще иначе Он мог явиться человеку? Во всей Своей славе что ли? Христос являлся в таком виде, чтобы не ослепить человека всей Своей славой. Он предпочитал являться человеку в виде Ангела Господня. И самое первое впечатление человека было, что это Ангел Господень. Но в разговоре с этим Ангелом, тот, кому Он явился, приходил к явному выводу, что здесь Некто больший, нежели просто Ангел. И Сам Христос никогда не говорил о Себе: «Ну, вот, Агарь или Моисей, Я Ангел пришел к тебе. К этому выводу обычно люди приходили при встрече с Ним. А когда Христос начинал общаться с человеком, последний бесспорно делал вывод, что это — Божество. Агарь воскликнула: « Ты Бог видящий меня». Моисей после небольшого общения с Ангелом Господним уже мог сказать, и так он и написал: «Бог сказал Моисею…». Да и сам Христос, Которого при встрече посчитали за Ангела Господня, заявлял о Себе, что Он Сущий (YHWH).

Обратите еще внимание на Исх 6:3: «Являлся Я Аврааму, Исааку, и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим Господь, не открывался им».

Это тот самый Ангел Господень, Которому поклонялись Авраам, Исаак и Иаков, и это Он же Бог Всемогущий, и Он же Господь (???? YHWH). Это Он же, Который явился в наш мир в образе человека, и имя Которому было дано Иисус.

Как вы думаете, Елена Уайт поддерживает такое толкование или нет? Несомненно.

Откройте самую первую главу «Желание Веков» и там вы можете прочитать следующее:
«Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый, Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть…Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: «Я есмь Сущий… Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам» (Исх3:14).Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился «в образе человеческом», Он назвал Себя Сущим (Я есмь). Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, “явившийся во плоти”»(1 Тим.3:16).(конец цитаты).

Здесь все так очевидно: Тот, Кто предстает перед Моисеем в горящем кусте – есть Всемогущий Бог, и это ни кто иной, как Иисус! Это слова Е. Уайт, и они в полной гармонии с Библией! (Заметьте, мы, как адвентисты седьмого дня, опираемся не на высказывания Е. Уайт, а на Библию, но констатируем, что и Е. Уайт, опираясь на высказывания Библии, пришла к этому же выводу).

Эту мысль мы можем еще продолжить.

Если Ангел Господень при встрече с Моисеем сообщает, что это именно Он являлся Аврааму, Исааку и Иакову, значит, должно было остаться свидетельство их встреч, в которых непременно должен был фигурировать именно Ангел Господень.

Находим ли мы подтверждение наших догадок? Несомненно.

Авраам.
Этот Ангел Господень (Христос) являлся людям не только в образе Ангела. Вот Авраам видит трех путников. Это были на первый взгляд обычные путники, совершающие свое паломничество. С первого взгляда это были люди. Но один из них особо отличался, ну, может быть не столько внешним видом, но в Его речи сразу же Авраам ощутил Лидера, Он видимо был Спикером и первый вступил в разговор с Авраамом. Из дальнейшего разговора Авраам вполне понял, что перед ним предстали некто большие, чем простые путники, а особенно их Лидер, с которым он вступил в ходатайственный разговор, потому что узнал об их намерении посетить Содом и Гоморру судами.
Дальнейшее описание этого события перед нашим взором более конкретно раскрывает ту Личность, с которой разговаривал Авраам:

Обратим внимание на следующий текст:
Суд.13:17,18.
«И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? Чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? Оно чудно».

Здесь мы читаем, что Маной (отец Самсона) спрашивает Ангела Господня (считаю, что это Сын Божий) о том, какое у Него имя. Что на это отвечает Ангел Господень? Он уклоняется от ответа, говоря, что Его имя «чудно» (то есть, оно – необычное, не такое, как у других существ). Поэтому мы приходим к следующим выводам:

1 Имя у Сына Божьего было особым, не таким, как у других.
2 Его имя несло какую-то особую информацию, что не позволило огласить его.

И все же какое-то имя у Сына Божьего в Ветхом Завете было. Какое имя Он носил? Мы близко подходим к ответу, когда читаем:
Исх. 23: 20-21. Здесь Бог Отец наставляет израильский народ следующими словами:
«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем».

Обратите внимание, Бог Отец заявляет, что имя Его в Его Ангеле! Ангел Господень – это Божественная Личность. Кроме того, о Нем Отец сказал еще нечто удивительное. Его голоса нужно слушаться и не упорствовать, так как Он может и не простить греха. А кто может прощать грех? Может быть сотворенный ангел? Ни в коем случае. Разве нам теперь не становится ясно, что Ангел Господень имеет все полномочия Своего Отца, имея равенство Ему и Оба Они – Божественные Личности, и имя у них одно.

Сын Божий, Который в Писании часто называется Ангелом Господним, является по природе такой же Личностью Божества, абсолютно такой же, как и Его Отец. Сын Божий – это тоже ???? YHWH – Яхве (Иегова).

А вот еще один очень важный текст:
Суд.6:12-14.
«И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: “из Египта вывел нас Господь”? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Исследуя этот отрывок, мы никак не ошибемся, если скажем, что Ангел Господень – это Сам Господь ???? YHWH.

В отношении некоторых текстов, наши оппоненты, полемизируя с нами, пытаются убедить, что Ангел Господень не Божественная личность, а личность, которая играет роль представителя Иеговы действующего от Его имени. Но этот отрывок не оставляет никаких шансов на подобное толкование.

Давайте снова проанализируем этот текст:

Гедеону является Ангел Господень (Сын Божий) и приветствует его. Гедеон, отвечая на приветствие, высказывает свои сомнения и печали, не подозревая, кто в действительности находится перед ним. Но далее происходит нечто незаурядное: «Господь (???? YHWH) воззрев на него» произносит Гедеону Свои повеления. Но заметьте, что это (речь, взор) исходит от одной и той же личности – Ангела Господня. Понимаете, что это значит? Ангел Господень – Сам Иегова, и Он не является Тем, Кто действует от имени Господа. Именно о Самом Ангеле сказано: «Господь воззрел». Иначе и быть не может.
К какому мы приходим выводу? Ангел Господень – это Сын Божий, Который является Господом Яхве (Иеговой) ???? YHWH, точно таким же, как и Его Отец.

Но неужели существуют две личности с именем ???? YHWH – Яхве (Иегова)? Да, существуют. Вот что мы читаем об этом:

Быт. 19:24:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба». Здесь при наказании этих двух городов еще четче вырисовываются две Личности Божества, и обе Личности названы словом Господь (???? YHWH). «Пролил Иегова…огонь от Иеговы». В это время один Иегова был на земле, это тот, Который беседовал с Авраамом, скрывший Свою Божественность, и представший перед ним как простой путник. Он же руководил всем процессом. Другой — Тот, Кто оставался на небесах и действовал как Источник.

Как вы думаете, кто из двух Личностей Божества приходил в Аврааму, а кто оставался на небе? Приходил Иисус Христос.

То же самое мы обнаруживаем и у пророка Захарии 3:1-2:
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь (???? YHWH) сатане: Господь (???? YHWH) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (???? YHWH), избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня»?

Давайте проанализируем этот текст: Мы читаем, как Ангел Господень названный Господом (???? YHWH) запрещает противодействовать сатане именем другого Господа, также названным в Библии (???? YHWH) Яхве (Иегова). В обоих случаях использован один и тот же тетраграмматон ???? YHWH.

Кто этот Ангел Господень? Христос. Кто другой? Его Отец. А как комментирует эти слова Е.Уайт? Аналогично. В своей книге «Пророки и цари» она пишет:
«В пророчестве Захарии ставится на вид обвинительная работа сатаны и работа Христа, оказывающая сопротивление сопернику Его народа».

Для того чтобы поставить точку в этой статье, давайте внимательно проследим еще один последний Библейский текст, который станет резюмирующим элементом наших исследований в этой статье.
Ис.6:1-3.
« В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Читая пророка Исаию, мы видим, что Исаия видел на престоле – Всевышнего Бога, (в оригинале – ???? YHWH), Которому поклонялись Серафимы. Как вы думаете, о ком здесь идет речь, об Отце или об Сыне? А давайте не будем строить свои предположения. На этот вопрос отвечает нам Евангелист Иоанн:
Иоан.12:41 — 42:
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (о Христе).
Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него (во Христа).

Вывод к этому тексту: Исаия на престоле видел Сына Божьего, Которому поклонялись Серафимы как Богу.

Вывод ко всей статье: В Ветхом Завете Иисус и Отец названы одинаково, — Господом (евр. Яхве или Иегова). Единородный Сын Божий – это Иегова Ветхого завета, как и Его Отец, что свидетельствует о равной природе как Одного, так и Другого. Христос – Сущий, Он не имеет начала, как и Отец.

Именно в этом пункте, к сожалению, заблуждались пионеры адвентизма. И если мы сейчас будем пытаться искать древние высказывания пионеров и строить своё учение и полемизировать на основании их вероубеждений, то это будет означать возвращение к консервации. Этого придерживаются лютеране и другие протестанты, для них авторитет Лютер, для кого-то авторитет Менно Симонс, для кого-то Кальвин. И некоторые Адвентисты сегодня, вместо того, чтобы исследовать Писание, пытаются опереться на ошибки Урия Смита или других богословов раннего периода Адвентизма и заявляют при этом, что раз пионеры адвентизма так понимали, то почему мы не можем сегодня иметь такую же богословскую подоплеку?

В следующей теме мы «поговорим» о богословских корнях адвентизма.

Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования

Комментарии (9):

  • Др.

    |

    Прекрасный разбор!
    Большое спасибо, Александр!

    Этот момент с Ангелом Господним, на котором наречено имя Божье, действительно базовый при рассмотрении понятия троицы.
    Кстати сказать, вопрос троицы возник далеко не в христианстве — как ни прискорбно это будет читать кому-то.
    Это чисто иудейская проблема, о которой можно прочитать ещё в 23-й главе Деяний —

    «7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
    8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
    9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.»

    Обратите внимание на последний стих — фарисеи признавали и Ангела и Духа Богом!
    В отличие от садукеев, которые этого не принимали.
    И парадокс! — современные иудеи отвергают учение фарисеев по этому вопросу, а христиане не только придерживаются этого, но и считают это своей отличительной чертой и основанием для своей веры.


  • Elena

    |

    Спасибо, брат Александр. В Евангелии от Иоанна более, чем в других, Иисус ясно называет себя Сущим , Иеговой (Иоан.5, 26 )- Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.Здесь Иисус ясно говорит о себе, что Он имеет жизнь в Самом Себе, т.е. Он есть Самосуществующий, Безначальный.
    В другом месте Он также называет Себя — Я есмь, т.е. Сущий, Иегова — . Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.(Иоан.8, 58).
    Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. (Иоан.8, 25)
    Также в Псалмах, когда Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». (Пс.110, 1)
    В Библии много таких подтверждений. Не видит тот, кто не хочет видеть.


  • Комлев Алексей

    |

    Статья ни о чем.
    Заголовок не соответствует содержанию — про природу Христа там ничего не говорится. А между тем это один из ключевых моментов процесса адвентистского догматического изобретания велосипеда. Именно вокруг вопроса о том, какую человеческую природу имел Христос — безгрешную, как у Адама или поврежденную, греховную, как у всех людей, велась основная полемика, связанная с выходом книги «Вопросы к доктринам». Тогда, напомню, консервативные адвентисты с удивлением обнаружили, что официальная церковь придерживается общехристианской точки зрения, а не «пионерской».
    Вместо того, чтобы говорить о «природе Божьего Сына», Вы пускаетесь в длительные благочестивые размышления про то, что ветхозаветный «Ангел Господень» — это вторая ипостась Троицы. Новозаветный христианский догмат плохо вписывается в ветхозаветное повествование, поэтому приходится силой впихивать. Например, к Аврааму пришла вся Святая Троица, а ушла от него какая-то непонятная Святая Двоица (только два ангела).
    Потом, откуда такое желание называть Иисуса YHWH? Чего Вы хотите добиться? Чтобы в уме простых членов церкви Отец и Сын, пребывающие неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно, слились в одно, а Дух Святой, которого нигде не называют тетраграмматоном, остался за краем? Не все аргументы в тринитарной полемике так хороши, как Вам кажется. Может быть вашим аргументом про то, что Иисус и есть Иегова, можно шокировать какого-нибудь в конец зашоренного иеговиста, но от такой аргументации будет больше вреда, чем пользы. Потом церковные старушки будут говорить: «А вот мне пастор сказал, что Иегова — это на самом деле Иисус…»


  • ТатьянаФ

    |

    Спасибо, большое за статью. Интересно, что сегодня в субботний день я как раз размышляла об этом. И вот эта статья -ответ на мои мысли.Только я не совсем поняла , как обосновать, что Ангел Господень Ветхого завета- это Иисус Христос. Т.е, что это Господь, Божественная Личность -понятно, хорошо раскрыто. Но то, что это именно Иисус как объяснить людям, а не другая Личность. Чем подтвердить, что например в столпе огненном и облачном с народом Израильским шел сам Иисус?


  • Александр Серков

    |

    Ответ Татьяне Ф.
    Откройте самую первую главу «Желание Веков» и там вы можете прочитать следующее: «Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый, Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть…Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: «Я есмь Сущий… Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам» (Исх3:14).Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился «в образе человеческом», Он назвал Себя Сущим (Я есмь). Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, “явившийся во плоти”»(1 Тим.3:16).
    И вообще, после грехопадения всякая связь между небом и землей осуществлялась через Иисуса Христа.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Татьяне Ф.

    Чем подтвердить, что например в столпе огненном и облачном с народом Израильским шел сам Иисус?

    для начала можно привести 1 Кор. 10:

    1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

    Александру Серкову

    после грехопадения всякая связь между небом и землей осуществлялась через Иисуса Христа.

    мне кажется, что откровение Бога о Самом Себе не связано с грехопадением. я читаю, что Бог Отец всегда открывался — и ангелам, и людям — через Бога Сына:

    Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

    Иоан.14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

    Иоан.5:23 Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.


  • Александр Серков

    |

    Иоанна 1:18

    Бога никто не видел никогда. Т.е. Отца (ср. ПП. 366). Грешники не могут увидеть Бога лицом к лицу и жить. Даже Моисею, великому законодателю Израиля не было разрешено увидеть Его (Исх. 33:20, Втор. 4:12). Некоторые были свидетелями славы Божественного присутствия (см. на Ин. 1:14) но за исключением видения, никто не видел личности Божества (ср. Ис. 6:5). Христос пришёл открыть Отца, ибо кто касается всех практических целей, те, которые видели Его, видели Отца (Ин. 14:7-11, см. также 5:37, 6:46).(Комм. АСД)

    [366]

    Те, кто утверждает, что Христос пришел упразднить Закон Божий и устранить Ветхий Завет, говорят об иудейской эпохе, как о темном веке, и представляют религию евреев как совокупность незатейливых форм и обрядов. Но это заблуждение. Все страницы Священной истории, где говорится об отношениях Бога с избранным Им народом, отмечены жгучим присутствием величественного Я ЕСМЬ. Никогда Он не являл сынам человеческим больших знамений Своей силы и славы, чем в то время, когда они чтили его как своего единственного Владыку, установившего для них Свой закон. Не человеческая рука, держащая скипетр, управляла ими, но величественное и неизреченное могущество невидимого Царя Израиля.

    Во всех этих откровениях Божественная слава Божья открывалась через Христа. Не только при пришествии Спасителя, но на протяжении всех веков после грехопадения и обещанного искупления «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Христос был основанием и центром системы жертвоприношения как в патриархальном веке, так и в иудейском. Со дней грехопадения наших прародителей между Богом и человеком не существовало непосредственной связи. Отец отдал весь мир в руки Христа, чтобы Он Своим ходатайством искупил человека и подтвердил власть и святость Его закона. Всякое общение между Небом и падшим родом осуществляется через Христа. Это Сын Божий дал нашим прародителям обетование об искуплении. Это Он открывался патриархам. Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Моисей сумели постичь Евангелие. Они ожидали, что спасение принесет Тот, Кто заменит собой человека на кресте и искупит его грехи. Эти святые мужи древности общались со Спасителем, Которому предстояло прийти в наш мир в человеческой плоти, а некоторые из них говорили со Христом и небесными ангелами лицом к лицу.

    Христос не только направлял евреев в пустыне, будучи Ангелом, в Котором было имя Иеговы и Который, облеченный облачным столпом, шел впереди народа,- Он был и Тем, Кто дал закон Израилю. Окруженный грозной славой на Синае, Христос в присутствии всего народа провозгласил Десять Заповедей закона Своего Отца. Он вручил Моисею закон, начертанный на каменных скрижалях.

    [367](Патр. и прор.)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"