Перевод текста и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 10 глава (часть 2)

08-07-2017, Комментариев нет

ГЛАВА – 10 (2 часть)

16 Вот, Я посылаю вас словно овец в волчью стаю; будьте как змеи во всем благоразумны, и чисты, как голуби.

17 Берегитесь людей: они будут отдавать вас в советы и в собраниях своих будут бичевать вас;

18 И поведут вас к царям и к наместникам за имя Мое, и будете свидетельствовать обо Мне как им, так и язычникам.

19 Когда же предадут вас, не переживайте о том, что и как вы будете говорить: вам будет открыто, что надо говорить;

20 Ведь не от себя вы будете говорить, а Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – ребенка; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

22 И будете ненавидимы всеми из-за имени Моего; но выстоявший до конца спасется.

23 Когда же будут преследовать вас в этом городе, бегите в другой; истинно говорю вам, не успеете обойти все города Израиля пока придет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга – господина своего.

25 Ученик довольствуется тем, что мечтает стать как его учитель; слуга – как его господин. Если хозяина дома назвали Вельзевулом, то что могут услышать в свой адрес члены его семьи?

26 Поэтому не бойтесь их; нет ничего скрытого, что не стало бы явным; и тайного, которое не будет узнано.

27 То, что говорю вам в темноте, говорите при свете; услышанное шепотом, провозглашайте с крыш домов.

28 Не бойтесь тех, кто может умертвить ваше тело, душу же не могущих убить. Бойтесь более могущего и душу, и тело уничтожить в геенне.

29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без Отца вашего.

30 Ваши же волосы на голове все сосчитаны.

31 Поэтому не бойтесь; ваша ценность превышает любое множество воробьев.

   Содержание второй части 10 главы:

I Воззвание к вестникам (16-22 стихи)

II Благоразумие вестника (23 стих)

III Страдание Христа и Его вестников (24-25 стихи)

IV Бесстрашие вестника (26-31 стихи)

I Воззвание к вестникам (16-22)

Когда мы говорили о Нагорной проповеди Иисуса, то подметили, что Матфей является хорошим систематизатором. В Нагорную проповедь он собрал весь материал на одну тему из разных временных высказываний Иисуса. Здесь мы наблюдаем подобное, он также объединил в одну тему все, сказанное Иисусом в разные времена и по разным причинам на тему, обращенную к вестникам. А это и не плохо иметь материал на одну тему, собранный в одно место, чем читать события, скрупулезно сохраненные в хронологическом порядке. Матфей совершает что-то вроде тематической проповеди, собранной сугубо из событий, связанных на определенную тему. Эта тема как раз о воззвании к вестникам, об их благоразумии во время благовествования; и вообще, что ожидает их на этом поприще, и как они должны вести себя во время гонений. Вот об этом мы и поговорим, раскрывая текст этой части главы. В первой части главы мы познакомились с двенадцатью апостолами, рассмотрели поручение, которое им было дано, поговорили о снаряжении вестника и об его этике. И вот теперь, говоря о воззвании к вестникам, Матфей приводит слова Иисуса:

«Вот, Я посылаю вас словно овец в волчью стаю; будьте как змеи во всем благоразумны, и чисты, как голуби».

Дав ученикам общее представление о предстоящем служении, Христос переходит к деталям. Эти наставления — своего рода этика поведения. Определенные качества должны быть характерны для благовестника. Сравнивая их с овцами, Иисус хотел подчеркнуть их мягкость во взаимоотношениях с ближними, которыми они должны обладать. Ведь можно с волками жить и по волчьи выть, а можно среди волков оставаться кроткими и мягкими, словно овцы. Но проявляя кротость, не следует впадать в другую крайность, чтобы «волки» не вздумали не только показать свои зубы, но и применить их. Чтобы этого не случилось, Христос дает наставление быть благоразумными, рассудительными и осторожными. Почему, как змеи? Змея, как правило, сама не нападает на человека, она пытается уползти, но защищаясь, она реагирует очень быстро и решительно. Опасность может поджидать евангелиста на каждом шагу, и не всегда следует оставаться невинной овечкой и быть тут же растерзанной волками. Дела злонамеренных людей надо предвидеть. Конечно, не во всем следует подражать змее; используя ее проворность, не следует быть такой же хитрой, как она. Здесь подходит уже больше голубь, свободный от обмана и хитрости, который более прост и чист в этом отношении. То есть, миссионер должен избегать конфликтных ситуаций, беря для себя как пример от овцы, от змея и от голубя все самое положительное.

Наставляя миссионеров, Христос не умолчал и о том, что их все же ожидает на этом поприще. При всей осторожности, не избежать им преследований и бичеваний. Но это будет способствовать тому, что им представится возможность быть свидетелями перед высокопоставленными людьми мира сего: их приведут к царям или к их наместникам, и они должны будут свидетельствовать о Христе перед ними. А как иначе весть может достигнуть этих чиновников? Только таким методом, методом унижения, бичевания и преследования.

Рассматривая это предупреждение, мы вновь убеждаемся в том, что Матфей собрал высказывания Иисуса не только перед первым миссионерским путешествием учеников, но и Его наставления уже после Его воскресения, потому что основные преследования апостолы имели уже после вознесения Христа.

Нельзя читать этот отрывок без чувства глубокого изумления перед честностью Иисуса. Он всегда, не колеблясь, говорил людям, что их ожидает, если они последуют за Ним. Он как бы говорил: «Вот вам Мое задание. Несмотря на то, что оно может сопровождать вас самыми мрачными оттенками, продолжите ли вы его совершать?» Хотя это не из популярных методов приобретения сторонников, но Христос действует прозрачно, не утаивая то, что Его ученик – это мученик, и он, совершая свое поручение, идет по следам своего Учителя.

Иисус предупреждал Своих учеников, что в будущем против них могут объединиться: общество, церковь и семья. Что могло послужить причиной тому? Чем христиане были неудобны обществу? Неужели желанием жить чистой, морально правильной жизнью? Оказывается, да. Начиная от дней Авеля и продолжая днями праведных пророков, верные Богу всегда имели тех, кто их ненавидел. Благочестивая жизнь режет слух, выедает глаза и жжет сердце беззаконника. Но не за праведную жизнь преследовали христиан, против них воздвигали несправедливую клевету. Так было всегда, потому что противник всякой истины еще жив, и сторонников у него немало. О христианах говорили, что они людоеды, потому что Христос сказал: «едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь» (Ин 6:56). Христиан обвиняли в безнравственности и половой распущенности на основании того, что они совершали совместные трапезы, которые назывались «агапэ» — Вечеря любви. Проповеди о грядущем конце века дали повод обвинить их в поджоге Рима. Их обвиняли в нелояльности к римскому императору и вообще к стране, потому что христиане не поклонялись никому, кроме Бога, а римский кесарь требовал поклонение и ему также, как божеству. Одним словом, кто ищет повод обвинить истинных детей Божьих, тот его найдет, и не один.

Предупреждая учеников, Иисус пророческим взором глядел гораздо дальше, нежели на гонения в первом путешествии по Галилее, которых, по всей видимости, еще тогда и не было. Основные гонения на христиан обрушились уже после вознесения Христа, они продолжаются и до наших дней. Особо ярко они были выражены в коммунистических странах в середине прошлого века. Но и сейчас нам не следует расслабляться.

Христианство первого века, вне всякого сомнения, серьезно повлияло и на определенные имущественные права и интересы представителей языческой религии. Когда христианство появилось в Ефесе, это нанесло тяжелый удар ремеслу серебряников, потому что спрос на их продукцию резко сократился (см. Деян 19:24-27). Римский писатель Плиний Младший в письме императору (Плиний Младший: «Письма» 10, 96) сообщает о том, что предпринял шаги к тому, чтобы помешать быстрому распространению христианства с тем, чтобы люди стали вновь посещать опустошенные храмы; чтобы возобновились, после длительного перерыва, священные празднества. Совершенно очевидно, что распространение христианства вело к вымиранию некоторых ремесел и промыслов, и те, кто потерял свое дело и свои деньги, вполне естественно, относился к христианству негативно. Несомненно, кукловод дьявол дергал за все ниточки, чтобы возбудить в народе ненависть к христианам.

Что предстояло перенести гонимым христианам? Одно из наказаний, как у иудеев, так и у римлян, было бичевание. Ап. Павел неоднократно подвергался этому методу наказания. По установленному закону, не имели право давать больше сорока ударов за одну экзекуцию. Если сначала бич был с одной плеткой, то наказуемый и получал сорок ударов, милости от палачей ждать не приходилось. Но после, а это было уже ко дням Павла, палачи упростили себе свою обязанность, они имели бич сразу с тремя плетками, и одним махом палач наносил удар сразу в трех местах. Утроенные тринадцать ударов составляли тридцать девять плеток. Если совершить еще один удар, то будет уже сорок два, что превышало бы узаконенную норму.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – ребенка; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

22 И будете ненавидимы всеми из-за имени Моего; но выстоявший до конца спасется.

Слова эти не утешительны, но правдивы. Хотя элемент утешения и здесь присутствует, он в самом последнем слове «спасется». Но чтобы спастись, надо преодолеть пять действий, выраженных пятью глаголами: «предаст», «восстанут», «умертвят», «будут ненавидеть» и «надо выстоять» и, при том, до конца. Здесь заранее говорится, в чем будет выражен результат миссионерской деятельности, потому что не только общество, но и семьи разделятся по разным религиозным принадлежностям. Неверные будут неистовствовать и не пощадят даже своих домашних. Но ключевая утешительная мысль заключается в словах: «Но выстоявший до конца спасется». Это та цель, на которую устремляет свой взор веры благовестник. Но с другой стороны, читая эти слова в отрыве от всего учения о спасении, может показаться, что спасение можно заслужить стойким терпением. Мы знаем, что так истолковывать эти слова нельзя, потому что во всем Писании спасение представляется как добровольный дар Божьей благодати по вере (Еф 2:8-9). Не означает этот стих также и то, что верные Христу будут спасены от физической смерти; в предыдущем стихе предсказывается смерть некоторых верных учеников. Объяснение самое простое: терпение – признак истинно спасенных для жизни вечной. Выстоявшие до конца во время гонения своей стойкостью показывают, что они истинно верующие и их ждет при Пришествии Христа небесная обитель.

II Благоразумие вестника (23 стих)

23 Когда же будут преследовать вас в этом городе, бегите в другой; истинно говорю вам, не успеете обойти все города Израиля пока придет Сын Человеческий.

Некто однажды сказал, что в том, чтобы бежать от опасности, больше героизма, чем в том, чтобы остановиться и встретить ее. Чтобы понять, когда надо бежать, нужна настоящая мудрость. Это тоже элемент благоразумия — не лезть на рожон. В этом отрывке рекомендуется соблюдать мудрую и христианскую предосторожность. Верующие должны по возможности избегать конфронтации и конфликтов. С одной стороны, преследование не должно остановить благовестника, с другой – когда труд оказывается напрасным в одном месте, посланники царства должны поспешить на другое место, надеясь, что там найдется кто-нибудь, желающий их слушать. Это не добродетель — терпеть гонения ради гонений, как будто это средство для наследования заслуги в книгах небесных. Во время своего собственного служения Христос проявил принцип, который предписал и двенадцати, и при этом представил примеры тех обстоятельств, при которых мы должны его применить. После отвержения Его Синедрионом, по случаю исцеления расслабленного в Вифезде, Он отошел в Галилею (см. 4:12), и впоследствии Он, при подобных обстоятельствах, удалился из Назарета в Капернаум (см. Лк 4:30-31), из Галилеи в Финикию (см. Мф 15:21), из пределов Магдалинских в Кесарию Филиппову (16:1-13), и из Иудеи в Ефраим (Ин 11:53-54). Когда Иерусалимские христиане были рассеяны, после умерщвления Стефана, — они рассеялись во все стороны, «проповедуя слово» (см. Деян 8:1-4). Смелость – это не безрассудство; нет ничего хорошего в том, чтобы напрасно рисковать; благодать Божья служит защитой не безрассудного, а предусмотрительного. Избегать опасности – не грех, грех убегать от исполнения долга.

Трудными для понимания могут быть слова: «не успеете обойти все города Израиля пока придет Сын Человеческий». Этот текст прежде всего надо рассматривать в его первом значении, а потом уже сделать вывод, что могли означать эти слова более широкомасштабно. Что поняли ученики из этих слов? Прежде всего надо отметить, что термин «Израиль» в их представлении во дни Христа не употреблялся в его географическом значении, так как этой территории уже не было. Этот термин применялся к народу Израильскому, которым практически оставалось в основном колено Иуды, то есть, иудеи. Возможно, ученики поняли, что они пойдут в миссионерское путешествие, и, не успев пройти все города, где проживали израильтяне, Христос придет к ним на встречу. Но Христос обозначил более широкомасштабное значение этого выражения. Духовным Израилем ознаменовали христиан, и Иисус видел потенциальных христиан и в языческих странах. Он же называет Своим народом тех, кто находится еще в духовном Вавилоне, но призывает их выйти из него. Так и здесь, по всей земле Христос видел уже потенциальных Своих последователей, вплоть до наших дней. Так что, до самого Его Пришествия будет место, где нужно будет трудиться, и объявятся сердца, которые примут весть спасения. И эта мысль должна быть лейтмотивом в возвещении трехангельской вести миру. В библейских отрывках, повествующих о будущем, концепция преподанной мысли часто перемещается от ближайшего к далекому будущему. Пророчество может иметь и неполное, относящееся к ближайшему времени значение, и завершенное, более далекое по времени исполнение. Этот нюанс следует учитывать в пророческих предсказаниях будущего.

III Страдание Христа и Его вестников (24-25 стихи)

Иисус предупреждает Своих учеников о том, что с ними может произойти то же самое, что произойдет и с Ним. Иудеи хорошо знали выражение: «Ученик не выше учителя, и слуга – господина своего». В этом высказывании просматриваются два интересных нюанса:

  1. Это предупреждение о том, что, если их Учитель и Господь Иисус перенесет страдания, то Его ученики и последователи, христиане, не избегут их. Он предлагает разделить с Ним не только славу, но и тернистый путь, ведущий к славе.
  1. Страдание за Христа – это преимущество, своего рода привилегия. Не гораздо ли лучше пострадать за Христа и иметь чистую совесть и удовлетворение от выполненной работы, нежели пострадать как преступник и вор?!

Но могли ли ученики вполне осознать то, что их ожидало? Им приходилось удивляться, почему к ним должно быть плохое отношение? Если Иисус был Мессией, то почему Его ученики должны страдать, вместо того чтобы царствовать? Перед ними была пелена, которая застилала взор, и слова Христа оставались непонятыми, потому что пеленой перед ними были их предвзятые мнения о наступающем земном Царстве Иисуса Христа.

IV Бесстрашие вестника (26-31 стихи)

Три раза в этом эпизоде Иисус призывает учеников: «Не бойтесь». Давайте проанализируем их.

Первое: «не бойтесь»

26 Поэтому не бойтесь их; нет ничего скрытого, что не стало бы явным; и тайного, которое не будет узнано.

27 То, что говорю вам в темноте, говорите при свете; услышанное шепотом, провозглашайте с крыш домов.

То, что апостолы услышали от Господа наедине («что говорю вам в темноте» и «услышанное шепотом»), они должны были, не страшась, провозглашать всему народу («говорите при свете» и «провозглашайте с крыш домов), помня, что Сам Отец Небесный знает, в каких обстоятельствах они находятся, и заботится о них.

Ключевое слово «поэтому» говорит о том, что эта тема была уже поднята Иисусом, и теперь Он ее резюмирует. Его увещевание направлено теперь на то, чтобы ученики не боялись тех, кто будет им препятствовать провозглашению вести. Он хочет сказать, что весть, в которой содержится истина, вещь не материальная, ее невозможно заточить в темницу, ее нельзя и распять на кресте. Да, вас будут гнать, бичевать, но вы провозглашайте истину с крыш домов, с возвышенных мест, чтобы многие могли вас услышать; пусть истина восторжествует. Несмотря на то, что христианина ждут испытания, он должен всегда помнить, что грядет тот день, когда все увидят истинную ценность гонимого вестника и героизм христианского свидетеля. Так что, не стоит бояться кажущейся победы гонителей Христовых вестников, дело правое, санкционированное самим Господом, восторжествует. И если для кого-то Евангелие до сих пор окутано тайной, каждый вкусит ее истинный смысл и сделает соответствующий выбор – принять весть спасения или ее отвергнуть.

Второе: «не бойтесь»

28 Не бойтесь тех, кто может умертвить ваше тело, душу же не могущих убить. Бойтесь более могущего и душу, и тело уничтожить в геенне.

29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без Отца вашего.

30 Ваши же волосы на голове все сосчитаны.

Теперь Христос углубляет мысль о страданиях и даже о смерти за возвещение истины. Но здесь есть два момента, которые дьявол радикально перевернул в умах людей. Доктрина одних заключается в том, что они верят в обусловленную бессмертность. Что это значит? Эта доктрина заключается в том, что душа взбирается все выше и выше, пока она не сольется с бессмертностью, счастьем, блаженством Божиим; а кара злого человека, который не хочет изменить свою жизнь к лучшему, несмотря на призывы Бога, заключается в том, что его душа опускается все ниже и ниже, пока наконец не сотрется вовсе и перестанет существовать. Другие верят, что душа вообще бессмертна. Но текст говорит обратное: «Бойтесь более могущего и душу, и тело уничтожить в геенне». Речь идет о том, что люди могут убить человека (временная смерть тела); Бог же может осудить человека на вечную смерть. Иудеи сознавали ужас Божьего наказания, и им слова Иисуса были вполне понятны. Им понятны были и слова о геенне, хотя многим современным христианам это дает повод для ложного толкования состояния души после смерти. Вообще-то, еврейский термин «геенна» состоит из двух слов: «долина» и «(сыновья) Еннома». Вот исторический текст:

«И он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых» (2 Парал 28:3).

Эта долина находилась у стен Иерусалима, где поклонялись хананейскому богу плодородия и огня, принося ему в жертву детей. Называлось это божество Молох. Эта долина со временем превратилась в свалку, куда сносили и мусор, и мертвых животных, да и людей, казненных на преступление. Христос использовал эту мусорную свалку, где постоянно были: огонь, неприятный смрад и черви, как метафору вечного наказания. Но люди сегодня буквально интерпретируют эту метафору о геенне, где якобы во веки веком горят души человеческие.

Что представляет из себя душа человека? Это важный вопрос. Словарная форма греческого слова «псих`и» имеет несколько значений. Давайте рассмотрим их.

1) дыхание

2) жизнь

3) душевные свойства, характер, нрав

4) настроение, чувства, эмоции

5) личность, человек

В слове «псих`и» нет ничего даже отдаленно напоминающего сознательное существо, которое могло бы пережить кончину тела, и таким образом быть бессмертным. Ни в одном случае «псих`и» в Библии не относится к сознательному существу, способному жить вне тела. Библия ничего даже не намекает о живой, сознательной душе, которая предположительно переживает тело.

Итак, последователи Христа не должны бояться людей, они должны иметь благоговейный страх перед Тем, Кто может и душу, и тело погубить в геенне, то есть, умертвить навеки в озере огненном. Самая большая утрата – это вечное разделение с Богом, с Христом и с надеждой.

Третье: «не бойтесь»

31 Поэтому не бойтесь; ваша ценность превышает любое множество воробьев.

Этот призыв не бояться основан на уверенности в том, что Бог очень хорошо заботится обо всем. Если Бог заботится о малых птицах, Он, конечно, позаботится и о людях. Человек, у которого есть весть, говорит людям, и он говорит это в присутствии Бога. О Джоне Ноксе сказали после похорон: «Здесь лежит человек, который так боялся Бога, что не боялся никого из людей». Мы не должны бояться смело говорить на тему о вести, которую мы имеем и которую поручено нам возвещать. Мы должны поведать людям то, что открыл нам Бог в Слове Своем. Свидетель Христов не имеет страха, потому что он знает, что суд вечности исправит суд времени. Христианский проповедник и учитель – это человек, который прислушивается с благоговением и говорит мужественно, потому что знает, что, когда он слушает и говорит, он находится в присутствии Бога.

Иудеи были уверены в том, что по отношению к Богу у человека всегда присутствуют и любовь, и страх. Они говорили: «Бойся Бога и люби Бога, в законе сказано и о том, и о другом; действуй и из чувства любви, и из чувства страха; из любви – потому что любящему чуждо чувство ненависти; из страха – потому что боящийся не станет бить». Но иудеи никогда не забывали, – что и мы тоже не должны забывать, – об абсолютной святости Бога и о Его всемогуществе. А это значит, что, с одной стороны, мы ходим перед Богом в благоговейном страхе, так как Бог абсолютно свят; с другой стороны, в проповеди Евангелия мы не страшимся людей, потому что на нашей стороне всемогущий Бог.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"