Секты. Мифы и реальность

18-02-2007, Комментариев нет Просмотров: 1 613

Слово «секта» для рядового гражданина Украины несёт в себе в основном крайне негативную окраску. Обычно содержание термина «секта» подразумевает опасность, еретичность или даже сатанизм. Однако стоит разобраться в точности этих определиний и дать адекватную оценку понятию слова «секта». Само слово секта заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и не является чем-то нейтральным.
Секта – это религиозная группа или община, которая сформировалась в рамках определенной религии и склонная к отчуждению, противопоставлению себя основной религии. Формируется секта как правило вокруг выдающегося (чаще всего харизматического) лидера – гуру, наставника, пророка, проповедника и т.д. Особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или даже религии. Некоторые секты вливаются обратно в ту религию, от которой когда-то откололись.

Принципы и приоритеты внутригрупповых (межбратских) отношений и ценностей являются камнем преткновения в отношениях секты к окружающему обществу, его культуре, и, что часто бывает, к самому государству, в котором пребывает секта.
В корне откола секты от основной религии лежат фундаментальные различия в понимании истины, принципах вероучения и «способов» познания Бога и «причащения» к святым реликвиям. Изначально секта насчитывает лишь несколько последователей, которые группируются вокруг одного или нескольких лидеров, однако в дальнейшем с помощью ряда факторов (миссионерская деятельность, проповеди, семинары, вербовка или даже хищение человека) может перерасти в огромную деноминацию или даже в отдельную религию с огромным числом последователей. В своё время сектами были такие мировые религии, как христианство, ислам, буддизм.

На латыни слово secta имеет множество значений: путь, правило, образ действия, мыслей или жизни, учение, направление, школа, ересь, ложное учение и даже шайка. Первоначально слово secta происходит от слова sequī, что в переводе означает «повиновение» или «следование». При этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом sector и другими производными от seco – «резать, разделять, отсекать». Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Однако уже в раннехристианскую эпоху слово стало употребляться для обозначения учений, которые откололись от официальных верований. Смысловой нагрузкой слова «секта» сперва несли слова «учение, вера, школа, направление», но со временем непринятие новых учений официальной религией, деноминацией, изменило смысловую нагрузку, которую несло слово «секта» и таким образом просто «учения» стали «ложными учениями». Вплоть до Реформации слово «сектант» являлось синонимом слова «еретик». Реформация всё изменила. Эти два понятия стали чётко разграничиваться. Отныне секта означала отколовшуюся или только что возникшую группу людей, организацию, а ересь – учение, которое не согласуется с официальной доктриной церкви, конфессии. Такое разграничение понятий сохранилось и до сего дня в большинстве мировых религий, однако в греческом богословии в обоих значениях слов «секта» и «ересь» по-прежнему употребляется одно слово, которое эти понятия не разграничивает.

Существует несколько вероучительных особенностей сект.
1. Конфликт с основной религией. Этот конфликт может быть как скрытым, так и иметь более яркую окраску. Своё учение сектанты рассматривают, как истинно верное и только у них находится верный способ обрести спасение.
2. Для сект особо характерны обвинения исходной религии в предательстве, заблуждении и отступничестве от истины, призывы вернуться к первоначальным истокам веры (например, реформизм в адвентизме).
3. Довольно короткий промежуток времени, в рамках которого сформировалась секта. Само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (иудаизм) в начале первого века нашей эры, поэтому основные христианские религии нельзя называть сектами, так как они формировались в течение долгого времени, а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера или лидеров. В то же время, многие протестантские религии возникли именно как секты (баптизм, методизм, адвентизм), поэтому этот термин до сих пор употребляется по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям, но не к самому протестантизму в целом. Разговаривая с рядовым украинцем о принципах, изложенных в Священном Писании, после Вашего «выступления» он обязательно задаст следующий вопрос: «А сколько лет вашей церкви?» (Вам жутко повезёт, если при разговоре с ним он не обзовёт Вашу Церковь сектой!). При этом явно подразумевая, что его «родная, святая вера православная» существует уже целые столетия!

В ХХ столетии, особенно после Второй мировой войны, появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются (по своей воле, либо по воле общества, которое их не воспринимает) сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж, «научная» дианетика Хаббарда. Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – секты, которые сочетают в себе элементы разных религий. Например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма или всё та же дианетика, которая так стремится быть научной, что сочетает в себе термины из области физики, астрономии, при этом взяв за основу основные буддистские и христианские принципы отношений между людьми.

Обычно секты, вышедшие из христианства, самим христианским миром не признаются христианскими, так как секты меняют приоритет Священного Писания на приоритет какого-либо нового откровения, письма, послания, либо книги. Например, мормоны, которые почитают Джона Смита (основателя секты) наравне с Иисусом Христом, а его выдуманную Книгу Мормонов наравне с Книгами Священного Писания – Библией. Это, однако, не говорит, что от Библии мормоны полностью отказались. Здесь присутствует «фактор выборочности» — слабое место большинства конфессий – когда из Библии берутся лишь те главы, отрывки, стихи или даже просто слова, которые необходимы для подтверждения той «истины», которая была изречена проповедником, пророком, либо которая записана в других «священных» книгах и письменах. При этом контекст самого текста, смысл, переданный в Священном Писании, теряется, упускается по ненадобности. Одним словом – они берут то, что необходимо взять для подтверждения своей «правды».

Русскоязычная терминология религиозных групп заметно отличается от англоязычной. Понятию секта соответствует два термина: sect и cult, основным различием между которыми признается необязательность для cult отделения от другой религиозной группы и отсутствие призыва к очищению данного религиозного учения и возврата к исходным корням. Вместо этого cults наоборот основываются на новых откровениях, пророчествах и нетрадиционных или эзотерических знаниях. Более узко, особенно в последнее время, термин cult используется аналогично русскому тоталитарная секта.

Тоталитарные секты – это особая разновидность сект. Тоталитарная секта — это религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие «тоталитарная секта» значительно усилило отрицательную смысловую нагрузку слову «секта» не только благодаря своей фанатичности, но в основном именно из-за того, что под контролем оказываются финансовые активы и личная жизнь последователя.

Основные отличия тоталитарных сект от других сект и вообще религиозных организаций касаются не их вероучения, а способов привлечения и удержания новых членов в своей общине. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность внутренней структуры и идеологии, и обман рядовых членов. Во многих странах общественными или правительственными организациями разрабатываются специальные списки признаков, которые должны позволить отличить тоталитарные секты среди множества религиозных групп, во многих странах разработаны законопроекты по запрету таковых. Доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики по сей день.

В тоталитарной секте лидер считается не просто святым, посланником Господа, вестником апокалипсиса и пророком Всевышнего, а самим Богом! Его слово должно выполнятся беспрекословно, его взгляд – свят для несчастных грешных. Стоит вспомнить и о сексуальных утехах, которые «гуру» может позволить себе в любой момент (даже во время священных обрядов и богослужений), при чём партнёра не только своего пола и возраста, при чём партнёром может быть не только человек!… Одним словом, ему, ей или им (семье «богов») позволено абсолютно всё, что пожелает их ненормальная психика. При этом они обладают несметными богатствами своих последователей, у них сотни шикарных, самых дорогих автомобилей последней марки, десятки домов и имений по всему миру. Имеются даже целые дворцы – для бога, ведь, ничего не жалко, особенно если он сам гарантирует тебе спасение и вечную жизнь. Стоит лишь «оставить греховный мир» и подписаться под документом, которым ты передаёшь своему «богу» свою квартиру, дом, машину, номер кредитной карточки и так далее – в общем, всё, что у тебя есть. Далее – дело за самим богом, если ему понравится новый последователь и его семья, то и женой и детьми ему воспользоваться нет особого труда.

Тоталитарной секте присуща эсхатологичность вести, или истины, которой обладают последователи секты. Грядущий конец света – вот основной момент, который они особо подчёркивают и используют для запугивания людей с целью удержать в организации и привлечения новых членов, которые сами по себе подвержены влиянию со стороны любых подобных учений и организаций.

Провести границу между двумя типами сект – «классическими» и «тоталитарными» – не всегда просто. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем ослабеть в самой структуре организации, стать менее радикальными, войти в общественную и даже политическую жизнь, начать диалог с другими религиями. Как правило, тоталитарные секты не долговечны и существуют в среднем полтора поколения, пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался и кто был ярым приверженцем своего «бога». В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают вовсе, либо превращаются в обычные секты.

Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты или деструктивные культы, называемые также секты-убийцы, которые виновны в самоубийствах и убийствах (жертвоприношениях) других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и оспариваться не могут. Среди них такие, как «Аум Синрикё», «Ветвь Давида», «Армия сопротивления Господа» и другие. Самоубийство является крайней, однако, не единственной формой деструкции личности. Считается, что любые секты, которые вырывают человека из общества, которое его окружает и навязыванием ему своих принципов и понятий об этом самом обществе, его смысла существования и предназначения, являются деструктивными, так как разрушают сознание человека.

А теперь представьте обычного человека, который знает и про Псай-Бабу, про многочисленных учителях с Востока, у которого наверняка какой-то родственник побывал в Белом Братстве (Юсмалос), который наслышан о всех финансовых махинациях, извращениях, убийствах и даже самоубийствах. Что он будет делать и как поступит в данной ситуации? Есть 4 пути, по которым может пойти человек.
1. Стать чистой воды атеистом и перестать верить в Бога вообще, утешая себя теориями о развитии человека, как существа вечного прогресса.
2. Продолжать верить в Бога, но отстраняться абсолютно от всех ему известных и неизвестных религий, при этом «верить» означает для него лишь уверенность в том, что Бог существует.
3. Пойти по стопам предков, доверяя их великому опыту и принять ту веру, которой принадлежали они, будь то официальная религия государства, то есть религия большинства — православие. Это может быть также и ислам, буддизм и даже язычество.
4. Окунуться в поиски той истины, которая для него станет спасительной. Тщательно исследовать Писания и просить помощи у Господа.
А этот путь – самый верный из всех, чтобы найти Его!

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне»,- говорит Господь. (Ин. 5:39)

Подготовил Воронюк Юрий

Сергей:Стаття непогана, але мало конкретики. Сектою С” будь-яка релС–гС–йна чи псевдорелС–гС–йна органС–зацС–я, яка протиставляС” себе панС–внС–й культуротворчС–й релС–гС–С— в певнС–й краС—нС–. Тому, можливо, тС– ж адвентисти не С” сектою в США, але в УкраС—нС– культуротворчими релС–гС–ями С” православС–С” та католицизм (на ЗаходС–), С–слам (у кримських татар). Адвентисти доволС– зневажливо ставляться до православноС— церкви як до малосвС–домих обрядовС–рцС–в та напС–вязичникС–в, вважаючи себе С–стинними духовними християнами. ЗвС–сно, з боку православних недостатнС–м аргументом С” апеляцС–я до власноС— древностС–, але С–снуС” С– богословськС– вС–дповС–дС– на виклики адвентизму, якС– адвентисти не бажають помС–чати. Непоганим дослС–дженням (хоча частково компС–лятивним) тоталС–тарних сект С” праця православного сектознавця О. ДворкС–на Сектоведение: Тоталитарные секты, С” працС– диякона проф. А. КураС”ва, якС– я радив би адвентистам.

Рубрика: Мир религий

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.