Божий метод развития личности
В последнее время наблюдается тенденция столкновения двух мнений, двух разных типов людей. Марфа и Мария. В жизни так происходит, что прежде чем человеку доверить важное дело, его учат сначала в школе одиннадцать лет, потом университет еще семь лет, затем только доверяют дело. В то время как Мария сидит у ног Христа, Марфа бегает, суетится, трудится, кроме того она еще судит Марию, сравнивая её с собой предъявляет претензии Марии и Самому Христу. «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лук.10:41,42) Ты суетишься о многом… оценка Иисуса действиям Марфы, также оценка Лаодикии известна: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! » /Откр.3, 14-15/. Он говорит к нам: «Знаю твои дела». К нам говорит Тот, Кто знает лучше, чем мы знаем самих себя, ибо сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Иерем.17, 9.
«Они не принимают основательного и сердечного участия в деле Божьем, отождествляя себя с Его интересами. Они держатся в стороне и готовы оставить свои посты, когда этого требуют их личные интересы. В их сердце должна совершиться глубокая внутренняя перемена, работа благодати Божией»/СЦ.4, 87-88/.
«Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». (Тит.2:13-15) Каким образом происходит это избавление очищение народа особенного?
ОТ ТЕРНОВОГО КУСТА ДО ГОРЫ СИНАЙ
Путь, который прошел Моисей от пастуха до вожака трехмиллионного народа, научил его важной истине: если в хождении с Богом уповать на собственные силы, дело обречено на провал.
Среди библейских личностей, оказавших наибольшее воздействие на этот мир, пожалуй, никто не подавал больших надежд для простых смертных, чем Моисей. Хотя он жил за тысячи лет до Христа, на примере его жизни Бог открывает нам тот исполненный благодати метод, посредством
которого Он готовит всех, кого собирается использовать для Своей славы.
Если бы Бог использовал только безгрешных людей, каждый из нас оказался бы вне игры. Многие христиане убеждены, что необходимо зарекомендовать себя очень сильными, чтобы оказаться в числе особых избранников Божиих. Однако реальность такова, что мы никогда не сможем стать достаточно сильными. Парадокс состоит в том, что мы должны стать достаточно слабыми! 2Кор.13:4 «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас».
Мы можем считать, что нам необходимо посвятить свои способности Богу, прося Его помочь нам использовать их для Его славы. Не правда ли, звучит восхитительно? Но… это вернейший путь к провалу. Нам всем предстоит понять, что мы недостаточно слабы, чтобы быть полезными
для Бога. Мы слишком сильны. Часто наши побуждения верны, но выбранный нами способ вести христианскую жизнь является совершенно невереным.
ВЕРНЫЕ МОТИВЫ, НЕВЕРНЫЙ МЕТОД
Мотивы Моисея несомненно заслуживали уважения. Всю свою жизнь он внутренне отождествлял себя со своим народом. Видя, как надсмотрщик — египтянин избивает его брата еврея, Моисей проникся еще более глубоким состраданием к угнетенным. Он жаждал свободы для народа
Израиля. Это желание было присуще самой его натуре. Бог вложил в него призвание стать освободителем. Моисей стремился предпринять какие-то действия для осуществления этой
миссии. Он был движим стремлением, данным ему самим Богом, но совершил одну роковую ошибку: он исходил из своих собственных возможностей. Положившись на свою силу, он пошел, чтобы сделать то, что считал правильным. Однако ему пришлось узнать, что попытка сделать
что-то угодное Богу, полагаясь на собственные силы, в конечном итоге ведет к огромному поражению. Всякому рожденному свыше человеку присуще внутреннее стремление
славить Бога своими добрыми делами. Мы хотим, чтобы Он использовал нас. Это желание — часть нашей новой природы.
Бог никогда не предлагает нам идти таким путем. Его замысел состоит в том, чтобы мы полностью полагались на Его способности, а не на свои. Божие дело исполняется не за счет нашего могущества или силы, а за счет силы Его Духа внутри нас. Многие христиане живут, ощущая горечь разочарования из-за постоянных поражений, невзирая на все свои благочестивые желания и намерения. Проблема заключается не в их побуждениях, а в их образе жизни. Когда мы живем, полагаясь только на самих себя, господствует закон. Важно помнить, что главная особенность законнического образа жизни — это смещение акцента на добрые дела.
Когда же господствует благодать, мы живем совершенно иначе. Библия говорит, что все проявления особой силы, а также чудеса и знамения были сотворены через Иисуса именно Богом-Отцом. (Деян. 2:22). «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». (Иоан.14:10-13)
Наш Спаситель не рассчитывал на Свои способности. Он полагался на
безграничное могущество Своего Отца. Если Иисус поступал так, то что дает нам основание считать, что мы можем делать что-либо для Бога другим, изобретенным нами методом?
СЕМИНАРИЯ СТРАДАНИЙ
Желание Моисея помочь своему народу было столь велико, что он взял дело в свои руки и… завершил убийством египтянина. Затем ему пришлось бежать из Египта в пустыню
Мадиамскую. Моисею нужно было многое узнать о методах Божиих.
Бог не желает, чтобы мы в служении Ему полагались на свои способности. Многие из нас, подобно Моисею, должны усвоить эту истину тяжелым путем.
ЯД САМОДОСТАТОЧНОСТИ
У Господа были особые замыслы относительно Моисея. Первые сорок лет его жизни прошли в лучах величия. Последние сорок лет, когда он выводил народ из Египта, должны были исполниться чудес. И между этими славными периодами лежали сорок лет жизни в нужде, трудностях и боли. За эти годы сошла на нет вся уверенность Моисея в своих способностях,
чтобы он мог познать могущество Бога и положиться на него. Безусловно, бывший принц пребывал в крайнем замешательстве. Все складывалось явно не так, как он ожидал. Через некоторое время Моисей, скорее всего, решил, что проведет остаток своей жизни в тишине и безвестности. Но затем была встреча у горящего куста. Бог открыл Моисею, что собирается использовать его для избавления евреев от рабства. (Исх. 3-4) Однако обстоятельства жизни, вероятно, породили в Моисее серьезные сомнения относительно своих способностей как лидера. Он мог думать, что утратил навыки работы с людьми, поскольку много лет заботился в основном об овцах. Его ход рассуждений был примерно таков: «Единственно, что я умею — это пасти овец, и по крайней мере на это могу рассчитывать в любом случае».
Попадали ли вы в ситуации, когда казалось, что Бог забрал у вас все, что только мог? А затем еще находилось нечто и также безжалостно отбиралось?
Так произошло с Моисеем. Жезл был символом его умения пасти овец. Не слишком много, но этот навык, по крайней мере, позволял ему выжить. Обратите внимание, что Бог говорит о жезле, олицетворяющем способность, за которую Моисей все еще крепко держался: «Брось его на землю». Когда Моисей бросил жезл, тот превратился в змея.
В конечном итоге Моисей увидел то, что хотел показать ему Бог: он должен прекратить полагаться на себя. Он понял, что всю свою жизнь, будучи принцем или став
пастухом, цепко держался за свои способности, которые были просто различными способами распоряжаться своей жизнью. Теперь он видел все, как есть. Вот что отравляло его жизнь, а он даже не подозревал об этом! Служение Богу — это прекрасное дело. И именно в нем мы пытаемся найти полноту жизни. Однако замысел Божий для нас состоит в том, чтобы мы находили полноту жизни в Нем Самом, а не в нашем служении Ему.
Подобную ошибку совершают многие верующие. Христианская жизнь становится плодотворной лишь тогда когда мы полностью вверяем себя Иисусу Христу, чтобы Он выразил Свою
жизнь через нас. Должен произойти отказ от упования на свои силы и признание, что только
благодаря Его пребыванию в нас мы можем достичь чего-либо ценного. Нет ничего плохого в естественных способностях: все они даны нам Творцом. Однако мы должны осознавать
опасность, таящуюся в них. Способности становятся помехой, если мы полагаемся на них, а не на Бога.
СПОСОБНОСТЬ, ОЖИВЛЕННАЯ БОГОМ
Теперь, когда Моисей увидел, сколь глупо полагаться на самого себя, он мог смело получить свои таланты обратно. Поэтому Господь повелел ему относительно змея: «Простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его» (Исх. 4:4). Поднимая
змея за хвост, Моисей прекрасно осознавал свою уязвимость перед ним.
Единственной защитой была непрестанная вера в то, что Господь не позволит змею выпустить жало. Подобным образом, каждый из нас постоянно рискует быть отравленным ядом самоуверенности. Жезл, который мы держим в своих руках, в любой момент может превратиться в ядовитого змея. Мы должны всякий миг оставаться во Христе, осознавая, что без Его силы, действующей в нас, змей самоуверенности ужалит нас, отравляя своим ядом.
Увидев, сколь ошибочно полагаться на свои собственные способности, мы оказываемся в положении, когда их можно нам доверить. Теперь, когда акценты расставлены верно, Бог позволяет нам получить свои таланты обратно. До этого они черпают силы в нас самих, после этого они оживляются самой жизнью Иисуса Христа в нас. Когда Бог первый раз спросил Моисея, что он держит в руке, тот ответил: «Жезл». Но, покидая пустыню для того, чтобы исполнить свое призвание в Египте, Моисей уже называет свой жезл «жезлом Божиим» (Исх.4:20). И далее в Писании он часто именуется так.
Когда Бог сводит нашу самоуверенность на нет, наши ближние могут и не заметить перемены
внутри нас, но мы знаем, что она произошла. Они видят все тот же старый жезл. Мы же осознаем, что наши естественные способности преобразовались в сверхъестественные посредством
жизни Его внутри нас. Тот, кому можно доверить творить чудеса, — это человек, полностью исцеленный от самоуверенности, но при этом абсолютно уверенный в Боге. Когда господствует благодать, случаются чудеса! Бог приготовил для каждого христианина нечто великое. Зачем
же нам довольствоваться лишь тем, чего можно достичь за счет наших человеческих способностей, если у нас имеются все шансы испытать результаты могущества нашего Господа?
Аналогичных историй в Священном писании много. Моисей, Иосиф, Иоан креститель, Давид, Павел.
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
[125] Сопротивление стало настолько ожесточенным, что Павлу не было позволено продолжать трудиться в Дамаске. Небесный вестник повелел ему на время оставить город, и он «пошел в Аравию» (Гал. 1:17), где нашел безопасное убежище.
Здесь, в уединении, Павел получил хорошую возможность заглянуть в свое сердце и поразмышлять. Он спокойно перебирал в памяти события прошлого и искренне раскаивался. Он взыскал Бога всем сердцем и не мог успокоиться до тех пор, пока не узнает наверняка, что его покаяние принято и грех прощен. Он желал получить заверение, что Иисус пребудет с ним в его будущем служении. Он освободился от предрассудков и традиций, которые прежде определяли его жизнь, и припал к Источнику истины. Иисус общался с ним и утверждал его в вере, щедро даруя мудрость и благодать. [126]
Когда человек соприкасается с Господом, смертный — с Бесконечным, это оказывает неоценимое влияние на разум, душу и тело. В результате такого общения можно получить воистину прекрасное образование. Это Божий метод развития личности. Его весть к человечеству: «Сблизься же с Ним» (Иов 22:21). ДА.
МАРИЯ
Когда Христос преподавал Свои чудные уроки, Мария — самая благоговейная и преданная слушательница — сидела у Его ног. Однажды Марфа, занятая приготовлением еды, подошла к Христу и оказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Это случилось, когда Христос первый раз пришел в Вифанию. Спаситель и Его ученики только что проделали утомительный путь пешком из Иерихона. Марфа заботилась об их удобствах и в своих хлопотах забыла об учтивости, которую нужно было проявлять к Гостю. Иисус мягко и терпеливо сказал ей: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Мария обогащала свою душу драгоценными наставлениями Спасителя, которые были для нее ценнее самых дорогостоящих сокровищ земли.
«Одно только нужно» означало: посвященность, большее стремление узнать о будущем, о вечной жизни, о добродетелях, необходимых для духовного роста. Марфе нужно было меньше заботиться о тленном и больше — о том, что вечно. Иисус хотел научить Своих детей не упускать ни единой возможности приобретать знание, которое умудрит их ко спасению. Дело Христа нуждается в старательных и деятельных тружениках. Для таких, как Марфа, с их усердием, с их готовностью к активной духовной работе, существует огромное поле деятельности. Но пусть они сначала посидят вместе с Марией у ног Иисуса. Пусть старательность, предприимчивость и деловитость будут освящены благодатью Христа — в этом случае человек станет по-доброму влиять на окружающих. [525]ЖВ
ДЕЛО МАРИИ
[560] ЖВ. Мария услышала неодобрительные слова, и сердце ее затрепетало. Она переживала, что сестра начнет укорять ее за излишество. Наставник также мог упрекнуть ее в расточительности. Не оправдываясь и не извиняясь, она хотела удалиться, как вдруг послышался голос Господа: «Оставьте ее; что ее смущаете?» (Мк. 14:6). Он видел, как она растерялась и расстроилась. Он знал: послужив Ему таким образом, она выразила свою признательность за прощение ее грехов, и Он успокоил ее. Преодолевая ропот недовольных. Он сказал: «Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать Тело Мое к погребению».
Благоухающее миро, которое Мария думала потратить на мертвое тело Спасителя, она возлила на Него живого. Во время погребения благоухание этого мира наполнило бы только гробницу, а теперь этот дар порадовал сердце Иисуса, потому что Он убедился в ее вере и любви. Иосиф из Аримафеи и Никодим не предложили даров любви живому Спасителю. С горькими слезами они принесли свои дорогие дары к Его холодному, бесчувственному телу. Женщины, которые принесли благовония к гробу, старались напрасно — ведь Он воскрес. Но Мария выказала свою любовь к Спасителю, когда Он мог оценить ее преданность, — она помазала Его для погребения. И когда настала ночь великого испытания. Он нес с Собой память об этом поступке как залог той любви, которую будут питать к Нему искупленные Им в вечности.
Многие и сегодня самые дорогие дары приносят мертвым. Стоя перед холодным, застывшим телом, они произносят слова любви. Нежность, признательность, преданность — все расточается перед тем, кто уже не видит и не слышит. Произнесли бы эти слова, когда усталая душа человека так нуждалась в них, когда он мог слышать, а сердце его было способно воспринимать их, каким драгоценным благодеянием оказались бы они!
СПАСЕНЫ БЛАГОДАТЬЮ
«Вы же духовно мертвыми были в преступлениях и грехах ваших, коим предавались, когда жили, как ведется в мире сем, когда подчинялись воле князя, владычествующего под небесами, – злого духа, что действует ныне в людях, противящихся Богу. Когда-то и мы все жили так же, как и все прочие люди, похоти плоти нашей удовлетворяя, угождая ее низменным побуждениям и помыслам, и тогда по самой природе своей навлекали на себя осуждение Божие. Но по великой любви, какою возлюбил нас Бог, преисполненный милости, Он всех нас, духовно мертвых по греховности нашей, оживотворил со Христом – благодатью и вы спасены были! Во Христе Иисусе Бог и воскресил нас, и место дал нам на Небесах с Ним, дабы через доброту, явленную нам во Христе Иисусе, представить грядущим векам несметное богатство благодати Своей. Ведь вы благодатью спасены, на основании веры спасены: не за заслуги ваши сей дар Божий, не за дела ваши, чтобы никто не хвалился, потому что мы – творение Божие, и созданы во Христе Иисусе для добрых дел, свершать которые нас Бог предуготовил» (Номер Стронга: 4282 заблаговременно подготавливать, приготовиться прежде). Еф.2:1-10 Перевод Кулакова.
«Ведь мы есть творение, созданные в Христе Иисусе на дела добрые. Которые предуготовил Бог, чтобы в них мы пошли» ( пошли — Номер Стронга: 4043. Ходить, поступать, жить, вести, действовать).(Еф.2:1-10) Подстрочный перевод с греческого.
Валерий Журавский
Комментарии (3):
Еlena
| Ссылка на комментарий
Я была именно в такой ситуации, когда отнималось все — семья, работа, здоровье, деньги, друзья. И что же? Теперь я всего боюсь, и самооценка моя ниже нуля, я набралась комплексов, как собака блох. Я даже близких друзей не завожу, т.к. стоит какому-либо человеку появиться, к которому почувствуешь расположение, что он близкий тебе по духу, как он тут же исчезает из моей жизни. Разве это все делает Бог? Наоборот, Он избавляет от страхов и комплексов. Как все понимать, я не знаю.
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
http://pastor-a7d.livejournal.com/200195.html#comments — Бог умер. Аналогичная тема, у Бога нет противоречий. Причин может быть очень много. Защитные механизмы, отрицание, перекладывание ответственности на других, нежелание проходить с Богом через боль, приводят к тому, что идет самозащита своей боли и человек не следует за Христом…
Еlena
| Ссылка на комментарий
Спасибо, прослушала, очень хорошая проповедь.