Алкоголь и Библия

28-05-2017, Комментариев нет

Большинство людей регулярно прибегают к разным видам анестезии. Всем нужен некий «костыль», чтобы идти по жизни. Вот только разные виды обезболивания имеют разный побочный эффект.

Библия в дискуссии насчет (не)приемлемости употребления алкоголя почти не прибегает к медицинским аргументам. Я этот момент уже разбирал в теме «Почему я не ем свинину». Медицины в современном смысле не существовало до конца ХІХ века. Да и не дают научные исследования сколько-нибудь последовательной картины этого вопроса. Одни покажут вред алкоголя, другие будут утверждать его пользу.

Гораздо легче увидеть социальные, психологические и духовные эффекты винопития

Это главная причина разводов в Украине (а сейчас распадается порядка 40% семейных пар), а в мире это одна из важнейших причин уголовных преступлений, бытового насилия, дорожно-транспортных происшествий (80% случаев!), а также факторов сердечно-сосудистых заболеваний. В Украине от инфарктов и инсультов ежегодно умирает порядка 600.000 человек.

Запрещает ли, ограничивает ли Библия винопитие? Ответственна ли эта книга за всемирную волну насилия, несчастий и болезней, вызванных алкоголем?

Налоговый адвокат Киев — юридическая помощь предпринимателям по уплате налогов и при налоговых проверках.

Как в библейские времена делали и сохраняли вино?

Виноградный сок с мякотью уваривали до состояния желе и заливали в ме́хи — кожаные сшитые мешки, которые хранили в прохладном месте. Продукты из винограда (тот же изюм) были частью ежедневного меню. В Древнем мире не могли остановить брожение вина, и оно было сладким вначале (молодое вино), затем бродило, в конце концов превращаясь в уксус.

Все упоминания пьянства в Библии касаются богатых людей. Бедняки не могли себе позволить пьянство, т.к. вне периода сбора винограда вино было дорогим напитком, в основном привозным из Египта, Греции либо других стран. Обилие вина ассоциировалось с богатством (Прит.3:9-10).

Праведники при питье вина градус ослабляли, разбавляя желе из мехов водой (Прит.9:2). Пьяницы же употребляли вино приправленное (Прит.23:29-30).

Чистый спирт впервые получили арабы в начале 7 века. Само слово «алкоголь» арабского происхождения, и означает «одурманивающий». Ранее все напитки были со слабым градусом.

Когда Иисус говорит, что привыкший ко вкусу выдержанного вина отвергает вино нового урожая (Лук.5:39), Он по контексту критикует иудеев, не готовых пересмотреть свои взгляды и принять Его мессианство. Его учение — это новое, молодое, сладкое вино, требующее новых мехов.

Хвалит ли Библия вино и употребление спиртного? Пару раз хвалит, но позднейшие упоминания перечеркивают эти похвалы.

а) Мутные глаза: Иаков плюс (Быт.49:12 нет своих виноградников) — Соломон (Прит.23:30 мутность глаз — минус (много вина). В обеих цитатах разные формы одного слова — в Бытие это прилагательное, в Притчах существительное.

б) Сотворенное Богом вино веселит сердце (Пс.103:14-15) — но развеселившийся от вина персидский царь наломал дров (Есф.1:10).

Есть ли в Библии призывы употреблять алкоголь?

Прит.31:6 Дайте сикеру погибающему (осужденному на смерть).

Запрещает ли Библия употреблять алкоголь? Много раз и в разном контексте.

Храм: священникам на служении (Лев.10:9) и назореям (Чис.6:3). Сравните с тем, что языческие культы базируются на психоактивных веществах.

Моисеев Закон предписывал смертную казнь сыну-пьянице (Втор.18:21).

Иеремия высказывает благословение трезвенникам-рехавитам (Иер.35:6).

Взгляд еврейской Библии на употребление алкоголя полнее всего показывает книга Притчей: Прит.31:4-7.

Соломон более всего говорит на эту тему, потому что жил в эпоху изобилия и обращался к юным олигархам, которые могли себе позволить пьянство.

Не царям пить вино, чтобы не исказить правосудия. Ответственность несовместима с затуманенным рассудком.

Когда подвыпившие цари и князья искажали правосудие?

Ной (Быт.9:24): посмешище для Хама, проклятие Ханаана.

Лот (Быт.19:32): кровосмесительная связь с дочерьми, рождение родоначальников нечестивых наций.

Исаак (Быт.27:28): благословение не тому сыну.

Иаков (Быт.29:22-25): взял в жены Лию вместо Рахили.

Амнон (2Цар.13:28): месть Авессалома за обесчещенную сестру.

Самарийские аристократки (Ам.4:1): признак морального разложения общества.

Священники (Ис.28:7): искажение Закона.

Валтасар (Дан.5:2): оргия с сосудами из Божьего Храма, смерть, гибель царства.
Артаксеркс (Есф.1:10): развод с мудрой царицей.

Ирод (Марка 6:21-22): пир, поспешная клятва, казнь Божьего пророка.

***

Иисус и вино (Иоан.2). Каменные бассейны для ритуальных очищений — миквы (на фото — миква 1128 года в городе Шпайере). 100 литров х 6 = 600 литров. Вода. Распорядитель пира пробует вино, не зная, что оно взято из миквы. Начало чудесам Иисуса, ученики уверовали, приближается Пасха. Видно, что на свадьбе пили алкогольное вино: «когда напьются», то потеряют остроту вкуса. Какое вино сотворил Иисус?

Первая версия: Иисус превратил воду в алкогольное вино, но поместил его в неприемлемый для питья сосуд — общественную купальню. Вторая версия — Иисус незадолго до сбора нового урожая подарил молодоженам 600 литров виноградного сока. В питье сладкого (молодого) вина будут подозревать апостолов на Пятидесятницу (Деян.2:13) — полтора месяца после Пасхи.

Твезвеющая свадьба была захвачена этим событием, вся деревня оставшееся время торжества говорила не о молодоженах, а о чуде молодого раввина. Понятно, что на это время Иисус стал центральной фигурой свадьбы, к Нему были прикованы взоры, и появилась возможность представить Свое учение. Несколько дней спустя эти люди опять вспомнят о чуде Иисуса, потому что придут погружаться в эти миквы перед пасхальным паломничеством в Иерусалим. Иисус этим чудом (красной водой) обозначил начало Своего служения именно перед Пасхой, потому что на Пасху вспоминали события Исхода из Египта, где первым чудом Моисея было превращение воды реки Нил в кровь.

Павел называет переход через Красное (!) море крещением в Моисея (1Кор.10:2) и развивает символику христианского крещения как погружения в жертвенную кровь Иисуса (Рим.6:3-4).

Поит ли кого-то Бог неразбавленным вином? Еще и как. Поит нечестивых, осужденных на смертную казнь (Откр.14:9-10).

Как авраамические религии применяли эти свидетельства? Иудаизм выступает за умеренное употребление алкоголя. Христианство выставляет трезвенность как норму праведного человека. Церковники традиционно осуждали пьянство и теперь возмущаются спекуляцией виноделов на церковной теме типа «церковный кагор» и «шепот монаха». Ислам полностью запрещает винопитие.

В Библии пьянство относится ко грехам второго плана типа рабовладения или многоженства. Алкоголь исполнял много функций, которые теперь исполняются другим образом. Алкоголь был дезинфицирующим воду веществом, применялся для очищения ран (добрый самарянин), как анестезия перед смертной казнью, играл особую роль в экономике и меню Древнего Израиля.

Новозаветный взгляд на винопитие обобщает Павел (Еф.5:18-19). Христианская радость приходит от этилового спирта или от Духа Святого?

Имеет ли библейское основание идея полного воздержания от алкоголя? Писание показывает, что дух опьянения, дурмана, неразумия противоречит миссии Божьих слуг, которые посвящают свой разум познанию Всевышнего.

А у адвентистов есть дополнительный аргумент. Живя во время Небесного Суда, они обращают внимание на норму древнееврейского Дня Искупления: «смиряйте души ваши» (Лев.16:29, 16:31, 23:27, 23:32, Чис.29:7). Это слово может указывать как на требование физического поста (адвентисты воздерживаются от алкоголя и других наркотиков и призывают к умеренности в пище), так и на состояние внутреннего мира.

Вариантов два: общение с Богом, святая радость либо одурманивание рассудка, разрушение здоровья, бюджета, отношений и веры. Выбор за нами.

И да, Иисус обещает в Царстве Божьем напоить праведных новым вином (Мар.14:25).

Максим Балаклицкий

Иллюстрация


Рубрика: Библейские исследования, Здоровье, Образ жизни

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"